Одаренность, теории одаренности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками.

       Теории одаренности.

Изучению одарённости посвящено очень много работ. Предметом изучения было влияние на одарённость целого ряда факторов, к которым в первую очередь относятся: роль наследственности (сравнение братьев и сестёр, близнецов), расовые особенности, влияние социальной среды (влияние воспитания в домах для приёмышей, школьное обучение, специальная тренировка). Материал был собран большой, но результаты оказались противоречивыми. Они не смягчили дискуссию между стэнфордцами, защитниками наследственности, и чикагскими психологами, главную роль в генезисе одарённости отводившими среде. Собственно не только «чикагское» исследование Ф. Фримена, но и «стэнфордская» работа Ф. Д. Брукса обнаружили изменчивость коэффициента одарённости: эта изменчивость оказалась лишь меньшей в первом и большей во втором исследовании. Интерпретируя результаты работы, Л. Термен и Уиппл признали их подтверждающими гипотезу об основном значении для развития одарённости наследственности и об устойчивости показателей одарённости. Наоборот, Ф. Фримен пришёл к утверждению, что исследование доказало преобладающее значение условий — воспитания в семье и школе. К этому выводу в значительной мере присоединился Ч. Х. Джедд. А. И. Геетс и Дж. М. Болдуин, не отрицая ценности работы, критиковали её методику. Ещё следует доказать, насколько в этих испытаниях действительно устанавливаются различия в одарённости.

Наряду с авторами, которые подчёркивают роль наследственности в одарённости и специальных способностях, имеются другие, которые отмечают влияние социальной среды. И именно эти теории, выдвигающие значение социальной среды для одарённости, носят часто особенно реакционный характер.

Признание роли средового фактора находит себе выражение в утверждениях о зависимости одарённости детей от их принадлежности к той или иной классовой среде, причём некоторые авторы (особенно неприкрыто Л. Термен, но также А. Бине и др.) стремятся псевдонаучными аргументами «показать», что одарённость детей рабочего класса ниже одарённости детей господствующих классов. Так, ещё Бине утверждал, что нормальные взрослые рабочие по своему умственному развитию не превышают уровня умственного развития двенадцатилетних детей господствующих классов. Термен утверждает, будто дети рабочего класса отстают по своему умственному развитию от детей господствующих классов, и, считая, что уровень умственного развития относится в большей мере за счёт наследственности, чем за счёт развития, заключает, что дети богатых классов превосходят детей из бедных классов по своим наследственным данным. Это последнее утверждение, особенно порочное, является вместе с тем и особенно характерным для сторонников социально-средовой («социогенетической») обусловленности одарённости.

 Утверждения о биологической и о социальной обусловленности сходятся в одном пункте — в признании одарённости, способностей человека чем-то неизменным, фатально предопределённым. Поэтому одарённость, уровень способностей представляются как некая постоянная величина.

Это представление нашло себе наиболее законченное выражение в пресловутом положении о константности так называемого «интеллектуального коэффициента» (IQ).

Одарённость сплошь и рядом рассматривается как неизменная предпосылка, а не как изменяющийся результат развития. В тестовой диагностике одарённости при оценке результатов обследования их часто рассматривают независимо от условий развития. Посредством этого совершенно ошибочного, антинаучного приёма тестологи «обосновывали» своё реакционное утверждение о низшей одарённости эксплуатируемых классов и порабощённых наций. Из того, что представители этих наций и классов, лишённые того образования, которое в капиталистических странах предоставляется детям господствующих классов и наций, фактически не справлялись с некоторыми задачами (которые притом вообще не всегда были симптоматичными для диагностики умственного развития), делался порочный вывод, что они по своим природным данным и не могут с ними справиться. Временный факт, обусловленный предшествующими условиями развития и обучения, вырывается из своей конкретной обусловленности и превращается в природную, неотъемлемую и неизменную характеристику испытуемого ребёнка. Получается явно порочный круг: ограничением образовательных возможностей эксплуатируемых классов и порабощённых наций снижали уровень их достижений, а затем на основании этого снижения заключали о более низких природных возможностях их представителей.

Учение об одарённости, о дарованиях, о способностях человека, т. е. об его всё расширяющихся возможностях, превращается в учение о границах, пределах, «потолках» развития. Понятие одарённости становится основным средоточием теорий о фаталистической предопределённости судьбы детей, о фатальной обречённости эксплуатируемых классов и порабощённых наций.

Фактически же, если рабочие и крестьяне, вообще эксплуатируемые классы в капиталистических странах, не дали того количества учёных, художников и т. д., которое они могли бы дать в условиях, обеспечивающих развитие для всех, — в условиях, которые могут быть созданы только построением бесклассового общества, то это объясняется, конечно, не низшей одарённостью этих классов, не тем, что у них не было талантов, а тем очевидным фактом, что «таланты эти гибли.

Понимание природы одарённости с полной очевидностью обнаруживает, что её развитие является большой социально-политической проблемой. Возможность проявления дарований совершенно очевидно зависит от общественных условий. Но поскольку, реализуясь в соответствующей деятельности, дарования, способности не только выявляются, но и формируются, от общественных условий зависит и развитие самой одарённости.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.