ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Западный филиал

Кафедра экономики и менеджмента

 

  УТВЕРЖДЕНА кафедра экономики и менеджмента   Протокол от «20» июня 2017 г. № 12  
   

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.Б.12«Теория управления»

по направлению подготовки

38.03.04ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

направленность (профиль) образовательной программы высшего образования

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Год набора 2017

 

Калининград, 2017 г.


Автор-составитель:

доцент кафедры экономики и менеджмента, к.э.н. А.С. Чумаков

 

 

Заведующий кафедрой экономики и менеджмента, к.э.н., доцент Ульянкин Петр Николаевич

 


 

 



СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 8

3. Содержание и структура дисциплины.. 8

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 12

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин. 37

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 39

6.1.Основная литература. 39

6.2.Дополнительная литература. 39

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 40

6.4. Нормативно-правовые документы.. 40

6.5. Интернет-ресурсы.. 40

6.6. Иные источники. 40

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 41


 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

1.1. Дисциплина обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Очная форма обучения

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции

ОПК–2

способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

ОПК–2.1 Способность находить альтернативные организационно-управленческие решения на основе различных моделей теории управления
ОПК–2.2 Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений, опираясь на актуальные подходы теории управления

ОПК–3

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

ОПК–3.1 Способность оценивать сильные и слабые стороны организационных структур, предлагать мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролировать результаты деятельности организаций
ОПК–3.2 Способность разрабатывать предложения по совершенствованию организационных структур, используя современные методы управления человеческими ресурсами и оценивать их значимость

УК ОС–2

Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений

УК ОС–2.1 Способность выявить проблему, провести анализ ситуации и сформулировать проектную идею, с использованием понятийного аппарата теории управления
УК ОС–2.2 Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений, с учетом актуальных подходов в теории управления

 

Заочная форма обучения

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции

ОПК–2

способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

ОПК–2.1 Способность находить альтернативные организационно-управленческие решения на основе различных моделей теории управления
ОПК–2.2 Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений, опираясь на актуальные подходы теории управления

ОПК–3

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

ОПК–3.1 Способность разрабатывать предложения по совершенствованию организационных структур, используя современные методы управления человеческими ресурсами и оценивать их значимость
ОПК–3.2 Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия с использованием основных положений социологии управления

УК ОС–2

Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений

УК ОС–2.1 Способность выявить проблему, провести анализ ситуации и сформулировать проектную идею, с использованием понятийного аппарата теории управления
УК ОС–2.2 Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений, с учетом актуальных подходов в теории управления

 

1.2. В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы:

 

Очная форма обучения

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

ОПК–2.1

на уровне знаний: сущность основных методов исследований систем управления, их роль в получении управленческой информации
на уровне умений: использовать методы исследований систем управления для сбора информации при принятии управленческого решения
на уровне навыков: не формируются

ОПК–2.2

на уровне знаний: сущность и классификации управленческих решений, основные этапы разработки и принятия решений, критерии выбора оптимального управленческого решения из имеющихся альтернатив
на уровне умений: использовать методы принятия управленческих решений и оценивать принятые решения с учетом возможных социальных последствий
на уровне навыков: не формируются

 

ОПК–3.1

на уровне знаний: знать основы межличностного и делового взаимодействия между структурными подразделениями
на уровне умений: систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, общаться и участвовать в коллективных действиях по решению конкретных задач
на уровне навыков: не формируются

ОПК–3.2

на уровне знаний: знать типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
на уровне умений: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
на уровне навыков: владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами

 

УК ОС–2.1

на уровне знаний: знать основы анализа информации и принятия решений в проектной деятельности
на уровне умений: анализировать эффективность действующих организационных структур с позиции соблюдения стратегических целей и нормативных требований к оргпроектированию
на уровне навыков: не формируются

УК ОС–2.2

на уровне знаний: знать методы принятия и реализации управленческих решений в проектной деятельности
на уровне умений: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций при принятии решений в проектной деятельности
на уровне навыков: владеть навыками эффективного принятия и исполнения управленческих решений в проектной деятельности

 

Заочная форма обучения

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

ОПК–2.1

на уровне знаний: сущность основных методов исследований систем управления, их роль в получении управленческой информации
на уровне умений: использовать методы исследований систем управления для сбора информации при принятии управленческого решения
на уровне навыков: не формируются

ОПК–2.2

на уровне знаний: сущность и классификации управленческих решений, основные этапы разработки и принятия решений, критерии выбора оптимального управленческого решения из имеющихся альтернатив
на уровне умений: использовать методы принятия управленческих решений и оценивать принятые решения с учетом возможных социальных последствий
на уровне навыков: не формируются

 

ОПК–3.1

на уровне знаний: знать основы межличностного и делового взаимодействия между структурными подразделениями
на уровне умений: уметь систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, общаться и участвовать в коллективных действиях по решению конкретных задач
на уровне навыков: не формируются

ОПК–3.2

на уровне знаний: типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
на уровне умений: уметь организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
на уровне навыков: владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами

 

УК ОС–2.1

на уровне знаний: основы анализа информации и принятия решений в проектной деятельности
на уровне умений: анализировать эффективность действующих организационных структур с позиции соблюдения стратегических целей и нормативных требований к оргпроектированию
на уровне навыков: не формируются

УК ОС–2.2

на уровне знаний: знать методы принятия и реализации управленческих решений в проектной деятельности
на уровне умений: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций при принятии решений в проектной деятельности
на уровне навыков: владеть навыками эффективного принятия и исполнения управленческих решений в проектной деятельности

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

Объем дисциплины 5 зачетных единиц.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся по очной форме обучения:

- 38 часов лекций;

- 38 часов практических занятий;

- 77 часов самостоятельной работы.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся по заочной форме обучения:

- 10 часов лекций,

- 10часа практических занятий,

- 147часов самостоятельной работы.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина Б1.Б.12 Теория управления изучается по очной форме обучения во 2 и3 семестре, по заочной форме обучения на 1 и 2 курсе.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении дисциплинБ1.Б.8Экономическая теория.

Форма промежуточной аттестации: зачет, экзамен.

 

3. Содержание и структура дисциплины


Очная форма обучения

Наименование тем

Количество часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа с преподавателем

СР

Л ЛР ПЗ КСР
Часть 1. Эволюция управленческой мысли и практики. Подходы к управлению 72 20   20   32 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.1. Сущность и содержание теории управления 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос
Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли и практики. 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.3. Модели управления 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.4. Управление как профессиональная деятельность. 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.5. Подходы к управлению.  20 6   6   8 конспект лекций, устный опрос
Промежуточная аттестация             зачет
Часть 2. Теоретические основы управления 81 18   18   45 конспект лекций, устный опрос,, практическое задание
Тема 2.1. Закономерности, принципы и цели управления 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос
Тема 2.2. Методы управленческого воздействия 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос
Тема 2.3. Функции управления. Организационные структуры управления. 18 4   4   10 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.4. Принятие управленческих решений 15 2   2   11 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.5. Информационные и коммуникативные процессы в управлении 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.6. Эффективность процесса управления 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Промежуточная аттестация 27           экзамен
Всего 180 38   38   77 27

За очная форма обучения

Наименование тем

Количество часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа с преподавателем

СР

Л ЛР ПЗ КСР
Часть 1. Эволюция управленческой мысли и практики. Подходы к управлению 90 6   6   74 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.1. Сущность и содержание теории управления 16 1   1   14 конспект лекций, устный опрос,
Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли и практики. 16 1   1   14 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.3. Модели управления 18 1   1   16 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.4. Управление как профессиональная деятельность. 17 2   1   14 конспект лекций, практическое задание
Тема 1.5. Подходы к управлению.  19 1   2   16 конспект лекций,
Промежуточная аттестация 4           зачет
Часть 2. Теоретические основы управления 90 4   4   73 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.1. Закономерности, принципы и цели управления 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос,
Тема 2.2. Методы управленческого воздействия 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос,
Тема 2.3. Функции управления. Организационные структуры управления. 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.4. Принятие управленческих решений 15 1   1   13 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.5. Информационные и коммуникативные процессы в управлении 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.6. Эффективность процесса управления 14 1   1   12 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Промежуточная аттестация 9           экзамен
Всего 180 10   10   147 13

Содержание дисциплины

 

Тема 1.3. Модели управления

Понятие модели управления. Особенности формирования российской модели управления. Зарубежные модели управления. Теории Х, Y, Z. Американская и японская модели управления. Новая управленческая парадигма. Административные реформы государственного и муниципального управления в России.

Вопросы

1. Сформулируйте ваше отношение к принципам управления фирмы «Сони». Что вам представляется заслуживающим внимания, с чем вы не согласны?

2. С учетом российской специфики можно ли использовать опыт управления фирмы «Сони» в практике работы российских компаний?

3. Какие трудности при работе с людьми могут возникнуть у российского руководителя и как вы рекомендовали бы их преодолевать?

Практическое задание 2.

Принято считать, что американская модель управления характеризуется ярко выраженным индивидуализмом при принятии руководителями решений, организации контроля, взятии ответственности, разработке системы оплаты труда.

Для многих американских руководителей свойственен подход к человеку к рабочей силе.

Материальный интерес, жесткая конкуренция, победа сильного над слабым – главные движущие силы в погоне за прибылью. Традиционные взаимоотношения американского руководителя (Р) и подчиненного (П) можно выразить графически следующим образом:

Р

 

П

Такие отношения являются авторитарными. Здесь руководитель подавляет своего подчиненного властью, навязывает ему жесткий стиль взаимоотношений – однонаправленный. Однако среди современных американских руководителей (прежде всего молодых) все более популярными становятся новые взаимоотношения в коллективе:

П Р П

В данном случае руководитель выступает больше в роли коллеги подчиненного. Он предпочитает деловые, человеческие отношения с сотрудниками.

Вопросы

1. Какие из взаимоотношений (традиционные или новые) более эффективны в деловых кругах?

2. Не снижается в глазах подчиненных авторитет руководителя при использовании им новых взаимоотношений?

3. Как совместить требовательность к подчиненному и добрые с ним отношения?

4. В чем особенность взаимоотношений между руководителями в России?

Практическое задание 3.

 

Цель задания: усвоить особенности различных моделей управления.

Содержание задания: систематизировать знания в области различных моделей управления и оформить материал в виде следующих таблиц:

Таблица 1.3.1.

  Область управ­ленческих решений Американская модель управления Японская модель управления Российская модель управления
1. Способы приня­тия управленче­ских решений      
2. Продвижение по служебной лестнице      
3. Организация контроля и т.п.      

Таблица 1.3.2.

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) система взглядов на управление предприятиями и организациями Российской Федерации   Новая (на период перехода на рыночные рельсы хозяйствования) взглядов на управление предприятиями и организациями Российской Федерации  
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом  
2. Моноцентрическая система хозяйствования  
3. Прямое государственное управление предприятиями  
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними  

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.4.

 

Вопросы для опроса:

1. Внешняя среда управления.

2. Внутренняя среда управления.

3. Управленческие технологии оценки среды.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: научиться проводить PEST-анализ макросреды организации и оценивать уровень его влияния на процесс управления.

Содержание задания: провести PEST-анализ организации, осуществляющей свою деятельность на территории Калининградской области и построить заполнить таблицу 1.4.1.

Таблица 1.4.1.

Политика P Экономика Е

1. Правительственная стабильность

1. Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Социум S Технология Т

1. Демографические изменения

1.Государственная техническая политика

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Сделайте выводы по данной таблице.

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.5.

 

Вопросы для опроса:

1. Процессный и ситуационный подходы к управлению.

2. Понятие системного подхода.

3. Практическая значимость учета системных свойств в практике управления.

4. Синергетический подход в управлении.

5. Как реализуется процесс управления.

6. Какова роль обратной связи в системах управления.

7. Оценить сильные и слабые стороны различных подходов к управлению.

 

Практическое задание 1.

Цель задания:изучить процессный, ситуационный и системный подходы в управление, знать их практическую значимость в деятельности руководителей всех уровней. Иметь представление о системе как объекте управления.

Содержание задания: ответить на вопросы по изученной теме в форме устного доклада.

Вопросы для опроса:

1. Процессный и ситуационный подходы к управлению.

2. Понятие системного подхода.

3. Практическая значимость учета системных свойств в практике управления.

4. Синергетический подход в управлении.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.1.

 

Вопросы для опроса:

1. Законы информационно-аналитического управления. 

2. Закон Питера.

3. Законы организационно-административного управления.

4. Законы Паркинсона.

5. Целеполагание в управлении.

6. Декомпозиция целей.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.2.

 

Вопросы для опроса:

1. Конкретные методы управленческого воздействия.

2. Активизация человеческого ресурса.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.3.

 

Вопросы для опроса:

1. Управленческий цикл, основные функции управления.

2. Функциональное разделение управленческого труда.

3. Линейная, функциональная, линейно- функциональная и матричная структуры управления.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: уметь раскрывать содержание общих функций управления в организациях.

Содержание задания: раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу:

Таблица 2.3.1.

№ п/п Общая функция Конкретная работа (частные функции)

1

Планирование

1.1
1.2 1.3
и т.д.
2 Организация 1.1 1.2 1.3 и т.д.
3 Координация 1.1 1.2 1.3 и т.д.
4 Мотивация 1.1 1.2 1.3 и т.д.
5 Контроль 1.1 1.2 1.3 и т.д.

Сделайте выводы по данной таблице.

Цель задания: приобретение навыков системного планирования. Содержание задания: начертить план-график и сетевой график открытия предприятия быстрого обслуживания «Русское бистро» на 40 посадочных мест и сравнить их. Перечень этапов и сроки вы­полнения работ по вводу предприятия размещены в табл. 2.3.2.

Таблица 2.3.2

План открытия ПБО «Русское бистро»

Начальное событие Завер­шающее событие Содержание работы Продолжи­ тельность (дни) Ответ­ственный
1 Разработка плана мероприятия  
1 2 Регистрация пред­приятия через юри­дическую фирму 21  
1 3 Маркетинг, выбор места 30  
2,3 4 Заключение догово­ра аренды 7  
4 5 Регистрация догово­ра аренды 60  
4 6 Разработка и согла­сование проекта 90  
4 7 Оформление пас­порта на рекламу 90  
6 8 Поставка оборудо­вания мебели и ин­вентаря 60  
6 9 Проведение строи­тельно-монтажных работ 90  
7 10 Изготовление и монтаж внешних световых вывесок 14  
8,9 11 Доставка и монтаж оборудования, мебе­ли и инвентаря 7  
9,11 12 Получение заклю­чения ЦГСЭН, Гос­пожнадзора. Заклю­чение договоров на вывоз ТБО и др. 21  
5,10,12 13 Получение разре­шения на торговлю. Открытие предпри­ятия 7  

 

Сделайте выводы по данной таблице.

Практическое задание 2.

Цель задания: оценка различных организационных структур управления (ОСУ), приобретение навыков формирования ОСУ.

Содержание задания: составить организационную структуру кон­кретной или виртуальной организации на основе анализа ОСУ, изображенных на рис. 6—10, и следующих рекомендаций:

- определите вид организационной структуры управления; оха­рактеризуйте ее преимущества и недостатки;

- определите, между какими звеньями системы управления возникают линейные, функциональные, межфункциональные отношения;

- определите, формы управления;

- определите диапазон контроля;

- определите количество уровней управления организацией, специализированные блоки управления;

- укажите взаимосвязь между подразделениями по организации контроля за поступлением товаров (если такая функция вы­полняется);

- рассчитайте эффективность ОСУ и сделайте предложения по ее реструктуризации в условиях формирования рыночных от­ношений.

 

Рис. 6 – Организационная структура управления продовольственного магазина

 

Рис. 7 – Организационная структура управления розничного торгового предприятия

 

Рис. 8 – Организационная структура управления акционерного общества

 

 

 

Рис. 9 – Организационная структура управления универсама

 

Рис. 10 – Организационная структура управления акционерного общества

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.4.

 

Вопросы для опроса:

1. Целевая ориентация управленческих решений.

2. Организация процесса разработки управленческого решения;

3. Процесс принятия решений.

4. Методы принятия управленческих решений. Их преимущества и недостатки.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: усвоение терминов, характеризующих процесс принятия решения в рыночных условиях.


Содержание задания: назовите десять понятий, которые следует знать, принимая решения в условиях рыночных отношений хозяй­ствующих субъектов. Осуществляя «бег по кругу», необходимо иметь в виду, что первая буква каждого слова располагается в кружочке, отмеченном стрелочкой. Движение осуществляется строго по часо­вой стрелке.

 

Рис. 11 – Круговой кроссворд

1. Проверка соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятельно­сти. 2. Структурное подразделение хозяйствующего субъекта. 3. Место купли- продажи товаров и услуг. 4. Принятие определенного варианта решения. 5. По­требность в материальных благах и услугах. 6. Помещение для демонстрации и продажи товаров. 7. Государственный сбор. 8. Признанный обязательным поря­док организации дела. 9. Объект купли-продажи. 10. Побудительная причина для разработки решения.

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.5.

 

Вопросы для опроса:

1. Роль и место информации в управлении.

2. Общие черты информационных сетей в обществе.

3. Значение и роль коммуникации в управлении.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их на практике.

Содержание задания: ответить на вопросы и привести примеры из практического опыта компаний, работающих на региональном или федеральном уровне.

Вопросы:

1. Как влияет процесс коммуникаций на эффективность управления?

2. Что представляет собой коммуникационный процесс?

3. Что Вы знаете о межличностных коммуникациях?

4. Что представляют собой организационные коммуникации?

5. Раскройте составные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций?

 

Типовые оценочные материалы по теме 2.6.

 

Вопросы для опроса:

1. Затраты на управление.

2. Промежуточные и конечные результаты управления.

3. Условия и факторы результативной работы менеджера. Пути повышения эффективности управления.

4. Проблема соотношения понятий эффективности и оптимальности.

 

Практическое задание 1.

Цель задания: усвоение основных экономических показателей конкретной организации и приобретение навыков использования этих показателей при расчете эффективности работы предприятия.

Содержание задания: определить прибыль, платежи и поступле­ния (cash flow) и чистый дисконтированный доход от ввода пред­приятия быстрого питания «Русское бистро».

В соответствии с графиком с января 2014 г. начинаются работы по вводу в эксплуатацию ПБО «Русское бистро» на 40 мест в арен­дованном помещении общей площадью 150 м2 в Центральном районе г. Калининграда. Общий объем капитальных вложений составит 4350 тыс. руб. Оста­точная стоимость оборудования в конце расчетного периода (2018 г.) составит 800 тыс. руб. Внутрифирменный коэффициент эффективности капитальных вложений 0,15 (Е = 0,15). Коэффици­ент дисконтирования (αt) определяется по формуле

 

 

где t н — начальный год расчетного периода (2014 г.);

tj — год, затраты и результаты которого приводятся к начальному году расчетного периода.

Основные расчетные показатели работы ПБО «Русское бистро» за 2014—2018 гг. приведены в следующей таблице.

 

Таблица 14

Расчет эффективности работы ПБО «Русское бистро» (тыс. руб.)

Год

Капитальные вложения (—), выручка от реализа­ции оборудо­вания (+) (тыс. руб.)

Валовой

доход

(тыс.

руб.)

Из­-

держки

(тыс.

руб.)

Прибыль (гр. 3 – гр. 4) (тыс.

руб.)

Платежи и поступ­ления

(гр. 5 ± гр. 2) (тыс. руб.)

Е = 0,15

αt Чистый дисконт. доход (гр. 6 х гр. 7) (тыс. руб.)
1 2 3 4 5 6 7 8
2014 -4350 1220 760        
2015 7100 4430        
2016 7520 4700        
2017 7920 4950        
2018 +800 8320 5200        
Итого              

 

 

Типовые оценочные средства

Экзамен состоит из двух этапов: 1.Два устных вопроса по билетам, которые требуют от студента знания теории, фактов и процессов. 2. Решение ситуационных задач в письменной форме.

Промежуточная аттестация – в форме зачета.

Вопросы к устным ответам на зачете:

1. Теория управления, понятие и роль в обществе.

2. Объект и предмет теории управления.

3. Классификация школ управления. Теория научного управления. Ф. Тейлор.

4. Классическая административная школа А. Файоль.

5. Теория человеческих отношений М. Фоллет, Э. Мэйо.

6. Процессный подход в управлении.

7. Ситуационный подход в управлении.

8. Государственное воздействие на модели управления.

9. Зарубежные модели управления.

10. Теории Х, Y, Z.

11. Понятие и содержание управления.

12. Структура среды управления.

13. Внешняя среда управления.

14. Внутренняя среда управления.

15. Управленческие технологии оценки среды.

16. Понятие системного подхода к управлению.

17. Понятие, классификация и структура систем.

18. Свойства больших систем.

19. Понятие и структура системы управления, требования к ее формированию.

20. Синергетический подход в управлении.

21. Управленческие цели: понятие и виды.

22. Декомпозиция цели.

23. Правила построения дерева целей.

24. Сущность и особенности проявления законов социального управления.

25. Специфика бюрократизма в государственном управлении.

26. Законы Питера и Паркинсона.

 

Тестовые (примерные) задания на зачете:

1. В немецкой модели управления ориентация фирмы на достижение стратегических результатов с учетом возможностей фирмы и конкретной хозяйственной ситуации получила название:

a) управление по результатам

b) управление по целям

c) целенаправленное управление

d) управление по рискам

2. В системе управления организацией - объект управления - это?

a) связующая подсистема

b) управляющая подсистема

c) финансовая подсистема

d) управляемая подсистема

3. В системе управления организацией - субъект управления - это?

a) управляющая подсистема

b) управляемая подсистема

c) связующая подсистема

d) финансовая подсистема

4. В чем заключается системность подхода в управлении?

a) оптимизация численности аппарата управления

b) нахождение факторов, влияющих на эффективность управления

c) наличие понятий структуры и функций

d) установление зависимости между затратами на управление и экономическим эффектом от реализации управленческих решений

5. Как классифицируются организационные системы как объекты управления?

a) делятся на символические, абстрактно-логические, топологические, логико-математические, информационные, динамические

b) делятся на производственные, энергетические, информационные, транспортные, финансовые

c) делятся на производственные, информационные, финансовые, транспортные, динамические, эвристические

6. Как реализуется процесс управления в социально-экономических системах?

a) в виде сигналов, которые несут в себе информацию о требуемых воздействиях, непосредственно подаваемых в систему

b) в виде устных, телеграфных, письменных распоряжений, приказов, постановлений, инструкций и т. п.

c) за счет энергии управляющего органа

7. Как соотносятся между собой понятия «управление» и «менеджмент»:

a) понятие «управление» шире

b) понятие «менеджмент» шире

c) понятие «управление» значительно шире «менеджмента»

d) эти понятия являются синонимами

8. Какая управляемая система называется открытой?

a) та, которая не имеет внешнюю среду

b) та, у которой есть внешняя среда

c) та, что соединяет элементы и их свойства

9. Какие задачи решает управляющая система для обеспечения достижения цели управляемой системы?

a) целеполагание, исследование, анализ, планирование, организация, контроль, корректировка

b) изучение, планирование, организация, регулирование, контроль, корректировка

c) исследование, анализ, планирование, организация, регулирование, контроль, корректировка

10. Какие подходы выделяют к определению теории управления?

a) бихевиористический, количественный

b) ситуационный, деятельный

c) целеполагающий, управленческий

d) познавательный, целенаправленный

11. Какие школы сложились в зарубежной науке?

a) школа научного управления

b) административная школа

c) школа психологии

d) школа науки управления

12. Какова основная задача ситуационного анализа:

a) Выявление неблагоприятной управленческой ситуации

b) Выявление факторов, влияющих на развитие ситуации

c) Оба ответа верны

d) Правильного ответа нет

13. Какова роль обратной связи в системах управления?

a) обеспечить передачу воздействия в системах управления с выхода одного элемента на вход другого элемента

b) использовать информацию о величине управляемых величин для формирования управляющих воздействий

c) выбрать некоторую альтернативу из множества вариантов решений

14. Какова цель построения автоматизированной системы управления?

a) воспроизведение на выходе с определенной точностью входное задающее воздействие, изменяющееся по заранее неизвестному закону

b) резкое повышение эффективности управления объектом (производственным, административным и т. д.) на основе роста производительности управленческого труда и совершенствования методов планирования и гибкого регулирования управляемого процесса

c) применение совокупности экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом

15. Какое понятие включает такие элементы как потребитель, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, источники трудовых ресурсов:

a) экономика

b) менеджмент

c) внутренняя среда

d) внешняя среда

 

 

Шкала оценивания (зачета)

 

Зачёт в форме устного собеседования и решения тестового задания предполагает форму оценивания по системе «зачёт»/«незачёт» на основе следующих критериев: полноты, структурированности и правильности ответа по сути поставленных в задании вопросов.

«ЗАЧЁТ» соответствуют наиболее полному и правильному структурированному ответу. При этом, допускается, что ответ, в целом, соответствует содержанию поставленных вопросов, раскрыты суть и наибольшее число аспектов темы, однако присутствуют неточности. При ответе на тестовые задания студент дал более 60% правильных ответов.

«НЕЗАЧЁТ» ставится обучающему, если в ответе недостаточно раскрыта тема поставленных вопросов, присутствует упущение ряда аспектов темы, формулировки расплывчаты и некорректны. При ответе на тестовые задания студент дал менее 60% правильных ответов.

 

Вопросы к устным ответам на экзамене:

1.   Теория управления, понятие и роль в обществе.

2.   Объект и предмет теории управления.

3.   Классификация школ управления. Теория научного управления. Ф. Тейлор.

4.   Классическая административная школа А. Файоль.

5.   Теория человеческих отношений М. Фоллет, Э. Мэйо.

6.   Процессный подход в управлении.

7.   Ситуационный подход в управлении.

8.   Зарубежные модели управления.

9.   Теории Х, Y, Z.

10. Понятие и содержание управления.

11. Структура среды управления. Внешняя среда управления. Внутренняя среда управления.

12. Управленческие технологии оценки среды.

13. Понятие системного подхода к управлению.

14. Понятие, классификация и структура систем.

15. Свойства больших систем.

16. Понятие и структура системы управления, требования к ее формированию. Синергетический подход в управлении.

17. Управленческие цели: понятие и виды. Декомпозиция цели.

18. Правила построения дерева целей.

19. Сущность и особенности проявления законов социального управления.

20. Специфика бюрократизма в государственном управлении. Законы Питера и Паркинсона.

21. Принципы социального управления. Содержание принципов управления.

22. Понятие методов управления. Характеристика экономических методов управления.

23. Система методов управления. Характеристика социально-психологических методов управления.

24. Организационно-распорядительные методы: общая характеристика и особенности применения.

25. Функциональное разделение управленческого труда. Классификация функций управления.

26. Управленческий цикл. Общие функции управления.

27. Функции планирования и прогнозирования в управлении.

28. Мотивация, как функция социального управления.

29. Содержательные теории мотивации.

30. Процессуальные теории мотивации.

31. Контроль, как функция социального управления.

32. Понятие организационной структуры управления. Классификация организационных структур управления.

33. Характеристика линейной и функциональной структур управления.

34. Характеристика линейно- функциональные структуры управления.

35. Факторы, определяющие особенности формирования организационных структур управления.

36. Понятие и классификация управленческих решений.

37. Организация процесса разработки управленческих решений.

38. Понятие информации, типы и виды информации. Роль и место информации в управлении.

39. Понятие коммуникации. Типы коммуникативных процессов. Значение и роль коммуникации в управлении.

40. Понятие, сущность и содержание эффективности управления.

 

Ситуационная задача:

Разработка плана мероприятий компании по расширению сферы бизнеса.

Фонд микрофинансирования Калининградской области реализует программу кредитования субъектов малого предпринимательства по процентной ставке 10% годовых, на срок до одного года. Программа предусматривает предоставление займов на основе следующих условий:

наличие обеспечения

- наличие действующего бизнеса (не менее 6 месяцев)

- отсутствие у заявителей задолженности по налогам

- обеспечение заявителем софинансирования заявленной суммы займа из собственных средств, в размере не менее 10% от суммы займа.

- наличие документов в соответствии со списком, размещенном на сайте Фонда.

Условия программы:

- сумма займа: до 1 000 000 рублей

- срок займа: до 12 месяцев

- процентная ставка – 10%

- график погашения – аннуитетно (ежемесячные выплаты по кредиту для заемщика получаются одинаковые в течение всего срока кредитования независимо от оставшейся суммы задолженности).

Вопросы к заданию:

1. Определить направления развития предприятия (товары, услуги).

2. Подготовить план мероприятий на 12 месяцев (таблица 1).

3. Предложить организационную структуру управления предприятием.

4. Разработать мероприятия по мотивации персонала.

5. Осуществить SWOT-анализ и сделать стратегический вывод (таблица 2).

6. Оценить эффект от предлагаемых мероприятий и сделать вывод.

 

Таблица 1

№ п/п Мероприятие Срок исполнения Финансы Ответственный
         

 

Таблица 2

Сильные стороны Слабые стороны
     
Возможности Угрозы
     

 

Шкала оценивания (экзамен)

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится обучающему, если ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых понятий управления, при этом самостоятельно определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления, самостоятельно использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, представлен анализ ситуации и проектная идея, обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Ситуационная задача решена на высоком уровне.

Оценка «ХОРОШО» ставится обучающему, если ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, при этом не в полном объеме определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления, не в полном объеме использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, не в полном объеме представлен анализ ситуации и проектная идея, не в полном объеме обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, не в полном объеме названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Соблюдаются нормы литературной речи. Полностью выполнившему весь намеченный объем ситуационной задачи, но допустившему единичные ошибки в решении.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится обучающему, если он допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. Отмечается слабое владение терминологией. Не в полном объеме определены возможные организационно-управленческие решения на основе различных подходов к теории управления, не в полном объеме использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, не в полном объеме представлен анализ ситуации и проектная идея, обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, не в полном объеме названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Выполнившему полученное практическое задание, но не умений применять теоретические знания на практике

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится обучающему, если материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Не знает организационно-управленческих решений на основе различных подходов к теории управления, не использован понятийный аппарат теории управления посредством которого обозначена проблема, не представлен анализ ситуации и проектная идея, не обозначены основные методы оценки сильных и слабых стороны организационных структур, не названы возможные мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролю результатов деятельности организации. Имеются заметные нарушения норм литературной речи. Не выполнившему практическое задание, либо представившему решения, которые не соответствует условиям и (или)  являются неверными

 

Методические материалы

Экзамен и зачет проходят в форме устных ответов на теоретические вопросы и решения тестового задания. Экзаменационный билет включает 1 теоретический вопрос и 1 ситуационную задачу. На экзамене и зачете студенту при решении задач разрешено пользоваться вычислительными средствами, конспектом практических занятий, и использовать метод аналогий.

Рекомендации по подготовке к устному ответу

При устном опросе в ответе студента должны быть отражены следующие моменты:

− определены теоретические понятия, сформулированные в вопросе;

− сформулированы методы по сути вопроса.

 

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия лекционного типа дают студентам систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины «Теория управления».

На лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать материал, подготовленный преподавателем, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета. При этом обучающиеся должны вести конспект дисциплины. Если обучающийся проявляет недопонимания по какой-либо части предмета, то ему следует задать вопрос преподавателю. Также в процессе лекционных занятий студентам необходимо выполнять в конспектах задания, которые предлагает преподаватель в процессе подачи теоретического материала.

Занятия практического типа являются аудиторными занятиями.

Для того чтобы аудиторный материал практического занятия был освоен обучающимся ему необходимо:

-  предварительно: изучить теоретический материал по данной теме, ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем, и найденной самостоятельно; выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию; составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;

-  при организации практического занятия в форме семинара не ограничиваться подготовленным вопросом, внимательно слушать доклады других обучающихся, тезисно конспектировать, задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и обсуждении представленных теоретических проблем;

Самостоятельная подготовка обучающихся при подготовке к занятиям лекционного типа включает в себя:

-  доработку конспекта лекции, которую желательно осуществлять в тот же день, пока материал еще легко воспроизводим в памяти (через 10 часов после лекции в памяти остается не более 30-40% материала). Необходимо прочитать записи, расшифровать сокращения, доработать схемы;

-  повторение изученного на предыдущем занятии материала.

Подготовка к занятиям практического типа включает 2 этапа:

1) организационный;

2) закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе обучающемуся необходимо спланировать свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию.

Начинать надо с изучения рекомендованной преподавателем литературы.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными. Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме. Преимущество плана состоит в следующем:

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д. Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословной записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1.Основная литература

Авторы, составители

Название

Издательство, год

Кол. экз. в библиотеке Наличие в ЭБС  
1

Батурин В.К.

Общая теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 487 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8104
2

Коробко В.И.

Теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015-383 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52574.html

6.2.Дополнительная литература

1

Новиков Д.А.

Методология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие

М.: Либроком, 2011.— 129 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8530
2

Ким С.А.

Теория управления [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров

М.: Дашков и К,

2016.— 240 c.

  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60624.html

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

1

Игнатов В.Г.

Теория управления: учебное пособие

Ростов н/ Дону: Изд-во Феникс,2010

27

 
2

Яськова Е.Ф.

Теория организации: учебное пособие для студентов вузов

М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010

20

 

Интернет-ресурсы

1.

Социальная психология. Материалы для изучения системы курсов. www.socpsychology.narod.ru.

2.

Электронно-библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com

3.

Электронно-библиотечная система «IPRbooks/» http://www.iprbookshop.ru/

4.

Портал психологических изданий.http://psyjournals.ru/

5.

Институт Психологии РАН. http://ipras.ru/

6.

Сайт факультета психологии МГУ. http://www.psy.msu.ru

7.

Институт прикладной психологии. http://www.sobchik.ru/

8.

Тренинги в России. http://www.trainings.ru

9.

Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Psyedu.Ru. http://www.psyedu.ru/

10.

Портал психологических изданий. http://psyjournals.ru/index.shtml

11.

Научно-учебный центр психологии НГУ. http://www.nsu.ru/psych/

12.

«ПСИ-ФАКТОР» – Центр практической психологии. http://psyfactor.org/

13.

Большой проект, посвященный психологии. Содержит много полезных разделов: библиотека, раздел о знаменитых психологах, большую коллекцию ссылок на психологические ресурсы, форумы, психологические тесты-Онлайн и другое. http://www.psychology.ru/

14.

Психология жизни - статьи, практики, тренинги и семинары для саморазвития. Психологические консультации. http://www.psylive.ru/

                 

Иные источники

1 Чумаков А.С. Теория управления: учебное пособие Калининград: Изд-во Западного филиала РАНХиГС, 2017 – 92 с. 20

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Западный филиал

Кафедра экономики и менеджмента

 

  УТВЕРЖДЕНА кафедра экономики и менеджмента   Протокол от «20» июня 2017 г. № 12  
   

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.Б.12«Теория управления»

по направлению подготовки

38.03.04ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

направленность (профиль) образовательной программы высшего образования

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Год набора 2017

 

Калининград, 2017 г.


Автор-составитель:

доцент кафедры экономики и менеджмента, к.э.н. А.С. Чумаков

 

 

Заведующий кафедрой экономики и менеджмента, к.э.н., доцент Ульянкин Петр Николаевич

 


 

 



СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 8

3. Содержание и структура дисциплины.. 8

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 12

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин. 37

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 39

6.1.Основная литература. 39

6.2.Дополнительная литература. 39

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 40

6.4. Нормативно-правовые документы.. 40

6.5. Интернет-ресурсы.. 40

6.6. Иные источники. 40

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 41


 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

1.1. Дисциплина обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Очная форма обучения

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции

ОПК–2

способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

ОПК–2.1 Способность находить альтернативные организационно-управленческие решения на основе различных моделей теории управления
ОПК–2.2 Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений, опираясь на актуальные подходы теории управления

ОПК–3

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

ОПК–3.1 Способность оценивать сильные и слабые стороны организационных структур, предлагать мероприятия по эффективному взаимодействию персонала и контролировать результаты деятельности организаций
ОПК–3.2 Способность разрабатывать предложения по совершенствованию организационных структур, используя современные методы управления человеческими ресурсами и оценивать их значимость

УК ОС–2

Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений

УК ОС–2.1 Способность выявить проблему, провести анализ ситуации и сформулировать проектную идею, с использованием понятийного аппарата теории управления
УК ОС–2.2 Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений, с учетом актуальных подходов в теории управления

 

Заочная форма обучения

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции

ОПК–2

способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений

ОПК–2.1 Способность находить альтернативные организационно-управленческие решения на основе различных моделей теории управления
ОПК–2.2 Способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений, опираясь на актуальные подходы теории управления

ОПК–3

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

ОПК–3.1 Способность разрабатывать предложения по совершенствованию организационных структур, используя современные методы управления человеческими ресурсами и оценивать их значимость
ОПК–3.2 Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия с использованием основных положений социологии управления

УК ОС–2

Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений

УК ОС–2.1 Способность выявить проблему, провести анализ ситуации и сформулировать проектную идею, с использованием понятийного аппарата теории управления
УК ОС–2.2 Способность разработать проект на основе оценки ресурсов и ограничений, с учетом актуальных подходов в теории управления

 

1.2. В результате освоения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы:

 

Очная форма обучения

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

ОПК–2.1

на уровне знаний: сущность основных методов исследований систем управления, их роль в получении управленческой информации
на уровне умений: использовать методы исследований систем управления для сбора информации при принятии управленческого решения
на уровне навыков: не формируются

ОПК–2.2

на уровне знаний: сущность и классификации управленческих решений, основные этапы разработки и принятия решений, критерии выбора оптимального управленческого решения из имеющихся альтернатив
на уровне умений: использовать методы принятия управленческих решений и оценивать принятые решения с учетом возможных социальных последствий
на уровне навыков: не формируются

 

ОПК–3.1

на уровне знаний: знать основы межличностного и делового взаимодействия между структурными подразделениями
на уровне умений: систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, общаться и участвовать в коллективных действиях по решению конкретных задач
на уровне навыков: не формируются

ОПК–3.2

на уровне знаний: знать типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
на уровне умений: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
на уровне навыков: владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами

 

УК ОС–2.1

на уровне знаний: знать основы анализа информации и принятия решений в проектной деятельности
на уровне умений: анализировать эффективность действующих организационных структур с позиции соблюдения стратегических целей и нормативных требований к оргпроектированию
на уровне навыков: не формируются

УК ОС–2.2

на уровне знаний: знать методы принятия и реализации управленческих решений в проектной деятельности
на уровне умений: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций при принятии решений в проектной деятельности
на уровне навыков: владеть навыками эффективного принятия и исполнения управленческих решений в проектной деятельности

 

Заочная форма обучения

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

 

ОПК–2.1

на уровне знаний: сущность основных методов исследований систем управления, их роль в получении управленческой информации
на уровне умений: использовать методы исследований систем управления для сбора информации при принятии управленческого решения
на уровне навыков: не формируются

ОПК–2.2

на уровне знаний: сущность и классификации управленческих решений, основные этапы разработки и принятия решений, критерии выбора оптимального управленческого решения из имеющихся альтернатив
на уровне умений: использовать методы принятия управленческих решений и оценивать принятые решения с учетом возможных социальных последствий
на уровне навыков: не формируются

 

ОПК–3.1

на уровне знаний: знать основы межличностного и делового взаимодействия между структурными подразделениями
на уровне умений: уметь систематизировать, обобщать и интерпретировать информацию, общаться и участвовать в коллективных действиях по решению конкретных задач
на уровне навыков: не формируются

ОПК–3.2

на уровне знаний: типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
на уровне умений: уметь организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
на уровне навыков: владеть современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; современными методами управления человеческими ресурсами

 

УК ОС–2.1

на уровне знаний: основы анализа информации и принятия решений в проектной деятельности
на уровне умений: анализировать эффективность действующих организационных структур с позиции соблюдения стратегических целей и нормативных требований к оргпроектированию
на уровне навыков: не формируются

УК ОС–2.2

на уровне знаний: знать методы принятия и реализации управленческих решений в проектной деятельности
на уровне умений: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций при принятии решений в проектной деятельности
на уровне навыков: владеть навыками эффективного принятия и исполнения управленческих решений в проектной деятельности

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

Объем дисциплины 5 зачетных единиц.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся по очной форме обучения:

- 38 часов лекций;

- 38 часов практических занятий;

- 77 часов самостоятельной работы.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся по заочной форме обучения:

- 10 часов лекций,

- 10часа практических занятий,

- 147часов самостоятельной работы.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина Б1.Б.12 Теория управления изучается по очной форме обучения во 2 и3 семестре, по заочной форме обучения на 1 и 2 курсе.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний и практических умений, полученных при изучении дисциплинБ1.Б.8Экономическая теория.

Форма промежуточной аттестации: зачет, экзамен.

 

3. Содержание и структура дисциплины


Очная форма обучения

Наименование тем

Количество часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа с преподавателем

СР

Л ЛР ПЗ КСР
Часть 1. Эволюция управленческой мысли и практики. Подходы к управлению 72 20   20   32 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.1. Сущность и содержание теории управления 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос
Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли и практики. 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.3. Модели управления 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.4. Управление как профессиональная деятельность. 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.5. Подходы к управлению.  20 6   6   8 конспект лекций, устный опрос
Промежуточная аттестация             зачет
Часть 2. Теоретические основы управления 81 18   18   45 конспект лекций, устный опрос,, практическое задание
Тема 2.1. Закономерности, принципы и цели управления 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос
Тема 2.2. Методы управленческого воздействия 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос
Тема 2.3. Функции управления. Организационные структуры управления. 18 4   4   10 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.4. Принятие управленческих решений 15 2   2   11 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.5. Информационные и коммуникативные процессы в управлении 14 4   4   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.6. Эффективность процесса управления 10 2   2   6 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Промежуточная аттестация 27           экзамен
Всего 180 38   38   77 27

За очная форма обучения

Наименование тем

Количество часов

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа с преподавателем

СР

Л ЛР ПЗ КСР
Часть 1. Эволюция управленческой мысли и практики. Подходы к управлению 90 6   6   74 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.1. Сущность и содержание теории управления 16 1   1   14 конспект лекций, устный опрос,
Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли и практики. 16 1   1   14 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.3. Модели управления 18 1   1   16 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 1.4. Управление как профессиональная деятельность. 17 2   1   14 конспект лекций, практическое задание
Тема 1.5. Подходы к управлению.  19 1   2   16 конспект лекций,
Промежуточная аттестация 4           зачет
Часть 2. Теоретические основы управления 90 4   4   73 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.1. Закономерности, принципы и цели управления 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос,
Тема 2.2. Методы управленческого воздействия 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос,
Тема 2.3. Функции управления. Организационные структуры управления. 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.4. Принятие управленческих решений 15 1   1   13 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.5. Информационные и коммуникативные процессы в управлении 13 0,5   0,5   12 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Тема 2.6. Эффективность процесса управления 14 1   1   12 конспект лекций, устный опрос, практическое задание
Промежуточная аттестация 9           экзамен
Всего 180 10   10   147 13

Содержание дисциплины

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 908.