Тип сэмэай - группы с более высокими формами накадэ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- нужно стараться получить более высокую форму накадэ. В этом случае все

общие дамэ увеличивают ваши степени;

- сильная группа не должна давать строить более высокую форму накадэ сла-

бой группе;

- сильная группа должна увеличивать общие дамэ;

- слабая группа должна уменьшать общие дамэ.

29

СХЕМА АНАЛИЗА СЭМЭАЙ:

- Прежде всего нужно определить тип предполагаемого сэмэай;

- на основании рекомендаций по ведению и планированию сэмэай определить

его целесообразность и выработать решения по его ведению;

- затем, если необходимо, при помощи сентэ-ходов попытаться увеличить дамэ

физически или за счет тэсудзи;

- далее при помощи сентэ-ходов нужно привести позицию к расчетной;

- расчитать по правилам, изложенным в главах I - IV.

 

Задача 1. Фрагмент из тренировочной партии учеников автора.

Ход черных. Как им правильно спланировать сэмэай?

 

Задача 2. Первенство России до 18 лет, Казань, январь 1995г.

Черные - АДинерштейн, 3 дан, белые - С.Шикшина, 3 дан

(Оба игрока - ученики автора).

Ход белых. Как спастись белым на правой стороне?

 

30

 

Задача 3. Форовая партия учеников автора:

С.Шикшиной и А.Каменского.

У большой черной группы в центре - один глаз.

У белых также один глаз. Кто выиграет сэмэай? Ход белых.

 

 

Задача 4. Белые - Го СэЙгэн, 9 дан черные - Мурасита, 8 дан.

Ход белых. Кто выиграет сэмэай?

 

31

 

Задача 5. Чемпионат России, Нижний Новгород январь 1994 г.

Черные - В.Шикщин, 4 дан, белые - И. Альмухаметов, 4 дан.

Белые вторглись в мойо черных. После ходов 1-9 может возникнуть сэмэай.

    Кто его выиграет?

 

Задача 6. II Чемпионат СССР, Санкт-Петербург, январь 1990 г.

Черные - Е.Пермяков, 5 дан, белые - В.Богданов, 6 дан.

В ответ на черный @ куда играть белым в "а" или "Ь" и почему?

 

 

32

Ответ на задачу 1

 

Д.1. Проведем планирование сэмэай по вышеописанной схеме. Тип сэмэай - группы без глаза. Сентэ-ходов на увеличение дамэ у черных нет.

Сильную группу убить нельзя. Чтобы быть сильной группой, надо иметь больше внешних дамэ. У белых - четыре внешних дамэ. Отсюда делаем вывод, что для увеличения внешних дамэ черных нужно резать только при помощи ч.1-б.2-ч.З. У белых при своем ходе на два дамэ меньше, поэтому черная группа после ч.5 живет в сэки. Отметим, что черным нельзя сразу резать в 3. Белые играют б. 1-ч.2-б."а" и группа черных пленная.

Д. 2. В партии черные начали с ч.1. Белые сокращают внешнюю степень ходами б.2-ч.3-б.4. В результате возник элементарый сэмэай, т. к. меж-

ду безглазыми группами всего одно дамэ. Ход белых. Здесь побеждает абсолютное большинство степеней. У белых пять дамэ, у черных - четыре.

Поэтому белые легко выигрывают.

 

Ответ на задачу 2

Д. 3. Сначала сделаем сентэ-обмен: 6.1-ч.2, который ухудшит форму черных и позволит белым получить

сэмэай. Тип сэмэай - группа с глазом против группы без глаза. Сейчас у белых - четыре дамэ. При помощи сэнтэ: б.З-ч.4-б.5-ч.6 нарастим степени. Теперь у белых - пять

дамэ. Б.7 начинает сэмэай. У черных три внешних дамэ при своем ходе. Надо нарастить дамэ, а это сделать не так просто с учетом других слабостей. На этой диаграмме показан вариант, при котором белые к ходу 27 имеют большой успех. Если

вместо ч.18 черные сыграют в 23, то белые сыграют в "а", а затем в "Ь" и легко выиграют сэмэай.

 

 

                                        33

Д. 4. Здесь показан основной вариант, когда черные,

вместо хода ч.12 на Д. 3, играют 1. Ходом 14 белые выру-

чают свою группу, получая лучшую позицию. Если вместо

ч.7 черные играют 11, то б.13-ч.9-б.7 легко выигрывает

сэмэай.

 

 

Д. 5. К сожалению, белые прошли мимо этих возможностей, дающих им лучшую позицию, и продолжили в партии, как показано на этой диаграмме Черные могли не идти на сэмэай, сыграв ч.4 в 7 на Д. 3. В этом случае они получили бы лучшую позицию, т.к. белые начали

борьбу в том месте, где черные были сильнее. Окончательно белые проиграли.

Ответ на задачу 3.

Д. 6. У черных имеется глаз из

низшей формы накадэ. Значит, вы

должны попытаться построить

глаз из более высокой формы на-

кадэ или иметь глаз из низшей

формы, но больше внешних дамэ.

Б.1 -единственный ход. Если б."а",

то ч.1 лишает белых внешних дамэ.

Ч. 2 - также единственный ход, уменьшающий внешние дамэ белых.

Последовательность до б.9 вынужденная и ч.10, выкалывая глаз,

убивает белых. Нельзя вместо б.7 играть в 8. Тогда - ч.7-б.10-ч."а". У сильной черной группы - восемь дамэ, у белых - семь дамэ и они проигрывают сэмэай. Если вместо ч.2 играть в 6, то б.2-ч."b"-б.З-ч."а"-б.10-ч.9-б.7 и белые выигрывают сэмэай темп в темп. Следовательно, белым необходимо нарастить степени при помощи тэсудзи, используя дефекты в форме черных.

34

Д. 7. Здесь приведен один из таких вариантов. После б.19 у черных всего пять дамэ, но если ч.19 - у них восемь дамэ. Значит, белые должны в сентэ получить шесть дамэ или в готэ восемь дамэ. На ч.2 белые играют 3. Черные не могут играть в 5, т.к. б.6 строит два глаза. На ч.4 - б.5, угрожая захватить черные камни 2 и 4. После ч.6, б.7 угрожает захватить четыре черных камня в плохой форме. Черные защищаются - 8. Белые вставляют сентэ: б.9 - ч.16, а затем соединяются 17. И б.19 выигрывает сэмэай темп в темп (шесть дамэ на пять). Если ч. 18 в 19, то б."а" строит два глаза. Белые прошли мимо этой возможности и проиграли сэмэай темп в темп. Для этого нужно хорошее комбинационное зрение, которое можно развить только ежедневным решением тэсудзи.

Ответ на задачу 4

 

Д.8. Б.1-ч.2-б.3-ч.4 - естественные

ходы. Тип сэмэай - группа с глазом

против группы без глаза. У белым

нет возможности нарастить степени, да и не требуется. У белых - четыре дамэ, у черных пять, значит, черные выигрывают сэмэай. По дзесэки белые должны б.@ играть в ч.@, но тогда они попадают в невыгодное положение по отношению ко всей доске. Поэтому они жертвуют камни, играя снаружи и

выстраивая большое мойо последовательностью до б.23.

 

Ответ на задачу 5

Д. 9 Здесь показано продолжение в партии. В первую очередь необходимо

провести сентэ-ходы, а тем более обоюдное сентэ. После обоюдосентовых ходов ч.1 и 3, черные играют сентэ 5, угрожая съесть два камня. Белые защищаются б.6 и ч.7 создает миаи: "а" и "b". Если белые встанут на ко ходом в "с", то черный "а" убивает их, не играя ко. Почему?

35

Потому что у черных   

образуется группа с глазом, которая имеет много внешних дамэ, поэтому ее убить нельзя. Хочется отметить, что если черные вместо хода ч.1 играют сразу в 5, то белые сами проведут сентэ 3, заставляя черных отвечать в "е" и "d", а затем белые защищаются 6.

 

 

Д. 10. Если черные не играют 4 на

Д. 9, а дают атари, как на этой диаграмме., то черные просто забирают угол ходом 5, а после б.6 играют важный ход, дающий им

базу и выбивающий базу у белых. Учитывая, что черная группа в центре крепкая, а фурикавари в пользу черных, то ясно, что черные ведут в партии.

Ответ на задачу 6

Д. 11 Это довольно трудная проблема. Здесь необходимо

хорошее комбинационное зрение. Если белые ходят в "b",

то в результате вынужденной последовательности: 1-10 возникает сэмэай. Тип сэмэай - группы с низшими формами накадэ. Черная группа имеет больше внешних дамэ, поэтому ее убить нельзя. Единственный шанс белых - это сделать сэки, подготовив побольше общих дамэ. Черные должны помнить об этом и сокращать общие дамэ. После сэнтэ-обмена: б. 11-ч. 12 белые пытаются увеличить себе общие дамэ ходом 13. Черные сокращают внешние дамэ, играя 14. Далее, после ходов б.15, ч.16 у белых - пять дамэ, а у черных - шесть дамэ и они легко выигрывают сэмэай. Если вместо ч.14 черные играют в "а", то после сентэ: б.14 - ч.16 – б."с"- ч."d" белые, сыграв в "b", делают сэки.

 

36

Д. 12. Здесь показан вариант, когда белые не идут на

сэмэай. А вместо б.9 на Д. 11 играют б.9, как показано

здесь. Черные вставляют 10, 12 и после ч. 14 белые не

могут играть в 19 из-за съедения трех разрезающих

камней и вынуждены тянуться в 15. Черные играют

сентэ 16, а затем закидывают жертву 18 для создания

формы центральной группе. Белые забирают жертву

19-25 и ч.2б успевает защитить свою изолированную

группу. В результате черные спасли свою изолирован-

ную группу и получили сильную центральную группу,

которая будет оказывать сильное воздействие на слабую белую группу в центре. Видимо, оценив все это,

Богданов сделал спокойный ход в "А" на Фигуре 6.

Однако, вся борьба еще впереди и мы вернемся к этой

партии в главе VI.

 

 

Выводы:

 

- Увеличивай дамэ в сентэ физически или за счет тэсудзи;

- определяй тип сэмэай;

- применяй правила, изложенные в главах I - IV;

- для сильной группы увеличивай внешние дамэ и уменьшай общие;

- для слабой группы увеличивай общие дамэ;

- группа с глазом сильнее группы без глаза;

- группа с большим глазом сильнее группы с меньшим глазом.

 

 

37

Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.