И промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств разработан для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы педагогического мастерства» и входит в состав основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), реализуемой при подготовке обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина». Фонд оценочных средств предназначен для проверки сформированности компетенций, заявленных в программе дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
ОПК-5 | владеет основами профессиональной этики и речевой культуры. |
Деловая игра (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тема: Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога с воспитанниками.
Концепция игры: организация взаимодействия участников педагогического процесса (проведение семинара-практикума по совершенствованию одного из компонентов педагогического мастерства - педагогической техники).
Роли: педагоги (воспитатели ДОУ), заведующий, старший воспитатель.
Ожидаемый результат: овладение студентами педагогической техникой.
Критерии оценки:
1) подготовка и проведение упражнений (0 - 50 баллов),
2) полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 30 баллов);
3) активное участие в работе группы (0 - 20 баллов);
Шкала оценок:
Процент выполнения заданий | Оценка | К-во набранных баллов |
До 60 % | 2 | менее 30 |
От 60 до 75 % | 3 | от 30 до 60 |
От 75 до 87 % | 4 | от 61 до 79 |
От 87 до 100 % | 5 | от 80 до 100 |
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Семинар-конференция (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тема: Технология аргументации и информативного речевого воздействия
Подготовить публичное выступление на одну из предложенных тем:
1. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога).
Эффективность аргументации как речевого воздействия педагога.
Составляющие акта аргументации.
Лингвориторические основы аргументации.
Речевое искусство педагога.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Работа в группах (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тема группового творческого задания "Технология педагогического общения".
Индивидуальные творческие задания:
Критерии оценки:
1) активное участие в работе группы;
2) выполнение индивидуального задания в полном объеме;
3) владение способами ориентации в профессиональных источниках информации.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Конференция (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Подготовка, написание и выступление с докладами на практических занятиях по темам:
Критерии оценки:
1) безошибочное применение знаний об особенностях профессиональной речи педагога на практике;
2) высокая степень владения нормами речевого этикета в области профессиональной педагогической деятельности.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Рекомендуемая шкала оценки:
Процент выполнения заданий | Оценка |
До 60 % | 2 |
От 60 до 75 % | 3 |
От 75 до 87 % | 4 |
От 87 до 100 % | 5 |
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Самотестирование (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тестовые задания по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
Задание 1. Выполните последовательно ряд заданий.
1. Напишите, какими тремя непреложными правилами следует руководствоваться преподавателю при выборе способов позитивного решения конфликта.
А.
Б.
В.
2. В конфликте существует несколько стратегий межличностной борьбы, которые осуществляют принцип «кнута и пряника». Установите соответствие описанных характеристик каждой из приведенных ниже стратегий.
А. Принуждение | 1. «Обмен пинками», возникает при равных силах противников в конфликте. Здесь главное – «ущемить» противника, даже если это не приведете к достижению собственной цели | |
Б. Уничижение | 2. Главный признак этой стратегии – открытое использование силы: обещание придать ситуацию гласности, намек на ущемление достоинств… | |
В. Манипулирование | 3. Особенность – замаскированное воздействие, так называемый камуфляж. Оппоненту предлагается миф, легенда, в ткань которых вплетена наживка, которую адресат должен обязательно проглотить. |
3. Во время конфликта, возникающего между студентами, преподаватель прибегает к использованию косвенных путей его ликвидации. Допишите недостающие способы.
А. Объективизация конфликта
Б.
В.
Г. Раскрытие «секрета» рефери
Д.
Е. Опора на духовность и интеллект конфликтующих
4. В конфликте дети используют разные способы защиты. Укажите, для какого из них характерно такое невербальное поведение ребенка: закрытая позиция рук и ног, «уходящий» разворот туловища, выдвижение барьеров из подручных средств: спинки стула, стола.
А. Бегство
Б. Агрессия
В. Плач
Г. Истерика
Задание 2. Выделите компоненты педагогической культуры, педагогического мастерства, педагогической технологии. В прямоугольнике напротив компонента поставьте соответствующие буквенные обозначения. Обратите внимание на то, что в задании правильных ответов может быть больше, чем один.
А. Педагогическая культура
Б. Педагогическое мастерство
В. Педагогическая технология
Профессиональные умения
Педагогическая техника
Технология аргументации и речевого информационного воздействия
Педагогическая позиция
Педагогические способности
Педагогическое общение
Имидж педагога
Педагогический конфликт
Педагогическое требование
Педагогические знания
Положительное педагогическое подкрепление
Педагогическая оценка
Индивидуальный педагогический стиль
Педагогическое мышление
Гуманистическая направленность педагога
Задание 3. На какой стадии становления педагогического мастерства преподаватель задает себе вопрос: «Что я делаю и зачем?»?
А. Профессиональной «Я-концепции»
Б. Стадии деятельности
В. Стадии педагогического творчества
Задание 4. Целевой ориентир какого аргумента выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж...»?
А. Аргумент к аудитории
Б. Аргумент к тщеславию
В. Аргумент к авторитету
Г. Аргумент к жалости
Д. Аргумент угрозы
Задание 5. Какая из функций педагогической морали выражается в ориентировке педагога на нравственную перспективу?
А. Регулятивная
Б. Отражательная
В. Воспитательная
Задание 6. Перечислите компоненты педагогической деятельности преподавателя.
Задание 7. Обоснуйте целесообразность использования наиболее эффективной, на ваш взгляд, аргументации во время публичной лекции.
Задание 8. Составьте «Билль о правах» преподавателя колледжа.
Задание 9. Разработайте методические рекомендации по организации сотрудничества между преподавателем и студентами на учебном занятии.
Задание 10. Перечислите ключевые операции педагогической технологии.
Задание 11. Укажите виды педагогического общения.
Задание 12. Каковы характерные черты педагогического требования?
Задание 13. Что такое педагогическая рефлексия?
Задание 14. Выделите типы педагогов-терминаторов.
Задание 15. Что такое саморегуляция?
Задание 16. Назовите этапы организации дискуссии.
Задание 17. Определите слагаемые педагогического мастерства.
Задание 18. Каковы уровни педагогической культуры?
Задание 19. Охарактеризуйте рабочие позиции преподавателя в отношении со студентами.
Задание 20. Перечислите критерии педагогического мастерства.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Реферат (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Темы рефератов:
1. Педагогическое мастерство и имидж педагога
2. Создание имиджа педагога.
3. Средства формирования имиджа педагога.
Критерии оценки компетенции:
Оценка реферата осуществляется по следующим критериям:
1) полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 40 баллов);
2) наличие примеров, иллюстраций (0 - 30 баллов);
3) соблюдение основ грамматики, синтаксиса русского языка, культуры речи (0 - 30 баллов).
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Собеседование (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Вопросы к экзамену
1. Понятие и сущность педагогической деятельности.
2. Мотивы педагогической деятельности.
3. Условия педагогической деятельности.
4. Структура педагогической деятельности.
5. Содержание педагогической деятельности.
6. Понятие, сущность и основные функции культуры.
7. Общая, профессиональная культура личности.
8. Педагогическая культура, ее основные компоненты.
9. Духовно-нравственная культура педагога.
10. Педагогическая культура и мастерство.
11. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя.
12. Понятие «педагогическое мастерство». Элементы педагогического мастерства.
13. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.
14. Пути формирования и реализации педагогического мастерства.
15. Профессиональное становление молодого специалиста.
16. Педагогическое творчество преподавателя, его характеристика.
17. Условия и источники педагогического творчества.
18. Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера.
19. Технология педагогического взаимодействия.
20. Принципы педагогического взаимодействия.
21. Классификация методов педагогического взаимодействия.
22. Педагогическое общение. Его функции, структура.
23. Стили педагогического общения.
24. Общение в педагогическом коллективе.
25. Развитие коммуникативных способностей педагога.
26. Основы культуры речи.
27. Функции педагогической речи. Формы и коммуникативные качества речи.
28. Пути совершенствования речи педагога.
29. Педагогический конфликт. Тактика разрешения конфликтных ситуаций в студенческой аудитории.
30. Понятие о педагогическом такте. Условия овладения педагогическим тактом.
31. Урок и его замысел. Режиссура учебного занятия
32. Взаимосвязь педагогического и театрального искусства.
Критерии оценки компетенции ОПК-5:
1. Соответствие ответа формулировке вопроса. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала (0-40 баллов).
2. Аргументированность, логичность (0-30 баллов).
3. Достаточный научно-теоретический уровень ответа (0-30 баллов).
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 340.