В детском саду, мальчики проявляют интерес к предметам, а девочки - к личностным взаимоотношениям. В любом возрасте девочки чаще бывают задействованы в «соц-х» играх с участием других детей. Они задают родителям больше вопросов о соц-ых отношениях. Вследствие этого девочки больше готовы к общению, чем мальчики. Такая же закономерность была обнаружена и для взрослых.
Отношение к животным мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста отличается характером проявлений (девочки более любознательны и эмоциональны, мальчики более рациональны) и степенью избирательности: для общения мальчики выбирают сильных животных (тигр, лев, бык и т. д.), а девочки - маленьких и беззащитных (котенок, собачка и т. д.).
А.А. Бодалев показал, что в круг непосредственного общения у Ж разновозрастных лиц входит больше, чем у М. В пожилом возрасте Ж склонны к активному расширению межличностных контактов, М ограничивают свои контакты рамками семьи.
Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. У девочек близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше. Эта же тенденция сохраняется и у взрослых.
Несмотря на то, что круг общения у М может быть шире, общение носит более поверхностный характер, чем у Ж.
В младших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными.
Мужской и женский стили общения.М более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с Ж. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям. М говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Однако в смешанных группах М-лидеры, общаясь с Ж-подчиненными, и М-подчиненные, общаясь с Ж-лидерами, улыбались чаще, чем Ж. Мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью.
Ж предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника - они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны, они чаще задают вопросы, повторяя их. Ж свободнее выражают свои эмоции и чувства.
В экспериментах М. Арджайла с группой оксфордских психологов выявилась четкая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседников. Чем выше М, тем ближе он подходит к собеседнику и, наоборот, чем меньше рост М, тем дальше он предпочитает находиться от своего собеседника. У Ж же наблюдалась прямо противоположная зависимость. Объясняют это авторы эксперимента тем, что в нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» - М должен быть высокого роста, а Ж, напротив, миниатюрной.
20. Пол и различные виды деятельностиДевочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам - естественнонаучного. Н.Д. Левитов (1962) выявил, что наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, а у девочек – лит-ра.
М. А. Меньшикова (1979) обнаружила отчетливые половые различия в учебно-познават-х интересах уч-ся 5-10 классов. У юношей на 1 месте - интерес к матем, на 2 - к физике, на 3 - к истории. Девушки: матем, затем лит-ра, химию и физику. У сельских школьниц: лит-ра, химия, матем.
И. В. Тельнюк (1999): Девочки любят рисовать цветы, женские образы из сказок, отображают сферу семьи и быта, в рисунках мальчиков выражена военная техника, космос, персонажи компьютерных игр. В трудовой деят-ти девочкам интересен хоз-но-бытовой труд, шитье; мальчики предпочитают работу с деревом, конструктивную деят-ть. Юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушки более всего ценят работу в сфере обслуживания, либо дающую интересный опыт.
Различаются у М и Ж стили осущ-ния одной и той же деят-ти. Болгарский психолог С. В. Иванов (1990)показал, что имеются некот различия в пед общении М и Ж - учителей физ-ры. Уч-Ж больше стремятся показывать и объяснять уч материал по сравнению с уч-М, чаще задают вопросы и делают дополнения к ответам уч-ся. Ж чаще используют оценки, шутки. Уч-М чаще дают конкр-ые указания по организ работы, использ команды и распоряж.
Как показал Н. В. Журин (1991), у учителей-М удовлетворенность местом работы больше всего обусловлена заработной платой, а у Ж – взаимоотнош-ми с администрацией и с достигаемыми результатами.
Ж чаще, чем М, пассивны в планировании деловой карьеры, больше живут сегодняшним днем и меньше заглядывают в завтрашний. Ж устраивают свою проф карьеру значительно позже М.
К. Бартол и Д. Мартин (1986) показали, что Ж-лидер в муж деловом мире и вообще находящаяся в муж группе играет 1 из 4х неформальных ролей: 1) «матери» - от нее ждут эмоц-й поддержки, а не деловой активности; 2) «соблазнительницы» для начальника, что вызывает негодование у коллег-М; 3) «игрушки, талисмана» - милой, но не деловой Ж, приносящей удачу; 4) «железной леди», обладающей неженской жестокостью, вследствие чего они бывают больше всего изолированными от группы. Все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди М и снижают их возм-ти служебного роста. М делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Ж же в присутствии противопол-го пола менее активно, чем М, претендуют на роль стихийного лидера.
По данным А. Е. Чириковой, большинство Ж склонны считать, что Ж-руководители имеют некот преимущества перед М-руководителями. Этого мнения придерживаются и М. Группа западноевроп-х ученых собрала в более чем 10 странах данные, из кот-х следует: большинство М признают, что, занимая место начальника, Ж реже «срываются», с ними легче решать любые вопросы, они не столько зависят от настроения, лучше заботятся о подчиненных.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 456.