Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.

Союзы делятся на:
1) Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))

Можно разделить на:
-соединительные
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и.
-противительные
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-сопоставительные (градационные): не только..., но и; как..., так и, не столько..., сколько; не то чтобы,...а
-присоединительные: тоже, также, да и, притом, причем, и.
-пояснительные: то есть, а именно.

2) Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения

ВАЖНО!!! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.

Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.

Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.

Времени: когда, лишь, едва, как только...

Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...

Следствия: так что...

Условия: если, если бы, раз...

Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...

Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы...

Причины: потому что, ибо, так как, оттого что...

Места: где, куда, откуда...

Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Местоимения

Разряды:

Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они —--во всех падежах (мной, его и т.д.)

Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
!!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

Возвратное себя

Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.

Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.

Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.

Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
















Наречие

-неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.

1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)

2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)











Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексические нормы.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

2) Замена.
"Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.




Алгоритм выполнения:

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.



ТЕОРИЯ


Типы ошибок

ОШИБКИ ПРИМЕРЫ
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

1) Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Паронимы
– слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).












Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

 

Задание 8 ЕГЭ 2019 - это проверка ваших знаний синтаксических норм.

 

За это задание Вы можете получить 5 баллов. Поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных сложных заданий ЕГЭ.

 

Итак, в демоверсии это задание сформулировано следующим образом:

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

НЕЛЬЗЯ

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2.Кресло-качалка отремонтировано. 3.[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1.ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтирована.
3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

     

 

Нарушение управления

 

МОЖНО НЕЛЬЗЯ
Он всегда уделял внимание своему здоровью. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Правописание корней.

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно читаем задание.
  • Читаем все слова
  • Выделяем корни
  • Вспоминаем правила на каждый корень.

 

ТЕОРИЯ

 

ТЕОРИЯ

 

ТЕОРИЯ

ПРАВОПИСАНИЕДля успешного выполнения задания 10 необходимо знать перечень правил:

·Правописание приставок

·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок)

·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-

Алгоритм выполнения:

Внимательно прочитать

Выделить приставки

ТЕОРИЯ

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Все приставки делятся на

О-: окликнул, остановка

У-: убежал, уехал

ДО-: добраться,

НА-: нападение

ЗА-: задаваться

ВЫ -: вышагивать

ПЕРЕ-: перегной

С- (СО-): сдвинуть

ПОЗА-: позапрошлый  ПРИСТАВОК
Все приставки делятся на
1) Неизменяемые (нужно запомнить)
О-: окликнул, остановка
У-: убежал, уехал
ДО-: Для успешного выполнения задания 10 необходимо знать перечень правил:

·Правописание приставок

·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок)

·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-

 

Алгоритм выполнения:

1)Внимательно прочитать

2)Выделить приставки

3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»). 

·Приставки, оканчивающиеся на –з, -с;

·Ы, И,Ъ на стыке морфем;

·Пол-, полу-;

·Неизменяемые приставки;

·ПРЕ, ПРИ

Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ и ПРИ лучше всего оставить на «десерт».

 

ТЕОРИЯ

 

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Все приставки делятся на

1) Неизменяемые (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка

У-: убежал, уехал

ДО-: добраться,

ПО-: поверье, подворье, порезать

ПРО-: проварить, пробел, проделка

ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык

НА-: нападение

ЗА-: задаваться

НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть

ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить

ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть

ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть

В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться

ВЫ -: вышагивать

ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерный

ПЕРЕ-: перегной Для успешного выполнения задания 10 необходимо знать перечень правил:

·Правописание приставок

·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок)

·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-

 

Алгоритм выполнения:

1)Внимательно прочитать

2)Выделить приставки

3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»). 

·Приставки, оканчивающиеся на –з, -с;

·Ы, И,Ъ на стыке морфем;

·Пол-, полу-;

·Неизменяемые приставки;

·ПРЕ, ПРИ

Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ и ПРИ лучше всего оставить на «десерт».

 

ТЕОРИЯ

 

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Все приставки делятся на

1) Неизменяемые (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка

У-: убежал, уехал

ДО-: добраться,

ПО-: поверье, подворье, порезать

ПРО-: проварить, пробел, проделка

ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык

НА-: нападение

ЗА-: задаваться

НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть

ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить

ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть

ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть

В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться

ВЫ -: вышагивать

ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерный

ПЕРЕ-: перегной

С- (СО-): сдвинуть

ПОЗА-: позапрошлый 

С- (СО-): сдвинуть

ПОЗА-: позапрошлый добраться,
ПО-: поверье, подворье, порезать
ПРО-: проварить, пробел, проделка
ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык
НА-: нападение
ЗА-: задаваться
НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть
ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить
ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть
ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть
В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться
ВЫ -: вышагивать
ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерный
ПЕРЕ-: перегной
С- (СО-): сдвинуть
ПОЗА-: позапрошлый





















И, Ы, Ъ после приставок

Ы:
После русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме МЕЖ И СВЕРХ .
Например: безынтересный, подыграть, разыскивать.

И:
-после русских приставок, оканчивающихся на гласную (поиграть, поискать)
-после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересный, межинститутский)
-в слове ВЗИМАТЬ
-в сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь)
-после иноязычных приставок и частиц (пан-, суб-, транс-, контр- и т.п.) (панисламизм, субинспектор, трансиордания, контригра)
-после числительных двух-, трех-, четырех- (двухигольный, трехимпульный)

Ъ :
-после приставок, оканчивающихся на согласную перед Е, Ё, Ю, Я.
Подъем, разъезд.
-после числительных двух- трех-, четырех-, перед Е, Ё, Ю, Я.
Трехъярусный.

 

Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН)

Для успешного выполнения задания необходимо знать правописание суффиксов:

- глаголов

- причастий

- деепричастий

- прилагательных

- существительных;













Алгоритм выполнения:

1. Внимательно читаем задание;

Определяем часть речи;

Не забываем об исключениях.

ТЕОРИЯ

Суффиксы глаголов

-ова-, -ева- : Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю.

Примеры: Заведовать (заведую), исповедовать (исповедую)

-ыва-, -ива- : Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю.

Примеры: Откладывать (откладываю), рассматривать (рассматриваю)

Примеры: Залить – заливать, преодолеть -преодолевать, преодолеваю

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить и суффикс глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть - и производных от них.

Запомните

Суффиксы прилагательных

-ЧИВ-, -ЛИВ-    Всегда пишется И (заботливый, заносчивый)

-ИВ-, -ЕВ-          Под ударением пишется ИВ (красивый, правдивый)

                     Без ударения пишется ЕВ (боевой, сиреневый)

                    Искл. милостивый, юродивый

-ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ- Пишутся после твердых согласных (деловой, красноватый, деловитый)

-ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-           Пишутся после мягких согласных и ц (вечевой, сиреневатый, глянцевитый)

 Суффиксы существительных

(могут чередоваться или быть неизменяемыми)

-ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик - пальчика)

  ЕК-                   ЕК пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек- листочка, платочек - платочка)

-ЕЦ-                             Сущ. мужского рода (боец)

                         В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо)

-ИЦ-      Сущ. женского рода (владелица)

            В сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице)

-ИЧК-         В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка                       (лестница), пуговичка (пуговица)).

-ЕЧК-     В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко)

-ОНЬК-    После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька)

-ЕНЬК-     После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька)

-ЧИК-      После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик)

       -ЩИК-     После остальных согласных (банщик, фонарщик)

Суффиксы существительных

ТЕОРИЯ

Сложные случаи

1) При наличии в качестве пояснительного слова наречия совсем и вовсе возможно как слитное, так и раздельное написание не с прилагательными, что связано с двумя значениями, в которых употребляются данные наречия
Правописание ни с частями речи
Случаи употребления частицы «ни»

1. В значении: ни один (единый)
Я не увидел ни одного человека поблизости.
Я не увидел ни души вокруг. (можно подставить «ни единой души»)
2. Усиление отрицания. Поэтому часто используется «ни» в предложениях с отрицательными сказуемыми, также со словами НЕЛЬЗЯ, НЕТ( они могут и отсутствовать в предложении)
Нельзя ни согласиться с вами.
Я не сделал ни шага навстречу.
Ни любви, ни тоски, жалости.
3. В утвердительном значении.Частица НИ может быть потворяющейся в составе союза ни…ни)
Они не видели ни окон, ни дверей= Они не видели окна и двери.
4. В значении уступки: в конструкциях с местоимениями: кто, что (в разных падежах), как, где, куда, откуда и т.д.
Как ни жаль, но я должен отказаться.
Где бы она ни появлялась, все были ей рады.
Куда ни посмотри, кругом пыль и грязь.
5. В значении отрицания в конструкциях никто иной (другой), ничто иное(другое).
Никто иной не сможет мне помочь.

Различайте!
Никто иной (другой) - Не кто иной, как (другой)
Примеры: Никто иной не может не решить эту задачу.Это был не кто иной, как наш давний товарищ.

Задание 14 ЕГЭ по русскому языку 2019. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Поскольку написание очень сильно зависит от того, какая часть речи перед нами, то следует изучить и теорию к 25 заданию.

Так слитно, раздельно или через дефис? Вот несколько лайфхаков.

1) Различай предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного , сослагательного или условного наклонения.
2) Cлова чтобы, тоже, также, зато имеют как слитное, так и раздельное написание. Если это союз и его можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), то пиши слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ пишется раздельно.
4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. ( Что_бы, то_же) Как распознать частицы? Да их можно просто опустить. Пример: Что (бы) мне почитать?
Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис.
Частицы даже, разве, неужели пишутся слитно.

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличие, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным) в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда слитно.

6)Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастие не _ смотря на, не_взирая на, то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду(из-за) непогоды, в виде.

8) Ввиду,вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог+ существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет.

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И ( по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)























ТЕОРИЯ

Правописание предлогов

Слитно:
Ввиду
Вместо
Вроде
Вследствие
Наподобие
Насчет
Сверх
Несмотря на
Невзирая на
Вслед
Навстречу
Напротив

ПРИМЕРЫ:
Ввиду сложностей
Вместо тебя
Вроде глубокой ямы
Вследствие непогоды
Наподобие зонта
Насчет урока
Сверх меры
Внизу (двери)
Вверху (письма)
Посередине (дороги)
Несмотря на ошибки
Невзирая на шторм
Вслед лету
Навстречу солнцу
Напротив школы

Раздельно:
В виде
В связи с
В продолжение
В течение
В заключение
В отличие
В целях
В силу
В меру
В области
На протяжении
В отношении
За исключением
За счет
Не считая

ПРИМЕРЫ:
В виде исключения
В связи с сильным дождем
В продолжение дня
В течение лета
В заключение встречи

Через дефис
Из-за
Из-под
По-над
По-за

ПРИМЕРЫ:
Из-за него
Из-под шкафа
По-над рекой стелется туман

Омонимичные части речи
Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города

Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых

Вследствие (предлог) непогоды – в следствие (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки

В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)

Поговорить насчет урока (насчет - предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)

Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог)
























































Правописание союзов

 

СЛИТНО:
Чтобы
Тоже
Также
Притом
Причем
Зато
Зачем
Затем
Отчего
Оттого
Почему
Потому
Итак
Коли
Поскольку

Раздельно
То есть (Тысячу лет, то есть много)
То бишь (вчера, то бишь третьего числа)
пока что
почти что
при этом
как будто
тогда как
так как
так что
не то... не то
то есть
оттого что
потому что
однако же
в связи с тем что
то…то


Омонимичные части речи:
Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)


Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил.
Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься?При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)

 




































Правописание частиц

 

Слитно
Даже, разве, неужели

 

Через дефис
-то,-либо,-нибудь,-ка,-тка,-с,-де,кое- (кой-),-таки– с глаголами, наречиями и со словами всё-таки,так-таки

 

Раздельно
же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)

 

 




Правописание числительных

 

Слитно:
на-десят,-ста,-соти образованные от них:пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.
на -сотый,-тысячный,-миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный

 

Раздельно:
Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три
Дробные числительные: пять восьмых





Правописание сложных слов

Слитно:

Сущ.с соединительными гласными "о" и "е": пароход.

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник.

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-,

интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д.

Но! Контр-адмирал

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова.

Но! Перекати-поле

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор.

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец.

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный.

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска).

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный.

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство).

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый.

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия),

если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также

если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный.

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный.


Слова с полу-: полумесяц.

Слова с пол- согласной, кроме л: полвека, полдня


Через дефис

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр.

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж.

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток.

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха.

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный.

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский).

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый.

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий.

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.

Алгоритм работы:

  • Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
  • Определите часть речи.
  • Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
  • В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.

 

ТЕОРИЯ


Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное:

-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
-может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»

 

Причастие:

-совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
-образовано от глагола совершенного вида
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
-делится на действительные и страдательные.

Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например: читающий человек (человек сам читает)

Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)

 

 

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

 

Отглагольные прилагательные - это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

 

Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.















ТЕОРИЯ


Обособленное – это значит выделенное запятыми с двух сторон ( или с одной, если стоит в конце предложения). Здесь необходимо повторить, что же такое определение, дополнение и обстоятельство.

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос как(ой, ая, ое, ие)?

 

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы : как? когда? каким образом? и т.д.

 

Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей.


Определение

 

Выделяется запятыми:

-если причастный оборот стоит после определяемого слова: Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся.

-причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению: |Расстроившаяся из-за сына|, она никак не могла взять себя в руки.

-причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение( причины, условия, уступки): Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул.
(почему? по какой причине?)

-два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова: Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках.

-согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение: Он, сытый, быстро заснул.
Сытый, он быстро заснул.

-если оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень.

-несогласованное определение обособляется, если определяемое слово:

1) местоимение: Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

 

2) имя собственное: Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

3) Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот:

1) Если определяемое слово стоит после него (кроме исключений).
Лежащая на полу книга была открыта на пятой странице.

2) Если определение входит в состав сказуемого (составного именного).
Она была красивая.

3) Если стоит после неопределенного местоимения.
Я обязан рассказать вам что-то важное.

4)

5)

6) Приложение

7) Выделяется запятыми

-Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово местоимение Он, отличный врач, очень помог мне.

8)

9) - Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу родню.

10)

11) - Если приложение «оторвано» от определяемого слова
Дверь открыл сын наших соседей, пятилетний малыш.

12)

13) - Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово существительное с пояснительными словами
Он увидел своего сына, малыша, и улыбнулся.

14)

15) - Любое приложение, если стоит после определяемого слова — имени собственного
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

16)

17) - Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения или пояснения
А устроил пожар сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

18)

19) - Приложение, если стоит перед определяемым словом — именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение
Архитектор от Бога, Гауди не мог построить обычный собор.

1) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется.
Полученный ответ рассматривается как согласие.

2) Не обособляется также приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны.
Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга.

20)
Обстоятельство

21) Выделяются запятыми

22) -деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие глагольность (значение добавочного действия): Он бежал, крича мне что-то. Поев, ребёнок заснул.

23)

24) -обстоятельство с предлогом несмотря на: Несмотря на дождь, дети убежали гулять.

-сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. подобными: Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные. Это не танец: двигается, как деревянная.

25)

26)

27) Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты

1) Если они потеряли свою глагольность и имеют значение образа действия
Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. — бегут как?
В метро я ехал стоя. (это положение в пространстве, а не добавочное действие)

2) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания)
В трудные дни он работал с нами не покладая рук.
Он скрепя сердце отдал мне конфету.
Дополнение
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения — исключения или замещения.
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.
!!!Не забывайте: любые члены предложения могут быть однородными. Обособленные члены – не исключение. Чтобы не ошибаться при постановке запятой, см задание 15 (однородные члены предложения).

 

Задание 18 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

 

Необходимо знать следующие темы:
-вводные слова и словосочетания
-обращения.
Вводные слова и словосочетания
Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.



























ТЕОРИЯ


Группы вводных слов по значению

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.).
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.).
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.



















ОМОНИМИЯ

Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)

НАПРИМЕР:

Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (наречие)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие).
Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово)
Ты знаешь его? (глагол)


Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:

Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы







Сложные случаи

I. Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ.
Примеры: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч.); Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы... (Ок.); О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.); О солнце, раскаленное чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.); Смерть, а смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (Тв.).
II. Если же перед обращением оказывается междометие, то оно ОТДЕЛЯЕТСЯ запятой или восклицательным знаком.
Примеры:Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей (Еc); Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! — С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ее).

!!!Как отличить омонимичные частицы и междометия (о,ах.а)!!!!

Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения);
Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза.
Сравните:
О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.)
О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).

Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.
Примеры: Эй, берегись! Устроишь замыкание! (Возн.); — Эй, поосторожней там! — крикнул Степаxa (Крут.); — Куда? Ты что?Эй!.. (Шукш.); — Эй! Нельзя! — испугалась Фрося (Ток.).

Задание 19 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Алгоритм выполнения:
1. Прочитайте внимательно задание и предложение.
2. Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
3. Если СПП с одним придаточным, необходимо поставить запятую на границе предложений.
4. Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения( однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые.

 
















ТЕОРИЯ


Если СПП с одним придаточным:
1. Придаточное предложение стоит после главного.
[ ], ( )
Мы вернулись домой, когда начался дождь.
2. Придаточное стоит перед главным
( ), [ ]
Когда начался дождь, мы вернулись домой.
3. Придаточное находится внутри главного предложения.
[ ,( ), ].
Мы, когда начался дождь, вернулись домой.
4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов ( благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз
[ ], (по мере того как ….)
…Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн)
5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом
1) есть отрицание с частицей не;
2) есть усилительные или ограничительные частицы,
3) есть вводное слово
1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин).
2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов)
3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь)
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются
6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится.
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей

СПП с несколькими придаточными.
СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчинения:

1) Последовательное (каждая последующая часть зависит от предыдущей)
Я люблю утро, потому что можно увидеть рассвет, который навевает мне приятные мысли.


























Запятая не нужна

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.

Он уехал, и где он теперь, я не знаю.
Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Пунктуационный анализ.

Задание 21 - это новое задание ЕГЭ. Оно проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.

Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019:

"Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации".
Что необходимо знать:
Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания:
запятая ,
двоеточие :
тире -

Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание:

· Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

· Знаки препинания при сравнительных оборотах

· Знаки препинания при уточняющих членах предложения

· Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

· Знаки препинания при прямой речи, цитировании

· Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

· Тире в простом и сложном предложениях









ТЕОРИЯ

ТИРЕ


!!!!не путать с дефисом!!!!


Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.


Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество).

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между подлежащим и сказуемым, если :

· Сущ Им. – Сущ.Им.
Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки.


Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой)

· – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».


Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии.

· Инф. – инф.
Инф. – сущ. Им.
Сущ. Им. – инф.


Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ Один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже.


Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.

· Числ. Им. – числ Им.
Сущ. Им. - числ. Им.
Числ. Им – сущ. Им














Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.

Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.

 

  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - существительным в Им.п. ТОЛЬКО при:
    - противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
    - логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.)
    В остальных случаях тире НЕ ставится.

 

  • Инф. – предикативное наречие на –О
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)

 






Точка с запятой ставится

· если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.

· между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)
Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари


Алгоритм выполнения:

 

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения.

Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

Сложность 22 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

Формулировка задания в демонстрационном варианте ЕГЭ 2019:

 

"Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов".

 

Возможны и другие формулировки задания:

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

 

Алгоритм выполнения:

 

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения.

Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

 

4) Проверьте фактические ошибки.

Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

 

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.

Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.

 

4) Проверьте фактические ошибки.

Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

 

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.

Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Функционально-смысловые типы речи.

В 23 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия:

1) определить тип речи в указанных фрагментах
2) понять, какое из высказываний верно, а какое — нет.
В предложениях содержится:



ТЕОРИЯ

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование

Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм.

Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

 

Пример:

Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета.

Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.

 

Описания могут быть фактографическими или творческими.

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

 

Пример:

Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).

 

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.

Пример:

"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей.

Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис.

Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.

 

Рассуждение может быть развернутым и кратким.

 

!!! Внимательно читайте формулировку

Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:

-прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)

-синонимы (контекстный синоним)

-антонимы (контекстный антоним)

-омонимы

-фразеологизмы

-заимствованные слова

-лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

-ограниченная в употреблении лексика( профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

-стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

 

Формулировка задания:

«Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)».



ТЕОРИЯ.

 

Лексическое значение слова

 

 

Это исторически закрепленное "содержание" слова.

 

Слова могут иметь:

 

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

 

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении).

 

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

 

Синонимы

 

Это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать - размышлять)

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы

 

Это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.

(Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло)

Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

 

Омонимы

 

Это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи.

Омонимы бывают полными и частичными.

Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды).

Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы

Это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

 

Заимствованные слова

 

Это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами.

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

 

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте.

Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ необходимо знать средства связи предложений в тексте.

Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

 

Формулировка задания:
Среди предложении? 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью .... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ии?).

 

Алгоритм выполнения:


1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.


2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.


3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения.


4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

 






ТЕОРИЯ

Предлог


Это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж.


Предлог бывают:


1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.


2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.





Частица

Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).

Отрицательные: не и ни

Союз

Местоимения

Разряды:
Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они ----во всех падежах (мной, его и т.д.)

Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их ---- во всех падежах (моего, твоей и т.д.)

!!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

Возвратное себя

Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.

Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.

Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.

Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)

 




Наречие


Это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.

1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)

2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)

 

Синонимы - слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)


Антонимы - слова, противоположные по значению.


Контекстные синонимы и антонимы - синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте, в данном случае только в указанном фрагменте текста.

 

Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.

Синтаксический параллелизм - схожее строение соседних предложений.

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.

Алгоритм выполнения задания.

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

 






















ТЕОРИЯ

Тропы

Гипербола - преувеличение (Сто лет не виделись).


Гротеск - изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо - комическом виде, основано на преувеличении (Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)).

Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания (едва ли кто польстится на такую красавицу).

Литота - преуменьшение (Небо с овчинку, мозг с орех).

Метафора - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной).

Метонимия - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений (Тарелку съел, лес шумит).

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного (небо нахмурилось, солнце улыбнулось).

Перифраз(а), парафраз(а) - замена одного слова описательным выражением. (Мы едем в город на Неве. Царь зверей сидел на камне.)

Синекдоха - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот (Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)).

Сравнение - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто) (Глаза, как океаны; Храбрый, как лев)

Эпитет - эмоционально-красочное определение (Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза).
Синтаксические средства


Анафора - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Эпифора - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)

Антитеза - противопоставление.

Полюбил богатый—бедную,
Полюбил ученый—глупую,
Полюбил румяный—бледную,
Полюбил хороший—вредную

Градация - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.

 

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Инверсия - нарушение порядка слов в предложении (Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду))

Лексический повтор - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями. (Это еще не сказка. Сказка только начинается).

Оксюморон - сочетание несовместимого (Смотри, ей весело грустить. Убогая роскошь. Горячий снег.)

Риторический вопрос / восклицание / обращение - вопрос / восклицание /обращение, не имеющие адресата. (Отчего мне так грустно, береза? / Здравствуй, солнышко! / Что за люди!)

Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста (Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…)

Умолчание
- стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…)

Эллипсис - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения (Татьяна ах! , а он реветь)

Парцелляция - авторское членение текста. (Я! Говорю! Хватит! Я думаю. Что вы не правы)

Однородные члены предложения / ряды однородных членов - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос. (А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.(Солженицын) Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.)

 

Вопросно-ответная форма - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них (Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.)


Фонетические средства выразительности
Аллитерация - стилистический прием, при котором повторяются согласные. (Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума)

Ассонанс - повтор гласных (Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).

Звукоподражание
- воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками (Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах... (Блок)).


Лексические средства выразительности

Антонимы - слова, противоположные по значению. (День - ночь, умный - глупый)

Контекстные антонимы
- слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
(Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая).

Синонимы - слова, различные по написанию, но близкие по значению. (Путь -дорога, говорить - болтать)

Контекстные синонимы
- слова, близкие по значению только в пределах контекста.

Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова (Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность)).

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению (Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент - абонемент).

Диалектизмы - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности (Петух – кочет, балка - овраг)

Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка (Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)).

Профессионализмы - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде (Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)).

Термины - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике (Суффикс, метафора, гипотенуза).

Книжная лексика - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи (Гипотеза, генезис, адресат).

Разговорная лексика - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи (Белобрысый, жвачка).

Просторечная лексика - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок (Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании).

Эмоционально - экспрессивная лексика - слова, которые носят оценочный характер (Брехня, выскочка).

Архаизмы - устаревшее слово или оборот речи (Очи (глаза), чело (лоб)).
Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали (Лакей, треуголка).

Заимствованные слова - слова, пришедшие в русский язык из других языков (латте, вуаль, такси, ландшафт)

Фразеологизмы - лексически неделимое, устойчивое словосочетание (Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу).

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2019. Образец, шаблон, комментарий, план, проблема, авторская позиция, аргументы.

30/08/2018 21:17

Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

Как писать сочинение ЕГЭ 2019 по русскому языку (27 задание ЕГЭ )? Здесь вы можете найти информацию об изменениях в сочинении и критериях оценивания. Также можете узнать, как правильно писать сочинение, из каких пунктов состоит план, как писать комментарий 2019 и обоснование (аргумент).

Итак, в 2019 году произошли существенные изменения в формулировке задания 27 (сочинения). Теперь формулировка звучит так:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту)! не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»

  •  ПЛАН сочинения ЕГЭ

· ВВЕДЕНИЕ

· ПРОБЛЕМА

· КОММЕНТАРИЙ

· АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

· ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ+ОБОСНОВАНИЕ

· ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В связи с изменениями, план сочинения ЕГЭ 2019 теперь выглядит следующим образом:























































































Вступление

Проблема

Связка

Комментарий (1-й пример)

Пояснения к комментарию

Связка

Комментарий (2-й пример)

Пояснение к комментарию

Связка

Позиция автора

Собственная позиция

Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)

Заключение

Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.

Союзы делятся на:
1) Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))

Можно разделить на:
-соединительные
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и.
-противительные
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-сопоставительные (градационные): не только..., но и; как..., так и, не столько..., сколько; не то чтобы,...а
-присоединительные: тоже, также, да и, притом, причем, и.
-пояснительные: то есть, а именно.

2) Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения

ВАЖНО!!! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.

Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.

Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.

Времени: когда, лишь, едва, как только...

Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...

Следствия: так что...

Условия: если, если бы, раз...

Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...

Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы...

Причины: потому что, ибо, так как, оттого что...

Места: где, куда, откуда...

Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Местоимения

Разряды:

Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они —--во всех падежах (мной, его и т.д.)

Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
!!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

Возвратное себя

Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.

Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.

Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.

Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
















Наречие

-неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.

1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)

2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)















Дата: 2018-12-28, просмотров: 557.