Цели:приобщить дошкольников к музыке.,развить музыкально-творческие способности.Задачи:стимулирование исполнительской деят-ти детей,формирование у них худож.вкуса,интереса к музицированию на муз.инструм.,воспитание интереса к игре в оркестре,умение различать тембр инструментов,чувствовать гармонию их звучания,активизация развития муз.способностей.,формиров.представлений о выразительной сущности элементов муз.речи и ср-в муз.выразит-ти.Значение:в эстетич.разв.:совершенств.эстетич.восприятие,формир.худож. и муз.вкус,развив.сенсорн.муз.способ-ти,формир.умения и навыки игры на ДМИ,усваив.нотная грамота,развив.творч.способности.,в нравств.разв.:способствует разв.волевых качеств,в интеллектуальном разв.:развив.умственные способности,психич.познав.процессы,мышление,память,восприятие,обогащается актив.словарь детей.,в общефиз.разв.:способствует координации двиг.функций и музык.движения,тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук,улучш.кач-во пения,муз.-ритм. Движений.
18. Формы организации музыкальной деятельности в учреждении дошкольного образования и их значение в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации муз. Дея-сти.
Музыкольн деятельностью относятся : занятия,музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.
Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и ощей культуры.
Главная задача, музыкальных занятий, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Решаются другие задачи-развить музыкальные способности, сформировать основы муз. Вкуса, обучить детей, необхожимыъ умениям и навыкам, которые они смогут применить в самостоятельной деятельности в дет. Саду и семье.
Муз. Занятия. По своей структуре подразделяются на след. Типы:
-Традиционные(типовые)-вкл. В себя все виды муз. Деятельности
-тематические-все виды деятельности объеденены определённой темой.
-Доминантные –в которых доминирует вид какой либо муз. Деятельности
-комплексные- в которых используется различные виды художественной или другой деятельности
Виды муз. Занятий различают в зависимости от количества детей –фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Музыка в поседневной жизни детского сада вкл. В себя использование музыки в быту (слушание, грамзаписей, самостоятельное музицмрование детей, упражнения , игры, утренняя гимнастика под музыку и тд.
Виды развлечений(забавы,тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театрализованные инсценировки и постановки, фокусы и тд) Праздники: Новый год, День зашиты отечества)
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя.
Музыкальное воспитание в семье: Слушание радио-и телепереач, грампластинок, и магнитофонных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов коассическрй мущыки, обучение игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование.
Таким образом все формы организации музыкальной деятельности детей взаимодополняют друг друга , обогощая процесс музыкального воспитания.
Чтобы рахнообразить впечатления детей, развивать их музыкальную способность, вкус, потребности в музыке необходимо использывать возможность каждой формы организации музыкальной деятельнос
19. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности в учреждении дошкольного образования
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.. К формам организации музыкальном деятельности детей относятся занятия. музыка в повседневной жизни. детского сада и музыкальное воспитание. в семье.
Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности. формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей. Главная задача, вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наиболее лёгкий путь овладения каким-либо навыком, - умением. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребёнок сравнивает, сопоставляет, выбирает. Широко применяются игровые приёмы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т.д.) На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра. Эффективности обучения способствуют все вида творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались. Одобрение и поощрение успехов ребёнка очень важно для осознания собственного «я», необходимого для продвижения вперёд в развитии, в частности музыкальном. Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками.
Типы и виды муз.занятия.
Типы муз занятий:1)традиционные (типовое) занятие – включает в себя все или почти все виды муз.дея-ти: *слушание музыки; *пение;*игра на дет.муз.инстр.;*муз.-ритм.движения. 2)доминантное занятие – включает в себя какой-либо из видов муз.дея-ти: слушание муз-ки; пение; муз.ритм.дея-ть; игра на дет.муз.инстр. 3) тематическое занятие – выбирается тема, объединяющая все виды муз. дея-ти: *собственно-тематическое;*музыкальнотематическое;*сюжетное. 4)комплексное занятие – включает в себя несколько видовхудож.дея-ти: *художественно-речевая; * музыкальная;*изобразительная; *театрализованная. Виды муз.занятий: 1)франтальное занятие;2) подгрупповое занятие;3) индивидуальное занятие.
21. Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий
Муз.воспитанием детей должны заниматься как муз.руковод. так и вос-ль каждой гр. Эти требования вполне оправданы, учитывая что вос-ль д/с, получивший среднее спец.образование. Вос-ль должен иметь муз.подготовку: уметь провести беседу о музыке, владеть методикой разучивания детских песен, уметь организовывать разные виды муз.дея-ти детей. Очень важно, что бы музыка органически входила в повседневную жизнь ребёнка, не раздражая и не оглушая его, а успокаивая, помогая ребёнку раскрыть свою творческую индивидуа. Большинстро вункций вос-ля совпадает с функциями муз.ркуоводителя. 5основных функций вос-ля: 1)информационная ф.(предпологает умение вос-ля предложить детям интересные сведения о музыке, о композиторах, живо и увлечённо рассказать об особенностях муз.произведения) 2)развивающая ф.- (проявляется в развитии муз.способности детей) 3)конструктивная ф.- (проявляется в умении отбирать учебно-воспитательный материал, наиболее оптимально и целесообразно «конструировать» муз.занятия) 4)коммуникативная ф.- (подразумевает его способность устанавливать равные, доброжелательные отношения с детьми, коллект.педагогов, родителей) 5)исследовательская ф.- осуществляется в его стремлении повышать свою квалификацию и развивать профессион.умения, изучая передовой пед.опыт. Участие вос-ля в муз.занятии зависит от возроста гр. Особенно важно учувствовать вос-лю в работе с мл.гр, где ему принадлежит главная роль в иге, песни, пляски. Чем младше дети, тем активнее приходится быть вос-лю – оказывать помошь каждому ребёнкеу, следить чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В ст.гр.детям предоставляется больше самос-ти, но всё же помощь вос-ля необходима.
22. . Музыка и её роль в повседневной жизни дошкольного учреждения (игра, музыка в быту и как составная часть других занятий).
Жизнь ребёнка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления музыкальных склонностей, интересов, способностей. Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также в -их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведённые для сам. деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, Подбирать простейшие, мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребёнка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. Традиционно в детском, саду, принято выделять четыре формы организации музыкальн. деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность, Музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все Формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занята (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д. Прямое обучение повседневной жизни должно быть ограниченным. Во время игр упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило по инициативе педагога; при' этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуальной работе с детьми развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении’ игре на музыкальных инструментах и т.д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспитания, обладающий определённой музыкальной культурой. Он выбирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, её отдельные явления. В то же время наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, во время прогулки, обращая внимание на берёзу, можно вспомнить стихотворение. Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, о детском саде). Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придаёт движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению.
23. Значение развлечений, их виды и формы в учреждениях дошкольного образования. Роль музыки в развлечениях. Роль воспитателя в проведении развлечений.
.
Развлечения-одна из форм организации детей в повседневной жизни д/с.
Значение: 1)способствуют всестороннему развитию ребенка; 2)способствуют сплочению детей и взрослых,вызывают чувства доброжелательности,симпатии,доверия друг к другу; 3)знакомятся с разл.видами иск-ва и литературой,их лучшими образцами;4)возбуждают радостные чувства,повышают жизненный тонус детей; 5)способствуют сплочению детей и взрослых,вызывают чувства доброжелательности,симпатии друг к другу; 6)позваляют каждому ребенку проявить свою индивидуальность,уверовать в свои возможности
Виды: 1)организованные для детей взрослыми; 2)проводимые силами самих детей,но с помощью взрослых; 3)организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров
Роль музыки в развлеч: эмоционально углубляет,создаваемый детьми образ,помогает активизировать всех участников,а в дальнейшем естественно входитв повседневную жизнь детей,становится им близкой и любимой.
24. Значение и виды праздников в учреждениях дошкольного образования
Главное воспитательное воздействие заключается в том, что их основная идея доносится в образной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Праздник объединяет в себе различные виды иск-ва: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобр. Иск-во.Поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окруж.действительности. Музыка играет огромную роль на праздниках. Она пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста, поэтому весь муз.материал,используемый на празднике, должен быть высокохудожественным.
Виды праздников: 1. Народные фольклорные (святки,коляда,масленица,праздник Ивана Купалы); 2. Государственно-гражданские(Новый год, День Победы,День знаний,день города); 3. Международные (День матери, День защиты детей, 8 марта); 4. Православые (Рождество, Пасха, Троица, Покров); 5. Бытовые семейные (День рождения, Выпуск в школу,праздник букваря)
25. Требования, предъявляемые к содержанию, организации, подготовке и проведению праздников в учреждениях дошкольного образования.
.
Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого — Формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в образной Форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство: поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зап, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста, поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным.
Структура праздника зависит от его темы.
Обычно традиционные праздники, посвященные общественно-политическим событиям, начинаются торжественной частью, которая включат в себя: праздничное шествие детей, поздравление заведующей; пение пшштичных песен, исполнение упражнений-композиций. чтение стихов на различную тематику.
После торжественной следует концертная часть - групповые и индивидуальные -выступления детейгчтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы.
Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед или чай.
На новогоднем празднике торжественного шествия не бывает. Все выступления детей сосредоточиваются вокруг нарядно украшенной ёлки. К ним в гости приходят сказочные персонажи - Дед Мороз, Снегурочка, Метелица, Снежная баба и др., которые проводят с детьми забавные игры, хороводы, приносят красочно оформленные подарки.
Большое значение имеют время проведения праздника и его продолжительность. Праздник лучше проводить в утренние часы или во второй половине дня. Их продолжительность для старших детей не более 50 минут-1 часа, для младших и средних групп - 25-35 минут в зависимости от содержания самого праздника. Праздники для детей 3-4 --х лет, проводятся отдельно от праздников для детей 5-6 летнего возраста, потому что программа, рассчитанная на старших детей, не всегда понятна малышам и утомительна для них.
Проведение и настроение детей на празднике зависит от чёткой организации, продуманного сценария, формы проведения своевременной подготовки. Чтобы к моменту праздникадетине-утрат^и^-яршсти впечатлений, его подготовка не должна начинаться слишком рано. Обычно новый материал включается в музыкальные занятия за полтора - два месяца до праздника, но дети не знают, что они будут исполнять на празднике. За несколько дней до праздника про^дятс^Т^'объединеннь^ занятия (продолжительностью не более 15 минут), на которых исполняются лишь общие пляски, песни, построения. Содержание праздника. Его программа обсуждаются заранее на педагогическом совещании совместно с заведующей и воспитателями.
Многое в успешном проведении праздника зависит от ведущего, поэтому к выбору кандидатуры необходимо отнестись очень серьёзно. Занятия в день праздника не проводятся. Начинаться праздник должен без задержек, организованно. После праздника желательно провести педагогическое совещание, на котором обсуждаются его положительные, и-отрицательные стороны.
В плане работы детского сада, всегда указаны даты проведения открытых музыкальных занятий, вечеров развлечений. Методически привлекательны следующие темы таких празднований: «Наш праздник», «Дорогим мамам и бабушкам», «Праздник дружбы и весны», «Все спортом занимаются», «Масленица», «Ярмарка» и т.д.
26. Общая характеристика самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, источники и виды самостоятельной музыкальной деятельности. Роль воспитателя в руководстве ею.
Сформировать у детей представления обо всём многообразии музыкального искусства и умение оценивать его по достоинству, можно будет лишь-тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Инициативность как качество личности неразрывно связано с самостоятельностью.
Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребёнок получает первоначальные сведения о музыке овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приёмами игры на инструментах.
Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности.
Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определённой музыкальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др.
В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия - самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «Нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижёрская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.
В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей ещё нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в неё, включают её элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию.Пособия для старших детейпо- опреде^нщеЧН^-АИ^^ганой. бы&ают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки. Магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребёнок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театрок,~штементБГТОстюмовт фгганелгеграфы, ноты-самоделки и т.д.).
Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти, незаметлам руководстве взрослых, так как он предполагает особую непринуждённую обстановку.
Слушая музыку на занятиях, желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребёнку с чёткими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произведенииY», «как звучит музыка - быстро или медленно?» и т.д.
У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, плясок третьего этапа обучения.
Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от правильного, стремятся сделать его более выразительным. У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Всё это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной жизни.Таким образом, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от:
имеющихся у детей умений и навыков, имеющегося оборудования в группах,
продуманного и тактического руководства со стороны педагогов и воспитателей.
Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно- ролевых игр, пения, исполнения хороводных плясок и иг&. музыкально-дидактических упражнений, игры на музыкальны-х-Щ4?трумента?е.—
Слушание музыки. Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чём рассказала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чём думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т.д. Вопросы ведут ребёнка от восприятия произведения в целом к осознанию отдельных элементов музыкальной речи.Сюжетно-оолевые игры. Известно. что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение музыки обогащает и углубляет её содержание. В сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия».
Пение В старших группах дети любят петь песни, положив на пюпитр импровизированного инструмента «ноты с картинками».Все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддерживать интерес к ним детей.
Игра на детских музыкальных инструментах. Дети не только используют металлофон и другие инструменты в своих играх «в концерт», «музыкальное занятие», но и подбирают самостоятельно знакомые мелодии песен.
Музыкально-дидактические упражнения. Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их звуковое окружение: шелест листьев, шум до>кця, пение птиц. Для тренировки внимания рекомендуется провести игры. «Что мы слышим вокруг себя?», «Кто что услышал?», «Чудесный мешочек»; игровые упражнения «Узнай из какой песни слова», «Я начну, а ты закончи»; «Музыкальное лото»; «Спой песенку» и т.д.
На развитие самостоятельной музыкальной деятельности огромное влияние оказывает качество работы воспитателя . использование им творческих заданий, тесный его контакт с родителями детей.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1342.