Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К объективным условиям предупреждения конфликтов относятся:

1) создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации (материальная обеспеченность семьи, возможность самореализации человека в служебной деятельности, условия работы, взаимоотношения с сослуживцами в ходе работы, здоровье человека, наличие времени для отдыха и т. д.);

2) справедливое и гласное распределение материальных благ в организации (с целью предотвращения слухов относительно выплаченной кому-то суммы);

3) разработка правовых и других нормативных документов, позволяющих сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом (взаимоотношения с начальником, определение размеров заработной платы и поощрений, назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов, перевод сотрудников на другое место работы, увольнение и т. д.);

4) комфортная окружающая материальная среда человека (удобная планировка рабочих помещений, освещение, окраска помещений, отсутствие раздражающих шумов и т. д.).

Выделяют также объективно-субъективные условия предупреждения конфликтов (организационно-управленческие факторы):

1) структурно-организационные условия предупреждения конфликтов связаны с оптимизацией структуры предприятия и социальной группы, состоящей из сотрудников. Они предполагают создание максимального соответствия структуры коллектива и стоящих перед ним задач;

2) функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и работниками;

3) личностно-функциональные условия - назначение на должность работника только в случае его максимального соответствия требованиям, которые может к нему предъявлять занимаемая должность;

4) ситуативно-управленческие условия - принятие грамотных управленческих решений и справедливое оценивание результатов деятельности сотрудников.

 

 Социально-психологические условия профилактики

Социально-психологические способы профилактики конфликтов связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономерностей социального взаимодействия. Социальное взаимодействие является непротиворечивым, когда оно уравновешено. Существует пять основных равновесий, или балансов, нарушение которых приводит к конфликтам.
1) Баланс ролей. Он касается психологического статуса партнеров по общению. Если партнер принимает отводимую ему роль, то конфликт не происходит. Так, Э. Берн, автор трансактного анализа, выделяет роли партнеров по общению в соответствии с эго-состояниями двух вступающих в общение людей.
Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования «Я» человека. Выделяются три основные эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них.
Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом, как в детстве, так и на протяжении взрослой жизни и диктующие ему линию поведения. Оно также содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления «Родителя»: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. д.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. д.).
Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные (эмоциональное отношение) комплексы, связанные с ранними переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».
Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь и теперь» и не зависит от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.
У каждого человека одно эго-состояние может переходить в другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. На рисунке представлено сбалансированное и несбалансированное общение.

2) Баланс взаимозависимости в решениях и действиях при взаимодействии людей и социальных групп. Необходимо поддерживать комфортный баланс свободы и зависимости друг от друга (50x50).
3) Баланс взаимных услуг. В ходе совместной деятельности люди оказывают друг другу бескорыстные взаимные услуги. Человек осознанно или неосознанно фиксирует оказываемые услуги. Если тот, кому услуги оказываются более или менее регулярно не отвечает тем же, возникает разбалансировка. Она может привести к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе - к конфликтам.
4) Баланс ущерба, связанный с чувством мести.
5) Баланс самооценки и внешней оценки. Особенно интенсивно процесс взаимооценивания идет в отношениях «начальник-подчиненный», поэтому именно в этих отношениях максимально количество конфликтов по этой причине. И здесь же необходимо учитывать закономерности каузальной атрибуции, когда успех люди чаще приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам.










Дата: 2018-11-18, просмотров: 308.