Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.
Союзы делятся на:
1) Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))
Можно разделить на:
-соединительные
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и.
-противительные
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-сопоставительные (градационные): не только..., но и; как..., так и, не столько..., сколько; не то чтобы,...а
-присоединительные: тоже, также, да и, притом, причем, и.
-пояснительные: то есть, а именно.
2) Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения
ВАЖНО!!! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП.
Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.
Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.
Времени: когда, лишь, едва, как только...
Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...
Следствия: так что...
Условия: если, если бы, раз...
Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...
Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы...
Причины: потому что, ибо, так как, оттого что...
Места: где, куда, откуда...
Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Местоимения
Разряды:
Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они —--во всех падежах (мной, его и т.д.)
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
!!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
Возвратное себя
Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.
Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.
Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.
Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
Наречие
-неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.
1. Обстоятельственные
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...)
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...)
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...)
2. Определительные
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...)
-количественные (много, мало, чуть-чуть...)
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..)
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...)
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексические нормы.
Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.
1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
2) Замена.
"Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели
Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Для успешного выполнения задания необходимо:
Алгоритм выполнения:
1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.
ТЕОРИЯ
Типы ошибок
№ | ОШИБКИ | ПРИМЕРЫ |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
1) Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.
3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).
4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).
***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.
В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задание 8 ЕГЭ 2019 - это проверка ваших знаний синтаксических норм.
За это задание Вы можете получить 5 баллов. Поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных сложных заданий ЕГЭ.
Итак, в демоверсии это задание сформулировано следующим образом:
МОЖНО
1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
НЕЛЬЗЯ
1.ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтирована.
3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
Нарушение управления
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Правописание корней. Алгоритм выполнения:
ТЕОРИЯ
ТЕОРИЯ
ТЕОРИЯ ПРАВОПИСАНИЕДля успешного выполнения задания 10 необходимо знать перечень правил: ·Правописание приставок ·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок) ·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ- Алгоритм выполнения: Внимательно прочитать Выделить приставки ТЕОРИЯ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Все приставки делятся на О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, НА-: нападение ЗА-: задаваться ВЫ -: вышагивать ПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый ПРИСТАВОК ·Правописание приставок ·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок) ·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-
Алгоритм выполнения: 1)Внимательно прочитать 2)Выделить приставки 3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»). ·Приставки, оканчивающиеся на –з, -с; ·Ы, И,Ъ на стыке морфем; ·Пол-, полу-; ·Неизменяемые приставки; ·ПРЕ, ПРИ Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ и ПРИ лучше всего оставить на «десерт».
ТЕОРИЯ
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Все приставки делятся на 1) Неизменяемые (нужно запомнить) О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ -: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерный ПЕРЕ-: перегной Для успешного выполнения задания 10 необходимо знать перечень правил: ·Правописание приставок ·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок) ·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-
Алгоритм выполнения: 1)Внимательно прочитать 2)Выделить приставки 3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»). ·Приставки, оканчивающиеся на –з, -с; ·Ы, И,Ъ на стыке морфем; ·Пол-, полу-; ·Неизменяемые приставки; ·ПРЕ, ПРИ Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ и ПРИ лучше всего оставить на «десерт».
ТЕОРИЯ
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Все приставки делятся на 1) Неизменяемые (нужно запомнить) О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ -: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерный ПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый добраться, И, Ы, Ъ после приставок Ы: И: Ъ :
Задание 11 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН) Для успешного выполнения задания необходимо знать правописание суффиксов: - глаголов - причастий - деепричастий - прилагательных - существительных; Алгоритм выполнения: 1. Внимательно читаем задание; Определяем часть речи; Не забываем об исключениях. ТЕОРИЯ Суффиксы глаголов -ова-, -ева- : Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю. Примеры: Заведовать (заведую), исповедовать (исповедую) -ыва-, -ива- : Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю. Примеры: Откладывать (откладываю), рассматривать (рассматриваю) Примеры: Залить – заливать, преодолеть -преодолевать, преодолеваю Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить и суффикс глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть - и производных от них. Запомните Суффиксы прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ- Всегда пишется И (заботливый, заносчивый) -ИВ-, -ЕВ- Под ударением пишется ИВ (красивый, правдивый) Без ударения пишется ЕВ (боевой, сиреневый) Искл. милостивый, юродивый -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ- Пишутся после твердых согласных (деловой, красноватый, деловитый) -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ- Пишутся после мягких согласных и ц (вечевой, сиреневатый, глянцевитый) Суффиксы существительных (могут чередоваться или быть неизменяемыми) -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) ИК пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик – столика, пальчик - пальчика) ЕК- ЕК пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек- листочка, платочек - платочка) -ЕЦ- Сущ. мужского рода (боец) В сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо) -ИЦ- Сущ. женского рода (владелица) В сущ. среднего рода если ударение предшествует суффиксу (платьице) -ИЧК- В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка (лестница), пуговичка (пуговица)). -ЕЧК- В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко) -ОНЬК- После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька) -ЕНЬК- После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька) -ЧИК- После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик) -ЩИК- После остальных согласных (банщик, фонарщик) Суффиксы существительных ТЕОРИЯ Сложные случаи 1) При наличии в качестве пояснительного слова наречия совсем и вовсе возможно как слитное, так и раздельное написание не с прилагательными, что связано с двумя значениями, в которых употребляются данные наречия 1. В значении: ни один (единый) Различайте! Задание 14 ЕГЭ по русскому языку 2019. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Поскольку написание очень сильно зависит от того, какая часть речи перед нами, то следует изучить и теорию к 25 заданию. Так слитно, раздельно или через дефис? Вот несколько лайфхаков. 1) Различай предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного , сослагательного или условного наклонения. 3) Союз ТО ЕСТЬ пишется раздельно. 5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличие, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным) в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда слитно. 6)Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастие не _ смотря на, не_взирая на, то пишем в три слова. 7) Следует различать: иметь в виду, ввиду(из-за) непогоды, в виде. 8) Ввиду,вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог+ существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет. 9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис. 10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное пишется раздельно (пол чайной ложки) 11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И ( по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих) ТЕОРИЯ Правописание предлогов Слитно: ПРИМЕРЫ: Раздельно: ПРИМЕРЫ: Через дефис ПРИМЕРЫ: Омонимичные части речи Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых Вследствие (предлог) непогоды – в следствие (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И) Поговорить насчет урока (насчет - предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ) Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог) Правописание союзов
СЛИТНО: Раздельно
Правописание частиц
Слитно
Через дефис
Раздельно
Правописание числительных
Слитно:
Раздельно: Правописание сложных слов Слитно: Сущ.с соединительными гласными "о" и "е": пароход. Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник. Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д. Но! Контр-адмирал Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова. Но! Перекати-поле Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор. Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец. Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный. Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска). Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный. Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство). Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый. НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия), если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный. Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный.
Слова с пол- согласной, кроме л: полвека, полдня Через дефис Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр. Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж. Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток. Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха. Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский). Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый. Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий. Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона Задание 15 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить. Алгоритм работы:
ТЕОРИЯ
-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
Причастие: -совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия. Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший? Например: читающий человек (человек сам читает) Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные - это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный. ТЕОРИЯ
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос как(ой, ая, ое, ие)?
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы : как? когда? каким образом? и т.д.
Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей. Определение
Выделяется запятыми: -если причастный оборот стоит после определяемого слова: Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся. -причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению: |Расстроившаяся из-за сына|, она никак не могла взять себя в руки. -причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение( причины, условия, уступки): Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул. -два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова: Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках. -согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение: Он, сытый, быстро заснул. -если оторвано от определяемого слова другими членами предложения: Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень. -несогласованное определение обособляется, если определяемое слово: 1) местоимение: Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
2) имя собственное: Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек. 3) Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот: 1) Если определяемое слово стоит после него (кроме исключений). 2) Если определение входит в состав сказуемого (составного именного). 3) Если стоит после неопределенного местоимения. 4) 5) 6) Приложение 7) Выделяется запятыми -Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово местоимение Он, отличный врач, очень помог мне. 8) 9) - Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным 10) 11) - Если приложение «оторвано» от определяемого слова 12) 13) - Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово существительное с пояснительными словами 14) 15) - Любое приложение, если стоит после определяемого слова — имени собственного 16) 17) - Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения или пояснения 18) 19) - Приложение, если стоит перед определяемым словом — именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение 1) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется. 2) Не обособляется также приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны. 20) 21) Выделяются запятыми 22) -деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие глагольность (значение добавочного действия): Он бежал, крича мне что-то. Поев, ребёнок заснул. 23) 24) -обстоятельство с предлогом несмотря на: Несмотря на дождь, дети убежали гулять. -сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. подобными: Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные. Это не танец: двигается, как деревянная. 25) 26) 27) Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты 1) Если они потеряли свою глагольность и имеют значение образа действия 2) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания)
Задание 18 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Необходимо знать следующие темы: ТЕОРИЯ
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.). ОМОНИМИЯ Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя) НАПРИМЕР: Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы Сложные случаи I. Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ. !!!Как отличить омонимичные частицы и междометия (о,ах.а)!!!! Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения); Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения. Задание 19 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
ТЕОРИЯ
СПП с несколькими придаточными. 1) Последовательное (каждая последующая часть зависит от предыдущей) Запятая не нужна На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза. Он уехал, и где он теперь, я не знаю. Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Пунктуационный анализ. Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019: "Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации". Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание: · Знаки препинания между подлежащим и сказуемым · Знаки препинания при сравнительных оборотах · Знаки препинания при уточняющих членах предложения · Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения · Знаки препинания при прямой речи, цитировании · Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении · Тире в простом и сложном предложениях ТЕОРИЯ ТИРЕ
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ · Сущ Им. – Сущ.Им.
· – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть».
· Инф. – инф.
· Числ. Им. – числ Им. Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд. Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Точка с запятой ставится · если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. · между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.) Алгоритм выполнения:
1) Прочитайте внимательно задание. Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы. 2) Прочитайте текст. 3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл. Сложность 22 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание. Формулировка задания в демонстрационном варианте ЕГЭ 2019:
"Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов".
Возможны и другие формулировки задания:
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Какие из высказываний не противоречат содержанию текста? В каком предложении выражена основная мысль? и др.
Алгоритм выполнения:
1) Прочитайте внимательно задание. Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы. 2) Прочитайте текст. 3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.
4) Проверьте фактические ошибки. Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.
5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5. Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.
4) Проверьте фактические ошибки. Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.
5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5. Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку. Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Функционально-смысловые типы речи. В 23 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия: 1) определить тип речи в указанных фрагментах ТЕОРИЯ Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь). Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.
Описания могут быть фактографическими или творческими. Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.
Пример: Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).
Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. Пример: "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.
Рассуждение может быть развернутым и кратким.
!!! Внимательно читайте формулировку Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения: -прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха) -синонимы (контекстный синоним) -антонимы (контекстный антоним) -омонимы -фразеологизмы -заимствованные слова -лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) -ограниченная в употреблении лексика( профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) -стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
Формулировка задания: «Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)». ТЕОРИЯ.
Лексическое значение слова
Это исторически закрепленное "содержание" слова.
Слова могут иметь:
Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.
Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении).
Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).
Синонимы
Это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать - размышлять) Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.)) Антонимы
Это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло) Контекстные антонимы - слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))
Омонимы
Это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы - это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы - это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы. Фразеологизмы Это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм - это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.
Заимствованные слова
Это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами. Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).
Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Средства связи предложений в тексте. Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ необходимо знать средства связи предложений в тексте. Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Формулировка задания:
Алгоритм выполнения:
ТЕОРИЯ Предлог
Частица Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий). Отрицательные: не и ни Союз Местоимения Разряды: Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их ---- во всех падежах (моего, твоей и т.д.) !!!!!!Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните: Возвратное себя Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д. Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д. Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д. Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д. Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
Наречие
1. Обстоятельственные 2. Определительные
Синонимы - слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)
Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений. Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности. Алгоритм выполнения задания. 1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
ТЕОРИЯ Тропы Гипербола - преувеличение (Сто лет не виделись).
Ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания (едва ли кто польстится на такую красавицу). Синекдоха - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот (Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)).
Эти бедные селенья, Эпифора - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?) Антитеза - противопоставление. Градация - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, Инверсия - нарушение порядка слов в предложении (Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду)) Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста (Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…)
Вопросно-ответная форма - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них (Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.)
Ассонанс - повтор гласных (Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
Антонимы - слова, противоположные по значению. (День - ночь, умный - глупый) Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова (Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность)). Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2019. Образец, шаблон, комментарий, план, проблема, авторская позиция, аргументы. 30/08/2018 21:17 Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Как писать сочинение ЕГЭ 2019 по русскому языку (27 задание ЕГЭ )? Здесь вы можете найти информацию об изменениях в сочинении и критериях оценивания. Также можете узнать, как правильно писать сочинение, из каких пунктов состоит план, как писать комментарий 2019 и обоснование (аргумент). Итак, в 2019 году произошли существенные изменения в формулировке задания 27 (сочинения). Теперь формулировка звучит так: Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
· ВВЕДЕНИЕ · ПРОБЛЕМА · КОММЕНТАРИЙ · АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ · ОТНОШЕНИЕ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ+ОБОСНОВАНИЕ · ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с изменениями, план сочинения ЕГЭ 2019 теперь выглядит следующим образом: Вступление Проблема Связка Комментарий (1-й пример) Пояснения к комментарию Связка Комментарий (2-й пример) Пояснение к комментарию Связка Позиция автора Собственная позиция Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) Заключение Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного. Союзы делятся на: Можно разделить на: 2) Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения ВАЖНО!!! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП. Например, союз "КАК" может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны. Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др. Времени: когда, лишь, едва, как только... Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы... Следствия: так что... Условия: если, если бы, раз... Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что... Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы... Причины: потому что, ибо, так как, оттого что... Места: где, куда, откуда... Образа действия и меры,степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Разряды: Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они —--во всех падежах (мной, его и т.д.) Притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.) Возвратное себя Указательные тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д. Определительные сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д. Неопределенные некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д. Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. Вопросительные кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д. Относительные (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП) Наречие -неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д. 1. Обстоятельственные 2. Определительные Дата: 2018-12-28, просмотров: 557. |