Сосредоточение на всех действиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вам следует стараться в течение всего дня поддерживать внимательность к любой деятельности и к любому восприятию, начиная с первого восприятия, когда вы только что пробудились, и кончая последней мыслью перед тем, как вы заснете. Это невероятно высокая цель, к которой мы стремимся. Не ожидайте, что вы сумеете в скорости осуществить этот труд. Занимайтесь им лишь медленно; пусть ваши способности растут со временем. Наиболее выполнимый способ подойти к этой проблеме — разделить день на отрезки. Посвятите определенный промежуток времени внимательности к положению тела, затем распространите эту внимательность на другие простые формы деятельности: на еду, умывание, одевание и тому подобное. Иногда вы в течение дня можете уделить практике наблюдения особых состояний ума, например, приятных, неприятных и безразличных, пятнадцать минут или около того; или наблюдайте препятствия, или мысли. Специальная рутина зависит от вас. Идея здесь в том, чтобы вести практику, занимаясь разнообразными вопросами, чтобы на протяжении всего дня сохранить состояние внимательности с возможной полнотой.

Постарайтесь осуществлять такую повседневную рутину, в которой различие между сидячей медитацией и остальными вашими переживаниями было бы как можно меньшим. Пусть одно состояние плавно переходит в другое. Ваше тело почти никогда не бывает спокойным. Всегда можно наблюдать какое–то движение; а в самом крайнем случае у вас остается дыхание. Ваш ум никогда не перестает болтать, исключая лишь самые глубокие состояния сосредоточенности. Всегда появляется нечто, пригодное для наблюдения. Если вы будете серьезно применять свою медитацию, вы никогда не упустите что–нибудь, достаточное внимания.

Следует сделать практику применимой к ситуации нашей повседневной жизни. Это — ваша лаборатория. Она представляет вам возможность проводить испытания, обеспечивает вас стимулами, необходимыми для того, чтобы сделать практику глубокой и подлинной. Это пламя, которое очищает вашу практику от ошибок и обмана, это самая серьезная проверка, которая показывает вам ваши отклонения и самообман. Если медитация не помогает вам справляться с ежедневными конфликтами и борьбой, тогда она поверхностна. Если ваши повседневные эмоциональные реакции на становятся более ясными, если вам нелегко с ними справляться, тогда вы напрасно тратите время. И вы никогда не узнаете, как вы делаете дела, пока по–настоящему не пройдете это испытание.

Практика внимательности по предположению универсальна. Вы заняты ею все время, а не только в течение каких–то кратких периодов; вы не прекращаете ее по окончании этих периодов. Медитация, которая бывает успешной только тогда, когда вы удаляетесь в некоторую звуконепроницаемую башню из слоновой кости, все еще остается неразвитой. Медитация прозрения — это практика ежемгновенного осознания. Медитирующий учится обращать внимание в его чистом виде на рождение, рост и распад всех явлений ума. Он не отворачивается ни от одного из них, не позволяет ни одному пройти незамеченным. Мысли и эмоции, действия и желания — таково это зрелище в целом. Он наблюдает все — и наблюдает непрерывно. Неважно, приятно ли это зрелище или отвратительно, прекрасно или постыдно. Он видит, каким образом все существующее живет и каким образом изменяется. Не исключается ни один аспект переживания, ни один аспект не избегается. Эта процедура весьма бескомпромиссна.

Если в своей повседневной деятельности вы обнаруживаете, что оказались в состоянии утомления, медитируйте о своем утомлении. Выясните, как оно чувствуется, как действует, из чего состоит. Если вы сердитесь, медитируйте о гневе, исследуйте механику гнева. Не бегите от него. Если вы обнаружите, что сидите, охваченные мрачной подавленностью, медитируйте об этой подавленности в духе бесстрастия и пытливости. Не убегайте от нее, закрыв глаза. Исследуйте лабиринт и схему ее путей. Таким образом вы сумеете лучше справиться со следующей депрессией, когда она придет.

Идти своим путем в состоянии медитации, двигаться через все подъемы и падения повседневной жизни — такова вся суть Випассаны. Практика подобного рода чрезвычайно сурова и требовательна, но она порождает состояние душевной гибкости, не имеющее себе равного. Каждую секунду медитирующий сохраняет открытость ума, постоянно исследует жизнь, проверяет собственные переживания, рассматривает существование бесстрастно, в духе исследования. Таким образом он постоянно открыт для истины в любой ее форме, из любого источника и в любое время. Это состояние ума нужно для освобождения.

Сказано, что если ум держится в состоянии медитативной готовности, мы можем достичь просветления в любой момент. Стимулом иногда оказывается самое незначительное, самое обычное восприятие: вид Луны, крик птицы, шелест ветра среди деревьев. Важен не столько объект восприятия, сколько то, как именно вы следите за этим восприятием. Существенно такое состояние открытой готовности; и если вы готовы, просветление может произойти с вами прямо сейчас. Сигналом может послужить даже ощущение прикосновения этой книги к вашим пальцам; достаточным мог бы оказаться звук этих слов в вашем уме. Вы могли бы достичь просветления сию секунду, если бы были готовы.

 

Глава 16. ЧТО ЭТО ВАМ ДАЕТ?

 

Вы вправе ожидать, что медитация даст положительные результаты. Первоначально вы получаете вполне практические и конкретные результаты, более же высокие стадии глубоко трансцендентны. Они достигаются одновременно — и простые, и более высокие. Здесь мы расскажем о некоторых из них. Открыть истину можно лишь на основе личной практики. Только личное переживание имеет значение.

То, что мы назвали препятствиями или загрязнениями, есть нечто большее, нежели просто неприятные привычки ума. Они — не что иное, как первоначальные проявления процесса «я». Само чувство «я» оказывается чувством разделения, восприятием расстояния между тем, что мы называем «собой», и тем, что называем «другим». Это восприятие удерживается только в том случае, если проявляется постоянно, а препятствия как раз и вызывают это проявление.

Жадность и чувственность — это по сути попытки получить для себя «что–то из этого»; ненависть и отвращение — это попытка увеличить расстояние между «этим» и «мной». Все загрязнения зависят от восприятия барьера между «я» и другим, и все они усиливают это восприятие при каждом своем проявлении. Внимательность воспринимает вещи глубоко и с предельной ясностью. Она направляет наше внимание к корням загрязнений и раскрывает их строение. Она видит, какие они дают плоды и как воздействуют на нас. Ее не обманешь. Как только вы увидели, что в действительности представляет собой жадность, что она на самом деле делает с вами и с другими людьми, вы просто и естественно порываете все связи с ней. Когда ребенок, коснувшись горячей печи, обжигает руку, вам не приходится убеждать его отдернуть руку, он делает это естественно, бессознательно, ему не надо принимать решения. Как раз для этого в нервной системе и существует рефлекторная реакция, и она работает быстрее мысли. К тому времени, когда ребенок ощущает ожог и начинает плакать, его рука уже отдернулась от источника боли. В значительной степени так же работает и внимательность: она безмолвна, спонтанна и очень действенна. Ясная внимательность сдерживает рост препятствий, продолжительная внимательность устраняет их. Таким образом, когда достигнута подлинная внимательность, барьеры самого «я» разрушены, влечение ослаблено, жесткость и настороженность уменьшились; вы становитесь более открытыми, покладистыми и гибкими. Вы учитесь делиться с другими своей любовью и добротой.

Обычно буддисты весьма неохотно говорят о природе человека в высшем смысле. Однако те, кто готовы это делать, вполне определенно заявляют, что наша предельная сущность, или природа Будды, чиста, свята и в основе своей добра. Единственной причиной, побуждающей человеческие существа быть иными, является то, что их переживание этой предельной сущности наталкивается на препятствия; эта сущность заблокирована, как вода, огражденная дамбой. А препятствия — это кирпичи, из которых построена дамба. Когда внимательность размывает кирпичи, в дамбе образуются промоины, и оттуда изливаются сострадание и радость сочувствия. По мере развития медитативной внимательности у вас полностью меняется переживание жизни. Переживание того, что вы живете, само ощущение того, что вы осознаете, становится ясным и отчетливым, оно более не является лишь неприметным фоном ваших предрассудков. Такое переживание оказывается фактом ощутимого восприятия.

Каждое преходящее мгновение проходит само по себе, мгновения более не смешиваются и не расплываются в мутной мгле. Ничто не толкуется превратно, ничто не считается само собой разумеющимся, ни одно переживание не относится лишь к категории «обыденных». Все выглядит ярко и необычно. Вы не делите свои переживания на категории и не раскладывать их в уме по полочкам. Отброшены описания и толкования, каждому мгновению дана возможность говорить за себя. Вы действительно слушаете то, что оно может сказать, и вы слушаете так, как будто бы слышите впервые. Если ваша медитация действительно становится мощной, она становится и постоянной. Вы постоянно наблюдаете с чистым вниманием не только дыхание, но и все явления, возникающие в уме. Вы чувствуете, как все более и более утверждаетесь в практике ясного и простого переживания жизни от мгновения к мгновению.

Как только ваш ум освобождается от мыслей, он вполне явственно становится пробужденным и пребывает в покое, в состоянии крайне простого осознания. Нельзя описать это осознание адекватно, его нельзя выразить словами, его можно только пережить. Дыхание перестает быть только дыханием; оно более не ограничено статическим и знакомым понятием, которое когда–то сложилось у вас. Вы более не воспринимаете его всего лишь как последовательность вдохов и выдохов; оно более не будет неким ничего не выражающим и однообразным переживанием. Дыхание становится реальным, постоянно меняющимся процессом, одухотворенным и завораживающим. Оно более не кажется чем–то, происходящим во времени; оно воспринимается как сам настоящий момент. Время воспринимается как понятие, а не как переживание реальности.

Таково упрощенное, зачаточное осознание, освобожденное от всех внешних деталей. Оно основывается на живом потоке настоящего, оно отмечено отчетливым чувством реальности. Вы совершенно точно знаете, что это переживание реально, более реально, чем все, что вы когда–либо переживали. Если вы обрели такое восприятие, то с полной уверенностью можете сказать, что заняли выигрышную позицию, выработали новый критерий, с которым сверяете все свои переживания. После подобного переживания вы отчетливо видите те мгновения, когда вы воспринимаете одни лишь явления в чистом виде, и те мгновения, когда вы смешиваете эти явления с установками ума. Вы наблюдаете за собой, когда искажаете реальность умственными комментариями, избитыми истинами и личными убеждениями. Занимаясь этим, вы знаете, что делаете. Вы становитесь все более и более чувствительными, особенно в те моменты, когда упускаете истинную реальность, и вы тяготеете к простой и объективной точке зрения, согласно которой ничего не прибавляется к тому, что есть, и ничего не отнимается от того, что есть. Вы становитесь весьма проницательным человеком. С этой позиции все видно ясно и отчетливо. Бесчисленные действия ума и тела предстают в ярких деталях. Вы внимательно наблюдаете непрерывные подъемы и падения дыхания; вы наблюдаете бесконечный поток телесных ощущений и движений; вы видите, как быстро меняются мысли и чувства, и вы ощущаете ритм, в котором отражается равномерное течение времени. И среди всего этого непрерывного движения нет никакого наблюдателя, есть только наблюдение.

В этом состоянии восприятия ничто не остается неизменным в течение двух следующих друг за другом мгновений. Вы видите, что все пребывает в постоянном преображении. Все рождается, все стареет и все умирает. Все без исключения. Вы пробуждаетесь и видите, что в вашей жизни происходят непрерывные изменения. Вы оглядываетесь вокруг и видите, что все течет — все, все и вся. Все возникает и исчезает, усиливается и ослабевает, возникает и исчезает. Вся жизнь, каждая ее частица — от бесконечного малой до такой огромный, как Индийский океан, находится в постоянном движении. Вы воспринимаете Вселенную как безбрежный поток переживаний. То, что вам больше всего дорого, ускользает от вас, то же самое происходит и со всей вашей жизнью. Все же, несмотря на это непостоянство, у вас нет причин горевать. Вот вы стоите, глядя в изумлении на эту непрекращающуюся деятельность, и ощущаете неописуемую радость. Все движется, танцует, все наполнено жизнью.

По мере того как вы наблюдаете эти изменения, по мере того как вы видите, как это все сливается воедино, вы начинаете осознавать глубокую внутреннюю связь всех явлений ума, чувств и эмоций. Вы наблюдаете, как одна мысль рождает другую, наблюдаете, как разрушение вызывает эмоциональные реакции и чувства, которые в свою очередь вызывают новые мысли. Действия, мысли, чувства, желания — вы видите, что все они переплетаются между собой в тончайшей ткани причины и следствия. Вы наблюдаете, как возникают и гаснут приятные переживания, вы видите, что они никогда не бывают продолжительными. Вы наблюдаете, как боль приходит незванно, наблюдаете, как вы сами отчаянно боретесь, чтобы прогнать ее, и видите, что вам это не удается. Все повторяется снова и снова, тогда как вы спокойно стоите в стороне и просто наблюдаете, как это все работает.

Из самой этой жизненной лаборатории проистекает внутреннее и неопровержимое заключение. Вы видите, что ваша жизнь отмечена чувством разочарования и неудовлетворенности, и вам ясно, где оно берет начало. Реакции возникают вследствие вашей неспособности получить то, что вам хочется, вследствие вашего страха потерять то, что вы уже приобрели, вследствие привычки никогда не довольствоваться тем, что имеете. Это уже не теоретические концепции — вы увидели это сами и знаете, что все это реально. Вы осознаете свой страх, свою глубинную незащищенность перед лицом жизни и смерти. Это то глубокое напряжение, которое идет до самых корней мысли и превращает всю жизнь в борьбу. Вы наблюдаете за собой, за тем, как вы с опаской бредете на ощупь, желая найти прочную, надежную опору. Вы видите, что все время гоняетесь за чем угодно, лишь бы можно было за что–то держаться среди всех этих зыбучих песков жизни, и вы понимаете, что нет ничего, за что можно было бы держаться, нет ничего неизменного.

Вы видите боль утраты и горе, вы наблюдаете, как сами вынуждены день за днем приспосабливаться к тяготам собственной обыденной жизни. Вы видите напряжения и конфликты, которые являются неотъемлемой частью самого процесса повседневной жизни, и вы понимаете, сколь ничтожны в большинстве своем все ваши заботы. Вы наблюдаете процесс развития боли, болезни, старости и смерти. Вы учитесь изумляться тому, что все эти ужасные вещи не так уж и страшны. Они просто реальны.

Благодаря этому интенсивному процессу изучения отрицательных аспектов существования вы знакомитесь довольно глубоко с дуккхой, неудовлетворительностью природы всего существования. Вы начинаете воспринимать дуккху на всех уровнях нашей человеческой жизни, начиная с наиболее очевидных и кончая самыми тонкими. Вы видите, что за появлением привязанности неизбежно следует страдание: как только вы страстно чего–то желаете, неизбежно следует боль. Как только вы полностью ознакомились со всей динамикой желания, вы стали к нему особо чувствительны. Вы видите, где оно возникает, когда возникает и как влияет на вас. Вы наблюдаете, как оно возникает снова и снова, проявляясь через каналы органов чувств, наблюдаете, как оно подчиняет своему влиянию ваш ум и обращает сознание в своего раба.

Всякий раз испытывая приятное переживание, вы наблюдаете, как в нем проявляются не только ваше влечение, но и цепляние, желание его удержать. Испытывая неприятные переживания, вы наблюдаете, как возникает очень мощное сопротивление. Вы не боретесь с этими явлениями, вы только их наблюдаете; вы воспринимаете их как самое вещество человеческой мысли. Вы пытаетесь найти то, что называете «собой», но находите лишь только физическое тело, и понимаете, что отождествляли чувство самих себя с этим мешком из кожи и костей. Вы продолжаете искать и находите всякого рода явления ума — такие, как эмоции, стереотипы мыслей и убеждений; вы понимаете, что отождествляете чувство самих себя с каждым из них. Вы наблюдаете себя, как становитесь собственником, как охраняете и защищаете все эти жалкие вещи, и понимаете, какое это безумие. Охваченные яростью, вы роетесь во всем этом разнообразии, все время пытаясь отыскать себя — в физической материи, в телесных ощущениях, в чувствах и эмоциях; все это продолжает вертеться и кружиться по мере того, как вы проходите вглубь, вглядываясь в каждый уголок и в каждую щель в нескончаемой погоне за «собой».

Вы не находите ничего. Все, что вы можете найти во всей этой коллекции побрякушек ума, в этом бесконечном потоке постоянно меняющихся переживания, — это бесчисленные безличностные процессы, вызванные и обусловленные предыдущими процессами. Нет никакого устойчивого «я»; все это — процесс. Вы находите мысли, но не мыслителя, вы находите эмоции и желания, но не находите того, кто их создает. Дом пуст. В нем нет никого.

В этот момент меняется все ваше представление о себе. Вы начинаете смотреть на себя, как если бы были фотографией в газете. Если смотреть на нее невооруженным глазом, фотография, которую вы видите, представляет собой определенный образ. Если же ее рассматривать через увеличительное стекло, вся она разрушается и превращается в замысловатую конфигурацию точек. Подобным же образом под проницательным взором внимательности чувство «себя», чувство «я» или какого–то «существа», теряет свою прочность и растворяется. В медитации прозрения наступает момент, когда три характерные черты существования — непостоянство, неудовлетворительность и безличностность — бросаются в глаза с такой яркостью, что их восприятие выжигает всякие понятия. Вы отчетливо переживаете непостоянство жизни, природу страдания человеческого существования и истину отсутствия «я». Вы переживаете эти явления столь ясно, что внезапно пробуждаетесь и осознаете полную тщетность влечения, цепляния и сопротивления. Пребывая в ясности и чистоте этого глубокого мгновенья, наше сознание преображается. Исчезает существо «я». Все, что остается, — это бесконечность взаимосвязанных безличностных явлений, которые обусловлены и все время меняются. Угасло влечение, тяжкое бремя сброшено. Остается только естественное движение, ибо исчезли без следа сопротивление и напряжение. Остается только покой, постигнута блаженная Ниббана, несотворенное.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.