Необходимо еще раз подчеркнуть, что фактор – это все, что оказывает влияние на объект, то от чего зависит результат функционирования объекта, это движущая сила его развития, причина именно такого развития событий. А конкурентное преимущество – это превосходство объекта над своими конкурентами по одному или нескольким параметрам, это «факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей».
Конкурентоспособность предприятия, по мнению, определяется шестью факторами:
· качеством продукции и услуг;
· наличием эффективной стратегии маркетинга;
· уровнем менеджмента и квалификации персонала;
· технологическим уровнем производства;
· налоговой средой, в которой действует организация;
· доступностью источников финансирования.
Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.
Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).
Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют и существенные различия:
1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно
К каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;
3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.
Факторы обеспечения (формирования, поддержания) конкурентоспособности предприятия представлены территориальным расположением предприятия, этапом жизненного цикла, на котором оно находится, наличием в необходимом количестве и качестве ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, нематериальных). «В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в таком состоянии, чтобы она постоянно была
актуальна потребностям рынка. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции определяются, прежде всего, конкурентоспособностью высшего руководства».
Факторы развития конкурентоспособности предприятия следует подразделить на факторы, определяющие направление и степень технического, экономического, организационного развития. Факторы, способствующие техническому и технологическому развитию, определяются не только уровнем научно-технического прогресса в глобальном масштабе, но и с научно-техническим потенциалом самого предприятия.
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств,
называется единичным показателем качества продукции (например, мощность,
калорийность топлива и т.д.).
Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле ниже
Кi = Рi / Рiб,
где Ki – относительный показатель качества;
Рi – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;
Рiб – значение единичного базового показателя качества.
При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:
К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,
где K – комплексный показатель качества продукции; n – число учитываемых показателей;
bi– коэффициент весомости
i-го показателя качества;
ki –i-й показатель качества (единичный или относительный).
Таблица 1.
Определение номенклатуры показателей качества и построение их структурной схемы | |
Определение коэффициента весомости показателей качества | |
Расчет относительных показателей качества | |
Выбор вида функциональной зависимости | |
Вычисление комплексного показателя качества | |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.