Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

    стр.
  Введение…………………………………………………………..…... 4
1. Из истории проектного метода …………………………………….. 7
2. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века 10
3. Проектная деятельность, как технология активизации обучения 11
  3.1. Типы проектов ……………………………….......…………….. 12
  3.2.Отличительные черты проектного метода ……….…………… 16
  3.3.Теоретические позиции проектного обучения ……………….. 17
  3.4. Системы действий учителя и учащихся ……………………… 18
  3.5.Современная классификация учебных проектов ……….…….. 19
4. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников 32
5. Заключение …………………………………………………….…….. 36
6. Литературные источники ...…………………………………….…… 37
7. Приложение. Пример экологического учебного проекта "Водный голод планеты"……….………………………………………….……   38

 


 


Введение

Мышление начинается с проблемной ситуации  и

направлено на ее разрешение

С.Л. Рубинштейн

 

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

В узком смысле слова самостоятельная работа - самостоятельное выполнение учащимся определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.

В более широком смысле слова самостоятельная работа - универсальный способ образовательной деятельности учащегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование самостоятельных занятий;

- серьезная работа над учебным материалом;

- систематичность самих занятий;

- самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Актуальность методической разработки обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.

Использование новых информационных технологий не только оживит и разнообразит учебный процесс, но и откроет большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал.

Цель методической рекомендации: показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Задачи:

· Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

· Продемонстрировать результаты проектной деятельности педагога в образовательном учреждении.

Фундаментальными исследованиями общеметодологического и теоретического планов отечественной педагогики, направленных на личностно-деятельностный подход в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, который в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся: его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не педагог, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельности совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В наши дни технология проекта получила новое дыхание. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е.С. Полат рассматривает проектную методику "как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта".

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

Определения

Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.

Социальное проектирование – это индивидуальная или коллективная (групповая деятельность) учащихся, целью которой является позитивное преобразование социальной среды и условий обитания доступными для них средствами.

Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.

 

Рассматривая дидактическую структуру современной проектной методики, можно сказать, что к области методики как частной теории обучения относится изучение цели, содержания, форм, средств и методов обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

По характеру проектируемых изменений:

- инновационные;

- поддерживающие.

По направлениям деятельности:

- образовательные;

- научно – технические;

- социальные.

По особенностям финансирования:

- инвестиционные;

- спонсорские;

- кредитные;

- бюджетные;

- благотворительные.

По масштабам:

- мегапроекты;

- малые проекты;

- микропроекты.

По срокам реализации:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные (Н.Н. Боровская)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (по Коллингсу).

Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода " мозговой атаки", " круглого стола", статических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

 

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса.

Многие учредители конкурсов помогают участникам и предлагают примерный список целей, такой как «Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва 2004 год».

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».

 

Особенности содержания

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.

Например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народов мира. Эта проблема - для младших школьников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов - неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Интересный опыт использования метода проектов накоплен в Ростовской общеобразовательной средней школе № 2 художественно-эстетического профиля. Эта школа, имеющая статус школы-лаборатории Академии педагогических и социальных наук, одновременно является базовой для Ростовской государственной академии архитектуры и искусств. Старшеклассники здесь принимают активнейшее участие в исследовательской и проектной работе, ориентированной преимущественно на реставрацию памятников архитектуры республиканского и областного значения.

Среди наиболее серьезных реальных проектов - искусствоведческие и исторические изыскания по восстановлению жилой усадьбы в археологическом музее-заповеднике «Танаис», проект реставрации Ростовской греческой церкви. Особый успех учащимся, работающим под руководством опытных педагогов (архитекторов-реставраторов) Т.В. Гренц и А.Ю. Гренц, принес в 2002 году проект реставрации Старопокровской церкви в центре Ростова. В этом конкурсе принимали участие профессора Ростовской академии архитектуры и искусств, проектные организации, но жюри присудило 1-е место учащимся. Такой уникальный случай школьного творчества нашел отражение даже на страницах «Комсомольской правды».

 


 3.2.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.

 

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой школы обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.

Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.

Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.

Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.

Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:

- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;

- участники проекта организуют себя на дело;

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

- участники проекта вступают в дискуссии.

Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

 

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

 самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

 учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

 приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

 развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

 развивают системное мышление.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

 


 


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников //Начальная школа, 1999. № 1. -С. 19-22.

2. Астащенко Л.Н. О работе краеведческого кружка //Начальная школа, 1970.-№7.-С. 64-67.

3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //Начальная школа, 1993. № 9. - С. 16 -20.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы //Начальная школа, 1997. № 4. - С.36 - 40.

5. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - С. 69 - 100.

6. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах школы: Методическое пособие. Л.: ЛГНИ, 1971. -140с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.-Правительство РФ.- Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.

8. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

9. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении// школьные технологии. – 2006. - №4. –с.61

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

11. Осипова В.Ю. Вопросы экологического образования в курсе природоведения //Начальная школа, 2001. № 6. - С. 85 - 86.

12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение -- что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.

14. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

15. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.//Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО,2002.-с.135-137.

17. Хуторской. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования.//Народное образование.2003, №2, с.58-64.


Приложение

Пример экологического учебного проекта "Водный голод планеты"

 

Одним из методов обучения учащихся может быть метод творческих проектов.
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

Проектирование – эффективная форма внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

Теоретические знания, полученные на уроках природоведения по теме "Вода в природе", должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

 

При работе над проектом необходимо поставить цели:

Образовательные:

o сформировать у учащихся целостную картину мира;

o вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

o познакомить детей с этапами проектной деятельности;

o сформировать речевые умения.

Воспитательные:

o воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

o через содержание учебного проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.

Развивающие:

o развивать умение проектировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы;

o развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор;

o развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно-педагогические задачи:

· создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;

· оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;

· научить рецензировать творческую работу одноклассника;

· составить программу по сохранению водных ресурсов.

 



Этапы работы над проектом

1. Запуск проекта.
2. Планирование работы.
3. Определение уровня готовности к поисковой работе.
4. Сбор информации.
5. Структурирование информации.
6. Расширение информации.
7. Оформление результатов работы.
8. Презентация проекта.
9. Подведение итогов, рефлексия.









Разработка проекта

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.
Ты наполняешь нас невыразимой радостью…
Ты – самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери.
"Маленький принц"






Запуск проекта

Детям предлагается тема проекта "Водный голод планеты", формулируется проблема проекта, которая обуславливает мотив деятельности. Обсуждается актуальность проблемы: почему это важно для каждого человека?

Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу.

Вода занимает 3/4 поверхности Земли. Какова доля пресной воды в гидросфере?

Пресной воды на Земле в миллион раз меньше, чем соленых вод океанов и морей. В ледниках Антарктиды, Гренландии и других арктических и высокогорных районах сковано в 20 тыс. раз больше труднодоступной воды, чем в реках.

Планирование работы

В проекте выделяются три направления:

· Вода – это жизнь

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли, она – незаменима. Вода – главный "строительный материал" организмов. В этом легко убедиться, проанализировав данные следующей таблицы:

Содержание воды в % к общему весу

Огурцы, салат Помидоры, морковь, грибы Груши, яблоки Картофель Рыба Медуза Человек 95 90 85 80 75 97–99 65–70

Проблема "водного голода" состоит в необходимости поддержания определенного количества воды в организмах, т.к. идет постоянная потеря влаги в ходе различных физиологических процессов.

· Качество воды

Путешествие вместе с водой от водозабора до водопроводного крана. Какую воду можно пить? Нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воде.

· Источники загрязнения

o населенные пункты;

o промышленность;

o тепловое загрязнение;

o сельское хозяйство.

Составляется график работы над проектом. Согласуются способы совместной деятельности. Устанавливаются критерии оценки работы.

Актуализация знаний

 

Учащиеся вспоминают основные понятия темы.

Человек забирает из рек, озер и подземных вод столь огромное количество пресной воды, что объяснить это можно только безумным расточительством при ее использовании.

 

 

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОДЫ

 

 

 

 

Играют свою роль не только неоправданные потери воды в повседневном быту (не закрытые вовремя водопроводные краны) и городском хозяйстве (шумные ручьи, вытекающие из неисправных колодцев на улицах, поливальные машины на мокрых после дождя проспектах городов). Не поддаются даже самому приблизительному подсчету расходы воды в промышленности и энергетике. Нормы расхода воды на производство единицы наиболее широко распространенных в мире видов продукции огромны.

Нормы расхода воды

Вид продукта Расход воды на 1 тонну (м3)
Медь Синтетические волокна Синтетический каучук Целлюлоза Аммиак Пластические массы Азотные удобрения Сахар 5000 2500–5000 2000 1500 1000 500–1000 350–400 100

Однако такое расточительное расходование пресной воды – не главный и не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. Главная опасность – повсеместное загрязнение воды.

Учащиеся анализируют проблему нехватки пресной воды. Дело в том, что ее на нашей планете всего лишь 2%. Именно эта вода нужна людям, животным, растениям, именно она необходима для многих производств и орошения полей. Таким образом, получается, что воды много, но той, которая нужна, уже сегодня не хватает.

Необходима программа сохранения водных ресурсов планеты.

Воспитатель подготавливает учащихся к выполнению проекта, знакомит с инструкциями по выполнению задания.

 

Сбор информации

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах.
Основные виды представления информации – записи, вырезки и ксерокопии текстов и изображений.

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одной картотеке.

Основная задача воспитателя на этапе сбора сведений по теме – это направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Воспитатель наблюдает, координирует, поддерживает, консультирует учащихся.

,


Структурирование информации

Ученики систематизируют информацию, предлагают варианты решения проблемы. Воспитатель помогает выбрать оптимальное решение и оформить черновой вариант работы.

Расширение информации

Учащиеся узнают новое о водных ресурсах, обмениваются информацией с одноклассниками. Проводятся дидактические игры. Составляются кроссворды и экологические синквейны.

Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Знакомство учеников с синквейнами начинаю с объяснения, как пишутся такие стихотворения.

1-я строка – название синквейна;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

 

Затем приведем несколько примеров.

1. Проект.
2. Экологический, творческий.
3. Развивает, учит, воспитывает.
4. Результат – решение проблемы.
5. Деятельность.

1. Вода.
2. Прозрачная, чистая.
3. Испаряется, превращается, растворяет.
4. Все мы ужасно водянистые.
5. Жизнь.

1. Экология.
2. Современная, увлекательная.
3. Развивается, объединяет, спасает.
4. В природе живые существа связаны со средой обитания.
5. Наука.


















Оформление результатов работы

Оформление творческих проектов:

· экологические плакаты и макеты;

· выпуск газеты "Мир глазами эколога";

· разработка экологических знаков;

· готовят выступления по теме проекта;

· программа "Как сберечь водные ресурсы";

· коллективная работа из бисера "Рыбки в водоеме".

Презентация проекта

Она завершает и подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для воспитателя, который должен планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом. Презентация не должна ограничиваться демонстрацией конечного продукта. На презентации школьники учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, который изготовлен в процессе работы над проектом (примеры работ – см. рисунки 1 – 5).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5



Заключение

Метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека.

Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути.

Любой проект должен носить динамичный характер, иметь разумные временные рамки и учитывать возрастные особенности младших школьников.

 

 

Содержание

 

    стр.
  Введение…………………………………………………………..…... 4
1. Из истории проектного метода …………………………………….. 7
2. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века 10
3. Проектная деятельность, как технология активизации обучения 11
  3.1. Типы проектов ……………………………….......…………….. 12
  3.2.Отличительные черты проектного метода ……….…………… 16
  3.3.Теоретические позиции проектного обучения ……………….. 17
  3.4. Системы действий учителя и учащихся ……………………… 18
  3.5.Современная классификация учебных проектов ……….…….. 19
4. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников 32
5. Заключение …………………………………………………….…….. 36
6. Литературные источники ...…………………………………….…… 37
7. Приложение. Пример экологического учебного проекта "Водный голод планеты"……….………………………………………….……   38

 


 


Введение

Мышление начинается с проблемной ситуации  и

направлено на ее разрешение

С.Л. Рубинштейн

 

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы.

Самостоятельная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса многими современными образовательными технологиями (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение и др.), поскольку самостоятельная учебная деятельность позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях; самостоятельная работа раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации; самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний.

Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое восприятие своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.

В узком смысле слова самостоятельная работа - самостоятельное выполнение учащимся определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.

В более широком смысле слова самостоятельная работа - универсальный способ образовательной деятельности учащегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы учащегося можно назвать следующие:

- обязательное планирование самостоятельных занятий;

- серьезная работа над учебным материалом;

- систематичность самих занятий;

- самоконтроль.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более плодотворной и эффективной:

1) наличие у учащегося положительной мотивации;

2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;

3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;

4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;

5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.

Самостоятельная работа всегда является эффективным видом учебной деятельности при условии умелого руководства со стороны преподавателя. Становление творческой личности обучаемого осуществляется в тесном контакте с творческой деятельностью педагога. В связи с этим очень важно сформировать у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулировать творческое отношение к овладению знаниями и систематически пополнять эти знания через самостоятельную работу.

Задача педагога - дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Актуальность методической разработки обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.

Использование новых информационных технологий не только оживит и разнообразит учебный процесс, но и откроет большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал.

Цель методической рекомендации: показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Задачи:

· Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

· Продемонстрировать результаты проектной деятельности педагога в образовательном учреждении.

Фундаментальными исследованиями общеметодологического и теоретического планов отечественной педагогики, направленных на личностно-деятельностный подход в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, который в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся: его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не педагог, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 313.