С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во- вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с
приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.
Качество – многокомпонентное понятие и сложная категория. Оно имеет множество составляющих, формируется и проявляется в различных аспектах деятельности СЭС под влиянием большого количества факторов, условий и обстоятельств на протяжении всего жизненного цикла объекта. Термин «качество» применяется достаточно широко, например, в отношении таких объектов как: человек (качества личности, например, деловые или организаторские качества), продукция, товары и услуги, система, предприятие, город, регион, страна.
За время эволюции человеческого общества это понятие расширялось. И если Аристотель под качеством понимал различие между предметами, то теперь под качеством подразумевают целую совокупность характеристик, свойств объекта.
Современное состояние мировой экономики приводит к тому, что основные понятия, которыми оперируют люди в ходе осуществления своей деятельности, должны толковаться одинаково. Это привело к тому, что термины в области управления качеством были стандартизированы. Как уже говорилось, качество – категория многоплановая, многоаспектная. В ней отражены философский, национальный, правовой, политический, технический, социальный, экономический, моральный и экологический аспекты.
Философский аспект. Далее будут приведены определения, принадлежащие Аристотелю, Платону, Гегелю. По мнению последнего, «качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». Т. е. объект является данным, а не иным предметом. Он обладает свойствами, которые позволяют отличать его от другого объекта. Различия между объектами, неподобными друг другу, носят качественный характер, между подобными – количественный. Качественные и количественные изменения взаимосвязаны. Количественные изменения носят относительно медленный, незаметный, непрерывный характер, качественные – коренной. Последние прерывны, скачкообразны и приводят к более быстрым изменениям качества. Ниже представим несколько определений «качество» по мнению известных практиков и исследователей.
Джуран Дж. М. (1979г.) рассматривал понятие качество как пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
По ГОСТу 15467-79 качество продукции рассматривается как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт ИСО 8402-86 рассматриваем понятие качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Современный ГОСТ Р ИСО 9000-2011 определяет
Качество как степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Национальный аспект связан с определенными национальными чертами, влияющими на стандарты требований, предъявляемых к качеству. С другой стороны, национальный аспект качества проявляется образом мышления в области качества, присущим той или иной нации. Так, если «американский практицизм» ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли рынка, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.
Правовой аспект проявляется в установлении соответствия совокупности свойств продукции требованиям нормативных документов (технических регламентов, стандартов), в рассмотрении порядка разработки и утверждения НТД.
С правовой точки зрения, не может идти речь о высоком качестве объекта, если при его создании (формировании) или в рамках его деятельности происходит нарушение интеллектуальной собственности или незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности (технологий, ноу–хау, изобретений и т. п.). Вопросы охраны авторских прав, патентной чистоты
и защиты, лицензионных и иных разрешительных процедур имеют большое
значение в рамках правового аспекта современного понимания категории качества.
В то же время и политическая ориентация страны влияет на национальную систему планирования и распределения продукции и услуг. Система централизованного планирования, доминирующая при социалистической ориентации страны, и система локального планирования при преобладании частной собственности на средства производства влияет на мотивы улучшения и обеспечения качества и соответствующие рычаги управления качеством.
Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов – взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создаст мощную основу для совершенствования качества продуктов. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создадут лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.
Социальный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособные высококачественные продукты труда и высоким среднестатистическим социальным уровнем нации.
В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда – это творения высокой культуры. Так, японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, – своего рода произведение искусства.
Есть еще один момент – общество заинтересовано в повышении качества как в способе более полного удовлетворения своих потребностей.
Исследование качества в данном аспекте является важной составляющей маркетинговой политики, так как качественные свойства, закладываемые в тот или иной объект, могут зависеть от изменений спроса и предложения, уровня реальных доходов населения и его покупательской способности, демографических факторов (пол, возраст, уровень образования), культурных, религиозных и бытовых традиций, устоев, обычаев.
Экономический аспект. Качество от начала и до конца напрямую связано с экономикой. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться, прежде всего, как экономическая категория.
Совокупность полезных, ценностных свойств продукции должно соответствовать ее стоимостным характеристикам потребностей. Качество требует определенных денежных затрат на разработку, производство, поддержание, свое совершенствование. Продукция высокого качества не требует затрат на переделку. Можно сказать, что высокое качество более прибыльно, нежели низкое.
Считается, что если предприятие способно обеспечить экологическую частоту процессов и продукции способно организовать качественное производство качественных товаров, то есть находится на более высокой ступени своего развития.
Многоаспектность понятия качество следует учитывать при исследовании данной категории. Кроме этого, необходимо помнить и об ее относительном характере, который проявляется и не только по отношению к различным объектам, но по отношению к тому, кто является субъектом его потребляющим.
Как уже отмечалось, качество в последнее время наиболее часто воспринимается как степень соответствия объекта требованиям, ожиданиям определенных субъектов. То есть в отношении разных субъектов восприятие качества конкретного объекта может быть разным. Следовательно, для того, чтобы определить, что такое качество такой социально-экономической системы как предприятие, прежде всего, надо установить, кто является субъектом, данное качество потребляющим и оценивающим, какие требования он предъявляет, чего он ожидает от рассматриваемого объекта.
Для предприятия наиболее значимым субъектом оценки его качества предприятия является потребитель. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000– 2008 потребителем является организация или лицо, получающие продукцию. Предприятие, ориентирующееся на своего потребителя, заинтересовано в наиболее полном удовлетворении его требований. Потребитель, же в свою очередь, заинтересован в предоставлении предприятием
конкурентоспособных товаров, то есть не только качественных, но и доступных с экономической точки зрения.
Работники предприятия, которых также можно назвать потребителями (внутренними), предъявляют требования в отношении заработной платы (ее величины, своевременности, стабильности выплат), условий труда, морально-психологической удовлетворенности как работы в коллективе, так и на предприятии в целом.
Основными требованиями со стороны жителей населенного пункта являются обеспечение предприятием экологической безопасности, проведение им социальных программ, способных улучшить условия жизни в местности, в которой они проживают.
Инвесторы заинтересованы в надежности и прибыльности вложенных средств, владельцы предприятия – в рентабельности и надежности бизнеса, моральной удовлетворенности от его ведения.
Предприятия-поставщики ожидают от своего партнера постоянных заказов, дающих уверенность в своей стабильности, ориентации на необходимость проведения работ по совершенствованию своих технологий, повышению качества выпускаемой продукции. Предприятия-потребители, как правило, дают толчок новому этапу инновационного развития.
Для банков важным является наличие спроса на свои услуги, своевременное выполнение взятых предприятием обязательств по кредитам, а это в свою очередь зависит от стабильности положения предприятия на рынке от его кредитной истории.
Научно-исследовательские учреждения «видят» в предприятии потребителей своих разработок. Следовательно, для того, чтобы в них (разработках) была потребность, предприятие должно иметь «желание» и возможность развиваться.
Налоговые органы требуют своевременной уплаты налогов, органы управления «следят» за соблюдением всех требований законодательства и взятых предприятием на себя обязательств.
Таким образом, требования, предъявляемые различными субъектами многогранны, от чего таким же многогранными является и качество предприятия как СЭС. В связи с этим, ориентация предприятия, при взаимодействии с различными субъектами, на наиболее важные для конкретного потребителя аспекты позволит более эффективно управлять своей конкурентоспособностью.
В качестве интегральных, обобщающих индикаторов качества жизни называют:
- индекс интеллектуального потенциала общества;
- человеческий капитал на душу населения;
- коэффициент жизнеспособности населения;
- индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.