Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации.
Структура МОТ представлена на рисунке 14.
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Представители трудящихся и работодателей участвуют на равных правах с представителями правительств. На ежегодных сессиях МОТ должны присутствовать по четыре делегата от каждого государства-члена (два от Правительства и по одному от организаций предпринимателей и трудящихся). Последние должны назначаться по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями предпринимателей и трудящихся. Соблюдение этого правила контролируется особым комитетом по проверке полномочий конференции. Делегаты выступают и голосуют индивидуально.
Высший орган – Международная конференция труда |
Исполнительный орган – Административный совет МОТ |
Контролирующие органы МОТ |
Секретариат МОТ – Международное бюро труда |
Комитет экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций |
Комитет Административного Совета по свободе объединения |
Комитет Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций |
Генеральная конференция, включающая делегатов всех государств - членов МОТ, созывается не реже одного раза в год. К ее компетенции относится определение задач и направлений деятельности организации, внесение изменений в ее устав, прием в члены МОТ отдельных государств, принятие международных конвенций и рекомендаций, наблюдение за применением государствами ратифицированных ими конвенций, а также рекомендации МОТ.
Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Административный совет состоит также из представителей трех сторон, которые входят в него на указанной выше пропорциональной основе и избираются соответственно каждой группой делегатов. Совет выбирает генерального директора, который разрабатывает проект бюджета и осуществляет общее управление международным бюро труда (МБТ) - постоянным органом МОТ, выполняющим функции ее секретариата.
Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации. Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.
Существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придании им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Контролирующими органами МОТ являются Комитет экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитет Административного Совета по свободе объединения и Комитет Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.
Основополагающие документы МОТ
Основными документами МОТ являются:
· Устав МОТ
· Филадельфийская декларация МОТ
· Регламент Международной конференции труда
· Декларация МОТ 1998 года «Об основополагающих принципах»
За время существования МОТ приняты четыре Декларации, а также Конвенции и Рекомендации в продолжение основных принципов, закрепленных в Декларациях.
Деклар а ция МОТ - это официальное провозглашение государствами-членами МОТ основных принципов международного сотрудничества в области регулирования социально-трудовых проблем.
Филадельфийская декларация МОТ 1944 года «О целях и задачах МОТ» (включенная сейчас в Устав МОТ).
В Декларации воплощены следующие принципы:
· труд не является товаром;
· свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
· нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
· все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
Декларация МОТ 1977 года «О многонациональных предприятиях и социальной политике».
В декларации определены и закреплены вопросы, касающиеся:
· занятости населения,
· подготовки и переподготовки кадров,
· условий труда и жизни.
Декларация МОТ 1998 года «Об основополагающих правах и принципах в сфере труда».
В Декларации закреплены следующие принципы:
· свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров;
· запрета дискриминации в трудовых отношениях;
· искоренения принудительного труда;
· запрета детского труда.
Декларация МОТ 2008 года «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации»
В декларации охвачены вопросы:
· содействия занятости благодаря формированию стабильной институциональной и экономической среды;
· разработки и расширения мер социальной защиты;
· содействия социальному диалогу и трипартизму;
· соблюдения, содействия и реализации основополагающих принципов и прав в сфере труда.
Конвенция МОТ - международное обязательство, разработанное и принятое МОТ. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами-членами МОТ. Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции.
Рекомендация МОТ - международный документ, разработанный и принятый МОТ и расширяющий содержание той или иной конвенции МОТ. Рекомендации не являются юридически обязательными актами.
Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.
Указанным четырём принципам Декларации 1998 года посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.
МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, в исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.