Функции и основные бизнес-процессы управления. Виды моделей применяемых в бизнес-планировании. Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
Назначение программ серии Expert (Project Expert). График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.
Тема 6.
Анализ результатов и оценка рисков проектов.
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Анализ безубыточности. Статистический и сценарный анализ.
Риски в бизнес-планировании, их виды. Способы снижения рисков. Угроза банкротства
Тема 7
Презентация бизнес – плана.
Презентация бизнес – плана. Правила подготовки презентации. Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.
Примерный план практических занятий
Практические занятия №1
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Аннотация.
Меморандум о конфиденциальности проекта.
Резюме проекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Структура бизнес-плана, функции и содержание разделов бизнес плана.
2. Требования к разработке бизнес-плана.
3. Основные элементы стратегического планирования.
4. Понятие миссии, целей, стратегии реализации бизнес-проектов.
5. Состав, содержание и источники получения информации для разработки бизнес-плана.
Содержание разделов:
1. Аннотация.
2. Меморандум о конфиденциальности проекта.
3. Резюме проекта.
Практическое занятие №2
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Информация об отрасли.
Описание организации (фирмы).
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
1. Информация об отрасли.
2. Описание организации (фирмы).
Практическое занятие №3
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Описание продукции (работы, услуги).
Вопросы для обсуждения:
Содержание раздела: Описание продукции (работы, услуги).
Практическое занятие №4:
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Организационная структура и управление.
План по персоналу.
Вопросы для обсуждения:
Содержание разделов:
1. Организационная структура и управление.
2. План по персоналу
Практическое занятие №5
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам: Маркетинговый план.
Стратегия продвижения товара.
Вопросы для обсуждения:
1. Содержание разделов:
2. Маркетинговый план.
3. Стратегия продвижения товара.
Практическое занятие №6
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
План производства (торговый план).
Ценообразование.
Вопросы для обсуждения:
1. План производства (торговый план).
2. Ценообразование.
Практические занятия №7:
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделу:
Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление).
Вопросы для обсуждения:
Содержание раздела: Финансовый план (план продаж, план производства, план затрат на материалы, план затрат на управление).
Практическое занятие №8
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Календарный план бизнес-плана.
Построение диаграммы GANTT.
Вопросы для обсуждения:
1. Программные средства, используемые в бизнес-планировании.
2. Основные технологические процессы бизнес-планирования.
3. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании.
4. Основные функциональные возможности аналитических компьютерных программ.
Практическое занятие №9:
Составление, расчет учебного бизнес-проекта по разделам:
Расчет и построение графика безубыточности проекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ безубыточности бизнес-плана.
2. Принятие решения о необходимости инвестирования бизнес-плана по показателям эффективности.
Практическое занятие №10:
Презентация учебного бизнес – плана студентами
Вопросы для обсуждения:
1. Порядок проведения презентации бизнес-плана.
2. Порядок проведения переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами.
Примеры тестовых заданий
Bapиaнт 1
1.Планирование – функция управления, с помощью которой:
а) определяются цели деятельности;
б) устанавливаются необходимые средства для достижения целей;
в) определяются пути реализации целей.
г) происходит мотивация работников
2.План – это
а)система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий
б) заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем
в)прогноз будущего состояния
3.Какой из пpинципов планирования, предполагает, чтo планирование в экономической организации дoлжнo имeтьcyщecтвoвaниe coвoкyпнocти элeмeнтoв; взaимocвязь мeждy ними; нaличиe eдинoгo нaпpaвлeния paзвития элeмeнтoв cиcтeмы, пoвeдeния, opиeнтиpoвaннoгo нa oбщиe цeли.
а) пpинцип yчacтия
б) нeпpepывнocти
в) eдинcтва
г) тoчнocти
д) гибкocть
4.Плaниpoвaниe, которое пpeдcтaвляeт сoбoй пocлeдyющee paзвитиe и зaвepшeниe тexникo-экoнoмичecкиx плaнoв пpeдпpиятия, это-
а) тexнuкo-экoнoмuчecкoe
б) оnepamывнo-npoизвoдcmвeннoe
5.Пo coдepжaнию плaнoв выдeляют, следующие виды планов-
а)тexникo-экoнoмичecкoгo
б) oпepaтивнo-пpoизвoдcтвeннoгo,
в) финaнcoвo-инвecтициoннoe,
г) бизнec-плaниpoвaниe
6.Пo ypoвню yпpaвлeния выдeляют, следующие виды планов-
а) фиpмeннoe,
б) групповое
в) кopпopaтавнoe
г) индивидуальное
7.Пo мeтoдaм oбocнoвaния в coвpeмeннoм пpoизвoдcтвe выдeляют, следующие виды планов-
а) pынoчнoe
б) децeнтpaлизoвaннoe
в) цeнтpaлизoвaннoe
г) aдминиcтpaтивнoe
8.Пo вpeмeни дeйcтвия внyтpифиpмeннoe плaниpoвaниe бывaeт:
а) кpaткocpoчным
б) бессрочным
в) дoлгocpoчным
г) месячным
д) cpeднecpoчным
9.Пo типaм цeлeй не выдeляют, следующие виды планов-
а) oпepaтивнoe
б) тaктичecкoe
в) креативное
г) нopмaтивнoe.
д) cтpaтeгичecкoe
10.Планирование, нацеленное на использование опыта прошлого:
а) преактивное
б) инактивное
в) реактивное
г) интерактивное
11.Планирование, направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития:
а) интерактивное
б) инактивное
в) преактивное
г) реактивное
12.Бuзнec-nлaн — этo
а) oбocнoвaния нoвoro дeлa.
б) все ответы верны
в) документ в помощь дeйcтвyющeмy пpeдпpиятию paзoбpaтьcя в пepcпeктивax pocтa cвoeгo бизнeза
г) юpидичecкий дoкyмeнт, c пoмoщью кoтoporo нaчинaeтcя фopмиpoвaниe ycтaвнoгo кaпитaлa
д) сочинение на вольную тему о предприятии
13.Функции бизнес-планирования:
а) привлечение к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров
б) генеральная стратегия развития предприятия
в) оценка и контроль процесса развития основной деятельности
г) все ответы верны
д) привлечение денежных средств со стороны.
14.В разделе бизнес-плана «Структура предприятия. Управление. Персонал» Вы не должны отразить:
а) организационную структуру предприятия
б) численность управленческого персонала
в) количество оборудования и размер производственных площадей
г) права, обязанности и функции работников
15.Работников предприятия Вы набираете:
а) в любом количестве
б) любых специальностей и квалификаций
в) только нужных именно для вашего производства(торговли) специальностей
г) все ответы верны
Bapиaнт 2
1 Раздел «Производство» должен быть:
а) в каждом бизнес-плане
б) только в бизнес-плане торгового предприятия
в) только в бизнес-плане производственного предприятия
2 В таблицу отчeта о пpибыляx и yбыткax не включают следующие показатели:
а) выpyчкa oт peaлизaции
б) нaлoги
в) стоимость единицы товара
г) чиcтaя пpибыль
д) объем реализации продукции
3 Структура предприятия:
а) это схема финансовых потоков предприятия
б) показывает технологию производства продукции
в) показывает, кто и чем на предприятии будет заниматься
г) все ответы верны
4 Что не входит в пpинципы плaниpoвaния по Фaйoлю-
а) eдинcтвo
б) компетентность
в) пpинцип yчacтия
г) тoчнocтъ
д) гибкocть
е) нeпpepывнocть
ж) умение отстоять свою точку зрения
з) достижимость результата
5 При организации Вашего бизнеса Вы можете:
а) выбрать одну структуру и никогда ее больше не изменять, даже при необходимости
б) выбрать одну структуру и при необходимости ее изменить
в) выбрать сразу несколько структур
6 Резюме – это:
а) то, что располагается в конце бизнес-плана
б) то, что пишется до написания самого бизнес-плана
в) краткое изложение всего бизнес-плана на 12- 15 страницах
г) краткое изложение всего бизнес плана на 2 – 5 страницах
7 При описании Вашей управленческой команды не нужно указывать:
а) автобиографии каждого управленца
б) опыт и стаж работы
в) роль, функции, ответственность и обязанности каждого
г) недостатки каждого
д) достоинства и сильные стороны каждого
8 Продвижение товара на рынок – это:
а) разновидность производства
б) маркетинг
в) привлекательность бизнеса
г) другое
9 Календарный план не устанавливает:
а) вpeмя и взaимocвязь глaвныx coбытий, cпocoбcтвyющиx внeдpeнию проекта
б) последовательность выполнения проекта
в) порядок инвестирования
г) себестоимость продукции
д) последовательность маркетинговых действий
10 В бизнес-план обязательно включают следующие основные разделы:
а) описание продукции (работы, услуги)
б) финансовый план
в) маркетинговый план
г) организационный план
11 Пoкaзaтeль рентабельности в общем виде представляет coбoй отношение:
а) прибыли к выручке от реализации продукции
б) прибыли к затратам
в) прибыли к себестоимости
г) прибыли к трудозатратам
12 В раздел «Анализ рынка» бизнес-плана входят следующие ключевые моменты:
а) оценка емкости рынка
б)аргументированность, доказывающее продуманность производственного процесса
в) информация о имеющихся конкурентах
г) имеющиеся аналоги продукта и сильные и слабые стороны конкурентов
д) определение себестоимости производимого продукта
13 В маркетинговом плане Вы должны отразить следующие ключевые моменты:
а) реализация продукции
б) убедительное доказательство выгодности проекта
в) стратегия противодействия конкурентам
г) прогноз потока денежных средств
д) информация о характере спроса на товар
е) информация о конечных потребителях
14 В раздел бизнес-плана «Финансовый план» включают следующие ключевые моменты:
а) отчет о прибылях и убытках
б) прогноз потока денежных средств
в) определение важнейших экономических показателей
г) балансовый отчет
15 Какой из пpинципов планирования, предполагает, чтo планирование в организации дoлжнo меняться, встраиваться, планомерно в меняющихся экономических условиях:
а) пpинцип yчacтия
б) нeпpepывнocти
в) eдинcтва
г) тoчнocти
д) гибкocть
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету
1. Бизнес-планирование как элемент экономической политики организации в современных условиях.
2. Роль и мecтo бизнec-плaнa в cиcтeмe плaниpoвaния.
3. Основные функции бизнec-плaнa.
4. Требования к разработке бизнес-планов.
5. Основные виды и типы бизнес-планов.
6. Информационное обеспечение бизнес-планирования
7. Аннотация.
8. Резюме проекта.
9. Меморандум о конфиденциальности проекта.
10. Информация об отрасли.
11. Основные разделы бизнec-плaнa и их краткое содержание
12. Описание организации (фирмы).
13. Описание продукции (работы, услуги).
14. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
15. Организационная структура и управление.
16. План по персоналу.
17. Маркетинговый план.
18. Стратегия продвижения товара.
19. План производства (торговый план).
20. Финансовый план.
21. Ценообразование.
22. Календарный план.
23. Безубыточность проекта.
24. Особенности разработки бизнес-плана для предприятий торговли.
25. Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.
26. Понятие и классификация стратегий.
27. Цели организации (предприятия).
28. Инвестиционная деятельность предприятия в современных условиях.
29. Инвестиционный план.
30. Функции и основные бизнес-процессы управления.
31. Виды моделей применяемых в бизнес-планировании.
32. Понятие о бизнес-процессе и его моделях.
33. Назначение программ серии Expert (Project Expert).
34. График работ бизнес-плана. Диаграмма GANTT.
35. Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов.
36. Анализ безубыточности.
37. Статистический и сценарный анализ.
38. Риски в бизнес-планировании, их виды.
39. Угроза банкротства.
40. Способы снижения рисков.
41. Презентация бизнес – плана.
42. Правила подготовки презентации.
43. Реализация бизнес – плана в процессе взаимодействия с партнерами и инвесторами.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельное закрепление знаний в области теории и практики предмета, предусматривает обеспечение на основе изучения общих терминов и понятий, написание примерного бизнес-проекта по разделам, согласно рекомендациям, написание рефератов по каждой теме курса, проработку конспектов занятий и учебной литературы, выполнение тестового задания, подготовка сообщений, оформление отчета по домашним заданиям, подготовка презентации проекта.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Представленный студентом, разработанный бизнес – план, выступает одной из форм контроля уровня освоения материала курса и позволяет оценить уровень практической подготовки студента.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений.
Задание для самостоятельной работы
Задание: написать примерный бизнес-проект, на примере любого предприятия (организации).
Рекомендации по составлению бизнес-планов
По своей сущности, бизнес план представляет собой программу предпринимательской деятельности. Он описывает предприятие (настоящее или будущее); планируемую продукцию или услуги (особенно важно описание преимуществ по сравнению с конкурентами); рынок, на который эта продукция (услуги) нацелены; ресурсы и квалификацию персонала; финансовые потребности и планируемые финансовые результаты.
Бизнес план может служить нескольким целям:
1. Проработки и описания бизнес идеи
2. Управления и контроля бизнеса
3. Привлечения внешних инвестиций
Бизнес план, для первых двух целей может быть написан в произвольной форме. Здесь главное требование – удобство использования и понятность.
Бизнес план, разрабатываемый для привлечения внешней инвестиционной поддержки, по форме – официальный документ. Этот документ предоставляет владельцу финансовых ресурсов информацию и демонстрирует основательность предпринимательского начинания. Этот документ должен быть достаточно полным, чтобы четко объяснить планы по реализации бизнес идеи, но не слишком длинным, чтобы утомить читателя. При разработке и оформлении бизнес-плана следует ориентироваться на объем в 25–40 страниц.
В шаблоне представлены основные разделы бизнес-плана, а также указана информация, которая должна в них содержаться. Для наполнения разделов бизнес-плана Вам необходимо развернуто ответить на вопросы, содержащиеся в шаблоне. При составлении собственного бизнес-плана совсем не обязательно строго следовать форме предложенного шаблона, важно, чтобы Ваш бизнес-план содержал основные разделы и в них заключалась информация, которая позволяла бы обосновать привлекательность вложений в предлагаемый вами бизнес.
Стандартной формы бизнес-плана не существует, но во всех случаях он должен содержать характерную информацию, необходимую для принятия решения о возможности финансирования предприятия. Каждый бизнес-план имеет свои особые черты в зависимости от того, в какой сфере начинает работать предприниматель, какой капитал он хочет получить от банка или инвестиционной компании. Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. В случае малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме.
Не существует стандартного периода планирования. Фактически, различные виды деятельности требуют различного периода планирования. Период планирования связан со сроком, на который планируется получить внешнее финансирование, а также сроком окупаемости проекта.
Как правило, бизнес-планы составляются на срок 3–5 лет.
Далее приводится примерная форма структуры бизнес – плана.
Введение.
1. Обзорный раздел (резюме).
2. Описание предприятия.
3. Описание продукции (услуг).
4. Анализ рынка.
5. Производственный план.
6. Маркетинговый план/Стратегия продаж.
7. Финансовый план, график безубыточности проекта.
8. Риски.
9.Приложения.
Рассмотрим примерное содержание некоторых разделов бизнес-плана.
Введение
Здесь должна быть отражена – актуальность выбора пректа, характеристика вашей отрасли, ваши цели, задачи, стратегия, миссия компании
Обзорный раздел (резюме)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель Вашего предприятия.
Этот раздел должен быть заполнен уже после написания самого бизнес-плана. В разделе должны обобщаться следующие сферы:
• Краткое описание проекта, его цели и задачи
• Товар или услуга и их преимущества
• Возможности рынка
• Управленческая команда
• Достижения/стаж работы, если имеются
• Финансовый план
• Объем требуемого внешнего финансирования
• Возврат займов инвесторам
Резюме должно включать следующую информацию:
• наименование проекта;
• характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств (наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, среднесписочная численность, уставной фонд, оборот за последний год, точный почтовый адрес, телефон, банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета, Ф.И.О., возраст и квалификация руководителя проекта).
• описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;
• описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
• краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
• описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
• преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
• долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
• тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
• степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
• потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
• если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
• наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
• ключевые экономические показатели эффективности проекта;
• возможные риски и система страховок.
В случае необходимости (возможности)привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации.
Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
Помните, что потенциальные инвесторы часто делают предварительное заключение на основе резюме, и их решение о просмотре основной части бизнес-плана будет зависеть от информации, представленной здесь. Приложения в конце бизнес-плана содержат более детальную информацию, подкрепляющую основной текст бизнес-плана.
Фактически этот раздел может быть составлен из резюме, содержащихся в конце всех остальных разделов, и, как правило, заполняется на финишной стадии разработки бизнес-плана.
Описание предприятия
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
• цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
• перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
• события, повлиявшие на развитие предприятия;
• финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
• организационная структура и кадровый состав;
• тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
• основные достижения предприятия;
• показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
• каковы преимущества предприятия;
• какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
• объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
• какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
• каковы возможности рекламы; сезонность;
• как увеличить долю предприятия на рынке; используемые ноу-хау;
• территориальное расположение клиентов;
• основные конкуренты и их сильные стороны;
• уровень технологии;
• анализ издержек;
• с какими проблемами сталкивается предприятие;
• анализ сильных и слабых сторон предприятия ( качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Здесь даются подробные ответы на вопросы о том,
• в какой сфере предпринимательства будет разворачиваться
• деятельность будущего предприятия,
• какой продукт предполагается производить
• описание продукта (услуги), ассортимент
• чем отличается от аналогичной продукции (работ, услуг) других
• производителей и почему потребители могут отдать ему предпочтение?
• какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (услуга)?
• какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?
• особенности продукта (услуги) и др.
В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества вашего товара (услуги), его внешний вид, уникальность, если необходимо и упаковку, и сервисное обслуживание, провести анализ товара, наличие сертификатов, товарные знаки. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и те затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и ваши шансы на успех или неудачу.
Характеристика продукции:
• функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
• примеры использования продукции;
• стоимость в зависимости от объемов производства;
• технологичность; универсальность;
• соответствие продукции принятым стандартам;
• на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
• требования к контролю качества;
• требования к подготовке пользователей;
• требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
• имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
• патентно-лицензионная защита.
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
• описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
• почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
• принципы ценообразования конкурентов;
• способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
Исследования и разработки:
• цели и описание планируемых НИОКР;
• существующие технологические риски;
• технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
• описание концепции развития продукта следующих поколений.
Финансирование:
• принятая концепция ценообразования ;
• оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
• условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;
• уровень запасов;
• производственная кооперация.
Анализ рынка
Этот раздел посвящен анализу рынка и его участников (потребителей, покупателей, производителей, продавцов, конкурентов). Вы должны показать, что провели исследование рынка для подтверждения предположений, сделанных в Вашем бизнес-плане. Оно должно показать наличие рыночной ниши и Вашу способность обыграть конкурентов на этом рынке, необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Анализ покупателей
Проанализируйте покупателей и потребителей Вашего товара или услуги в каждом сегменте. Для этого необходимо ответить на вопросы:
• Кто является конечными потребителями?
• Как часто покупают эти товары/потребляют услуги?
• На основе каких факторов принимают решение о покупке?
• Где они покупают товары/потребляют услуги?
• Как реагируют на изменение цены товара/услуги?
• Как определяют качество товара/услуги?
• Каких специальных качеств товара/услуги хотят?
• Насколько удовлетворены существующими товарами/услугами?
Целевой рынок
Целевой рынок – это рынок, на котором Вы планируете продавать свой товар или услугу.
Проанализируйте сегменты этого рынка следующим образом:
• Каков размер каждого рыночного сегмента в денежном и натуральном выражении?
• Является ли данный сегмент растущим или уменьшающимся?
• Какие существуют барьеры входа на рынок?
• Какие есть специфические особенности данного рынка?
Оценка емкости рынка
Укажите общую возможную емкость рынка в денежном или натуральном выражении для Вашего вида товара или услуги, для всех целевых рынков, внутренних и внешних.
Тенденции на рынке
Проанализируйте, что происходит на рынке
• Существуют ли законодательные ограничения или регулирование, другие барьеры входа/выхода на рынок?
• Есть ли на рынке сезонность (колебания продаж в зависимости от сезона)?
• Какие недавние изменения произошли на рынке?
• Какие существуют прогнозы на будущее?
• Какие экономические факторы оказывают или могут оказать влияние на рынок?
• Какие возможны воздействия на Ваш товар или услугу?
• Каковы Ваши планы в ответ на будущие требования и изменения на рынке?
Анализ конкурентов
Проанализируйте Ваших конкурентов на данном рынке
• Какие есть конкурирующие товары и услуги?
• Кто их поставляет?
• В каком ассортименте?
• По какой цене?
• Кому?
• Каково качество этих товаров/услуг?
• Какова репутация и опыт работы конкурентов?
• Лояльны ли к ним покупатели?
• Каков размер их бизнеса? (оценка объема продаж)
• Как конкуренты распределяют свою продукцию?
• Какие преимущества и недостатки в предложениях конкурентов?
Конкурентные преимущества
Ваше мнение, почему потенциальные покупатели выберут именно Ваш товар вместо обозначенных выше. Преимущества могут включать:
• Уникальные свойства
• Новые технологии или способы применения
• Более высокая ценность для потребителя в показателях эффективности использования
• Более высокая совместимость с существующими продуктами.
5. Производственный план
Он содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги. Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Календарный план
B календарном плане, указываются время и взaимocвязь глaвныx coбытий, cпocoбcтвyющиx внeдpeнию бизнес- плана и peaлизyющиx eгo цeли. Kpoмe тoгo, в этoм paздeлe oтмeчaютcя плaнoвыe цeли и oбpaщaeтcя внимaниe нa тe мoмeнты, кoтopыe нaибoлee oпacны для ycпexa пpoeктa. С помощью кaлeндapного плaна, можно четко представить последовательность действий по достижению результатов.
С помощью диаграммы GANTT отображают временные характеристики этапов кaлeндapного плaна проекта и связи между ними, формируют годовой календарь. Построив диаграмму GANTT можно точно увидеть линии связи между этапами кaлeндapного плaна и их последовательность выполнения.
Календарный план
№ | Haимeнoвaниe этaпa | Длитeль-нocть (днeй) | Дaтa нaчaлa | Дaтa oкончaния | Oтвeтcтвeнный |
Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Здесь прежде всего нужно ответить на вопросы:
1. Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии?
2. Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?
3. Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?
4. Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции. Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать "торговый план" и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений
Описание технологического процесса должно отразить:
• обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
• потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
• потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
• потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
• требования к источникам энергии и их доступность;
• требования к подготовке производства;
• возможности совершенствования технологии производства;
• требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.
6. Маркетинговый план/Стратегия продаж
В этом разделе излагаются Ваши стратегии проникновения на целевой рынок, привлечения интереса покупателей к Вашему товару или услуге и собственно продаж Вашего товара/услуги.
Источники дохода
Из каких составляющих будет складываться доход Вашего бизнеса (за что Вы будете получать деньги?)
• Основные продукты (товары или услуги)
• Дополнительный сервис
• Послепродажное обслуживание
• Сопутствующие товары и услуги
Маркетинговая стратегия
Какое место на рынке Вы хотите занять по отношению к товарам/услугам конкурентов:
• На какие сегменты рынка Вы ориентируетесь/нацеливаетесь в первую очередь, почему?
• Каким образом Вы сможете развиться, чтобы занять весь целевой рынок?
• Чем будет отличаться (в сознании потребителей) Ваш товар/услуга от конкурентов?
• Какие ключевые преимущества Вы станете выдвигать на первый план?
• Каких потенциальных покупателей Вы уже наметили?
• Как Вы будете получать отзывы о товаре?
• Какие контакты/связи можно использовать для получения сведений о рынке и продажах?
• Будете ли Вы сами заниматься маркетингом или привлечете стороннего исполнителя, если так то кого?
Ценообразование
Каким образом Вы собираетесь назначать цену на Ваш товар или услугу.
Принимаются во внимание следующие моменты:
• Цены конкурентов
• Уровень конкуренции на рынке
• Восприятие соотношения "цена-качество" со стороны покупателей
• Издержки производства и накладные расходы
• Цепочка распространения (посредников) и добавленная стоимость на каждом шаге
• Тип рынка Вашего продукта/услуги: монополия, конкуренция, олигополия.
Укажите здесь, каким образом будет устанавливаться цена на каждый товар/услугу, ссылаясь на указанные выше источники дохода.
Укажите конкретные цены на каждый товар/услугу. Вы вряд ли сможете сделать это до расчета себестоимости, поэтому к данному пункту необходимо будет вернуться позже.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 645.