Кафедра «Градостроительства»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра «Градостроительства»

 

 А.В.Баженов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к учебному курсу по дисциплине

 «Роль архитектуры в формировании экологически устойчивой среды»

 

для студентов

направления подготовки: код, название

уровень подготовки: /магистратура/аспирантура

 

Москва 2015 г.


УДК 502:72(075.8)

ББК 20.1:85.11я73

 


Баженов А.В.

Учебно-методическое пособие к учебному курсу по дисциплине « Роль архитектуры в формировании экологически устойчивой среды» / А.В.Баженов. – М.: МАРХИ, 2015 г. – 22 с.

 

 

Рецензент – проф., доктор архитектуры И.Г. Лежава

Рецензент – канд. архитектуры Л.А. Фисенко

 

Учебно-методическое пособие определяет смысл, структуру и содержание курса «Роль архитектуры в формировании экологически устойчивой среды», построенного на авторской классификации основных направлений и тенденций развития эко- архитектуры. Основные положения работы опубликованы автором в период 1996-2000 гг. в рамках НИР МАРХИ "Экологический фактор в архитектуре и градостроительстве" и "Архитектурное творчество и экология", выполненных под руководством акад. РААСН, проф. Кудрявцева А.П.. Автор акцентирует российскую проблематику и своеобразие тенденций, складывающихся в нашей стране и ориентированных на формирование экологически благоприятной среды в ближней и дальней перспективе.

 

 

Методические указания утверждены заседанием кафедры «Градостроительства», протокол № _____, от «_____»______________201__ г.

 

Методические указания рекомендованы решением Научно-методического совета МАРХИ, протокол № ______, от «______» ___________201__.

 

 

©Баженов А.В., 2015

© МАРХИ, 2015

 

 

Назначение данного пособия - сориентировать обучающегося в большом объеме сведений об экологической архитектуре, о роли архитектуры в формировании экологически благоприятной устойчивой среды.

Учебное пособие состоит из ряда разделов, начальным соответствуют части 1 и 2-я. По мысли автора учебное пособие должно постепенно пополняться. 

В первом разделе речь идет о наиболее общих и универсальных тенденциях формирования экологической архитектуры. Они были описаны автором в рамках НИР «Экологический фактор в архитектуре и градостроительстве», выполненной в МАРХИ под руководством акад. А.П. Кудрявцева в 1997 г., и в ряде последующих работ и публикаций. 

Прежде всего, необходимо договориться о терминах. Автор предлагает следующую подборку, которая соответствует его представлениям о сути категорий, по-разному воспринимаемых и понимаемых слушателями. 

Некоторые из терминов приведены в трактовке автора (А.В.Б.), иные – в общепринятом понимании или в формулировке ученых, предложивших данный термин. 

                          

Архитектура – искусство и наука создания сооружений, обладающих заданными ( –в т.ч. технологическими, средовыми и образными) характеристиками и предназначенных, для различных видов жизнедеятельности человека и человеческого общества. Различаются архитектура – как вид деятельности и результат архитектурного творчества - архитектура зданий и сооружений.

Город – населенный ландшафт, концентрирующий различные формы жизнедеятельности человеческого сообщества и формирующий, для этого благоприятные условия среды обитания .(А.В.Б.)

Градостроительство - наука, дисциплина, изучающая законы и правила устройства городов (по опр. в Википедии). Градостроительство – область деятельности человеческого общества ( в т.ч. – научной), имеющая целью создание, развитие и переустройство городов для формирования благоприятных условий жизнедеятельности (А.Б.В.).

Градоустроение – перенос акцента со строительства на управление развитием, Г.- процесс регулирования, целевого управления городским развитием.

Население- совокупность людей, проживающих в каком-то месте, - толк.сл.

Ресурс- фактор реализации какой-либо деятельности ( А.В.Б.), условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.(Википедия) Возобновляемые( запасы которых восстанавливаются быстрее, чем используются) и невозобновляемые. Различают материальные, энергетические, информационные ресурсы

Система…-комплекс элементов, находящихся во взаимодействии не взаимного характера (Л.фон Берталанфи), Совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое ( перефр. Перегудов, Тарасенко).

-совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность лучше, чем у простой суммы элементов.

.( перефр. РМВОК )

Сообщество- совокупность живых организмов, связанных временно или постоянно той или иной жизнедеятельностью (А.В.Б ). Совокупность ..организмов, живущих вместе Ожегов…. перефр.)

Среда - окружающая среда – комплекс физических , биологических ( можно артикулировать - и информационных) условий в пространстве окружающем организм. В понятие окружающей среды входят как абиотические факторы – температура, состав почвы и атмосферы, радиация, так и биологические – комплекс растений, животных и микроорганизмов. В более широком смысле – понятие среда , соответствует системе типа «хозяин-окружение», причем в роли хозяина могут и объекты не только органического происхождения.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов ( Википедия) .

 

. Человек  - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. – Из толк.слов. рус.яз…

 

Экология…- наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с

окружающей средой (Э. Геккель)

Экология – интегральная наука о функциональных взаимосвязях между организмами ( в т.ч. человека и человеческого общества) и окружающей их средой, круговороте веществ и потоков энергии, определяющих жизнь этих организмов (перефр. Ахатова А.Г.) см. Википедия.

Экосистема- любое единство, включающее все организмы на данном участке и взаимодействующее с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ…внутри системы, представляет собой экологическую систему, или экосисистему ( Ю. Одум).Экосистема – сложная система, саморганизующаяся, саморегулируемая и саморазвивающаяся ( - по Википедии.)

Экологический ареал города - пространство, формирующееся в системе наиболее интенсивных и устойчивых взаимосвязей города с окружением, в пределах которого складывается долговременный, закрепленный в в планировочной организации территории цикл экологических взаимодействий, протекающих между городом и его природной средой.(Определение и термин введен автором в 1984 г. ).

Природа - естественная среда обитания человека,( бытов.), но – шире- материальный мир вселенной (Википедия).

Структура - внутреннее устройство чего-то. (Викип) Компонентный состав, форма и характер взаимосвязи элементов целого. Геометрический рисунок связей компонентов системы..

Структура процесса – последовательность или состав ( страты) этапов развития, формирования объекта.

Структура экосистемы – климатический режим, неорганические ресурсы круговорота, органические соединения – связывающие абиотическую и биотическую части круговорота в цепи питания и преобразования ресурсов. (А.В.Б.)

Форма – характер очертаний, границ объекта, взаимное расположение границ.

( Википедия). Способ, образ, шаблон, характерная структура развития, эволюции объекта ( перефразировка по разным источникам).

Кстати, «экоустойчивая архитектура» - бредовый термин, мало соответствующий идее раскрыть смысл понятия «sustainable»применительно к архитектуре или к среде. Скорее  надо говорить о жизнеподдерживающей архитектуре, это будет правильнее, чем просто «устойчивой» или, брр,… «экоустойчивой».

 

 

.

                                                 ------------------------------------------

 

 

Тема экологичной архитектуры существует сегодня в более широком контексте, который можно обозначить как «творческая деятельность по формированию эко-цивилизации».

Нестабильность нынешнего состояния биосферы – одна из основных тем, обсуждаемых обеспокоенным человечеством.. Разумеется, равновесия между составляющими биосферу не существовало никогда – в абсолютном смысле слова. Это равновесие всегда было подвижным, эволюционирующим в судьбой предопределенном направлении.

Однако, понятие стабильности, гомеостаза родилось не на пустом месте. Равновесие существовало и существует в форме контролируемого баланса в структурных единицах биосферы, устоявшихся по набору компонентов и динамике обмена между ними. На фоне этого равновесия происходит дальнейшая эволюция естественных сообществ, сопровождающаяся усложнением их состава, развитием в сторону большего разнообразия элементов, совершенствованием взаимообмена. В известной мере, развитие человеческого сообщества можно уподобить развитию природных образований – зрелые, эффективно организованные человеческие популяции обнаруживают признаки совершества структурных связей, разнообразие состава, для них характерна устойчивость самоорганизации. В тоже время, линейный характер функционирования производства, вовлечение в цикло потребления ресурсов все больших объемов сырьевых материалов разрывает кольцо естественного круговорота вещества, дестабилизирует экологическую обстановку на планете.

Из намечающегося тупика есть выход – развитие природосообразных технологий в соответствии с экологическими приоритетами, формировании новой культуры –

экокультуры.

Очевидно, что природосообразные действия должны заместить менее эффективные прежде всего в тех областях, где угроза стабильности существования человечества наиболее актуальна. Применительно к сфере градостроительства и архитектуры можно выделить несколько секторов концентрации экологической угрозы.

 Это:

-демографические и миграционные процессы, сопровождающиеся перераспределением населения, волнообразными пульсациями его численности и состава, меняющими характер, темп и объемы потребления естественных ресурсов и угрожающих стабильности функционирования сети поселений;

- процессы дестабилизирующего потребления невозобновимых ресурсов, подрывающие сырьевую базу «кормящей территории «, в том числе ее пространственные ресурсы;

-процессы неэффективного энергопотребления, блокирующие энергетические перспективы экономики, а, следовательно, и ее строительных отраслей;

-неадекватная информационно-управленческая деятельность, включающая всебя, сбор информации, анализ и обработку ее для принятия эффективных социально-экономических решений.

Магистральная линия формирования эко-цивилизации определяется формированием благоприятной среды обитания человека, созданной по законам природосообразности, экологичной среды.

 

Так что это такое экологичная или экологическая архитектура – это то-же, что и энергоэффективная, или то-же, что зеленая или это еще что-то? «Зеленая – это необязательно энергоэффективная, а энергоэффективная архитектура может быть категорически традиционной, или может создавать экологические проблемы где-то еще. Сегодня эти понятия то сливаются, то расходятся, но в целом, с оговорками, заполняют пространство, которое мы отводим категории «экологичноя архитектура».

 То есть, это интегральное понятие с размытыми краями. С экологичными технологиями все как-то яснее, а с архитектурой не так просто. Надо распутывать клубок из устоявшихся и авангардных категорий, складывать зеленое и теплое в одну корзинку.

Архитектура – племянница ( или тетка) экологии , поскольку экология –это «наука о доме», а архитектура – это наука и искусство строить дом. В этом смысле они неразделимы. Другое дело, что обе науки соотносятся с условиями их понимания и применения человеком. И, несмотря на единую биологическую природу и общих родственников в безумном «далеке», человек человеку рознь. В географическом, социальном, экономическом, культурном смыслах. И существует он иногда в нечеловеческих условиях. В смысле – в райских или адских. И посередине.

Это особенно четко видно на материале нашей страны, остающейся и самой большой в мире и самой разнообразной ( разнопроблемной) по условиям жизнедеятельности и по экологической проблематике. Здесь мы конечно, впереди планеты всей.

 В нашей стране весьма проблемно сочетаются картины супер-современной, авангардной экологической неадекватности, ( такой попсотсталости…) с  осколками остаточной, по большей части, но экологичной реальности.

Архитектура и экология, как я уже заметил, неразделимы. Но в какой степени экологические проблемы влияют на архитектуру и как это происходит?

И что,собственно, такое - экологичная архитектура ? Чем мы измеряем экологичность?. Архитектура, как область деятельности, э то наука и искусство пространственной организации процессов ( тех или иных) жизнедеятельности человека.

И если они организованы экологично – то есть, в соответствии с законами и приоритетами экологии, то и архитектура удовлетворяет понятию «экологичная.»

Вот только со временем меняется и понятие об экологичности ( ведь это все расширяющаяся сумма свойств ) и приоритеты, то есть, вес отдельных слагаемых в этой сумме. Меняется и архитектура зданий , и процессы, в них происходящие… Все развивается. Можно ли определить , выявить какие-то общие ориентиры для категории экологичная архитектура?

Каждое здание создает «малую среду». Но малая среда существует в «большой среде», в природном окружении. И они взаимодействуют.

Максимальный комфорт ценой минимальных затрат и ущерба для природного окружения – это основное правило экологичности.

 В идеале мы хотим, взыскуем симбиоза, то есть гармоничных, взаимовыгодных отношений между малой и большой средами. (.Проблема в том, что такой симбиоз часто оплачен жертвами на ином, более комплексном уровне рассмотрения.).

 

Современная архитектура предоставляет нам возможности увидеть широкое разнообразие подходов к экологической теме. Уже складывается определенная сетка образов, архитектурных подходов и приемов, связанная с экологией, некая субкультура в архитектуре, которую можно назвать экологической архитектурой. Как определить принадлежность здания или нескольких объектов к вышеупомянутой субкультуре?

 

 

И здесь надо сказать, что экологичная архитектура вовсе не обязательно должна рядиться в одежды, отражающие ее сущность в наглядных образах. Не особенно задумываясь над этим, мы штудируем экологическую архитектуру, изучая традиционную сельскую архитектуру жилища, историческую городскую застройку, временное жилище и тому подобные объекты.

 

 В самом деле, посмотрим на вещи непредвзято. Можно-ли сказать, что деревенский дом Севера России не является экологичным?. Он выполнен из “здоровых” материалов, его функциональная структура - пример весьма эффективной организации сообщества людей и домашних животных, пример реализации экологического цикла потребления энергии и материальных ресурсов, отточенный до совершенства. Ведь это настоящий «Ноев ковчег».

Система отопления здания основана на использовании теплоизлучения печи и дымоходов, на энергосберегающих свойствах “слоеной” конструкции дома, где зимние помещения окружены летними (полутеплыми), на использовании естественного тепловыделения в помещениях для скота.

В масштабные членения бревенчатых северных изб заложены пропорции естественных элементов ландшафта Севера России. Кровли деревенских изб - пример использования теплоизолирующих качеств снежного покрова.

Не так уж просто найти примеры современных экологичных решений жилых зданий, выполненных столь же комплексно, продуманно, красиво, наконец. Разумеется, экологичность традиционного сельского жилища легко проследить и на других примерах -

будь то жилье Средней Азии, юрта монгола или хутор в Швейцарии.

 

Отсюда следуют два заключения:

-во-первых, о существовании экологической традиции, не выявленной каким-то особым образом в архитектуре зданий (а может быть - просто привычной, обжитой в нашем сознании);

-во-вторых, о региональном привкусе экологичной архитектуры, ее этнокультурном содержании.

К тому-же, традиционная архитектура - это и часть культуры экологического поведения этноса. Культуры не застывшей, испытывающей воздействия тех или иных обстоятельств, иногда претерпевающей значительные деформации.

 

И если сегодня ставить вопросы влияния экологических факторов на архитектуру сооружений, то эти вопросы необходимо соотносить с конкретикой экономического, регионального, этнокультурного плана.

Очевидно, что спектр действия экологических факторов, изменяющих облик здания, будет различным для развитых - состоятельных и развивающихся стран. Для государств с сельскохозяйственной экономикой естественны попытки модифицировать традиционную экокультуру, в том числе, с использованием импортируемых технологий, помощи развитых стран.

Страны с переходной экономикой, застрявшие или находящиеся на этапе индустриального развития - в наихудшем положении, не имея сил и средств, вкладывать деньги в создание здоровой среды обитания, и не имея опоры в традиционном экономическом укладе.

 

В развитых странах с преимущественно городским населением как раз и актуальны

проблемы формирования новой эко-культуры, воплощенной в материальном окру-жении. В этом смысле понятно и естественно стремление архитекторов с разных сторон подойти к новообразам”экологической архитектуры”. Оставляя в стороне мировоз-зренческие, экономические, творческие основы формальных поисков, рассмотрим ос-новные направления развития эко-стиля, которые причитываются в манипуляциях с архитектурнымии сооружениями.

 

 

Воздействие экологических факторов и критериев проявляется в объектах воздействия с разной интенсивностью и выражается в категории «экологичность». Можно говорить о существовании трех уровней идентификации свойства экологичности по отношению к архитектурным или градостроительным объектам. Рассмотрим эти уровни на примере элементов градостроительной системы - архитектурных объектов.

 

1) Нейтральный уровень-тот уровень экологичности объекта, который не затрагивает его основных объемно-планировочных параметров, традиционной архитектурно-строительной основы. Довольно много примеров такого рода относится к жилым зданиям. В этом случае экологичность объекта определяется скорее исходя из его инженерных, экономических, эксплуатационных и пр., но не архитектурных свойств.

 

2) Модифицирующий уровень. Воздействие экологических критериев накладывает

отпечаток на архитектуру или градостроительное решение объекта, изменяя в некоторой степени его облик, соотношение частей здания, характер отделки и т.п. Экологичность, как свойство объекта, выходит за рамки неочевидного, получая визуализованное воплощение. К этому уровню принадлежит основная масса объектов, выполненных по экологичным технологиям с характерными элементами инженерной оснастки - солнечными батареями кровли, ветроэнергетическими установками и т.п.

 

 

3) Трансформирующий уровень проявления экологических факторов и критериев - это  

наиболее интенсивно “означенная” форма реализации экологических требований, определяющая облик, функционально-пространственную структуру объекта, основу его идентификации. Здесь происходит очевидная смена традиционного архетипа в пользу неоструктуры, новообраза. Заметно преобладание экологического содержания в текстуальном смысловом, образном звучании объекта.

 

Примерами такого рода современная архитектура и градостроительство еще не избалованы. Более того, их можно выявить, зачастую, с известными натяжками. И это вполне закономерно, поскольку основная масса архитектурных и градостроительных сооружений рассчитана не только на решение экологических задач, последние входят составной частью в пакет традиционных целей проектирования.

Вот почему «экояз» или «эко-стиль» получил воплощение в основном на уровне модификации традиционных форм, открытой нотой звучат немногие экспериментальные объекты.

Нельзя здесь не затронуть и тему псевдоэкологической архитектуры, имитирующей решение экологических задач. К этому явлению необходимо относится сдержанно, не заблуждаясь относительно декоративного, лицедейского содержания архитектуры, замешанной на аксессуарах, демонстрирующих некий экологизм.*

К примерам такого рода можно отнести постройки, символизирующие экологичность подхода, но не соответствующие экологическим критериям по существу. Один из наиболее распространенных псевдоэкологических «ходов» - подмена серьезной экологической проблемы второстепенной и легко решаемой, раздувание третьестепенных вопросов до уровня функционально-пространственных доминант.

 

 

В то же время нельзя не видеть и конструктивной роли псевдоэкологических изысканий, в результате которых пополняется матрица художественных образов экостиля, совершенствуется инструментарий пластических средств, обрабатывается, пусть не лучшим образом, потребительское сознание. 

Тема экологических образов в современной архитектуре раскрыта уже достаточно

емко, для того, чтобы попытаться определить характерные черты ее воплощений.

Прежде всего, надо сказать, что экологичная архитектура вовсе не обязательно должна рядиться в одежды, отражающие ее сущность в наглядных образах. Не особенно задумываясь на д этим, мы штудируем экологическую архитектуру, изучая традиционную сельскую архитектуру жилища, историческую городскую застройку, временное жилище и тому подобные объекты.

В развитых странах с преимущественно городским населением как раз и актуальны

проблемы формирования новой эко-культуры, воплощенной в материальном окружении. В этом смысле понятно и естественно стремление архитекторов с разных сторон подойти к новообразам «экологической архитектуры». Оставляя в стороне мировоззренческие, экономические, творческие основы формальных поисков, рассмотрим основные направления развития эко-стиля, которые прочитываются в манипуляциях с архитектурными сооружениями.

1. Первое, что можно заметить - это попытки использовать естественные ,полуприродные элементы городской среды в качестве символов, знаков экологизации и одновременно -содержательных звеньев пространственного решения городских зданий. Оранжереи, зеленые комнаты, разного рода озелененные террасы, решетки, озелененные кровли и т.п. демонстрируют элементы новой эко-культуры города и возможности интеграции естественных и искусственных компонентов среды в гармоничное единство.

 

 

2. К этому направлению примыкают эксперименты по расчленению, дроблению объемов зданий, созданию объектов-комплексов из дискретных элементов, «прозрачных» для окружения, как-бы перемешанных с воздухом, зеленью, деревьями, микроландшафтом участка. Вольно или невольно в этом ключе работают и “деконструктивисты”. “Пористые”, проницаемые объемы сооружений корреспондируются с идеей взаимопроникновения элементов новой городской среды. Мы видим здесь развитие таких качеств, которые позволяют приспособиться к сложным пространственным условиям ландшафта, разместиться в нем, не разрушая… Эти качества – планировочная и объемная маневренность, связность и относительная дискретность, прозрачность и призрачность архитектуры…

 

 

3. Создание зданий-мобилей, реагирующих на изменение условий внешней среды, подобно паруснику - изменением конфигурации и фактуры объема, режима кондиционирования, отопления, освещения и т.д. Для этого течения характерны гибриды бионики и «хайтека», использующие возможности робототехники для моделирования необходимых реакций оболочки здания на изменения внешней среды. Это, пожалуй, наиболее интеллектуальное и техницизированное направление, заимствует “космические технологии” для экзотических решений таких вопросов как: энергообеспечение, оптимизация микроклимата здания, физического взаимодействия внутренней и внешней среды архи-тектурного объема. Не исключено, что оперативные возможности архитектуры такого рода станут завтра естественной принадлежностью эко-стиля . 

 

 

4. Энергоэффективная архитектура, в ее нетрадиционном прочтении, также стала символом экологических поисков. Это касается зданий, демонстрирующих экологические качества инженерной инфраструктуры: энергоаккумулирующих поверхностей стен, кровель, водонагревательных баков и т.п., всевозможных ветроэнергетических и гидроэнегетических устройств и проч., наделенных знаковыми функциями . Это новые выразительные средства, новый язык архитектурного творчества, новые артикуляции.. И это попытка реализации эко-хайтека, нацеленная на воспитание толейрантности, адаптации человека к новым образам и смыслам.

 

 

 5. Биоклиматические здания, выполненные в самой современной манере, в сущности, развивают уже упомянутые выше традиционные основы эко-культуры. Им свойственны региональность и, в меньшей степени - экзотичность внешнего облика. Использование естественного света, вентиляции и естественных механизмов сбережения тепла отвечает существу эко-культуры. Эти разработки затрагивают наиболее фундаментальные вопросы формирования эко-стиля. В то же время, в активе образов биоклиматической архитектуры гипер-проекты Б. Фуллера, всевозможные переосмысления исторических прототипов и т.п. Нельзя не сказать и о том, что биоклиматические структуры позволяют сформировать «зоны живого в неживом», сделать шаг в направлении архитектуры космоса или водного космоса…

 

 

6. Еще одна тенденция, также заслуживающая внимания, связана со стремлением вернуться к естественным формам и природным основам архитектурных сооружений. Всевозможные дома-пещеры, дома-холмы (присыпанные землей и озелененные) - наиболее заметная, но не самая содержательная линия в этом направлении. Более интересны и близки сердцу россиянина разработки, использующие арсенал нерегулярных форм, неспрямленных планировочных контуров, соответствующих естественным формам движения, пространственного поведения человека.

 

 

7. Как-бы в противовес этому направлению, а скорее в сочетании с ним развивается нарочито инженерное, техно-блоковое видение эко-архитектуры. Это достаточно бездушное, основанное на геометрии больших и малых инженерных блоков- контейнеров, компоновочное творчество, ориентированное, тем не менее на улучшение условий жизнедеятельности человека и его природного окружения.

Как ни странно, техно-блоковое творчество имеет широкие перспективы в архитектурной деятельности. Во-первых, потому, создание этих блоков, различного назначения, возможно в заводских условиях, и следовательно, обещает хорошее соотношение цены и качества. Во-вторых – поскольку, в умелых руках архитектора , может не разрушить, а подчеркнуть качество окружающего ландшафта или той части архитектурного комплекса, которая наполнена не технической, а человеческой деятельностью, жизнедеятельностью. Лет двадцать тому назад, я назвал это направление «бутербродным» -поскольку, в этой архитектуре сочетаются два «2 слоя» - блоки заводской готовности и решенные на индивидуальной основе. Термин акцентирует полуготовность объекта, его быстродельность. 

 

8.Не менее важно напомнить об экологическом содержании народной, традиционной архитектуры.

Архитектор обязан быть на высоте современных знаний, а значит, владеть навыками использования современных подходов и технологий на родной земле .Но современный – не означает глобалистский, не подразумевает отказа от культуры, национальной, региональной, в пользу уни-тека. В противном случае теряется фундамент , основа для поиска локального экологического смысла архитектуры. Америка и Европа, Япония, и Корея пестуют локальное своеобразие архитектуры и строят на этом новую ступень культуры. Экологическая ветвь должна быть к чему-то привита.

Это важно, тем более, что сегодня, к ужасу русских архитекторов, не сокращается, а расширяется разрыв между бедностью и богатством, неухоженным и обласканным, вокультуренным и инородным. Соотношения поляризуются, приобретая форму гротескную, драматическую.

Конечно, хорошо, и даже замечательно, если здание выполнено по экологически чистым технологиям, из экологичных материалов, но если оно имеет вид африканского бунгало или испанского замка в теле среднерусской застройки, то оно, извините, «смердит» в ландшафте русских городов. Между экологией просто( -то есть экологией в «математическом», относительно абстрактном смысле) , и экологической культурой есть разница, ее можно увидеть воочию, побывав, например в таких безнадзорных городах, как Валдай, Вышний Волочек, Кашин… список можно продолжить. Дело в том, что экологическая культура локальна, связана с местообитанием. И в более широком смысле, чем думает, зачастую, хозяин участка. И отсутствие экологической культуры, гармонии в местном ландшафте - это очень серьезная проблема. Большая экономическая / экологическая проблема.

Мы подходим здесь и к понятию визуальной экологии. Я не большой сторонник концепций, устанавливающих жесткие связи между площадью остекления здания и самочувствием зрителя. С моей точки зрения более содержательны аспекты сомасштабности городского силуэта и городского ландшафта, стилевой и средовой гармонии зданий, их сопричастности к общей культуре места. Полагаю - архитектору ближе проблемы визуальной экологии - как экологии городского ландшафта или ландшафтной эко-культуры, комплексной картины, характеризующей городское окружение.

Ведь городской ландшафт дает нам визуализированное представление о состоянии экологического сообщества, каковым и является классический город. Насколько едины жители этого города, насколько отрегулированы механизмы их взаимодействия между собой и естественной средой, вместилищем их местообитания? Есть ли здесь общий знаменатель красоты, общая культура поведения, общий уровень взаимопонимания – смотри на город, все видно.

Местные материалы, отточенные временем традиции строительства, эффективные, природосообразные решения функциональных элементов зданий - все это- капитал, которым нельзя разбрасываться. Более того, используя современные возможности инженерного оснащения и современные приемы архитектурных решений можно добиться острых, концептуально содержательных решений и рецептов создания архитектуры в ультра-традиционном, ново-традиционном эко-стиле.

 

Экологическая архитектура – это поисковое направление деятельности. В ее основе – ориентация на комфорт в условиях гармонии с естественным окружением, и в этом плане, она олицетворяет переход к постиндустриальным ценностям.

В России, как свидетельствует характер капитального строительства, постиндустриального общества нет. Возможно, есть доиндустриальное ))((.

Перечисленные тенденции - микротечения в моделировании “экологической” формы, разумеется, не отделены друг от друга так жестко, как это приходится делать при перечислении. Какое-либо сравнительное сопоставление этих течений с точки зрения их содержательности, потенциала развития представляется пока преждевременным.( Это имеет смысл при определении пространства, зоны развития эко-архитектуры и будет сделано автором позже).

9. Совершенно очевидно, и это прозвучало выше, что отсутствие жестких границ между «гранями» экологической архитектуры и стремление архитекторов к комплексному решению экологических проблем иногда не позволяет классифицировать объект по доминанте, тогда можно говорить о нем в обобщенных терминах – либо, просто как о экологической архитектуре, либо как о интегральном ( гибридном.. ))) ) решении.

 

Вы заметили, полагаю, что методичка построена по принципу «от конца к началу.» Сперва мы наметили основные, характерные тенденции развития эко-архитектуры , затем –идентифицируем проблемы, определившие «веер» подходов к ее формированию. 

 

 Роль архитектуры… ( вы помните в чем) заключается в ее оперативной и дифференцированной по средствам реакции на эко-проблематику, в развитии экологической ветви архитектурного творчества, в создании нового языка архитектуры и системы средств, позволяющих решать задачи формирования экологически благоприятной среды на уровне отдельного объекта и в рамках их совокупности. Роль архитектуры варьирует, существенно изменяется, в зависимости от конкретики, поэтому следующая часть будет посвящена России.

Библиография:

    Статья иллюстрирована материалами из следующих зарубежных изданий:

 

0-0-0 “SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM”.2002 Terraced housing in

      Vikki, Helsinki , Finland, Arrak Architects

0-0-3 “ SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM”.2002, Terraced houses at

        Affolternam Albis, Switzerland, Metron Architecturburo.

01-01- “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” Sergy Costa Duran, 2011.

       «3 L0W-ENERGY HOUSES».PASSENANCE, FRANCE,2009 Arcyitect Stimulus

        Architecture

01-02 “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” Sergy Costa Duran, 2011. Adobe

        village in Nothern Africa. p.12

1-0-0-1 Vastra Hamme, малоэтажный комплекс жилой застройки.Малме . Швеция. Фото автора.

 1-1-1 «GREEN ARCHITECTURE», Taschen. James Wines. 2000. Building at Fraenkelufer . Berlin, Germany. Hinrich Baller.             

1-1-2 “GREEN ARCHITECTURE NOW”Tashen.2009. . Philip Jodidio. Hedge

        building/Rostock, Germany, 2003.

1-1-3   “GREEN ARHITECTURE”, Building at Fraenkelufer . Berlin, Germany. Hinrich

         Baller.

1-1-4 “GREEN architecture now”, Fondazione Pietro Rossini Pavilion, Italy, SITE.

1-1-6 ‘Ken Yeang. Eco-Skyscrapers” Ivor Richards. Images. Chongqing Tower. Chongqing.

1-1-7 “ ECO-FRIENDLY architecture”. Links.Car les Broto. Sportplaza

        Mercator.Amsterdam, the

       Netherlands,VenhoevenCS architecture+urbanisam.

1-1-8 “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” Sergy Costa Duran, 2011. p.48.

2-1-1- SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM.2002 Kindergarten in Stuttgart,

      Germany. Joachim Eble Architectur

2-1-2 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan . Rockport ,2007

     Slavin-Arnoldz Residence. Washington D.C, USA . . Trevis Price Arhitects

2-1-3 SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM.2002 Research Centre in

       Netherlands. Bennisch, Bennisch&Partners.

2-1-4 “GREEN architecture now”,San Francisco Federal Building, USA, Morphosis

2-1-5 “GREEN architecture  now”Hotel Remota, German Del Sol, Puerto Natales, Patagonia,

        Chile

2-1-7 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan . Trevis Price Arhitects, Slavin-

      Arnoldz Residence. Washington D.C, USA .

3-0-0-1 Офисный центр. в Бонне. Пример реагирующего фасада. Фото автора.

3-1-2 “UTOPIA FOREVER” Visions of architecture and urbanism” Gestolten. ‘Eco-

        pod ”, Architect :Howeler+Yoon Architecture and Squared Design Lab. USA.

3-1-3 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links. Surry Hills Library and Community Centre.

       Francis Jone Morehen Trorp..

3-1-4” ECO-FRIENDLY architecture “.Links.Neubau Gebhartstrasse. Halle 58 Architekten.

3-1-5 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links.

3-1-6 “ SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM”.2002, Datagroup offices in

         Pleizhausen, Germany, Klauffmann Thelig.

4-1-0 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan ,Solarseidlung at Schlierberg, Freiburg, Germany . Architecturburo Rolf Disch. 

4-1-2 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan Solarseidlung at Schlierberg,

         Freiburg, Germany. Architecturburo Rolf Disch. 

4-1-3 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan, Beddington Zero Energy

           Development, Haacckbridge, Sutton, U.K.. Bill Dunster Architects

4-1-4  A&E.E.Curtain wall for integrated photovoltaic..

4-1-5 “GREEN architecture now” ,…Water + Life Museums Campus,Hemet, California,

          USA, Michael B.Lehrer

4-1-6 “GREEN architecture now”..Lindale Beach House, Auckland, New Zealand, Herbs

          Architects

4-1-7 “GREEN architecture now.” Taschen… Ecoboulevard of Vallecas.Madrid, Spain.

           Ecosistema urbano architectos.

4-1-8  “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” .. Sergy Costa Duran, 2011. Arisona

           state University polytechnic academic building. Mesa, Arizona,2008, Architect Lake/

            Flato Architects, RSP Architects. 

4-1-9 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links… 100 k house. Mario Cucinella Architects .

          Torino, Italy

5-0-0 “GREEN architecture now”,.. Masdar Headquarters, Adrian Smith +Gordon Gill

       Architecture, Abu Dhabi, Unated Arab Emirates.

5-1-2 “GREEN ARHITECTURE” ,… Glasshouse. LOG ID/ Diter Schempp, Fred Mollring, 

          Herten, Germany.1994

 5-1-4 “ OKOLOGISCHE ARCHITEKTUR” Brenda and Robert Vale. Campus Verlag.

          GANZ LINKS und NEBENBILD. Die Wohnanlage Les Garennes im Franzo-sishen

          Saint-Quentin-de-Yvelines.          .

5-1-6 “SELF-SUFFICIENT HOUSING” Iaac.2006, Hills of the beach. Boguslaw

        Witkowki, Marek Morawsi.

5-1-5 “ SELF-SUFFICIENT HOUSING” Iaac.2006, Cooperative Housing. Carolina Galeazzi,

        Leticia Teixeira Rodrigues ,Gustavo Jaquet Ribeiro

5-1-7 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links…. Unilever-Hause , Behnisch Architekten

6-1-1 “ OKOLOGISCHE ARCHITEKTUR” Brenda and Robert Vale….Headquarters NMB-

         Bank in Amsterdam, Ton Alberts&Van Huut .

6-1-2 “GREEN architecture now” PERFUMED JUNGLE. Vincent Callebaut Architecture.

         Hong Kong. China.  

 6-1-3а “UTOPIA FOREVER” Visions of architecture and urbanism”. Galije. Architect

         MVRDV.

6-1-3в “GREEN architecture now”,Renovation and Expansion of the California Academy of

          Sciences, Renzo Piano, San Francisco, California, USA.

6-1-7 “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY”. Sergy Costa Duran, 2011. Nine

           houses. Peter Vetsch. Dietcon, Switzerland.       

7-1-1     “Sustainable architecture CONTAINERS’. Monsa. Luis de Carrido. R4House. 

7-1-1a “Sustainable architecture CONTAINERS’. Monsa. Luis de Carrido. R4House. 

7-1-3 ‘SELF-SUFFICIENT HOUSING” Iaac.2006 .Tosh Drake.Architect NA_USA.

 

 

Указатель иллюстраций

 

Стр.15. Нейтральный уровень экологичности архитектурного облика здания.

Стр. 16.Модифицированный, измененный в стиле «эко» облик здания.

Стр. 17Трансформированная, экологичная по облику архитектура здания.

Стр. 18.Природные элементы – символы и знаки экологизации в городской архитектуре.

Стр.19. Маневренная, приспособляющаяся к условиям расчленения, архитектура зданий.

Стр. 20Реагирующая архитектура, мобильные элементы в архитектуре здания .

Стр. 21Энергоэффективные здания, демонстрирующие свое функции.

Стр. 22.Биоклиматическая архитектура

Стр. 23. Естественные, псевдо-естественные формы зданий.

Стр. 24Техно-блоковое, «бутербродное» направление в «эко-стиле» зданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Часть 2. Россия.

 

Энергоэффективные здания.  

Изменение архитектурного облика зданий, выявление в его архитектуре энергоэффективных элементов и их комплексов требует серьезной реорганизации строительных технологий, использующихся в РФ, требует демонтажа властно-строительной мафии и переформатирования работы эксплуатирующих организаций.

Новый облик зданий , новое качество архитектуры , может запустить цепную реакцию экологического переоснащения . Однако выгодно ли это строительно-технологическому комплексу страны в его сегодняшнем виде?

От существующего сегодня госаппарата трудно ожидать переориентации экономики с распила и распродажи сырьевых ресурсов на высокие технологии их сбережения.

Поэтому, и здесь, по этой линии развития экологизации (архитектуры) зоной надежды на прогресс является маломощный и преимущественно небогатый индивидуальный сектор. В этом смысле, можно ожидать прогресса в жилом секторе небольших городов и в деловом секторе городов крупных и крупнейших.

Кафедра «Градостроительства»

 

 А.В.Баженов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к учебному курсу по дисциплине

 «Роль архитектуры в формировании экологически устойчивой среды»

 

для студентов

направления подготовки: код, название

уровень подготовки: /магистратура/аспирантура

 

Москва 2015 г.


УДК 502:72(075.8)

ББК 20.1:85.11я73

 


Баженов А.В.

Учебно-методическое пособие к учебному курсу по дисциплине « Роль архитектуры в формировании экологически устойчивой среды» / А.В.Баженов. – М.: МАРХИ, 2015 г. – 22 с.

 

 

Рецензент – проф., доктор архитектуры И.Г. Лежава

Рецензент – канд. архитектуры Л.А. Фисенко

 

Учебно-методическое пособие определяет смысл, структуру и содержание курса «Роль архитектуры в формировании экологически устойчивой среды», построенного на авторской классификации основных направлений и тенденций развития эко- архитектуры. Основные положения работы опубликованы автором в период 1996-2000 гг. в рамках НИР МАРХИ "Экологический фактор в архитектуре и градостроительстве" и "Архитектурное творчество и экология", выполненных под руководством акад. РААСН, проф. Кудрявцева А.П.. Автор акцентирует российскую проблематику и своеобразие тенденций, складывающихся в нашей стране и ориентированных на формирование экологически благоприятной среды в ближней и дальней перспективе.

 

 

Методические указания утверждены заседанием кафедры «Градостроительства», протокол № _____, от «_____»______________201__ г.

 

Методические указания рекомендованы решением Научно-методического совета МАРХИ, протокол № ______, от «______» ___________201__.

 

 

©Баженов А.В., 2015

© МАРХИ, 2015

 

 

Назначение данного пособия - сориентировать обучающегося в большом объеме сведений об экологической архитектуре, о роли архитектуры в формировании экологически благоприятной устойчивой среды.

Учебное пособие состоит из ряда разделов, начальным соответствуют части 1 и 2-я. По мысли автора учебное пособие должно постепенно пополняться. 

В первом разделе речь идет о наиболее общих и универсальных тенденциях формирования экологической архитектуры. Они были описаны автором в рамках НИР «Экологический фактор в архитектуре и градостроительстве», выполненной в МАРХИ под руководством акад. А.П. Кудрявцева в 1997 г., и в ряде последующих работ и публикаций. 

Прежде всего, необходимо договориться о терминах. Автор предлагает следующую подборку, которая соответствует его представлениям о сути категорий, по-разному воспринимаемых и понимаемых слушателями. 

Некоторые из терминов приведены в трактовке автора (А.В.Б.), иные – в общепринятом понимании или в формулировке ученых, предложивших данный термин. 

                          

Архитектура – искусство и наука создания сооружений, обладающих заданными ( –в т.ч. технологическими, средовыми и образными) характеристиками и предназначенных, для различных видов жизнедеятельности человека и человеческого общества. Различаются архитектура – как вид деятельности и результат архитектурного творчества - архитектура зданий и сооружений.

Город – населенный ландшафт, концентрирующий различные формы жизнедеятельности человеческого сообщества и формирующий, для этого благоприятные условия среды обитания .(А.В.Б.)

Градостроительство - наука, дисциплина, изучающая законы и правила устройства городов (по опр. в Википедии). Градостроительство – область деятельности человеческого общества ( в т.ч. – научной), имеющая целью создание, развитие и переустройство городов для формирования благоприятных условий жизнедеятельности (А.Б.В.).

Градоустроение – перенос акцента со строительства на управление развитием, Г.- процесс регулирования, целевого управления городским развитием.

Население- совокупность людей, проживающих в каком-то месте, - толк.сл.

Ресурс- фактор реализации какой-либо деятельности ( А.В.Б.), условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат.(Википедия) Возобновляемые( запасы которых восстанавливаются быстрее, чем используются) и невозобновляемые. Различают материальные, энергетические, информационные ресурсы

Система…-комплекс элементов, находящихся во взаимодействии не взаимного характера (Л.фон Берталанфи), Совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое ( перефр. Перегудов, Тарасенко).

-совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность лучше, чем у простой суммы элементов.

.( перефр. РМВОК )

Сообщество- совокупность живых организмов, связанных временно или постоянно той или иной жизнедеятельностью (А.В.Б ). Совокупность ..организмов, живущих вместе Ожегов…. перефр.)

Среда - окружающая среда – комплекс физических , биологических ( можно артикулировать - и информационных) условий в пространстве окружающем организм. В понятие окружающей среды входят как абиотические факторы – температура, состав почвы и атмосферы, радиация, так и биологические – комплекс растений, животных и микроорганизмов. В более широком смысле – понятие среда , соответствует системе типа «хозяин-окружение», причем в роли хозяина могут и объекты не только органического происхождения.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов ( Википедия) .

 

. Человек  - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. – Из толк.слов. рус.яз…

 

Экология…- наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с

окружающей средой (Э. Геккель)

Экология – интегральная наука о функциональных взаимосвязях между организмами ( в т.ч. человека и человеческого общества) и окружающей их средой, круговороте веществ и потоков энергии, определяющих жизнь этих организмов (перефр. Ахатова А.Г.) см. Википедия.

Экосистема- любое единство, включающее все организмы на данном участке и взаимодействующее с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ…внутри системы, представляет собой экологическую систему, или экосисистему ( Ю. Одум).Экосистема – сложная система, саморганизующаяся, саморегулируемая и саморазвивающаяся ( - по Википедии.)

Экологический ареал города - пространство, формирующееся в системе наиболее интенсивных и устойчивых взаимосвязей города с окружением, в пределах которого складывается долговременный, закрепленный в в планировочной организации территории цикл экологических взаимодействий, протекающих между городом и его природной средой.(Определение и термин введен автором в 1984 г. ).

Природа - естественная среда обитания человека,( бытов.), но – шире- материальный мир вселенной (Википедия).

Структура - внутреннее устройство чего-то. (Викип) Компонентный состав, форма и характер взаимосвязи элементов целого. Геометрический рисунок связей компонентов системы..

Структура процесса – последовательность или состав ( страты) этапов развития, формирования объекта.

Структура экосистемы – климатический режим, неорганические ресурсы круговорота, органические соединения – связывающие абиотическую и биотическую части круговорота в цепи питания и преобразования ресурсов. (А.В.Б.)

Форма – характер очертаний, границ объекта, взаимное расположение границ.

( Википедия). Способ, образ, шаблон, характерная структура развития, эволюции объекта ( перефразировка по разным источникам).

Кстати, «экоустойчивая архитектура» - бредовый термин, мало соответствующий идее раскрыть смысл понятия «sustainable»применительно к архитектуре или к среде. Скорее  надо говорить о жизнеподдерживающей архитектуре, это будет правильнее, чем просто «устойчивой» или, брр,… «экоустойчивой».

 

 

.

                                                 ------------------------------------------

 

 

Тема экологичной архитектуры существует сегодня в более широком контексте, который можно обозначить как «творческая деятельность по формированию эко-цивилизации».

Нестабильность нынешнего состояния биосферы – одна из основных тем, обсуждаемых обеспокоенным человечеством.. Разумеется, равновесия между составляющими биосферу не существовало никогда – в абсолютном смысле слова. Это равновесие всегда было подвижным, эволюционирующим в судьбой предопределенном направлении.

Однако, понятие стабильности, гомеостаза родилось не на пустом месте. Равновесие существовало и существует в форме контролируемого баланса в структурных единицах биосферы, устоявшихся по набору компонентов и динамике обмена между ними. На фоне этого равновесия происходит дальнейшая эволюция естественных сообществ, сопровождающаяся усложнением их состава, развитием в сторону большего разнообразия элементов, совершенствованием взаимообмена. В известной мере, развитие человеческого сообщества можно уподобить развитию природных образований – зрелые, эффективно организованные человеческие популяции обнаруживают признаки совершества структурных связей, разнообразие состава, для них характерна устойчивость самоорганизации. В тоже время, линейный характер функционирования производства, вовлечение в цикло потребления ресурсов все больших объемов сырьевых материалов разрывает кольцо естественного круговорота вещества, дестабилизирует экологическую обстановку на планете.

Из намечающегося тупика есть выход – развитие природосообразных технологий в соответствии с экологическими приоритетами, формировании новой культуры –

экокультуры.

Очевидно, что природосообразные действия должны заместить менее эффективные прежде всего в тех областях, где угроза стабильности существования человечества наиболее актуальна. Применительно к сфере градостроительства и архитектуры можно выделить несколько секторов концентрации экологической угрозы.

 Это:

-демографические и миграционные процессы, сопровождающиеся перераспределением населения, волнообразными пульсациями его численности и состава, меняющими характер, темп и объемы потребления естественных ресурсов и угрожающих стабильности функционирования сети поселений;

- процессы дестабилизирующего потребления невозобновимых ресурсов, подрывающие сырьевую базу «кормящей территории «, в том числе ее пространственные ресурсы;

-процессы неэффективного энергопотребления, блокирующие энергетические перспективы экономики, а, следовательно, и ее строительных отраслей;

-неадекватная информационно-управленческая деятельность, включающая всебя, сбор информации, анализ и обработку ее для принятия эффективных социально-экономических решений.

Магистральная линия формирования эко-цивилизации определяется формированием благоприятной среды обитания человека, созданной по законам природосообразности, экологичной среды.

 

Так что это такое экологичная или экологическая архитектура – это то-же, что и энергоэффективная, или то-же, что зеленая или это еще что-то? «Зеленая – это необязательно энергоэффективная, а энергоэффективная архитектура может быть категорически традиционной, или может создавать экологические проблемы где-то еще. Сегодня эти понятия то сливаются, то расходятся, но в целом, с оговорками, заполняют пространство, которое мы отводим категории «экологичноя архитектура».

 То есть, это интегральное понятие с размытыми краями. С экологичными технологиями все как-то яснее, а с архитектурой не так просто. Надо распутывать клубок из устоявшихся и авангардных категорий, складывать зеленое и теплое в одну корзинку.

Архитектура – племянница ( или тетка) экологии , поскольку экология –это «наука о доме», а архитектура – это наука и искусство строить дом. В этом смысле они неразделимы. Другое дело, что обе науки соотносятся с условиями их понимания и применения человеком. И, несмотря на единую биологическую природу и общих родственников в безумном «далеке», человек человеку рознь. В географическом, социальном, экономическом, культурном смыслах. И существует он иногда в нечеловеческих условиях. В смысле – в райских или адских. И посередине.

Это особенно четко видно на материале нашей страны, остающейся и самой большой в мире и самой разнообразной ( разнопроблемной) по условиям жизнедеятельности и по экологической проблематике. Здесь мы конечно, впереди планеты всей.

 В нашей стране весьма проблемно сочетаются картины супер-современной, авангардной экологической неадекватности, ( такой попсотсталости…) с  осколками остаточной, по большей части, но экологичной реальности.

Архитектура и экология, как я уже заметил, неразделимы. Но в какой степени экологические проблемы влияют на архитектуру и как это происходит?

И что,собственно, такое - экологичная архитектура ? Чем мы измеряем экологичность?. Архитектура, как область деятельности, э то наука и искусство пространственной организации процессов ( тех или иных) жизнедеятельности человека.

И если они организованы экологично – то есть, в соответствии с законами и приоритетами экологии, то и архитектура удовлетворяет понятию «экологичная.»

Вот только со временем меняется и понятие об экологичности ( ведь это все расширяющаяся сумма свойств ) и приоритеты, то есть, вес отдельных слагаемых в этой сумме. Меняется и архитектура зданий , и процессы, в них происходящие… Все развивается. Можно ли определить , выявить какие-то общие ориентиры для категории экологичная архитектура?

Каждое здание создает «малую среду». Но малая среда существует в «большой среде», в природном окружении. И они взаимодействуют.

Максимальный комфорт ценой минимальных затрат и ущерба для природного окружения – это основное правило экологичности.

 В идеале мы хотим, взыскуем симбиоза, то есть гармоничных, взаимовыгодных отношений между малой и большой средами. (.Проблема в том, что такой симбиоз часто оплачен жертвами на ином, более комплексном уровне рассмотрения.).

 

Современная архитектура предоставляет нам возможности увидеть широкое разнообразие подходов к экологической теме. Уже складывается определенная сетка образов, архитектурных подходов и приемов, связанная с экологией, некая субкультура в архитектуре, которую можно назвать экологической архитектурой. Как определить принадлежность здания или нескольких объектов к вышеупомянутой субкультуре?

 

 

И здесь надо сказать, что экологичная архитектура вовсе не обязательно должна рядиться в одежды, отражающие ее сущность в наглядных образах. Не особенно задумываясь над этим, мы штудируем экологическую архитектуру, изучая традиционную сельскую архитектуру жилища, историческую городскую застройку, временное жилище и тому подобные объекты.

 

 В самом деле, посмотрим на вещи непредвзято. Можно-ли сказать, что деревенский дом Севера России не является экологичным?. Он выполнен из “здоровых” материалов, его функциональная структура - пример весьма эффективной организации сообщества людей и домашних животных, пример реализации экологического цикла потребления энергии и материальных ресурсов, отточенный до совершенства. Ведь это настоящий «Ноев ковчег».

Система отопления здания основана на использовании теплоизлучения печи и дымоходов, на энергосберегающих свойствах “слоеной” конструкции дома, где зимние помещения окружены летними (полутеплыми), на использовании естественного тепловыделения в помещениях для скота.

В масштабные членения бревенчатых северных изб заложены пропорции естественных элементов ландшафта Севера России. Кровли деревенских изб - пример использования теплоизолирующих качеств снежного покрова.

Не так уж просто найти примеры современных экологичных решений жилых зданий, выполненных столь же комплексно, продуманно, красиво, наконец. Разумеется, экологичность традиционного сельского жилища легко проследить и на других примерах -

будь то жилье Средней Азии, юрта монгола или хутор в Швейцарии.

 

Отсюда следуют два заключения:

-во-первых, о существовании экологической традиции, не выявленной каким-то особым образом в архитектуре зданий (а может быть - просто привычной, обжитой в нашем сознании);

-во-вторых, о региональном привкусе экологичной архитектуры, ее этнокультурном содержании.

К тому-же, традиционная архитектура - это и часть культуры экологического поведения этноса. Культуры не застывшей, испытывающей воздействия тех или иных обстоятельств, иногда претерпевающей значительные деформации.

 

И если сегодня ставить вопросы влияния экологических факторов на архитектуру сооружений, то эти вопросы необходимо соотносить с конкретикой экономического, регионального, этнокультурного плана.

Очевидно, что спектр действия экологических факторов, изменяющих облик здания, будет различным для развитых - состоятельных и развивающихся стран. Для государств с сельскохозяйственной экономикой естественны попытки модифицировать традиционную экокультуру, в том числе, с использованием импортируемых технологий, помощи развитых стран.

Страны с переходной экономикой, застрявшие или находящиеся на этапе индустриального развития - в наихудшем положении, не имея сил и средств, вкладывать деньги в создание здоровой среды обитания, и не имея опоры в традиционном экономическом укладе.

 

В развитых странах с преимущественно городским населением как раз и актуальны

проблемы формирования новой эко-культуры, воплощенной в материальном окру-жении. В этом смысле понятно и естественно стремление архитекторов с разных сторон подойти к новообразам”экологической архитектуры”. Оставляя в стороне мировоз-зренческие, экономические, творческие основы формальных поисков, рассмотрим ос-новные направления развития эко-стиля, которые причитываются в манипуляциях с архитектурнымии сооружениями.

 

 

Воздействие экологических факторов и критериев проявляется в объектах воздействия с разной интенсивностью и выражается в категории «экологичность». Можно говорить о существовании трех уровней идентификации свойства экологичности по отношению к архитектурным или градостроительным объектам. Рассмотрим эти уровни на примере элементов градостроительной системы - архитектурных объектов.

 

1) Нейтральный уровень-тот уровень экологичности объекта, который не затрагивает его основных объемно-планировочных параметров, традиционной архитектурно-строительной основы. Довольно много примеров такого рода относится к жилым зданиям. В этом случае экологичность объекта определяется скорее исходя из его инженерных, экономических, эксплуатационных и пр., но не архитектурных свойств.

 

2) Модифицирующий уровень. Воздействие экологических критериев накладывает

отпечаток на архитектуру или градостроительное решение объекта, изменяя в некоторой степени его облик, соотношение частей здания, характер отделки и т.п. Экологичность, как свойство объекта, выходит за рамки неочевидного, получая визуализованное воплощение. К этому уровню принадлежит основная масса объектов, выполненных по экологичным технологиям с характерными элементами инженерной оснастки - солнечными батареями кровли, ветроэнергетическими установками и т.п.

 

 

3) Трансформирующий уровень проявления экологических факторов и критериев - это  

наиболее интенсивно “означенная” форма реализации экологических требований, определяющая облик, функционально-пространственную структуру объекта, основу его идентификации. Здесь происходит очевидная смена традиционного архетипа в пользу неоструктуры, новообраза. Заметно преобладание экологического содержания в текстуальном смысловом, образном звучании объекта.

 

Примерами такого рода современная архитектура и градостроительство еще не избалованы. Более того, их можно выявить, зачастую, с известными натяжками. И это вполне закономерно, поскольку основная масса архитектурных и градостроительных сооружений рассчитана не только на решение экологических задач, последние входят составной частью в пакет традиционных целей проектирования.

Вот почему «экояз» или «эко-стиль» получил воплощение в основном на уровне модификации традиционных форм, открытой нотой звучат немногие экспериментальные объекты.

Нельзя здесь не затронуть и тему псевдоэкологической архитектуры, имитирующей решение экологических задач. К этому явлению необходимо относится сдержанно, не заблуждаясь относительно декоративного, лицедейского содержания архитектуры, замешанной на аксессуарах, демонстрирующих некий экологизм.*

К примерам такого рода можно отнести постройки, символизирующие экологичность подхода, но не соответствующие экологическим критериям по существу. Один из наиболее распространенных псевдоэкологических «ходов» - подмена серьезной экологической проблемы второстепенной и легко решаемой, раздувание третьестепенных вопросов до уровня функционально-пространственных доминант.

 

 

В то же время нельзя не видеть и конструктивной роли псевдоэкологических изысканий, в результате которых пополняется матрица художественных образов экостиля, совершенствуется инструментарий пластических средств, обрабатывается, пусть не лучшим образом, потребительское сознание. 

Тема экологических образов в современной архитектуре раскрыта уже достаточно

емко, для того, чтобы попытаться определить характерные черты ее воплощений.

Прежде всего, надо сказать, что экологичная архитектура вовсе не обязательно должна рядиться в одежды, отражающие ее сущность в наглядных образах. Не особенно задумываясь на д этим, мы штудируем экологическую архитектуру, изучая традиционную сельскую архитектуру жилища, историческую городскую застройку, временное жилище и тому подобные объекты.

В развитых странах с преимущественно городским населением как раз и актуальны

проблемы формирования новой эко-культуры, воплощенной в материальном окружении. В этом смысле понятно и естественно стремление архитекторов с разных сторон подойти к новообразам «экологической архитектуры». Оставляя в стороне мировоззренческие, экономические, творческие основы формальных поисков, рассмотрим основные направления развития эко-стиля, которые прочитываются в манипуляциях с архитектурными сооружениями.

1. Первое, что можно заметить - это попытки использовать естественные ,полуприродные элементы городской среды в качестве символов, знаков экологизации и одновременно -содержательных звеньев пространственного решения городских зданий. Оранжереи, зеленые комнаты, разного рода озелененные террасы, решетки, озелененные кровли и т.п. демонстрируют элементы новой эко-культуры города и возможности интеграции естественных и искусственных компонентов среды в гармоничное единство.

 

 

2. К этому направлению примыкают эксперименты по расчленению, дроблению объемов зданий, созданию объектов-комплексов из дискретных элементов, «прозрачных» для окружения, как-бы перемешанных с воздухом, зеленью, деревьями, микроландшафтом участка. Вольно или невольно в этом ключе работают и “деконструктивисты”. “Пористые”, проницаемые объемы сооружений корреспондируются с идеей взаимопроникновения элементов новой городской среды. Мы видим здесь развитие таких качеств, которые позволяют приспособиться к сложным пространственным условиям ландшафта, разместиться в нем, не разрушая… Эти качества – планировочная и объемная маневренность, связность и относительная дискретность, прозрачность и призрачность архитектуры…

 

 

3. Создание зданий-мобилей, реагирующих на изменение условий внешней среды, подобно паруснику - изменением конфигурации и фактуры объема, режима кондиционирования, отопления, освещения и т.д. Для этого течения характерны гибриды бионики и «хайтека», использующие возможности робототехники для моделирования необходимых реакций оболочки здания на изменения внешней среды. Это, пожалуй, наиболее интеллектуальное и техницизированное направление, заимствует “космические технологии” для экзотических решений таких вопросов как: энергообеспечение, оптимизация микроклимата здания, физического взаимодействия внутренней и внешней среды архи-тектурного объема. Не исключено, что оперативные возможности архитектуры такого рода станут завтра естественной принадлежностью эко-стиля . 

 

 

4. Энергоэффективная архитектура, в ее нетрадиционном прочтении, также стала символом экологических поисков. Это касается зданий, демонстрирующих экологические качества инженерной инфраструктуры: энергоаккумулирующих поверхностей стен, кровель, водонагревательных баков и т.п., всевозможных ветроэнергетических и гидроэнегетических устройств и проч., наделенных знаковыми функциями . Это новые выразительные средства, новый язык архитектурного творчества, новые артикуляции.. И это попытка реализации эко-хайтека, нацеленная на воспитание толейрантности, адаптации человека к новым образам и смыслам.

 

 

 5. Биоклиматические здания, выполненные в самой современной манере, в сущности, развивают уже упомянутые выше традиционные основы эко-культуры. Им свойственны региональность и, в меньшей степени - экзотичность внешнего облика. Использование естественного света, вентиляции и естественных механизмов сбережения тепла отвечает существу эко-культуры. Эти разработки затрагивают наиболее фундаментальные вопросы формирования эко-стиля. В то же время, в активе образов биоклиматической архитектуры гипер-проекты Б. Фуллера, всевозможные переосмысления исторических прототипов и т.п. Нельзя не сказать и о том, что биоклиматические структуры позволяют сформировать «зоны живого в неживом», сделать шаг в направлении архитектуры космоса или водного космоса…

 

 

6. Еще одна тенденция, также заслуживающая внимания, связана со стремлением вернуться к естественным формам и природным основам архитектурных сооружений. Всевозможные дома-пещеры, дома-холмы (присыпанные землей и озелененные) - наиболее заметная, но не самая содержательная линия в этом направлении. Более интересны и близки сердцу россиянина разработки, использующие арсенал нерегулярных форм, неспрямленных планировочных контуров, соответствующих естественным формам движения, пространственного поведения человека.

 

 

7. Как-бы в противовес этому направлению, а скорее в сочетании с ним развивается нарочито инженерное, техно-блоковое видение эко-архитектуры. Это достаточно бездушное, основанное на геометрии больших и малых инженерных блоков- контейнеров, компоновочное творчество, ориентированное, тем не менее на улучшение условий жизнедеятельности человека и его природного окружения.

Как ни странно, техно-блоковое творчество имеет широкие перспективы в архитектурной деятельности. Во-первых, потому, создание этих блоков, различного назначения, возможно в заводских условиях, и следовательно, обещает хорошее соотношение цены и качества. Во-вторых – поскольку, в умелых руках архитектора , может не разрушить, а подчеркнуть качество окружающего ландшафта или той части архитектурного комплекса, которая наполнена не технической, а человеческой деятельностью, жизнедеятельностью. Лет двадцать тому назад, я назвал это направление «бутербродным» -поскольку, в этой архитектуре сочетаются два «2 слоя» - блоки заводской готовности и решенные на индивидуальной основе. Термин акцентирует полуготовность объекта, его быстродельность. 

 

8.Не менее важно напомнить об экологическом содержании народной, традиционной архитектуры.

Архитектор обязан быть на высоте современных знаний, а значит, владеть навыками использования современных подходов и технологий на родной земле .Но современный – не означает глобалистский, не подразумевает отказа от культуры, национальной, региональной, в пользу уни-тека. В противном случае теряется фундамент , основа для поиска локального экологического смысла архитектуры. Америка и Европа, Япония, и Корея пестуют локальное своеобразие архитектуры и строят на этом новую ступень культуры. Экологическая ветвь должна быть к чему-то привита.

Это важно, тем более, что сегодня, к ужасу русских архитекторов, не сокращается, а расширяется разрыв между бедностью и богатством, неухоженным и обласканным, вокультуренным и инородным. Соотношения поляризуются, приобретая форму гротескную, драматическую.

Конечно, хорошо, и даже замечательно, если здание выполнено по экологически чистым технологиям, из экологичных материалов, но если оно имеет вид африканского бунгало или испанского замка в теле среднерусской застройки, то оно, извините, «смердит» в ландшафте русских городов. Между экологией просто( -то есть экологией в «математическом», относительно абстрактном смысле) , и экологической культурой есть разница, ее можно увидеть воочию, побывав, например в таких безнадзорных городах, как Валдай, Вышний Волочек, Кашин… список можно продолжить. Дело в том, что экологическая культура локальна, связана с местообитанием. И в более широком смысле, чем думает, зачастую, хозяин участка. И отсутствие экологической культуры, гармонии в местном ландшафте - это очень серьезная проблема. Большая экономическая / экологическая проблема.

Мы подходим здесь и к понятию визуальной экологии. Я не большой сторонник концепций, устанавливающих жесткие связи между площадью остекления здания и самочувствием зрителя. С моей точки зрения более содержательны аспекты сомасштабности городского силуэта и городского ландшафта, стилевой и средовой гармонии зданий, их сопричастности к общей культуре места. Полагаю - архитектору ближе проблемы визуальной экологии - как экологии городского ландшафта или ландшафтной эко-культуры, комплексной картины, характеризующей городское окружение.

Ведь городской ландшафт дает нам визуализированное представление о состоянии экологического сообщества, каковым и является классический город. Насколько едины жители этого города, насколько отрегулированы механизмы их взаимодействия между собой и естественной средой, вместилищем их местообитания? Есть ли здесь общий знаменатель красоты, общая культура поведения, общий уровень взаимопонимания – смотри на город, все видно.

Местные материалы, отточенные временем традиции строительства, эффективные, природосообразные решения функциональных элементов зданий - все это- капитал, которым нельзя разбрасываться. Более того, используя современные возможности инженерного оснащения и современные приемы архитектурных решений можно добиться острых, концептуально содержательных решений и рецептов создания архитектуры в ультра-традиционном, ново-традиционном эко-стиле.

 

Экологическая архитектура – это поисковое направление деятельности. В ее основе – ориентация на комфорт в условиях гармонии с естественным окружением, и в этом плане, она олицетворяет переход к постиндустриальным ценностям.

В России, как свидетельствует характер капитального строительства, постиндустриального общества нет. Возможно, есть доиндустриальное ))((.

Перечисленные тенденции - микротечения в моделировании “экологической” формы, разумеется, не отделены друг от друга так жестко, как это приходится делать при перечислении. Какое-либо сравнительное сопоставление этих течений с точки зрения их содержательности, потенциала развития представляется пока преждевременным.( Это имеет смысл при определении пространства, зоны развития эко-архитектуры и будет сделано автором позже).

9. Совершенно очевидно, и это прозвучало выше, что отсутствие жестких границ между «гранями» экологической архитектуры и стремление архитекторов к комплексному решению экологических проблем иногда не позволяет классифицировать объект по доминанте, тогда можно говорить о нем в обобщенных терминах – либо, просто как о экологической архитектуре, либо как о интегральном ( гибридном.. ))) ) решении.

 

Вы заметили, полагаю, что методичка построена по принципу «от конца к началу.» Сперва мы наметили основные, характерные тенденции развития эко-архитектуры , затем –идентифицируем проблемы, определившие «веер» подходов к ее формированию. 

 

 Роль архитектуры… ( вы помните в чем) заключается в ее оперативной и дифференцированной по средствам реакции на эко-проблематику, в развитии экологической ветви архитектурного творчества, в создании нового языка архитектуры и системы средств, позволяющих решать задачи формирования экологически благоприятной среды на уровне отдельного объекта и в рамках их совокупности. Роль архитектуры варьирует, существенно изменяется, в зависимости от конкретики, поэтому следующая часть будет посвящена России.

Библиография:

    Статья иллюстрирована материалами из следующих зарубежных изданий:

 

0-0-0 “SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM”.2002 Terraced housing in

      Vikki, Helsinki , Finland, Arrak Architects

0-0-3 “ SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM”.2002, Terraced houses at

        Affolternam Albis, Switzerland, Metron Architecturburo.

01-01- “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” Sergy Costa Duran, 2011.

       «3 L0W-ENERGY HOUSES».PASSENANCE, FRANCE,2009 Arcyitect Stimulus

        Architecture

01-02 “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” Sergy Costa Duran, 2011. Adobe

        village in Nothern Africa. p.12

1-0-0-1 Vastra Hamme, малоэтажный комплекс жилой застройки.Малме . Швеция. Фото автора.

 1-1-1 «GREEN ARCHITECTURE», Taschen. James Wines. 2000. Building at Fraenkelufer . Berlin, Germany. Hinrich Baller.             

1-1-2 “GREEN ARCHITECTURE NOW”Tashen.2009. . Philip Jodidio. Hedge

        building/Rostock, Germany, 2003.

1-1-3   “GREEN ARHITECTURE”, Building at Fraenkelufer . Berlin, Germany. Hinrich

         Baller.

1-1-4 “GREEN architecture now”, Fondazione Pietro Rossini Pavilion, Italy, SITE.

1-1-6 ‘Ken Yeang. Eco-Skyscrapers” Ivor Richards. Images. Chongqing Tower. Chongqing.

1-1-7 “ ECO-FRIENDLY architecture”. Links.Car les Broto. Sportplaza

        Mercator.Amsterdam, the

       Netherlands,VenhoevenCS architecture+urbanisam.

1-1-8 “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” Sergy Costa Duran, 2011. p.48.

2-1-1- SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM.2002 Kindergarten in Stuttgart,

      Germany. Joachim Eble Architectur

2-1-2 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan . Rockport ,2007

     Slavin-Arnoldz Residence. Washington D.C, USA . . Trevis Price Arhitects

2-1-3 SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM.2002 Research Centre in

       Netherlands. Bennisch, Bennisch&Partners.

2-1-4 “GREEN architecture now”,San Francisco Federal Building, USA, Morphosis

2-1-5 “GREEN architecture  now”Hotel Remota, German Del Sol, Puerto Natales, Patagonia,

        Chile

2-1-7 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan . Trevis Price Arhitects, Slavin-

      Arnoldz Residence. Washington D.C, USA .

3-0-0-1 Офисный центр. в Бонне. Пример реагирующего фасада. Фото автора.

3-1-2 “UTOPIA FOREVER” Visions of architecture and urbanism” Gestolten. ‘Eco-

        pod ”, Architect :Howeler+Yoon Architecture and Squared Design Lab. USA.

3-1-3 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links. Surry Hills Library and Community Centre.

       Francis Jone Morehen Trorp..

3-1-4” ECO-FRIENDLY architecture “.Links.Neubau Gebhartstrasse. Halle 58 Architekten.

3-1-5 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links.

3-1-6 “ SUSTAINABLE ARCHITECTURE AND URBANISM”.2002, Datagroup offices in

         Pleizhausen, Germany, Klauffmann Thelig.

4-1-0 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan ,Solarseidlung at Schlierberg, Freiburg, Germany . Architecturburo Rolf Disch. 

4-1-2 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan Solarseidlung at Schlierberg,

         Freiburg, Germany. Architecturburo Rolf Disch. 

4-1-3 “SUSTAINABLE ENVIRONMENTS” Yenna Chan, Beddington Zero Energy

           Development, Haacckbridge, Sutton, U.K.. Bill Dunster Architects

4-1-4  A&E.E.Curtain wall for integrated photovoltaic..

4-1-5 “GREEN architecture now” ,…Water + Life Museums Campus,Hemet, California,

          USA, Michael B.Lehrer

4-1-6 “GREEN architecture now”..Lindale Beach House, Auckland, New Zealand, Herbs

          Architects

4-1-7 “GREEN architecture now.” Taschen… Ecoboulevard of Vallecas.Madrid, Spain.

           Ecosistema urbano architectos.

4-1-8  “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY” .. Sergy Costa Duran, 2011. Arisona

           state University polytechnic academic building. Mesa, Arizona,2008, Architect Lake/

            Flato Architects, RSP Architects. 

4-1-9 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links… 100 k house. Mario Cucinella Architects .

          Torino, Italy

5-0-0 “GREEN architecture now”,.. Masdar Headquarters, Adrian Smith +Gordon Gill

       Architecture, Abu Dhabi, Unated Arab Emirates.

5-1-2 “GREEN ARHITECTURE” ,… Glasshouse. LOG ID/ Diter Schempp, Fred Mollring, 

          Herten, Germany.1994

 5-1-4 “ OKOLOGISCHE ARCHITEKTUR” Brenda and Robert Vale. Campus Verlag.

          GANZ LINKS und NEBENBILD. Die Wohnanlage Les Garennes im Franzo-sishen

          Saint-Quentin-de-Yvelines.          .

5-1-6 “SELF-SUFFICIENT HOUSING” Iaac.2006, Hills of the beach. Boguslaw

        Witkowki, Marek Morawsi.

5-1-5 “ SELF-SUFFICIENT HOUSING” Iaac.2006, Cooperative Housing. Carolina Galeazzi,

        Leticia Teixeira Rodrigues ,Gustavo Jaquet Ribeiro

5-1-7 “ECO-FRIENDLY architecture.” Links…. Unilever-Hause , Behnisch Architekten

6-1-1 “ OKOLOGISCHE ARCHITEKTUR” Brenda and Robert Vale….Headquarters NMB-

         Bank in Amsterdam, Ton Alberts&Van Huut .

6-1-2 “GREEN architecture now” PERFUMED JUNGLE. Vincent Callebaut Architecture.

         Hong Kong. China.  

 6-1-3а “UTOPIA FOREVER” Visions of architecture and urbanism”. Galije. Architect

         MVRDV.

6-1-3в “GREEN architecture now”,Renovation and Expansion of the California Academy of

          Sciences, Renzo Piano, San Francisco, California, USA.

6-1-7 “ARCHITECTURE & ENERGY EFFICIENCY”. Sergy Costa Duran, 2011. Nine

           houses. Peter Vetsch. Dietcon, Switzerland.       

7-1-1     “Sustainable architecture CONTAINERS’. Monsa. Luis de Carrido. R4House. 

7-1-1a “Sustainable architecture CONTAINERS’. Monsa. Luis de Carrido. R4House. 

7-1-3 ‘SELF-SUFFICIENT HOUSING” Iaac.2006 .Tosh Drake.Architect NA_USA.

 

 

Указатель иллюстраций

 

Стр.15. Нейтральный уровень экологичности архитектурного облика здания.

Стр. 16.Модифицированный, измененный в стиле «эко» облик здания.

Стр. 17Трансформированная, экологичная по облику архитектура здания.

Стр. 18.Природные элементы – символы и знаки экологизации в городской архитектуре.

Стр.19. Маневренная, приспособляющаяся к условиям расчленения, архитектура зданий.

Стр. 20Реагирующая архитектура, мобильные элементы в архитектуре здания .

Стр. 21Энергоэффективные здания, демонстрирующие свое функции.

Стр. 22.Биоклиматическая архитектура

Стр. 23. Естественные, псевдо-естественные формы зданий.

Стр. 24Техно-блоковое, «бутербродное» направление в «эко-стиле» зданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Часть 2. Россия.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 419.