РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Обществознание
Часть 2
Преподаватель
Горильченко С.Р.
Нижний Новгород
2018
Подраздел 3 | Важнейшие социальные общности и группы |
34 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. |
35 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. |
36 | Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
37 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. |
Раздел 4. | Политика как общественное явление |
38 | Понятие власти. Типы общественной власти. |
39 | Политическая система |
40 | Государство как политический институт. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства |
41 | Межгосударственная интеграция |
42 | Формы государства: формы правления |
43 | Территориально-государственное устройство. |
44 | Типология политических режимов. |
45 | Правовое государство, понятие и признаки. |
Участники политического процесса | |
46 | Политическое участие и его типы. |
47 | Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. |
48 | Политическая элита |
49 | Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества |
50 | Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. |
51 | Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. |
52 | Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. |
53 | Роль СМИ в политической жизни общества. |
2 | Итоговая аттестация –дифференцированный зачет/экзамен |
Составьте кластер по тексту
Основные проблемы молодежи
– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;
– экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.
– духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
– проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально‑демографическая и культурно‑историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.
Дополните таблицу
Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)
Агрессивная самодеятельность: | базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. |
1---- | базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк‑стиль и т. д.). |
2----- | базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.). |
Социальная самодеятельность: | направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно‑исторического наследия и т. д.) |
13.Вставьте слова в текст
Молодежная политика – это система государственных ----1----- и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной ---2---- и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала ---3----, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, ---4-----, культурному развитию страны, обеспечению ее ----5-------- конкурентоспособности и укреплению национальной ---6------.
Слова: интеграция,безопасность, международная, национальная, творческому,экономическому, молодежи,пенсионеров,социализации,управления,приоритетов
14. Дополните план
Примеры проявления
А) транснациональные корпорации
Б) протекционизм в экономике
В) религиозный фанатизм
Г) экономические и политические союзы
Д) национализм в политике и культуре
Часть 2
1.Прочитайте текст и выполните задания
Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.
Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.
При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания. <…>
Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».
Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.
Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.
(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)
Ответьте на вопросы по тексту
1. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.
2. Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы? Укажите одно любое различие между ними.
3. Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.
Задание 2. Основные принципы национальной политики в России
ВСТАВЬТЕ СЛОВА В ПРОПУСКИ
Текст
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
2. взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
15.дополните план
Понятие семьи.
Функции семьи
Наименование функции | Её сущность |
Социализация | Формирование индивида как личности |
-------1-------- | Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи |
Экономическая | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи |
---2-------- | Предоставление определенного социального статуса членам семьи (национальность, религия) |
Эмоциональная | Оказание психологической поддержки членам семьи |
Защитная | Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи |
Духовно-нравственная | Развитие личности каждого члена семьи |
---3------- | Организация рационального досуга |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство человечества |
Классификации семьи
Основа классификации | Виды семьи |
Число детей | ----4-------- Малодетные, Бездетные |
Характер распределения домашних обязанностей | Традиционная (женщина – домохозяйка), Коллективистская (по очереди) |
Родственная структура | ---5---- (супруги с детьми), Расширенная (пара + родственники), полигамная (муж и много жен) |
Тип воспитания | Авторитарная ----6------- Демократическая |
Раздел 4. Тема 38. Власть
1.Политическая власть возникла в результате потребности людей в
1) управлении общественными отношениями
2) «сильной руке»
3) социальной справедливости
4) верховном авторитете
2. Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является
1) разработка единой идеологии
2) формирование политической элиты
3) укрепление организации
4) увеличение собственного электората
3. Одна из ветвей власти в демократическом государстве
1) судебная власть
2) культурно-информационная власть
3) власть политической элиты
4) экономическая власть
4. Одной из функций демократической политической власти является
1) подавление сопротивления недовольной части населения страны
2) удержание власти в руках одной политической силы
3) обеспечение влияния правящей элиты на все сферы общественной жизни
4) поиск механизмов, позволяющих обеспечить социальную стабильность
5. К политическим властным отношениям относятся отношения между
1) родителями и детьми
2) церковью и прихожанами
3) человеком и природой
4) человеком и государством
6. Государство, политические элиты и лидеры, политические партии относятся к
1) источникам власти
2) функциям власти
3) объектам власти
4) субъектам власти
7. Верховенство, публичность, легальность в использовании силы в пределах страны являются отличительными признаками
1) партийной власти
2) родительской власти
3) информационной власти
4) политической власти
8. Верховенство и независимость государственной власти от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами обозначают понятием
1) форма государства
2) государственный режим
3) форма территориального устройства
4) государственный суверенитет
9. Современным политологом О. Флетхайном сформулировано следующее определение политики: «Политическую науку можно определить как ту специальную область социальных наук, которая предметно-критически исследует государство …» Какой смысл термина «политика» отражает данное высказывание?
1) Политика представляет собой деятельность в сфере властных отношений.
2) Политика – одна из форм общественного сознания, теоретическое знание об управлении обществом.
3) Сущностью политики является учет и согласование разнообразных общественных интересов.
4) Политика выполняет регулирующую функцию в обществе.
10. Прочитайте текст и выполните задания
Составьте кластер
Чего не хватает?
Институциональная Политические институты | Нормативная | ---1-------- | Коммуникативная | Культурно-идеологическая |
Государство Политичекие партии | Принципы | Формы, Направления, | Связи и взаимодействия |
|
2. Коммуникативный компонент политической системы включает
1) идеологические принципы
2) формы взаимодействия партий
3) политические нормы
4) политические организации
3. Формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы характеризуют ее
1) нормативный компонент
2) коммуникативный компонент
3) культурный компонент
4) организационный компонент
4. Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют
1) нормативный компонент политической системы
2) коммуникативный компонент политической системы
3) культурный компонент политической системы
4) организационный компонент политической системы
5. Политическое сознание, политическая идеология образуют
1) нормативный компонент политической системы
2) коммуникативный компонент политической системы
3) культурный компонент политической системы
4) организационный компонент политической системы
6. Что является элементом культурной подсистемы политической системы?
1) правовые и политические нормы
2) сложившиеся взаимодействия социальных групп
3) государство, политические партии
4) политические идеологии
7. Политическая идеология относится к
1) политическим институтам
2) политическим нормам
3) политической культуре
4) политическим связям
8.В коммуникативный компонент политической системы входят
1) политические партии и движения
2) отношения гражданских институтов и государственных органов
3) политические идеи и доктрины
4) способы политического участия граждан
9. Политическая система включает в себя несколько подсистем. К коммуникативной подсистеме относится(-ятся):
1) ценности и эмоции, определяющие политическое поведение граждан
2) законодательство о выборах высших должностных лиц
3) политические партии и государственные органы
4) взаимодействие гражданских организаций с органами государства
10. Политическая система включает в себя несколько подсистем. К культурной подсистеме относится (относятся):
1) поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности
2) законодательство о выборах высших должностных лиц
3) телеканалы и иные средства массовой информации
4) взаимодействие гражданских организаций с органами государства
11. Политические партии имеют разнообразные связи и отношения с государственными органами. Государство финансирует парламентские партии, партии выступают в качестве конструктивного критика политики правительства. Данный пример характеризует такой компонент политической системы, как
1) духовный
2) коммуникативный
3) нормативный
4) культурный
12. Основным институтом политической системы является
1) государство
2) политическая партия
3) профсоюз
4) конституция
13. Коммуникативный компонент политической системы включает в себя
1) ценностные ориентации и установки людей в политической области
2) связи между субъектами политики
3) программы политических партий
4) традиции и нормы политического поведения
14. Какой институт политической системы обладает суверенитетом?
1) государство
2) политические партии
3) средства массовой информации
4) политические движения
15. Что из перечисленного является элементом институциональной подсистемы политической системы общества?
1) политические партии и общественные движения
2) методы осуществления власти
3) федеральные законы
4) господствующие модели политического поведения
16.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
ПОДСИСТЕМА | ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ |
Нормативно-правовая | Совокупность законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом |
... | Совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества |
17. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?
А. В состав политической системы общества могут входить общественные организации.
Б. В политическую систему общества входят органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. В политической системе не менее чем институты, значима политическая коммуникация, обеспечивающая взаимосвязи
и отношения между составляющими систему подсистемами и элементами.
Б. Институциональная подсистема политической системы включает в себя нормы и ценности, посредством которых общество регулирует возникающие конфликты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. В большинстве демократических государств религиозные организации относятся к политической системе общества.
Б. Политическая система определяет цели, задачи, пути развития общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20Установите соответствие между компонентами политической системы и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | |
A) государство Б) взаимодействия партий и институтов гражданского общества B) средства массовой информации Г) политические ценности Д) способы массового политического поведения Е) законы о выборах депутатов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | 1) институциональный 2) коммуникативный 3) нормативный 4) культурный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
21. Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Одним из основных институтов политической системы являются политические партии.
2) Открытость политической системы проявляется в её взаимодействии с другими сферами жизни общества.
3) Проявлением охранительной функции политической системы является распределение дефицитных благ и ресурсов общества.
4) К нормам политического взаимодействия относятся моральные нормы, а также обычаи и традиции.
5) Одним из компонентов политической системы являются группы давления.
22. Установите соответствие между компонентами политической системы и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | |
A) государство Б) взаимодействия партий и институтов гражданского общества B) средства массовой информации Г) политические ценности Д) способы массового политического поведения Е) законы о выборах депутатов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | 1) институциональный 2) коммуникативный 3) нормативный 4) культурный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Вставьте слова в текст
Политическая система общества представляет собой целостную совокупность государственных и негосударственных ---1---- и отношений, посредством которых формируется и осуществляется политическая ---2----. Непосредственным ---3---- осуществления власти является государство. В современном обществе механизм осуществления ----4------ власти включает помимо государства и другие политические и общественно-политические организации, например, ---5----, профессиональные, молодежные, женские, экологические объединения.
Политическая система любого современного общества состоит из нескольких ---6----. Прежде всего выделяется ----7-----подсистема, включающая непосредственных субъектов политической жизни общества в виде государства, партий, общественно-политических организаций и движений. Государство и партии являются сугубо политическими по своему назначению. Другие организации (профессиональные, молодежные, культурные и т.д.) вынуждены участвовать в политической жизни, проводя свои интересы через государственные решения.
Слова: институциональная, организации, власть, субъектом,объектом, интернациональной, политической, партии, подсистема, гуманистическая.
Часть 1
Практическое задание
Вставьте слова в текст
Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, ___1___
По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат ___2___, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», __3__состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого ___4___. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной __5___, расслоившей общество на бедных и богатых. Согласно этой теории единственным источником государственной власти является __6__, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны __7__ перед ним за использование властных полномочий.
Государство — это __8__объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Термины: рациональное, Руссо, Фома Аквинский, договора, войны, первобытном, современном, разума, собственности, народ, отчитываться.
Сопоставьте
1Психологическая теория | А Государство и власть даны нам богом |
2Теория насилия | б Государство возникает как продукт сознательного творчества |
3Договорная | В захват одного племени другим |
4теологическая | Г общество делится на слои более активных которые должны управлять более пассивными слабыми |
Верно ли суждение?
А.теологическую теорию обосновал Ж.Руссо
Б.Договорную теорию обосновал Фома Аквинский
В. Договорную теорию обосновал Дидро
Г. Психологическую теорию происхождения государства обосновал З.Фрейд
Д. Теорию насилия обосновал Дюринг.
Что лишнее и почему?
А. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н.Радищев,З.Фрейд
Б. К.Каутский, Е.Дюринг,Д.Дидро
В. З.Фрейд,, Л.И. Петражицкий, Ж.Руссо
5.Что обобщающее?(из этих терминов)
Договорная, психологическая, теологическая, теории происхождения государства, теория насилия
6.Теория, согласно которой государство есть результат расширения общения семей, и его власть есть власть главы семьи: а) патриархальная; б) теологическая; в) патримониальная; г) психологическая. | 7.Согласно этой теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка: а) патримониальная; б) патриархальная; в) договорная; г) марксистская. |
8. Представители договорной теории происхождения государства: а) Маркс, Энгельс, Ленин; б) Гумплович, Каутский, Дюринг; в) Руссо, Локк, Гоббс; г) Петражицкий, Спенсер. | 9. Выбрать суждение, наиболее соответствующее современному пониманию государства: а) это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом; б) это организация политической власти, управляющая определенной частью общества; в) это организация политической власти для защиты интересов госслужащих; г) это организация политической власти крупного капитала для защиты их интересов. |
10. Не является признаком государства: а) символика; б) налоги; в) аппарат управления и насилия; г) единый язык | 11. Не является признаком государства: а) официальное представительство всего общества; б) издание законов и подзаконных актов; в) наличие одной нации; г) верховенство государства на своей территории. |
12.Какое положение неверно: а) политическая система – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, политических отношений, в которых реализуется политическая власть б) структуру политической системы составляют политические отношения, политические организации (институты), политические нормы, политические взгляды, идеи, теории, политическая культура в) все звенья политической системы развиваются самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга | 13. Что из перечисленного можно отнести к непосредственным проявлениям политической жизни? 1. открытие очередной линии метрополитена 2. усиление миграционных процессов 3. принятие новой Конституции 4. восстановление разрушенного храма |
14.Что из перечисленного ниже входит в организационный (институциональный) компонент политической системы? 1) политическая традиция 2) общественно- политическое движение 3) программы политических партий 4) политическая информация | 15.К числу признаков любого государства, независимо от его исторических типов и форм, относят 1) уважение законов 2) наличие парламента 3) федеративное устройство 4) наличие публичной власти |
16.Составьте три предложение с термином государство | 17.Перечислите 5 компонентов политической системы |
Практическое задание
1.К внешней функции государства относится функция 1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая | 2.К внутренним функциям государства относится 1) создание и деятельность пограничных войск 2) участие в военно-политических блоках 3) правовое обеспечение экономической деятельности 4) развитие международного сотрудничества |
3.Какой из примеров иллюстрирует деятельность государства в социальной сфере? 1) Правительство рассмотрело поправки в налоговое законодательство, были изменены ставки налога на прибыль. 2) Согласно проводимой в стране пенсионной реформе, был увеличен пенсионный возраст для женщин и выделена накопительная часть пенсии. 3) Президент страны совершил поездку в ряд зарубежных стран, договариваясь о поставках металлургической продукции. 4) После многочисленных поправок был утвержден парламентом новый закон о средствах массовой информации. | 4.Цель социальной политики современного государства — 1) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей 2) защита наиболее неимущих, незащищенных слоев населения, целевая поддержка молодежи, лиц престарелого возраста. 3) расширение политического участия граждан в представительных органах власти разных уровней. 4) ослабление налогового бремени на мелкий и средний бизнес, льготное налогообложение небольших предприятий. |
5.Правительство приняло решение о поддержке национальной банковской системы в условиях мирового финансового кризиса. Какую функцию государственной власти иллюстрирует этот пример? 1) хозяйственную 2) социальную 3) идеологическую 4) культурную | 6.Понятия «суверенитет» и «публичный характер власти» характеризуют признаки 1) политического лидера 2) государства 3) политической партии 4) субъекта федерации |
7.Политическая идеология представляет 1) нормативный компонент политической системы 2) коммуникативный компонент политической системы 3) организационный компонент политической системы 4) культурный компонент политической системы | 8. Какой признак отличает государство от остальных институтов политической системы? 1) разработка программ политических действий 2) контролирование всех сфер общественной жизни 3) монополия на принуждение 4) аккумулирование групповых социальных интересов |
Сопоставьте
Внутренние функции
Вставьте слова в текст
Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области __1__, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные __2___. Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ от 15 мая 1992 г
В то же время под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную __3___
Президент Российской Федерации определяет основные направления торговой политики РФ; определяет порядок ввоза и вывоза из РФ __4__ металлов и камней; устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, __5__ и интеллектуальной собственностью. Министерство экономического развития проводит расследования, предшествующие введению специальных защитных мер, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении__6__ товаров.
Термины: глобализация,импорта, услугами, вещами,драгоценных, границу, территорию,договоры, конфликты, торговли
Закрепление
1 Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это · Политический режим · Форма правления · Форма устройства · Государственный суверенитет | 2 Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая свой вариант развития страны, называется · Оппозиционной · Либеральной · Демократической · Консервативной |
3 Политическим институтом является · Государство · Политический режим · Многопартийная система · Политическая власть | 4 К демократической политической системе относится подсистема · Пропорциональная · Парламентская · Президентская · Нормативная |
5 Верны ли суждения о политике А По сферам охвата политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю Б По направлениям деятельности политика может быть экономической, социальной, национальной, культурной… · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны | 6 Установите соответствие А Мажоритарная система Б Пропорциональная 1 Голосование идет по партийным спискам 2 Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников 3 Распределение мест между партиями в парламенте идет пропорционально числу поданных за каждую из них голосов 4 Голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов |
7 Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Гос. Думы. За него проголосовало 48%тизбирателей данного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21% голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Ответ объясните. | |
8 Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти у одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является · Революционным · Авторитарным · Либеральным · Демократическим | 9 Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать Свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление? |
10 Одним из элементов политической системы является (-ются) · Социальная мобильность · Педагогическая деятельность · Промышленно-финансовые группы · Демократическая культура | 11 Раскройте на примерах любые три функции институтов гражданского общества в современной России |
12 Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет А Равенство всех людей в правах и перед законом Б Обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны | 13 Политическая система общества включает · Материально-хозяйственную деятельность · Большие и малые группы людей, основанные на различных признаках, и их взаимодействие · Борьбу за овладение властью в обществе, оказание регулирующего воздействия на общественную жизнь · Производство благ и услуг |
14 Особая роль государства в политической системе состоит в том, что оно · Обладает исключительным правом издавать законы и следить за их исполнением · Стоит на защите частных интересов граждан · Имеет политического лидера и правящую партию · Разрабатывает и реализует определенную политику | 15 Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет А Равенство всех людей в правах и перед законом Б Обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны |
16 Государство в отличие от политической партии · Имеет сформулированные цели своей деятельности · Является объединением людей · Создает правовые нормы · Является институтом политической системы | 17 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? · Концентрация власти в руках выборных органов · Наличие единой идеологии, насаждаемой государством · Свободные от цензуры СМИ · Высока степень развитости гражданского общества |
18 Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства · Парламентская монархия · Президентская республика · Парламентская республика · Абсолютная монархия | 19 Что характерно для избирательной системы демократического типа? · Кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками · Кандидаты не должны предоставлять сведения в избирком об источниках своих доходов · Кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом · Избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный |
20 Деятельность политических партий характеризуется · Защитой интересов определенных социальных групп · Удовлетворением духовных потребностей · Сбором налогов · Разработкой научных проблем · | 21 Связи и взаимосвязи внутри политической системы, между политической системой и обществом – это политические · Традиции · Решения · Коммуникации · Институты |
22 Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является · Федерация · Конфедерация · Унитарное государство · Республика | 23 Ведущей идеей консервативной идеологии является признание · Ценностей социальной стабильности, преемственности · Классовой борьбы в качестве двигателя истории · Государственной собственности как основы экономики · Равенства стартовых возможностей для всех членов общества |
24 Верны ли суждения А Многопартийность всегда отражает существование в стране множественности политических идеологий, их конкуренцию между собой Б Многопартийность может быть в странах с одной господствующей идеологией · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны | 25 Верны ли суждения о государстве? А Любое государство является суверенным Б Любое государство является демократическим · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны |
26 Укажите любые три особенности государства как главного института политической системы | 27 Раскройте на двух примерах различные проявления воздействия культуры на политику |
28 Носителем политической власти является · Производственный кооператив · Парламент · Артель старателей · Нотариальная контора | 29 Характерным признаком любого государства является · Разделение властей · Наличие аппарата управления · Многопартийность · Выборность главы государства |
30 Фашистская идеология предполагает · Установление тоталитарной диктатуры · Введение некоторых ограничений на деятельность оппозиции · Развитие межнационального диалога · Поощрение гражданской инициативы | 31 При тоталитарном режиме в отличие от демократического · Господствует единая общеобязательная идеология · Государство является важнейшим элементом политической системы · Проводятся равные и свободные выборы · Личность имеет широкие возможности влияния на принятие политических решений |
32 К политическим ценностям демократического общества относятся · Однопартийная система · Парламентаризм · Безальтернативные выборы · Права человека · Правовое государство · Политический плюрализм | |
33 Какой термин характеризует форму правления · Федеративное государство · Республиканское государство · Авторитарное государство · Унитарное государство | 34 Избирательную систему демократического типа отличает · Открытое голосование на выборах · Предоставление дополнительных голосов наиболее активным гражданам · Наличие альтернативных выборов · Выдвижение на выборах одного, наиболее достойного кандидата |
35 Что свойственно исключительно правовому государству · Система законодательства · Верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной · Многообразие СМИ · Гарантированность прав меньшинств | 36 Институтом гражданского общества является А Конфедерация обществ защиты прав потребителей Б Федеральное Собрание РФ · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны |
37 Политические партии выполняют в политической системе функцию · Организатора министерств и ведомств · Посредника между обществом и государством · Регулятора экономических процессов · Защитника интересов административного государственного аппарата | 38 Партия, находящаяся в оппозиции, может · Определять виды и размеры налогов · Выступать с заявлениями от имени всего общества · Предлагать избирателям свой вариант политики · Устанавливать правила приема в вузы |
39 Исполнительным органом государственной власти является · Арбитражный суд · Государственная Дума · Министерство по налогам и сборам · Совет Федерации | 40 Демократический режим имеет следующую черту · Верховенство исполнительной власти · Господство одной обязательной идеологии · Командно-административные методы управления · Защиту прав и свобод граждан |
41 Верны ли суждения А Политическая культура включает знания о политике Б Способы политических действий · Верно только А · Верно только Б · Верно оба суждения · Оба суждения неверны | 42 Что относится к СМИ · Телекомпания ОРТ · Радиостанция «Хит-FM» · Детектив-бестселлер · Газета «Московский комсомолец» · Ученые записки государственного университета |
43 Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма | 44 Назовите структурные компоненты политической системы (не менее трех) |
Вставьте слова в текст
Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локком для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к __1___.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе: интересы личности стоят выше интересов __2__ и государства; __3____— наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность; индивиды заключают между собой общественный __4__, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и __5__.
Термины: первобытному, цивилизованному, общества, государства, власти, свобода, принуждение, договор, государством.
12. Задача. В обществе существуют различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите три обоснования необходимости такого суда в демократическом правовом государстве.
Верно ли суждение?
А. Гражданское общество характерно для неразвитых стран Востока
Б. Для гражданского общества характерна защита прав граждан
В. Гражданское общество-основа правового государства
Г. Гражданское общество в России находится на пути становления.
15. Каком правовом явлении идет речь в задаче?
Василий в свой выходной предпочитает смотреть футбол, отдыхать на диване и вкусно поесть. Он не хочет идти на выборы, чтобы избрать президента и местное законодательное собрание, он терпеть не может существующую власть, и ничего не хочет делать чтобы что то изменить
Тест закрепление
Политика
Тест
Тема 48Политическая элита. Закрепление.
Закрепление
Дифференцированный зачет
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Обществознание
Часть 2
Преподаватель
Горильченко С.Р.
Нижний Новгород
2018
Подраздел 3 | Важнейшие социальные общности и группы |
34 | Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. |
35 | Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. |
36 | Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
37 | Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. |
Раздел 4. | Политика как общественное явление |
38 | Понятие власти. Типы общественной власти. |
39 | Политическая система |
40 | Государство как политический институт. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства |
41 | Межгосударственная интеграция |
42 | Формы государства: формы правления |
43 | Территориально-государственное устройство. |
44 | Типология политических режимов. |
45 | Правовое государство, понятие и признаки. |
Участники политического процесса | |
46 | Политическое участие и его типы. |
47 | Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. |
48 | Политическая элита |
49 | Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества |
50 | Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. |
51 | Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. |
52 | Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. |
53 | Роль СМИ в политической жизни общества. |
2 | Итоговая аттестация –дифференцированный зачет/экзамен |
Тема 34. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
1. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Молодежь отличается от других групп социальной активностью.
2) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.
3) В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.
4) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.
5) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.
2.Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Для молодежи характерна собственная субкультура.
2) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.
4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.
3.В стране А. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20–30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какие профессии Вам представляются наиболее престижными?» Результаты опроса (в %) представлены на диаграмме:
Какие выводы можно сделать на основании данной графической
информации?
1) среди профессий, не являющихся престижными, молодое поколение отмечает профессию госслужащего.
2) представители молодого поколения, в большей степени, чем представители старшего, уважают профессии учителя и врача.
3) и старшее поколение, и молодежь наиболее престижной профессией считают профессию коммерсанта, занятие бизнесом
4) профессии нотариуса, юриста и адвоката лидируют по степени престижности и у старшего поколения и у молодежи.
4. В стране В. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20-30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) было предложено продолжить фразу: «Ваших ежегодных доходов вполне достаточно для того, чтобы…»
Результаты опроса (в %) представлены в таблице:
Результаты опроса (в %) представлены в таблице:
Варианты продолжения фразы: | молодежь | старшее поколение |
приобрести новую квартиру | 3 | 5 |
приобрести дачный участок с домом | 10 | 5 |
приобрести новый автомобиль | 12 | 12 |
оформить ипотечный кредит на покупку жилья | 20 | 18 |
приобрести новый компьютер, электронику и бытовую технику, отдохнуть на море | 16 | 22 |
приобрести новую одежду и нормально питаться | 25 | 20 |
едва хватает на покупку продуктов и оплату коммунальных услуг | 14 | 18 |
Какие выводы можно сделать на основании данной статистической информации?
1) почти треть опрошенной молодежи не может заработать на продукты питания и оплату коммунальных услуг
2) среди представителей молодого поколения в два раза больше тех, кто может приобрести дачный дом, чем среди людей старшего возраста
3) подавляющее большинство среди обеих групп опрошенных способны приобрести новый автомобиль
4) четверть опрошенных представителей старшего поколения способна оформить кредит на покупку жилья
5. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.
2) Опрошенные в возрасте 25−39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.
3) Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.
4) Респонденты в возрасте 40−54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.
5) Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.
6. В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).
Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семья остаётся основным фактором, влияющим на социализацию личности.
2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодёжи, за прошедшее десятилетие не изменились.
3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.
4) Школа во влиянии на молодёжь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.
5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.
7. Для молодежи как особой социальной группы характерно
1) отсутствие социального оптимизма
2) «вызов» агрессии на себя со стороны других лиц
3) нежелание менять свой статус
4) негативное отношение к новациям
8.В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие социальные ценности и нормы вы считаете наиболее значимыми в жизни общества?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в диаграмме?
1) девушки, в большей степени, чем юноши, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
2) по мнению как юношей, так и девушек, ведущую роль играют в обществе нормы морали
3) юноши в качестве ведущего типа социальных норм указывают право
4) для девушек мораль и красота равно значимы в жизни общества
9. В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие признаки семьи Вы считаете необходимыми для семейного благополучия и счастья?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведённой в диаграмме?
1) Материальное благополучие считают более значимым признаком юноши, нежели чем девушки.
2) Наличие детей юноши и девушки считают в равной мере значимым признаком.
3) Юноши в качестве ведущего признака благополучной семьи выделяют супружескую любовь.
4) По мнению девушек, в отличие от юношей, дружба и взаимопонимание менее важны, чем материальное благополучие.
10. Цель социальной политики современного государства —
1) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей
2) защита наиболее неимущих, незащищенных слоев населения, целевая поддержка молодежи, лиц престарелого возраста.
3) расширение политического участия граждан в представительных органах власти разных уровней.
4) ослабление налогового бремени на мелкий и средний бизнес, льготное налогообложение небольших предприятий.
Составьте кластер по тексту
Основные проблемы молодежи
– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;
– экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.
– духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
– проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально‑демографическая и культурно‑историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.
Дополните таблицу
Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)
Агрессивная самодеятельность: | базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. |
1---- | базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк‑стиль и т. д.). |
2----- | базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.). |
Социальная самодеятельность: | направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно‑исторического наследия и т. д.) |
13.Вставьте слова в текст
Молодежная политика – это система государственных ----1----- и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной ---2---- и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала ---3----, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, ---4-----, культурному развитию страны, обеспечению ее ----5-------- конкурентоспособности и укреплению национальной ---6------.
Слова: интеграция,безопасность, международная, национальная, творческому,экономическому, молодежи,пенсионеров,социализации,управления,приоритетов
14. Дополните план
Дата: 2018-12-28, просмотров: 548.