Менеджмент и маркетинг фирмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Менеджмент. Менеджмент (англ. - management) –

система управления фирмой (предприятием), в основе которой лежат теоретические разработки.

Управление людьми в процессе осуществления труда свойственно обществу с незапамятных времен. Длительное время собственники средств производства управляли другими людьми путем применения физической силы, а после ликвидации личной зависимости руководствовались опытом, интуицией, чутьем.

Новое качество в управлении проявилось на рубеже XIX и XX веков. Рост масштабов производства, революционные открытия в области техники и технологии, массовое появление акционерных обществ требовало новых подходов к управлению трудом и фирмой. Все это с неизбежностью вызвало появление особой науки управления. Основоположником науки управления считается Ф.Тэйлор, который заложил основы науки управления производством. Он сформировал основополагающие принципы управления:

- научный подход к выполнению работы;

- рационализация условий работы;

- научный отбор и прогрессивное развитие рабочего;

- постоянная и тесная кооперация менеджеров и рабочих.

В настоящее время понятие менеджмента значительно расширилось: это - система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования материальных, правовых и финансовых ресурсов.

Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы управления.

Все управленческие действия, на любом уровне и в любой системе, сводятся к трем функциям:

1. Принятие управленческого решения.

2. Реализация принятого решения.

3. Контроль.

В развитии менеджмента выделилось несколько направлений, которые к настоящему времени оформились в определенные модели управления: американская модель; японская модель; маркетинговая модель.

Американская модель управления - старейшая. Она бе-

рет свое начало от Ф.Тэйлора, и ее приоритет признавался в мире вплоть до 60-х годов ХХ века.

В 60-70 годы ХХ века активно заявил о себе японский менеджмент. Считается, что японский менеджмент вырос из американского, но перенесенный на специфическую, национальную, почву - превзошел его.

В последней четверти ХХ века сформировалась маркетинговая модель менеджмента. Маркетинговый менеджмент - новейшая, современная модель управления, органически соединяющая в себе передовые достижения ранее обособленных процессов - менеджмента и маркетинга. Маркетинговый менеджмент - это новая философия управления, сформировавшаяся в наиболее развитых странах.

 

Маркетинг. Теория маркетинга зародилась в США на

рубеже ХХ века как реакция на обострение проблемы реализации созданных товаров. В процессе становления и развития маркетинга можно выделить определенные этапы.

1-й этап (конец XIX века - начало ХХ века). Общие характеристики производства этого времени: техническая революция, взрыв производительности труда, рациональная организация труда (по Тэйлору) с высокой оплатой, конвейерное производство. Все это обеспечивало массовое производство стандартной качественной и дешевой продукции, так как низкие затраты при массовом производстве обеспечивают возможность низких цен. Г. Форд, пионер маркетинга, выдвигает два основных лозунга этого времени:

- "можно и нужно обеспечить рынок товарами высокого качества по низким ценам";

- "предприятие, которое выпускает продукцию по самым низким ценам, обязательно победит".

Маркетинг этого этапа представляет собой довольно узкое и ограниченное понятие. Маркетинг в узком смысле слова - это предпринимательская деятельность по управлению движением товаров от производителя к потребителю.

Этот этап заканчивается насыщением спроса на основные потребительские товары. Большая часть населения страны за это время сформировала средний стандарт потребления: средний автомобиль, средняя квартира, средний холодильник и пр.

2-й этап (с 50-х годов ХХ века по настоящее время). Это время характеризуется научно-технической революцией, качественным совершенствованием производства, превращением науки в непосредственно производительную силу и "информационной революцией". Все эти изменившиеся условия производства выразились в процессе формирования культуры потребления. Потребитель стал проявлять индивидуальность, отрицая средний стандарт. Его потребности ускоренно меняются. Маркетинг этого времени исходит из суверенитета интересов потребителя. Добиться прибыли можно только за счет максимального приближения производителя к конкретным запросам индивидуальных покупателей. Теперь уже недостаточно выделения в структуре фирм особых маркетинговых служб. Вся деятельность современной фирмы в развитой рыночной экономике - это слияние, взаимопроникновение, интеграция маркетинга и менеджмента. Формируется особая модель управления фирмой на принципах маркетинга. Формируется маркетинговый менеджмент, как особая наука. Маркетинговый менеджмент - это система управления всей деятельностью современной фирмы по разработке, производству и сбыту товара в целях получения максимально высокой прибыли на основе всестороннего знания рынка и реальных запросов потребителей.

Маркетинговая модель менеджмента основана на системном, ситуационном подходе. Успех фирмы зависит от того, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействие внешней среды.

Вся организационная структура фирмы направлена на выявление новых проблем и выработку новых решений.

Изменение внешней ситуации вызывает изменение стратегии фирмы. Организационный механизм фирмы настроен на выработку специальных мер для уменьшения сопротивления переменам.

Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры: стремление к радикальным переменам; готовность к риску; ориентация на освоение новых возможностей.

Маркетинговый менеджмент выполняет две основные функции:

1. Ориентация производства на удовлетворение существующих и потенциальных потребностей.

2. Формирование и стимулирование спроса.

В современном маркетинге главное - интересы покупателей. Именно эта цель сформулировала основополагающие принципы маркетингового менеджмента:

- производить и продавать то, что нужно покупателю;

- производить и продавать так, как это нужно покупателю;

- предвидеть то, что может быть нужным покупателю в будущем.

Маркетинговый менеджмент включает в себя три составные части: исследование рынка; анализ внутренних возможностей фирмы и выработка общей стратегии фирмы; организация реализации товара (маркетинг в узком смысле слова).

Маркетинг даже в узком смысле слова возможен и целесообразен при определенных условиях.

Условиями существования маркетинга являются: а) развитой рынок с изобилием товаров и конкуренцией; б) свобода товаропроизводителя; в) подготовленность специалистов по управлению фирмой и маркетингом; г) отлаженная централизованная система сбора различной информации и ее доступность; д) специализированные организации, способные оказать помощь в осуществлении маркетингового управления. В российской экономике в настоящее время этих условий в основном нет, но это не означает, что маркетинг для нас не имеет смысла. Сейчас маркетинг в России должен работать на поиск партнеров и налаживание цепочек экономических взаимосвязей. Особенно важным для наших производителей является сегодня овладение приемами маркетинга во внешнеэкономической деятельности, что повысит эффективность их операций на мировом рынке. Значение маркетинга будет возрастать по мере движения экономики к рыночной модели хозяйственного механизма.

 

Выводы:

1. Поведение фирмы на рынке определяется общими правилами минимизации издержек и максимизации прибыли. Поведение фирмы определяется также типом конкуренции – совершенной или несовершенной конкуренцией.

2. Издержки – это затраты факторов производства на изготовление продукта, выраженные в деньгах. Структура издержек производства многообразна. Издержки влияют на величину бухгалтерской прибыли (доход бизнеса) и предпринимательский доход.

Термины и понятия:

Фирма. Трансакционные издержки. Явные, внешние, бухгалтерские издержки. Неявные, внутренние, альтернативные издержки. Постоянные издержки. Переменные издержки. Экономические издержки. Предельные издержки. Предельный доход. Бухгалтерская прибыль. Экономическая прибыль. Предпринимательский доход. Менеджмент. Маркетинг.

Вопросы и учебные задания:

1. В экономической газете появилась публикация, что прибыль известной фирмы за прошедший год равна нулю. Означает ли это сообщение, что фирме угрожает разорение?

2. В чем различие критериев деления издержек на постоянные-переменные и явные-неявные?

3. Какие виды издержек в наибольшей степени влияют на максимизацию прибыли?

4. У Вас на срочном вкладе 100 тыс. рублей. Процент по срочным вкладам 20% годовых. Вы сняли с этого вклада 50 тыс. рублей для покупки дачного участка. Подсчитайте величину неявных годовых издержек.

5. Определите понятия постоянных и переменных издержек, перечислите те и другие и изобразите их графически. Какое влияние оказывает деление издержек на постоянные и переменные на поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?

6. Кто и зачем рассчитывает альтернативные издержки предприятия?

7. Определите виды и рассчитайте примерную величину явных и неявных издержек учебы в коммерческом учебном заведении.

8. Инженер Иванов уволился с работы, где получал 60 тыс. рублей в год и организовал собственное малое предприятие по ремонту автомобилей. Он использовал собственный пустующий гараж и на 100 тыс. рублей сбереженных денег купил запчасти, приборы и инструменты. Нанял помощника с оплатой 40 тыс. рублей в год. Свои предпринимательские способности Иванов оценил в 250 тыс. рублей в год. Средняя арендная плата гаражных помещений – 50 тыс. рублей в год. Ссудный процент по вкладам в коммерческих банках – 10% годовых. Выручка предприятия Иванова за год составила 510 тыс. рублей.

1). Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль фирмы Иванова.

2). Дайте совет Иванову относительно дальнейших действий.

 



Глава 6. рынок труда и

Заработная плата.

 

Труд, как фактор производства, есть затраты умственных и физических усилий людей в процессе хозяйственной деятельности.       Носителем труда выступает человек – главный творческий участник рыночного хозяйства. Все население любой страны можно разделить на три категории. Во-первых, нетрудоспособные люди на данный момент времени. К ним, в первую очередь, относятся дети до достижении трудоспособного возраста (до 14 лет), инвалиды детства и других видов, устойчиво больные (психонарушения), а также в некоторых странах к этой группе населения относят людей в тюремном заключении. Во-вторых, часть населения, временно или постоянно выбывшая из трудового процесса. К ним относятся пенсионеры, студенты и учащиеся старше 14 лет всех видов учебных заведений, военнослужащие срочной службы и пр. В-третьих, рабочая сила страны – все люди, которые могут работать. Это – трудовые ресурсы страны. Трудовые ресурсы (рабочая сила) – часть населения страны трудоспособного возраста, обладающая необходимыми способностями для участия в хозяйственной деятельности. Трудовые ресурсы – это человеческий потенциал страны, который можно использовать для создания товаров и услуг. Таким образом, фактором производства является производительная сила совместной деятельности трудового ресурса страны.

 

§ 1. Рынок труда .

 

Рынок труда – это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы. Рынок труда выполняет две функции. Экономическая функция состоит в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании рабочей силы, как важнейшего производственного ресурса. При этом рынок труда стимулирует рост качества рабочей силы, повышение квалификации работников, их ответственности за исполнение трудовых операций. Социальная функция рынка труда состоит в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния работников.

Рынок труда в целом подчиняется законам спроса и предложения, когда главным фактором найма на работу со стороны спроса и со стороны предложения выступает цена рабочей силы (заработная плата). Одновременно – это особый рынок. Особенности рынка труда:

а) наем свободного работника означает добровольное согласие на временное использование рабочей силы. Такое использование сопровождается целым рядом законодательных и договорных норм – величина рабочего времени, времени отпуска, формы личностных отношений между работодателем и работником, уровнем ответственности работника и др.;

б) зарплата не всегда является определяющим аргументом в предложении труда. Определенные значения для работника имеют неденежные условия – условия труда, престижность работы, возможность профессионального роста, моральный климат в коллективе и пр. Носителем рабочей силы является человек – живое существо, индивид со своим собственным набором социально-психологических свойств. Каждый работник формирует свою шкалу ценностей и способен для себя определять необходимость труда, приоритетность профессии и места работы, предпочтительность свободного и рабочего времени;

в) спрос на труд имеет производный (вторичный) характер по отношению к спросу на произведенные блага. Эта особенность объясняется тем, что наемный труд используется для создания конечных благ, спрос на которые и является основополагающим;

г) воздействие на рынок труда различных институциональных структур – профсоюзов, союзов предпринимателей, трудового законодательства.

 

Спрос на труд.    Рыночный спрос на трудовой ресурс представляет собой сумму спроса, предъявляемого всеми предприятиями различных отраслей, использующих труд в хозяйственной деятельности. Спрос на рынке труда – это совокупный спрос на рабочую силу. Субъекты спроса – предприятия и государство. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины зарплаты.

Каждая точка на линии спроса (график 31) показывает – каким будет спрос на труд при указанной величине заработной платы.

На величину спроса действуют и внеценовые факторы – те, которые непосредственно не связаны с уровнем зарплаты. Внеценовые факторы разделяются на факторы предприятия и факторы отрасли.

                                                                   График 31

График спроса на труд.

        W

     

 


                                                  d                                          

                                                                                                       0                                                                                                                                   Q

W – заработная плата.  

 

К внеценовым факторам спроса на труд, действующим на уровне предприятия относятся следующие:

Во-первых, уровень цен на другие факторы производства. Все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны и не могут использоваться раздельно. Для производства необходимы сырье, оборудование и работники. И спрос на труд будет зависеть не только от ставок зарплаты, но и от цен на сырье и оборудование и их количественных закупок. При этом действуют правила перекрестной эластичности на факторы производства. Рабочая сила и сырье – это комплементы, а работники и техника, - в определенной степени, субститы.

Во-вторых, стоимость прироста продукции. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины прироста выпуска последним принятым работником. Прием дополнительного работника не состоится, если прирост дохода от выпуска продукции с его участием окажется ниже его зарплаты.

Фактором спроса на труд на уровне отрасли является потребительский спрос, так как труд, в конечном счете, необходим для создания предметов потребления. Следовательно, спрос на труд зависит от спроса на товары, создаваемые этим трудом. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом на ткани, создаваемые этими ткачихами.

 

Предложение труда.       Предложение труда – это                                             способность и готовность работника предложить свои услуги за соответствующую зарплату. Субъекты предложения – индивидуальные лица, предлагающие себя в качестве работников.

Предложение труда прямо пропорционально уровню заработной платы и при ее снижении предложение труда уменьшается. В процессе предложения труда могут возникать эффекты замещения и дохода. Эффект замещения возникает тогда, когда каждый час отработанного времени оплачивается заманчиво высоко для определенной категории работников. И такие работники понимают каждый час свободного времени, как упущенную выгоду. В результате, у них возникает стремление заместить внерабочее время дополнительной работой при условии столь высокой оплаты. Соответственно, досуг работника замещается тем набором товаров и услуг, которые он может приобрести на прирост зарплаты.

Заманчивый уровень зарплаты может быть разным для каждого работника с учетом его возраста, опыта, квалификации, образования и степени накопленного имущества. На рынке труда в целом эффект замещения проявляется как резкий рост предложения труда при данном уровне зарплаты (см. график 32).

График 32


     W

 

 

S

 

 

 

(в тыс.руб.)

 

 

 

Эффект

 

 

 

 

 дохода

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эффект замещения

 

5

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

         0

 

 

 

 

Q

 

 

 

 

 

 

 

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и возникает при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благосостояния. В таком случае у работника появляется потребность в большем количестве свободного времени. Работник стремится перейти на сокращенный рабочий день или – на сокращенную рабочую неделю, получить дополнительные выходные дни или неоплаченный отпуск. Такое состояние также неодинаково для разных категорий работников, но на рынке труда в целом эффект дохода будет выражаться в сокращении предложения труда даже при росте уровня зарплаты.

Неценовые факторы, влияющие на уровень предложения труда.

1.Демографический фактор – уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура. Так, сокращение рождаемости заметно влияет на уровень предложения труда, уменьшая его и, наоборот.

2. Профессиональный уровень работоспособного населения. Такой уровень определяется степенью образования, квалификации, физического здоровья и ответственности рабочей силы.

3.Степень экономической активности различных социальных и этнических групп трудоспособного населения (женщины, дети, инвалиды, малые народности и т.д.).

График 33

 


Заработная                                                                 

       плата                                                  S

                                                                                                        

                                               E

                                                           

       5 тыс. руб.                                           

                       

                                                              d

                                                                                                                0

                                           30 млн.человек        Q

 

4.Соотношение уровня иммиграции и эмиграции рабочей силы.

Равенство спроса и предложения труда означает рыночное равновесие, при котором полностью трудоустроены все работники, готовые трудиться за данный уровень заработной платы. На графике 33 это показано точкой Е. Эта точка – показатель "полной" занятости.

К занятым относятся: люди, работающие по найму или на собственных предприятиях не менее недели; люди, юридически оформленные на работу, но не работающие по временной нетрудоспособности; работники, находящиеся в отпусках.

                                       

Инфраструктура         В настоящее время во многих странах

рынка труда.        развивается инфраструктура рынка труда – службы, помогающие устройству на работу незанятому населению. К таким службам относятся: отделы кадров предприятий, платные частные агентства по трудовому посредничеству, а также – посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзных, религиозных и молодежных организациях. Но самыми главными по объему выполняемых функций являются государственные биржи труда, или – службы занятости, службы содействия найму.

Биржа труда – посредническая организация между работником и предпринимателем по поводу найма на работу. Основные функции биржи труда: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных; изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий по безработице.


§ 2 . Заработная плата – факторный доход .

Заработная плата – это денежный доход наемного работника. Личная свобода человека означает его право на распоряжение рабочей силой – способностью к трудовой деятельности. И каждый человек вправе рассчитывать на денежное вознаграждение (компенсацию) своих трудовых затрат. Поэтому в основе любой зарплаты лежит стоимость жизненных благ, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Исходная цель любого работника – после рабочего дня иметь необходимые условия для восстановления затраченной энергии с тем, чтобы завтра он смог трудиться же полноценно, как и сегодня. Для этого работнику необходимо иметь минимальный набор жизненно необходимых благ – продуктов питания, одежды и условий для отдыха (сна). Денежное выражение такого минимального набора необходимых благ составляет минимальную заработную плату. Минимальная зарплата должна обеспечить нормальные условия воспроизводства работнику, выполняющему простую работу, не требующую специальной подготовки. Величина минимальной зарплаты определяется при расчете прожиточного минимума, который состоит из нормативов удовлетворения минимальных потребностей работника в товарах и услугах с учетом уровня цен Минимальная зарплата – это низшая граница оплаты труда. Все, что работник получает свыше, есть оплата особенностей его рабочей силы и характера труда.

 

Факторы дифференциации  Минимальная зарплата обес -  

зарплаты.                            печивает физическое выживание работника, однако это никак не может удовлетворять его средненормальные потребности в настоящее время. Если минимальная зарплата составляет основу трудового дохода любого работника (от министра до ассенизатора), то фактически получаемый доход у разных работников различен. Факторами дифференциации (различий) уровня зарплаты являются: человеческий капитал, конъюнктура на рынке труда, особенности видов работ.

Человеческий капиталэто накопленный человеком в результате волевых, временных и денежных затрат, определенный запас здоровья, знаний, навыков и способностей, от которых зависит эффективность труда и, соответственно, - уровень зарплаты.

По человеческому капиталу трудовой ресурс неоднороден. Можно выделить ряд различных групп. Специалисты с высшим и средним специальным образованием, имеющие высокий уровень квалификации; специалисты по управлению с особыми способностями к предпринимательству; талантливые или особо одаренные работники – это все высокооплачиваемые группы рабочей силы. И наоборот, - рабочие без специальной подготовки и значительной квалификации получают относительно низкую зарплату. Таким образом, уровень зарплаты зависит от определенных характеристик конкретного работника. Уровень квалификации работника, определяемый уровнем общего и специального образования. Профессиональный труд за единицу времени создает больший доход, чем неквалифицированный труд и требует от работника значительного интеллектуального напряжения. Высокая зарплата квалифицированных специалистов должна компенсировать затраты времени и средств на подготовку такого специалиста. Социально-психологические особенности работника, которые определяются как сумма баллов, оценивающих мотивацию труда, отношение работника к условиям производства и межличностные отношения, способность работника реализовать собственные профессиональные и человеческие качества – все это также повышает уровень зарплаты, но только там, где четко осуществляется научная организация труда и производства.    Талант или уникальные способности могут оплачиваться чрезвычайно высоко. В их зарплату входит элемент экономической ренты, т.е. - платы за их исключительность.

Важный фактор дифференциации зарплаты – это конъюнктура на рынке труда: – соотношение совокупного спроса и предложения, в результате чего формируется средняя зарплата. Уровень зарплаты для каждой профессиональной группы устанавливается как равновесная величина между спросом и предложением. Конкуренция между работниками выравнивает уровень зарплаты внутри отдельных профессиональных групп, а также – между группами взаимозаменяемых профессий и специальностей. Однако есть такие профессиональные группы (например, сталевары и врачи), где переход из одной отрасли в другую практически невозможен. Между этими отраслями сохраняются высокие различия в оплате труда. В целом же конкуренция на рынке труда приближает уровень зарплаты к равновесной цене труда, выступая своеобразным механизмом ее выравнивания. В национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определенной профессии, обладающих равным уровнем образования и культуры. Таким образом, рынок труда путем конкуренции между работниками утверждает правило: равная оплата за равный труд. И лишь особые обстоятельства вызывают отклонения зарплаты от равновесной цены на определенные виды профессионального труда. Так, рост производительности и интенсивности труда в отдельной сфере вызывает рост дохода и, соответственно, - рост зарплаты лишь в данной сфере. Значительные отклонения от равновесной рыночной цены может вызывать монополизм в спросе или монополизм в предложении рабочей силы. На рынке труда действует конкуренция между работодателями и работниками по условиям найма. В ходе экономического противостояния одна из сторон может превратиться в монополию. Так, работодатели, объединившись в монопольные союзы и ассоциации предпринимателей, диктуют работникам свои условия найма и оплаты труда. При этом они заинтересованы в сохранении безработицы, что позволяет им выбирать и использовать наилучшую рабочую силу. Работники, в свою очередь, объединяются в профсоюзы, которые используют в борьбе различные способы: сокращение предложения труда; использование коллективного договора для повышения ставок зарплаты; стимулирование спроса на труд; стачки, забастовки и т.д. Практика показывает, что действие монополий в спросе или предложении на рынке труда отрицательным образом сказывается на эффективности национального хозяйства. Для погашения отрицательных последствий монополизма на рынке труда роль третейского судьи в развитых странах берут на себя государство, регулирующее многие стороны трудовых отношений, в том числе и оплату труда.

Различия в зарплате также вызываются особенностями некоторых видов работ. Существуют малопривлекательные или совсем непопулярные виды работ, необходимых обществу (например, тяжелых физически, грязных, "позорных" и пр.). Для этих работников используют специальные надбавки в зарплате, которые должны компенсировать негативные условия труда, возместить усилия работника в неравных (худших) условиях большим доходом.

В условиях неустойчивой финансовой системы (инфляции) важно различать деление зарплаты на номинальную и реальную. Номинальная зарплата – количество денег, получаемых работником за труд. Реальная зарплата – количество благ и услуг, которые может приобрести работник за свою номинальную зарплату - это покупательная способность номинальной зарплаты. Уровень реальной зарплаты прямо пропорционален величине номинальной зарплаты (за вычетом налогов) и обратно пропорционален индексу потребительских цен.


Выводы:

1. Рынок труда выполняет две функции: экономическую и социальную. Рынок труда проявляет особенности, отличающие его от рынка других товаров.

2. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины зарплаты. На величину спроса воздействуют и неценовые факторы: вторичность спроса на труд, уровень цен на другие факторы, стоимость прироста продукции.

3. Предложение труда прямо пропорционально уровню заработной платы. В процессе предложения труда возникают эффект замещения и эффект дохода.

4. Функционирование рынка труда приводит к безработице, выступающей в многообразных видах. Особого внимания заслуживает естественная безработица.

5. Заработная плата – факторный доход труда. Основу зарплаты составляет минимальная зарплата. Человеческий капитал и конъюнктура рынка труда обусловливают дифференциацию уровня зарплаты. Зарплату различают номинальную и реальную.

 

Термины и понятия:

Рынок труда. Производный спрос. Эффект замещения. Эффект дохода. Естественная безработица. Минимальная зарплата. Человеческий капитал. Номинальная и реальная зарплата.

Вопросы и учебные задания:

1. Почему спрос на труд зависит от потребительского спроса?

2. Что такое естественная безработица? Каким может быть ее уровень?

3. В чем различие эффекта дохода и эффекта замещения?

4. Функционирование биржи труда – это признак отсталости или развитости страны?

5. Что такое человеческий капитал?

6. Население страны составляет 150 млн. человек. Из них:

 

- дети до 14 лет                             - 18 млн. человек;

- пенсионеры                                - 21 млн. человек;

- учащиеся старших классов

и студенты                               - 22 млн. человек;

- военные по контракту              - 3 млн. человек;

- военные по призыву                 - 1 млн. человек;

- безработные, по спискам биржи,

впервые ищущие работу             - 1,5 млн. человек;

- безработные, по спискам биржи,

уволенные в результате конверсии

производства                           - 1,5 млн. человек;

- безработные, по спискам биржи,

уволенные в результате банкротства

предприятий                           - 2 млн. человек;

- безработные, не зарегистрированные

на бирже труда                          - 3 млн. человек;

- работники, занятые неполный

рабочий день                           - 1,5 млн. человек;

- работники в вынужденном

неоплачиваемом отпуске            - 1,5 млн. человек;

- бомжи                                         - 2 млн. человек.

Рассчитать:

а) количество рабочей силы;

б) официальный уровень безработицы;

в) фактический уровень безработицы;

г) естественный уровень безработицы.






Глава 7 . КАПИТАЛ И ЗЕМЛЯ,

КАК ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА.

Капитал.

Общее понятие капитала.  Современная экономическая теория представляет понимание капитала в широком и узком смысле слова.

       Капитал в широком смыслеэто ценность, приносящая доход. Капиталом может быть любое материальное воплощение, неосязаемые знания, интеллектуальные способности при условии принесения собственнику определенного дохода. Это могут быть: деньги, производственные здания и оборудование, сырьевые и товарные ресурсы, ценные бумаги, идеи, изобретения, человеческий капитал и т.д.

Основные признаки капитала. Во-первых, собственность на капитал – юридически закрепленное право владения. Сюда же, как вариант, входит экономическая возможность использования чужого капитала путем юридического оформления займа, аренды, проката и т.д. Капитал не бывает ничейным. В любой определенный момент капитал должен быть юридически закреплен за определенным субъектом.

Во-вторых, постоянное движение, оборот капитала. Любая собственность превращается в капитал лишь в процессе движения, в процессе оборачиваемости капитала.

В-третьих, любая ценность превращается в капитал лишь тогда, когда первоначальная величина капитала возвращается с приростом. Способность возрастания, способность возвращения приросшей ценности за счет использования способностей собственника или наемного труда, является важнейшим признаком капитала.

В-четвертых, экономическая реализация собственности на капитал – это присвоение дохода от капитала.

Капитал в узком смысле означает конкретный вид капитала.

Виды капитала классифицируются по определенным критериям.

По физической форме выделяют капитал реальный (материальный, вещественный), денежный (бумажный) и человеческий капитал.

По сферам использования выделяют производственный, непроизводственный (инфраструктурный) и торговый.

По видам присвоения выделяют капитал собственный и капитал заемный.

 

Реальный производственный капитал.  Производственный капитал – это ценность, используемая в производстве для получения дохода, или -

капитальное благо, приносящее доход при использовании в процессе производства. Кругооборот производственного капитала: Капитал первоначальный – Производство – Готовая продукция.

В процессе использования реальный капитал оборачивается с разной скоростью, поэтому и разделяется на основной и оборотный капитал.

Основной капитал – средства труда в денежной оценке, которые длительное время (не менее 1 года) участвуют в производственном процессе, сохраняют натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями в течение всего срока использования. По экономическому назначению основной капитал в производстве представлен производственными зданиями, сооружениями, машинами и оборудованием, транспортными средствами, приборами и инструментами. По роли в производственном процессе основной капитал делится на активную и пассивную части. Активный основной капитал – это все то, что непосредственно участвует в процессе производства. Сюда включаются станки, машины, оборудование, инструменты, приборы. Пассивный основной капитал – это все то, что создает условия для производства. Сюда относятся производственные здания и сооружения. Чем больше доля активной части, тем больше будет произведено продукции, тем в большей степени возрастает отдача от использования основного капитала.

Оборотный капитал – те предметы труда, которые однократно участвуют в производственном цикле, меняют или полностью утрачивают свою натуральную форму и целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию. В состав оборотного капитала входят: сырье, основные и вспомогательные материалы, все виды энергии и топлива и пр.

Таким образом, принципиальное отличие основного капитала от оборотного заключается в скорости оборачиваемости и, соответственно, в скорости получения отдачи от применения капитала. Основной капитал – это затраты многолетней, постепенной отдачи, что вызывает трудности определения ежегодной величины основного капитала, которую можно и нужно включать в затраты. Чтобы определить эту величину, необходимо прежде всего определить величину износа этого капитала за год. Различают два вида износа основного капитала: физический и моральный.

Физический износ – процесс физического старения элементов основного капитала, в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего использования в производстве.

Факторы физического износа: продолжительность и интенсивность использования отдельных элементов основного капитала; особенности применяемой технологии при использовании основного капитала; воздействие атмосферных условий; внутренние процессы, происходящие в исходном материале.

Между степенью физического износа и продолжительностью использования капитала существует прямая зависимость. Физический износ – неотвратимое явление даже во время неиспользования основного капитала. В результате различают нормальный физический износ – старение при эксплуатации, и ненормальный – старение при бездействии, при неиспользовании.

Моральный износ – процесс обесценивания элементов основного капитала вследствие появления более дешевого или более производительного оборудования. Моральный износ проявляется в двух формах. Во-первых, на рынке появляются элементы основного капитала той же производительности, но более дешевые. Такой износ не требует замены оборудования, но формирование издержек производства следует изменить. Во-вторых, на рынке появляется принципиально новое, качественно иное оборудование, вызывающее изменения в технологии или в уровне производительности труда. Этот износ весьма опасен для производителя, так как требует значительных затрат на замену всей технологической цепочки. Ущерб при этом проявляется в недоиспользовании старого оборудования и в неполном переносе его стоимости на готовую продукцию. В целом же моральный износ проявляется в неконкурентоспособности производимых товаров. Для уменьшения потерь от морального износа могут быть использованы следующие меры: сокращение нормативных сроков службы основных фондов; модернизация действующего оборудования; применение ускоренной амортизации.

Одновременный учет физического и морального износа образует экономический износ основного капитала.

Для возмещения израсходованной стоимости средств труда перенесенная стоимость изношенной части накапливается в денежной форме до определенного срока, чтобы затем превратиться в новую натуральную форму. Износ, выраженный в деньгах, называется амортизацией. Возмещение физически изношенного и морально устаревшего основного капитала происходит за счет амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления – это часть стоимости основного капитала, которая ежегодно входит в стоимость производимых товаров. Отношение суммы амортизационных отчислений за год к стоимости основных фондов, выраженное в процентах, называется нормой амортизации. Амортизационные отчисления определяются по формуле:

 

                               ОК + КР + М - Л        

                   А =                                     , где                                                            Т

       А    – сумма амортизационных отчислений;

       ОК - стоимость применяемого основного капитала;

       КР  - затраты на капитальный ремонт;

       М    - затраты на модернизацию;

       Л    - ликвидационная стоимость, т.е. – выручка от продажи остаточных элементов выбывших средств труда с вычетом затрат на демонтаж;

       Т     - нормативный срок службы в годах.

Норма амортизации:

               А                                       

       А′ =          · 100%, где,

                   ОК

       А′ - норма амортизации;

       А    – сумма ежегодных амортизационных отчислений;

       ОК – стоимость основного капитала.

           

Для определения величины амортизации применяются два метода. Первый метод – это равномерное прямолинейное списание, когда стоимость средств труда списывается равными долями в течение всего срока эксплуатации. Достоинство этого метода – простота при расчетах, недостаток – не учитывается моральный износ. Второй метод – ускоренная амортизация. При этом методе в первые годы эксплуатации на амортизацию списывается часть стоимости средств труда, значительно превышающая ту, которая пропорционально сроку службы. В последующие годы списывается тот же процент стоимости, но уже – к остаточной стоимости. Предприятие, используя ускоренную амортизацию, получает значительные выгоды: страхование от потерь от морального износа; рост конкурентоспособности выпускаемых товаров; уменьшение суммы налогов за счет перемещения части прибыли в амортизационный фонд. Однако при использовании ускоренной амортизации значительно возрастает цена готового продукта, что также опасно для предприятия в условиях рыночной экономики.

Степень эффективного использования основного и оборотного капитала проявляется в обороте капитала, который характеризует соотношение между объемом продаж и величиной затраченного капитала: Капиталоотдача = Объем продаж / Вложенный капитал.

 

Рынок реального капитала. Процессу использования капитала с целью получения дохода предшеству-

ет процесс купли-продажи его.

Совокупность сделок по купле-продаже капитала образует рынок капиталов.

Физический капитал, как и всякий товар, продается и покупается по определенным ценам. В основе цены на капитал лежит чистая производительность капитала. Разница между суммой дохода, полученного с помощью капитала, и суммой затрат на приобретение того же капитала составляет величину чистой производительности капитала. Таким образом, цена капитала - это тот доход, который способен принести этот капитал в процессе использования.

Чистую производительность капитала, выраженную в процентах, называют "естественной" нормой процента, так как в развитых странах способность капитала приносить доход считается его естественным свойством. Капитал пользуется спросом потому, что он производителен, т.е. – способен приносить доход. Обобщающим выражением дохода на капитал выступает годовая процентная ставка:

 

I              Доход за год

%   =                                             · 100 %      

       Применяемый капитал

 

Спрос и предложение на рынке физического капитала в целом определяется его ценой. Спрос на физический капитал предъявляют фирмы-покупатели и его величина обратно пропорциональна цене. Предложение исходит от фирм-производителей и выражает прямую зависимость между количеством предлагаемого к продаже физического капитала и его ценой. Формирование конкретной рыночной цены зависит от вида рынка – свободного или монопольного. В условиях совершенной конкуренции равновесие на рынке физического капитала можно выразить графически (график 34).

Однако, спрос на физический капитал испытывает на себе влияние ряда дополнительных обстоятельств.

Во-первых, спрос зависит от величины дохода от использования физического капитала. Каждая приобретенная единица физического капитала должна приносить доход в результате производительного использования. Чем больше доход от физического капитала, тем больше спрос на него. Однако действие закона убывающей производительности показывает, что каждая дополнительная (вновь приобретенная) единица физического капитала при прочих равных условиях производит продукта меньше, чем предыдущая. В результате и  доход  от  использования  последней  единицы   купленного

График 34

 

P                                         S                                                                                                              E P1                                                                                                 d                                                                                                                                                        0                                                                             Q1           Q Р – цена единицы физического капитала Q – количество единиц физического капитала Р1 – рыночная равновесная цена Q1 – равенство спроса и предложения Е – точка рыночного равновесия

 

физического капитала (предельный доход) меньше, чем от использования предыдущей единицы. Предельный доход обратно пропорционален количеству применяемых единиц физического капитала и, тем самым, обратно пропорционален величине спроса на физический капитал. Графически это можно выразить следующим образом (график 35):

График 35

    Р

MR

MR – предельный доход

Q – количество единиц

физического капитала,

                                                                     используемого в

                                                                производстве

                                                                                          

 

   0                                                                     Q

Во-вторых, величина арендной платы. Арендная плата возникает при сдаче физического капитала напрокат, во временное пользование другому субъекту. Всякий пользователь может определить, что выгоднее: купить физический капитал или взять его в аренду? Чем выше арендная плата – тем больше спрос на рынке физического капитала. Пользователю выгоднее в таких условиях либо использовать собственный физический капитал, либо купить физический капитал и сдавать его в аренду.

В-третьих, величина ссудного процента. Предъявляя спрос на физический капитал, предприниматель решается затратить на такую покупку определенные деньги. Однако у него, как собственника денег, всегда есть выбор: купить физический капитал или предоставить возможность временного пользования его деньгами другим предпринимателям за определенную плату. Плата за пользование чужими деньгами, выраженная в процентах, называется ссудным процентом. Величина ссудного процента обратно пропорциональна величине спроса на физический капитал. Чем выше ссудный процент, тем предпочтительнее для собственника денег отдавать их в ссуду, чем самому предъявлять спрос на физический капитал.

Кроме того, на спрос физического капитала прямо пропорционально влияет спрос на производимый продукт, так как спрос на физический капитал является производным.

Затраты предпринимателя на приобретение физического капитала могут осуществляться как из собственных денежных ресурсов, так и из заемных.

Денежный капитал. Рынок ссудного капитала.   Универсальной формой капитала являются деньги. В

процессе хозяйственной деятельности деньги могут обособиться от движения товара и выступать как самостоятельная форма производительного капитала. В различные временные отрезки у субъектов могут оказаться временно свободные, незанятые деньги. У предприятий временно свободные деньги могут быть в виде амортизационных фондов, фондов зарплаты, фондов накопления, страховых фондов, нераспределенной прибыли. Временно свободными могут быть денежные сбережения населения и активы различных внебюджетных фондов. Одновременно, отдельные предприниматели нуждаются в деньгах для временного использования. Готовность одной стороны временно предоставить свободные деньги для использования за соответствующую плату и готовность другой стороны заплатить за временное использование чужих денег обусловили формирование рынка ссудного капитала.

Ссудный капиталэто денежные средства, которые выдаются во временное пользование на установленный срок при условии возвратности и определенной платы за использование.

Плата за использование чужих денег называется ссудным процентом.

Кругооборот ссудного капитала можно выразить формулой: Д – Д + D. Это означает, что деньги, предоставленные в ссуду, возвращаются их собственнику с приростом. Источник прироста – предпринимательская деятельность заемщика. Взятая ссуда используется для предпринимательства и приносит доход, который распадается на плату за пользование чужими деньгами и собственно предпринимательским доходом.

Спрос на ссудный капитал предъявляют предприниматели. Всякий предприниматель готов использовать чужие деньги за определенную плату при условии, что доход, полученный от использования этого капитала, превысит плату за его использование.

Предложение ссудного капитала исходит от собственников денежных ресурсов, готовых отказаться от самостоятельного их применения при условии компенсации за такой отказ.

Соизмерение спроса и предложения на рынке ссудного капитала позволяет выявить равновесный ссудный процент (см. график 36). 

График 36

Спрос и предложение ссудного капитала

 

       r                                                                                              

                                                                   s       

           

                                                                                   

                                                           

                                               

                               E         

       ro                                                                                

 

                                                                       

   d

                                                                    

0                                                                                           Mo = s = d         M

                                                                                          

Эффективность применения ссудного капитала определяется нормой или ставкой процента:

                   D К

       % r =            х  100 %.

                   Кс 

           

Норма ссудного процента – это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому объему ссужаемого капитала, выраженное в %. Таким образом, норма (ставка) процента показывает степень дохода от реализации собственности на денежные ресурсы, или – меру получения дохода при его применении.

Норма ссудного процента – величина динамичная и может изменяться под влиянием различных факторов.

1. Уровень дохода предпринимателя, использующего заемный капитал (среднеотраслевая норма прибыли). Зависимость между ними прямая.

2. Уровень инфляции и инфляционных ожиданий. Зависимость прямая. В условиях инфляции следует различать номинальную и реальную ставку процента. Номинальная ставка – это фактическая текущая рыночная ставка ссудного процента. Реальная ставка – это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

3. Степень риска. Чем больше риск, угроза невозврата ссуды, тем выше ссудный процент.

4. Срок, на который выдаются ссуды. Зависимость прямая – ссудный процент выше по долгосрочным ссудам.

5. Степень монополизации ссудного рынка. Чем больше монополизирован этот рынок, тем выше величина ссудного процента.

Рынок ссудного капитала подразделяется на денежный рынок (выдача краткосрочных, до 1 года, денежных ссуд) и инвестиционный рынок. Чисто внешне различий между ними нет, и в том, и в другом случае используются деньги. Рынок инвестиционных капиталов обслуживает среднесрочные и долгосрочные сделки по использованию чужого капитала. Инвестиции разделяются на денежные и реальные. Финансовые инвестиции – это затраты денег на покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, выпущенных корпорациями или государством. Реальные инвестиции – это вложения денег в закупку физического капитала, это – капитальные вложения (активы).



Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.