1. Давать сцеженное молоко или смесь лучше в теплом виде. Не горячую и не холодную. Проверить температуру можно, капнув молоко или смесь на внутреннюю сторону запястья своей руки. Если вы не испытываете дискомфорта – температура подходящая.
2. При кормлении ребенка смесью обязательно обращайте внимание на срок годности смеси.
3. Тщательно соблюдайте инструкцию при приготовлении смеси. Никогда не используйте ранее приготовленную смесь.
4. Для кормления подберите ту позу, в которой будет удобно и ребенку и вам.
5. Слегка прижмите соску к нижней губе ребенка. Он откроет ротик и захватит ее. Обратите внимание, чтобы язычок находился под соской. Когда губы ребенка сомкнулись вокруг широкой части соски, значит ребенок правильно ее взял и можно приступать к кормлению.
6. Не стоит торопить, подгонять ребенка. Не заставляйте его доедать до конца, если он не хочет. Помните, что некоторые малыши едят быстро, другие медленно. Кто-то любит есть с перерывами. Поэтому наберитесь терпения.
7. Бутылочку надо держать в наклонном положении, чтобы соска была наполнена молоком, а не воздухом. Тогда малыш не будет заглатывать лишний воздух.
8. Следите за соской, она не должна забиться или сплющиться. В этом случае лучше сменить ее.
9. Если после кормления в бутылочке осталась смесь или молоко – вылейте. Иначе может развиться бактериальная инфекция.
10. После кормления походите с ребенком, держа его столбиком и нежно похлопывая по спинке. Так вы поможете малышу удалить лишний воздух.
2) Разовый объем питания рассчитывается по следующей формуле: 1/5 поделить на чистоту кормлений
Расчет суточного объема пищи для ребенка от 10 дней жизни до года:
В возрасте от 10 дней до 6 недель – 1/5 массы тела;
От 6 недель до 4 месяцев – 1/6 массы тела;
От 4 месяцев до 6 месяцев – 1/7 массы тела;
От 6 месяцев до 8 месяцев – 1/8 массы тела;
От 8 месяцев до 12 месяцев – 1/9 массы тела.
3860/5 =772
5. Медсестра детской поликлиники осуществляет первый патронаж к доношенному новорожденному ребенку 7 дней. После беседы с мамой выяснила: ребёнок родился от первой беременности, срочных родов с массой 3,500г, длиной 50см, по шкале Апгар 8/9 баллов. Беременность и роды без патологии, родители молодые, профессиональных вредностей и вредных привычек нет. Родители просят дать рекомендации по уходу за ребёнком.
Задания:
1. Назовите оптимальные сроки проведения и цели патронажей к новорожденному.
2. Проконсультируйте родителей по особенностям кожи и слизистых новорожденных детей, составьте план беседы по уходу за новорожденным.
Ответ
1) Кратность проведения дородовых патронажей - 2
Оптимальный срок проведения 1-го патронажа – после постановки беременной на учёт в женской консультации.
Цель: обеспечение оптимальных условий для развития плода.
Оптимальный срок проведения 2-го патронажа – 32-34 неделя беременности
Цель: подготовка будущей матери к грудному вскармливанию, уходу за ребёнком.
2) Прежде чем подойти к ребенку, следует вымыть руки горячей водой с мылом (бытовой уровень). Руки матери должны быть без украшений, ногти коротко подстрижены и подпилены пилочкой.
Умывание лица
1. Взять ватный тампон, смоченный кипячёной водой.
2. Протереть лицо ребёнка промокательными движениями..
Алгоритм обработки естественных складок кожи:
• вымыть руки (бытовой уровень);
• выдавить немного детского крема из тюбика на руки или высыпать немного присыпки на руки;
• растереть крем или присыпку в руках (дозирование крема или присыпки руками);
• протереть все складки в следующем порядке:
- заушные;
- шейная;
- подмышечные;
- локтевые,
- лучезапястные;
- подколенные;
- голеностопные;
- паховые;
- ягодичные;
• вымыть руки (бытовой уровень).
Важно!
Нельзя выдавливать крем или сыпать присыпку на тело ребёнка, так как в этом случае объём вещества будет излишним и может закупорить поры, что приведёт к образованию опрелостей.
Осмотр полости рта
1. Открыть рот, слегка нажав на подбородок малыша. При отсутствии патологических изменений слизистой оболочки полости рта её туалет не проводить!
2. При явлениях молочницы обработать слизистую оболочку ротовой полости ватным тампоном, смоченным в растворе питьевой соды (1 чайная ложка на стакан кипячёной воды). Для этого в аптеке надо приобрести стерильную вату и использовать её исключительно
для обработки рта. Но проводить эту процедуру можно только после консультации с врачом. При появлении признаков молочницы необходимо обратиться к педиатру.
Обработка глаз
Алгоритм обработки глаз:
- протереть глаза от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипячёной водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон);
- просушить глаза стерильными сухими ватными тампонами.
Обработки носа
Алгоритм обработки носа:
- приготовить тугой ватный жгутик;
- смочить жгутик в стерильном растительном масле;
- вращательными движениями продвинуть жгутик вглубь носового хода на 1-1,5см.
Важно!
Категорически запрещается очищать нос плотными предметами (ватными палочками, например).
6. Медсестра детской поликлиники осуществляет первый патронаж к доношенной 6-дневной новорожденной девочке. Ребёнок родился от первой беременности, срочных родов с массой 3250г, длиной 51см, оценка по шкале Апгар 9/10 баллов. Беременность и роды без патологии, родители молодые, профессиональных вредностей нет. Отец раньше курил. Ребенок на грудном вскармливании. Родители просят дать рекомендации по кормлению малыша.
Задания:
1. Обучите мать правилам кормления ребенка грудью.
2. Проконсультируйте по вопросам рационального питания и режима кормящей матери.
1) 1. Перед кормлением необходимо сцедить несколько капель молока, так как первые капли молока могут быть инфицированы.
2. При сосании ребенок должен захватывать не только сосок, но и ореолу (околососковый кружок).
3. Молочная железа матери не должна закрывать носовые ходы ребенка.
4. При каждом кормлении прикладывать ребенка (по возможности) только к одной груди.
5. Следить, чтобы во время кормления ребенок активно сосал грудь (если малыш заснул - будить его).
6. Удерживать малыша у груди не более 20 минут.
7. После кормления сцедить молоко до последней капли
и обязательно обмыть грудь теплой водой и осушить.
2) состав и количество материнского молоказависит от многих условий, из которых наиболее важными являются режим дня и рациональное питание.
Режим дня кормящей матери обязательно должен включать умеренную физическую нагрузку, достаточный отдых (общая продолжительность сна не менее 7-8 часов в сутки), ежедневные двух-трех часовые прогулки на свежем воздухе. Молодую мать следует оберегать от стрессов, поддерживая в семье позитивную эмоциональную атмосферу любви и покоя.
Говоря о питании кормящей женщины, следует отметить, что если она здорова, то особая диета ей не нужна, достаточно чтобы ее пища была полноценной, вкусной и разнообразной. Ей нужно избегать острых приправ, чеснока и лука, так как они придают молоку неприятный вкус, из-за которого ребенок может отказаться от кормления грудью. Режим питания матери желательно согласовывать со временем кормления ребенка. Целесообразно принимать пищу перед каждым прикладыванием малыша к груди, так как это способствует лучшей выработке молока. Такой режим удобен еще и по той причине, что обычно перед кормлением ребенок спит, и мама может спокойно приготовить себе пищу и не торопясь поесть.
Общая калорийность рациона должна составлять – 3200-3500 ккал (что, приблизительно, на 700-1000 ккал больше, чем в период до кормления грудью)
7. Вы - участковая медсестра детской поликлиники. На приёме мама c ребенком. Девочке 11 месяцев 10 дней. По результатам антропометрии масса ребёнка - 9,5кг, рост - 75см, окружность груди - 49см, окружность головы - 47см; психомоторное развитие соответствует возрасту. Во время приёма Вы рассказали маме о том, что к возрасту 1 год необходимо пройти диспансерный осмотр врачей-специалистов, дали направления на лабораторные анализы. Мать считает, что это необязательно, так как ребёнок здоров. Интересуется, какой режим дня должен быть у дочери на втором году жизни.
Задания:
1. Оцените физическое развитие ребёнка по центильной таблице.
2. Проконсультируйте маму по вопросам диспансерного наблюдения ребёнка данного возраста в детской поликлинике и организации рационального режима дня на втором году жизни.
Ответ
1. Физическое развитие ребёнка мезосоматическое, гармоничное. «физическое развитие среднее»
2)Примерный режим ребенка 1-2 лет
6.30-7.30 – пробуждение, туалет, гигиенические процедуры
7.30 – 8.00 – завтрак
8-9.30 – игра, пргулка
9.30-11.00 – сон
11.30 – 12.00 – обед
12.00 -15.00 – игра прогулка
15.00 -16.30 – сон
16.30 – 17.00 – полдник
17.00 – 19.30 – игра, прогулки
19.30 – 20.00 – ужин
20.00 – 20.30 – гигиенические процедурв
20.30 – 6.30 – сон
Диспансерное наблюдение для детей 1 года:
Осмотр – педиатром, неврологом, окулистом, хирургом, ортопедом, лор, стоматолог + ОАК, ОАМ.
Для раннего выявления патологий
8. Вы - медсестра кабинета здорового ребенка детской поликлиники. На приеме мама с ребенком 6 месяцев. Во время беседы медсестра выяснила, что ребенок ежедневно получает грудное молоко 4 раза, овощное пюре 1 раз, фруктовые соки, фруктовое пюре, 70г творога (ввела творог самостоятельно). При осмотре – ребенок активный, психомоторное развитие – по возрасту, масса 7200г, длина 66см (при рождении масса 3200г, длина 52см), кожа чистая, в полости рта 2 нижних резца, по органам и системам – без патологии, стул – 2 раза в день. Мама задает вопросы о правильности питания и необходимости введения новых продуктов питания ребенку.
Задания:
1. Проконсультируйте маму по вопросам рационального вскармливания ребенка
2. Обучите маму правилам введения и технологии приготовления основных блюд прикорма.
1) поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);
принцип сбалансированного многокомпонентного питания;
соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;
предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;
принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.
Правила введения прикорма
§До прикладывания к груди;
§Постепенно в теплом виде с ложечки;
§Гомогенизированная пища;
§Последовательность;
§Состояние ребенка( кожа, стул).
§Не вводить во время болезни;
§Нельзя давать 2 раза в день один прикорм;
§Не сочетать с вакцинацией, в жару.
Прикорм( овощной)
§Монокомпонентные овощи с низкой аллергенностью- белой и зеленой гаммы;
§Гомогенизированное;
§Нельзя соль и специи;
§Можно « баночное питание»;
§До 12 часов дня.
Прикорм
§Принцип введения, как овощной;
§Безглютеновые каши;
§Безмолочные;
§Можно использовать готовые каши;
Добавка после 2 прикормов
-Мясной фарш;
-Гомогенизированное мясное пюре промышленного производства;
-Говядина, телятина, индейка, кролик;
-Осторожно.
Третий прикорм
§Кисломолочные продукты;
§Творог;
§Кефир;
§Молоко.
Схема введения
Наименование продукта | 4-6 | 7 | 8 | 9-12 |
Овощное пюре | 10—150 | 170 | 180 | 200 |
Молочная каша | 10-150 | 150 | 180 | 200 |
Фруктовое пюре | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 |
Фруктовый сок | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 |
Творог* | 0 | 0 | 40 | 50 |
Желток, шт. | 0 | 0,25 | 0,5 | 0,5 |
Мясное пюре* | 0 | 30 | 50 | 60-70 |
Рыбное пюре | 0 | 0 | 0 | 5-50 |
Кефир | 0 | 0 | 0 | 200 |
Сухари, печенье | 0 | 3-5 | 5 | 10-15 |
Хлеб пшеничный | 0 | 0 | 5 | 10 |
Растительное масло | 1-3 | 5 | 5 | 6 |
Сливочное масло | 1-4 | 4 | 5 | 6 |
9. Вы – палатная медицинская сестра отделения совместного пребывания матери и ребенка. Принимаете малыша в палату из родильного зала. При выполнении вторичной обработки обнаружили гиперемию кожных покровов. Мама задает вопросы о причине данного состояния у ребенка.
Задания:
1. Объясните матери, что с ребенком, причины возникновения данного состояния, динамику этих проявлений в дальнейшем.
2. Проконсультируйте маму по вопросам ухода за ребенком в данной ситуации.
Ответ
У ребенка - эритема – это покраснение кожи у новорожденного без ухудшения его общего самочувствия. Это пограничный процесс, связанный с изменением привычной среды обитания ребенка.
Причиной появления эритемы является приспособление организма ребенка к новой непривычной среде. Осложнения при родах, гипоксия плода усугубляют ситуацию.
Простая эритема - исчезают без последствий в первую неделю жизни
Физиологическая эритема –появляется на 3-4 день после рождения. В течение 3х суток покраснение исчезает.
Токсическая эритема - обычно все эти воспаления исчезают через 3-5 дней, но иногда возможно появление повторных высыпаний в течение 3-4 дней.
Уход:
Эритема новорожденных не требует никакого особого лечения, но правильный уход за ребёнком необходим. После принятия водных процедур, аккуратно промокните малыша мягким полотенцем. Ни в коем случае нельзя задевать пузырьки с жидкостью! Из-за подобной оплошности могут появиться гнойники по всему телу.
10. Вы - медицинская сестра детской поликлиники кабинета «Здорового ребенка». При проведении диспансерного осмотра ребенка 6 месяцев выявлено: масса тела 8200 г, длина тела 66 см, окружность головы – 43см, окружность груди – 43см.
Психомоторное развитие: ребенок способен различать свое и чужое имя; берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину, не сидит. В полости рта 2 нижних резца.
Задания:
1. Оцените физическое и психомоторное развитие ребенка.
2. Проконсультируйте по вопросам рационального режима дня и занятий с ребенком данного возраста.
1)Физическое развитие ребенка оценивается по центильным таблицам: физическое развитие среднее, мезосоматотип, гармоничное.
Психомоторное развитие ребенка.
- «способен различать свое и чужое имя» - соответствует возрасту
- «берет игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую» - соответствует возрасту
- «переворачиваться с живота на спину» - соответствует возрасту
- «не сидит» - для данного возраста свидетельствует о замедлении темпа развития общих - -- -движений.
Наличие 2 нижних резцов соответствует возрастной норме, формула расчета количество зубов: N- 4 (где N – количество месяцев жизни ребенка).
2) 1) Рассказать маме об организации режима ребенку данного возраста.
Режим II: бодрствование – 2 ч. cон – 16-17 часов в сутки
Режим кормления: 5-разовое с интервалов в 4 часа.
2) Массаж и развивающая гимнастика:
Массаж ручек. Попеременное сгибание и разгибание ручек перед грудью «бокс» 6-8 раз. Массаж ножек и стоп, «Скользящие шаги» 6-8 раз. Активное потягивание ручек вверх за игрушкой 4-6 раз. Сгибание и разгибание ножек поочередно вместе 6-8 раз. Круговые движения согнутых ножек в положении на животе 4-6 раз. Прогибание спинки с поддержкой взрослого в положении на спине 2-3 раза. Массаж животика по часовой стрелке. Поворот с животика на спинку и обратно 3-4 раза. Массаж спинки и ягодичек. Присаживание за одну ручку 3-4 раза. Приподнимание за отведенные ручки до положения стоя. Ползание на четвереньках за игрушкой. Перекрестные движения ручек перед грудкой «кучерские движения» 5-8 раз. Круговые движения ручек в положении лежа.
3) Закаливание:
Ежедневные гигиенические ванны, Ежедневные прогулки не менее 4 часов в день и при температуре воздуха не ниже -10о С.
11. Вы – участковая медсестра. При проведении патронажа к ребенку 5 дней выявили: умеренное симметричное увеличение грудных желез, кожа над ними обычной окраски. Со слов мамы, самочувствие ребенка не нарушено, сон спокойный, грудь сосет активно, лактация достаточная, в весе прибавляет удовлетворительно.
Задания:
1. Оцените состояние ребенка.
2. Проконсультируйте маму о причине увеличения грудных желез у ребенка. Укажите срок появления и исчезновения данного состояния. Обучите маму уходу за новорожденным ребенком при данном состоянии.
1. Состояние ребенка удовлетворительное, имеются признаки физиологического переходного состояний новорожденного – половой (гормональный) криз.
2. У мальчиков и девочек двустороннее нагрубание молочных желез (физиологическая мастопатия). Увеличение симметричное, кожа над железой не гиперемирована, безболезненна, из желез может выделяться содержимое – бело-молочного цвета, у девочек возможны кровянистые выделения из влагалища. Состояние обусловлено переходом эстрогенов от матери к плоду и после рождения – через грудное молоко Появляется на 3 – 4 день жизни, исчезает – к 7 – 14 дню.
Действия медицинской сестры | Мотивация |
1. Объяснить маме о том, что данное состояние является физиологическим. Нельзя выдавливать секрет из грудных желез, растирать и накладывать давящие повязки. 2. Ежедневные гигиенические мероприятия по уходу за новорожденным. 3. При выраженном нагрубании сухое тепло под распашонку на область грудных желез. | Восполнения дефицита знаний мамы. Профилактика заболеваний кожи и осложнения физиологического нагрубания. Ускорение рассасывания нагрубания грудных желез. |
12. Медсестра детской поликлиники осуществляет патронаж к ребенку 3-х месяцев.
Ребенок на искусственном вскармливании, масса 5400. Здоров. В физическом и нервно-психическом развитии не отстает.
Задания:
1. Проконсультируйте родителей о правилах приготовления докорма.
2. Обучите родителей технике кормления из бутылочки.
1. Давать сцеженное молоко или смесь лучше в теплом виде. Не горячую и не холодную. Проверить температуру можно, капнув молоко или смесь на внутреннюю сторону запястья своей руки. Если вы не испытываете дискомфорта – температура подходящая.
2. При кормлении ребенка смесью обязательно обращайте внимание на срок годности смеси.
3. Тщательно соблюдайте инструкцию при приготовлении смеси. Никогда не используйте ранее приготовленную смесь.
4. Для кормления подберите ту позу, в которой будет удобно и ребенку и вам.
5. Слегка прижмите соску к нижней губе ребенка. Он откроет ротик и захватит ее. Обратите внимание, чтобы язычок находился под соской. Когда губы ребенка сомкнулись вокруг широкой части соски, значит ребенок правильно ее взял и можно приступать к кормлению.
6. Не стоит торопить, подгонять ребенка. Не заставляйте его доедать до конца, если он не хочет. Помните, что некоторые малыши едят быстро, другие медленно. Кто-то любит есть с перерывами. Поэтому наберитесь терпения.
7. Бутылочку надо держать в наклонном положении, чтобы соска была наполнена молоком, а не воздухом. Тогда малыш не будет заглатывать лишний воздух.
8. Следите за соской, она не должна забиться или сплющиться. В этом случае лучше сменить ее.
9. Если после кормления в бутылочке осталась смесь или молоко – вылейте. Иначе может развиться бактериальная инфекция.
10. После кормления походите с ребенком, держа его столбиком и нежно похлопывая по спинке. Так вы поможете малышу удалить лишний воздух.
13. Медсестра детской поликлиники осуществляет патронаж к 11-месячному ребенку. Ребенок здоров. В физическом и нервно-психическом развитии от сверстников не отстает.
Ребенок на естественном вскармливании.
Задания:
1. Проконсультируйте родителей по вопросам рационального вскармливания ребенка
2. Обучите родителей технологии приготовления основных блюд прикорма.
Ответ
1) поступление достаточного количества нутриентов, обеспечивающих потребности ребенка в энергии и основных компонентах (белках, жирах, углеводах, минералах и микроэлементах, витаминах);
принцип сбалансированного многокомпонентного питания;
соответствия количества и качества пищи физиологическим возможностям ребенка;
предупреждение дисбалансов питания путем опережающего поступления нутриентов;
принцип незаменимости грудного вскармливания на ранних этапах развития ребенка.
Правила введения прикорма
§ До прикладывания к груди;
§ Постепенно в теплом виде с ложечки;
§ Гомогенизированная пища;
§ Последовательность;
§ Состояние ребенка( кожа, стул).
§ Не вводить во время болезни;
§ Нельзя давать 2 раза в день один прикорм;
§ Не сочетать с вакцинацией, в жару.
Прикорм( овощной)
§ Монокомпонентные овощи с низкой аллергенностью- белой и зеленой гаммы;
§ Гомогенизированное;
§ Нельзя соль и специи;
§ Можно « баночное питание»;
§ До 12 часов дня.
Прикорм
§ Принцип введения, как овощной;
§ Безглютеновые каши;
§ Безмолочные;
§ Можно использовать готовые каши;
Добавка после 2 прикормов
-Мясной фарш;
-Гомогенизированное мясное пюре промышленного производства;
-Говядина, телятина, индейка, кролик;
-Осторожно.
Третий прикорм
§ Кисломолочные продукты;
§ Творог;
§ Кефир;
§ Молоко.
§
Наименование продукта | 4-6 | 7 | 8 | 9-12 |
Овощное пюре | 10—150 | 170 | 180 | 200 |
Молочная каша | 10-150 | 150 | 180 | 200 |
Фруктовое пюре | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 |
Фруктовый сок | 5-60 | 70 | 80 | 90-100 |
Творог* | 0 | 0 | 40 | 50 |
Желток, шт. | 0 | 0,25 | 0,5 | 0,5 |
Мясное пюре* | 0 | 30 | 50 | 60-70 |
Рыбное пюре | 0 | 0 | 0 | 5-50 |
Кефир | 0 | 0 | 0 | 200 |
Сухари, печенье | 0 | 3-5 | 5 | 10-15 |
Хлеб пшеничный | 0 | 0 | 5 | 10 |
Растительное масло | 1-3 | 5 | 5 | 6 |
Сливочное масло | 1-4 | 4 | 5 | 6 |
14. Вы – медсестра кабинета здорового ребенка детской поликлиники. На приеме мама с 3-х месячным ребенком. Мама обеспокоена, что ребёнок стал реже мочиться, за месяц прибавил в массе 400г.
При проведении контрольного кормления ребенок высосал 120 мл грудного молока.
Масса ребенка – 5400г.
Задания:
1. Обучите мать проведению контрольного кормления и взвешивания в домашних условиях.
2. Проконсультируйте мать по вопросам гипогалактии и улучшения лактации.
1) Провести контрольное кормление
1. Подготовить необходимое оснащение.
2. Вымыть и осушить руки.
3. Надеть на ребенка подгузник и запеленать малыша.
4. Подготовить мать к кормлению грудью.
5. Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе.
6. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу.
7. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 минут.
8. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае
мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат.
9. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления).
10. Передать ребенка маме или положить в кроватку.
11. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом).
12. Оценить соответствие высосанного молока ребенком должному количеству.
13. Решить вопрос о виде вскармливания ребенка.
Примечание:
1) Необходимо провести минимум 3 контрольных кормления в течение суток (утром, днём и вечером), так как в различное время суток у матери разное количество молока;
2. План сестринского вмешательства
2.Рекомендовать: Чаще прикладывать к груди ребёнка; Маме – соблюдать режим питания, отдыхать; Убедить маму и других членов семьи в необходимости грудного вскармливания. | Для стимуляции лактации. |
3.Рекомендовать приём лактогенного фиточая, настоя из семян тмина, укропа, аниса, фенхеля. | Для стимуляции лактации. |
4.По назначению врача принимать апилак, комплекс специальных поливитаминов, провести УФО, ультразвук, иглорефлексотерапию. | Для стимуляции лактации. |
5.После курса лечения провести повторное контрольное кормление, при отсутствии эффекта от лечения, назначить ребёнку докорм. | Для обеспечения достаточного питания и правильного физического и психомоторного развития. |
15. К участковой медицинской сестре детской поликлиники обратилась мать трехлетней девочки, которой выделено место в детском саду. Во время беседы с матерью медсестра выяснила, что девочка привыкла к тому, что мать ее кормит, одевает, перед сном укачивает в кровати.
Задания:
1. Составьте план беседы и проконсультируйте маму о подготовке ребенка к посещению детского дошкольного учреждения и мероприятиях по смягчению адаптации.
2. Перечислите основные показатели нервно-психического развития ребенка 3 лет.
1)Нарушение адаптации ребенка к ДДУ. Риск формирования невротических состояний, нарушения здоровья.
2)Показатели нервно-психического развития
-Словарный запас 1200-1300 слов
-Употребляет сложные предложения, задает вопросы
-Знает основные цвета
-Проявляет элементы простой сюжетной игры
-Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы
-Самостоятельно ест.
16. Вы - медсестра детской поликлиники. К вам на участок поступил новорожденный ребенок. Дата рождения 5 октября 2012 года. В роддоме сделаны прививки против вирусного гепатита В и туберкулеза. Ребенок и его родители здоровы.
Задания:
1. Проконсультируйте родителей по вопросам иммунопрофилактики и необходимым профилактическим прививкам ребенку 1 года жизни (укажите возраст ребенка, название медицинских иммунобиологических препаратов, допустимые поствакцинальные реакции).
2. Назовите срок патронажа участковой медицинской сестры после вакцинации против вирусного гепатита В и допустимые поствакцинальные реакции.
1) - Первые 24 ч жизни - Вирусный гепатит В (ВГВ) (энджерикс)
- 3-7 дней жизни - Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ или БЦЖ-М) Все родившиеся дети
- 1 месяц - Вторая прививка вакцинации против ВГВ - Здоровые 0-1-6
- 2 месяц - Третья вакцинация против гепатита В - Группы риска 0-1-2-12
- 3 месяц - *первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка (АКДС)
*первая вакцинация против гемофильной инфекции ( Hib инф)
* против полиомиелита (инактивированная вакцина)
- 4,5 месяцев - 2я вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита, гемолитическая инфекция
- 6 месяц - *3я прививка против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, гемолитическая инфекция
*3я прививка против ВГВ
- 12 месяцев - *Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита (ММR-2)
* 4я прививка против ВГВ Дети риска
2) Поствакцинальные реакции
* покраснения и уплотнения в месте введения
* повышение температуры тела
* аллергические реакции
- отеки
- крапивница
- анафилактический шок
- обморок
Если в один день делают прививку гепатита В, полиомиелита и АКДС то патронаж проводят на 1й, 2й и 7й день. Если вводится только гепатит В, то патронаж на следующий день
17. Вы - медсестра детской поликлиники. К вам на участок поступил новорожденный ребенок. Дата рождения 28 сентября 2012 года. В роддоме сделаны прививки против вирусного гепатита В и туберкулеза. Ребенок и его родители здоровы.
Задания:
1. Проконсультируйте родителей по вопросам иммунопрофилактики и необходимым профилактическим прививкам ребенку 1 года жизни (укажите возраст ребенка, название медицинских иммунобиологических препаратов, допустимые поствакцинальные реакции).
2. Назовите срок патронажа участковой медицинской сестры после вакцинации инактивированной полиомиелитной вакциной и допустимые поствакцинальные реакции.
1) - Первые 24 ч жизни - Вирусный гепатит В (ВГВ) (энджерикс)
- 3-7 дней жизни - Вакцинация против туберкулеза (БЦЖ или БЦЖ-М) Все родившиеся дети
- 1 месяц - Вторая прививка вакцинации против ВГВ - Здоровые 0-1-6
- 2 месяц - Третья вакцинация против гепатита В - Группы риска 0-1-2-12
- 3 месяц - *первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка (АКДС)
*первая вакцинация против гемофильной инфекции ( Hib инф)
* против полиомиелита (инактивированная вакцина)
- 4,5 месяцев - 2я вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита, гемолитическая инфекция
- 6 месяц - *3я прививка против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, гемолитическая инфекция
*3я прививка против ВГВ
- 12 месяцев - *Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита (ММR-2)
* 4я прививка против ВГВ Дети риска
2) Поствакцинальные реакции
* покраснения и уплотнения в месте введения
* повышение температуры тела
* аллергические реакции
- отеки
- крапивница
- анафилактический шок
- обморок
Если в один день делают прививку гепатита В, полиомиелита и АКДС то патронаж проводят на 1й, 2й и 7й день
18. Вы – медицинская сестра школы. В 1-й класс поступил ребенок, дата рождения 10 сентября 2005 года. На диспансерном учете не состоит, здоров. Профилактические прививки по возрасту сделаны.
Задания:
1. Проконсультируйте родителей по вопросам иммунопрофилактики и необходимым профилактическим прививкам в школьном возрасте, включенным в Национальный календарь (укажите возраст ребенка, название медицинских иммунобиологических препаратов, место введения). Перечислите допустимые поствакцинальные реакции после введения АДС – М анатоксина.
2. Назовите условия хранения МИБП в медицинском кабинете школы.
1) - 6 лет - *Ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (приорикс, ЖКВ, ЖПВ)
* вторая ревакцинация дифтерия, столбняк АДСМ
- 7 лет - *Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ-М в/к)
* 2 ревакцинация дифтерия, столбняк (АДС –анотоксин в/м)
- 14 лет - *3я ревакцинация против дифтерии, столбняка, полиомиелита, (АДС –анотоксин в/м)
*ревакцинация против туберкулеза
- Дети от 1 до 18, девушки 18 до 25 - Против краснухи - Прививаются детям от 1 до 18 ранее не привитым, не болевшим, привитым однократно, девушкам 18-25 не болевшие и ранее не привитые
Побочное действие вакцины АДС –М анотоксин – слабость, повышение температуры тела, гиперемия кожи, отек, судороги, неприрывистый крик (у мал. детей)
2) При контроле условий хранения МИБП необходимо проверить:
· температуру в холодильной камере;
· журнал или график регистрации измерений температуры измеряется ли температура 2 раза в день - утром и вечером;
· правильность размещения разных иммунобиологических препаратов на полках холодильной камеры;
· наличие достаточного количества льда и (или) замороженных холодильных элементов в морозильном отделении холодильника или морозильной камере;
· правильность укладки холодильных элементов в морозильном отделении холодильника;
· отсутствие в холодильнике посторонних предметов (пищевых продуктов, напитков, медикаментов);
· наличие бутылей с подкрашенной водой на нижней полке холодильника;
· наличие термометров и терморегистраторов в холодильной камере
19. Вы - медицинская сестра детской поликлиники. При совместном с врачом обследовании ребенка 1 год 3 месяца (девочка) определили:
Ребенок от I беременности, маме 35 лет, у мамы порок сердца (недостаточность митрального клапана), роды в срок, оперативное родоразрешение. Мать воспитывает ребенка одна (отца нет). Проживают в благоустроенной квартире. Уход за ребенком хороший.
Физическое развитие:
Длина тела – коридор № 3
Масса тела – коридор № 4
Окружность грудной клетки – коридор № 3
НПР:
До – 1 г. 3 мес.
И – 1 г. 6 мес.(+1)
С – 1 г. 3 мес.
Ра – 1 г. 3 мес.
Рп – 1 г. 3 мес.
Н – 1 г. 6 мес. (+1)
Резистентность: Перенесенные заболевания: в 4 месяца – о. ринит, в 5 месяцев – о. ринофарингит, осложненный о. правосторонним гнойным средним отитом, в 8 месяцев – о. конъюнктивит, в 10,5 месяцев – о. ринофарингит.
Функциональное отклонение: функциональный систолический сердечный шум.
Врожденных пороков развития и хронических заболеваний нет.
Профпрививки сделаны по возрасту.
Задания:
1. Проведите комплексную оценку состояния здоровья по основным критериям здоровья, определите группу здоровья ребенка и группу диспансерного наблюдения.
2. Составьте план диспансеризации
Ответ
1)
· 1 коридор – атипично низкое
· 2 коридор– низкое
· 3 коридор– ниже среднего
· 4 коридор- среднее
· 5 коридор – выше среднего
· 6 коридор – высокое
· 7 коридор – атипично высокое.
До – движение
И – игра
С - сон
Ра – разговор
Рп – речевые понимания
Н - навыки
группу здоровья ребенка - 2
группу диспансерного наблюдения – 2
2)
возраст | осмотр врачами-специалистами | перечень исследований |
1 месяц | невролог, окулист, ортопед, хирург | общий анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ внутренних органов и тазобедренных суставов, ЗРТ |
3 месяца | невролог | |
6 месяцев | невролог | |
9 месяцев | хирург, стоматолог | |
12 месяцев | невролог, окулист, ортопед, хирург, отоларинголог, стоматолог | общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ |
20. Мужчина, 30 лет, выкуривающий в день до 30 сигарет, стаж курения более 16 лет, обратился в центр здоровья с просьбой о помощи бросить курить. Поводом послужило издание директором частного предпринимателя, на котором работает пациент, приказа о запрете курения во время рабочего дня на территории предприятия, согласно закону об ограничении курения в общественных местах.
Задания:
1. Рассказать о вреде курения.
2. Составить план действий по прекращению курения пациентом.
Курение - одна из самых распространенных причин смерти. Поданным ВОЗ, в мире 1,1 млрд человек курят.
В период с 1950 до 2000 года табак убил 60 млн людей в развитых странах;4 млн. человек ежегодно умирают от болезней, связанных с табакокурением; К 2050 году число жертв курения превысит 500 млн
К 2020 году курение станет причиной 1/3 смертей среди взрослого населения.
В семьях, где один из супругов курит, риск возникновения рака легких у некурящей «половины» на 30% выше, чем в некурящих семьях; В 80-90 % случаев курение является причиной хронических заболеваний органов сердца;30% всех сердечно - сосудистых заболеваний вызвано курением; 85% рака легких вызвано курением.
Состав табака
Дым табака - около 3000химических веществ, которые способны повреждать живые ткани
Смола - густое, черное вещество-носитель канцерогенов
Никотин- щелочное органическое соединение, ядовитый алкалоид, обнаруженный в листьях табака
Табачный дым это целая «химическая лаборатория» и других ядовитых веществ: пиридина, синильной кислоты, аммиака, окиси углерода, эфирных масел, табачного дегтя и т.д
Курение способствует
Повышение АД и ЧСС
Снижение температуры тела
Увеличение активности кишечника
Снижение образования мочи
Изменение слюноотделения
Склонность к образованию тромбов
Снижение иммунитета
Уменьшение мышечного тонуса(эффект расслабления)
Пребывание некурящего человека в течение часа в закрытом прокуренном помещении соответствует выкуриванию им четырех сигарет.
Как бросить курить?
1 Внимательно изучить научные данные о влиянии курения на здоровье.
2. Оценить состояние своего здоровья, проанализировать наличие симптомов его нарушения (кашля, мокрота, повышенное артериальное давление, боли в желудке, ранние морщины, хроническая усталость и т.д.).
3. Определите причины отказа от табака (улучшить здоровье, сэкономить деньги, иметь здорового младенца и т.д.).
4. Сосредоточьтесь на причинах и примите решение.
5. Выберите день, в который вы бросите курить.
6. Не допускайте чтобы кто-то курил там, где находитесь вы.
7. Обеспечьте себе поддержку окружающих.
8. Определите что вызывает непреодолимое желание курить (тоска, стресс). Научитесь бороться с проблемами здоровыми способами: чтение, приятная музыка, любимое занятие, манипулирование каким-либо предметом (при рефлекторном курении) и т.д.
9. Обратитесь за помощью к лекарственным препаратам (пластырь, жевательная резинка).
10. Обратитесь к специалистам в области зависимостей (нарколог, психотерапевт и т.д.)
21.Пациент К. в возрасте 68 лет госпитализирован в терапевтическое отделение с диагнозом: Ишемическая болезнь сердца, атеросклеротический кардиосклероз, гипертоническая болезнь 2 ст. Врач назначил лечение и диетическое питание стол №10, антихолестериновая направленность.
Задание:
1. Объясните пациенту и его родственникам особенности диетического питания назначенного врачом.
Вам поставлен диагноз, при котором назначена 10-я диета (стол). Лечение будет комплексное: лекарственное и с помощью диетотерапии. При вашем заболевании сердца и сосудов (высокое давление) необходимо ограничить соль до 5 г в сутки, исключить из рациона жирные, концентрированные мясные бульоны, т. к. в них содержатся азотистые экстракты (вытяжки из мяса), пряности.
Вам рекомендуют продукты, регулирующие действие кишечника: овощи и фрукты, ягоды, содержащие растительную клетчатку (клетчатка раздражает слизистую кишечника, что является профилактикой запоров, обеспечивает выведение шлаков, холестерина из организма). Обязательно введите в рацион пшеничный хлеб с отрубями и ржаной.
Твердую пищу принимайте в рубленом виде, в виде котлет; отварные, но ни в коем случае не жареные блюда; исключите копченые продукты. Принимайте пищу 5–6 раз в день в умеренном количестве, ужинайте за 3 часа до сна. Обязательно ограничьте прием свободной жидкости до 1000–1200 мл.
При нарушении диеты ваше лечение будет малоэффективным. Могут появиться нежелательные осложнения, которые снизят ваше качество жизни.
22. В терапевтическом отделении находится пациент Б. в возрасте 62 года, имеет избыточную массу тела. Лечащий доктор настоятельно рекомендует изменить образ жизни и регулярно заниматься физкультурой, чтобы снизить вес до нормального и держать его под контролем.
Задание:
1. Дайте рекомендации по снижению массы тела с помощью физических упражнений, какие виды спорта разрешены для пожилых людей.
Ответ
- круговые движения верхней части тела
- круговые движения тазом -
- перемещение тела с выставленными руками
- лежа на животе поднять верхнюю часть тела
- ходьба (в т. ч. скандинавская)
- лыжные прогулки
- бег умеренной интенсивности -
плавание
Для пациента 62 лет переносимость к физическим нагрузкам определяют по тесту с 10 приседаниями за 20 секунд. Если разница: - не более 10 уд/мин – доступна средняя нагрузка (бег трусцой)
- 10 – 20 уд/мин – доступна малая нагрузка (бег исключен)
- 20 – 30 уд/мин – доступна дозированная нагрузка
- более 30 уд/мин – физические занятия в группе ЛФК под наблюдением врача.
23. Пожилой пациент М. возраст 68 лет был выписан из стационара после курса лечения, врач назначил лекарственные препараты, которые следует принимать в домашних условиях. Пациент проявляет беспокойство по поводу того, как он будет их принимать дома, ведь в стационаре лечение было под контролем медсестры.
Задание:
1. Какие особенности существуют в гериатрической фармакотерапии?
Гериатрическая фармакотерапия – раздел гериатрии, который сосредоточен на лекарственных средствах для пожилых людей, изучает особенности воздействия различных лекарственных средств на стареющий и уже состарившийся организм, а также ведёт поиск биологически активных веществ для борьбы с преждевременным старением организма. Медикаментозное лечение пожилых людей имеет ряд особенностей, что в первую очередь связано с изменениями органов и систем: уменьшение всасывания лекарственных средств в кишечнике, снижение скорости кровотока (важно при парентеральном введении препаратов), изменение проницаемости стенок капилляров, снижение антитоксической функции печени и почек
Основные принципы лекарственной терапии лиц пожилого и старческого возраста
1) Назначать лекарственную терапию людям ПиСВ нужно строго по показаниям.
2) Медикаментозное лечение следует назначать по поводу основного, определяющего в данный момент тяжесть данного состояния больного, заболевания.
3) Индивидуальный подход к лечению.
4) Правило «малых доз», т.е. лечение начинают с малых доз медикаментов. Затем медленно повышают начальную дозу (1/2, 1/3 общепринятой дозы). После достижения клинического эффекта устанавливается поддерживающая доза для длительного лечения. Правило «малых доз» является главным принципом гериатрической фармакотерапии.
5) Необходимо помнить о высокой вероятности появления побочных эффектов у лиц ПиСВ.
6) Люди ПиСВ склонны к самолечению. Поэтому прежде, чем назначить курс лечения, необходимо подробно изучить лекарственный анамнез пожилого пациента и скорректировать свои назначения с ранее проводимой терапией.
7) В старости компенсаторные резервы в отношении повреждающих факторов снижены, поэтому даже при небольшой степени медикаментозной интоксикации возможны значительные изменения в стареющем организме.
8) Необходима грамотная оценка возможных последствий взаимодействия назначаемых в комплексе лекарственных средств.
9) В связи с хроническим течением заболеваний в ПиСВ лекарства назначают длительное время, что вызывает привыкание к ним, приводит к увеличению доз и повышает опасность развития интоксикации.
10) Для профилактики медикаментозной интоксикации у людей ПиСВ особое значение имеет правильный пищевой, водный и солевой режим. Обязателен контроль за количеством выделяемой мочи, поскольку старые люди часто потребляют недостаточное количество жидкости, что ведет к обезвоживанию организма, нарушению функции экскреторных органов, а, следовательно, усугубляет риск лекарственной интоксикации.
11) При проведении лекарственной терапии следует учитывать психическое состояние старого человека, социальные условия, наличие постороннего ухода. Больного следует обеспечить необходимыми рекомендациями по лечению в письменном виде.
12) Медицинский персонал, обслуживающий старого больного, и родственники должны знать клинические признаки передозировки принимаемых лекарств, чтобы своевременно их распознать и сообщить об этом лечащему врачу. Это очень важно, потому что сам больной часто не может адекватно оценивать свое состояние. Подобная информация поможет врачу своевременно провести коррекцию лечения.
13) В процессе старения прогрессивно снижается толерантность организма к лекарствам. Поэтому для оптимизации лекарственного лечения очень важно использовать методы и средства, повышающие толерантность стареющего организма к лекарствам. Эти виды лечения потенцируют действие используемых в гериатрической практике малых доз фармакологических препаратов, предопределяют адекватный ответ пациента на лекарства. Таким эффективным средством повышения выносливости к лекарствам является рациональный режим двигательной активности.
Основными проблемами медикаментозной терапии в пожилом и старческом возрасте являются:
-необходимость назначения более одного лекарственного препарата в силу полиморбидности данного возрастного контингента (вынужденная полипрагмазия);
-необходимость длительного применения медикаментов в связи с хроническим течением многих заболеваний (сердечная недостаточность, заболевания опорно-двигательного аппарата, артериальная гипертония и др.);
-нарушение фармакодинамики и фармакокинетики медикаментов на фоне возрастных инволюционных органов и систем, а также имеющейся гериатрической патологии;
- нарушение комплайенса – недостаточное или неправильное выполнение предписанного режима медикаментозной терапии;
- наличие в позднем возрасте нескольких заболеваний, конкурирующих в выраженности клинических симптомов, влиянии на прогноз и качество жизни, является объективной предпосылкой полипрагмазии. Сочетанное применение нескольких препаратов может усиливать как фармакодинамическое, так и токсическое побочное действие некоторых из них.
24. Пожилого пациента К. 67 лет выписывают из терапевтического стационара после проведённого курса лечения от заболеваний сердечно-сосудистой системы, доктор рекомендует пациенту и его родственникам в амбулаторных условиях вести дневник наблюдения.
Задание:
1. С какой целью рекомендуется завести дневник наблюдения, и какие данные необходимо туда вносить?
Ответ
Ведите дневник самоконтроля, отмечайте в нем самочувствие, работоспособность, характер сна, частоту пульса, дыхания, заносите и сведения об усилении боли в области сердца, головной боли или боли в суставах, о появлении головокружений, простудных заболеваний. Такой дневник поможет лечащему врачу оценить ваше состояние, своевременно назначить необходимое лечение
25. Пациентка В. 25 лет. Не замужем. В анамнезе трихомонадный кольпит. Абортов 1.
Задание:
1. Контрацепция на этот период. Рекомендации по планированию беременности.
Ответ
1) Барьерный метод контрацепции (презервативы)
2) Пролечить данное заболевание женщине и мужчине
26. Пациентка А.31 год. Замужем. Кормит ребенка грудью.
Задание:
1. Контрацепция на этот период.
2. Рассказать подробно о методе лактационной аменореи, правильном применении презерватива, спермицидов.
Ответ
1) Контрацепция на данный период д.б. барьерной (презерватив) гормоналбные средства контрацепции не подойдут т.к. пациентка кормит грудью, возможно снижение лактазы.
Спермициды - вещества которые разрушают сперматизоиды
Метод лактационной аменореи
Этот метод может использоваться женщинами в первые 6 месяцев после рождения ребенка. Метод полезен для здоровья как матери, так и ребенка. Метод основан на том, что если женщина кормит ребенка грудью - менструация у нее не наступает и она не способна забеременеть.Женщина должна начать грудное кормление сразу после родов. Метод эффективен только при полном грудном вскармливании и сохраняющейся аменореи (отсутствии менструации). При попытке отлучить от груди или ввести прикорм эффективность метода снижается. Грудное вскармливание обеспечивает ребенка наиболее полноценным питанием. Поэтому настоятельно рекомендуется исключительно грудное вскармливание ребенка в первый год жизни. Грудное молоко легко усваивается и содержит все питательные вещества, которые нужны младенцу. Дети, вскормленные грудью, реже подвержены простудам, ушным инфекциям и расстройству желудка. Кормите ребенка, когда он хочет и столь долго, сколько он хочет. Когда Вы кормите грудью, питайтесь здоровой пищей.Метод лактационной аменореи может использоваться женщинами в первые 6 месяцев после рождения ребенка.
Метод может использоваться женщинами, которые:
· кормят ребенка исключительно грудью;
· у которых еще не возобновились менструации;
· у которых после родов прошло меньше 6 месяцев.
И все же защита от беременности, обеспечиваемая отдельной женщине одной лишь лактацией не совсем надежна. Поэтому кормящим женщинам рекомендуют использовать и другие методы контрацепции в дополнение к кормлению грудью.
Достоинства метода
· Эффективность- 98% (2-3 % вероятность беременности в первые 6 месяцев после родов);
· Прост в использовании;
· Эффективен сразу;
· Бесплатен;
· Не влияет на половой акт;
· Уменьшает послеродовое кровотечение;
· Отсутствуют физические побочные эффекты;
· Не требует медицинского наблюдения.
Метод лактационной аменореи очень полезен для ребенка.
Преимущества метода для ребенка:
· Пассивная иммунизация;
· Наилучший источник питания;
· Уменьшается контакт с патогенной флорой воды или другого молока.
Недостатки метода:
· Зависит от пользователя (требует следования правилам грудного вскармливания).
· Исключительное или почти исключительное грудное кормление может представлять сложность для некоторых женщин в силу социальных обстоятельств.
· Кратковременность защиты (ограничена 6 месяцами).
· Нет защиты от инфекций передаваемых половым путем и других передаваемых половым путем заболеваний (например, вирус гепатита В, СПИД).
При использовании метода лактационной аменореи могут возникнуть некоторые проблемные ситуации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.