МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
Утверждаю: Начальник учебно-методического управления __________________ М.В. Довыдова « 01 » сентября 2017 г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.11.1 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Составитель:
ст.преподаватель кафедры психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
_______________Н.Г. Верещагина
Бийск 2017
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден 04.12.2015 № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), утвержденного Ученым советом АГГПУ имени В.М. Шукшина от 05.04.2017, протокол № 10.
Распределение по семестрам
Номер семестра | Учебные занятия | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем | В том числе | ||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | ||||||
Всего | Из них | ||||||
Лекции | Практ. | Лабор. | |||||
7 | 144/4 | 46/1,3 | 16 | 30 | 98/2,7 | Зачет с оценкой |
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.
Заведующий кафедрой ____________________М.В. Папина
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: развитие профессиональных компетенций и совершенствование педагогического мастерства будущих педагогов.
Задачи дисциплины:
1. Вооружить знанием приемов самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
2. Формировать систему представлений о мастерстве в разных видах педагогической деятельности.
3. Воспитывать потребность в овладении компетенциями педагога-мастера.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Основы педагогического мастерства» входит в состав курсов по выбору вариативной части ОПОП.
Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Основы педагогического мастерства», является образование.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
– обучение;
– воспитание;
– развитие.
Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– изучение достижений обучаемых в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Для освоения дисциплины «Основы педагогического мастерства» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Русский язык и культура речи»:
– знает основные принципы, категории психологии;
– знает основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;
– знает основные педагогические категории;
– знает нормы речевого общения;
– знает коммуникативно-речевые компетенции педагога;
– знает историю становления теоретических основ педагогической риторики;
– знает теоретические основы коммуникативной культуры;
– умеет использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;
– умеет осуществлять педагогический процесс в различных типах образовательных учреждений;
– умеет ориентироваться в различных речевых ситуациях;
– умеет адекватно реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с определенным видом общения;
– умеет отбирать эффективные технологии для развития речевой культуры детей дошкольного возраста;
– умеет ориентироваться в различных ситуациях педагогического общения;
– владеет профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности;
– владеет культурой речевого поведения.
Освоение дисциплины «Основы педагогического мастерства» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-5 | владеет основами профессиональной этики и речевой культуры |
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– теоретические основы становления педагогического мастерства;
уметь:
– выделять в профессиональной деятельности педагогов компоненты педагогического мастерства;
владеть:
– технологией проектирования своего мастерства.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
7 | |||
Аудиторные занятия (всего) | 46 | 46 | |
В том числе: | |||
Лекции (Л) | 16 | 16 | |
Практические занятия (ПЗ) | 30 | 30 | |
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Консультации | |||
Самостоятельная работа (всего) | 98 | 98 | |
В том числе: | |||
Мини-выступление | 4 | 4 | |
Терминологический диктант | 2 | 2 | |
Конференция | 5 | 5 | |
Реферат | 10 | 10 | |
Эссе | 4 | 4 | |
Тестирование, самотестирование | 2 | 2 | |
Деловые игры | 4 | 4 | |
Выступление с учебным докладом | 2 | 2 | |
Аннотация | 5 | 5 | |
Подготовка к практическим занятиям | 60 | 60 | |
Вид промежуточной аттестации: экзамен | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 144 | 144 | |
4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1 | Педагогическая деятельность и педагогическая культура | Педагогическая деятельность воспитателя: цель, мотивы, условия, структура, содержание. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога: основы, компоненты, уровни. Педагогическая рефлексия, этика, эстетика, личностный и профессиональный рост, пути и методы самообразования и самовоспитания педагога; имидж педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога. |
2 | Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры | Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: понятие, основные пути овладения; педагогическое творчество и авторитет педагога. |
3 | Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства | Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства. Педагогическое взаимодействие и воздействие. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога с воспитанниками. Технология педагогического общения. Технология аргументации и информативного речевого воздействия. Педагогический конфликт и тактика разрешения конфликтных ситуаций. Технология педагогического требования, педагогической оценки. |
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | ЭД | СРС | Использование интерактивных форм, технологий | Всего | |
1. | Педагогическая деятельность воспитателя: цель, мотивы, условия, структура, содержание. | 2 | 2 | 6 | 8 | |||
2. | Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога: основы, компоненты, уровни. | 2 | 2 | 2 | 6 |
| 8 | |
3. | Педагогическая рефлексия, этика, эстетика, личностный и профессиональный рост, пути и методы самообразования и самовоспитания педагога; имидж педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога. | 2 | 2 | 6 | 2 конференция | 8 | ||
4. | Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: понятие, основные пути овладения; педагогическое творчество и авторитет педагога. | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 презентация | 8 | |
5. | Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства. Педагогическое взаимодействие и воздействие. | 2 | 2 | 6 |
| 8 | ||
6. | Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога с воспитанниками. | 2 | 8 | 2 | 20 | 2 деловая игра | 21 | |
7. | Технология педагогического общения. | 2 | 6 | 2 | 12 | 2 работа в группах | 18 | |
8. | Технология аргументации и информативного речевого воздействия. | 2 | 2 | 2 | 12 | 2 конференция | 14 | |
9. | Педагогический конфликт и тактика разрешения конфликтных ситуаций. | 2 | 2 | 12 | 2 презентация | 12 | ||
10. | Технология педагогического требования, педагогической оценки. | 2 | 2 | 12 |
| 12 | ||
16 | 30 | 14 | 98 |
| 144 | |||
В том числе использование интерактивных форм, технологий | Лек. | Пр. | 12 | |||||
4 | 8 |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Учебным планом не предусмотрен.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ
Не предполагается
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Корепанова , М.В. Основы педагогического мастерства [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. - . – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
2. Морева , Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. –320 с.
3. Морева , Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум [Текст] : учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
б) дополнительная литература:
1. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя [Текст] / А.А. Калюжный. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
2. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – изд. 5-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 282 с.
3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
4. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2006. – 160 с.
5. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования : учебное пособие для вузов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / Н. А. Морева. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18 октября 2013 г. // Российская газета. – 2013. – 18 декабря.
8. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 368 с.
9. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176с.
10. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] / А.П. Панфилова / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.
11. Полат , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
12. Стернин , И.А. Практическая риторика [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
в) программное обеспечение:
1. Операционная система Astra Linux Special Edition, лицензия № 0013947-РБТ
2. Пакет офисных программ LibreOffice (текстовый редактор, табличный редактор, программа подготовки презентаций, механизм подключения к внешним СУБД, векторный графический редактор, редактор формул) включен в AstraLinuxSpecialEdition, лицензия № 0013947-РБТ
3. Редактор растровой графики GIMP v2.8.14включен в AstraLinuxSpecialEdition, лицензия № 0013947-РБТ
4. Программы воспроизведение мультимедиа alsa v1.0.25, VLC v2.2.2. включены в AstraLinuxSpecialEdition, лицензия № 0013947-РБТ.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://window.edu.ru/resource/305/49305 - единое окно доступа к образовательным ресурсам
2. http://www.profile-edu.ru/sistema-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
3. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12727&ob_no=12808 – Российский образовательный портал
4. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-47.shtml - Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых . -- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
5. http://www.moeobrazovanie.ru/professions_vospitatel_detskogo_sada.html - сайт «Мое образование»
6. http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2009_01.pdf - научно-методический журнал «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА»
7. http://mars.arbicon.ru/?mdl=journal_info&id_journal=729 – сводный каталог периодики библиотек России
8. http://www.e-reading.me/chapter.php/73790/106/Kuznecov_-_Nastol'naya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html
9. http://gim1.ru/osnovy-pedagogicheskogo-masterstva.html
10. http://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie/2012/12/20/elektronnoe-posobie-po-osnovam - социальная сеть работников образования. Электронное пособие «»Основы педагогического мастерства»
11. http://window.edu.ru/resource/657/19657/files/metod467.pdf
д) перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014 . – 84 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Перечень лицензионного программного обеспечения. Реквизиты подтверждающего документа |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (213) | Комплект мебели: комплект учебной мебели, стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска. Технические средства: системный блок с возможностью выхода в сеть "Интернет", мультимедийный проектор Sanyo – 1 шт., интерактивная доска Hitachi (StarBoard) – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (240) | Комплект мебели: комплект учебной мебели: стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор BenQ – 1 шт., акустическая система - 1 шт | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44811748, (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (411) | Комплект учебной мебели: стол преподавателя, аудиторная доска. | |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (409) | Комплект учебной мебели, стойка- кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44811748, (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт. | |
Компьютерный класс (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Компьютерный класс (235) | Комплект учебной мебели, специализированный компьютерный стол, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 9 шт., системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., телевизор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Компьютерный класс (239) | Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 13 шт., телевизор – 1 шт, акустическая система - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Кабинет групповой и тренинговой работы (237) | Комплект специализированной мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (213) | Комплект мебели: комплект учебной мебели, стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска. Технические средства: системный блок с возможностью выхода в сеть "Интернет", мультимедийный проектор Sanyo – 1 шт., интерактивная доска Hitachi (StarBoard) – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (240) | Комплект мебели: комплект учебной мебели: стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор BenQ – 1 шт., акустическая система - 1 шт | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (411) | Комплект учебной мебели: стол преподавателя, аудиторная доска. | |
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (237) | Комплект специализированной мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для курсового проектирования (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для курсового проектирования (235) | Комплект учебной мебели, специализированный компьютерный стол, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 9 шт., системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., телевизор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для курсового проектирования (239) | Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 13 шт., телевизор – 1 шт, акустическая система - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для самостоятельной работы (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для самостоятельной работы (235) | Комплект учебной мебели, специализированный компьютерный стол, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 9 шт., системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., телевизор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для самостоятельной работы (239) | Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 13 шт., телевизор – 1 шт, акустическая система - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (409) | Комплект учебной мебели, стойка- кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44811748, (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (237) | Комплект специализированной мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1 Методические рекомендации для преподавателей
Программой курса предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, а также руководство самостоятельной работой студентов.
В содержании лекционного курса рассматриваются различные теоретические и практические аспекты педагогической деятельности, педагогического мастерства, педагогической техники и др.
При чтении лекции следует использовать мультимедийные презентации, проблемный характер изложения теоретического материала, что содействует его более глубокому осознанию, развитию аналитических умений.
Содержание курса следует разбить на два раздела: в первом - раскрыть общие вопросы педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя, во втором – рассмотреть вопросы формирования педагогической техники и различных технологий взаимодействия преподавателя и студентов.
В лекциях следует отразить современное состояние проблемы формирования педагогического мастерства педагога, выделить пути его совершенствования. Следует показать значимость дисциплины в овладении студентами профессиональными компетенциями, знаниями, умениями и навыками и подготовке к профессиональной деятельности.
На практических занятиях следует учить студентов самостоятельно анализировать учебную литературу, подбирать необходимый материал для развития профессиональных умений и навыков. Преподавателю следует проводить текущий контроль знаний, умений и навыков с помощью методов устного и письменного опроса, составления аннотаций на учебники и учебные пособия, реферирования, тестирования, практического контроля. Формы проведения практических занятий: микропреподавание, работа в подгруппах, семинар-конференция, деловая игра, проектирование и др.
10.2 Методические рекомендации для студентов
Студент, изучивший дисциплину «Основы педагогического мастерства», должен иметь системное представление о путях совершенствования педагогического мастерства, владеть системой знаний о методах и приемах развития педагогической техники, уметь организовывать самообразовательную работу, владеть умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления.
В связи с этим студенты в ходе практических занятий выполняют различные задания, способствующие формированию вышеперечисленных знаний, умений и навыков. Студенты изучают и анализируют научную и методическую литературу, анализируют и разрабатывают конспекты уроков; выполняют следующие виды самостоятельной работы: изучение программного материала по учебным и методическим пособиям, изучение первоисточников, подготовку к практическим занятиям, написание конспектов, рефератов, оформление портфолио, подготовку к терминологическому диктанту и тестированию.
Для успешного освоения программы курса необходимо:
- регулярно посещать лекции и практические занятия, выполнять задания для самостоятельной работы;
- изучить основные термины и понятия;
- готовиться к текущему и итоговому контролю.
Контроль освоения содержания дисциплины преподаватель осуществляет в ходе практических занятий и во время, предусмотренное для индивидуальных консультаций со студентами.
Для подготовки к практическим занятиям, выполнения самостоятельной работы следует использовать современную литературу: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и т.д.
Обязательным условием подготовки студента к промежуточной аттестации является выполнение заданий, предусмотренных программой курса, подготовка портфолио.
С целью становления педагогического мастерства требуется регулярно вести дневник профессионального становления по качествам личности – культура внешнего вида, культура педагогического общения; самореализация, культура речи (по схеме).
Дневник профессионального становления (начальный этап изучения курса)
Качества личности | Культура внешнего вида | Культура педагогического общения | Саморегуляция | Культура речи |
1. Осанка: - прямая; - умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе; - подтянутость, собранность. 2. Одежда: - аккуратность; - скромность; - цветовая гармония; - соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; - соответствие моде; - чувство меры в выборе украшений. 3. Грим (умеренность). 4. Прическа (аккуратность). 5. Мимика: - выражение доброжелательности, спокойствия; уверенности (но не самоуверенности); - взгляд при общении направлен на собеседника; - эмоциональная выразительность; - соответствие выражения лица характеру речи, с которой выступает. 6. Пантомимика: - жесты уместны, органичны, естественны: - походка упругая, ритмичная, легкая; - движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях; - сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; умение бесшумно вставать и садиться. | 1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: - умение слушать собеседника; - умение задавать вопросы; - умение анализировать выступление; - умение первому установить контакт с другим человеком; - умение понять другого человека; - умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения. 2. Стремление к установлению зрительного контакта: - вы смотрите на собеседника (аудиторию); - умение видеть и понимать реакцию слушателей. 3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением: - владение свободным, связанным произнесением речи перед слушателями без опоры на конспект; - внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу, выступать и т.д.; - умение передавать свое отношение к сообщаемому. | 1. Умение снимать излишнее напряжение, волнение. 2. Умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением. 3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие. 4. Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях. 5. Умение создавать необходимое настроение. | 1. Грамматическая правильность речи, соблюдение норм произношения. 2. Лексическое богатство. 3. Выразительность, образность речи. 4. Техника речи: - полётность, звонкость голоса; - гибкость голоса, богатство интонации; - правильно выбранная сила голоса; - четкая дикция (отсутствие гнусавости, шепелявости и других дёфектов); - соблюдение необходимого темпа речи. |
И промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств разработан для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы педагогического мастерства» и входит в состав основной профессиональной образовательной программы 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), реализуемой при подготовке обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина». Фонд оценочных средств предназначен для проверки сформированности компетенций, заявленных в программе дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
ОПК-5 | владеет основами профессиональной этики и речевой культуры. |
Деловая игра (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тема: Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога с воспитанниками.
Концепция игры: организация взаимодействия участников педагогического процесса (проведение семинара-практикума по совершенствованию одного из компонентов педагогического мастерства - педагогической техники).
Роли: педагоги (воспитатели ДОУ), заведующий, старший воспитатель.
Ожидаемый результат: овладение студентами педагогической техникой.
Критерии оценки:
1) подготовка и проведение упражнений (0 - 50 баллов),
2) полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 30 баллов);
3) активное участие в работе группы (0 - 20 баллов);
Шкала оценок:
Процент выполнения заданий | Оценка | К-во набранных баллов |
До 60 % | 2 | менее 30 |
От 60 до 75 % | 3 | от 30 до 60 |
От 75 до 87 % | 4 | от 61 до 79 |
От 87 до 100 % | 5 | от 80 до 100 |
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Семинар-конференция (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тема: Технология аргументации и информативного речевого воздействия
Подготовить публичное выступление на одну из предложенных тем:
1. Профессионально-педагогическое ораторское искусство (Информативно-речевое воздействие педагога).
Речевое искусство педагога.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Работа в группах (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тема группового творческого задания "Технология педагогического общения".
Индивидуальные творческие задания:
Критерии оценки:
1) активное участие в работе группы;
2) выполнение индивидуального задания в полном объеме;
3) владение способами ориентации в профессиональных источниках информации.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Конференция (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Подготовка, написание и выступление с докладами на практических занятиях по темам:
Критерии оценки:
1) безошибочное применение знаний об особенностях профессиональной речи педагога на практике;
2) высокая степень владения нормами речевого этикета в области профессиональной педагогической деятельности.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Рекомендуемая шкала оценки:
Процент выполнения заданий | Оценка |
До 60 % | 2 |
От 60 до 75 % | 3 |
От 75 до 87 % | 4 |
От 87 до 100 % | 5 |
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Самотестирование (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Тестовые задания по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
Задание 1. Выполните последовательно ряд заданий.
1. Напишите, какими тремя непреложными правилами следует руководствоваться преподавателю при выборе способов позитивного решения конфликта.
А.
Б.
В.
2. В конфликте существует несколько стратегий межличностной борьбы, которые осуществляют принцип «кнута и пряника». Установите соответствие описанных характеристик каждой из приведенных ниже стратегий.
А. Принуждение | 1. «Обмен пинками», возникает при равных силах противников в конфликте. Здесь главное – «ущемить» противника, даже если это не приведете к достижению собственной цели | |
Б. Уничижение | 2. Главный признак этой стратегии – открытое использование силы: обещание придать ситуацию гласности, намек на ущемление достоинств… | |
В. Манипулирование | 3. Особенность – замаскированное воздействие, так называемый камуфляж. Оппоненту предлагается миф, легенда, в ткань которых вплетена наживка, которую адресат должен обязательно проглотить. |
3. Во время конфликта, возникающего между студентами, преподаватель прибегает к использованию косвенных путей его ликвидации. Допишите недостающие способы.
А. Объективизация конфликта
Б.
В.
Г. Раскрытие «секрета» рефери
Д.
Е. Опора на духовность и интеллект конфликтующих
4. В конфликте дети используют разные способы защиты. Укажите, для какого из них характерно такое невербальное поведение ребенка: закрытая позиция рук и ног, «уходящий» разворот туловища, выдвижение барьеров из подручных средств: спинки стула, стола.
А. Бегство
Б. Агрессия
В. Плач
Г. Истерика
Задание 2. Выделите компоненты педагогической культуры, педагогического мастерства, педагогической технологии. В прямоугольнике напротив компонента поставьте соответствующие буквенные обозначения. Обратите внимание на то, что в задании правильных ответов может быть больше, чем один.
А. Педагогическая культура
Б. Педагогическое мастерство
В. Педагогическая технология
Профессиональные умения
Педагогическая техника
Технология аргументации и речевого информационного воздействия
Педагогическая позиция
Педагогические способности
Педагогическое общение
Имидж педагога
Педагогический конфликт
Педагогическое требование
Педагогические знания
Положительное педагогическое подкрепление
Педагогическая оценка
Индивидуальный педагогический стиль
Педагогическое мышление
Гуманистическая направленность педагога
Задание 3. На какой стадии становления педагогического мастерства преподаватель задает себе вопрос: «Что я делаю и зачем?»?
А. Профессиональной «Я-концепции»
Б. Стадии деятельности
В. Стадии педагогического творчества
Задание 4. Целевой ориентир какого аргумента выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж...»?
А. Аргумент к аудитории
Б. Аргумент к тщеславию
В. Аргумент к авторитету
Г. Аргумент к жалости
Д. Аргумент угрозы
Задание 5. Какая из функций педагогической морали выражается в ориентировке педагога на нравственную перспективу?
А. Регулятивная
Б. Отражательная
В. Воспитательная
Задание 6. Перечислите компоненты педагогической деятельности преподавателя.
Задание 7. Обоснуйте целесообразность использования наиболее эффективной, на ваш взгляд, аргументации во время публичной лекции.
Задание 8. Составьте «Билль о правах» преподавателя колледжа.
Задание 9. Разработайте методические рекомендации по организации сотрудничества между преподавателем и студентами на учебном занятии.
Задание 10. Перечислите ключевые операции педагогической технологии.
Задание 11. Укажите виды педагогического общения.
Задание 12. Каковы характерные черты педагогического требования?
Задание 13. Что такое педагогическая рефлексия?
Задание 14. Выделите типы педагогов-терминаторов.
Задание 15. Что такое саморегуляция?
Задание 16. Назовите этапы организации дискуссии.
Задание 17. Определите слагаемые педагогического мастерства.
Задание 18. Каковы уровни педагогической культуры?
Задание 19. Охарактеризуйте рабочие позиции преподавателя в отношении со студентами.
Задание 20. Перечислите критерии педагогического мастерства.
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Реферат (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Темы рефератов:
1. Педагогическое мастерство и имидж педагога
2. Создание имиджа педагога.
3. Средства формирования имиджа педагога.
Критерии оценки компетенции:
Оценка реферата осуществляется по следующим критериям:
1) полнота представляемого материала, степень раскрытия материала (0 - 40 баллов);
2) наличие примеров, иллюстраций (0 - 30 баллов);
3) соблюдение основ грамматики, синтаксиса русского языка, культуры речи (0 - 30 баллов).
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пятибалльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
Собеседование (типовое контрольное задание на этапе формирования ОПК-5)
Вопросы к экзамену
1. Понятие и сущность педагогической деятельности.
2. Мотивы педагогической деятельности.
3. Условия педагогической деятельности.
4. Структура педагогической деятельности.
5. Содержание педагогической деятельности.
6. Понятие, сущность и основные функции культуры.
7. Общая, профессиональная культура личности.
8. Педагогическая культура, ее основные компоненты.
9. Духовно-нравственная культура педагога.
10. Педагогическая культура и мастерство.
11. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя.
12. Понятие «педагогическое мастерство». Элементы педагогического мастерства.
13. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.
14. Пути формирования и реализации педагогического мастерства.
15. Профессиональное становление молодого специалиста.
16. Педагогическое творчество преподавателя, его характеристика.
17. Условия и источники педагогического творчества.
18. Педагогические технологии, технологическая компетентность педагога-мастера.
19. Технология педагогического взаимодействия.
20. Принципы педагогического взаимодействия.
21. Классификация методов педагогического взаимодействия.
22. Педагогическое общение. Его функции, структура.
23. Стили педагогического общения.
24. Общение в педагогическом коллективе.
25. Развитие коммуникативных способностей педагога.
26. Основы культуры речи.
27. Функции педагогической речи. Формы и коммуникативные качества речи.
28. Пути совершенствования речи педагога.
29. Педагогический конфликт. Тактика разрешения конфликтных ситуаций в студенческой аудитории.
30. Понятие о педагогическом такте. Условия овладения педагогическим тактом.
31. Урок и его замысел. Режиссура учебного занятия
32. Взаимосвязь педагогического и театрального искусства.
Критерии оценки компетенции ОПК-5:
1. Соответствие ответа формулировке вопроса. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала (0-40 баллов).
2. Аргументированность, логичность (0-30 баллов).
3. Достаточный научно-теоретический уровень ответа (0-30 баллов).
Типовое контрольное задание оценивается по 100-балльной шкале, которая переводится в пяти балльную шкалу в соответствии с действующим на текущий момент Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
Уровни сформированности компетенции ОПК-5 в рамках дисциплины
Уровни сформированности компетенции | Основные признаки уровня |
Пороговый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (допускает ошибки). Способность использовать основы профессиональной этики и речевой культуры в решении стандартных познавательных и правовых задач. |
Базовый | Знает основы профессиональной этики и речевой культуры (не допускает ошибок). Умелое владение знаниями и навыками разработки культурно-исторического и правового содержания с использованием основ профессиональной этики и речевой культуры. |
Повышенный | Полное овладение навыками профессиональной этики и речевой культуры. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
Утверждаю: Начальник учебно-методического управления __________________ М.В. Довыдова « 01 » сентября 2017 г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.11.1 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Составитель:
ст.преподаватель кафедры психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
_______________Н.Г. Верещагина
Бийск 2017
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден 04.12.2015 № 1426) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование»), утвержденного Ученым советом АГГПУ имени В.М. Шукшина от 05.04.2017, протокол № 10.
Распределение по семестрам
Номер семестра | Учебные занятия | Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен) | |||||
Общий объем | В том числе | ||||||
Аудиторные | Самостоя-тельная работа | ||||||
Всего | Из них | ||||||
Лекции | Практ. | Лабор. | |||||
7 | 144/4 | 46/1,3 | 16 | 30 | 98/2,7 | Зачет с оценкой |
Программа обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
Протокол № 1 от «31» августа 2017 г.
Заведующий кафедрой ____________________М.В. Папина
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: развитие профессиональных компетенций и совершенствование педагогического мастерства будущих педагогов.
Задачи дисциплины:
1. Вооружить знанием приемов самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
2. Формировать систему представлений о мастерстве в разных видах педагогической деятельности.
3. Воспитывать потребность в овладении компетенциями педагога-мастера.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Основы педагогического мастерства» входит в состав курсов по выбору вариативной части ОПОП.
Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Основы педагогического мастерства», является образование.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
– обучение;
– воспитание;
– развитие.
Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области педагогической деятельности:
– изучение достижений обучаемых в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Для освоения дисциплины «Основы педагогического мастерства» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Педагогика», «Русский язык и культура речи»:
– знает основные принципы, категории психологии;
– знает основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;
– знает основные педагогические категории;
– знает нормы речевого общения;
– знает коммуникативно-речевые компетенции педагога;
– знает историю становления теоретических основ педагогической риторики;
– знает теоретические основы коммуникативной культуры;
– умеет использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;
– умеет осуществлять педагогический процесс в различных типах образовательных учреждений;
– умеет ориентироваться в различных речевых ситуациях;
– умеет адекватно реализовывать коммуникативные намерения в соответствии с определенным видом общения;
– умеет отбирать эффективные технологии для развития речевой культуры детей дошкольного возраста;
– умеет ориентироваться в различных ситуациях педагогического общения;
– владеет профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности;
– владеет культурой речевого поведения.
Освоение дисциплины «Основы педагогического мастерства» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-5 | владеет основами профессиональной этики и речевой культуры |
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– теоретические основы становления педагогического мастерства;
уметь:
– выделять в профессиональной деятельности педагогов компоненты педагогического мастерства;
владеть:
– технологией проектирования своего мастерства.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
7 | |||
Аудиторные занятия (всего) | 46 | 46 | |
В том числе: | |||
Лекции (Л) | 16 | 16 | |
Практические занятия (ПЗ) | 30 | 30 | |
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Консультации | |||
Самостоятельная работа (всего) | 98 | 98 | |
В том числе: | |||
Мини-выступление | 4 | 4 | |
Терминологический диктант | 2 | 2 | |
Конференция | 5 | 5 | |
Реферат | 10 | 10 | |
Эссе | 4 | 4 | |
Тестирование, самотестирование | 2 | 2 | |
Деловые игры | 4 | 4 | |
Выступление с учебным докладом | 2 | 2 | |
Аннотация | 5 | 5 | |
Подготовка к практическим занятиям | 60 | 60 | |
Вид промежуточной аттестации: экзамен | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 144 | 144 | |
4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1 | Педагогическая деятельность и педагогическая культура | Педагогическая деятельность воспитателя: цель, мотивы, условия, структура, содержание. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога: основы, компоненты, уровни. Педагогическая рефлексия, этика, эстетика, личностный и профессиональный рост, пути и методы самообразования и самовоспитания педагога; имидж педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога. |
2 | Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры | Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: понятие, основные пути овладения; педагогическое творчество и авторитет педагога. |
3 | Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства | Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства. Педагогическое взаимодействие и воздействие. Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога с воспитанниками. Технология педагогического общения. Технология аргументации и информативного речевого воздействия. Педагогический конфликт и тактика разрешения конфликтных ситуаций. Технология педагогического требования, педагогической оценки. |
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | ЭД | СРС | Использование интерактивных форм, технологий | Всего | |
1. | Педагогическая деятельность воспитателя: цель, мотивы, условия, структура, содержание. | 2 | 2 | 6 | 8 | |||
2. | Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога: основы, компоненты, уровни. | 2 | 2 | 2 | 6 |
| 8 | |
3. | Педагогическая рефлексия, этика, эстетика, личностный и профессиональный рост, пути и методы самообразования и самовоспитания педагога; имидж педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога. | 2 | 2 | 6 | 2 конференция | 8 | ||
4. | Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: понятие, основные пути овладения; педагогическое творчество и авторитет педагога. | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 презентация | 8 | |
5. | Педагогические технологии как составная часть педагогического мастерства. Педагогическое взаимодействие и воздействие. | 2 | 2 | 6 |
| 8 | ||
6. | Педагогическая техника как инструмент взаимодействия педагога с воспитанниками. | 2 | 8 | 2 | 20 | 2 деловая игра | 21 | |
7. | Технология педагогического общения. | 2 | 6 | 2 | 12 | 2 работа в группах | 18 | |
8. | Технология аргументации и информативного речевого воздействия. | 2 | 2 | 2 | 12 | 2 конференция | 14 | |
9. | Педагогический конфликт и тактика разрешения конфликтных ситуаций. | 2 | 2 | 12 | 2 презентация | 12 | ||
10. | Технология педагогического требования, педагогической оценки. | 2 | 2 | 12 |
| 12 | ||
16 | 30 | 14 | 98 |
| 144 | |||
В том числе использование интерактивных форм, технологий | Лек. | Пр. | 12 | |||||
4 | 8 |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Учебным планом не предусмотрен.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ
Не предполагается
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Корепанова , М.В. Основы педагогического мастерства [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений : / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. - . – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
2. Морева , Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М. : Просвещение, 2006. –320 с.
3. Морева , Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум [Текст] : учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
б) дополнительная литература:
1. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя [Текст] / А.А. Калюжный. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
2. Ковальчук, А.С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – изд. 5-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 282 с.
3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
4. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2006. – 160 с.
5. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования : учебное пособие для вузов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / Н. А. Морева. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Текст]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18 октября 2013 г. // Российская газета. – 2013. – 18 декабря.
8. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 368 с.
9. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176с.
10. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] / А.П. Панфилова / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.
11. Полат , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
12. Стернин , И.А. Практическая риторика [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Стернин. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
в) программное обеспечение:
1. Операционная система Astra Linux Special Edition, лицензия № 0013947-РБТ
2. Пакет офисных программ LibreOffice (текстовый редактор, табличный редактор, программа подготовки презентаций, механизм подключения к внешним СУБД, векторный графический редактор, редактор формул) включен в AstraLinuxSpecialEdition, лицензия № 0013947-РБТ
3. Редактор растровой графики GIMP v2.8.14включен в AstraLinuxSpecialEdition, лицензия № 0013947-РБТ
4. Программы воспроизведение мультимедиа alsa v1.0.25, VLC v2.2.2. включены в AstraLinuxSpecialEdition, лицензия № 0013947-РБТ.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. http://window.edu.ru/resource/305/49305 - единое окно доступа к образовательным ресурсам
2. http://www.profile-edu.ru/sistema-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
3. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12727&ob_no=12808 – Российский образовательный портал
4. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-47.shtml - Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых . -- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
5. http://www.moeobrazovanie.ru/professions_vospitatel_detskogo_sada.html - сайт «Мое образование»
6. http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2009_01.pdf - научно-методический журнал «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА»
7. http://mars.arbicon.ru/?mdl=journal_info&id_journal=729 – сводный каталог периодики библиотек России
8. http://www.e-reading.me/chapter.php/73790/106/Kuznecov_-_Nastol'naya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html
9. http://gim1.ru/osnovy-pedagogicheskogo-masterstva.html
10. http://nsportal.ru/blog/nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie/2012/12/20/elektronnoe-posobie-po-osnovam - социальная сеть работников образования. Электронное пособие «»Основы педагогического мастерства»
11. http://window.edu.ru/resource/657/19657/files/metod467.pdf
д) перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
1. Организация самостоятельной работы студентов в учреждении высшего образования [Текст]: методические рекомендации / Сост.Е.Б. Манузина, Е.Э. Норина; Алтайская гос. Академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014 . – 84 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Перечень лицензионного программного обеспечения. Реквизиты подтверждающего документа |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (213) | Комплект мебели: комплект учебной мебели, стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска. Технические средства: системный блок с возможностью выхода в сеть "Интернет", мультимедийный проектор Sanyo – 1 шт., интерактивная доска Hitachi (StarBoard) – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (240) | Комплект мебели: комплект учебной мебели: стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор BenQ – 1 шт., акустическая система - 1 шт | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44811748, (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (411) | Комплект учебной мебели: стол преподавателя, аудиторная доска. | |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (409) | Комплект учебной мебели, стойка- кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44811748, (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт. | |
Компьютерный класс (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Компьютерный класс (235) | Комплект учебной мебели, специализированный компьютерный стол, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 9 шт., системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., телевизор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Компьютерный класс (239) | Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 13 шт., телевизор – 1 шт, акустическая система - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Кабинет групповой и тренинговой работы (237) | Комплект специализированной мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (213) | Комплект мебели: комплект учебной мебели, стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска. Технические средства: системный блок с возможностью выхода в сеть "Интернет", мультимедийный проектор Sanyo – 1 шт., интерактивная доска Hitachi (StarBoard) – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (240) | Комплект мебели: комплект учебной мебели: стойка-кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор BenQ – 1 шт., акустическая система - 1 шт | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (411) | Комплект учебной мебели: стол преподавателя, аудиторная доска. | |
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (237) | Комплект специализированной мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для курсового проектирования (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для курсового проектирования (235) | Комплект учебной мебели, специализированный компьютерный стол, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 9 шт., системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., телевизор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для курсового проектирования (239) | Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 13 шт., телевизор – 1 шт, акустическая система - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для самостоятельной работы (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для самостоятельной работы (235) | Комплект учебной мебели, специализированный компьютерный стол, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 9 шт., системный блок с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., телевизор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для самостоятельной работы (239) | Комплект учебной мебели, аудиторная доска. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 13 шт., телевизор – 1 шт, акустическая система - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (409) | Комплект учебной мебели, стойка- кафедра, стол преподавателя, аудиторная доска, экран настенный. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт., мультимедийный проектор – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44811748, (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (229) | Комплект учебной мебели, стол для раздаточного материала. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 7 шт., сканер (Epson, HP) - 2 шт., принтер лазерный Kyocera -1 шт, телевизор LG – 1 шт., магнитола LG – 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
Учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (237) | Комплект специализированной мебели: стол преподавателя, доска-флипчарт – 1 шт. Технические средства: ПК с возможностью выхода в сеть «Интернет» - 1 шт. | Microsoft Windows 44811748, Microsoft Office 44039700 (№ Лицензии в личном кабинете Microsoft), Касперский 1CE2- 150116-053733 Акт приема - передачи №Е12250002 от 25.12.2014 ООО "Киролан информационные технологии" |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1 Методические рекомендации для преподавателей
Программой курса предусмотрено проведение лекционных и практических занятий, а также руководство самостоятельной работой студентов.
В содержании лекционного курса рассматриваются различные теоретические и практические аспекты педагогической деятельности, педагогического мастерства, педагогической техники и др.
При чтении лекции следует использовать мультимедийные презентации, проблемный характер изложения теоретического материала, что содействует его более глубокому осознанию, развитию аналитических умений.
Содержание курса следует разбить на два раздела: в первом - раскрыть общие вопросы педагогической деятельности и педагогического мастерства преподавателя, во втором – рассмотреть вопросы формирования педагогической техники и различных технологий взаимодействия преподавателя и студентов.
В лекциях следует отразить современное состояние проблемы формирования педагогического мастерства педагога, выделить пути его совершенствования. Следует показать значимость дисциплины в овладении студентами профессиональными компетенциями, знаниями, умениями и навыками и подготовке к профессиональной деятельности.
На практических занятиях следует учить студентов самостоятельно анализировать учебную литературу, подбирать необходимый материал для развития профессиональных умений и навыков. Преподавателю следует проводить текущий контроль знаний, умений и навыков с помощью методов устного и письменного опроса, составления аннотаций на учебники и учебные пособия, реферирования, тестирования, практического контроля. Формы проведения практических занятий: микропреподавание, работа в подгруппах, семинар-конференция, деловая игра, проектирование и др.
10.2 Методические рекомендации для студентов
Студент, изучивший дисциплину «Основы педагогического мастерства», должен иметь системное представление о путях совершенствования педагогического мастерства, владеть системой знаний о методах и приемах развития педагогической техники, уметь организовывать самообразовательную работу, владеть умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления.
В связи с этим студенты в ходе практических занятий выполняют различные задания, способствующие формированию вышеперечисленных знаний, умений и навыков. Студенты изучают и анализируют научную и методическую литературу, анализируют и разрабатывают конспекты уроков; выполняют следующие виды самостоятельной работы: изучение программного материала по учебным и методическим пособиям, изучение первоисточников, подготовку к практическим занятиям, написание конспектов, рефератов, оформление портфолио, подготовку к терминологическому диктанту и тестированию.
Для успешного освоения программы курса необходимо:
- регулярно посещать лекции и практические занятия, выполнять задания для самостоятельной работы;
- изучить основные термины и понятия;
- готовиться к текущему и итоговому контролю.
Контроль освоения содержания дисциплины преподаватель осуществляет в ходе практических занятий и во время, предусмотренное для индивидуальных консультаций со студентами.
Для подготовки к практическим занятиям, выполнения самостоятельной работы следует использовать современную литературу: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и т.д.
Обязательным условием подготовки студента к промежуточной аттестации является выполнение заданий, предусмотренных программой курса, подготовка портфолио.
С целью становления педагогического мастерства требуется регулярно вести дневник профессионального становления по качествам личности – культура внешнего вида, культура педагогического общения; самореализация, культура речи (по схеме).
Дневник профессионального становления (начальный этап изучения курса)
Качества личности | Культура внешнего вида | Культура педагогического общения | Саморегуляция | Культура речи |
1. Осанка: - прямая; - умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе; - подтянутость, собранность. 2. Одежда: - аккуратность; - скромность; - цветовая гармония; - соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; - соответствие моде; - чувство меры в выборе украшений. 3. Грим (умеренность). 4. Прическа (аккуратность). 5. Мимика: - выражение доброжелательности, спокойствия; уверенности (но не самоуверенности); - взгляд при общении направлен на собеседника; - эмоциональная выразительность; - соответствие выражения лица характеру речи, с которой выступает. 6. Пантомимика: - жесты уместны, органичны, естественны: - походка упругая, ритмичная, легкая; - движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях; - сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; умение бесшумно вставать и садиться. | 1. Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении: - умение слушать собеседника; - умение задавать вопросы; - умение анализировать выступление; - умение первому установить контакт с другим человеком; - умение понять другого человека; - умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения. 2. Стремление к установлению зрительного контакта: - вы смотрите на собеседника (аудиторию); - умение видеть и понимать реакцию слушателей. 3. Умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением: - владение свободным, связанным произнесением речи перед слушателями без опоры на конспект; - внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу, выступать и т.д.; - умение передавать свое отношение к сообщаемому. | 1. Умение снимать излишнее напряжение, волнение. 2. Умение преодолевать в себе нерешительность перед выступлением. 3. Умение мобилизовать рабочее самочувствие. 4. Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях. 5. Умение создавать необходимое настроение. | 1. Грамматическая правильность речи, соблюдение норм произношения. 2. Лексическое богатство. 3. Выразительность, образность речи. 4. Техника речи: - полётность, звонкость голоса; - гибкость голоса, богатство интонации; - правильно выбранная сила голоса; - четкая дикция (отсутствие гнусавости, шепелявости и других дёфектов); - соблюдение необходимого темпа речи. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.