Оценочные средства для промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.3.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования

 

Очная форма обучения

 

Этап освоения компетенции Показатель оценивания Что делает обучающийся (какие действия способен выполнить), подтверждая этап освоения компетенции Критерий оценивания Как (с каким качеством) выполняется действие. Соответствует оценке «отлично» в шкале оценивания в РПД.
ОПК-2.1 Находит альтернативные организационно-управленческие решения на основе различных моделей теории управления Самостоятельно определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления
ОПК-2.2 Находит организационно-управленческие решения, оценивает результаты и последствия принятого управленческого решения и готов нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений, опираясь на актуальные подходы теории управления Самостоятельно определено оптимальное организационно-управленческое решение, Самостоятельно с позиций социальной значимости принимаемых решений с учетом актуальных подходов в теории управления оценены результаты и последствия принятого управленческого решения
УК ОС-2.1 Выявляет проблему, проводит анализ ситуации и формулирует проектную идею, с использованием понятийного аппарата теории управления Самостоятельно использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, представлен анализ ситуации и проектная идея
УК ОС-2.2 Представляет и защищает самостоятельно разработанный проект любого типа, включая исследовательскую работу, с обоснованием ресурсов и ограничений при его разработке и реализации, с учетом актуальных подходов в теории управления Самостоятельно разработанный проект, включающий исследовательскую работу, разработанный с учетом актуальных подходов в теории управления представлен и защищен с обоснованием ресурсов и ограничений при его разработке и реализации
ОПК-3.1   Способен оценивать сильные и слабые стороны организационных структур, предлагать мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролировать результаты деятельности организаций Обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур Названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации
ОПК-3.2   Способен разрабатывать предложения по совершенствованию организационных структур, используя современные методы управления человеческими ресурсами и оценивать их значимость Обозначены основанные на современных методах управления человеческими ресурсами подходы к разработке предложений по совершенствованию организационных структур

 

Заочная форма обучения

 

Этап освоения компетенции Показатель оценивания Что делает обучающийся (какие действия способен выполнить), подтверждая этап освоения компетенции Критерий оценивания Как (с каким качеством) выполняется действие. Соответствует оценке «отлично» в шкале оценивания в РПД.
ОПК-2.1 Находит альтернативные организационно-управленческие решения на основе различных моделей теории управления Самостоятельно определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления
ОПК-2.2 Находит организационно-управленческие решения, оценивает результаты и последствия принятого управленческого решения и готов нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений, опираясь на актуальные подходы теории управления Самостоятельно определено оптимальное организационно-управленческое решение, Самостоятельно с позиций социальной значимости принимаемых решений с учетом актуальных подходов в теории управления оценены результаты и последствия принятого управленческого решения
УК ОС-2.1 Выявляет проблему, проводит анализ ситуации и формулирует проектную идею, с использованием понятийного аппарата теории управления Самостоятельно использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, представлен анализ ситуации и проектная идея
УК ОС-2.2 Представляет и защищает самостоятельно разработанный проект любого типа, включая исследовательскую работу, с обоснованием ресурсов и ограничений при его разработке и реализации, с учетом актуальных подходов в теории управления Самостоятельно разработанный проект, включающий исследовательскую работу, разработанный с учетом актуальных подходов в теории управления представлен и защищен с обоснованием ресурсов и ограничений при его разработке и реализации
ОПК-3.1   Способен разрабатывать предложения по совершенствованию организационных структур, используя современные методы управления человеческими ресурсами и оценивать их значимость Обозначены основанные на современных методах управления человеческими ресурсами подходы к разработке предложений по совершенствованию организационных структур
ОПК-3.2   Способен проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия с использованием основных положений социологии управления Основываясь на основных положениях социологии управления сформулированы подходы к проектированию организационной структуры, разработана концепция стратегии управления человеческими ресурсами организации

 

Типовые оценочные средства

Экзамен состоит из двух этапов: 1.Два устных вопроса по билетам, которые требуют от студента знания теории, фактов и процессов. 2. Решение ситуационных задач в письменной форме.

Промежуточная аттестация – в форме зачета.

Вопросы к устным ответам на зачете:

1. Теория управления, понятие и роль в обществе.

2. Объект и предмет теории управления.

3. Классификация школ управления. Теория научного управления. Ф. Тейлор.

4. Классическая административная школа А. Файоль.

5. Теория человеческих отношений М. Фоллет, Э. Мэйо.

6. Процессный подход в управлении.

7. Ситуационный подход в управлении.

8. Государственное воздействие на модели управления.

9. Зарубежные модели управления.

10. Теории Х, Y, Z.

11. Понятие и содержание управления.

12. Структура среды управления.

13. Внешняя среда управления.

14. Внутренняя среда управления.

15. Управленческие технологии оценки среды.

16. Понятие системного подхода к управлению.

17. Понятие, классификация и структура систем.

18. Свойства больших систем.

19. Понятие и структура системы управления, требования к ее формированию.

20. Синергетический подход в управлении.

21. Управленческие цели: понятие и виды.

22. Декомпозиция цели.

23. Правила построения дерева целей.

24. Сущность и особенности проявления законов социального управления.

25. Специфика бюрократизма в государственном управлении.

26. Законы Питера и Паркинсона.

 

Тестовые (примерные) задания на зачете:

1. В немецкой модели управления ориентация фирмы на достижение стратегических результатов с учетом возможностей фирмы и конкретной хозяйственной ситуации получила название:

a) управление по результатам

b) управление по целям

c) целенаправленное управление

d) управление по рискам

2. В системе управления организацией - объект управления - это?

a) связующая подсистема

b) управляющая подсистема

c) финансовая подсистема

d) управляемая подсистема

3. В системе управления организацией - субъект управления - это?

a) управляющая подсистема

b) управляемая подсистема

c) связующая подсистема

d) финансовая подсистема

4. В чем заключается системность подхода в управлении?

a) оптимизация численности аппарата управления

b) нахождение факторов, влияющих на эффективность управления

c) наличие понятий структуры и функций

d) установление зависимости между затратами на управление и экономическим эффектом от реализации управленческих решений

5. Как классифицируются организационные системы как объекты управления?

a) делятся на символические, абстрактно-логические, топологические, логико-математические, информационные, динамические

b) делятся на производственные, энергетические, информационные, транспортные, финансовые

c) делятся на производственные, информационные, финансовые, транспортные, динамические, эвристические

6. Как реализуется процесс управления в социально-экономических системах?

a) в виде сигналов, которые несут в себе информацию о требуемых воздействиях, непосредственно подаваемых в систему

b) в виде устных, телеграфных, письменных распоряжений, приказов, постановлений, инструкций и т. п.

c) за счет энергии управляющего органа

7. Как соотносятся между собой понятия «управление» и «менеджмент»:

a) понятие «управление» шире

b) понятие «менеджмент» шире

c) понятие «управление» значительно шире «менеджмента»

d) эти понятия являются синонимами

8. Какая управляемая система называется открытой?

a) та, которая не имеет внешнюю среду

b) та, у которой есть внешняя среда

c) та, что соединяет элементы и их свойства

9. Какие задачи решает управляющая система для обеспечения достижения цели управляемой системы?

a) целеполагание, исследование, анализ, планирование, организация, контроль, корректировка

b) изучение, планирование, организация, регулирование, контроль, корректировка

c) исследование, анализ, планирование, организация, регулирование, контроль, корректировка

10. Какие подходы выделяют к определению теории управления?

a) бихевиористический, количественный

b) ситуационный, деятельный

c) целеполагающий, управленческий

d) познавательный, целенаправленный

11. Какие школы сложились в зарубежной науке?

a) школа научного управления

b) административная школа

c) школа психологии

d) школа науки управления

12. Какова основная задача ситуационного анализа:

a) Выявление неблагоприятной управленческой ситуации

b) Выявление факторов, влияющих на развитие ситуации

c) Оба ответа верны

d) Правильного ответа нет

13. Какова роль обратной связи в системах управления?

a) обеспечить передачу воздействия в системах управления с выхода одного элемента на вход другого элемента

b) использовать информацию о величине управляемых величин для формирования управляющих воздействий

c) выбрать некоторую альтернативу из множества вариантов решений

14. Какова цель построения автоматизированной системы управления?

a) воспроизведение на выходе с определенной точностью входное задающее воздействие, изменяющееся по заранее неизвестному закону

b) резкое повышение эффективности управления объектом (производственным, административным и т. д.) на основе роста производительности управленческого труда и совершенствования методов планирования и гибкого регулирования управляемого процесса

c) применение совокупности экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом

15. Какое понятие включает такие элементы как потребитель, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, источники трудовых ресурсов:

a) экономика

b) менеджмент

c) внутренняя среда

d) внешняя среда

 

 

Шкала оценивания (зачета)

 

Зачёт в форме устного собеседования и решения тестового задания предполагает форму оценивания по системе «зачёт»/«незачёт» на основе следующих критериев: полноты, структурированности и правильности ответа по сути поставленных в задании вопросов.

«ЗАЧЁТ» соответствуют наиболее полному и правильному структурированному ответу. При этом, допускается, что ответ, в целом, соответствует содержанию поставленных вопросов, раскрыты суть и наибольшее число аспектов темы, однако присутствуют неточности. При ответе на тестовые задания студент дал более 60% правильных ответов.

«НЕЗАЧЁТ» ставится обучающему, если в ответе недостаточно раскрыта тема поставленных вопросов, присутствует упущение ряда аспектов темы, формулировки расплывчаты и некорректны. При ответе на тестовые задания студент дал менее 60% правильных ответов.

 

Вопросы к устным ответам на экзамене:

1.   Теория управления, понятие и роль в обществе.

2.   Объект и предмет теории управления.

3.   Классификация школ управления. Теория научного управления. Ф. Тейлор.

4.   Классическая административная школа А. Файоль.

5.   Теория человеческих отношений М. Фоллет, Э. Мэйо.

6.   Процессный подход в управлении.

7.   Ситуационный подход в управлении.

8.   Зарубежные модели управления.

9.   Теории Х, Y, Z.

10. Понятие и содержание управления.

11. Структура среды управления. Внешняя среда управления. Внутренняя среда управления.

12. Управленческие технологии оценки среды.

13. Понятие системного подхода к управлению.

14. Понятие, классификация и структура систем.

15. Свойства больших систем.

16. Понятие и структура системы управления, требования к ее формированию. Синергетический подход в управлении.

17. Управленческие цели: понятие и виды. Декомпозиция цели.

18. Правила построения дерева целей.

19. Сущность и особенности проявления законов социального управления.

20. Специфика бюрократизма в государственном управлении. Законы Питера и Паркинсона.

21. Принципы социального управления. Содержание принципов управления.

22. Понятие методов управления. Характеристика экономических методов управления.

23. Система методов управления. Характеристика социально-психологических методов управления.

24. Организационно-распорядительные методы: общая характеристика и особенности применения.

25. Функциональное разделение управленческого труда. Классификация функций управления.

26. Управленческий цикл. Общие функции управления.

27. Функции планирования и прогнозирования в управлении.

28. Мотивация, как функция социального управления.

29. Содержательные теории мотивации.

30. Процессуальные теории мотивации.

31. Контроль, как функция социального управления.

32. Понятие организационной структуры управления. Классификация организационных структур управления.

33. Характеристика линейной и функциональной структур управления.

34. Характеристика линейно- функциональные структуры управления.

35. Факторы, определяющие особенности формирования организационных структур управления.

36. Понятие и классификация управленческих решений.

37. Организация процесса разработки управленческих решений.

38. Понятие информации, типы и виды информации. Роль и место информации в управлении.

39. Понятие коммуникации. Типы коммуникативных процессов. Значение и роль коммуникации в управлении.

40. Понятие, сущность и содержание эффективности управления.

 

Ситуационная задача:

Разработка плана мероприятий компании по расширению сферы бизнеса.

Фонд микрофинансирования Калининградской области реализует программу кредитования субъектов малого предпринимательства по процентной ставке 10% годовых, на срок до одного года. Программа предусматривает предоставление займов на основе следующих условий:

наличие обеспечения

- наличие действующего бизнеса (не менее 6 месяцев)

- отсутствие у заявителей задолженности по налогам

- обеспечение заявителем софинансирования заявленной суммы займа из собственных средств, в размере не менее 10% от суммы займа.

- наличие документов в соответствии со списком, размещенном на сайте Фонда.

Условия программы:

- сумма займа: до 1 000 000 рублей

- срок займа: до 12 месяцев

- процентная ставка – 10%

- график погашения – аннуитетно (ежемесячные выплаты по кредиту для заемщика получаются одинаковые в течение всего срока кредитования независимо от оставшейся суммы задолженности).

Вопросы к заданию:

1. Определить направления развития предприятия (товары, услуги).

2. Подготовить план мероприятий на 12 месяцев (таблица 1).

3. Предложить организационную структуру управления предприятием.

4. Разработать мероприятия по мотивации персонала.

5. Осуществить SWOT-анализ и сделать стратегический вывод (таблица 2).

6. Оценить эффект от предлагаемых мероприятий и сделать вывод.

 

Таблица 1

№ п/п Мероприятие Срок исполнения Финансы Ответственный
         

 

Таблица 2

Сильные стороны Слабые стороны
     
Возможности Угрозы
     

 

Шкала оценивания (экзамен)

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится обучающему, если ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых понятий управления, при этом самостоятельно определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления, самостоятельно использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, представлен анализ ситуации и проектная идея, обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Ситуационная задача решена на высоком уровне.

Оценка «ХОРОШО» ставится обучающему, если ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, при этом не в полном объеме определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления, не в полном объеме использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, не в полном объеме представлен анализ ситуации и проектная идея, не в полном объеме обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, не в полном объеме названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Соблюдаются нормы литературной речи. Полностью выполнившему весь намеченный объем ситуационной задачи, но допустившему единичные ошибки в решении.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится обучающему, если он допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. Отмечается слабое владение терминологией. Не в полном объеме определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления, не в полном объеме использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, не в полном объеме представлен анализ ситуации и проектная идея, обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, не в полном объеме названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Выполнившему полученное практическое задание, но не умений применять теоретические знания на практике

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится обучающему, если материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не знает организационно-управленческих решений на основе различных подходов к теории управления, не использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, не представлен анализ ситуации и проектная идея, не обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, не названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Не выполнившему практическое задание, либо представившему решения, которые не соответствует условиям и (или)  являются неверными

 

Методические материалы

Экзамен и зачет проходят в форме устных ответов на теоретические вопросы и решения тестового задания. Экзаменационный билет включает 1 теоретический вопрос и 1 ситуационную задачу. На экзамене и зачете студенту при решении задач разрешено пользоваться вычислительными средствами, конспектом практических занятий, и использовать метод аналогий.

Рекомендации по подготовке к устному ответу

При устном опросе в ответе студента должны быть отражены следующие моменты:

− определены теоретические понятия, сформулированные в вопросе;

− сформулированы методы по сути вопроса.

 

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия лекционного типа дают студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины «Теория управления».

На лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать материал, подготовленный преподавателем, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета. При этом обучающиеся должны вести конспект дисциплины. Если обучающийся проявляет недопонимания по какой-либо части предмета, то ему следует задать вопрос преподавателю. Также в процессе лекционных занятий студентам необходимо выполнять в конспектах задания, которые предлагает преподаватель в процессе подачи теоретического материала.

Занятия практического типа являются аудиторными занятиями.

Для того чтобы аудиторный материал практического занятия был освоен обучающимся ему необходимо:

-  предварительно: изучить теоретический материал по данной теме, ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем, и найденной самостоятельно; выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию; составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;

-  при организации практического занятия в форме семинара не ограничиваться подготовленным вопросом, внимательно слушать доклады других обучающихся, тезисно конспектировать, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и обсуждении представленных теоретических проблем;

Самостоятельная подготовка обучающихся при подготовке к занятиям лекционного типа включает в себя:

-  доработку конспекта лекции, которую желательно осуществлять в тот же день, пока материал еще легко воспроизводим в памяти (через 10 часов после лекции в памяти остается не более 30-40% материала). Необходимо прочитать записи, расшифровать сокращения, доработать схемы;

-  повторение изученного на предыдущем занятии материала.

Подготовка к занятиям практического типа включает 2 этапа:

1) организационный;

2) закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе обучающемуся необходимо спланировать свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию.

Начинать надо с изучения рекомендованной преподавателем литературы.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Преимущество плана состоит в следующем:

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д. Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословной записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1.Основная литература

Авторы, составители

Название

Издательство, год

Кол. экз. в библиотеке Наличие в ЭБС  
1

Батурин В.К.

Общая теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 487 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8104
2

Коробко В.И.

Теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015-383 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52574.html

6.2.Дополнительная литература

1

Новиков Д.А.

Методология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие

М.: Либроком, 2011.— 129 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8530
2

Ким С.А.

Теория управления [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров

М.: Дашков и К,

2016.— 240 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60624.html

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

1

Игнатов В.Г.

Теория управления: учебное пособие

Ростов н/ Дону: Изд-во Феникс,2010

27

 
2

Яськова Е.Ф.

Теория организации: учебное пособие для студентов вузов

М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010

20

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 343.