1. Функциональные возможности ЦНС оценивались по латентному периоду зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР) при помощи электронного секундомера (частотомера) и специальной приставки. Измерялось время с момента подачи сигнала (вспышки света) до возникновения ответной реакции (нажим на кнопку). Продолжительность исследования 3 мин., количество раздражений примерно 50. Для исключения выработки условного рефлекса вспышки света подавались в достаточно случайные моменты времени.
В последующем вычислялась средняя величина латентного периода ЗМР, а также строилась вариационная кривая, отражающая распределение значений времени реакции. По кривой рассчитывались показатели распределения значений латентного периода ЗМР вокруг модального значения времени реакции, а также показатель его сдвигов. С помощью данных характеристик рассчитывался уровень функциональных возможностей ЦНС:
УФВ — уровень функциональных возможностей ЦНС;
Рмакс — максимальная вероятность, соответствующая пределам модального класса;
ΔТ— значение времени реакции, соответствующее середине диапазона Т0,5
Электрокожная проводимость (ЭКП) является одним из компонентов вегетативной реакции, зависящей от скорости кровообращения и функции потовых желез. Повышение ЭКП свидетельствует о повышении симпатикотонуса, падение ЭКП — о его снижении.
ЭКП измерялась на предварительно протертой спиртом коже рук испытуемого. Испытуемый, касаясь электродов, замыкал электрическую цепь, состоящую из электродов, микроамперметра и стандартной батарейки (4,5 В). Показатель ЭКП считывался с микроамперметра.
2. Реоэнцефалография (РЭГ). Для регистрации реограмм в 70—80-е гг. XX столетия мы использовали четырехканальные реографические приставки: 4РГ в стационарном исполнении, электроэнцефалограф ЭЭПГ4-02 (в качестве регистратора), портативный вариант 4РГ-01 или 4РГ-2М и электрокардиограф (в качестве регистратора). В 1990-е гг. и в настоящее время пользуемся компьютерным электроэнцефалографом «Нейрон-Спектр», фирмы «Нерософт».
Для изучения гемодинамики в каждом из трех основных сосудистых бассейнов головы использовали следующие отведения. В бассейне внутренней сонной артерии — основном магистральном сосуде головы — один электрод укрепляли в области переносья (на 1–1,5 см наружу от средней линии), а второй — в области сосцевидного отростка. Данное отведение называется фронто-мастоидальным (Ф-М).
Гемодинамика в вертебробазилярном бассейне исследовалась при помощи наложения одного электрода на область сосцевидного отростка, а второго — на край большого затылочного отверстия — окципитомастоидальное отведение (О-М).
Для получения информации о гемодинамике в бассейне наружной сонной артерии электроды располагали по ходу височной артерии: один — около наружного слухового прохода, а другой — у наружного края надбровной дуги.
При анализе РЭГ рассчитывали следующие показатели. Географический индекс (РИ) отражает относительную величину пульсового кровенаполнения:
А — средняя амплитуда трех — пяти волн, мм;
К — калибровочный сигнал, Ом (обычно 0,1 Ом);
К — калибровочный сигнал, мм.
Для взрослых здоровых РИ при Ф-М отведении составляет 0,15 ± 0,1 Ом, при О-М отведении — 0,1 ± 0,01 Ом.
Тонус сосудистой стенки (d) определяли по формуле:
а — длительность анакроты, мм;
Т — период волны, мм.
Для молодых лиц тонус сосудистой стенки составляет 16,2—17,6 %. Время распространения (запаздывания) рео-волны (QA) характеризует суммарное состояние сосудов, их тоническое состояние (модуль упругости) на отрезке от сердца до исследуемого участка. При фронтомастоидальном отведении QA составляет 0,183 сек (слева) и 0,192 сек (справа).
При повышении сосудистого тонуса время распространения волны уменьшается, при понижении — увеличивается. Коэффициент асимметрии (КА):
где Аб — амплитуда реограмм на стороне, где РИ больше;
Ам — амплитуда реограмм на стороне, где РИ меньше.
Максимальное значение КА в норме не должно превышать
10 %.
Методы оценки развития мыслетворческих способностей детей
Наш почти 30-летний опыт исследований в области возрастной психофизиологии ребенка позволяет утверждать: развитие интеллектуальных способностей ребенка может происходить по двум качественно отличающимся стратегиям.
Первая: в направлении заучивания внешне подаваемой готовой информации, в том числе инструкций и правил (алгоритмов) работы с ней. Здесь мы имеем дело с формированием инструктивно-программируемого компьютерного интеллекта. Вторая: в направлении развития собственных мыслетворческих способностей, т. е. в направлении развития собственного разума. К сожалению, в «классической» психологической и педагогической литературе мы не встретили критериев диагностики качеств формирования у детей интеллекта с позиций этих двух стратегий. Вот почему мы предложили следующие подходы оценки качества развития мыслетворческих способностей ребенка (ученика).
ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОЧИТАННОЙ СКАЗКИ (РАССКАЗА) В РИСУНКАХ
Как показал опыт, дети с удовольствием работают со сказками А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…». Учитель (или психолог) читает детям одну из названных сказок. Затем ребятам предлагается «пересказать» все услышанное в рисунках.
При таком подходе сразу видно, что, во-первых, дети запоминают лишь эмоционально значимые сцены. Во-вторых, мальчики и девочки запоминают совершенно разные сюжеты.
Рассмотрим этот процесс на примере «Сказки о мертвой царевне…». В этом произведении есть следующие эмоционально значимые сюжеты (сцены), которые можно выразить в рисунках:
• Отъезд царя. Рождение царицей дочери (царевны) и одновременная ее смерть;
• Царь женится на другой — гордой, надменной, «ломливой», которая постоянно красуется перед зеркальцем;
• Царевна выросла и готовится выйти замуж за королевича Елисея. Красование мачехи перед зеркальцем, которое указывает, что отныне не она, а «царевна всех милее»;
• По приказу мачехи Чернавка отводит в темный лес царевну и там ее оставляет;
• Царевна находит дом семи богатырей;
• Возвращение богатырей, их встреча с царевной. Богатыри делают предложение царевне стать невестой одного из них. Признание царевны, что она — невеста королевича Елисея;
• Богатыри на охоте;
• По приказу мачехи Чернавка находит дом, в котором живет царевна, и бросает ей отравленное яблоко. Попытки пса спасти царевну безуспешны. Царевна откусывает яблоко и умирает;
• Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб и помещают его в пустую пещеру;
• Королевич Елисей на коне ищет царевну, поочередно обращаясь то к солнцу, то к месяцу, то к ветру с просьбой подсказать, где находится его невеста. Ветер подсказывает ему;
• Королевич Елисей въезжает в пещеру, разбивает хрустальный гроб. Царевна оживает. Королевич с царевной возвращаются домой;
• Свадьба королевича Елисея и царевны; смерть злой мачехи.
Таким образом, наиболее полно предложенную сказку можно выразить в 10–12 эмоционально значимых образных сюжетах. Если дети изобразили «пересказ» сказки примерно в 2/3 сюжетов, то это указывает на отлично развитое воображение. Если в пределах менее 2/3, но более 1/2 — это хорошо развитое воображение. Если в пределах 1/2—1/3 — это указывает на удовлетворительное воображение. И наконец, если дети изобразили менее 1/3 рисунков от числа сюжетов, то это указывает на слабое развитие творческого воображения, в том числе на подмену его развития на механически заученные знания.
Для научного анализа развития качеств творческого воображения нами разработана специальная программа.
Методика оценки качеств развития характеристик творческого разума и психической моторики ребенка
Образная емкость.
Мера (полнота) образного отображения эмоционально обозначенных сцен событийного ряда заданной сказки оценивается по удельному весу:
ОЕ — образная емкость, %;
Y — число эмоциональных сцен в заданной сказке.
X — число отображенных ребенком сцен в рисунках;
Качественно образная емкость оценивается по следующей шкале:
до 33 % — образная емкость низкая;
33—66 % — образная емкость средней степени;
66 % и выше — образная емкость высокая.
Пололичностная самоидентификация (см. раздел 3, глава 9):
Способность к собственному творческому обобщению и символическому отображению прочитанной сказки (рассказа) (способность представить событийность в обобщенном художественно целостном плане):
1 — отсутствует;
2 — слабо выражена;
3 — выражена умеренно;
4 — можно считать зрелой;
5 — ярко выражена.
Творческое воображение (способность к композиционно новым, порой весьма оригинальным творческим решениям образных сюжетов во времени и пространстве):
1 — отсутствует;
2 — слабо выражено;
3 — выражено умеренно;
4 — можно считать зрелым;
5 — ярко выражено.
Чувство фантазии (отображение выдуманных фантастических сюжетов):
1 — отсутствует;
2 — слабо выражено;
3 — выражено умеренно;
4 — можно считать зрелым;
5 — ярко выражено.
Чувство времени (мера хронологической последовательности в воспроизведении заданного в сказке-рассказе причинно-следственного строя):
1 — отсутствует;
2 — слабо выражено;
3 — выражено умеренно;
4 — можно считать зрелым;
5 — совершенно.
Чувство пространства (глубина и ширина отображения в рисунке пространства мира — «круг внимания»):
1 — отсутствует: предметы отображены в пределах ближайшего окружения (например, в пределах телесной «контактности»);
2 — слабо выражено: обзор предметов в пределах пространства комнаты, игровой площадки;
3 — выражено умеренно: обзор предметов в пределах ближайшего к дому окружения;
4 — можно считать зрелым: образы размещены в режиме зрительного горизонта (горы, облака, дальний лес и т. д.);
5 — совершенно: предметы размещены за пределами зрительного горизонта.
Чувство перспективы:
1 — отсутствует;
2 — обратная перспектива;
3 — линейная перспектива слабо выражена;
4 — линейная перспектива умеренно выражена;
5 — линейная перспектива хорошо выражена.
Обращенность психоэмоциональной (моторной) экспрессии: — чувство внешнего моторного выражения:
1 — отсутствует;
2 — слабо выражено;
3 — выражено умеренно;
4 — можно считать зрелым;
5 — ярко выражено.
— чувство внутреннего моторного выражения, оцениваемое по зрительно-мимической и жестовой выразительности:
1 — отсутствует;
2 — слабо выражено;
3 — выражено умеренно;
4 — можно считать зрелым;
5 — ярко выражено.
Графическая пластика — присутствие и насыщенность (или отсутствие) импульсно-угловатых элементов на заданном отрезке буквы (слова):
1 — крайне низкое качество пластики — «судорожное» письмо;
2 — пластика слабо выражена: встречаются лишь отдельные пластические элементы;
3 — пластика умеренной степени: распределение «угловатых» и пластических линий примерно поровну;
4 — графическую пластику можно считать зрелой: пластических форм не менее 2/3;
5 — совершенная графическая пластика.
Цветовая пластика — соответствие цветовой смежности в рисунках детей закону цветовой смежности радуги:
1 — смежность естественного распределения цветов отсутствует;
2 — имеются лишь случайные намеки на смежность естественного распределения цветов;
3 — примерно равное распределение цветов, соответствующих и не соответствующих закону естественной смежности;
4 — подавляющее большинство цветов (не менее 2/3) соответствует естественной смежности;
5 — совершенная цветовая пластика.
Доминирование в рисунках эмоциональных характеристик:
1 — эмоциональная бедность рисунков;
2 — слабое наделение рисунков эмоциональностью (как мажорной, так и минорной);
3 — просматривается умеренная эмоциональность в рисунках;
4 — эмоциональность выражена;
5 — яркая выраженная эмоциональность рисунков. Доминирование в рисунках нравственно-этических устремлений:
1 — преобладает страх, бегство;
2 — преобладает агрессия;
3 — преобладает борьба добра со злом;
4 — преобладают нравственно-этические решения;
5 — совершенство нравственного решения. Пололичностная самоидентификация:
1 — отсутствует;
2 — слабо выражена;
3 — выражена умеренно;
4 — выражена интенсивно;
5 — яркая выраженность.
Присутствие в рисунках символических знаков:
1 — нет;
2 — есть.
Детальное обучение работе по данному тесту проводится на специальных семинарах.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.