МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Основной целью семинарских и практических занятий является развитие практических умений и компетенций студентов. В этой связи, проведение семинарского занятия по традиционной схеме, когда заранее назначенные студенты зачитывают доклады, не вполне целесообразно.
Основу методической системы дисциплины составляют групповые формы работы, что предполагает организацию студенческих групп численностью от 2 до 5 человек для выполнения каждого задания. Важным эффектом групповой работы является развитие навыков педагогического общения, профессионально-значимой коммуникации, совместной познавательной деятельности и др.
Задания для семинарских и практических работ формулируются по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов и включают следующие типы:
1) Анализ образовательных ситуаций и педагогических проблем (case-study). Студенту (или группе студентов) предоставляются различные материалы (планы, проекты, программы, рецензии, аутентичные высказывания участников, аудио- и видео-записи происходящих событий), на основании чего должен быть сделан вывод о сущности проблемы (противоречия) и возможных путях ее решения.
2) Исследование историко-педагогических текстов. В качестве объекта исследования могут выступать авторские концепции педагогов прошлого, воспоминания современников, произведения искусства разных жанров (кинематограф, театр, живопись) на педагогические темы и др. В процессе их исследования анализируются как объективные предпосылки их возникновения (историко-культурные и политико-экономические условия), так и субъективные впечатления, возникающие у читателя или зрителя.
3) Анализ педагогического опыта. Общая логика выполнения этих заданий близка заданиям на анализ образовательных ситуаций, однако отличается их ориентацией на различные взаимно дополняющие описания опыта педагогической деятельности учителя.
4) Разработка программы педагогической диагностики. Основываясь на требованиях стандартов и рабочих учебных программ, студенты разрабатывают систему диагностических заданий, критериального и организационно-управленческого обеспечения проведения диагностических мероприятий, а также – апробируют их на своем коллективе.
5) Проектирование и программирование педагогической деятельности. Студентам предлагается в условиях групповой деятельности разработать педагогический проект, который мог бы быть реализован в условиях общеобразовательной школы или другого образовательного учреждения. Инструментами выступают тексты стандартов, учебных планов и типовых учебных программ.
6) Прогнозирование последствий принятия педагогических решений. Студенты приобретают опыт анализа нормативной документации, а также – последствий принятых решений.
7) Конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста. В основе этой формы деятельности – разработка планов и программ массовых мероприятий с участием школьников (творческих сборов, мастер-классов, детских праздников, спортивных и театрализованных мероприятий).
8) Конструирование ситуаций взаимодействия с родителями, социокультурной средой, профессиональными сообществами. Общая структура выполнения этих заданий достаточно близка заданиям по конструированию сотрудничества и взаимодействия с детьми, но реализуется в несколько иной – социокультурной среде и предполагает решение проблем партнерства семьи и школы, профилизации и профориентации, привлечения общественности к управлению школой и пр.
9) Освоение различных профессионально-педагогических ролей. Задания этого типа представляют собой сценарии взаимодействия (коммуникации), которые реализуются – разыгрываются студентами.
10) Диагностика и самодиагностика. Важнейшим условием успешности изучения дисциплины является углубление представлений каждого студента о самом себе, своих профессионально-личностных особенностях и возможностях, склонностях и проблемах.
11) Тренинг. В рамках тренинга студенты под руководством преподавателя отрабатывают профессионально-значимые практические навыки, модели поведения, общения и рефлексии.
12) Конференция или «круглый стол». Эта форма является очень эффективной для рубежной (по результатам изучения модуля) и итоговой (по результатам изучения всего курса) диагностики. Очень перспективным представляется использование формы конференции для представления и обсуждения индивидуальных учебных портфелей (портфолио).
В конце каждого практического занятия рекомендуется организовать рефлексию студентами своей деятельности и содержанию занятия, в целом.
С учетом распространения специализированных ресурсов сети Интернет Web 2.0 (например, Wikipedia или Letopisi.ru), поиск определения практически к любому понятию перестал быть проблемой. Наконец, одной из важнейших компетенций студента современного вуза является способность и готовность к формулировке собственных понятий, с опорой на различные точки зрения в педагогической литературе, а также – с учетом решаемых проблем профессионально-личностного развития.
В силу интерактивного взаимодействия, как в процессе лекционного преподавания, так и в процессе семинарских занятий, можно говорить о 100% удельном весе занятий, проводимых в интерактивных формах.
Темы семинарских занятий и их содержание
Тема 6. Игровые методы.
Вопросы к обсуждению:
Ролевые игры. Имитационные игры. Деловые игры. Организационно-деятельностные игры. Роль игротехника в группе.
Тема 7. Неигровые методы.
Вопросы к обсуждению:
Метод конкретных ситуаций. Тренинги. Методы на базе электронной образовательной среды.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Преподавание дисциплины основано на использовании педагогических технологий, ориентированных на развитие личности студента. Так, в частности, используется технология «обучение в сотрудничестве» (collaborative learning).
Процесс группового обучения, в отличие от традиционного фронтального и индивидуального, характеризуется такими основными чертами, как:
· участие. Групповое участие способствует расширению информационного поля отдельно взятого студента и всей группы в целом. Они учатся работать вместе, обсуждать проблемы, принимать коллективные решения и развивать свою мыслительную деятельность;
· социализация. Студенты учатся задавать вопросы, слушать своих коллег, следить за выступлением своих товарищей и интерпретировать услышанное. При этом постепенно приходит понимание необходимости активного участия в работе группы, ответственности за свой вклад в процесс коллективной работы. Студентам предоставляется возможность «примерить» на себя различные социальные роли: задающего вопросы, медиатора, интерпретатора, ведущего дискуссию, мотиватора и т. д.;
· общение. Студенты должны знать, как и когда надо задавать вопросы, как организовать дискуссию и как ею управлять, как мотивировать участников дискуссии, как говорить, как избежать конфликтных ситуаций и пр.;
· рефлексия. Студенты должны научиться рефлексии, анализу собственной деятельности. Должны понять, как оценить результаты совместной деятельности, индивидуальное и групповое участие, сам процесс;
· взаимодействие для саморазвития. Студенты должны осознать, что успех их учебной деятельности зависит от успеха каждого отдельного обучающегося. Они должны помогать друг другу, поддерживать и вдохновлять друг друга, помогать развиваться, так как в условиях обучения в сотрудничестве это – необходимый «взаимовыгодный» процесс. При этом каждый отвечает за всех, за все, за весь учебный процесс.
Технология обучения в сотрудничестве предполагает разбивку студентов на группы по 4-5 человек и коллективное выполнение какого-либо задания: решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, разработать проект и т. д.
Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы.
При обучении в сотрудничестве развиваются навыки и коммуникации, устанавливаются контакты с другими членами коллектива, формируется учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности. Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого студенты работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а, не потребляя их в уже готовом виде.
К обучению в сотрудничестве можно отнести следующие педагогиче ские технологии: кооперативное обучение (cooperative learning), проблемный метод (problem-based learning) и метод проектов (project-based learning).
Разновидностью технологии обучения в сотрудничестве является кооперативное обучение. Кооперироваться в рамках учебного процесса – значит работать вместе, объединяя свои усилия для решения общей задачи, при этом каждый «кооперирующийся» выполняют свою конкретную часть работы. Впоследствии студенты должны обменяться полученными знаниями.
В основу обучения в сотрудничестве, заложены принципы проведения научного исследования с инновационной ориентацией. Подтверждением этого тезиса является то, что деятельность студентов при работе, например, над проектом проходит в принципе те же этапы, что и при проведении научного исследования:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
· поиск известных решений и их анализ;
· выдвижение гипотезы решения задачи или проблемы;
· обсуждение методов исследования;
· проведение сбора данных;
· анализ полученных данных;
· оформление конечных результатов;
· подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, презентаций и пр.).
Изучение модуля предполагает использование активных методов обучения. В их числе:
· проблемная лекция – лекционная форма, в которой процесс обучения студентов приближен к поисковой, исследовательской деятельности;
· анализ конкретных ситуаций (case-study), предполагающий определение проблемы, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;
· имитационные упражнения, отличительная особенность которых – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или оптимального решения проблемы;
· семинар-дискуссия, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;
· «круглый стол», ориентированный на выработку умений обсуждать проблемы, обосновывать предполагаемые решения и отстаивать свои убеждения;
· «мозговой штурм», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов решения конкретной проблемы;
· тренинги, позволяющие обеспечить развитие способностей, творческого потенциала студентов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Основной целью семинарских и практических занятий является развитие практических умений и компетенций студентов. В этой связи, проведение семинарского занятия по традиционной схеме, когда заранее назначенные студенты зачитывают доклады, не вполне целесообразно.
Основу методической системы дисциплины составляют групповые формы работы, что предполагает организацию студенческих групп численностью от 2 до 5 человек для выполнения каждого задания. Важным эффектом групповой работы является развитие навыков педагогического общения, профессионально-значимой коммуникации, совместной познавательной деятельности и др.
Задания для семинарских и практических работ формулируются по следующим направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов и включают следующие типы:
1) Анализ образовательных ситуаций и педагогических проблем (case-study). Студенту (или группе студентов) предоставляются различные материалы (планы, проекты, программы, рецензии, аутентичные высказывания участников, аудио- и видео-записи происходящих событий), на основании чего должен быть сделан вывод о сущности проблемы (противоречия) и возможных путях ее решения.
2) Исследование историко-педагогических текстов. В качестве объекта исследования могут выступать авторские концепции педагогов прошлого, воспоминания современников, произведения искусства разных жанров (кинематограф, театр, живопись) на педагогические темы и др. В процессе их исследования анализируются как объективные предпосылки их возникновения (историко-культурные и политико-экономические условия), так и субъективные впечатления, возникающие у читателя или зрителя.
3) Анализ педагогического опыта. Общая логика выполнения этих заданий близка заданиям на анализ образовательных ситуаций, однако отличается их ориентацией на различные взаимно дополняющие описания опыта педагогической деятельности учителя.
4) Разработка программы педагогической диагностики. Основываясь на требованиях стандартов и рабочих учебных программ, студенты разрабатывают систему диагностических заданий, критериального и организационно-управленческого обеспечения проведения диагностических мероприятий, а также – апробируют их на своем коллективе.
5) Проектирование и программирование педагогической деятельности. Студентам предлагается в условиях групповой деятельности разработать педагогический проект, который мог бы быть реализован в условиях общеобразовательной школы или другого образовательного учреждения. Инструментами выступают тексты стандартов, учебных планов и типовых учебных программ.
6) Прогнозирование последствий принятия педагогических решений. Студенты приобретают опыт анализа нормативной документации, а также – последствий принятых решений.
7) Конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста. В основе этой формы деятельности – разработка планов и программ массовых мероприятий с участием школьников (творческих сборов, мастер-классов, детских праздников, спортивных и театрализованных мероприятий).
8) Конструирование ситуаций взаимодействия с родителями, социокультурной средой, профессиональными сообществами. Общая структура выполнения этих заданий достаточно близка заданиям по конструированию сотрудничества и взаимодействия с детьми, но реализуется в несколько иной – социокультурной среде и предполагает решение проблем партнерства семьи и школы, профилизации и профориентации, привлечения общественности к управлению школой и пр.
9) Освоение различных профессионально-педагогических ролей. Задания этого типа представляют собой сценарии взаимодействия (коммуникации), которые реализуются – разыгрываются студентами.
10) Диагностика и самодиагностика. Важнейшим условием успешности изучения дисциплины является углубление представлений каждого студента о самом себе, своих профессионально-личностных особенностях и возможностях, склонностях и проблемах.
11) Тренинг. В рамках тренинга студенты под руководством преподавателя отрабатывают профессионально-значимые практические навыки, модели поведения, общения и рефлексии.
12) Конференция или «круглый стол». Эта форма является очень эффективной для рубежной (по результатам изучения модуля) и итоговой (по результатам изучения всего курса) диагностики. Очень перспективным представляется использование формы конференции для представления и обсуждения индивидуальных учебных портфелей (портфолио).
В конце каждого практического занятия рекомендуется организовать рефлексию студентами своей деятельности и содержанию занятия, в целом.
С учетом распространения специализированных ресурсов сети Интернет Web 2.0 (например, Wikipedia или Letopisi.ru), поиск определения практически к любому понятию перестал быть проблемой. Наконец, одной из важнейших компетенций студента современного вуза является способность и готовность к формулировке собственных понятий, с опорой на различные точки зрения в педагогической литературе, а также – с учетом решаемых проблем профессионально-личностного развития.
В силу интерактивного взаимодействия, как в процессе лекционного преподавания, так и в процессе семинарских занятий, можно говорить о 100% удельном весе занятий, проводимых в интерактивных формах.
Темы семинарских занятий и их содержание
Содержательный модуль 1. Подходы к развитию творческого мышления
Дата: 2018-11-18, просмотров: 377.