Антимонопольное законодательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Господство монополий влечет за собой ряд отрицательных последствий: уничтожение конкуренции и подрыв основ динамизма рыночной экономики; диктат производственных и сбытовых монополий и нарушение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением; антиобщественная деловая практика. Впервые государственный закон, направленный против монополий, был разработан в США в 1890 году и получил мировое признание под названием "закона Шермана". В последующие годы сенат Соединенных Штатов Америки неоднократно возвращался к этому закону, уточняя и дополняя его путем внесения поправок. Среди них можно выделить поправки Клейтона (1914 год) и Селлера (1950 год). На сегодняшний день антимонопольное законодательство США является наиболее полным, всесторонним среди всех антимонопольных законов.

Антимонопольное законодательство – свод законов, ограничивающих господство монополий и запрещающих ограничение конкуренции.

Государство разрабатывает и внедряет законы, ограничивающие экономическую монополию. Вначале законы были антитрестовскими, а в настоящее время дополнены и антикартельными законами. Первый антитрестовский закон содержал запрет трестов и ограничение наиболее грубых мошеннических форм деятельности монополий. В настоящее время антимонопольные законы направлены на противодействие союзам, объединениям и концернам, в рамках которых происходит полная утрата входящими в такой союз фирмами всякой самостоятельности. Такой союз устраняет конкуренцию и потому неприемлем для нормального функционирования экономики. Антикартельные законы направлены на противодействие различного рода сговорам картельного типа между фирмами.

Государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Государство не борется с естественными монополиями. Государство регулирует деятельность естественных монополий различными способами, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги. Государство также устанавливает стандарты на услуги общественного пользования. Такому регулированию подвергаются в той или иной степени общественный транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования. На местном уровне довольно обычной является государственная собственность на предприятия энергетики и водоснабжения.

Государство создает и защищает монополию изобретателя.

Государство запрещает раздел рынка, фиксированные цены, дискриминацию в торговле.

Антитрестовское законодательство, принятое в конце Х1Х века в США, распространилось затем в Канаду и Австралию. После второй мировой войны антимонопольные законы были приняты в большинстве стран с рыночной экономикой. В Европе такое законодательство есть во всех развитых странах, исключая Италию, Грецию и Люксембург. В Африке такие законы есть в ЮАР, в Азии – в Японии и в Израиле, в Латинской Америке – в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии; а также – в Австралии, Новой Зеландии и Океании.

С точки зрения правовых методов подхода к проблеме государственного законодательства различают две основные системы антимонопольного права: американскую (куда входит и Япония); европейскую, которой придерживаются ЮАР, Израиль и др.

Американская система – наиболее разработанная и строгая. Американские антимонопольные законы запрещают любую попытку монополизировать торговлю между штатами и другими государствами и отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Например, в первой статье "закона Шермана" содержится положение, согласно которому любой договор, имеющий целью монополизацию рынка, объявляется незаконным. Общая цель американского антимонопольного законодательства – запрет на все, ограничивающее конкуренцию. При этом разработаны и действуют параметры безопасной ситуации в экономике с точки зрения монополизма. Безопасной считается такая ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов. Далее, законодательно определяются размеры крупнейших из этих конкурентов. Так, доля объема производства данного товара крупнейшей в отрасли фирмы не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующего товара, доля двух крупнейших фирм – не более 44%, доля трех крупнейших фирм – не более 54% и доля четырех крупнейших фирм – не более 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие фирм-нарушителей на рынке. За нарушение антимонопольного законодательства в США предусмотрены уголовная и гражданская ответственность: штраф до 1 млн. долларов с корпорации; штраф до 100 тысяч долларов с должностного лица и тюремное заключение сроком до 3-х лет. В каждой стране определяются свои параметры монополизации. Во многих странах под монополией понимается фирма, имеющая от 40% до 70% доли рынка. Число производителей одного вида продукции может быть от 8 до 15 и никак не менее 4-5 фирм. Рынок обычно считается монополизированным, если 4 крупнейших фирмы контролируют более 80% продаж. Уголовное наказание монополизма тоже может быть разным: штраф – до 50 тысяч долларов и тюремное заключение – до 1 года.

Европейская система антимонопольного законодательства является более либеральной. В ней объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка. В Западной Европе с 1953 года функционировала группа антитрестовских экспертов, а в 1961 году был создан специальный комитет по ограничительной деловой практике, куда вошли представители США, Канады и 18 европейских стран. В европейской системе законодательства запрещается не сама монополия, или монополизация рынка, а лишь злоупотребление монопольной властью. Запрещаются "неразумные" соглашения, то есть такие, которые согласно закону, противоречат "публичному интересу". Вопрос о "разумности" соглашений решает особый суд.

В российской экономике сделаны первые шаги в области антимонопольного государственного регулирования. В августе 1990 года вышло первое постановление Совмина "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В марте 1991 г. был принят антимонопольный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках". И, наконец, 8 июля 2006 г. Государственной Думой РФ был принят федеральный закон «О защите конкуренции» (одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.).

Совершенно очевидно, что уровень монополизации нашей экономики многократно выше западных параметров. В России абсолютным монополистом в переходный период считается предприятие, доля которого на рынке превышает 70%. Предприятие, доля которого в отрасли не более 35%, получает свободу действий; если же эта доля колеблется от 35 до 70%, то при определении абсолютного монополиста применяют дифференцированный подход. Российское законодательство определяет понятие "доминирующее положение на рынке". Хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину (которая не может быть выше 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Для крупного слияния предприятия должны иметь специальное разрешение. Крупным слиянием признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35% акций. Государственный комитет по антимонопольной политике может принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов и о взыскании штрафов за нарушение закона.

 

Смешанный рынок и

Несовершенная конкуренция.

Смешанный рынок - это такое хозяйство, когда в качестве полноправного субъекта действует государство, регулирующее отношения между спросом и предложением. При этом возможны варианты: а) жестко контролируемый государством рынок (квази - рынок); б) мягко регулируемый государством рынок.

На исходе Х1Х столетия правительства, прежде почти не вмешивающиеся в свободную игру конкурентных сил, были поставлены перед необходимостью защитить свободное предпринимательство, свободу доступа всех предпринимателей в любые отрасли хозяйства страны. Началась эпоха государственного воздействия на рынок.

Смешанный рынокэто рыночные отношения с участием государства, это, прежде всего, защита государством конкуренции. Однако прежнюю свободную конкуренцию невозможно было вернуть при условии господства крупных промышленных предприятий. Смешанный рынок создает условия для новой разновидности конкуренции, сочетающей в себе одновременное существование монополий и возможность конкурентной борьбы, соперничества в относительно равных условиях для всех участников рыночной экономики. Опыт развитых стран показывает, что такой цели можно достичь, создав условия для несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция – это соперничество участников рынка при наличии монополий. Но монополии при этом должны быть в определенной степени ограничены. Способом ограничения экономической власти монополий стали антимонопольные законы, принятые в ряде стран.

Несовершенная конкуренция выступает в двух разновидностях (моделях).

Первая модель – монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция – это соперничество между относительно большим числом фирм, действующих в одной отрасли хозяйственной деятельности, каждая из которых является своего рода монополией. Признаки рыночной ситуации, обеспечивающей возможность монополистической конкуренции: а) достаточно большое число фирм в отрасли; б) дифференциация продукции и условий их продажи; в) невозможность тайного сговора по ценам, невозможность установления единой господствующей цены на отраслевой товар; г) относительно легкое вступление в отрасль всем желающим предпринимателям; д) сочетание ценовых и неценовых методов конкурентной борьбы. В смешанном рынке каждая из множества фирм в отрасли может выступать как мини-монополия, т.е. монополия только по своей разновидности общего отраслевого товара. Монополистическая конкуренция означает появление в отрасли множества товаров, являющихся как бы заменителями друг друга. Предлагаемое разнообразие видов товаров позволяет покупателям осуществлять покупку в соответствии со своей потребностью и платежеспособностью. Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое: предпринимателю следует лишь найти и зарегистрировать свою разновидность (марку) отраслевого товара.

Второй моделью несовершенной конкуренции является олигополия. Олигополия – это борьба между незначительным количеством крупных фирм в одной отрасли. Таких крупных фирм в отрасли может быть не менее двух (дуополия). Но, например, в США, согласно антимонопольному законодательству, в одной отрасли должно быть не менее четырех достаточно крупных фирм (самая крупная не должна превышать 31% объема рыночных продаж) и еще – не менее шести мелких фирм в отрасли. Товары, выпускаемые крупными производителями, могут быть одинаковыми (стандартизированными) или же различными (дифференцированными).

В условиях олигополии крупные фирмы могут вести себя по-разному: не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции; пытаться предвидеть поведение других производителей; вступать в сговор с другими производителями (во многих странах – это противозаконно). Крупные предприятия в условиях олигополии могут использовать четыре варианта формирования рыночных цен. Во-первых, различные конкурирующие цены. Каждая из господствующих фирм может повышать или понижать цену, не обращая внимания на остальных. Во-вторых, жесткие монопольные цены, основанные на явном или тайном картельном соглашении. В-третьих, лидирующая монопольная цена, когда фирмы ждут установления цены одной из действующих фирм и следуют за нею. В-четвертых, планомерно формируемая цена, основой которой служат средние издержки производства крупных производителей.

Экономические последствия олигополии довольно противоречивы. Так, итоги деятельности крупных фирм по цене и объему производства повторяют чистую монополию. Однако олигополия имеет определенные преимущества перед чистой монополией: способность и желание крупных фирм к освоению достижений научно-технического прогресса; высокое качество товаров; более низкие цены; высокий уровень производства и занятости рабочей силы. Вступление в олигополистические отрасли – дело очень сложное.

В условиях несовершенной конкуренции применяются преимущественно неценовые методы соперничества. Конкуренты используют показатели своих товаров, виды обслуживания и рекламу. Конкурентоспособность товара обеспечивается технологическим превосходством, высоким качеством и надежностью изделий, эффективными методами сбыта, расширением видов предоставляемых услуг и гарантией покупателю, льготными условиями оплаты, добросовестной рекламой и другими способами.

Выводы:

1. Конкуренция – неотъемлемое свойство рыночной экономики. Соперничая за наибольший доход, участники рынка развивают производство, экономно используют ограниченные ресурсы, наиболее полно удовлетворяют потребности покупателей.

2. Поведение участников рынка обусловлено видом рынка и проявлением конкурентной борьбы на определенном рынке. Практика показывает возможность функционирования трех видов рынков: а) свободного или стихийного; б) монопольного; в) смешанного. Особенности каждого рынка проявляются через виды конкуренции: совершенную и несовершенную. Несовершенная конкуренция имеет свои модели: олигополия и монополистическая конкуренция.

3. Монополии противоречивы по своим последствиям. Государство защищает конкуренцию, ограничивая монополии различными способами.

Термины и понятия:

Совершенная конкуренция. Монополия. Несовершенная конкуренция. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

 

Вопросы и учебные задания:

1. Какова роль конкуренции в рыночных отношениях?

2. Каковы положительные и отрицательные свойства монополии?

3. Что общего и в чем отличия совершенной конкуренции и монополистической конкуренции (одной из моделей несовершенной конкуренции)?

4. Определите вид и модель конкуренции в следующих ситуациях:

       а). Автомобилестроение в России.

       б). Деятельность РАО ЕЭС.

в). Бабушки, торгующие на углах стандартными наборами мелочей: сигареты, орешки, жевательная резинка, ранние весенние цветы и пр.

       г). Производство в России средств личной ги -

гиены – мыло всех видов, зубные пасты, эликсиры,

шампуни и пр.



Глава 5. поведение

Производственной фирмы.

§ 1. Экономическая природа фирмы .  

 

Фирма – это хозяйственная организация, юридически зарегистрированная и принимающая самостоятельно решения: что, как и в каких размерах производить; где, кому и по какой цене продавать.

Фирма может быть огромной и небольшой, но в любом объеме обладает определенными преимуществами:

а) сокращение трансакционных издержек;

б) сокращение средних издержек производства;

в) эффект "организованного" процесса.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.