Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Понятие, виды, характерные черты и отличия административно-юрисдикционного процесса
Понятие
Административно-юрисдикционный процесс — это административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер13.
Отличие административно-юрисдикционного процесса от административно-процедурного процесса
Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций, связанное либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер.
Обстоятельства применения
  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.
Административно-правовой спор
Понятие
Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права, — может иметь место в различных ситуациях.
Особенности
Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.
Споры разрешаются в судебном и во внесудебном порядке.
Результатом разрешения споров является удовлетворение жалобы и, следовательно, признание действия (решения) незаконными с вытекающими из такого решения последствиями в виде отмены нормативно го правового акта, решения органа государственного управления, совершения восстановительных мероприятий, компенсирования причиненного вреда и т.д.
Спор возможен в ситуации выяснения конституционности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в ситуации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Такие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.
Споры могут возникать по инициативе органов государственного управления между собой с применением согласительных процедур, создания специальных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Характерные черты административно-юрисдикционного процесса
  • деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;
  • содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;
  • субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом в административно-юрисдикционном процессе является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;
  • отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;
  • результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;
  • цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.
Виды административно-юрисдикционных производств
Исполнительное производство
Исполнительное производство — это деятельность по принудительному исполнению судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Дисциплинарное производство
  • осуществляется в служебных отношениях и применительно к последним, в то время как служебные правоотношения сродни отношениям трудовым. Следовательно, и само дисциплинарное производство, заключающееся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимствовано по большей части из трудового права;
  • всегда инициируется и осуществляется лицом, являющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого производство ведется. Таким образом реализуется власть начальника над подчиненным в служебных правоотношениях;
  • процедура дисциплинарных производств, как правило, традиционна. Должностной проступок может быть наказан, если дисциплинарное взыскание наложено в течение месяца со дня обнаружения проступка. Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев (в отдельных случаях — одного года) после совершения административного проступка.
Производство по жалобам
Виды производств по жалобам
  • производство, осуществляемое судами в рамках реализации конституционного права граждан на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
  • сугубо административное производство, осуществляемое вышестоящими должностными лицами (органами государственного управления) в отношении обжалуемых решений и деяний нижестоящих органов и лиц
Обязанности государственных органов и должностных лиц при рассмотрении жалоб
  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а и случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных органов.
Срок рассмотрения жалобы
  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

1 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — С. 392.

2 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — С. 396—397.

3 Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 156.

4 Советское государство и право. — 1963. — № 1. — С. 131.

5 Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. — М., 1964. — С. 11.

6 Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. — СПб., 2002. — С. 21.

7 Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. — С. 16.

8 Петров Г.И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. — 1962. — № 5. — С. 30.

9 Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. — Пермь, 1969. — С. 276.

10 Сорокин В.Д. Указ. соч. — С. 28—34.

11 Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. — Воронеж, 1999. — С. 73—89.

12 Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2000. — С. 8-9.

13 Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — С. 415.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.