- обособляются запятыми
 - не являются членами предложения
 - к ним нельзя задать вопрос
Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.
Группы вводных слов по значению 
 
 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
 К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
 Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
 3. Связь мыслей, последовательность изложения
 Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
 4. Источник сообщения
 По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
 5. Приемы и способы оформления мыслей
 Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
 6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание
 Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
 7. Оценка меры того, о чем говорится
 По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
 8. Степень обычности сообщаемого
 По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
 9.Выражение экспрессивности высказывания
 Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
 Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)
Омонимия вводных слов и членов предложения
Вы, верно, знаете этого человека.(вводное слово)
 Вы верно перевели текст.(обстоятельство)
 Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
 Прежде всего нужно поговорить о книге (обстоятельство)
 Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово)
 Ты знаешь его?(сказуемое)
 Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:
 Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
Задание 3 ЕГЭ  по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексическое значение слова. Теория.
 В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании вам будут представлены только многозначные слова, т.е. такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания Вам не понадобятся теоретические знания, нужно только уметь анализировать.
Рассмотрим на примере. (пример взят из пособия по подготовке к ЕГЭ под ред. Сениной) 
 (1) Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее четко выделяемыми в ткани текста.
 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
 ТКАНЬ, -и, ж.
 1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.
 2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей.
 3.перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.
 4. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).
 Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).Как мы видим из контекста, слово ткань явно употреблено не в прямом значении (оно не связано с ткаными материалами или изделием), значит 1-е и 2-е значения нам не подходят. В 4-ом значении имеется в виду термин, и он нам тоже не подходит. Остается 3-е значение, оно и будет ответом.
Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
 Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста.
 Например: Шелковая ткань, льняные ткани,ткань текста.
Задание 4 ЕГЭ  по русскому языку 2019. Теория и практика. Орфоэпические нормы (постановка ударения). 
 
 Орфоэпические нормы в ЕГЭ - это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но тем не менее закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов)
ТЕОРИЯ 
 Некоторые хитрости для выполнения задания. 
 1) Глаголы прошедшего времени зачастую имеют ударение на том слоге, что и в инфинитиве.
 НО!!!!! в ЕГЭ в большинстве случаев встречаются глаголы, в которых ударение падает на ЛА: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать,лгать, лить, пить, рвать и др (Пример: бралА, былА и т.д.) 
 А также встречаются исключения: красть, класть, слать, стлать послать пасть красться)
 Пример: клАла, послАла, постлАла, слАла, крАлась, прислАла.
 Следует обратить внимание на глаголы на вЫ в прошедшем времени: вЫлила, вЫжила и т.д.
 2) Причастия с Ё (включЁнный, решЁнный и т.д) составляют весомую часть всех слов. Посмотрите ниже и увидите, что этих слов в ЕГЭ много. Трудность состоит в том, что в формулировке задания пишется буква Е, а не Ё.
 3) Другие части речи с Ё Если в слове есть Ё, значит ударение будет падать на Ё. (свЁкла)
 4) Большинство глаголов, заканчивающихся на ИТ и ИТЬ имеют ударения на последнем слоге (щемИт, включИт, вручИть).
Кроме: плодонОсит полОжит кУтит принУдит опОшлить (опОшлит, оклЕит, озлОбит, освЕдомится...) см. далее
 5) Деепричастия на –яв, -ыв - ав (поднЯв, принЯв, забЫв и т.д)
 6) В большинстве глаголов будет ударение на Ировать. Но есть случаи, где ударение падает на овАть (список см. далее)
 7) В заимствованных словах из французского, немецкого, английского языков ударение падает на последний слог: жалюзИ, партЕр, экспЕрт, диспансЕр, дефИс, квартАл
 8) В кратких прилагательных женского рода ударение падает на последний слог: вернА, ловкА, умнА и т.д.
 9) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -Ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе;
 Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее 
 10) В существительных, оканчивающихся на –лОг ударение падает на последний слог: каталОг, диалОг, некролОг, монолОг, эпилОг.
 НО: анАлог.
 11) В существительных, оканчивающихся на -вОд ударение падает на последний слог: нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд.
Задание 5  ЕГЭ  по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости )
 
 Задание 5 посвящено умению правильно использовать паронимы.
Паронимы - это слова, частично схожие в написании и произношении, но разные или частично схожие по значению
Формулировка задания 5 в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2019 звучит так:
"В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
 На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
 Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
 ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
 Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
 В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер." 
 Ответ: нестерпимой 
 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ
 1) Внимательно прочитайте задание.Всегда необходимо найти ошибку в использовании паронима.
2) К каждому парониму нужно вспомнить его пару (или несколько паронимов).
3) Помните! Свое значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: абонемент в театр - абонент недоступен. На основе таких примеров, вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.
 
 4) За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки. Вспомните, какие типы паронимов существуют: корневые, суффиксальные, приставочные. Это часто помогает, когда не можете вспомнить точный пароним. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.
 
 5) Суффиксальные паронимы легко запомнить, если знать, какие конкретно суффиксы чередуются, это вы можете посмотреть в приведенной ниже информации.
6) Запишите ответ, необходимо не просто найти ошибку, но и ИСПРАВИТЬ - это значит написать правильный ответ самостоятельно.
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексические нормы.
Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:
 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
 Ответ: главную 
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
2) Замена. 
 "Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
 Ответ: потерпели
Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Для успешного выполнения задания необходимо:
Алгоритм выполнения:
1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
 2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
 3) Если это ошибка, исправь ее.
ТЕОРИЯ
 Типы ошибок
| № | ОШИБКИ | ПРИМЕРЫ | 
| 1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. | 
| 2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. | 
| 3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. | 
| 4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. | 
| 5 | Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. | 
| 6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. | 
| 7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. | 
| 8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша, очень прекрасный | 
| 9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. | 
| 10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. | 
| 11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. | 
 Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 
 
 1) Нарушение лексической сочетаемости слов.
 Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
 Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
 (Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.) 
 *** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
 Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
 Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.
3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).
4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).
***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.
В кабинете висели русские писатели (портреты).
 В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 607.