Неценовые детерминанты предложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Помимо цены на величину предложения влияют следующие факторы, называемые неценовыми детерминантами.

1. Цены на ресурсы. Цены на средства труда, сырье, материалы, рабочую силу прямым образом влияют на стоимость производства товара в денежном выражении, и значит, его цену. При наличии определенной суммы денег товаропроизводитель вынужден приобрести меньше ресурсов, поднявшихся в цене, а, следовательно, произвести меньше продукции.

2. Технология производства. Совершенствование технологии позволяет производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов. При неизменных рыночных ценах снижение затрат на единицу продукции ведет к увеличению прибыли от продажи товара.

3. Налоги и дотации. Налоги, непосредственно взимаемые с предприятия, повышают издержки производства его товаров, а следовательно и их цену. Косвенные налоги, включаемые в цены, отражают общественные издержки производства и тоже повышают цену товаров. Дотации, субсидии, трансферты, представляемые предприятию государством, понижают издержки предприятия и тем самым цену товара.

4. Число продавцов. Рост числа продавцов товара при условии, что объемы продаж прежним количеством продавцов не меняется, увеличивает предложение и уменьшает рыночную цену.

5. Цены на другие товары. Изменение рыночных цен на одни товары может заставить товаропроизводителей изменить производство других товаров, причем в обратном направлении. Это явление имеет место как во внутриотраслевом, так и межотраслевом масштабах. Так, повышение цен на зерно при полном использовании земельной площади ведет к уменьшению производства технических культур и наоборот. Точно также повышение цен на рыбные товары может вызвать перелив капитала в рыбную отрасль из мясной.

6. Ожидания изменения цен. Ожидания изменения цен на продукты в ту или другую сторону тоже могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, придержать зерно осенью, чтобы дороже продать зимой, или постараться сбыть запас товаров в ожидании снижения цен на него.

 

 

8. Эластичность спроса и предложения

Эластичностью называют способность одной переменной величины реагировать на изменение другой. Измеряется она числом, которое показывает выраженное в процентах изменение одной переменной в зависимости от выраженного в процентах изменения другой переменной.

Есть несколько видов эластичности. Наиболее значимым из них является эластичность спроса от цены, которая характеризует изменение спроса на определенный товар по отношению к изменению его цены. Формально это отношение записывается следующим образом:

Ер = ( % ΔQ ) / ( %ΔP),

где % ΔQ – изменение Q, выраженное в процентах, а % ΔР – изменение Р в таком же измерении.

Но процентное изменение переменной является абсолютным изменением переменной, деленным на ее первоначальный уровень. Например, если первоначальная цена товара составляла 200 руб., а затем выросла до 204, то процентное изменение составит 4/200 = 0,02%. Поэтому мы можем записать эластичность спроса цены как

Еp=

ΔQ/Q

=

P

*

ΔQ
ΔP/P Q ΔP

Отсюда следует, что эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину. Это объясняется тем, что при росте цены товара спрос на него, как правило, снижается, т.е. ΔQ становится величиной отрицательной, поэтому ΔQ/ΔР и Ер тоже являются числами отрицательными.

Эластичность предложения определяется аналогичным образом. Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате процентного увеличения цены. Такое значение эластичности обычно положительно, потому что более высокая цена является для производителей стимулом к увеличению выпуска.

Можно также сослаться на эластичность предложения по отношению к таким переменным, как ставка (норма) процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, используемые при производстве нужного товара. Например, для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна. Увеличение цены сырья означает более высокие издержки для фирмы, а поэтому при прочих равных условиях предлагаемое количество снизится.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.