Основы метрологии. Методы измерений. Погрешности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Растущая оснащенность электрифицированных железных дорог электронными устройствами автоматики требует совершенствования контрольно-измерительных средств, их метрологических характеристик, методик проведения экспериментов. Предъявляемые требования к контрольно-измерительным системам могут быть удовлетворены автоматизированными системами контроля в сочетании с ЭВМ. Автоматизация процесса измерения, контроля, обработки, передачи, анализа результатов позволяет обеспечить более высокую точность измерений и повысить производительность труда при измерениях большого числа физических величин.

Программой предмета «Электрические измерения» предусматривается изучение принципов работы, схем, конструкций, способов включения измерительных приборов и методики общих измерений электрических величин в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта.

В процессе изучения программного материала рекомендуется непосредственно на производстве ознакомиться с электроизмерительными приборами и схемами их включения.

Для приобретения учащимися навыков пользования измерительными приборами и схемами и умения выбирать необходимый вид прибора и метод измерения, составлять схемы измерений, фиксировать показания приборов и анализировать полученные результаты программой предусмотрено выполнение лабораторных работ и сдача зачетов по ним.

Лабораторные работы выполняются в сроки, предусмотренные учебным графиком.

После изучения всех разделов предмета необходимо выполнить контрольную работу. Решение задач целесообразно выполнять по мере изучения теоретического материа­ла и методических указаний, относящихся к данной задаче. Методические указания к выполнению контрольной работы помещены в данной брошюре.

Для изучения теоретического материала приво­дится перечень рекомендуемой литературы. Использование основной литературы обязательно при изучении всех разде­лов предмета, а дополнительная литература позволяет более подробно рассмотреть только отдельные вопросы.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку; условия задач переписываются полностью, реше­ния задач сопровождаются краткими и четкими пояснения­ми. Необходимые схемы, рисунки должны выполняться ка­рандашом с применением чертежных инструментов.

При вычерчивании схем необходимо применять услов­ные графические обозначения согласно ГОСТ и ЕСКД.

Задание на контрольную работу составлено в 50 вари­антах. Вариант контрольной работы определяется двумя по­следними цифрами шифра учащегося по таблице вариантов.

Для самопроверки при подготовке к экзамену рекомен­дуется ответить на вопросы, помещенные в конце брошю­ры.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. А.С. Шуйский, В.М. Мельничук, С.А. Кучер. Изме­рения в электротехнических устройствах железнодо­рожного транспорта.

2. Бартновский А.Л., Козин В.О., Кучер С.А. Измере­ния в электротехнических устройствах железнодо­рожного транспорта. Транспорт, 1980, (в дальнейшем - Бартновский).

Дополнительная

1. Электрические измерения. Под редакцией Малинов­ского В.Н. Энергоиздат, 1982.

2. Попов B.C. Электрические измерения. Энергия, 1974, (в дальнейшем - Попов).

3. Справочник по электроизмерительным приборам. Под редакцией Илгонина. Энергоиздат, 1983.

4. Алукер Ш.М. Электроизмерительные приборы. Высшая школа, 1976.

 

 

Таблица вариантов

Таблица 1

Две последние цифры шифра № варианта Номера задач Две по­следние цифры шифра № ва­ри­анта Номера задач
01 или 51 1 1,6,11, 19,22,28 26 или 76 26 5,7, 13,20,24,27
02 или 52 2 2, 9, 13, 18, 23, 28 27 или 77 27 4,8, 12, 16,25, 28
03 или 53 3 3, 10, 15, 20, 25, 30 28 или 78 28 3,9,11,16,24,30
04 или 54 4 4,8, 11, 19, 25,27 29 или 79 29 2,10, 14,20,22,26
05 или 55 5 5, 9, 14, 19, 24, 29 30 или 80 30 1, 6,12, 17,25,26
06 или 56 6 1, 7, 14, 20, 21, 28 31 или 81 31 5, 8, 15, 20, 23, 29
07 или 57 7 2,10,12,17,23,30 32 или 82 32 4,9, 13, 17,22,27
08 или 58 8 3, 8, 13, 19, 25, 27 33 или 83 33 3, 8, 15, 16, 22, 29
09 или 59 9 4,7, 15, 16,22,29 34 или 84 34 2,6,13,18,21,27
10 или 60 10 5, 6, 13, 20, 22, 26 35 или 85 35 1,7, 14, 19,22,28
11 или 61 11 1,9,11,18,25,29 36 или 86 36 5,9,13,17,21,29
12 или 62 12 2, 8, 12, 18, 24, 26 37 или 87 37 4,6, 11, 19, 25,27
13 или 63 13 3,10,14,19,21,30 38 или 88 38 3,7,13,18,23,28
14 или 64 14 4,8, 15,17,24,28 39 или 89 39 2,8, 14, 18,25,29
15 или 65 15 5,10,13,16,24,30 40 или 90 40 1,6,12,16,23,27
16 или 66 16 1, 7, 14, 16, 23, 27 41 или 91 41 5, 9, 14, 17, 23,30
17 или 67 17 2, 9, 12, 20, 23, 29 42 или 92 42 4,10, 15,20,24,27
18 или 68 18 3,6, 14,17,25,26 43 или 93 43 3,9,12,18,22,30
19 или 69 19 4. 7, 15, 18, 21, 27 44 или 94 44 2,7,11,19,24.29
20 или 70 20 5,8,11,17,21,29 45 или 95 45 1,9,15,19,21,30
21 или 71 21 1, 6, 13, 19, 23, 26 46 или 96 46 5,10,13,18,24,26
22 или 72 22 2,8,11, 19,22,28 47 или 97 47 4, 7, 12.20, 21, 28
23 или 73 23 3,10, 12, 18,22,30 48 или 98 48 3, 9, 13,20,25,30
24 или 74 24 4,9,14,16,21,26 49 или 99 49 2, 6, 14, 19, 23,26
25 или 75 25 5, 7, 15, 16, 25, 28 50 или 00 50 1, 7, 15, 17, 24, 25

 


 


ПРОГРАММА

Введение

Краткие сведения о развитии электроизмерительной техники и элсктроприборостроения.

Значение электрических измерений дли обеспечения безаварийной работы электротехнических устройств на же­лезнодорожном транспорте.

Содержание предмета и его связь с другими предмета­ми специального никла.

Лабораторная работа № 1

Исследование устройства электроизмерительных при­боров непосредственной оценки (магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической или ферродинамической систем)

Лабораторная работа № 2

Измерение средних сопротивлений одинарным измери­тельным мостом и омметром

Лабораторная работа № 3

Измерение сопротивления заземления

Лабораторная работа № 4

Измерение величины мощности в цепях трехфазного тока

.

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Задача 1

При поверке технического вольтметра электромагнит­ной системы типа Э-378, имеющего предел измерения (по­минальное напряжение) 250 В, была определена его наи­большая абсолютная погрешность: DUнаиб.=3,75 В.

Определите:

1) класс точности вольтметра gд;

2) пределы действительного значения измеряемой ве­личины и U и U, если показание вольтметра равно U=220B;

3) наибольшую возможную относительную погреш­ность измерения gн.в.1, если вольтметр показал U1= 100 B;

4) наибольшую возможную относительную погреш­ность измерения gн.в.2, если вольт

 

метр показал U2= 200 В.

Укажите, в какой части шкалы прибора измерения по­лучаются более точными. Поясните, на основании чего сде­лан вывод.

Задача 2

Для измерения напряжения в цени постоянного тока использовались два вольтметра:

первый типа M1214 с пределом измерения (номиналь­ным напряжением) Uн1= 50 В и классом точности gд1=1 % ,

второй типа С70 с пределом измерения U=30 B и клас­сом точности gд2=1,5%.

Определите:

1) наибольшую абсолютную погрешность первого вольтметра DUнаиб.1;

2) наибольшую абсолютную погрешность второго вольтметра DUнаиб.2;

3) наибольшую возможную относительную погреш­ность при измерении первым вольтметром U=l 0 В;

4) наибольшую возможную относительную погреш­ность при измерении вторым вольтметром U=10 В.

Укажите прибор, который выполнит измерение е боль­шей точностью. Поясните, на основании чего сделан вывод.

Задача 3

Измерение мощности нагрузки в цепи постоянного тока выполнено косвенным методом при помощи амперметра и вольтметра. При этом были использованы: амперметр типа М342, имеющий предел измерения (номинальный ток) Iн=20А и класс точности gд = 2,5 %; вольтметр типа М717 с пределом измерения (номинальным напряжением) Uн= 150 В и классом точности gд =1,5 %. Показание прибо­ров: амперметра I=8А; вольтметра U=100B.

Определите:

1) мощность потребителя Р;

2) наибольшую возможную относительную погреш­ность при измерении тока I = 8А-gнв1

3) наибольшую возможную относительную погреш­ность при измерении напряжения U=100 B - gнвU

4) наибольшую возможную относительную погреш­ность при измерении мощности -gнвр

5) наибольшую абсолютную погрешность измерения мощности DРнаиб.

Задача 4

Ваттметр типа Д5004, рассчитанный по напряжению на Uh=300B и на ток Iн= 5А, имеет шкалу с числом делений aн=150. Класс точности его gд = + 0,5%.

Определите:

1) постоянную (цену деления) ваттметра;

2) величину мощности Р, измеренную ваттметром, ее его стрелка отклонилась на 100 делений;

3) наибольшую абсолютную погрешность прибора DРнаиб

4) пределы действительного значения измеренной ве­личины Р и Р при измерении мощности, опреде­ленной во 2-ом пункте задачи;

5) наибольшую возможную относительную погреш­ность gн.в. при измерении мощности Р.

Задача 5

Миллиамперметр типа Э513 имеет предел измерения (номинальный ток) Iн = 500 мА, класс точности gд = 0,5 %, число делений шкалы aн = 100 делений.

Определите:

1) постоянную прибора (цену деления шкалы) С1;

2) чувствительность прибора S1;

3) наибольшую абсолютную погрешность прибора DIнаиб.

4) величину тока, протекающего в цепи, если стрелка миллиамперметра отклонилась на a = 50 делений;

5) наибольшую возможную относительную погреш­ность при измерении тока I.

Задача 6

Измерительный механизм магнитоэлектрической сис­темы, рассчитанный на номинальный ток Iи = 20 мА, имеет сопротивление Rи= 5 Ом и шкалу на 50 делений. Прибор включается с шунтом, имеющим сопротивление Rш = 0,01235 Ом.

Начертите схему включения амперметра с шунтом в цепь нагрузки.

Определите:

1) номинальное напряжение шунта Uш;

2) ток шунта Iш;

3) предельное значение тока, которое может измерить измерительный прибор с шунтом, Iн;

4) постоянную (цену деления) амперметра, включенно­го совместно с шунтом С1;

5) величину тока I, измеряемого амперметром, если стрелка прибора отклонилась на a = 40 делений.

Поясните, для чего применяют шунты. Приведите уста­новленные ГОСТом номинальные напряжения и классы точности шунтов.

Задача 7

Измерительный механизм вольтметра магнитоэлектри­ческой системы имеет сопротивление рамки Rи = 600 Ом и рассчитан на номинальное напряжение Uи = 1,5 В, число де­лений шкалы aн = 15. Встроенный внутрь вольтметра доба­вочный резистор имеет сопротивление Rд= 29,4 кОм.

Начертите схему включения вольтметра с добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки.

Определите:

1) ток вольтметра Iv;

2) падение напряжения на добавочном резисторе Uд;

3) предельное значение напряжения, которое можно измерить вольтметром с добавочным резистором Uн;

4) потерю мощности в вольтметре Pv;

5) постоянную (цену деления) вольтметра, включенного совместно с добавочным резистором Сu;

6) величину напряжения U, измеряемого вольтметром с добавочным резистором, если стрелка прибора от­клонилась на a= 12 делений.

Задача 8

Измерительный механизм магнитоэлектрической сис­темы имеет сопротивление рамки Rи = 2,5 Ом; постоянная прибора (цена деления) C1=0,5 мА/дел; число делений шка­лы aн=100.

Используя данный измерительный механизм необхо­димо создать амперметр с пределами измерения (номиналь­ным током) Iн= 20А.

Начертить схему включения измерительного механизма с шунтом в цепь нагрузки.

Определите:

1) номинальный ток измерительного механизма Iи;

2) ток шунта Iш;

3) сопротивление шунта Rш;

4) потери мощности в шунте Рш и в измерительном ме­ханизме Ри;

5) постоянную (цену деления) миллиамперметра, вклю­ченного совместно с шунтом С1,

6) величину тока I, измеряемого миллиамперметром, если стрелка прибора отклонилась на a= 60 делений.

Опишите конструктивное выполнение шунтов, количе­ство и назначение зажимов у шунтов.

Задача 9

Измерительный механизм магнитоэлектрической сис­темы имеет сопротивление Rи = 300 Ом и рассчитан па но­минальный ток Iи = 5 мА. Число делений шкалы aн = 30.

Используя данный измерительный механизм, необхо­димо создать вольтметр, имеющий предел измерения (но­минальное напряжение) U = 150 В. Начертите схему вклю­чения вольтметра с добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки.

Определите:

1) напряжение Uи, которое может измерить измери­тельный механизм без добавочного резистора;

2) величину сопротивления добавочного резистора Rд;

3) падение напряжения на добавочном резисторе Uд;

4) потерю мощности в добавочном резисторе Рд;

5) постоянную (цену деления) вольтметра, включенного совместно с добавочным резистором Cv;

6) величину напряжения U, измеряемого вольтметром с добавочным резистором, если стрелка прибора от­клонилась на a = 20 делений.

Поясните, для чего применяют добавочные резисторы, какие величины указываются на добавочных резисторах.

Задача 10

Многопредельный вольтметр магнитоэлектрической системы рассчитан на три номинальных значения напряже­ния: Uн1= 15 В; Uн2=30 B; Uн3=150 B. Сопротивление рамки измерительного механизма равно 30 Ом, поминальный ток измерительного механизма Iи =5 мА.

Начертите схему включения измерительного механизма с многопредельным добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки и обозначьте выводы добавоч­ного резистора для каждого из пределов измерения вольт­метра.

1) необходимые сопротивления добавочных резисторов Rд1; Rд2; Rд3 для пределов измерения Uн1; Uн2; Uн3;

2) сопротивления R1; R2; R3 из которых состоит доба­вочный резистор;

3) мощности, потребляемые прибором на каждом пре­деле измерения.

Задача 11

Для измерения активного сопротивления косвенным методом использовались два прибора: вольтметр на Uн = 75 В и Iн=5 мА; амперметр на Iн =7,5 А и Uн =150 мВ.

Показания приборов составили: U=70 B; I =2,5 A. Определить:

1) приближенную величину сопротивления Rх по по­казаниям приборов;   

2) соотношения  по наибольшему из них принять и вычертить схему включения приборов;

точное значение сопротивления Rx с учетом схемы включения приборов;

абсолютную DRx и относительную gRx, погрешности измерения при приближенном расчете сопротивления.

Укажите приборы, которые применяются для измере­ния сопротивлений.

Задача 12

Измерение сопротивления изоляции двухпроводной ли­нии, находящейся под напряжением, производилось с по­мощью вольтметра, рассчитанного на номинальное напря­жение Uн= 250В и номинальный ток Iи =10 мА. Измеренное напряжение между проводами А и В составило U= 215В, а напряжения между каждым проводом и землей соответст­венно равны UA = 50В и UB = 75В.

Начертите схему измерения.

Определите:

1) сопротивление вольтметра Rv;

2) сопротивление изоляции Rа между проводом А и землей.

3) сопротивление изоляции Rв между проводом В и землей.

3. Укажите, какие приборы служат для непосредствен­ного измерения сопротивления изоляции электроус­тановок.

Задача 13

Измерение индуктивности катушки было проведено дважды при питании схемы измерения переменным током частотой f =50 Гц.

Сначала без учета активного сопротивления катушки индуктивность была определена по показаниям амперметра и вольтметра. При этом показания приборов были: I1=24А, U1=120В.

Затем измерение было проведено более точно с учетом активного сопротивления катушки. Для этого в схему был включен ваттметр. Показания приборов при этом были: I2=24А, U2 =120В, Р = 1728 Вт.

1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы применяемых приборов.

2. Определите значения измеренных индуктивностей L1 и L2 для каждой из схем.

3. Вычислите относительную погрешность измерения у, получившуюся при отсутствии учета активного сопротивления катушки.

4. Укажите, какими еще приборами может быть изме­рена индуктивность.

Задача 14

Измерение взаимной индуктивности двух катушек вы­полнено методом последовательного соединения катушек с использованием амперметра и вольтметра. Активное сопро­тивление R=R1+R2 двух катушек равно 6 Ом.

При согласованном включении катушек показания при­боров были Iо =5А; Uо =120 В.

При встречном включении катушек показания приборов были Iв=6 А; Uв=120 B.

1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы применяемых приборов.

2. Определите:

а) общую индуктивность двух согласовано включенных катушек Lо;

б) общую индуктивность двух встречно включенных катушек LB;

в) взаимную индуктивность катушек М.

3. Укажите, какими еще методами можно измерить взаимную индуктивность.

Задача 15

Измерение емкости электроустановки проведено дваж­ды при питании схемы измерения переменным током часто­той f =100 Гц.

Сначала без учета активного сопротивления емкость была определена по показаниям амперметра и вольтметра. При этом показания приборов были: I1 =0,9 A; U1 =7,2 B.

Затем измерение было проведено точнее с учетом ак­тивного сопротивления. Для этого в схему был включен ваттметр. Показания приборов при этом были: I2 = 0,9 А; U2 = 7,2 B; P = 1,6 Bт.

1. Начертите обе схемы измерения; укажите системы применяемых приборов.

2. Определите значения измеренных емкостей С1 и С2 для каждой из схем.

3. Вычислите относительную погрешность измерении g, получившуюся при отсутствии учета активного сопротивления конденсатора.

4. Укажите, какими еще приборами может быть измо­рена емкость.

Задача 16

Потребитель, подключенный к однофазной сети, рас­считан на максимальные значения напряжения Uмакс=10 кВ и тока Iмакс =350 А, коэффициент мощности потребителя cos j = 0,8.

Необходимо измерить напряжение U1 , ток I1 и актив­ную мощность потребителя P1.

1. Начертите схему измерения.

2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите все необходимые электроизмерительные приборы и измерительные трансформаторы.

3. Определите:

а) ток установки I1 , если показание амперметра Ia= 5 A;

б) напряжение установки U1 если показание вольтметра UV=90 B;

в) активную мощность потребителя по известным зна­чениям I1 , U1, cos j;

г) показания ваттметра Pw;

д) постоянную ваттметра С и число делений шкалы на которое отклонится стрелка ваттметра.

Задача 17

Потребитель с равномерной нагрузкой фаз, соединен­ной треугольником, подключен к трехфазной цепи пере­менного тока с линейным напряжением Uл =10 кВ; номи­нальный литейный ток потребителя Iл = 450 А. Необходимо измерить линейные токи в каждом проводе линии, а также активную и реактивную мощности потребителя, его коэф­фициент мощности. Для измерения мощности потребителя используются два одинаковых ваттметра. Стрелка одного из них отклонилась на a1 = 80 делений, а второго на a2 =52 де­ления, отклонение стрелки у амперметров a =20 делений.

1. Начертите схему измерения.

2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите амперметры, ваттмет­ры и измерительные трансформаторы.

3. Определите:

а) постоянную (цену деления) ваттметров Ср и ампер­метров С1 ;

б) показания каждого из ваттметров Р1 и Р2 и ампер­метров IА;

в) активную мощность потребителя по показаниям ваттметров Р;

г) реактивную мощность потребителя по показаниям ваттметров Q;

д) коэффициент мощности потребителя cos j;

е) линейный ток потребителя.

Задача 18

Потребитель, подключенный к однофазной сети, рас­считан на номинальное значения напряжения Uн = 220В и номинальное значение тока Iн = 60А. Необходимо изме­рить напряжение U1 , ток I1 , активную мощность P1 уста­новки.

1. Начертите схему измерения.

2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите необходимые вольт­метр, амперметр, ваттметр и измерительный транс­форматор тока.

3. Определите:

а) ток установки I1 , если показание амперметра I=3 А;

б) активную мощность потребителя P1 , если показания ваттметра Рw = 800 Вт.

в) коэффициент мощности установки cos j.

Задача 19

Потребитель е равномерной нагрузкой фаз, соединен­ной треугольником, подключен к трехфазной цепи пере­менного тока с линейным напряжением Uл = 6 кВ, номи­нальный линейный ток потребителя Iл = 65 А. Необходимо измерить активную и реактивную мощности потребителя, его коэффициент мощности. Для измерения мощности по­требителя используются два одинаковых ваттметра. Стрел­ка одного из них отклонилась на a1 = 70 делений, а второго a2 =50 делений шкалы.

1. Начертите схему измерения.

2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите ваттметры и измери­тельные трансформаторы.

3. Определите:

а) постоянную (цену деления) ваттметров Ср;

б) показания каждого из ваттметров  и ;

в) активную мощность потребителя по показаниям ваттметров Р;

г) реактивную мощность потребителя по показаниям ваттметров Q;

д) коэффициент мощности потребителя cos j.

Задача 20

Потребитель, подключенный к однофазной цепи, рас­считан па максимальные значения напряжения Uмакс =10 кВ и тока Iмакс =270А, коэффициент мощности потребителя cos j=0,9.

Необходимо измерить напряжение U1; ток I1 и актив­ную мощность потребителя Р1

1. Начертите схему измерения.

2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите и измерительные трансформаторы.

3. Определите:

а) ток установки I1, если показание амперметра IА=4,3А;

б) напряжение установки U1 , если показание вольтмет­ра Uv=85 B;

в) активную мощность потребителя по известным зна­чениям I1, U1 и cos j

г) показания ваттметра Pw.

Задача 21

На однофазном индукционном счетчике типа СО указа­но ого номинальное передаточное число Кн : 1 кВт.ч = 1250 оборотов диска и класс точности gд =2,5%.

Начертите схему включения в сеть однофазного ин­дукционного счетчика; поясните обмотки счетчика, количе­ство и назначение выводов от обмоток.

Определите:

1) номинальную постоянную счетчика Сн;

2) предельное значение действительной постоянной счетчика С, при которой будет обеспечиваться класс точности счетчика gд =2,5%;

3) энергию Wн, учтенную при N=102 оборотов диска счетчика за t=20 мин. При мощности Р=240 Вт;

4) энергию, действительно израсходованную в цепи за t=20 мин. при мощности Р=240 Вт.

Задача 22

Измерение расхода электроэнергии трехфазной уста­новки, имеющей равномерную нагрузку фаз, выполнялось двумя однофазными счетчиками типа СО.

В начале месяца показания каждого из счетчиков были: =6500 кВт.ч и =3200 кВт.ч. После 200 часов непре­рывной работы установки показание первого счетчика стало =8600 кВт.ч, а второго =4700 кВт.ч.

Начертите схему измерения и укажите на ней обмотки счетчиков, опишите назначение выводов от обмоток.

Определите:

1) активную энергию, измеренную мерным счетчиком W1,

2) активную энергию, измеренную вторым счетчиком W2

3) активную Wa и реактивную Wp энергии, полученные трехфазной установкой за 200 часов работы;

среднемесячный cos cp;

4) активную Р и реактивную Q мощности установки.

Задача 23

На однофазном индукционном счетчике тина СО напи­сано: Uн=220 В; Iн=5 А; 1 кВт.ч = 1250 оборотов диска, класс точности gд=2,5 %. При поверке счетчика на номи­нальном напряжении U=220 В при токе I= 3,5 А и cos j = 1, диск счетчика сделал N=20 оборотов за время t=75 сек.

Начертите схему включения в сеть однофазного индук­ционного счетчика, укажите на ней обмотки счетчика, опи­шите назначение выводов от обмоток.

Определите:

1) номинальную постоянную счетчика Сн;

2) действительную постоянную счетчика Сд;

3) энергию, учтенную счетчиком Wн,

4) энергию, действительно израсходованную в цепи

5) относительную погрешность счетчика gw.

Задача 24

Измерение расхода электроэнергии трехфазной уста­новкой, потребляющей номинальную полную мощность Sн=2000 В А с коэффициентом мощности cos j =0,7, вы­полнялось двухэлементным счетчиком активной энергии типа САЗ-И670 и трехэлементным счетчиком реактивной энергии типа СР4-И673.

Номинальное передаточное число Кна счетчика САЗ 1 кВт.ч = 1250 оборотов диска, а его класс точности gда=2,0 %. Номинальное передаточное число Кнр счетчи­ка СР4: 1кВт.ч=800 оборотов диска, а его класс точности gдр =2,5 %, За время t=20 мин. диск счетчика САЗ сделал Nр=590 оборотов, а диск счетчика СР4 сделал Np=390 обо­ротов.

Начертите схему включения в трехфазную сеть двух­элементного счетчика активной энергии и укажите на ней обмотки счетчика, опишите назначение выводов обмоток.

Определите:

1) активную Р и реактивную Q мощности установки;

2) активную Wa и реактивную Wp энергии, получен­ные установкой за t=20 мин.

3) активную и реактивную энергии, учтенные счетчи­ками;

4) действительные передаточные числа счетчиков;

5) относительные погрешности счетчиков.

Задача 25

На однофазном индукционном счетчике типа СО напи­сано: Uн=127 В; Iн=5 А; 1 кВт.ч=2000 оборотов диска, класс точности gд =2,5%.

При поверке счетчика на номинальном напряжении Uн=127 B при токе Iн =5А и cos j =1, диск счетчика сделал N=43 оборота за время t =120 с.

Начертите схему включения в сеть однофазного индук­ционного счетчика и укажите на ней обмотки счетчика -и укажите на ней обмотки счетчика, опишите назначение вы­водов обмоток.

Определите:

1) номинальную постоянную счетчика Сн;

2) действительную постоянную счетчика Сд;

3) энергию, учтенную счетчиком Wн;

4) энергию, действительно израсходованную в цепи Wд;

5) относительную погрешность счетчика gw.

Задача 26

Начертите принципиальную схему устройства элек­троннолучевой трубки осциллографа и объясните назначение электронного осциллографа, каждого из элементов ого электроннолучевой трубки и принцип получения изображе­ния на экране гребки.

Объясните, как с помощью осциллографа можно изме­рить частоту переменного тока.

Задача 27

Начертите принципиальную схему мегаомметра (по­следовательную схему омметра-логометра) и опишите сто устройство, принцип действия и порядок измерения сопро­тивления изоляции электрооборудования.

Задача 28

Начертите схему включения фазометра электродинами­ческой системы в однофазную цепь переменного тока. По­ясните все элементы указанного прибора и объясните прин­цип его действия.

Задача 29

Начертите схему включения частотомера электродина­мической системы в однофазную цепь переменного тока. Поясните все элементы указанного прибора и принцип его действия.

Задача 30

Начертите принципиальную схему омметра. Объясните назначение каждого элемента и принцип работы прибора. Как и чем осуществляется установка нуля? Отчего зависит предел измерения омметра? Укажите достоинства прибора.

 

Пример 1

Сопротивление нагрузки R было измерено косвенным ме­тодом при помощи амперметра и вольтметра. Для измерения были использованы приборы: амперметр с Iн = 10 А класса точности gд = ±1,0 % и вольтметр с Uн = 150 В класса точ­ности gд = ±1,5%. Приборы показали: амперметр I=8 А, вольтметр U=120 В.

Определить:

1) наибольшую абсолютную погрешность приборов DIнаиб. и DUнаиб.

2) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении тока и напряжения gнв1 и gнв2;

3) наибольшую возможную относительную погрешность измерения сопротивления  gнвR.

Решение

1. Наибольшая абсолютная погрешность амперметра DIнаиб. и вольтметра DUнаиб.

2. Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении тока I=8 А:

или

Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении напряжения U=120 В:

или

3. Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении сопротивления косвенным методом

Пример 2

А. Измерительный механизм магнитоэлектрической систе­мы имеет внутреннее сопротивление Rи=10 Ом, шкалу на 30 делений и рассчитай на номинальный ток Iи==25 мА. Используя этот измерительный механизм, необходимо соз­дать амперметр, имеющий предел измерения (номинальный ток) Iн =15 А.

Определить сопротивление шунта, ток шунта, падение на­пряжения на шунте, постоянную (цену деления) прибора с шунтом.

Б. Используя этот же измерительный механизм, требует­ся создать вольтметр с пределом измерения (номинальным напряжением) UH =300 В.

Определить величину сопротивления добавочного рези­стора.

А. Решение

1. Шунтирующий множитель:

2. Сопротивление шунта:

 

3. Ток шунта:

4. Падение напряжения па шунте:

5. Постоянная прибора с шунтом, т. е. постоянная ампер­метра:

где aн — число делений шкалы прибора.

Б. Решение

1. Напряжение на измерительном механизме: 

2. Множитель добавочного резистора:

4. Величина сопротивления добавочного резистора:

Пример 3

В схеме для измерения сопротивления применяются ам­перметр и вольтметр, имеющие следующие внутренние соп­ротивления: RА = 0,10м, Rv = 900 Ом.

Амперметр показал I=2 А; вольтметр U=10 В.

Выбрать схему измерения. Определить точное значение измеряемого сопротивления Rх. Вычислить абсолютную DRх и относительную у погрешности измерения при прибли­женном расчете величины сопротивления.

Решение

1. Приближенное значение измеряемого сопротивления:

2. Для выбора схемы измерения определяем соотношения:

                                           

Принимаем схему измерения с включением амперметра перед вольтметром     

 

 

(Бартновский, рис. 62б; Попов, рис. 6-13б), так как .

3. Точное значение измеряемого сопротивления:

4. Абсолютная погрешность, измерения, которая получи­лась бы при приближенном расчете сопротивления:

5. Относительная погрешность измерения, которая полу­чилась бы при приближенном расчете величины сопротивле­ния:

Задача 12 посвящена измерению сопротивления изоляции между каждым из проводов и землей двухпроводной липни, находящейся под напряжением, которое можно выполнить с помощью вольтметра.

Со схемой измерения и необходимыми расчетными фор­мулами можно ознакомиться по разделу учебника Попова «Измерение сопротивления изоляции установки, находящей­ся • под рабочим напряжением» (Попов, стр. 204—205, рис. 6—33, формулы б—20, 6—21).

В задачах 13 и 15 измерение индуктивности и емкости проводится дважды: сначала с помощью амперметра и вольт­метра (без учета активного сопротивления) С1 и L1, а затем точнее, учитывая активное сопротивление, с помощью ампер­метра, вольтметра и ваттметра С2 и L2. Схемы измерения, расчетные формулы для определения значений индуктивно­сти и емкости приведены в учебнике Попова стр. 216, рис. 7-1, 7-2; стр. 218—219, рис. 7-5, 7-6 и в учебнике Бартновского стр. 258, 263.

Принимая более точные значения С2 и L2 за действитель­ные значения измеряемых емкости и индуктивности, можно вычислить относительную погрешность измерения у.

В задаче 14 определяется взаимная индуктивность двух катушек методом последовательного соединения этих кату­шек. Измерительные схемы собираются дважды. Сначала катушки включаются последовательно при согласованном их соединении, когда намагничивающие силы катушек совпада­ют по направлению — это будет соответствовать максималь­ному значению общей индуктивности катушек Lc , которая равна:

Lc=L1+L2+2M,

где L1 и –L2 — индуктивности каждой из катушек;

М — взаимная индуктивность катушек.

Затем меняется направление тока в одной из последова­тельно соединенных катушек, что соответствует встречному включению катушек, когда намагничивающие силы катушек направлены навстречу друг другу. При этом будет минимальное значение общей индуктивности катушек, которое равно:

Lв=L1+L2–2M

Вычитая из первого равенства второе, получим:   

Lс–Lв=4M

Таким образом, ; по этой формуле и следует определить искомую взаимную индуктивность катушек. Для получения значений LС и LB необходимо воспользоваться ме­тодом измерения индуктивности с помощью амперметра и вольтметра.

Полное сопротивление цепи определяется по закону Ома:

Определение значений LС и LВ производится по формуле:

 

 

где R – активное сопротивление двух последовательно включенных катушек.

Со схемами измерения следует ознакомиться по учебни­кам Попова стр. 217, рис. 7-4 или Бартновского, стр. 264, рис. 215.

Надо иметь в виду, что в учебнике приведены схемы из­мерения с использованием только амперметра и вольтметра. Для составления требуемых схем измерения с применением ваттметра надо воспользоваться схемой рис. 7-2 учебника Попова.

Пример 4

Необходимо измерить напряжение, ток и мощность трех­фазного потребителя с равномерной нагрузкой фаз, имеюще­го номинальное напряжение UН=10 кВ и номинальный ток
IН =95 А.

Подобрать вольтметры, амперметры, ваттметры и изме­рительные трансформаторы тока м напряжения; составить схему измерения.

Определить:

1) коэффициенты трансформации измерительных транс­форматоров;

2) постоянную (цепу деления) ваттметра;

3) напряжение установки, если вольтметр показал 65 В;

4) ток установки, если амперметр показал. 4,5 А;

5) показание каждого ваттметра  и , если стрелка первого прибора отклонилась a1=80 делений, а второго — на a2=40 делений;

6) активную мощность трехфазной установки Р.


Решение

В высоковольтную цепь с напряжением 10 кВ измеритель­ные приборы должны включаться через измерительные трансформаторы.

Следует применить схему, приведенную на рис. 8—31 учебника Попова, или на рис. 110 учебника Бартновского. Измерительные приборы, ТТ и ТН подбираем по данным таб­лиц 2, 3, 4, 5, 6.

Выбираем измерительные трансформаторы тока с номи­нальным первичным током IН1= 100 А и изоляцией на 10 кВ; класс точности gд=0,5%; трехфазный трансформатор напря­жения с номинальным первичным напряжением UH1=10 кВ, класс точности gд=0,5%; амперметры электромагнитной си­стемы типа Э378, класс точности gд = 1,5 % на номинальный ток IН=5 А и шкалой на aН=25 делений; вольтметры элек­тромагнитной системы типа Э378, класс точности gд =1,5%, на номинальное напряжение Uн = 100 В и шкалой на aН=
=25 делений; ваттметры типа Д5004/10, класс точности gд=0,5% с номинальными значениями IН=5 А, UН= 100 В и шкалой на aН=100 делений.

1. Коэффициент трансформации трансформатора тока:

Коэффициент трансформаций, трансформатора напряже­ния:

2. Постоянная (цена деления) ваттметра, определяется по формуле:

где IН — номинальный ток ваттметра;

UH — номинальное напряжение" ваттметра;

aН — количество делений шкалы прибора.

3. Напряжение установки при показании вольтметра U2=65 В.

4. Ток установки при показании амперметра I2=4,5 А

5. Показание первого ваттметра:

показание второго ваттметра:

6. Мощность трехфазной установки:

,

где   

         


Пример 5

Измерение расхода электроэнергии, трехфазной установки, имеющей равномерную нагрузку фаз выполнялось двумя однофазными счетчиками. За 100 часов работы показания
каждого из счетчиков увеличились соответственно на W1==3000 кВт.ч и W2=1750 кВт.ч.

Определить активную и реактивную энергии, полученные установкой за 100 часов работы, а также средневзвешенный коэффициент мощности.

Решение:

1. Активная энергия, полученная электроустановкой:

2. Реактивная энергия, полученная электроустановкой:

3. Средневзвешенный коэффициент мощности:

или

По таблицам тригонометрических функций находим зна­чение угла j=24° и коэффициент мощности соs j=0,91.


Пример 6

Однофазный индукционный счетчик имеет номинальную постоянную  и класс точности gд=2,5%. При проверке счетчика поддерживалась неизменная активная мощность цепи Р=460 Вт. При этом за время t=3 мин. диск счетчика сделал N=57 оборотов.

Определить номинальное передаточное число счетчика КН, действительную постоянную счетчика Сд, относительную погрешность счетчика gw, сделать вывод о соответствии счет­чика указанному на нем классу точности.

Решение:

1. Номинальное передаточное число счетчика:

2. Действительная постоянная счетчика:

3. Относительная погрешность счетчика:

4. Так как относительная погрешность счетчика gw= -0,895 % меньше класса точности счетчика gд=2,5 %, то счетчик соответствует указанному на нем классу точности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

1. Значение электрических измерений для обеспечения безаварийной работы электротехнических устройств на железнодорожном транспорте.

2. Классификация методов измерения различных элек­трических величин. Сравнительная оценка их точно­сти.

3. Погрешности измерений и приборов. Их классифи­кация. Определение погрешности измерений при прямом методе непосредственной оценки и косвен­ном методе измерений.

4. Классы точности приборов. Определение по классу точности наибольшей абсолютной погрешности и пределов действительного значения измеряемой ве­личины.

5. Меры электрических величин: мера э.д.с, электриче­ского сопротивления, индуктивности, емкости.

6. Классификация электроизмерительных приборов по системам, степени точности и другим признакам.

7. Общая схема устройства электроизмерительного прибора непосредственной оценки и его детали. Соз­дание вращающего и противодействующего момен­тов. Чувствительность и постоянная прибора.

8. Маркировка и технические характеристики, указан­ные на шкале приборов.

9. Приборы магнитоэлектрической системы. Их уст­ройство, принцип действия, уравнения вращающего момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.

10. Приборы электромагнитной системы. Их устрой­ство, пригщип действия, уравнения вращающего мо­мента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.

11. Приборы электродинамической системы. Их уст­ройство, принцип действия, уравнения вращающего момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.

12. Приборы ферродинамической системы. Их уст­ройство, принцип действия, уравнения вращающею момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.

13. Приборы электростатической системы. Их уст­ройство, принцип действия, уравнения вращающею момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.

14. Приборы выпрямительной системы. Их устрой­ство, схемы выпрямления, принцип действия, урав­нение шкалы, достоинства, недостатки и область применения.

15. Приборы электронной системы. Их устройство, структурная схема электронного вольтметра, досто­инства, недостатки и область применения.

16. Цифровые приборы. Структурные схемы, прин­цип действия, достоинства и недостатки.

17. Порядок и схема поверки технических ампермет­ров на соответствие классу точности.

18. Порядок и схема поверки технических вольтмет­ров на соответствие классу точности.

19. Магнитоэлектрический гальванометр постоянно­го тока. Его назначение, принцип действия и устрой­ство.

20. Классификация электрических сопротивлений по величине и методике измерений.

21. Измерение средних сопротивлений косвенным методом (при помощи амперметра и вольтметра).

22. Измерение малых сопротивлений косвенным ме­тодом (при помощи амперметра и милливольтметра).

23. Измерение средних сопротивлений одинарным измерительным мостом на постоянном токе. Прин­ципиальная схема и условие равновесия моста.

24. Устройство и схемы омметров с однорамочным измерительным механизмом, их принцип действия и выполнение измерений сопротивлений омметрами.

25. Устройство и схема логометрического мегаомметра (последовательная схема омметра-логометра). Его принцип действия и выполнение измерений мегаомметром.

26. Измерение больших сопротивлений методами вольтметра и замещения.

27. Особенности измерения сопротивления заземле­ния. Измерение сопротивления заземления с помо­щью амперметра и вольтметра.

28. Устройство и схема измерителя сопротивления заземления МС-08. Принцип действия и выполнение измерений этим прибором.

29. Измерение индуктивности и емкости косвенным методом (при помощи амперметра и вольтметра).

30. Измерение взаимной индуктивности косвенным методом (при помощи амперметра и вольтметра).

31. Измерение взаимной индуктивности методом со­гласованного и встречного включения катушек.

32. Измерительный мост переменного тока, его на­значение и условия равновесия.

33. Самопишущие приборы с непрерывной записью. Их назначение, принцип действия, устройство.

34. Электронный осциллограф. Основные элементы. Электронно-лучевая трубка. Принцип получения изображения исследуемого процесса на экране ос­циллографа.

35. Электронный осциллограф С1-49. Его структур­ная схема, назначение каждого из блоков схемы, управление осциллографом.

36. Измерительные шунты. Их назначение, конст­рукция, характеристики и расчет. Схема включения измерительного механизма с шунтом в цепь нагруз­ки.

37. Добавочные резисторы. Их назначение. Конст­рукция, характеристики и расчет. Схема включения измерительного механизма с добавочным резисто­ром.

38. Однофазные измерительные трансформаторы на­пряжения. Их назначение, конструкция,, основные технические характеристики, схема включения од­нофазного трансформатора в измеряемую цель и присоединения к нему приборов.

39. Трехфазные измерительные трансформаторы на­пряжения. Их назначение, конструкция, основные технические характеристики; схема включения трех­фазного трансформатора в измеряемую цепь и при­соединения к нему приборов.

40. Измерительные трансформаторы тока. Их назна­чение, конструкция, основные технические характе­ристики', схема включения трехфазного трансформа­тора в измеряемую цепь и присоединения к нему приборов.

41. Погрешности измерительных трансформаторов тока и напряжения. Определение допустимого коли­чества приборов, присоединяемых к измерительным трансформаторам.

42. Электродинамический ваттметр. Его устройство, принцип действия, уравнение шкалы и схема вклю­чения в цепь постоянного тока для измерения мощ­ности. Определение постоянной (цены делений) шкалы ваттметра.

43. Измерите активной мощности в цепи однофаз­ного переменного тока. Схема включения электроди­намического (ферродинамического) ваттметра.

44. Измерение активной мощности в трехфазных це­пях переменного тока методом двух ваттметров. Схема включения ваттметров. Определение реактив­ной мощности по показаниям этих ваттметров.

45. Трехфазные ваттметры ферродипамической сис­темы. Их схемы, устройство и включение в четырехпроводную трехфазную цепь переменного тока для измерения активной мощности.

46. Измерение активной энергии в цепях однофазно­го переменного тока. Однофазный индукционный счетчик, его устройство, принцип действия и схема включения в цепь.

47. Измерение активной энергии в трехфазной цепи переменного тока двухэлементным индукционным счетчиком. Его устройство, принцип действия и схе­ма включения в цепь.

48. Измерение активной энергии и трехфазной цепи переменного тока трехэлементным индукционным счетчиком. Его устройство, принцип действия и схе­ма включения в цепь.

49. Измерение электрической энергии в цепях посто­янного тока. Электродинамический и ферродинамический счетчики, их устройство, принцип действия и схема включения в цепь на электроподвижном соста­ве (только для специальности ЭХ).

50. Измерение реактивной энергии в цепях трехфаз­ного тока.

51. Измерение коэффициента мощности в цепях пе­ременного тока. Электродинамический фазометр од­нофазного тока, его устройство, принцип действия и схема включения.

52. Измерение частоты в цепях Переменного тока. Электродинамический частотомер, его устройство, принцип действия, схема включения.

53. Измерение сопротивления одного провода линии измерительным мостом постоянного тока. Схема из­мерения.

54. Измерение асимметрии двухпроводной цепи мос­том постоянного тока.

55. Измерение сопротивления изоляции деянии мос­том постоянного тока.

56. Определение расстояния до места короткого за­мыкания провода с землей (место пробоя изоляции) двухпроводной линии при помощи измерительного

моста постоянного тока - метод петли.

Термоэлектрические преобразователи неэлектрических величин в электрические, их принцип дейст­вия и практическое применение.

Индукционные преобразователи неэлектричеегеих величин в электрические, их принцип действия и практическое применение.

Реостатные преобразователи неэлектрических ве­личин в электрические, их принцип действия и прак­тическое применение.

Цифровые вольтметры постоянного и переменно­го тока, их структурные схемы, принцип действия, применение.

Задания на контрольную работу и методические указа­ния составлены преподавателем Оршанского колледжа железнодорожного транспорта Косыгиной Л.Д.. и одобре­ны цикловой комиссией указанного колледжа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Растущая оснащенность электрифицированных железных дорог электронными устройствами автоматики требует совершенствования контрольно-измерительных средств, их метрологических характеристик, методик проведения экспериментов. Предъявляемые требования к контрольно-измерительным системам могут быть удовлетворены автоматизированными системами контроля в сочетании с ЭВМ. Автоматизация процесса измерения, контроля, обработки, передачи, анализа результатов позволяет обеспечить более высокую точность измерений и повысить производительность труда при измерениях большого числа физических величин.

Программой предмета «Электрические измерения» предусматривается изучение принципов работы, схем, конструкций, способов включения измерительных приборов и методики общих измерений электрических величин в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта.

В процессе изучения программного материала рекомендуется непосредственно на производстве ознакомиться с электроизмерительными приборами и схемами их включения.

Для приобретения учащимися навыков пользования измерительными приборами и схемами и умения выбирать необходимый вид прибора и метод измерения, составлять схемы измерений, фиксировать показания приборов и анализировать полученные результаты программой предусмотрено выполнение лабораторных работ и сдача зачетов по ним.

Лабораторные работы выполняются в сроки, предусмотренные учебным графиком.

После изучения всех разделов предмета необходимо выполнить контрольную работу. Решение задач целесообразно выполнять по мере изучения теоретического материа­ла и методических указаний, относящихся к данной задаче. Методические указания к выполнению контрольной работы помещены в данной брошюре.

Для изучения теоретического материала приво­дится перечень рекомендуемой литературы. Использование основной литературы обязательно при изучении всех разде­лов предмета, а дополнительная литература позволяет более подробно рассмотреть только отдельные вопросы.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку; условия задач переписываются полностью, реше­ния задач сопровождаются краткими и четкими пояснения­ми. Необходимые схемы, рисунки должны выполняться ка­рандашом с применением чертежных инструментов.

При вычерчивании схем необходимо применять услов­ные графические обозначения согласно ГОСТ и ЕСКД.

Задание на контрольную работу составлено в 50 вари­антах. Вариант контрольной работы определяется двумя по­следними цифрами шифра учащегося по таблице вариантов.

Для самопроверки при подготовке к экзамену рекомен­дуется ответить на вопросы, помещенные в конце брошю­ры.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. А.С. Шуйский, В.М. Мельничук, С.А. Кучер. Изме­рения в электротехнических устройствах железнодо­рожного транспорта.

2. Бартновский А.Л., Козин В.О., Кучер С.А. Измере­ния в электротехнических устройствах железнодо­рожного транспорта. Транспорт, 1980, (в дальнейшем - Бартновский).

Дополнительная

1. Электрические измерения. Под редакцией Малинов­ского В.Н. Энергоиздат, 1982.

2. Попов B.C. Электрические измерения. Энергия, 1974, (в дальнейшем - Попов).

3. Справочник по электроизмерительным приборам. Под редакцией Илгонина. Энергоиздат, 1983.

4. Алукер Ш.М. Электроизмерительные приборы. Высшая школа, 1976.

 

 

Таблица вариантов

Таблица 1

Две последние цифры шифра № варианта Номера задач Две по­следние цифры шифра № ва­ри­анта Номера задач
01 или 51 1 1,6,11, 19,22,28 26 или 76 26 5,7, 13,20,24,27
02 или 52 2 2, 9, 13, 18, 23, 28 27 или 77 27 4,8, 12, 16,25, 28
03 или 53 3 3, 10, 15, 20, 25, 30 28 или 78 28 3,9,11,16,24,30
04 или 54 4 4,8, 11, 19, 25,27 29 или 79 29 2,10, 14,20,22,26
05 или 55 5 5, 9, 14, 19, 24, 29 30 или 80 30 1, 6,12, 17,25,26
06 или 56 6 1, 7, 14, 20, 21, 28 31 или 81 31 5, 8, 15, 20, 23, 29
07 или 57 7 2,10,12,17,23,30 32 или 82 32 4,9, 13, 17,22,27
08 или 58 8 3, 8, 13, 19, 25, 27 33 или 83 33 3, 8, 15, 16, 22, 29
09 или 59 9 4,7, 15, 16,22,29 34 или 84 34 2,6,13,18,21,27
10 или 60 10 5, 6, 13, 20, 22, 26 35 или 85 35 1,7, 14, 19,22,28
11 или 61 11 1,9,11,18,25,29 36 или 86 36 5,9,13,17,21,29
12 или 62 12 2, 8, 12, 18, 24, 26 37 или 87 37 4,6, 11, 19, 25,27
13 или 63 13 3,10,14,19,21,30 38 или 88 38 3,7,13,18,23,28
14 или 64 14 4,8, 15,17,24,28 39 или 89 39 2,8, 14, 18,25,29
15 или 65 15 5,10,13,16,24,30 40 или 90 40 1,6,12,16,23,27
16 или 66 16 1, 7, 14, 16, 23, 27 41 или 91 41 5, 9, 14, 17, 23,30
17 или 67 17 2, 9, 12, 20, 23, 29 42 или 92 42 4,10, 15,20,24,27
18 или 68 18 3,6, 14,17,25,26 43 или 93 43 3,9,12,18,22,30
19 или 69 19 4. 7, 15, 18, 21, 27 44 или 94 44 2,7,11,19,24.29
20 или 70 20 5,8,11,17,21,29 45 или 95 45 1,9,15,19,21,30
21 или 71 21 1, 6, 13, 19, 23, 26 46 или 96 46 5,10,13,18,24,26
22 или 72 22 2,8,11, 19,22,28 47 или 97 47 4, 7, 12.20, 21, 28
23 или 73 23 3,10, 12, 18,22,30 48 или 98 48 3, 9, 13,20,25,30
24 или 74 24 4,9,14,16,21,26 49 или 99 49 2, 6, 14, 19, 23,26
25 или 75 25 5, 7, 15, 16, 25, 28 50 или 00 50 1, 7, 15, 17, 24, 25

 


 


ПРОГРАММА

Введение

Краткие сведения о развитии электроизмерительной техники и элсктроприборостроения.

Значение электрических измерений дли обеспечения безаварийной работы электротехнических устройств на же­лезнодорожном транспорте.

Содержание предмета и его связь с другими предмета­ми специального никла.

Основы метрологии. Методы измерений. Погрешности

Средства электрических измерений. Классификация ме­тодов измерений. Прямые и косвенные измерения. Методы непосредственной оценки, сравнения, нулевой, дифферен­циальный и замещения.

Погрешности измерений и приборов, их классифика­ция.

Определение погрешности измерений при прямом ме­тоде непосредственной оценки и косвенном методе измере­ний. Понятие об устранении погрешности.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 786.