Грудное вскармливание младенца (не менее 2-х лет) — абсолютное условие его здорового развития и вочеловечивания в любви и силе духа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В моем доме у соседей многие годы жила собачка по кличке Ирма. Первое, что поражало при виде ее мордочки — это глубокий, укоряющий людей грустный взгляд. Но удивительное не в этом. Однажды Ирма где-то из-под снега раскопала выброшенного людьми щенка с поломанными ножками. Щенка в зубах она принесла домой, а хозяйка Галя решила посмотреть, что из этого выйдет. С утра до вечера Ирма по-матерински зализывала его раны. А щенок все чаще и чаще прикладывался к ее соскам. И свершилось чудо! У Ирмы в сосках появилось молоко! Постепенно малыш ожил, встал на ноги и пошел на поправку. В итоге из него вырос «богатырь», вдвое больший приемной матери. Пример божественной материнской любви. Не только к своему биологическому ребенку, но и ко всем слабым беззащитным «детям».

Люди издревле заметили: если дитя животного вскормлено не материнской грудью, то у него в будущем может навсегда угаснуть родительский инстинкт. То же самое можно наблюдать и у людей. Считалось, что ребенок должен быть непременно вскормлен материнской грудью. И даже если умирала в родах мать, то бабушка прикладывала младенца к своей груди и ее великая любовь, в конце концов, приводила к продукции полноценного женского молока.

Но что станет с материнским чувством любви, если в родильных домах медики принудительно начнут изолировать новорожденного от материнской груди на 36 часов? Именно такая практика была введена в многих странах мира еще в 30-е гг. XX столетия, и сколько «научных» теорий было предложено для обоснования этой диверсии. Скольким поколениям студентов-медиков туманили на этот счет головы «ученые» в мединститутах: мол, младенец при родах прошел тяжкий «путь» и ему нужно «передохнуть»; мама должна отдохнуть от тяжелых родов и т. п.

О том, что материнское молоко нельзя заменить никаким другим питанием доказано историей народов, в том числе фундаментальными научными работами (см. Е.М. Фатеева с соавт.  Энциклопедия грудного вскармливания в православной Руси. 2006). Прекрасно о грудном вскармливании сказали основатели научного семейно-родового воспитания Б.П. и Е.А. Никитины — носители истинных народно-воспитательных ценностей. Вот почему я настоятельно рекомендую каждой семье, в которой ожидается появление младенца, прочитать труды этого бесценного опыта.

Исследования, выполненные под нашим руководством, позволяют лишь добавить ко всему в общем-то известному и доказанному несколько следующих штрихов. Кормление материнской грудью — это особый генетически потребный акт чувственного и духовного единения между матерью и ребенком. Это фундамент, объединяющий и взаимообогащающий мать и ребенка духовной любовью и умиротворением. Для ребенка это акт нейтрализации всех страхов и стрессов, которые обрушиваются на незрелые чувственные системы. Вместе с этим для него это еще и акт развития:

• базового произвольно-волевого (сосательного) ритма, подведенного под основу развития всей биоритмальной вегетативной и психической сферы;

• и укоренения тонуса симпатической нервной системы;

• органов дыхания;

• речевых мышц;

• сердечно-сосудистой системы и т. д.

Если бы молодые матери могли бы хоть на миг почувствовать все то, что разыгрывается в душе младенца, которого преждевременно отлучают от груди. Это невыразимое чувство боли, страха и обиды из-за незаслуженного отлучения и фактического «изгнания» из чувственного всеохранительного материнского «рая». Такие дети быстро и часто навсегда погружаются в психическую патологию: аутизм, депрессию, чувство одиночества и обреченности. Отвержение матерью, переживаемое ребенком, запечатляется по законам импритинга на всю оставшуюся его жизнь. Такие дети уже подсознательно никогда не смогут простить матерям страданий, навсегда «осевших» в их душах. Опыт убеждает: дети, вскормленные бесчувственно-холодной, соско-бутылочной «мачехой», навсегда в глубине останутся холодными и к самим матерям, и к своим будущим детям.

Услышав это, многие матери начнут оправдывать себя: дескать, ребенок сам отказался от груди. Да, действительно, бывает, когда дети матерей, которые забеременели случайно (попутно сексу), отказываются от груди таких матерей. И берут грудь чужих матерей, доминанты чувств которых были «нацелены» на будущего ребенка. Случается, что дети отказываются от груди «прокуренных» мам. Отказываются от груди тех, кто употреблял пиво, лекарства и т. д.

Но не это, в конечном счете, главное, а то, что многие «современные» матери подсознательно желают, чтобы ребенок сам отказался от их груди. Для таких матерей сексуальная привлекательность груди важнее самого ребенка.

Есть и противоположный пример. В Сергиевом Посаде была группа молодых мам, у которых уже в роддоме «исчезло» молоко. После нашей глубокой душевной беседы с такими мамами, у них в домашних условиях в груди появлялось молоко, и они успешно кормили грудью малыша до 2–3 лет. Вот почему особая ответственность за исчезновение материнского молока лежит на нас — людях в белых халатах.

Ниже представим фактические данные, полученные на основе совместных (с канд. мед. наук Н.Ф. Казачковой) научных исследований, выполненных в 1980-е гг. на базе НИИ Медицинских проблем Севера СО РАМН. Для выявлений устойчивых закономерностей обследовались дети, проживающие в средних широтах Российской Федерации (Красноярск) и на Крайнем Севере (Норильск). С этой целью в Норильске исследовали 60 дошкольников, вскормленных (до года) материнской грудью и 58 дошкольников, вскормленных искусственным питанием. В Красноярске было осмотрено 59 дошкольников, вскормленных грудью и 57 дошкольников, вскормленных искусственным питанием. Возраст детей: 4–4,5 года.

 

Развитие детей при различных типах вскармливания, проживающих в северном регионе РФ

 

Исследованиями установлено, что тип вскармливания оказал принципиальное влияние на качество развития высших интегрирующих, координаторных и отражательных функций ЦНС. В частности, выявлено, что уровень функциональных возможностей (УФВ) центральной нервной системы среди детей, вскормленных искусственным питанием, оказался на более низком уровне по сравнению с детьми, вскормленными материнской грудью (1,9 против 2,23 у.е., р < 0,05).

Среди детей, не вскормленных материнской грудью, в 2,3 раза чаще встретились с неустойчивостью в позе Ромберга и в 2,2 раза — со склонностью к мышечно-судорожным реакциям, в том числе в процессе выполнения тонко координированных в пространстве произвольных усилий (рис. 4). Анализ данных пробы Ашнера выявил, что качество вегетативной реактивности у искусственников также было на более низком уровне. В частности, на вариационной кривой, отражающей распределение показателей пробы Ашнера в группе детей-искусственников, отмечается блыиая численность детей с извращенной и нулевой реакцией (рис. 5).

 

 

Рис. 4. Дети, не вскормленные материнской грудью, в большей степени склонны к эмбриональным мышечно-судорожным реакциям

 

Эти данные указывают на то, что у детей, вскормленных искусственным питанием, наблюдались более частые и глубокие нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы — как базовых систем жизнеобеспечения. Они также подтверждают, что среди преждевременно отчужденных от материнской груди и вскормленных искусственным питанием недоразвитыми оказались самые фундаментальные системы, обеспечивающие системную реактивную целостность ребенка, в том числе его координаторные способности.

 

Проба Литера

 

Рис. 5. Структура вегетативной реактивности дошкольников при различных видах их вскармливания в грудничковом периоде (Норильск, %)

— естественное материнское вскармливание

искусственное вскармливание

 

Безусловно, такое положение не могло не сказаться на функциональном состоянии всех систем развивающегося ребенка, в том числе на развитии его произвольно-координаторных, а в конечном счете, высших психомоторных и духовно-психических функций. Рассмотрим эти положения на примере зрительного анализатора.

Установлено, что искусственное вскармливание способствовало дезорганизации в развитии систем с тонкими сопряженными структурами, в данном случае преломляющих оптико-физиологических систем глаза. Это проявилось в ускоренном (в 1,4 раза) формировании более сильной преломляющей способности глаза (0,82 Дптр против 0,59; рис. 6). Кроме того, для детей с искусственным вскармливанием характерен рост разнообразных нарушений в метрической сопряженно-38 сти оптико-физиологической системы глаза (анизометропия, различные типы астигматизма, р < 0,05).

Анализ вариационного распределения показателей сферической (гармоничной) рефракции в сравниваемых группах выявляет также значительные отличия. Например, для группы детей с искусственным вскармливанием характерна «срезанная» плоская кривая с выраженной положительной асимметрией (0,85) и положительным эксцессом (1,59). Для группы детей, находившихся на природосообразном грудном вскармливании, присуща одновершинная кривая с незначительной положительной асимметрией (0,15) и отрицательным эксцессом (-0,51). Эти данные указывают на то, что при грудном вскармливании графическое распределение показателей приближается к нормальной (гармоничной) биноминальной кривой.

В данном возрастном интервале выявлены различия показателей рефракции в зависимости от пола ребенка. В частности, в группе девочек, вскормленных искусственным питанием, выявлена по сравнению с мальчиками тенденция к уменьшению (в 1,4 раза) доли гармоничной для данного возраста рефракции (гиперметропии) и превалированию усиленной рефракции, в данном случае эмметропии (р < 0,05). В противоположной группе девочек также отмечалась тенденция к уменьшению гармоничной рефракции (в 1,2 раза). Получается, что при искусственном вскармливании процесс органогенеза у девочек оказался несколько более уязвим по сравнению с мальчиками.

Особую характеристику развития чувства пространства отражает такой показатель, как глубинное зрение. При этом среди детей, вскормленных грудью, оно оказалось достоверно выше (1,3 против 1,7 см).

У дошкольников, вскармливавшихся на искусственном питании, показатель функциональной мобильности сетчатки (ФМС) на 39,33 градуса оказался ниже, чем при естественном (ро< 0,001; рис. 7).

У детей с искусственным вскармливанием данная кривая сдвинута в сторону более низких показателей.

 

РИЗ-ЗА — рефракция изометропическая (соразмерная) и асимметрическая острота зрения;

РИЗ-ЗС — рефракция изометропическая и симметрическая острота зрения

Рис. 6. Структура сопряженности симметрии рефракции и остроты зрения дошкольников, находившихся при различных видах вскармливания (Норильск)

 

Учитывая цельность организма, есть все основания утверждать, что такая «разбалансировка» в структурно-морфогенетической организации носит системный характер и проявляется в различных «незначительных», на первый взгляд, «микроаномалиях», на которые уже давно акушеры и микропедиатры практически не обращают внимания.

 

Проба Литера

 

 

— естественное материнское вскармливание

— искусственное вскармливание

 

СОЗ — симметричная (между глазами) острота зрения;

АСОЗ — ассиметричная острота зрения;

ФМС — функциональная мобильность сетчатки;

ЗРК — зрительно-ручная координация

 

Рис. 7. Состояние функций зрительной системы дошкольников при различных видах вскармливания (Норильск)

 

Развитие детей при различных типах вскармливания, проживающих в средних широтах

 

Как и в северном регионе для детей, вскормленных искусственным питанием, характерна тенденция к более низким характеристикам функциональных возможностей ЦНС (1,82 против 2,09у.е.). Среди таких детей в 1,9 раза чаще встречались с неустойчивостью в позе Ромберга и в 1,8 — со склонностью к мышечно-судорожным реакциям, в том числе в процессе письма. На существенно более низком уровне была у них и зрительно-ручная координация.

Анализ средних значений урежения частоты сердечных сокращений при пробе Ашнера выявил, что для детей, вскармливаемых на искусственном питании, характерна пониженная вегетативная реактивность (р0 < 0,001) и повышенная при сообразном природе детей естественном вскармливании (рис. 8). Более часто у искусственников распространены извращенные реакции.

 

Проба Литера

 

 

— естественное материнское вскармливание

— искусственное вскармливание

Рис. 8. Структура вегетативной реактивности у дошкольников при различных видах вскармливания (Красноярск, %)

 

Кроме этого, у детей-искусственников также наблюдалась разбалансировка систем с тонко-сопряженной морфогенетической архитектоникой. В частности, у детей, вскормленных искусственным питанием, в 1,3 раза чаще встречалась разная преломляющая способность (рефракция) между правым и левым глазом (анизометропия), а также в 1,3 раза — разная преломляющая способность в различных меридианах (астигматизм) — в пределах каждого глаза (рис. 9).

Как и в северном регионе (хотя и в меньшей степени), у детей с искусственным вскармливанием возрастное усиление рефракции шло более интенсивно, что отражает разбалансировку эпигеномных процессов морфогенеза (канализованный характер эпигенетических траекторий — по К.Х. Уоддинггону 1970).

Анализ различных показателей остроты зрения (03) выявил, что среди детей с искусственным вскармливанием на 16,7 % больше детей с 03 ниже 1,0 (р < 0,05). В группе же детей с естественным вскармливанием преимущественно встречались дети с 03, равной 1,0 и даже превышающей ее (соответственно на 11,1 % и 5,6 %, р < 0,05). Причем при вскармливании грудью высокие градации остроты зрения к 4–4,5 годам выявлялись уже в 41,1 %. При искусственном же вскармливании таковые не превышали 15–20 %. Последнее указывает на то, что в группе детей с искусственным вскармливанием отмечается задержка в системном развитии базового зрительного чувства и его функций.

 

Вскармливание искусственное

 

Вскармливание естественное

 

Рис. 9. Структура сопряженности симметрии рефракции и остроты зрения дошкольников, находившихся при различных видах вскармливания(Красноярск)

 

В сравниваемых группах острота глубинного зрения (ГЗ) у детей, находившихся на искусственном вскармливании, была 1,13 см, а при естественном на 0,33 выше (р < 0,001). У дошкольников, вскармливаемых на искусственном питании, были более низкие и показатели функциональной мобильности сетчатки (р< 0,01), (рис. 10).

 

естественное материнское вскармливание

искусственное вскармливание

Рис. 10. Состояние функций зрительной системы дошкольников при различных видах вскармливания (Красноярск)

 

Кроме этого, у таких детей проявления симптомов аутизма, страхов, агрессии, импульсивных реакций были в 3,7 чаще, по сравнению с детьми, вскормленными материнской грудью.

Полученные данные убеждают: пока есть человек, ничто и никогда не сможет заменить для младенца естественное грудное вскармливание и постоянный телесный его контакт с материнской грудью. Но сколько уже миллионов людей взращено на искусственном вскармливании! Взращено матерями, которые ни физически, ни духовно жить без работы уже не могут. Теми, для кого часто быть с ребенком уже не только скука, но и депрессия.

Тяжелую плату мы уже платим за такое «равноправное» с мужчинами материнство. Аутизм, страх, депрессия, агрессия, недоразвитие преждевременно отвергнутых от материнской груди (а по сути, от материнской любви) в новых поколениях неумолимо нарастает. Увеличивается распад семей, армия беспризорных детей. Критическая масса духовного распада любящих сердец неумолимо возрастает. Задумаемся!

 

Глава 4

Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.