Предусмотренная учебным планом курсовая работа по дисциплине «Международное право ». Требования к курсовой работе излагаются в методических рекомендациях по написанию курсовых работ: Методические рекомендации по выполнению курсовых работ: Для студентов высшего и среднего профессионального образования всех форм обучения/ Гаврикова Т.С. Маркарова Л.А., Федик Е.Н., Згоржельский С.П. М.: РАП, 2012. 28 с.
Приступая к написанию курсовой работы, студент должен изучить дисциплину в объеме, установленном учебным планом ФГБОУВО “РГУП”, в соответствии с программой курса.
Процесс подготовки курсовой работы состоит из этапов:
- изучение законодательства по теме;
- подбор и изучение литературы по теме;
- составление плана;
- подбор практического материала по теме курсовой работы;
- изложение темы;
- письменное оформление работы.
Структурно курсовая работа состоит из разделов:
- титульный лист;
- оглавление (план);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список нормативных правовых актов, источников международного частного права и литературы, использованных при подготовке работы;
- приложение (в случае необходимости).
Курсовая работа должна быть выполнена на высоком уровне и носить самостоятельный характер. Нормативная база, источники, научная литература и практический материал должны быть проработаны и органически увязаны с избранной темой.
Курсовая работа должна быть четко выстроена структурно, демонстрировать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок, исключающих неоднозначное толкование. Результаты работы необходимо излагать конкретно, выводы и предложения должны быть обоснованными. Обязательным требованием является грамотность – соблюдение правил орфографии, стилистики и пунктуации.
Курсовая работа должна отразить глубину теоретической подготовки студента, понимание рассматриваемого круга вопросов, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать собственные выводы, грамотно излагать материал.
Курсовая работа должна носить творческий характер, отражать собственное понимание студентом существа вопроса. Текс курсовой работы должен быть емким – содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы. Работа, содержащая дословное переписывание литературных источников, простой пересказ учебников, учебных пособий, не рецензируется и возвращается студенту для переработки.
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в локальных нормативных актах ФГБОУВО “Российский государственный университет правосудия”.
Работа должна быть представлена в печатном виде. Для компьютерной верстки – полуторный интервал, размер рифта 14, гарнитура Times New Roman, сноски печатаются 10 шрифтом. Объем работы не должен превышать 25-30 страниц текста с полями по 2 см.
Научный руководитель проверяет курсовую работу и доводит результат проверки до студента. Результат проверки оформляется в форме рецензии. Положительная рецензия является основанием для допуска студента к защите курсовой работы.
Для защиты курсовой работы студенту необходимо внимательно ознакомиться с замечаниями, высказанными в рецензии на нее, чтобы подготовится к ответу на вопросы по ним в ходе защиты курсовой работы.
По результату защиты курсовой работы выставляется оценка, которая заносится в ведомость, а также в зачетную книжку студента.
В случае получения оценки “неудовлетворительно” студент до сдачи экзамена по соответствующей дисциплине не допускается.
Примерные темы курсовых работ[9]
1. Проблемы реализации внешней политики Российской Федерации в международном праве.
2. Вопросы формирования концепция национальной международно-правовой доктрины.
3. Современные проблемы теории международного права.
4. Современное состояние научной разработки проблемы мирного разрешения споров.
5. Проблемы развития институтов, предложенных Гаагскими конференциями о мирном разрешении споров ХIХ - ХХ веков.
6. Проблемы мирного разрешения конфликтов современного периода: терроризм, сепаратизм и т.д.
7. Проблемы международно-правовой ответственности государств.
8. Проблемы международно-правовой ответственности индивидов.
9. Современные взгляды на место, роль и возможности международных договоров.
10. Нерешенные вопросы соотношения законодательства Российской Федерации и международного договора.
11. Международное сотрудничество по вопросам прав человека.
12. Международное сотрудничество по борьбе с преступностью.
13. Проблемы развития международно-правовых средств обеспечения безопасности в мире.
14. Общая характеристика международно-правового регулирования вооруженных конфликтов.
15. Проблемы международного экономического права.
16. Международные экономические договоры.
17. Международные организации в сфере межгосударственных отношений.
18. Международные организации в сфере охраны окружающей среды.
19. Международно-правовые проблемы защиты среды Мирового океана, атмосферы и околоземного космического пространства.
20. Современные проблемы реформирования ООН.
21. Перспективы развития Европейского Союза и Совета Европы.
22. Эволюционирующее толкование международных договоров.
23. Перспективы развития ЕАЭС.
5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Изучение данной дисциплины осуществляется в процессе лекций и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов.
Целью изучения курса является формирование у студентов систематизированных комплексных знаний о международном праве, а также умений и навыков по правильному применению норм международного права.
Подготовка к семинарским занятиям и работа с источниками международного права
Семинарские и практические занятия по дисциплине проводятся в соответствие с учебным планом и имеют своей целью:
1) выработать у студента комплексное представление о предмете, методах, системе принципов и основных институтах дисциплины “Международное право”, показать знание содержания и соотношения курса с национальным правом;
2) закрепить теоретические знания, раскрывающие общие понятие и основное содержание курса;
3) способствовать глубокому изучению студентом наиболее важных источников международного права, национального права;
4) приобретение студентом необходимых навыков для самостоятельной работы с юридической литературой и международно-правовыми актами;
5) выработать у студентов умение анализировать действующие нормы международного права, национального права, понимание практических аспектов их применения.
При изучении курса “Международное право” необходимо иметь в виду следующее.
1. Международное право – учебная дисциплина с динамично развивающимся содержанием и практикой применения. В связи с этим помимо изучения учебной литературы необходимо следить за событиями международной жизни. В ходе курса в ряде случаев полезным является ознакомление с историческими и политическими предпосылками тех или иных институтов и норм дисциплины.
2. По возможности следует использовать несколько учебников и учебных пособий по международному праву, написанных разными авторами. Это связано с тем, что не во всех учебниках с достаточной степенью подробности освещаются все темы, ряд изданий частично устарел. Кроме того, целый ряд вопросов изучаемой дисциплины является дискуссионными и необходимо знать различные точки зрения.
3. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать дополнительную литературу (монографии, статьи и пр.). Монографии, изданные в советский период, следует оценивать с учетом современных тенденций и оценок.
4. Материалы по тематике регулирования международных частноправовых отношений публикуются в специализированных международно-правовых и национально-правовых журналах: “Московский журнал международного права”, “Международное правосудие”, “Международное публичное и частное право”, “Юрист-международник”, “Международное право – International Law”, “Евразийский юридический журнал”, “Евразийская интеграция: экономика, право, политика”, а также и других общеправовых периодических изданиях.
5. Большую помощь студентам могут оказать справочно-правовые системы «Консультант-плюс» и «Гарант», имеющие в своем составе крупные международно-правовые модули.
6. Большое количество материалов, в том числе судебная практика, представлено в сети Интернет. Помимо официальных сайтов международных судов, ООН, ЕС, ЕАЭС, Совета Европы и пр., могут быть использованы сайты международных неправительственных организаций, а также сайты публицистического характера, освещающие конкретные международные проблемы.
7. Ряд материалов дается на английском языке – языке международного общения и рабочем языке международных организаций. Владение языком значительно расширяет возможности самостоятельной работы и углубленного изучения проблем дисциплины.
8. Нормативные источники в международном праве не ограничиваются международными договорами. Студентам следует очень внимательно изучить концепцию международного обычая. Очень важно при подготовке владеть современными концепциями, относящимися к источникам международного права: понимать значение терминов “мягкое право”, “jus cogens”, понимать роль, которую играют в международном праве доктрина, судебная практика, односторонние акты государств, акты международных организаций и конференций.
9. Огромное значение для изучения дисциплины имеет ознакомление с международной судебной практикой – решениями международных судов, международных арбитражей, трибуналов и иностранных государственных судов наравне с российскими государственными судами. Тексты судебных решений судов на их рабочих языках (как правило – английском и французском) можно найти на их интернет-сайтах. Конкретные задания, связанные с работой с судебными решениями даются преподавателем с учетом специфики соответствующей темы и наличия учебного времени.
10. Критическое отношение к нормативному материалу и к позициям международных судов и отдельных государств возможно, довольно часто в оценке международного права, даже среди студентов-юристов, преобладает позиция нигилизма. Однако каждый раз такая позиция должна быть обоснована, кроме того, студент (и любой исследователь) должен искать не пути углубления проблемы, а пути ее разрешения. Хотя полная деполитизация международного права, как и права вообще, невозможно, студентам следует избегать позиций, полностью основанных не на правовых, а на политических аргументах.
11. При наличии возможности по завершению курса проводится деловая игра, основанная на моделировании судебного разбирательства в международном суде или игра в форме переговоров по фабуле гипотетического дела. Студенты разделяются на команды, выполняющие роли сторон процесса. В роли судей выступают студенты и преподаватель, оценивающие уровень подготовки, аргументации и ораторского мастерства участников.
Методические рекомендации по написанию рефератов
Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Написание реферата по учебной дисциплине “Международное право” может осуществляться как по желанию студента, так и по инициативе преподавателя. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно при условии предварительного согласования с преподавателем.
Студент должен правильно выбрать методику работы по написанию реферата, для этого необходимо заранее выбрать и обсудить с преподавателем тип будущей работы. Существуют различные типы рефератов:
обзорный (сводный) реферат - реферат, составленный на некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов (это либо монорефераты в виде связного произведения, либо полирефераты в виде совокупности отдельных рефератов);
критический реферат - реферат, в котором ставится задача отразить содержание первоисточника в реферате и выразить свое отношение к данному содержанию;
иллюстративный реферат - реферат, сформированный на основе переработки иллюстративного материала первоисточника (используется для большей наглядности, облегчения восприятия, анализа, оценки, повышения информативности и т.п.);
реферат-фрагмент первоисточника - реферат, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования.
Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если студент, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеет обосновать, в чем он видит ее преимущество.
Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.
Объем реферата составляет, как правило, не менее 5 и не более 15 печатных страниц через полтора интервала 14-м шрифтом (допускается и предоставление реферата в рукописном виде). В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.
Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе. Наконец, очень важно, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего юриста умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать текст.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе́ (из фр. Essai “попытка, проба, очерк”, от лат. exagium “взвешивание”) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Можно выделить следующие виды эссе:
повествование – связывает события в определенной последовательности, чаще всего хронологической, излагается от первого или третьего лица, создается вокруг ключевых событий;
описание процесса – описание действия, события, явления с целью объяснить аудитории как нечто делается или происходит;
иллюстрация - служит для прояснения идей (общих утверждений) с помощью примеров (иллюстраций). При выборе примеров нужно убедиться, что они на самом деле поддерживают идею и их достаточно для данной цели;
классификация – разбивает широкую тему на категории по какому-либо определенному принципу, определяет отличительные особенности каждой категории и показывает, как эти особенности варьируются между категориями. Сегментирование темы упрощает рассказ, подавая информацию небольшими, тщательно отобранными порциями;
сравнение – оценивает два или несколько предметов с точки зрения их сходств, различий или того и другого. Сравнение часто помогает сделать выбор между альтернативами, а также знакомит с незнакомыми явлениями. Все элементы сравнения должны иметь что-то общее и опираться на хорошо отобранные детали, показывающие, чем сравниваемые элементы похожи и чем отличаются;
причина и следствие – составляют категорию причинности. Эссе, в которых используется причинность, анализируют причины — доводы, почему имеют место те или иные действия и условия, и следствия — результаты этих действий и условий. Причинный анализ может быть организован по одной из следующих моделей: одна причина — несколько следствий, несколько причин — одно следствие, причинная цепочка, несколько причин — несколько следствий;
определение – прояснение значения слов или понятий. Определения бывают трех видов: определения с помощью синонимов; сущностные определения, которые называют определяемый предмет, помещают его в более широкую категорию и отличают его от других предметов в данной категории; и развернутые определения, которые представляют собой комбинацию других форм эссе (повествование, описание, описание процесса и т. д.);
аргументация – необходимость убедить согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и др.
Процесс создания эссе состоит из следующих этапов: понимание задания, определение темы, сбор информации, организация собранной информации, выработка главного утверждения, написание черновика. На этапе правки черновика улучшается его связность, добавляется существенный материал, опускается несущественный и обеспечивается плавный переход между отдельными частями эссе. Затем исправляется структура и содержание абзацев, шлифуются отдельные слова и предложения. После правки черновик вычитывается, и исправляются орфографические и пунктуационные ошибки.
Структура должна соответствовать соответствующим требованиям:
1) мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т);
2) мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и судебную практику. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
Требования к эссе:
1) небольшой объем - от трех до семи страниц компьютерного текста;
2) конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка - эссе не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль и развивает ее;
3) свободная композиция и изложение материала;
4) непринужденность повествования;
5) эссе должно обладать внутренним смысловым единством, согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;
6) необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.
При написании эссе студенту важно учитывать следующие моменты:
вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);
необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы;
стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
Оценивая эссе, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, аргументировать свой выбор, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления текста.
Методические рекомендации по подготовке докладов и мини-презентаций по дисциплине
Студенты пишут доклады, мини-презентации по своему желанию в рамках учебной или научно-исследовательской работы. Кроме того, преподаватель может поручить студенту подготовить доклад или презентацию и выступить с ним (продолжительность 10-15 минут) на семинаре.
Подготовка доклада, презентации состоит из вдумчивого изучения учебной литературы и нормативного материала по теме сообщения. В докладе целесообразно обратить внимание на дискуссионные вопросы, выделить наиболее актуальные моменты и определить собственную позицию по рассматриваемой проблеме.
Объем текста докладов (сообщений) – до 5 машинописных страницы. Обязательно использование не менее 5 научных источников, опубликованных за последние 10 лет. Объем презентаций – необходимый для раскрытия темы выступления.
Изложение доклада (сообщения) осуществляется в устной форме, возможно с использованием презентаций или интерактивной доски. Желательно своими словами, с отрывом от текста. После заслушивания доклада (сообщения), презентации задаются вопросы к докладчику студентами, преподавателем. Затем происходит обсуждение доклада (сообщения, презентации) силами студентов.
Критерии оценивания выступления:
- соответствие содержания доклада, презентации заявленной теме, целям и задачам;
- логичность и последовательность в изложении материала;
- способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;
- объем исследованной литературы и других источников информации;
- способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;
- обоснованность выводов.
Примерные темы письменных работ
Темы для рефератов, курсовых и дипломных работ являются примерными и утверждаются по согласованию с преподавателем и кафедрой. Литература для написания рефератов, курсовых и дипломных работ указана в рабочей программе. Дополнительная литература, судебные решения, и другие необходимые материалы также рекомендуются преподавателем.
Примерные темы рефератов (эссе)[10]
1. Характер и сущность современного общего международного права, его соотношение с иными правовыми системами.
2. Понятие субъекта международного права.
3. Правосубъектность государств и межправительственных организации: соотношение суверенитета и национальности.
4. Проблема правосубъектности иных участников международных правоотношении: наций, международных неправительственных организаций, юридических и физических лиц.
5. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм. Теории “soft law” в международном праве.
6. Виды и методы мирного урегулирования международных споров: непосредственные переговоры, согласительные процедуры, арбитражное и судебное разбирательство, процедуры, применяемые международными организациями.
7. Понятие международно-правовой ответственности.
8. Виды и формы международно-правовой ответственности.
9. Понятие международно-правовых санкций.
10. Виды мер принуждения, входящих в международно-правовые санкции.
11. Процесс заключения международных договоров.
12. Действие и применение международных договоров.
13. Дипломатические представительства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.
14. Консульства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.
15. Привилегии и иммунитеты международных организаций.
16. Понятие государственной границы, государственной территории и международного пространства.
17. Правовой режим морских пространств по классификации Конвенции по морскому праву ООН 1982 года.
18. Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Характеристика основных международно-правовых документов и процедур по их реализации в сфере прав человека.
19. Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения безопасности в мире.
20. Общая характеристика международно-правового регулирования вооруженных конфликтов.
21. Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.