ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Растущая оснащенность электрифицированных железных дорог электронными устройствами автоматики требует совершенствования контрольно-измерительных средств, их метрологических характеристик, методик проведения экспериментов. Предъявляемые требования к контрольно-измерительным системам могут быть удовлетворены автоматизированными системами контроля в сочетании с ЭВМ. Автоматизация процесса измерения, контроля, обработки, передачи, анализа результатов позволяет обеспечить более высокую точность измерений и повысить производительность труда при измерениях большого числа физических величин.
Программой предмета «Электрические измерения» предусматривается изучение принципов работы, схем, конструкций, способов включения измерительных приборов и методики общих измерений электрических величин в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта.
В процессе изучения программного материала рекомендуется непосредственно на производстве ознакомиться с электроизмерительными приборами и схемами их включения.
Для приобретения учащимися навыков пользования измерительными приборами и схемами и умения выбирать необходимый вид прибора и метод измерения, составлять схемы измерений, фиксировать показания приборов и анализировать полученные результаты программой предусмотрено выполнение лабораторных работ и сдача зачетов по ним.
Лабораторные работы выполняются в сроки, предусмотренные учебным графиком.
После изучения всех разделов предмета необходимо выполнить контрольную работу. Решение задач целесообразно выполнять по мере изучения теоретического материала и методических указаний, относящихся к данной задаче. Методические указания к выполнению контрольной работы помещены в данной брошюре.
Для изучения теоретического материала приводится перечень рекомендуемой литературы. Использование основной литературы обязательно при изучении всех разделов предмета, а дополнительная литература позволяет более подробно рассмотреть только отдельные вопросы.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку; условия задач переписываются полностью, решения задач сопровождаются краткими и четкими пояснениями. Необходимые схемы, рисунки должны выполняться карандашом с применением чертежных инструментов.
При вычерчивании схем необходимо применять условные графические обозначения согласно ГОСТ и ЕСКД.
Задание на контрольную работу составлено в 50 вариантах. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра учащегося по таблице вариантов.
Для самопроверки при подготовке к экзамену рекомендуется ответить на вопросы, помещенные в конце брошюры.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. А.С. Шуйский, В.М. Мельничук, С.А. Кучер. Измерения в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта.
2. Бартновский А.Л., Козин В.О., Кучер С.А. Измерения в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта. Транспорт, 1980, (в дальнейшем - Бартновский).
Дополнительная
1. Электрические измерения. Под редакцией Малиновского В.Н. Энергоиздат, 1982.
2. Попов B.C. Электрические измерения. Энергия, 1974, (в дальнейшем - Попов).
3. Справочник по электроизмерительным приборам. Под редакцией Илгонина. Энергоиздат, 1983.
4. Алукер Ш.М. Электроизмерительные приборы. Высшая школа, 1976.
Таблица вариантов
Таблица 1
Две последние цифры шифра | № варианта | Номера задач | Две последние цифры шифра | № варианта | Номера задач |
01 или 51 | 1 | 1,6,11, 19,22,28 | 26 или 76 | 26 | 5,7, 13,20,24,27 |
02 или 52 | 2 | 2, 9, 13, 18, 23, 28 | 27 или 77 | 27 | 4,8, 12, 16,25, 28 |
03 или 53 | 3 | 3, 10, 15, 20, 25, 30 | 28 или 78 | 28 | 3,9,11,16,24,30 |
04 или 54 | 4 | 4,8, 11, 19, 25,27 | 29 или 79 | 29 | 2,10, 14,20,22,26 |
05 или 55 | 5 | 5, 9, 14, 19, 24, 29 | 30 или 80 | 30 | 1, 6,12, 17,25,26 |
06 или 56 | 6 | 1, 7, 14, 20, 21, 28 | 31 или 81 | 31 | 5, 8, 15, 20, 23, 29 |
07 или 57 | 7 | 2,10,12,17,23,30 | 32 или 82 | 32 | 4,9, 13, 17,22,27 |
08 или 58 | 8 | 3, 8, 13, 19, 25, 27 | 33 или 83 | 33 | 3, 8, 15, 16, 22, 29 |
09 или 59 | 9 | 4,7, 15, 16,22,29 | 34 или 84 | 34 | 2,6,13,18,21,27 |
10 или 60 | 10 | 5, 6, 13, 20, 22, 26 | 35 или 85 | 35 | 1,7, 14, 19,22,28 |
11 или 61 | 11 | 1,9,11,18,25,29 | 36 или 86 | 36 | 5,9,13,17,21,29 |
12 или 62 | 12 | 2, 8, 12, 18, 24, 26 | 37 или 87 | 37 | 4,6, 11, 19, 25,27 |
13 или 63 | 13 | 3,10,14,19,21,30 | 38 или 88 | 38 | 3,7,13,18,23,28 |
14 или 64 | 14 | 4,8, 15,17,24,28 | 39 или 89 | 39 | 2,8, 14, 18,25,29 |
15 или 65 | 15 | 5,10,13,16,24,30 | 40 или 90 | 40 | 1,6,12,16,23,27 |
16 или 66 | 16 | 1, 7, 14, 16, 23, 27 | 41 или 91 | 41 | 5, 9, 14, 17, 23,30 |
17 или 67 | 17 | 2, 9, 12, 20, 23, 29 | 42 или 92 | 42 | 4,10, 15,20,24,27 |
18 или 68 | 18 | 3,6, 14,17,25,26 | 43 или 93 | 43 | 3,9,12,18,22,30 |
19 или 69 | 19 | 4. 7, 15, 18, 21, 27 | 44 или 94 | 44 | 2,7,11,19,24.29 |
20 или 70 | 20 | 5,8,11,17,21,29 | 45 или 95 | 45 | 1,9,15,19,21,30 |
21 или 71 | 21 | 1, 6, 13, 19, 23, 26 | 46 или 96 | 46 | 5,10,13,18,24,26 |
22 или 72 | 22 | 2,8,11, 19,22,28 | 47 или 97 | 47 | 4, 7, 12.20, 21, 28 |
23 или 73 | 23 | 3,10, 12, 18,22,30 | 48 или 98 | 48 | 3, 9, 13,20,25,30 |
24 или 74 | 24 | 4,9,14,16,21,26 | 49 или 99 | 49 | 2, 6, 14, 19, 23,26 |
25 или 75 | 25 | 5, 7, 15, 16, 25, 28 | 50 или 00 | 50 | 1, 7, 15, 17, 24, 25 |
ПРОГРАММА
Введение
Краткие сведения о развитии электроизмерительной техники и элсктроприборостроения.
Значение электрических измерений дли обеспечения безаварийной работы электротехнических устройств на железнодорожном транспорте.
Содержание предмета и его связь с другими предметами специального никла.
Лабораторная работа № 1
Исследование устройства электроизмерительных приборов непосредственной оценки (магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической или ферродинамической систем)
Лабораторная работа № 2
Измерение средних сопротивлений одинарным измерительным мостом и омметром
Лабораторная работа № 3
Измерение сопротивления заземления
Лабораторная работа № 4
Измерение величины мощности в цепях трехфазного тока
.
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
Задача 1
При поверке технического вольтметра электромагнитной системы типа Э-378, имеющего предел измерения (поминальное напряжение) 250 В, была определена его наибольшая абсолютная погрешность: DUнаиб.=3,75 В.
Определите:
1) класс точности вольтметра gд;
2) пределы действительного значения измеряемой величины и U1д и U2д, если показание вольтметра равно U=220B;
3) наибольшую возможную относительную погрешность измерения gн.в.1, если вольтметр показал U1= 100 B;
4) наибольшую возможную относительную погрешность измерения gн.в.2, если вольт
метр показал U2= 200 В.
Укажите, в какой части шкалы прибора измерения получаются более точными. Поясните, на основании чего сделан вывод.
Задача 2
Для измерения напряжения в цени постоянного тока использовались два вольтметра:
первый типа M1214 с пределом измерения (номинальным напряжением) Uн1= 50 В и классом точности gд1=1 % ,
второй типа С70 с пределом измерения U=30 B и классом точности gд2=1,5%.
Определите:
1) наибольшую абсолютную погрешность первого вольтметра DUнаиб.1;
2) наибольшую абсолютную погрешность второго вольтметра DUнаиб.2;
3) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении первым вольтметром U=l 0 В;
4) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении вторым вольтметром U=10 В.
Укажите прибор, который выполнит измерение е большей точностью. Поясните, на основании чего сделан вывод.
Задача 3
Измерение мощности нагрузки в цепи постоянного тока выполнено косвенным методом при помощи амперметра и вольтметра. При этом были использованы: амперметр типа М342, имеющий предел измерения (номинальный ток) Iн=20А и класс точности gд = 2,5 %; вольтметр типа М717 с пределом измерения (номинальным напряжением) Uн= 150 В и классом точности gд =1,5 %. Показание приборов: амперметра I=8А; вольтметра U=100B.
Определите:
1) мощность потребителя Р;
2) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении тока I = 8А-gнв1
3) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении напряжения U=100 B - gнвU
4) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении мощности -gнвр
5) наибольшую абсолютную погрешность измерения мощности DРнаиб.
Задача 4
Ваттметр типа Д5004, рассчитанный по напряжению на Uh=300B и на ток Iн= 5А, имеет шкалу с числом делений aн=150. Класс точности его gд = + 0,5%.
Определите:
1) постоянную (цену деления) ваттметра;
2) величину мощности Р, измеренную ваттметром, ее его стрелка отклонилась на 100 делений;
3) наибольшую абсолютную погрешность прибора DРнаиб
4) пределы действительного значения измеренной величины Р1д и Р2д при измерении мощности, определенной во 2-ом пункте задачи;
5) наибольшую возможную относительную погрешность gн.в. при измерении мощности Р.
Задача 5
Миллиамперметр типа Э513 имеет предел измерения (номинальный ток) Iн = 500 мА, класс точности gд = 0,5 %, число делений шкалы aн = 100 делений.
Определите:
1) постоянную прибора (цену деления шкалы) С1;
2) чувствительность прибора S1;
3) наибольшую абсолютную погрешность прибора DIнаиб.
4) величину тока, протекающего в цепи, если стрелка миллиамперметра отклонилась на a = 50 делений;
5) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении тока I.
Задача 6
Измерительный механизм магнитоэлектрической системы, рассчитанный на номинальный ток Iи = 20 мА, имеет сопротивление Rи= 5 Ом и шкалу на 50 делений. Прибор включается с шунтом, имеющим сопротивление Rш = 0,01235 Ом.
Начертите схему включения амперметра с шунтом в цепь нагрузки.
Определите:
1) номинальное напряжение шунта Uш;
2) ток шунта Iш;
3) предельное значение тока, которое может измерить измерительный прибор с шунтом, Iн;
4) постоянную (цену деления) амперметра, включенного совместно с шунтом С1;
5) величину тока I, измеряемого амперметром, если стрелка прибора отклонилась на a = 40 делений.
Поясните, для чего применяют шунты. Приведите установленные ГОСТом номинальные напряжения и классы точности шунтов.
Задача 7
Измерительный механизм вольтметра магнитоэлектрической системы имеет сопротивление рамки Rи = 600 Ом и рассчитан на номинальное напряжение Uи = 1,5 В, число делений шкалы aн = 15. Встроенный внутрь вольтметра добавочный резистор имеет сопротивление Rд= 29,4 кОм.
Начертите схему включения вольтметра с добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки.
Определите:
1) ток вольтметра Iv;
2) падение напряжения на добавочном резисторе Uд;
3) предельное значение напряжения, которое можно измерить вольтметром с добавочным резистором Uн;
4) потерю мощности в вольтметре Pv;
5) постоянную (цену деления) вольтметра, включенного совместно с добавочным резистором Сu;
6) величину напряжения U, измеряемого вольтметром с добавочным резистором, если стрелка прибора отклонилась на a= 12 делений.
Задача 8
Измерительный механизм магнитоэлектрической системы имеет сопротивление рамки Rи = 2,5 Ом; постоянная прибора (цена деления) C1=0,5 мА/дел; число делений шкалы aн=100.
Используя данный измерительный механизм необходимо создать амперметр с пределами измерения (номинальным током) Iн= 20А.
Начертить схему включения измерительного механизма с шунтом в цепь нагрузки.
Определите:
1) номинальный ток измерительного механизма Iи;
2) ток шунта Iш;
3) сопротивление шунта Rш;
4) потери мощности в шунте Рш и в измерительном механизме Ри;
5) постоянную (цену деления) миллиамперметра, включенного совместно с шунтом С1,
6) величину тока I, измеряемого миллиамперметром, если стрелка прибора отклонилась на a= 60 делений.
Опишите конструктивное выполнение шунтов, количество и назначение зажимов у шунтов.
Задача 9
Измерительный механизм магнитоэлектрической системы имеет сопротивление Rи = 300 Ом и рассчитан па номинальный ток Iи = 5 мА. Число делений шкалы aн = 30.
Используя данный измерительный механизм, необходимо создать вольтметр, имеющий предел измерения (номинальное напряжение) U = 150 В. Начертите схему включения вольтметра с добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки.
Определите:
1) напряжение Uи, которое может измерить измерительный механизм без добавочного резистора;
2) величину сопротивления добавочного резистора Rд;
3) падение напряжения на добавочном резисторе Uд;
4) потерю мощности в добавочном резисторе Рд;
5) постоянную (цену деления) вольтметра, включенного совместно с добавочным резистором Cv;
6) величину напряжения U, измеряемого вольтметром с добавочным резистором, если стрелка прибора отклонилась на a = 20 делений.
Поясните, для чего применяют добавочные резисторы, какие величины указываются на добавочных резисторах.
Задача 10
Многопредельный вольтметр магнитоэлектрической системы рассчитан на три номинальных значения напряжения: Uн1= 15 В; Uн2=30 B; Uн3=150 B. Сопротивление рамки измерительного механизма равно 30 Ом, поминальный ток измерительного механизма Iи =5 мА.
Начертите схему включения измерительного механизма с многопредельным добавочным резистором для измерения напряжения в цепи нагрузки и обозначьте выводы добавочного резистора для каждого из пределов измерения вольтметра.
1) необходимые сопротивления добавочных резисторов Rд1; Rд2; Rд3 для пределов измерения Uн1; Uн2; Uн3;
2) сопротивления R1; R2; R3 из которых состоит добавочный резистор;
3) мощности, потребляемые прибором на каждом пределе измерения.
Задача 11
Для измерения активного сопротивления косвенным методом использовались два прибора: вольтметр на Uн = 75 В и Iн=5 мА; амперметр на Iн =7,5 А и Uн =150 мВ.
Показания приборов составили: U=70 B; I =2,5 A. Определить:
1) приближенную величину сопротивления Rх по показаниям приборов;
2) соотношения по наибольшему из них принять и вычертить схему включения приборов;
точное значение сопротивления Rx с учетом схемы включения приборов;
абсолютную DRx и относительную gRx, погрешности измерения при приближенном расчете сопротивления.
Укажите приборы, которые применяются для измерения сопротивлений.
Задача 12
Измерение сопротивления изоляции двухпроводной линии, находящейся под напряжением, производилось с помощью вольтметра, рассчитанного на номинальное напряжение Uн= 250В и номинальный ток Iи =10 мА. Измеренное напряжение между проводами А и В составило U= 215В, а напряжения между каждым проводом и землей соответственно равны UA = 50В и UB = 75В.
Начертите схему измерения.
Определите:
1) сопротивление вольтметра Rv;
2) сопротивление изоляции Rа между проводом А и землей.
3) сопротивление изоляции Rв между проводом В и землей.
3. Укажите, какие приборы служат для непосредственного измерения сопротивления изоляции электроустановок.
Задача 13
Измерение индуктивности катушки было проведено дважды при питании схемы измерения переменным током частотой f =50 Гц.
Сначала без учета активного сопротивления катушки индуктивность была определена по показаниям амперметра и вольтметра. При этом показания приборов были: I1=24А, U1=120В.
Затем измерение было проведено более точно с учетом активного сопротивления катушки. Для этого в схему был включен ваттметр. Показания приборов при этом были: I2=24А, U2 =120В, Р = 1728 Вт.
1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы применяемых приборов.
2. Определите значения измеренных индуктивностей L1 и L2 для каждой из схем.
3. Вычислите относительную погрешность измерения у, получившуюся при отсутствии учета активного сопротивления катушки.
4. Укажите, какими еще приборами может быть измерена индуктивность.
Задача 14
Измерение взаимной индуктивности двух катушек выполнено методом последовательного соединения катушек с использованием амперметра и вольтметра. Активное сопротивление R=R1+R2 двух катушек равно 6 Ом.
При согласованном включении катушек показания приборов были Iо =5А; Uо =120 В.
При встречном включении катушек показания приборов были Iв=6 А; Uв=120 B.
1. Начертите обе схемы измерения, укажите системы применяемых приборов.
2. Определите:
а) общую индуктивность двух согласовано включенных катушек Lо;
б) общую индуктивность двух встречно включенных катушек LB;
в) взаимную индуктивность катушек М.
3. Укажите, какими еще методами можно измерить взаимную индуктивность.
Задача 15
Измерение емкости электроустановки проведено дважды при питании схемы измерения переменным током частотой f =100 Гц.
Сначала без учета активного сопротивления емкость была определена по показаниям амперметра и вольтметра. При этом показания приборов были: I1 =0,9 A; U1 =7,2 B.
Затем измерение было проведено точнее с учетом активного сопротивления. Для этого в схему был включен ваттметр. Показания приборов при этом были: I2 = 0,9 А; U2 = 7,2 B; P = 1,6 Bт.
1. Начертите обе схемы измерения; укажите системы применяемых приборов.
2. Определите значения измеренных емкостей С1 и С2 для каждой из схем.
3. Вычислите относительную погрешность измерении g, получившуюся при отсутствии учета активного сопротивления конденсатора.
4. Укажите, какими еще приборами может быть изморена емкость.
Задача 16
Потребитель, подключенный к однофазной сети, рассчитан на максимальные значения напряжения Uмакс=10 кВ и тока Iмакс =350 А, коэффициент мощности потребителя cos j = 0,8.
Необходимо измерить напряжение U1 , ток I1 и активную мощность потребителя P1.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите все необходимые электроизмерительные приборы и измерительные трансформаторы.
3. Определите:
а) ток установки I1 , если показание амперметра Ia= 5 A;
б) напряжение установки U1 если показание вольтметра UV=90 B;
в) активную мощность потребителя по известным значениям I1 , U1, cos j;
г) показания ваттметра Pw;
д) постоянную ваттметра С и число делений шкалы на которое отклонится стрелка ваттметра.
Задача 17
Потребитель с равномерной нагрузкой фаз, соединенной треугольником, подключен к трехфазной цепи переменного тока с линейным напряжением Uл =10 кВ; номинальный литейный ток потребителя Iл = 450 А. Необходимо измерить линейные токи в каждом проводе линии, а также активную и реактивную мощности потребителя, его коэффициент мощности. Для измерения мощности потребителя используются два одинаковых ваттметра. Стрелка одного из них отклонилась на a1 = 80 делений, а второго на a2 =52 деления, отклонение стрелки у амперметров a =20 делений.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите амперметры, ваттметры и измерительные трансформаторы.
3. Определите:
а) постоянную (цену деления) ваттметров Ср и амперметров С1 ;
б) показания каждого из ваттметров Р1 и Р2 и амперметров IА;
в) активную мощность потребителя по показаниям ваттметров Р;
г) реактивную мощность потребителя по показаниям ваттметров Q;
д) коэффициент мощности потребителя cos j;
е) линейный ток потребителя.
Задача 18
Потребитель, подключенный к однофазной сети, рассчитан на номинальное значения напряжения Uн = 220В и номинальное значение тока Iн = 60А. Необходимо измерить напряжение U1 , ток I1 , активную мощность P1 установки.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите необходимые вольтметр, амперметр, ваттметр и измерительный трансформатор тока.
3. Определите:
а) ток установки I1 , если показание амперметра I=3 А;
б) активную мощность потребителя P1 , если показания ваттметра Рw = 800 Вт.
в) коэффициент мощности установки cos j.
Задача 19
Потребитель е равномерной нагрузкой фаз, соединенной треугольником, подключен к трехфазной цепи переменного тока с линейным напряжением Uл = 6 кВ, номинальный линейный ток потребителя Iл = 65 А. Необходимо измерить активную и реактивную мощности потребителя, его коэффициент мощности. Для измерения мощности потребителя используются два одинаковых ваттметра. Стрелка одного из них отклонилась на a1 = 70 делений, а второго a2 =50 делений шкалы.
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите ваттметры и измерительные трансформаторы.
3. Определите:
а) постоянную (цену деления) ваттметров Ср;
б) показания каждого из ваттметров и ;
в) активную мощность потребителя по показаниям ваттметров Р;
г) реактивную мощность потребителя по показаниям ваттметров Q;
д) коэффициент мощности потребителя cos j.
Задача 20
Потребитель, подключенный к однофазной цепи, рассчитан па максимальные значения напряжения Uмакс =10 кВ и тока Iмакс =270А, коэффициент мощности потребителя cos j=0,9.
Необходимо измерить напряжение U1; ток I1 и активную мощность потребителя Р1
1. Начертите схему измерения.
2. Используя таблицы, приведенные в методических указаниях к задачам, выберите и измерительные трансформаторы.
3. Определите:
а) ток установки I1, если показание амперметра IА=4,3А;
б) напряжение установки U1 , если показание вольтметра Uv=85 B;
в) активную мощность потребителя по известным значениям I1, U1 и cos j
г) показания ваттметра Pw.
Задача 21
На однофазном индукционном счетчике типа СО указано ого номинальное передаточное число Кн : 1 кВт.ч = 1250 оборотов диска и класс точности gд =2,5%.
Начертите схему включения в сеть однофазного индукционного счетчика; поясните обмотки счетчика, количество и назначение выводов от обмоток.
Определите:
1) номинальную постоянную счетчика Сн;
2) предельное значение действительной постоянной счетчика С, при которой будет обеспечиваться класс точности счетчика gд =2,5%;
3) энергию Wн, учтенную при N=102 оборотов диска счетчика за t=20 мин. При мощности Р=240 Вт;
4) энергию, действительно израсходованную в цепи за t=20 мин. при мощности Р=240 Вт.
Задача 22
Измерение расхода электроэнергии трехфазной установки, имеющей равномерную нагрузку фаз, выполнялось двумя однофазными счетчиками типа СО.
В начале месяца показания каждого из счетчиков были: =6500 кВт.ч и =3200 кВт.ч. После 200 часов непрерывной работы установки показание первого счетчика стало =8600 кВт.ч, а второго =4700 кВт.ч.
Начертите схему измерения и укажите на ней обмотки счетчиков, опишите назначение выводов от обмоток.
Определите:
1) активную энергию, измеренную мерным счетчиком W1,
2) активную энергию, измеренную вторым счетчиком W2
3) активную Wa и реактивную Wp энергии, полученные трехфазной установкой за 200 часов работы;
среднемесячный cos cp;
4) активную Р и реактивную Q мощности установки.
Задача 23
На однофазном индукционном счетчике тина СО написано: Uн=220 В; Iн=5 А; 1 кВт.ч = 1250 оборотов диска, класс точности gд=2,5 %. При поверке счетчика на номинальном напряжении U=220 В при токе I= 3,5 А и cos j = 1, диск счетчика сделал N=20 оборотов за время t=75 сек.
Начертите схему включения в сеть однофазного индукционного счетчика, укажите на ней обмотки счетчика, опишите назначение выводов от обмоток.
Определите:
1) номинальную постоянную счетчика Сн;
2) действительную постоянную счетчика Сд;
3) энергию, учтенную счетчиком Wн,
4) энергию, действительно израсходованную в цепи
5) относительную погрешность счетчика gw.
Задача 24
Измерение расхода электроэнергии трехфазной установкой, потребляющей номинальную полную мощность Sн=2000 В А с коэффициентом мощности cos j =0,7, выполнялось двухэлементным счетчиком активной энергии типа САЗ-И670 и трехэлементным счетчиком реактивной энергии типа СР4-И673.
Номинальное передаточное число Кна счетчика САЗ 1 кВт.ч = 1250 оборотов диска, а его класс точности gда=2,0 %. Номинальное передаточное число Кнр счетчика СР4: 1кВт.ч=800 оборотов диска, а его класс точности gдр =2,5 %, За время t=20 мин. диск счетчика САЗ сделал Nр=590 оборотов, а диск счетчика СР4 сделал Np=390 оборотов.
Начертите схему включения в трехфазную сеть двухэлементного счетчика активной энергии и укажите на ней обмотки счетчика, опишите назначение выводов обмоток.
Определите:
1) активную Р и реактивную Q мощности установки;
2) активную Wa и реактивную Wp энергии, полученные установкой за t=20 мин.
3) активную и реактивную энергии, учтенные счетчиками;
4) действительные передаточные числа счетчиков;
5) относительные погрешности счетчиков.
Задача 25
На однофазном индукционном счетчике типа СО написано: Uн=127 В; Iн=5 А; 1 кВт.ч=2000 оборотов диска, класс точности gд =2,5%.
При поверке счетчика на номинальном напряжении Uн=127 B при токе Iн =5А и cos j =1, диск счетчика сделал N=43 оборота за время t =120 с.
Начертите схему включения в сеть однофазного индукционного счетчика и укажите на ней обмотки счетчика -и укажите на ней обмотки счетчика, опишите назначение выводов обмоток.
Определите:
1) номинальную постоянную счетчика Сн;
2) действительную постоянную счетчика Сд;
3) энергию, учтенную счетчиком Wн;
4) энергию, действительно израсходованную в цепи Wд;
5) относительную погрешность счетчика gw.
Задача 26
Начертите принципиальную схему устройства электроннолучевой трубки осциллографа и объясните назначение электронного осциллографа, каждого из элементов ого электроннолучевой трубки и принцип получения изображения на экране гребки.
Объясните, как с помощью осциллографа можно измерить частоту переменного тока.
Задача 27
Начертите принципиальную схему мегаомметра (последовательную схему омметра-логометра) и опишите сто устройство, принцип действия и порядок измерения сопротивления изоляции электрооборудования.
Задача 28
Начертите схему включения фазометра электродинамической системы в однофазную цепь переменного тока. Поясните все элементы указанного прибора и объясните принцип его действия.
Задача 29
Начертите схему включения частотомера электродинамической системы в однофазную цепь переменного тока. Поясните все элементы указанного прибора и принцип его действия.
Задача 30
Начертите принципиальную схему омметра. Объясните назначение каждого элемента и принцип работы прибора. Как и чем осуществляется установка нуля? Отчего зависит предел измерения омметра? Укажите достоинства прибора.
Пример 1
Сопротивление нагрузки R было измерено косвенным методом при помощи амперметра и вольтметра. Для измерения были использованы приборы: амперметр с Iн = 10 А класса точности gд = ±1,0 % и вольтметр с Uн = 150 В класса точности gд = ±1,5%. Приборы показали: амперметр I=8 А, вольтметр U=120 В.
Определить:
1) наибольшую абсолютную погрешность приборов DIнаиб. и DUнаиб.
2) наибольшую возможную относительную погрешность при измерении тока и напряжения gнв1 и gнв2;
3) наибольшую возможную относительную погрешность измерения сопротивления gнвR.
Решение
1. Наибольшая абсолютная погрешность амперметра DIнаиб. и вольтметра DUнаиб.
2. Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении тока I=8 А:
или
Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении напряжения U=120 В:
или
3. Наибольшая возможная относительная погрешность при измерении сопротивления косвенным методом
Пример 2
А. Измерительный механизм магнитоэлектрической системы имеет внутреннее сопротивление Rи=10 Ом, шкалу на 30 делений и рассчитай на номинальный ток Iи==25 мА. Используя этот измерительный механизм, необходимо создать амперметр, имеющий предел измерения (номинальный ток) Iн =15 А.
Определить сопротивление шунта, ток шунта, падение напряжения на шунте, постоянную (цену деления) прибора с шунтом.
Б. Используя этот же измерительный механизм, требуется создать вольтметр с пределом измерения (номинальным напряжением) UH =300 В.
Определить величину сопротивления добавочного резистора.
А. Решение
1. Шунтирующий множитель:
2. Сопротивление шунта:
3. Ток шунта:
4. Падение напряжения па шунте:
5. Постоянная прибора с шунтом, т. е. постоянная амперметра:
где aн — число делений шкалы прибора.
Б. Решение
1. Напряжение на измерительном механизме:
2. Множитель добавочного резистора:
4. Величина сопротивления добавочного резистора:
Пример 3
В схеме для измерения сопротивления применяются амперметр и вольтметр, имеющие следующие внутренние сопротивления: RА = 0,10м, Rv = 900 Ом.
Амперметр показал I=2 А; вольтметр U=10 В.
Выбрать схему измерения. Определить точное значение измеряемого сопротивления Rх. Вычислить абсолютную DRх и относительную у погрешности измерения при приближенном расчете величины сопротивления.
Решение
1. Приближенное значение измеряемого сопротивления:
2. Для выбора схемы измерения определяем соотношения:
Принимаем схему измерения с включением амперметра перед вольтметром
(Бартновский, рис. 62б; Попов, рис. 6-13б), так как .
3. Точное значение измеряемого сопротивления:
4. Абсолютная погрешность, измерения, которая получилась бы при приближенном расчете сопротивления:
5. Относительная погрешность измерения, которая получилась бы при приближенном расчете величины сопротивления:
Задача 12 посвящена измерению сопротивления изоляции между каждым из проводов и землей двухпроводной липни, находящейся под напряжением, которое можно выполнить с помощью вольтметра.
Со схемой измерения и необходимыми расчетными формулами можно ознакомиться по разделу учебника Попова «Измерение сопротивления изоляции установки, находящейся • под рабочим напряжением» (Попов, стр. 204—205, рис. 6—33, формулы б—20, 6—21).
В задачах 13 и 15 измерение индуктивности и емкости проводится дважды: сначала с помощью амперметра и вольтметра (без учета активного сопротивления) С1 и L1, а затем точнее, учитывая активное сопротивление, с помощью амперметра, вольтметра и ваттметра С2 и L2. Схемы измерения, расчетные формулы для определения значений индуктивности и емкости приведены в учебнике Попова стр. 216, рис. 7-1, 7-2; стр. 218—219, рис. 7-5, 7-6 и в учебнике Бартновского стр. 258, 263.
Принимая более точные значения С2 и L2 за действительные значения измеряемых емкости и индуктивности, можно вычислить относительную погрешность измерения у.
В задаче 14 определяется взаимная индуктивность двух катушек методом последовательного соединения этих катушек. Измерительные схемы собираются дважды. Сначала катушки включаются последовательно при согласованном их соединении, когда намагничивающие силы катушек совпадают по направлению — это будет соответствовать максимальному значению общей индуктивности катушек Lc , которая равна:
Lc=L1+L2+2M,
где L1 и –L2 — индуктивности каждой из катушек;
М — взаимная индуктивность катушек.
Затем меняется направление тока в одной из последовательно соединенных катушек, что соответствует встречному включению катушек, когда намагничивающие силы катушек направлены навстречу друг другу. При этом будет минимальное значение общей индуктивности катушек, которое равно:
Lв=L1+L2–2M
Вычитая из первого равенства второе, получим:
Lс–Lв=4M
Таким образом, ; по этой формуле и следует определить искомую взаимную индуктивность катушек. Для получения значений LС и LB необходимо воспользоваться методом измерения индуктивности с помощью амперметра и вольтметра.
Полное сопротивление цепи определяется по закону Ома:
Определение значений LС и LВ производится по формуле:
где R – активное сопротивление двух последовательно включенных катушек.
Со схемами измерения следует ознакомиться по учебникам Попова стр. 217, рис. 7-4 или Бартновского, стр. 264, рис. 215.
Надо иметь в виду, что в учебнике приведены схемы измерения с использованием только амперметра и вольтметра. Для составления требуемых схем измерения с применением ваттметра надо воспользоваться схемой рис. 7-2 учебника Попова.
Пример 4
Необходимо измерить напряжение, ток и мощность трехфазного потребителя с равномерной нагрузкой фаз, имеющего номинальное напряжение UН=10 кВ и номинальный ток
IН =95 А.
Подобрать вольтметры, амперметры, ваттметры и измерительные трансформаторы тока м напряжения; составить схему измерения.
Определить:
1) коэффициенты трансформации измерительных трансформаторов;
2) постоянную (цепу деления) ваттметра;
3) напряжение установки, если вольтметр показал 65 В;
4) ток установки, если амперметр показал. 4,5 А;
5) показание каждого ваттметра и , если стрелка первого прибора отклонилась a1=80 делений, а второго — на a2=40 делений;
6) активную мощность трехфазной установки Р.
Решение
В высоковольтную цепь с напряжением 10 кВ измерительные приборы должны включаться через измерительные трансформаторы.
Следует применить схему, приведенную на рис. 8—31 учебника Попова, или на рис. 110 учебника Бартновского. Измерительные приборы, ТТ и ТН подбираем по данным таблиц 2, 3, 4, 5, 6.
Выбираем измерительные трансформаторы тока с номинальным первичным током IН1= 100 А и изоляцией на 10 кВ; класс точности gд=0,5%; трехфазный трансформатор напряжения с номинальным первичным напряжением UH1=10 кВ, класс точности gд=0,5%; амперметры электромагнитной системы типа Э378, класс точности gд = 1,5 % на номинальный ток IН=5 А и шкалой на aН=25 делений; вольтметры электромагнитной системы типа Э378, класс точности gд =1,5%, на номинальное напряжение Uн = 100 В и шкалой на aН=
=25 делений; ваттметры типа Д5004/10, класс точности gд=0,5% с номинальными значениями IН=5 А, UН= 100 В и шкалой на aН=100 делений.
1. Коэффициент трансформации трансформатора тока:
Коэффициент трансформаций, трансформатора напряжения:
2. Постоянная (цена деления) ваттметра, определяется по формуле:
где IН — номинальный ток ваттметра;
UH — номинальное напряжение" ваттметра;
aН — количество делений шкалы прибора.
3. Напряжение установки при показании вольтметра U2=65 В.
4. Ток установки при показании амперметра I2=4,5 А
5. Показание первого ваттметра:
показание второго ваттметра:
6. Мощность трехфазной установки:
,
где
Пример 5
Измерение расхода электроэнергии, трехфазной установки, имеющей равномерную нагрузку фаз выполнялось двумя однофазными счетчиками. За 100 часов работы показания
каждого из счетчиков увеличились соответственно на W1==3000 кВт.ч и W2=1750 кВт.ч.
Определить активную и реактивную энергии, полученные установкой за 100 часов работы, а также средневзвешенный коэффициент мощности.
Решение:
1. Активная энергия, полученная электроустановкой:
2. Реактивная энергия, полученная электроустановкой:
3. Средневзвешенный коэффициент мощности:
или
По таблицам тригонометрических функций находим значение угла j=24° и коэффициент мощности соs j=0,91.
Пример 6
Однофазный индукционный счетчик имеет номинальную постоянную и класс точности gд=2,5%. При проверке счетчика поддерживалась неизменная активная мощность цепи Р=460 Вт. При этом за время t=3 мин. диск счетчика сделал N=57 оборотов.
Определить номинальное передаточное число счетчика КН, действительную постоянную счетчика Сд, относительную погрешность счетчика gw, сделать вывод о соответствии счетчика указанному на нем классу точности.
Решение:
1. Номинальное передаточное число счетчика:
2. Действительная постоянная счетчика:
3. Относительная погрешность счетчика:
4. Так как относительная погрешность счетчика gw= -0,895 % меньше класса точности счетчика gд=2,5 %, то счетчик соответствует указанному на нем классу точности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
1. Значение электрических измерений для обеспечения безаварийной работы электротехнических устройств на железнодорожном транспорте.
2. Классификация методов измерения различных электрических величин. Сравнительная оценка их точности.
3. Погрешности измерений и приборов. Их классификация. Определение погрешности измерений при прямом методе непосредственной оценки и косвенном методе измерений.
4. Классы точности приборов. Определение по классу точности наибольшей абсолютной погрешности и пределов действительного значения измеряемой величины.
5. Меры электрических величин: мера э.д.с, электрического сопротивления, индуктивности, емкости.
6. Классификация электроизмерительных приборов по системам, степени точности и другим признакам.
7. Общая схема устройства электроизмерительного прибора непосредственной оценки и его детали. Создание вращающего и противодействующего моментов. Чувствительность и постоянная прибора.
8. Маркировка и технические характеристики, указанные на шкале приборов.
9. Приборы магнитоэлектрической системы. Их устройство, принцип действия, уравнения вращающего момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.
10. Приборы электромагнитной системы. Их устройство, пригщип действия, уравнения вращающего момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.
11. Приборы электродинамической системы. Их устройство, принцип действия, уравнения вращающего момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.
12. Приборы ферродинамической системы. Их устройство, принцип действия, уравнения вращающею момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.
13. Приборы электростатической системы. Их устройство, принцип действия, уравнения вращающею момента и шкалы, достоинства, недостатки и область применения.
14. Приборы выпрямительной системы. Их устройство, схемы выпрямления, принцип действия, уравнение шкалы, достоинства, недостатки и область применения.
15. Приборы электронной системы. Их устройство, структурная схема электронного вольтметра, достоинства, недостатки и область применения.
16. Цифровые приборы. Структурные схемы, принцип действия, достоинства и недостатки.
17. Порядок и схема поверки технических амперметров на соответствие классу точности.
18. Порядок и схема поверки технических вольтметров на соответствие классу точности.
19. Магнитоэлектрический гальванометр постоянного тока. Его назначение, принцип действия и устройство.
20. Классификация электрических сопротивлений по величине и методике измерений.
21. Измерение средних сопротивлений косвенным методом (при помощи амперметра и вольтметра).
22. Измерение малых сопротивлений косвенным методом (при помощи амперметра и милливольтметра).
23. Измерение средних сопротивлений одинарным измерительным мостом на постоянном токе. Принципиальная схема и условие равновесия моста.
24. Устройство и схемы омметров с однорамочным измерительным механизмом, их принцип действия и выполнение измерений сопротивлений омметрами.
25. Устройство и схема логометрического мегаомметра (последовательная схема омметра-логометра). Его принцип действия и выполнение измерений мегаомметром.
26. Измерение больших сопротивлений методами вольтметра и замещения.
27. Особенности измерения сопротивления заземления. Измерение сопротивления заземления с помощью амперметра и вольтметра.
28. Устройство и схема измерителя сопротивления заземления МС-08. Принцип действия и выполнение измерений этим прибором.
29. Измерение индуктивности и емкости косвенным методом (при помощи амперметра и вольтметра).
30. Измерение взаимной индуктивности косвенным методом (при помощи амперметра и вольтметра).
31. Измерение взаимной индуктивности методом согласованного и встречного включения катушек.
32. Измерительный мост переменного тока, его назначение и условия равновесия.
33. Самопишущие приборы с непрерывной записью. Их назначение, принцип действия, устройство.
34. Электронный осциллограф. Основные элементы. Электронно-лучевая трубка. Принцип получения изображения исследуемого процесса на экране осциллографа.
35. Электронный осциллограф С1-49. Его структурная схема, назначение каждого из блоков схемы, управление осциллографом.
36. Измерительные шунты. Их назначение, конструкция, характеристики и расчет. Схема включения измерительного механизма с шунтом в цепь нагрузки.
37. Добавочные резисторы. Их назначение. Конструкция, характеристики и расчет. Схема включения измерительного механизма с добавочным резистором.
38. Однофазные измерительные трансформаторы напряжения. Их назначение, конструкция,, основные технические характеристики, схема включения однофазного трансформатора в измеряемую цель и присоединения к нему приборов.
39. Трехфазные измерительные трансформаторы напряжения. Их назначение, конструкция, основные технические характеристики; схема включения трехфазного трансформатора в измеряемую цепь и присоединения к нему приборов.
40. Измерительные трансформаторы тока. Их назначение, конструкция, основные технические характеристики', схема включения трехфазного трансформатора в измеряемую цепь и присоединения к нему приборов.
41. Погрешности измерительных трансформаторов тока и напряжения. Определение допустимого количества приборов, присоединяемых к измерительным трансформаторам.
42. Электродинамический ваттметр. Его устройство, принцип действия, уравнение шкалы и схема включения в цепь постоянного тока для измерения мощности. Определение постоянной (цены делений) шкалы ваттметра.
43. Измерите активной мощности в цепи однофазного переменного тока. Схема включения электродинамического (ферродинамического) ваттметра.
44. Измерение активной мощности в трехфазных цепях переменного тока методом двух ваттметров. Схема включения ваттметров. Определение реактивной мощности по показаниям этих ваттметров.
45. Трехфазные ваттметры ферродипамической системы. Их схемы, устройство и включение в четырехпроводную трехфазную цепь переменного тока для измерения активной мощности.
46. Измерение активной энергии в цепях однофазного переменного тока. Однофазный индукционный счетчик, его устройство, принцип действия и схема включения в цепь.
47. Измерение активной энергии в трехфазной цепи переменного тока двухэлементным индукционным счетчиком. Его устройство, принцип действия и схема включения в цепь.
48. Измерение активной энергии и трехфазной цепи переменного тока трехэлементным индукционным счетчиком. Его устройство, принцип действия и схема включения в цепь.
49. Измерение электрической энергии в цепях постоянного тока. Электродинамический и ферродинамический счетчики, их устройство, принцип действия и схема включения в цепь на электроподвижном составе (только для специальности ЭХ).
50. Измерение реактивной энергии в цепях трехфазного тока.
51. Измерение коэффициента мощности в цепях переменного тока. Электродинамический фазометр однофазного тока, его устройство, принцип действия и схема включения.
52. Измерение частоты в цепях Переменного тока. Электродинамический частотомер, его устройство, принцип действия, схема включения.
53. Измерение сопротивления одного провода линии измерительным мостом постоянного тока. Схема измерения.
54. Измерение асимметрии двухпроводной цепи мостом постоянного тока.
55. Измерение сопротивления изоляции деянии мостом постоянного тока.
56. Определение расстояния до места короткого замыкания провода с землей (место пробоя изоляции) двухпроводной линии при помощи измерительного
моста постоянного тока - метод петли.
Термоэлектрические преобразователи неэлектрических величин в электрические, их принцип действия и практическое применение.
Индукционные преобразователи неэлектричеегеих величин в электрические, их принцип действия и практическое применение.
Реостатные преобразователи неэлектрических величин в электрические, их принцип действия и практическое применение.
Цифровые вольтметры постоянного и переменного тока, их структурные схемы, принцип действия, применение.
Задания на контрольную работу и методические указания составлены преподавателем Оршанского колледжа железнодорожного транспорта Косыгиной Л.Д.. и одобрены цикловой комиссией указанного колледжа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Растущая оснащенность электрифицированных железных дорог электронными устройствами автоматики требует совершенствования контрольно-измерительных средств, их метрологических характеристик, методик проведения экспериментов. Предъявляемые требования к контрольно-измерительным системам могут быть удовлетворены автоматизированными системами контроля в сочетании с ЭВМ. Автоматизация процесса измерения, контроля, обработки, передачи, анализа результатов позволяет обеспечить более высокую точность измерений и повысить производительность труда при измерениях большого числа физических величин.
Программой предмета «Электрические измерения» предусматривается изучение принципов работы, схем, конструкций, способов включения измерительных приборов и методики общих измерений электрических величин в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта.
В процессе изучения программного материала рекомендуется непосредственно на производстве ознакомиться с электроизмерительными приборами и схемами их включения.
Для приобретения учащимися навыков пользования измерительными приборами и схемами и умения выбирать необходимый вид прибора и метод измерения, составлять схемы измерений, фиксировать показания приборов и анализировать полученные результаты программой предусмотрено выполнение лабораторных работ и сдача зачетов по ним.
Лабораторные работы выполняются в сроки, предусмотренные учебным графиком.
После изучения всех разделов предмета необходимо выполнить контрольную работу. Решение задач целесообразно выполнять по мере изучения теоретического материала и методических указаний, относящихся к данной задаче. Методические указания к выполнению контрольной работы помещены в данной брошюре.
Для изучения теоретического материала приводится перечень рекомендуемой литературы. Использование основной литературы обязательно при изучении всех разделов предмета, а дополнительная литература позволяет более подробно рассмотреть только отдельные вопросы.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клетку; условия задач переписываются полностью, решения задач сопровождаются краткими и четкими пояснениями. Необходимые схемы, рисунки должны выполняться карандашом с применением чертежных инструментов.
При вычерчивании схем необходимо применять условные графические обозначения согласно ГОСТ и ЕСКД.
Задание на контрольную работу составлено в 50 вариантах. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра учащегося по таблице вариантов.
Для самопроверки при подготовке к экзамену рекомендуется ответить на вопросы, помещенные в конце брошюры.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. А.С. Шуйский, В.М. Мельничук, С.А. Кучер. Измерения в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта.
2. Бартновский А.Л., Козин В.О., Кучер С.А. Измерения в электротехнических устройствах железнодорожного транспорта. Транспорт, 1980, (в дальнейшем - Бартновский).
Дополнительная
1. Электрические измерения. Под редакцией Малиновского В.Н. Энергоиздат, 1982.
2. Попов B.C. Электрические измерения. Энергия, 1974, (в дальнейшем - Попов).
3. Справочник по электроизмерительным приборам. Под редакцией Илгонина. Энергоиздат, 1983.
4. Алукер Ш.М. Электроизмерительные приборы. Высшая школа, 1976.
Таблица вариантов
Таблица 1
Две последние цифры шифра | № варианта | Номера задач | Две последние цифры шифра | № варианта | Номера задач |
01 или 51 | 1 | 1,6,11, 19,22,28 | 26 или 76 | 26 | 5,7, 13,20,24,27 |
02 или 52 | 2 | 2, 9, 13, 18, 23, 28 | 27 или 77 | 27 | 4,8, 12, 16,25, 28 |
03 или 53 | 3 | 3, 10, 15, 20, 25, 30 | 28 или 78 | 28 | 3,9,11,16,24,30 |
04 или 54 | 4 | 4,8, 11, 19, 25,27 | 29 или 79 | 29 | 2,10, 14,20,22,26 |
05 или 55 | 5 | 5, 9, 14, 19, 24, 29 | 30 или 80 | 30 | 1, 6,12, 17,25,26 |
06 или 56 | 6 | 1, 7, 14, 20, 21, 28 | 31 или 81 | 31 | 5, 8, 15, 20, 23, 29 |
07 или 57 | 7 | 2,10,12,17,23,30 | 32 или 82 | 32 | 4,9, 13, 17,22,27 |
08 или 58 | 8 | 3, 8, 13, 19, 25, 27 | 33 или 83 | 33 | 3, 8, 15, 16, 22, 29 |
09 или 59 | 9 | 4,7, 15, 16,22,29 | 34 или 84 | 34 | 2,6,13,18,21,27 |
10 или 60 | 10 | 5, 6, 13, 20, 22, 26 | 35 или 85 | 35 | 1,7, 14, 19,22,28 |
11 или 61 | 11 | 1,9,11,18,25,29 | 36 или 86 | 36 | 5,9,13,17,21,29 |
12 или 62 | 12 | 2, 8, 12, 18, 24, 26 | 37 или 87 | 37 | 4,6, 11, 19, 25,27 |
13 или 63 | 13 | 3,10,14,19,21,30 | 38 или 88 | 38 | 3,7,13,18,23,28 |
14 или 64 | 14 | 4,8, 15,17,24,28 | 39 или 89 | 39 | 2,8, 14, 18,25,29 |
15 или 65 | 15 | 5,10,13,16,24,30 | 40 или 90 | 40 | 1,6,12,16,23,27 |
16 или 66 | 16 | 1, 7, 14, 16, 23, 27 | 41 или 91 | 41 | 5, 9, 14, 17, 23,30 |
17 или 67 | 17 | 2, 9, 12, 20, 23, 29 | 42 или 92 | 42 | 4,10, 15,20,24,27 |
18 или 68 | 18 | 3,6, 14,17,25,26 | 43 или 93 | 43 | 3,9,12,18,22,30 |
19 или 69 | 19 | 4. 7, 15, 18, 21, 27 | 44 или 94 | 44 | 2,7,11,19,24.29 |
20 или 70 | 20 | 5,8,11,17,21,29 | 45 или 95 | 45 | 1,9,15,19,21,30 |
21 или 71 | 21 | 1, 6, 13, 19, 23, 26 | 46 или 96 | 46 | 5,10,13,18,24,26 |
22 или 72 | 22 | 2,8,11, 19,22,28 | 47 или 97 | 47 | 4, 7, 12.20, 21, 28 |
23 или 73 | 23 | 3,10, 12, 18,22,30 | 48 или 98 | 48 | 3, 9, 13,20,25,30 |
24 или 74 | 24 | 4,9,14,16,21,26 | 49 или 99 | 49 | 2, 6, 14, 19, 23,26 |
25 или 75 | 25 | 5, 7, 15, 16, 25, 28 | 50 или 00 | 50 | 1, 7, 15, 17, 24, 25 |
ПРОГРАММА
Введение
Краткие сведения о развитии электроизмерительной техники и элсктроприборостроения.
Значение электрических измерений дли обеспечения безаварийной работы электротехнических устройств на железнодорожном транспорте.
Содержание предмета и его связь с другими предметами специального никла.
Основы метрологии. Методы измерений. Погрешности
Средства электрических измерений. Классификация методов измерений. Прямые и косвенные измерения. Методы непосредственной оценки, сравнения, нулевой, дифференциальный и замещения.
Погрешности измерений и приборов, их классификация.
Определение погрешности измерений при прямом методе непосредственной оценки и косвенном методе измерений. Понятие об устранении погрешности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 786.