Статья 12. Тарифы страховых взносов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

2. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:

1) Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

4) утратил силу с 1 января 2012 г.

Источниками средств ОМС являются:

  • части отчисления предприятий, организаций и других ЮЛ в фонд ОМС от начисленной заработной платы;
  • иные поступления, предусмотренные законодательством РФ.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ; части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", другими нормативными правовыми актами, нормативно-методическими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

Таким образом, страховые платежи по ОМС уплачиваются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при их обращении за медицинской помощью.

Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависит от абсолютного размера платежа по ОМС.

Граждане с различным уровнем дохода (например, крупный бизнесмен, домохозяйка, дворник) и, соответственно, с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования. Утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения протоколы и стандарты диагностики и лечения, базовые перечни лекарственных средств призваны служить реализацией гарантий граждан РФ на оказание бесплатной медицинской помощи, обеспечения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами.

Таким федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения РФ (с 21.05.2012, ранее МинЗдравСоцРазвития), осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д.

Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (утв. ФФОМС 03 октября 2003 г. N 3856/30-3/и) устанавливают, что гражданам РФ гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" (статья 3), добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ и указанным Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Страховые взносы производятся в различных формах (наличная оплата, безналичное перечисление, использование пластиковых карт и др.). Предусмотрено добровольное медицинское страхование в форме коллективного и индивидуального страхования.

46)Субъекты и участники страховых отношений в сфере ОМС, их права и обязанности

 

Медицинское страхование служит одной из материальных гарантий реализации права человека на охрану здоровья. Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования определены Законом РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В соответствии с ним медицинское страхование осуществляется в двух видах – обязательном и добровольном.

Целью обязательного медицинского страхования (ОМС) является предоставление населению России равных возможностей в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ ОМС, а также финансирование профилактических мероприятий.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

В предмет права социального обеспечения входят только отношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС.

Федеральная программа ОМС – Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 г. утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 885.

Гарантированный переченьвидов медицинской помощи включает:

- скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни гражданина либо окружающих его лиц;

- амбулаторно-поликлиническую помощь, включающую профилактические мероприятия (прививки, диспансеризацию и пр.), диагностику и лечение заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов;

- стационарную медицинскую помощь.

При оказании медицинской помощи в рамках ОМС граждане обеспечиваются бесплатно необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а дети-инвалиды – специализированными продуктами питания.

Программа разработана исходя из нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, с учетом которых формируются бюджет Федерального и территориальных фондов ОМС.

На основе Федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой. В рамках территориальных программ производится медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту. Территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объемов медицинской помощи за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов.

Субъектами ОМС являются: застрахованный; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение

 

Застрахованными являются лица, работающие по трудовому договору, выполняющие работы или услуги по гражданско-правовым договорам, создающие произведения по авторским договорам, за которых уплачивается ЕСН. Индивидуальные предприниматели, адвокаты вносят этот налог за себя самостоятельно.

Застрахованные лицаимеют право на:

- выбор страховой медицинской организации (СМО);

- выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами ОМС;

- получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;

- получение медицинских услуг в соответствии с качеством и объемом, установленным программой государственных гарантий;

- предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др.

Страхователямивыступают как юридические, так и физические лица, вносящие часть ЕСН в качестве взносов в фонды ОМС. Плательщиками являются:

- за неработающее население – высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация;

- за наемных работников – работодатели;

- индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и др.

При недостатке в местном бюджете средств для оплаты медицинской помощи, оказанной неработающим лицам, выделяются дотации в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок регистрации страхователей в территориальном фонде ОМС и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. За отказ организаций от регистрации в качестве плательщиков ЕСН, сокрытие или занижение сумм, с которых он должен вноситься, нарушение сроков перечисления применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата которых не освобождает страхователя от выполнения обязательств по уплате ЕСН.

Страхователи имеют право:

- на выбор страховой медицинской организации;

- на осуществление контроля за выполнением договора ОМС.

Страхователи обязаны:

- заключить договоры ОМС;

- платить ЕСН;

- принимать меры по устранению воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье граждан;

- предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию и др.

Функции страховщика в системе ОМС выполняют страховые медицинские организации СМО. СМО – это юридические лица любых форм собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и получившие лицензию. Они не входят в систему здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями СМО.

Основной задачей СМО является оплата медицинской помощи, оказанной в соответствии с территориальной программой государственных гарантий и договором ОМС, осуществление контроля за объемом и качеством медицинских услуг.

Страховая медицинская организация имеет право:

- на выбор медицинского учреждения для оказания медицинской помощи по договорам медицинского страхования;

- на участие в определении тарифов на медицинские услуги;

- на предъявление иска к медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального вреда, причиненного застрахованному по их вине и др.

Страховая медицинская организация обязана:

- осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе;

- заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание застрахованным медицинской помощи по ОМС;

- выдавать застрахованному или страхователю медицинские полисы;

- контролировать объем, качество и сроки оказания медицинской помощи;

- защищать интересы застрахованных;

- для обеспечения устойчивости своей деятельности создать резервные фонды и др.

Медицинскую помощь в системе ОМС оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию. С 01.01.2007 г. аккредитация медицинских учреждений отменена, что может негативно отразиться на качестве медицинской помощи.

47)Виды медицинской и медико-социальной помощи

Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

Основы законодательства об охране здоровья граждан выделяют пять видов медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения участковыми терапевтами и педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также средним медицинским персоналом.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Скорая медицинская помощь осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

Порядок оказания скорой медицинской помощи установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. № 179.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений.

Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Перечень социально значимых заболеваний определяет Правительство Российской Федерации. К таким заболеваниям относятся онкологические заболевания, гепатиты В и С, туберкулез, психические расстройства, инфекции, передающиеся половым путем, сахарный диабет и др. Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280 утверждена федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)».

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определяет Правительство Российской Федерации. К таким заболеваниям относятся болезнь, вызванная ВИЧ, вирусные лихорадки, гельминтозы, гепатиты В и С, дифтерия, лепра, малярия, туберкулез, сибирская язва, чума, холера и др. Гражданам, страдающим подобными заболеваниями, медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Бесплатно, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи на 2009 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 913, предоставляется: первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Медицинскую помощь гражданам предоставляют:

  • учреждения и структурные подразделения скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);
  • амбулаторно-поликлинические учреждения и другие медицинские организации или их структурные подразделения и дневные стационары всех типов (амбулаторная медицинская помощь);
  • больничные учреждения и другие медицинские организации или их структурные подразделения (стационарная медицинская помощь).

Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).

Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, а именно:

  • при заболевании, в том числе остром;
  • при обострении хронической болезни;
  • при отравлении;
  • при травме;
  • при патологии беременности, родах, аборте;
  • в периоде новорожденности.

Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных проводятся в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

48)Договоры в системе ОМС

Все отношения субъектов ОМС оформляются договорами:

- между территориальным фондом ОМС (или его филиалом) и страховщиком о финансировании медицинской помощи в рамках ОМС;

- между страховщиком и медицинским учреждением;

- между страхователем и страховщиком (СМО) об организации и финансировании медицинской помощи определенного объема и качества по программе ОМС.

Указанные договоры характеризуются рядом специфических признаков. Во-первых, свобода волеизъявления сторон при определении их условий ограничена законодательством и типовой формой, утвержденной Правительством РФ. Стороны не могут по своему усмотрению изменить содержание типовой формы, т.е. сократить или увеличить перечень бесплатных для потребителя (застрахованного лица) услуг, размеры тарифов на медицинские услуги, требования к качеству медицинской помощи и т.п.

Во-вторых, субъекты ОМС не могут отказать друг другу в заключении договоров ОМС. За необоснованный отказ в заключении договора ОМС страховая медицинская организация может быть лишена лицензии по решению суда. Территориальный фонд или его филиал не имеют права отказать страховой медицинской организации в заключении договора на финансирование медицинской помощи, если она обеспечивает реализацию Территориальной программы государственных гарантий в полном объеме на основании заключенных с медицинскими учреждениями и фармацевтическими организациями договоров.

Страховые медицинские организации не имеют права использовать средства, предназначенные на реализацию программ ОМС, для коммерческой деятельности, они несут ответственность перед фондами ОМС за оплату медицинской помощи по ОМС.

Договор на предоставление лечебно-профилактической помощизаключается между страховщиком (СМО) и медицинским учреждением. Этот договор должен содержать перечень медицинских услуг, предусмотренных программой государственных гарантий, порядок расчетов и контроля качества медицинской помощи, условие об ответственности сторон и др.

Расчеты между СМО и медицинским учреждением производятся путем оплаты счетов, представленных медицинским учреждением, по утвержденным тарифам. Тарифы на медицинские услуги определяются соглашением между СМО, органами управления субъектов РФ и профессиональными медицинскими организациями.

Медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании помощи застрахованному лицу.

Оценка качества оказанной медицинской помощи производится страховой медицинской организацией в соответствии с Порядком оценки качества медицинской помощи, утверждаемой органом управления здравоохранением субъекта РФ. Качество медицинских услуг должно соответствовать медико-экономическим стандартам по каждой форме заболевания.

СМО осуществляет контроль качества медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными средствами. При нарушении условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

Каждый застрахованный гражданин получает страховой медицинский полис, что свидетельствует о заключении в отношении него договора ОМС между СМО и лечебно-профилактическим учреждением независимо от форм собственности. На детей до 16 лет полис получает один из родителей или представитель при предъявлении паспорта и свидетельства о рождении ребенка.

При обращении за медицинской помощью застрахованный обязан предъявить полис. При отсутствии полиса необходимо указать страховую медицинскую организацию, выдавшую полис. Полис действителен на всей территории РФ, а также на территориях других государств, с которыми РФ имеет международные соглашения. Беженцы и вынужденные переселенцы получают временные полисы на срок регистрации, указанный в удостоверении, выданном органами миграционной службы.

Если застрахованный получил медицинскую помощь за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис, то медицинское учреждение предъявляет счет за оказанные услуги территориальному фонду ОМС с указанием реквизитов полиса пациента. Затем этот счет направляется для возмещения расходов фонду по месту выдачи полиса.

Споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в пределах их компетенции. При рассмотрении исков о возмещении вреда, причиненного здоровью застрахованного лица в случае некачественного оказания бесплатной медицинской помощи, как правило, требуется проведение экспертизы. В соответствии со ст.79 ГПК РФ она осуществляется только судебно-экспертными учреждениями.

При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению может производиться независимая медицинская экспертиза, предусмотренная ст.53 Основ законодательства об охране здоровья граждан 1993 г. Экспертиза признается независимой, если эксперт не находится в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Однако в настоящее время независимая экспертиза проводится лишь в рамках патолого-анатомической экспертизы и военно-врачебной экспертизы. Несмотря на то, что Основы предусматривают принятие Правительством РФ Положения о независимой экспертизе, оно до сих пор не принято.

Такая ситуация, безусловно, не способствует созданию эффективной системы контроля качества медицинской помощи со стороны СМО.

Студенты должны хорошо изучить организационный механизм функционирования ОМС, знать права и обязанности субъектов ОМС, виды и особенности договоров, заключаемых в системе ОМС.

49) Прожиточный минимум, как основание предоставления социального обеспечения

 

сеобщая декларация прав человека: каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соц. обслуживание, кот. необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Ст. 7 Конституции: РФ - соц-ное гос-во, политика кот. направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный min размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты.

Т.е. цель гос. присутствия в соц. сфере представляется как достижение соц. равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей.

Право на соц. обеспечение гарантировано ст.39 Конституции: каждому гарантируется соц. обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Гос. пенсии и соц. пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное соц. страхование, создание дополнительных форм соц. обеспечения и благотворительность.

Т.е. сущность права на соц. обеспечения: гос-во гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишенным способности трудиться, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Важным является построение системы гос. минимальных соц. стандартов - установленный законом РФ минимально необходимый уровень обеспечения соц. гарантий, выраженный в соц. нормах (стандарты медицинских технологий, требований к качеству лечения и профилактике заболеваний; разработка и законодательное установление субъектами РФ региональных соц. норм и нормативов, кот. учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности; местные соц. нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований).

Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума: пенсии, пособия, компенсации, различные виды соц. обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в соц. помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. В настоящее время принцип не реализован: ни одна из выплат такого уровня не достигает. Однако гос-во не освобождается от обязанности гарантировать человеку достойные уровень жизни. По мере укрепления экономики гос-во юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам гос. гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении др. мер соц. защиты. Ст. 1: «прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы», «потребит. корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности min набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость кот. определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания».

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначен, в частности, для обоснования устанавливаемых на фед. уровне МРОТ, пенсий, стипендий, пособий и др. соц. выплат. Предусматривается поэтапное повышение МРОТ и пенсии до величины прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потреб. корзины и данных фед. органа исполнит. власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума в целом по РФ за II квартал 2016 г. на душу населения 9956 рублей, для трудоспособного населения - 10722 рубля, пенсионеров - 8163 рубля, детей - 9861 рубль.

В связи с принятием нового ФЗ от 03.12.2012 № 227 «О потребительской корзине в целом по РФ» несколько увеличены минимальные жизненные стандарты. По мнению экспертов, новая потребительская корзина россиянам нужна была, однако ее состав очень спорный, изменения, кот. были внесены новым законом, далеко не радикальные.

 

50)Понятие и виды государственной социальной помощи. Набор социальных услуг

Впервые понятие государственной социальной помощи было дано в ФЗ «О гос. Социальной помощи» от 17.07.1999 г.

Государственная социальная помощь - предоставление семьям с маленьким достатком социальных пособий, доплат к пенсиям, cубсидий, соц.услуг и жизненно необходимых товаров, т.е. определенных выплат.

Данная помощь оказывается гражданам с целью поддержания уровня жизни малоимущих семей, т.е. выравнивания с гражданами со средним достатком, которые не нуждаются в данной помощи. Государственная социальная помощь может быть оказана в виде денежных выплат и в виде натуральной помощи.

Категории граждан получающих помощь, ее виды формы и размер определяются органами социальной защиты населения.

Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например, пенсий, медицинской помощи, должно осуществляться согласно принципам права социального обеспечения.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве.

К ним относятся:

Адресность – предполагает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определенного вида социальных услуг.

Доступность – означает реальную возможность беспрепятственно воспользоваться социальным обслуживанием лицам, в них нуждающимся.

Добровольность – означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия.

Гуманность – свидетельствует о необходимости проявления уважительного отношения к нуждающимся в социальных услугах гражданам с стороны работников учреждений социального обслуживания.

Приоритетность – проявляется в предоставлении социальных услуг в первую очередь особо нуждающимся в них гражданам, например несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Конфиденциальность – указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обеспечения.

Профилактическая направленность социального обслуживания – заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

– связь обеспечения, как правило, с трудом;

– обеспечение не только граждан, но и их семей;

– свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

– приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

– зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

– всеобщность;

– финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет средств государcтвенного бюджета;

– дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые), природно-климатической зоны, продолжительности трудового стажа, причин нуждаемости и других факторов;

– универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом.

Более удачной представляется формулировка и разработка принципов права социального обеспечения , предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

– осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

– дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств;

– обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

– гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми;

– многообразие видов социального обеспечения;

– всеобщность социального обеспечения;

– участие общественных объединений, представляющих интересы граждан по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.