|  Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
  |  
  |  Понятие
  |  
  |  Административно-юрисдикционный процесс — это административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер13.
  |  
  |  Отличие административно-юрисдикционного процесса от административно-процедурного процесса
  |  
  |  Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций, связанное либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер.
  |  
  |  Обстоятельства применения
  |  
    - в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор; 
  - в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения. 
     |  
  |  Административно-правовой спор
  |  
  |  Понятие
  |  
  |  Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права, — может иметь место в различных ситуациях.
  |  
  |  Особенности
  |  
  |  Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.
  |  
  |  Споры разрешаются в судебном и во внесудебном порядке.
  |  
  |  Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконными с вытекающими из такого решения последствиями в виде отмены нормативно го правового акта, решения органа государственного управления, совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д.
  |  
  |  Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.
  |  
  |  Споры могут возникать по инициативе органов государственного управления между собой с применением согласительных процедур, создания специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
  |  
  |  Характерные черты административно-юрисдикционного процесса
  |  
    - деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения; 
  - содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу; 
  - субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом в административно-юрисдикционном процессе является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо; 
  - отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении; 
  - результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения; 
  - цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством. 
     |  
  |  Виды административно-юрисдикционных производств
  |  
  |  Исполнительное производство
  |  
  |  Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
  |  
  |  Дисциплинарное производство
  |  
    - осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права; 
  - всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях; 
  - процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка. Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка. 
     |  
  |  Производство по жалобам
  |  
  |  Виды производств по жалобам
  |  
    - производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; 
  - сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц 
     |  
  |  Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб
  |  
    - внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса; 
  - принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений; 
  - сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а и случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования; 
  - систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов. 
     |  
  |  Срок рассмотрения жалобы
  |  
    - три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 
  - один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. 
     |  
 
 1 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — С. 392.
 2 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — С. 396—397.
 3 Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 156.
 4 Советское государство и право. — 1963. — № 1. — С. 131.
 5 Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. — М., 1964. — С. 11.
 6 Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. — СПб., 2002. — С. 21.
 7 Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. — С. 16.
 8 Петров Г.И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. — 1962. — № 5. — С. 30.
 9 Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. — Пермь, 1969. — С. 276.
 10 Сорокин В.Д. Указ. соч. — С. 28—34.
 11 Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. — Воронеж, 1999. — С. 73—89.
 12 Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2000. — С. 8-9.
 13 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — С. 415.