Концепция биологического интеллекта Айзенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г. Айзенк, полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научной парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, являются лишь следствием, внешним порявлением биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой.

 

В фундаменте психометрического интеллекта лежит, как считает Г.Ю. Айзенк, интеллект биологический, связанный со структурами и функциями коры головного мозга, без которых невозможно никакое осмысленное поведение и индивидуальные различия которых должны отвечать за индивидуальные различия интеллекта. Большая часть статьи Г.Ю. Айзенка посвящена обоснованию положения, что один из наиболее важных аспектов биологического интеллекта – это скорость, с какой мозг обрабатывает поступающую информацию и которая находит выражение в скорости выполнения простых элементарных умственных действий. Связь этой скорости с психометрическим интеллектом подтверждается многими фактами положительных корреляций времени разного рода несложных реакций с IQ. Факты показывают также, что чем сложнее (до определенного предела) выполняемые задания, время которых измеряется, тем больше они коррелируют с IQ. Отсюда Г.Ю. Айзенк делает вывод, что поскольку сложные интеллектуальные акты включают большое число элементарных, а требования к их скорости аддитивны или мультипликативны, то IQ в большой мере есть дело простой скорости, с какой мозг осуществляет отдельные элементарные операции по обработке информации. Таким образом, скорость обработки – это то общее звено, которое связывает интеллект биологический и психометрический, хотя последний, помимо биологического интеллекта, обусловлен также влиянием культуры, воспитания в семье, образования и социометрического статуса. Что касается биологического интеллекта, куда относится, в частности, ВР, то, по мнению Г.Ю. Айзенка, он гораздо более независим от влияния культурных факторов, чем IQ.

В содержание "биологический интеллект" включаются особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интеллекта и связывают их с наследственностью. По мнению Айзенка, биологический аспект является наиболее фундаментальным, и служит основой для психометрического и социального.

59. Характеристика понятия «креативность».
    Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

В психологии выделены два основных направления изучения креативности Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

) способность к обнаружению и постановке проблем;

) способность к генерированию большого количества проблем;

) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, экономике, свежее решение социальных проблем и др.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 492.