- нужно стараться получить более высокую форму накадэ. В этом случае все
общие дамэ увеличивают ваши степени;
- сильная группа не должна давать строить более высокую форму накадэ сла-
бой группе;
- сильная группа должна увеличивать общие дамэ;
- слабая группа должна уменьшать общие дамэ.
29
СХЕМА АНАЛИЗА СЭМЭАЙ:
- Прежде всего нужно определить тип предполагаемого сэмэай;
- на основании рекомендаций по ведению и планированию сэмэай определить
его целесообразность и выработать решения по его ведению;
- затем, если необходимо, при помощи сентэ-ходов попытаться увеличить дамэ
физически или за счет тэсудзи;
- далее при помощи сентэ-ходов нужно привести позицию к расчетной;
- расчитать по правилам, изложенным в главах I - IV.
Задача 1. Фрагмент из тренировочной партии учеников автора.
Ход черных. Как им правильно спланировать сэмэай?
Задача 2. Первенство России до 18 лет, Казань, январь 1995г.
Черные - АДинерштейн, 3 дан, белые - С.Шикшина, 3 дан
(Оба игрока - ученики автора).
Ход белых. Как спастись белым на правой стороне?
30
Задача 3. Форовая партия учеников автора:
С.Шикшиной и А.Каменского.
У большой черной группы в центре - один глаз.
У белых также один глаз. Кто выиграет сэмэай? Ход белых.
Задача 4. Белые - Го СэЙгэн, 9 дан черные - Мурасита, 8 дан.
Ход белых. Кто выиграет сэмэай?
31
Задача 5. Чемпионат России, Нижний Новгород январь 1994 г.
Черные - В.Шикщин, 4 дан, белые - И. Альмухаметов, 4 дан.
Белые вторглись в мойо черных. После ходов 1-9 может возникнуть сэмэай.
Кто его выиграет?
Задача 6. II Чемпионат СССР, Санкт-Петербург, январь 1990 г.
Черные - Е.Пермяков, 5 дан, белые - В.Богданов, 6 дан.
В ответ на черный @ куда играть белым в "а" или "Ь" и почему?
32
Ответ на задачу 1
Д.1. Проведем планирование сэмэай по вышеописанной схеме. Тип сэмэай - группы без глаза. Сентэ-ходов на увеличение дамэ у черных нет.
Сильную группу убить нельзя. Чтобы быть сильной группой, надо иметь больше внешних дамэ. У белых - четыре внешних дамэ. Отсюда делаем вывод, что для увеличения внешних дамэ черных нужно резать только при помощи ч.1-б.2-ч.З. У белых при своем ходе на два дамэ меньше, поэтому черная группа после ч.5 живет в сэки. Отметим, что черным нельзя сразу резать в 3. Белые играют б. 1-ч.2-б."а" и группа черных пленная.
Д. 2. В партии черные начали с ч.1. Белые сокращают внешнюю степень ходами б.2-ч.3-б.4. В результате возник элементарый сэмэай, т. к. меж-
ду безглазыми группами всего одно дамэ. Ход белых. Здесь побеждает абсолютное большинство степеней. У белых пять дамэ, у черных - четыре.
Поэтому белые легко выигрывают.
Ответ на задачу 2
Д. 3. Сначала сделаем сентэ-обмен: 6.1-ч.2, который ухудшит форму черных и позволит белым получить
сэмэай. Тип сэмэай - группа с глазом против группы без глаза. Сейчас у белых - четыре дамэ. При помощи сэнтэ: б.З-ч.4-б.5-ч.6 нарастим степени. Теперь у белых - пять
дамэ. Б.7 начинает сэмэай. У черных три внешних дамэ при своем ходе. Надо нарастить дамэ, а это сделать не так просто с учетом других слабостей. На этой диаграмме показан вариант, при котором белые к ходу 27 имеют большой успех. Если
вместо ч.18 черные сыграют в 23, то белые сыграют в "а", а затем в "Ь" и легко выиграют сэмэай.
33
Д. 4. Здесь показан основной вариант, когда черные,
вместо хода ч.12 на Д. 3, играют 1. Ходом 14 белые выру-
чают свою группу, получая лучшую позицию. Если вместо
ч.7 черные играют 11, то б.13-ч.9-б.7 легко выигрывает
сэмэай.
Д. 5. К сожалению, белые прошли мимо этих возможностей, дающих им лучшую позицию, и продолжили в партии, как показано на этой диаграмме Черные могли не идти на сэмэай, сыграв ч.4 в 7 на Д. 3. В этом случае они получили бы лучшую позицию, т.к. белые начали
борьбу в том месте, где черные были сильнее. Окончательно белые проиграли.
Ответ на задачу 3.
Д. 6. У черных имеется глаз из
низшей формы накадэ. Значит, вы
должны попытаться построить
глаз из более высокой формы на-
кадэ или иметь глаз из низшей
формы, но больше внешних дамэ.
Б.1 -единственный ход. Если б."а",
то ч.1 лишает белых внешних дамэ.
Ч. 2 - также единственный ход, уменьшающий внешние дамэ белых.
Последовательность до б.9 вынужденная и ч.10, выкалывая глаз,
убивает белых. Нельзя вместо б.7 играть в 8. Тогда - ч.7-б.10-ч."а". У сильной черной группы - восемь дамэ, у белых - семь дамэ и они проигрывают сэмэай. Если вместо ч.2 играть в 6, то б.2-ч."b"-б.З-ч."а"-б.10-ч.9-б.7 и белые выигрывают сэмэай темп в темп. Следовательно, белым необходимо нарастить степени при помощи тэсудзи, используя дефекты в форме черных.
34
Д. 7. Здесь приведен один из таких вариантов. После б.19 у черных всего пять дамэ, но если ч.19 - у них восемь дамэ. Значит, белые должны в сентэ получить шесть дамэ или в готэ восемь дамэ. На ч.2 белые играют 3. Черные не могут играть в 5, т.к. б.6 строит два глаза. На ч.4 - б.5, угрожая захватить черные камни 2 и 4. После ч.6, б.7 угрожает захватить четыре черных камня в плохой форме. Черные защищаются - 8. Белые вставляют сентэ: б.9 - ч.16, а затем соединяются 17. И б.19 выигрывает сэмэай темп в темп (шесть дамэ на пять). Если ч. 18 в 19, то б."а" строит два глаза. Белые прошли мимо этой возможности и проиграли сэмэай темп в темп. Для этого нужно хорошее комбинационное зрение, которое можно развить только ежедневным решением тэсудзи.
Ответ на задачу 4
Д.8. Б.1-ч.2-б.3-ч.4 - естественные
ходы. Тип сэмэай - группа с глазом
против группы без глаза. У белым
нет возможности нарастить степени, да и не требуется. У белых - четыре дамэ, у черных пять, значит, черные выигрывают сэмэай. По дзесэки белые должны б.@ играть в ч.@, но тогда они попадают в невыгодное положение по отношению ко всей доске. Поэтому они жертвуют камни, играя снаружи и
выстраивая большое мойо последовательностью до б.23.
Ответ на задачу 5
Д. 9 Здесь показано продолжение в партии. В первую очередь необходимо
провести сентэ-ходы, а тем более обоюдное сентэ. После обоюдосентовых ходов ч.1 и 3, черные играют сентэ 5, угрожая съесть два камня. Белые защищаются б.6 и ч.7 создает миаи: "а" и "b". Если белые встанут на ко ходом в "с", то черный "а" убивает их, не играя ко. Почему?
35
Потому что у черных
образуется группа с глазом, которая имеет много внешних дамэ, поэтому ее убить нельзя. Хочется отметить, что если черные вместо хода ч.1 играют сразу в 5, то белые сами проведут сентэ 3, заставляя черных отвечать в "е" и "d", а затем белые защищаются 6.
Д. 10. Если черные не играют 4 на
Д. 9, а дают атари, как на этой диаграмме., то черные просто забирают угол ходом 5, а после б.6 играют важный ход, дающий им
базу и выбивающий базу у белых. Учитывая, что черная группа в центре крепкая, а фурикавари в пользу черных, то ясно, что черные ведут в партии.
Ответ на задачу 6
Д. 11 Это довольно трудная проблема. Здесь необходимо
хорошее комбинационное зрение. Если белые ходят в "b",
то в результате вынужденной последовательности: 1-10 возникает сэмэай. Тип сэмэай - группы с низшими формами накадэ. Черная группа имеет больше внешних дамэ, поэтому ее убить нельзя. Единственный шанс белых - это сделать сэки, подготовив побольше общих дамэ. Черные должны помнить об этом и сокращать общие дамэ. После сэнтэ-обмена: б. 11-ч. 12 белые пытаются увеличить себе общие дамэ ходом 13. Черные сокращают внешние дамэ, играя 14. Далее, после ходов б.15, ч.16 у белых - пять дамэ, а у черных - шесть дамэ и они легко выигрывают сэмэай. Если вместо ч.14 черные играют в "а", то после сентэ: б.14 - ч.16 – б."с"- ч."d" белые, сыграв в "b", делают сэки.
36
Д. 12. Здесь показан вариант, когда белые не идут на
сэмэай. А вместо б.9 на Д. 11 играют б.9, как показано
здесь. Черные вставляют 10, 12 и после ч. 14 белые не
могут играть в 19 из-за съедения трех разрезающих
камней и вынуждены тянуться в 15. Черные играют
сентэ 16, а затем закидывают жертву 18 для создания
формы центральной группе. Белые забирают жертву
19-25 и ч.2б успевает защитить свою изолированную
группу. В результате черные спасли свою изолирован-
ную группу и получили сильную центральную группу,
которая будет оказывать сильное воздействие на слабую белую группу в центре. Видимо, оценив все это,
Богданов сделал спокойный ход в "А" на Фигуре 6.
Однако, вся борьба еще впереди и мы вернемся к этой
партии в главе VI.
Выводы:
- Увеличивай дамэ в сентэ физически или за счет тэсудзи;
- определяй тип сэмэай;
- применяй правила, изложенные в главах I - IV;
- для сильной группы увеличивай внешние дамэ и уменьшай общие;
- для слабой группы увеличивай общие дамэ;
- группа с глазом сильнее группы без глаза;
- группа с большим глазом сильнее группы с меньшим глазом.
37
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.