Глава VI . Контрольные задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Используя правила, изложенные в главах I- V, попробуйте решить следующие

пятнадцать задач.

Задача 1. II Евроазиатский Кубок, Челябинск, май 1994 г.

Фрагмент партии Ю.Беляев, 4 дан (черные) - С.Шикшина, 3 дан.

Ход белых. Кто выиграет сэмэай?         Задача 2. Чемпионат России среди женщин.

                                                                              Петрозаводск, февраль 1992 г.                                                                                                                                                                                      

                                                              И.Данильченко, 3 дан (черные) - С.Шикшина, тогда 4 кю.

                                                          Ход белых. Как создать сэмэай в центре и кто его выиграет?

Задача 3. II Чемпионат СССР,                                 Задача 4. II Чемпионат СССР,

Санкт-Петербург, январь 1990 г.                          Санкт-Петербург, январь 1990 г

А.Лазарев, 6 дан (черные) - Р.Сайфуллин, 5 дан Е.Пермяков, 5 дан (черные) - В,Богданов, б дан

Ход черных. Кто выиграет сэмэай в центре?     Ход черных. Кто выиграет сэмэай на нижней              

                                                                                 стороне?

 

 

38

 

Задача 5. Фрагмент тренировочной партии.

А.Динерштейн, 3 дан (черные) -

С. Шикшина, 3 дан.

Черные сыграли 1. Кто выиграет сэмэай?

                                                                                  Задача 6. II Чемпионат СССР,

Санкт-Петербург, января 1990 г.                                                                                                                                                 Р.Сайфуллик, 5 дан (черные) - А.Попов, 5 дан                                                                                                                                              

На нижней стороне возник сэмэай после черного @.                                                                                  

Кто его выиграет? Обратите внимание на количество ко-ударов.

 

 

 

Задача 7. II Чемпионат СССР,                      Задача 8. П Первенство мира до 12 лет,

Санкт-Петербург, январь 1990 г.                 США, август 1994 г.

Е.Пермяков, 5 дан (черные) - В.Соловьев, 6 дан Ю Чанг Джу, 2 дан, Тайвань (черные) –

Белые сыграли @. Если черные ответят 1 и        Кана Майами, 6 дан, Япония

пойдут на сэмэай, кто его первым выиграет?     Кажется, что белая группа наверху пленная.

                                                                         Однако она продолжает борьбу. Как                     

                                                                                 организовать сэмэай и кто его выиграет.

                                                                                 Ход белых.

 

 

39

Задача 9. II Первенство мира до 18 лет,         Задача 10. II Первенство мира до 12 лет,

США, август 1994 г.                                         США, август 1994 г.

Зоу Бо, 3 дан, Китай (черные) –                               Ло Минг Мин, 1 дан, Сингапур (черные) -

Джеймс Чиен, 5 дан США.                                       Кана Майами, 6 дан, Япония.

Ход черных. Кто выиграет сэмэай?                         Ход белых. Ходом 1 черные выбили глаз.

                                                                           Как выжить белой группой?

 

 

Задача 11. III Чемпионат СССР (полуфинал),

Челябинск, октябрь 1991 г.

А.Хмыров, 6 дан (черные) - И.Загородний, 3 дан.

Ход белых. Каков статус камней @?

 

                                                                  Задача 12. III Чемпионат СССР (полуфинал),                                                                 Челябинск, октябрь 1991 г.                                                                    А.Тюменцев, 4 дан (черные) - А.Хмыров, 5 дан

На сан-сан белых 1 черные ответили 2.                                                                             Как играть белым?

 

 

Задача 13. Кубок DAEWOO,

Москва, апрель 1992 г.

Р.Гатауляин, 5 дан (черные) –

И.Попов, 4 дан.

Ход черных. Кто выиграет сэмэай?

 

40

 

 

Задача 14. Первенство ВДФСО Профсоюзов, Казань, ноябрь 1988г.

В.Шикщин, 4 дан (черные) - Р.Гатауллин, тогда 3 дан

Ход черных. Как играть?

 

                                                                      Задача 15. Международный турнир,

                                                                      Казань, сентябрь 1989 г.

                                                                        Н.Сахабугдинов, 4 дан (черные) - В.Шикшин, 4 дан

                                                                  Ход белых. Кто выиграет сэмиай?

 

Ответы

 

Ответ на задачу 1

Д. 1. При помощи сентэ-ходов б.1, 3 приведем позицию к расчетной. Тип сэмэай - группы с глазами. Как получить преимущество в сэмэай? Нужно построить группу с более высокой формой накадэ, либо выбить глаз черным. Белые играют сентэ: б.5 - ч.6, увеличивая себе форму накадэ, а затем ходом 7 создают миаи: выбить глаз в "а", либо построить более высокую форму накадэ. Если ч. 8, то б.9 создает пирамиду, у которой после обмена: ч. 10 - б.11 четыре дамэ, а у черных три дамэ.

 

Д. 2. Если вместо ч.8 на Д. 1 сыграть ч.2, то после б.9

черные будут пленные, т.к. у них нет глаз.

 

41

Д. 3 Если вместо б.7 на Д. 1 сыграть в 1, как на этой

диаграмме, то после варианта 1-9 возникает двухходо-

вая ко-борьба за белых. Это произошло потому, что

вы очень торопились построить более высокую форму

накадэ.

 

 

Д. 4. Здесь показано продолжение в партии. Белые не

получили более высокую форму накадэ и не выкололи

глаз черной группе, В результате после ч.8 получилось

сэки. Однако белые проявили нетерпение, попробовали выиграть сэмэай, не имея достаточного количества ко-угроз. В результате после б.11 возникла прямая ко-борьба, в которой у черных было больше ко-угроз.

Окончательно белые проиграли.

 

Ответ на задачу 2

 

Д. 1. Белые ходом 1 подчеркивают слабую форму черных и образуют сэмэай. Он очень выгоден белым, т.к. у них больше внешних дамэ и они могут нарастить их ходом в 12. После обмена: ч.2 - б.3 черные пытаются соединиться - 4, но б.5 - ч.6 образует сэмэай. Естественно, белые играют 7 и если ч. 14, то б.12 дает им много внешних степеней.

Поэтому черные играют сентэ 8, 10, а

затем сами занимают 12, угрожая

съесть четыре белых камня. Белые строят глаз - 13, черные соединяются в 14 и белые выбивают глаз - 15, выигрывая сэмэай. В партии белые прошли мимо этой возможности, защитившись в 14. Окончательно, белые проиграли.

 

Ответ на задачу 3

 

Д. 1. Это легкая проблема. У белых - пять дамэ. Они в готэ могут увеличть их до шести, сыграв в "а". У черных - тоже пять дамэ. В принципе они ходом в "а" заедают белых темп в темп. Но всегда приятно нарастить степени, проникнув при этом в

42

территорию противника. Здесь показано продолжение в партии. В результате вынужденных ходов 1-22 черные имеют шесть дамэ и

могут играть в другом месте. Белые сдались.

 

 

Ответ на задачу 4

Д. 1. Это довольно трудная проблема. 

Ход черных 1, уменьшающий

внешнюю степень белых и дающий

прочное соединение со своей группой, является необходимым. Группа с глазом сильнее без оного.

Этого правила и надо придержи-

ваться черным. К. тому же, у них,

кажется, уже есть глаз, а у белых

пока нет. Б.2 сужает глазное пространство и норовит сделать себе глаза. После сентэ ч.З черные в сентэ выбивают глаз белым ч.5 - б.14, а затем делают себе глаз 15. Б.16 пытается выдавить глаз, но черные обязаны его сделать ходом 17.

После сентэ-ходов белых 18-23 мы видим, что черная группа с глазом имеет

семь дамэ, а безглазая группа белых имеет четыре дамэ. Черные легко выигрывают сэмэай.

Д. 2. Здесь показано продолжение в партии. Такое осложнение событий произошло в результате ошибки черных. Вместо ч. 17 на Д. 1 они сыграли 17, как здесь, еле-еле выигрывая сэмэай. Окончательно белые

сдались.

 

Ответ на задачу 5

Д. 1. Здесь показано продолжение в партии. Черная и белая группы имеют низшие формы накадэ. У белых больше внешних дамэ, поэтому в ответ на ч.1 они уменьшают общие дамэ ходом 2. Черные дают атари 3, а затем увеличивают себе степени ч.5. Это

 

43

лучший ход, но и он не помогает черным. Белые играют сентэ: б.6-ч.7, и при своем ходе имеют восемь дамэ против восьми. Если ч."а" (вместо ч.5), сокращая дамэ, то белые

вновь отыгрывают сентэ: б.6 - ч.7, а затем занимают

критический пункт "b". Черные вынуждены играть 5,

б."с" и сейчас у белых семь дамэ, у черных - пять,

Черные сдались,

 

Ответ на задачу 6

Д. 1. Это очень трудная проблема.

Здесь нужно, во-первых, правильно

спланировать ведение сэмэай, а во-

вторых, правильно вести двухшаго-

вую ко-борьбу. Ход белых 1 - единственный. Он не дает черным построить два глаза. Черные вставляют сентэ 2, расширяющее глазное пространство, а затем берут ко - 4. Это оставляет белую группу без глаза и одновременно дает возможность получить черным более высокую форму накадэ. Поэтому необходимо сначала сократить глазное пространство, а затем вести ко-борьбу за глаз.

Для этого нужны очень большие или местные ко-угрозы. У кого больше ко-угроз, тот и победит. У черных - семь ко-угроз, у белых - восемь. Значит, белые выиграют двухшаговую ко-

борьбу, а черные имеют три хода подряд в любом месте доски. Б.5 наносит большую ко-угрозу. Если черные бьют второе ко, то белые закрываются 6, черные закрывают ко, белые "а" и белые впереди по балансу территории и влияния. Поэтому ч.6, белые берут

ко. Последовательность до б.53 - обмен ко-угрозами и взятие ко. После б.53 у черных нет местных ко-угроз, но они имеют три хода подряд в любом месте, б.57 закрывает двухшаговое ко и выигрывает сэмэай. А у черных трудная дилема: снять белый

камень ходом в "b" или захватить белые камни в "с".

 

44

Д. 2. Если вместо 52 на Д. 1 черные

закроют двухшаговое ко ходом 2, то к

ходу 7 белые выживают. Однако общая позиция на доске не в пользу белых. Они имеют миаи: вытянуть камень в

"а" или атаковать черных в "b".

 

 

Д. 3. Ход ч.2 на Д. 1 - очень важный.

Если его не делать, а сразу пробить

ко, то никакой ко-борьбы нет. Белые

добивают черных, позволяя им сделать три хода подряд в любом месте за счет двухшагового ко. Б.3 – очень важный ход. Он не позволяет нарастить степени черным с помощью

"прыжка обезьянки". Затем б.5 сокращает глазное пространство. Если

черные бьют второе ко в 6, то белые

ходами 7 и 9 сокращают глазное

пространство и не дают окончательно черным построить два глаза. У белых преимущество во внешних степенях. Черные ходами 10 и 12 пытаются увели-

чить внешние дамэ, но белые им не дают. Перед тем, как сыграть 15, белые

вставляют сентэ 13, увеличивающее их внешнее влияние. Если ч.14 играть в 15,

то б.14, черные закрывают ко, б."а", ч.16, б."b", ч. 18 и б."с". После б.15 у

черных нет двух глаз, даже если они закроют ко, поэтому черные сокращают

дамэ ходом 16. Нужно знать, что в сэмэай пробивать ко нужно после закрытия

всех дамэ, поэтому б.17, ч.18, б.19, ч.20 и после этого белые пробивают ко ходом 21. Черные дают атари 22, б.23, ч.24 бьет ко в 6, белые делают приближающий ход 25, ч.26, б.27 бьет ко и возникает господствующее двухшаговое ко. Белые не отвечают ни на какие ко-угрозы черных, а черные имеют три хода подряд. Ч.28, б.29 бьет ко, ч.30, белые ходом 31 снимают черные камни и выигрывают сэмэай. Черные должны добавить ход в "d" и позиция белых явно предпочтительней. Если в ответ на б.5 черные вместо 6 сыграют в 7, то б.19, черные бьют ко в 6, б.9, ч.20, белые бьют ко, черные наносят прямую ко-угрозу атари 22, б.23, черные бьют ко в 6, белые наносят

45

атари 16, ч."а", белые бьют ко и на любой ход бьют еще одно ко, легко выигрывая

сэмэай.

Д. 4. Здесь показано продолжение в

партии. Белые вместо того, чтобы

увеличивать себе внешние дамэ, стали их уменьшать ходами 3-9. Из Д. 3

мы видели, что если ходом 2 черные

берут ко, то никакой ко-борьбы нет.

У белых вполне хватает внешних да-

мэ, нужно только сузить глазное

пространство черных. К ходу 29 белые без всякой борьбы и компенсации отдали свои камни. Окончательно белые сдались.

 

 

Ответ на задачу 7

Д. 1. Во-первых, мы должны решить вопрос о целесообразности сэмэай за черных, а во-вторых, в случае целесообразности правильно спланировать его ведение. Итак, борятся две безглазые группы. У черных – четыре внешних дамэ и возможность нарастить их, у белых - три внешних дамэ. Значит, сильная группа черных не умирает. Самое худшее для нее это сэки, вопрос целесообразности сэмэай за черных решен. Черные играют 2 и 4 и начинают сэмэай. Ход б.6 - единственный. Если белые не играют здесь, то черные сыграют в 8, образуя миаи: "е" и 7. Белые играют 10 и черным нельзя играть 11 в 13 из-за б.14, ч.16, б.12, ч."а", б."b", ч."d", б.11, ч.17, б."с", черные закрываются и белые выигрывают сэмэай. Черные жертвуют 13 с тем, чтобы в сентэ

сыграть 15, 17 и 19. Теперь поговорим о ведении

сэмэай. У черных больше внешних степеней, значит,

они должны сокращать общие дамэ. Однако черные не

должны торопиться с ходом в 21, сокращая общую сте-

пень. Почему?

 

 

46

Д. 2. Дело в том, что после ч. 17 на Д. 1 если белые не

выбьют глаз в 2, а играют в 1, то черные играют сами в 2,

образуя глаз и тогда все общие дамэ будут увеличивать

степени черных. После хода 6 у черных шесть дамэ, у

белых - три дамэ и сэмэай выигран за явным преимуществом. Вернемся к Д.1. После б.20 черным не удалось построить глаз, но их группа - сильная, поэтому

ходами 21 и 23 они сокращают общие дамэ в сентэ. Теперь у

черных - шесть дамэ, а у белых - пять. Черные легко выигрывают сэмэай, и даже могут пропустить

здесь один ход.

 

 

Д. 3. Продолжение в партии показано на этой диаграмме. Черные прошли мимо этой возможности. В итоге они проиграли.                                      

 

Ответ на задачу 8

Д. 1. На самом деле не все уж так

драматично для белых. Белые

играют 1 и до 6 все ходы вынужденные. Если ч.2 в 4, то б.2, ч."а", б.3, ч.5 и б.22 забирает два камня. Б.7 создает миаи: 9 и 24, которое позволяют организовать сэмэай с левой или правой черными группами. Продолжение в партии, включая ходы 1- 7, показаны на этой диаграмме. Черные защищают правую группу, тогда белые атакуют левую группу. Ходы 9- 15 вынужденные. Далее, белые ходами 16-19 не дают строить два глаза и организовать сэмэай. Ситуация не изменилась бы, если черные вместо 16 пошли

бы в 17. Белые сыграли бы в 16 и у черных - все те же шесть дамэ. Черные

играют обоюдное сентэ 20, иначе белые в сентэ получают глаз, сыграв в этот

47

пункт. Белые защищаются 21, угрожая построить глаз, черные - 22 и белые

наращивают дамэ ходами 23 и 25. Здесь сэмэай между группой с глазом против

группы без глаза. У черных шесть дамэ. У белых после проведения черными

сентэ-ходов в "b" и "с" - восемь внешних дамэ. Белые выигрывают сэмэай и

даже могут пропустить здесь один ход. Далее, продолжение в партии не помогает черным. Они сдались.

Д. 2. Здесь приведен вариант,

когда черные защищают левую группу. После хода 20 белые выигрывают сэмэай с правой черной группой.

 

 

Ответ на задачу 9

Д. 1. Продолжение в партии показано на этой диа-

грамме. У белых нет внешних дамэ, а у черных они

есть. Поэтому ходом I черные идут на сэмэай. На

6.2 - ч.З - единственный ответ. Белые пытаются по-

строить глаз ходами 6.4-8. Черные увеличвают

внешние дамэ ходами 9 и 11. В результате после хо-

да 15 черные выигрывают сэмэай.

 

 

Д. 2. Если вместо б.8 на Д. 1 сыграть 1, то черные

играют сагари 2, белые 3. У черных больше внешних

дамэ, поэтому они сокращают общие дамэ ходами 4

и 6 и выигрывают сэмэай. Белые сдались.

 

 

Ответ на задачу 10

Д. 1 Белые 2 - единственный ход. Он создает миаи:

выжить белой группой и оживить адзи белых камней @. Здесь показано продолжение в партии. Посмотрите,

какое прекрасное комбинационное зрение у одиннадцатилетней японской девочки! Тип сэмэай - элементарный. Побеждает абсолютное большинство степеней. У черных - четыре дамэ, у белых - три дамэ. Надо нарастить дамэ за счет тэсудзи. Б.6 - прекрасное тэсудзи, увеличивающее степени камням @.

48

Б.8 - заключительное тэсудзи. После б.16 у белых - четыре дамэ, у

черных три дамэ. Белые выигрывают сэмэай.

Д. 2. Видимо, после б.2 белые живут и черные должны

смириться, ограничивая свое плохое адзи ходом 3. После б.4 ходы ч.5, 7, уменьшающие мойо белых, являются одним из возможных вариантов.

 

 

Ответ на задачу 11

Д. 1. Продолжение в партии показано на этой диаграмме. Б.1 увеличивает дамэ. Однако у черных больше внешних дамэ, поэтому их убить нельзя. Белые играют сентэ б.3, 5, а затем ходом 7 хотят построить глаз. После ч.8 сильная группа - черная. У нее три внешних дамэ, у белых четыре дамэ. Поэтому белые обязаны добавить ход 9, чтобы убежать на сэки. Эта позиция известна под названием "тысячелетнее ко".

 

 

Д. 2. Здесь разбирается эта позиция. Чем замечательно

"тысячелетнее ко"? При равенстве внешних дамэ, т.е.              

когда у белых имеется камень в "а", если черные захотят         

начать ко-борьбу, то для них это будет двухшаговое ко.

На этой диаграмме после хода ч.З показана эта ситуация. Если белые захотят начать ко-борьбу ходом " b", то это будет прямая ко-борьба, но черные первыми бьют ко ходом в 3. Учитывая, что здесь разыгрывается более тридцати очков, то найти такие ко-удары довольно

трудно. Если никто не начнет ко-борьбу, то в конце партии эта позиция считается сэки. В данной позиции у черных больше внеших дамэ, поэтому они имеют преимущество. Если они начинают ко, то это будет прямое ко и черные бьют его первыми. Если черные не начинают ко, то здесь будет сэки. Поэтому вполне естественно, что Хмыров А. сыграл в другом месте, т.к. он не собирается играть ко, потому что ведет по балансу территории. Окончательно белые сдались.

 

 

Ответ на задачу 12.

 

49

Д. 1. Белые играют 1, усиливая

свою группу и одновременно создавая миаи: "а" и 3. Если ч.2, то б.3, ч.4 и далее последуют ходы в партии. На б.5 нужно отвечать в 6, а на б.7 - ч,8. Однако адзи в углу сохранилось, которое можно реализовать в любой подходящий момент.

 

Д. 2. Здесь показано, что после вынужденных ходов

1-29 возникает двухшаговое ко.

 

 

 

Д. 3. Здесь показано, что произойдет, если вместо ч.8 на

Д. 2 сыграть ч.1 на этой диаграмме. Белые проведут сентэ: б.2, 4, улучшая себе форму, а затем выживут ходами 7-11.

В результате белые получат плотность на правой стороне для атаки слабой группы черных в центре.

 

Д. 4. Если черные вместо хода 2 на Д. 1 играют ч.1 здесь, то белые реализуют свое адзи немедленно ходом 2. После б.24 возникает двухходовое ко за белых.

 

 

50

Д. 5. Продолжение в партии пока-

зано на этой диаграмме. Сначала

белые провели пятнадцать сtнтэ-

ходов подряд, а затем затащили

угол ходом 29, прицеливаясь к

слабой группе черных в центре.

Окончательно черные сдались.

 

 

                  Ответ на задачу 13.

Д. 1. Черный 1, сокращающий внешние дамэ белых, является главным ходом. Далее, ходы 2-6 - вынужденные.

Тип сэмэай - безглазые группы. При помощи сентэ-

ходов приведем позицию к расчетной. Черные играют

"а", белые "с", черные”e”, б.”d”. Заметим, что пять черных

камней, включая 5, в сэмэай не участвуют. У черных -

пять внешних дамэ (два физических и три приближаю-

щихся хода), у белых - четыре дамэ. При своем ходе

черные могут пропустить здесь два хода. Снова вернем-

ся к позиции после хода 6. Если черные пропустят здесь ход, то белые вставят сентэ: б."а"-ч."b"-б."с"-ч."е", а затем сыграют б."d". Теперь у черных - три внешних дамэ, у белых - четыре. При своем ходе черные добивают темп в темп.

 

 

Д. 2. Продолжение в партии показано на этой диаграмме. Ранее отмечалось, что ч.1 в "с" является главным ходом. На ч. 7 белые

должны были вставить сентэ-обмен: "а" - "b" и ходом в "d" убежать на сэки, Окончательно белые сдались.

 

 

51

Ответ на задачу 14

Здесь показано продолжение в партии. Тип сэмэай - группа с глазом против группы без оного. Приведем к

расчетной позиции. Белые в сtнтэ играют "а" - "b". У черных пять внешних дамэ, у белых - шесть дамэ. Значит, надо нарастить степени. Черные наращивают дамэ ходом 1. Если белые - в 11, то черные 8 и обе стороны живут. Белые играют 2 и до б.10 ходы вынужденные. Теперь у белых - те же шесть дамэ, но и у черных шесть дамэ. Поэтому они играют 11 и темп в темп выигрывают сэмэай.

Окончательно, белые сдались.

 

Ответ на задачу 15.

У черных - четыре дамэ, у белых два

дамэ. Ходом 1 белые наращивают себе

дамэ. Белые обменивают 2 на 3, а затем сжимают три белых камня, пытаясь нарастить дамэ для черной группы на нижней стороне с тем, чтобы выиграть сэмэай у безглазой белой группы на левой стороне. С учетом атари 15 у белой группы девять дамэ. После вынужденных ходов 4-13 у черных семь дамэ, у белых – девять дамэ. Ч.14 сокращает дамэ у белых. Белые вставляют атари 15, получая лишнюю степень, и могут в принципе пропустить здесь ход. Однако, именно здесь решается партия и пропустить ход в данном месте морально нелегко. После б.23 черные сдались.

 

 

52

Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.