Порядок регистрации безработных граждан определен Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан.
1. Первичная регистрация безработных граждан
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. При первичной регистрации в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу. При этом безработным гражданам предоставляется информация:
2. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.
3. Регистрация граждан в качестве безработных
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.
4. Перерегистрация безработных граждан
Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 768).
Правовой статус безработных граждан. Характеристика отдельных мер социальной защиты безработных граждан(пособие по безработице, переобучение и повышение квалификации безработных граждан, общественные работы)
Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.
В частности, государство гарантирует безработным:
При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.
Важнейшие из них:
Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.
Подходящей считается работа, соответствующая:
профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;
условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;
состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.
транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.
Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.
К таким категориям относятся граждане:
В любом случае не может считаться подходящей работа, если:
1. она связана с переменой места жительства;
2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)
Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.
Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:
Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.
Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.
Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.
В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.
Основанием для этого могут послужить:
Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.
Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:
42)Социальные гарантии безработным гражданам
Государство обеспечивает безработным следующие виды социальных гарантий и компенсаций:
- выплату в установленном порядке пособия по безработице;
- оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки и повышения квалификации или переподготовки;
- возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению ГСЗ.
Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.
Решение о назначении пособий по безработице либо об отказе в их назначении принимается ГСЗ в течение 10 дней с момента регистрации безработного.
Выплата пособия по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.
Пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:
- за первые 13 календарных недель в размере 70% и за последующие 13 календарных недель – 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не ниже минимальной заработной платы и не выше удвоенной ее величины в случае, если безработный в течение 12 календарных месяцев, предшествующих началу безработицы, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего времени;
- за первые 13 календарных недель в размере 100% и за последующие 13 календарных недель в размере 75 % минимальной заработной платы безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу менее 12 календарных недель, а также ищущие работу после длительного перерыва (более 12 месяцев), при условии, что их трудоустройство не требует профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;
- за первые 13 календарных недель в размере 85% и за последующие 13 календарных недель – 70 % минимальной заработной платы безработным, впервые ищущим работу, а также после длительного перерыва при наличии у них стажа менее 1 года и если их трудоустройство невозможно без профессиональной подготовки.
Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисляемого со дня регистрации безработного в ГСЗ.
Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на 2 календарные недели.
Если до выхода на пенсию безработному остался 1 год, а трудовой стаж таков, что дает право на получение пособия по безработице в течение 52 календарных недель, т.е. 26 календарных по общему правилу + по 2 недели за каждый год работы свыше 20 или 25 лет, то по его желанию вместо получения пособия по безработице ему досрочно может быть назначена пенсия.
Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии 3-х или более детей указанного возраста – на 20%.
Женщины, зарегистрированные в качестве безработных с правом получения пособия по безработице, имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами. В таких случаях период получения пособия по временной нетрудоспособности не включается в общий период выплаты пособия по безработице.
В период получения безработным пособия по безработице его непрерывный трудовой стаж не прерывается.
Пособия по безработице не выплачиваются в случаях:
- увольнения (отчисления) за нарушение трудовой или воинской дисциплины и иные виновные действия, а также в случае потери источника доходов в результате виновных действий;
- увольнения (отчисления) с последнего места работы или службы (учебы) по собственному желанию без уважительных причин;
- отказа от направления по распределению на работу после окончания государственного учебного заведения без уважительных причин;
- непредоставления по требованию службы занятости декларации о доходах.
Выплата безработному пособия по безработице прекращается в случаях:
- трудоустройства;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости;
- окончания установленного законом срока выплаты;
- получения пособия обманным путем;
- осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
- получения пенсий или пособий в размерах, превышающих размер пособия по безработице.
В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3 месяцев, при этом данный срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%:
- нарушение безработным условий регистрации или перерегистрации в службе занятости;
- неуведомление безработным службу занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице;
- двукратный отказ безработного от предложенной службой занятости подходящей работы или от профессионального обучения.
- невыполнение безработным без уважительной причины месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлениям службы занятости.
Материальная помощь за счет средств Фонда занятости предоставляется в том случае, если:
- безработный относится к категории малоимущих граждан;
- выполняет предусмотренные законодательством обязанности безработного, а также месячную норма участия в общественных работах.
Независимо от участия в общественных работах материальная помощь выплачивается одиноким и многодетным родителям, несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и иным категориям безработных. Размер единовременной материальной помощи не может, как правило, превышать размера минимальной заработной платы.
На период профессиональной подготовки или переподготовки ГСЗ назначает безработному стипендию. Стипендия устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев – 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше уровня величины минимальной заработной платы. Безработным, уволенным за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, а также по собственному желанию без уважительных причин, стипендия устанавливается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин.
К социальным гарантиям следует отнести также компенсационные выплаты в связи с переездом в другую местность. Безработный, который по направлению службы занятости переезжает на новое место жительства в другую местность, в том числе и с семьей, имеет право на возмещение расходов, связанных с переездом:
- стоимость проезда его и членов его семьи;
- стоимость перевозки имущества;
- суточные за время нахождения в пути;
- единовременная материальная помощь (10 минимальный заработных плат + по 2 минимальные заработные платы на каждого переезжающего члена семьи).
Выплата материальной помощи осуществляется службой занятости по месту регистрации безработного. А возмещение стоимости проезда и связанных с ним затрат производится службой занятости по месту нахождения нанимателя, принимающего безработного на работу.
43)Пособия по безработице: размеры пособий, прекращение, приостановление выплаты пособий по безработице
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.