Восполнить пробелы графического изображения структуры юридической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой ТИГП

 

                                                                                   П.И. Павленко

  «___»_______2018 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Рассмотрено и утверждено                         Подготовил: Преподаватель

на заседании кафедры ТИГП                          кафедры М.Г. Писаренко

от 30 августа 2018 г.

протокол № 1

                                      

                          

                                       

 Донецк – 2018



ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта

 

и адекватной оценки конкретной ситуации.

 

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

 

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

 

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих предпосылках:

 

– самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

 

– самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

 

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. СРС включает все виды ее, предусматривающие:

 

– подготовку к текущим занятиям;

 

– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

 

– выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

 

– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

 

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:


• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

 

• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);

 

• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

 

• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

 

• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

 

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

 

Задачи самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

 

1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

 

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

 

3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

 

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

 

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 

– углубления и расширения теоретических знаний;

 

– формирования умений использовать справочную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов:

 

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

 

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 

– развития исследовательских умений.

 

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

 

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2. Изучить основные понятия.

3. Ответить на контрольные вопросы.


4. Решить предложенные задачи.

 

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание

 

и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

 

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

– для овладения знаниями:

 

• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

• составление плана текста;

• конспектирование текста;

• выписки из текста;

• работа со словарями и справочниками;

• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами

 

Internet.

– для закрепления и систематизации знаний:

• работа с конспектом лекции (обработка текста);

 

• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);

 

• составление плана и тезисов ответа;

 

• составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

 

• ответы на контрольные вопросы;

• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

• работа с компьютерными программами;

• подготовка к сдаче экзамена;

• подготовка к написанию курсовой письменной работы.

 

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы­шения профессионального уровня.

 

Работа с учебником и научной литературой. В настоящее время используется два вида учебников: обычные и программированные.

 

Базовые учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых студент не сможет начать новую тему. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студенты могли ориентироваться

 

в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и экзаменационные билеты.

 

Кроме базовых учебников, студенты самостоятельно могут использовать программированные учебники.

 

Программированный учебник – это книга, в которой кроме учебного материала содержатся указания о том, как учить. Материал


программированного учебника разбивается на части (кадры), каждая из которых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, и указания о выполнении определённых действий, дополнительные разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки.

 

Программированный учебник выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т. д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему кадру; при неверном действии программируемый учебник обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. Программируемый учебник не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд.

 

Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.

 

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Важно отметить сложные и не понятные места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.

 

Научная литература является главным источником исследовательского труда. Она отбирается для чтения и изучения по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; по рекомендации научного руководителя или из имеющихся «под рукой» источников, например, из периодической печати.

 

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Как правило, теоретические тексты более сложны, менее сложны — методические, описательные. Следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза, составить представление о развитии научных тенденций.

 

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Если такой источник законспектировать, то им можно пользоваться для ориентировки в ходе всего исследования.


Система оценивания самостоятельной работы

 

Комплекс заданий самостоятельной работы включает задания раздела «Теория государства» – 18 заданий, и раздела «Теория права» – 30 заданий.

 

Виды заданий:

– определение терминов;

– изображение схем (таблиц);

 

– подготовка ответов на теоретические вопросы;

– приведение практических примеров.

 

Для ответов на задания самостоятельной работы РЕКОМЕНДУЕТСЯ использование методических рекомендаций для проведения семинарских занятий, учебного пособия «Теория государства и права: курс лекций» (авторы Павленко П.И., Грабельников В.А., Писаренко М.Г.), а также учебников, учебных пособий, монографий и научных статей по проблемным вопросам учебного курса.

 

Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория государства и права» будет оцениваться в зависимости от объема выполненной работы, а именно:

 

 





Самостоятельная работа

  Объём                                
  выполненой Количество баллов        

Критерии оценки

            работы                                        

Отличное выполнение

заданий

самостоятельной

             

работы. Термины (понятия), схемы представлены в

        80 – 100% 5 – отлично  

полном объеме без ошибок. Представлены

             

результаты

аналитической

и  

сравнительной

              работы.                                  

Самостоятельная

работа выполнена хорошо.

             

Термины (понятия) указаны правильно, без

        60 – 80% 4 – хорошо  

ошибок. Схемы оформлены надлежащим образом

             

без ошибок. Непольный объем ответов на

             

проблемные вопросы.

                         

Самостоятельнаяработаимеетнедостатки.

             

Термины

представлены

с

незначительными

       

30 – 60%

3 –  

ошибками.

Схемы

оформлены

надлежащим

       

удовлетворительно

 

образом без ошибок. Ответы на проблемные

                         

вопросы отсутствуют или даны с грубыми

             

ошибками.

                               

Самостоятельная

работа

не

соответствует

             

минимальным

критериям.

 

Терминология

       

Меньше 30%

2 –  

отсутствует

или

содержит

грубые ошибками и

       

неудовлетворительно

 

неточности.Схемыимеютошибкиили

                         

наблюдается небрежность в их оформлении.

             

Ответы на проблемные вопросы отсутствуют.

 

                                       

 



Тема № 1

 

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________ – совокупность всех конкретных приемов и

 

способов познания, которые применяет теория государства и права при изучении своего предмета.

 

____________________ – государственно-правовые явления, правовые процессы, взаимные отношения, которые составляют основу юридической науки.

 

___________________ – государство и право как специфические общественные явления, общие закономерности их возникновения, назначения, функционирования и сущности.

 

____________________ – это юридическая наука, которая представляет собой систему знаний о самых общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права.

 

____________________ – задачи, которые призвана выполнять наука, в результате исследования своего предмета.

 

Прикладные

 

Юридические

Науки


 

 


Структура

Юридической

 

Науки


 

 


Отраслевые

 

Юридические науки

 


 

 


Тема № 2

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________ – это признак государства, что определяет его

 

независимость, полноту власти внутри страны, а также самостоятельность во внешних отношениях с другими государствами.

 

_____________ – суверенная политико-территориальная организация классового общества, которая имеет специальный аппарат управления и принуждения и способная придавать своим велениям общеобязательную силу.

 

_______________ – совокупность государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых общественных отношениях.

 

____________ – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

 

_____________ – совокупность признаков общественного и политического уклада и духовного развития, определяющих высокую степень развития человеческого общества от первобытного состояния.

 

Типология государств

 

 

Формационный подход

 

(главный критерий – общественно-экономическая формация, тип

производственных отношений) К. Маркс, Ф. Энгельс

 

рабовладельческое

государство

 

 

цивилизационный подход (главный критерий – цивилизация, религиозные, национальные признаки) А. Тойнби, У. Ростоу, Н. Данилевский Ф. Энгельс

 

современное

государство



Тема № 3

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

___________________ – особая форма организации государственной

 

власти, когда власть монарха существенно ограничена во всех сферах осуществления государственной власти, при которой формально сохраняется статус главы государства исключительно с представительскими полномочиями.

 

____________________ – это вид республики, в которой полномочия главы государства, а в некоторых случаях и председателя правительства принадлежат президенту, который избирается населением путем прямых или непрямых выборов.

 

___________________ – единое централизованное государство, территория которого делится на административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственности.

 

____________________ – сложная форма государственного устройства, в которую входит несколько территориальных образований, которые имеют суверенитет или определенные признаки государственности.

 

___________________ – это способ организации и осуществления государственной власти в стране.

 

Тема № 4

 

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

По сферам

 

По характеру

   

По

 

По социальному

 
 

политической

 

осуществления

 

продолжительности

   

значению

 

направленности

   

функций

   

действия

 

государственной

 
                     

 

 

деятельности

 
                     
                               
                               

 

постоянные                              основные

 

 

внешние



ТЕМА № 5

 

ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________ – общество, где устанавливаются общественные

 

связи, которые образуются гражданами во взаимных отношениях, где граждане выступают в статусе независимых частных и публичных субъектов и имеют реальные возможности участвовать в государственном управлении.

 

___________ – политический режим, при котором единственным легитимным источником власти в государстве признается его народ.

 

____________________ – специфическая разновидность государства, которая основывается на принципе верховенства права и признание государством основных прав и свобод человека и гражданина.

 

____________________ – это система прав, законных интересов и обязанностей личности, которые обусловлены её принадлежностью к определенному государству.

 

____________________ – система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, законных интересов и обязанностей, в соответствии с которыми лицо, субъект права координирует свое поведение в обществе.

 

Политическая

Система

 

 

СТРУКТУРА

ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТА

 

 

Информационная

Система

(средства

Массовой

Информации)



ТЕМА № 6

 

ПРАВО, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

___________ – целенаправленная деятельность государства, связанная с

 

принятием ответственных решений в области взаимоотношений между различными общественными группами, государствами и народами, связанная с борьбой за обретение или удержание государственной власти, как орудия регулирования и формирования этих отношений.

 

___________________ – это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан – сторонников определенной общей социальной программы общественного развития, имеет своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан.

 

______________________ – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, процессов, принципов

 

политической организации общества, подчиненных определенным политическим, социальным, правовым, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

 

__________________ – это правила политического поведения, запреты и разрешения, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры.

 

___________ – комплекс общественных научных дисциплин о хозяйстве, а именно – об организации и управления материальным производством, эффективное использование ресурсов, распределение, обмен, сбыт и потребление товаров и услуг.

 

Функция

Политического

Руководства

Обществом

 

 

Функция

Консолидации

Общественно-

Политического

Порядка



ТЕМА № 7

 

Общесоциальные

 


 


Регулятивная

 

 

Охранительная



ТЕМА № 8

 

НОРМЫ ПРАВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

_________________ – это часть нормы права, в которой излагаются

фактические обстоятельства, при которых действует норма права.

 

_________________ – содержит диспозицию, в которой определяется правило поведения, которое разрешает отклонение от ее предписаний, предоставляя возможность сторонам отношений дополнять или изменять свои взаимные права и обязанности по согласованию между собой.

 

_________________ – это часть нормы права, в которой излагается само правило поведения участников правоотношений.

 

_________________ – содержит диспозицию, в которой определяется правило поведения, которое не предполагает отклонения от предписаний и требует строгого соблюдения.

 

_________________ – это часть нормы права, в которой излагается вид и мера наказания, налагаемые на личность правонарушителя, или действия, которые он должен совершить по отношению к другой стороне обязательства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора, которые причинили вред и тому подобное.

 

НОРМА ПРАВА

Общеобязательное,

 

Воздействия



Тема № 9

 

Отрасль права

 

 

Подотрасль права

 

Избирательное право;

Парламентское право.

 

 

В отрасли конституционного права

 

Институт права

 

 

Ст. 3 Конституции ДНР

Норма права

     

 

 

Гражданско-процессуальное

 

право

 

Институт купли-продажи; Представительства;

 

В отрасли гражданского права




Тема № 10

 

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Тема № 11

 

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________________________ – это внешние официально-

 

документальные формы и способы выражения содержания права, исходящие от государства.

 

____________________________________ – это изданный в установленном порядке официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

 

____________________________________ – это правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения определенных действий, которые в свою очередь санкционируются и обеспечиваются государством.

 

____________________________________ – это деятельность государственных органов, должностных лиц государства по созданию, изменению и отмене нормативно-правовых актов, которая осуществляется в установленном законом порядке и основана на определенных принципах.

 

____________________________________ – основные направления деятельности относительно установления, изменения или отмены правовых норм, возникновения и развития законодательства.

 

2. Восполнить пробелы графического изображения – виды форм (источников) права.


Форма права (источник) права - это

 

 

Правовая доктрина

 

 

Первичные источники, то есть источники,

которые подлежат первоочередному

применению в жизненных ситуациях.

 

Именно к ним в первую очередь

обращается субъект правоприменения.

 

 

Убедительные (авторитетные) источники

 

права содержат дополнительную

юридическую аргументацию и не могут

 

выступать достаточным основанием для

 

принятия решения по конкретным делам.

 

 


Тема № 12

 

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________________________ – решение уполномоченного

 

компетентного государственного органа или должностного лица, которое на основе юридических норм устанавливает, изменяет, прекращает права и обязанности участников конкретных правоотношений.

 

____________________________________ – правовой акт документ, который содержит разъяснение содержания и порядка применения правовой нормы.

 

____________________________________ – это подведение конкретного жизненного случая под общую правовую норму и вынесения на этой основе акта применения норм права.

 

____________________________________ – воплощение правовых норм и принципов в практической деятельности субъектов права.

 

____________________________________ – интеллектуальная деятельность субъекта по установлению точного содержания норм права.

 

Виды толкования

 

По субъектам                                                                                     По объему

 

Официальное

 

Нормативное

 

(абстрактное)

 

Судебное

 

 

Легальное



Тема № 13

 

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,

Тема № 14

 

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________________________ – система объективных и

 

субъективных требований общественной жизни, организационных мероприятий и юридических средств, используемых государством для обеспечения режима законности.

 

____________________________________ – комплексное социально-правовое явление, отражающее организацию и функционирование общества на правовых началах.

 

____________________________________ – это основанная на праве и законности организация правовой жизни, отражающая качественное фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом.

 

____________________________________ – система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т. е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

 

____________________________________ – юридические условия воплощения в жизнь принципов права.

 

Общие гарантии

 

 

Политические

Гарантии


 


Общеправовые

Гарантии

 

 

Юридические

 

Гарантии



Тема № 15

 

Структура

Правосознания


 

 


Виды правосознания


 

 


Функции

 

Правосознания

 


 

 

правовые По характеру
знания отражения правовой
  действительности:
  правовая психология,
  правовая идеология
  По субъектному
  составу:

 

 


По глубине и

Всесторонности

познания закона:

 

 

3. Подготовить ответ на вопрос: Понятие и уровни правовой культуры. Правовая культура – это______________________________________________ ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


1) Обыденный уровень это ___________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2) Профессиональный уровень – это ____________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3) Теоретический (научный) уровень это ______________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________




Тема № 16

 

Романо-германская

Правовая семья


 


Англо-американская

Правовая семья

 


 


ИСТОЧНИКИ ПРАВА


 

 

Судебный прецедент, законодательные акты, юридическая доктрина

 


 

 

Публичное право, СИСТЕМА ПРАВА
частное право, отрасли  
права  

 



СИСТЕМА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

Права.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой ТИГП

 

                                                                                   П.И. Павленко

  «___»_______2018 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Рассмотрено и утверждено                         Подготовил: Преподаватель

на заседании кафедры ТИГП                          кафедры М.Г. Писаренко

от 30 августа 2018 г.

протокол № 1

                                      

                          

                                       

 Донецк – 2018



ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта

 

и адекватной оценки конкретной ситуации.

 

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

 

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

 

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих предпосылках:

 

– самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

 

– самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

 

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени. СРС включает все виды ее, предусматривающие:

 

– подготовку к текущим занятиям;

 

– изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

 

– выполнение расчетно-графических работ и заданий, рефератов, домашних заданий, выполнение индивидуально полученных заданий или предложенных по личной инициативе студента, докладов в группе, на студенческих конференциях;

 

– участие в олимпиадах, конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

 

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:


• Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

 

• Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);

 

• Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

 

• Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

 

• Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

 

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развивающее творческой направленности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

 

Задачи самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. В целом разумное сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

 

1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

 

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

 

3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

 

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

 

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

 

– углубления и расширения теоретических знаний;

 

– формирования умений использовать справочную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов:

 

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

 

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

 

– развития исследовательских умений.

 

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

 

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2. Изучить основные понятия.

3. Ответить на контрольные вопросы.


4. Решить предложенные задачи.

 

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание

 

и характер могут иметь вариативный и дифференциальный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

 

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

– для овладения знаниями:

 

• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

• составление плана текста;

• конспектирование текста;

• выписки из текста;

• работа со словарями и справочниками;

• работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами

 

Internet.

– для закрепления и систематизации знаний:

• работа с конспектом лекции (обработка текста);

 

• повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);

 

• составление плана и тезисов ответа;

 

• составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

 

• ответы на контрольные вопросы;

• аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

• работа с компьютерными программами;

• подготовка к сдаче экзамена;

• подготовка к написанию курсовой письменной работы.

 

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повы­шения профессионального уровня.

 

Работа с учебником и научной литературой. В настоящее время используется два вида учебников: обычные и программированные.

 

Базовые учебники просто излагают материал, в них отсутствуют задания, без выполнения которых студент не сможет начать новую тему. По каждой дисциплине таких учебников издано значительное количество; они отличаются не только по объему, но и по качеству. Чтобы студенты могли ориентироваться

 

в массе учебной литературы, на кафедре утверждены базовые учебники. С учетом их содержания создаются рабочие программы, разрабатываются задания и экзаменационные билеты.

 

Кроме базовых учебников, студенты самостоятельно могут использовать программированные учебники.

 

Программированный учебник – это книга, в которой кроме учебного материала содержатся указания о том, как учить. Материал


программированного учебника разбивается на части (кадры), каждая из которых содержит порцию информации, подлежащей усвоению, и указания о выполнении определённых действий, дополнительные разъяснения, вопросы и ответы для самопроверки.

 

Программированный учебник выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, организует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета, даёт необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и т. д. Действия обучаемого, как правило, немедленно контролируются ответами. Если действие выполнено правильно, то обучаемому предлагается перейти к следующему кадру; при неверном действии программируемый учебник обычно разъясняет характерные ошибки, допущенные обучаемым. Программируемый учебник не всегда можно читать страницу за страницей, в нём часто встречаются препятствия в виде вопросов и задач для самопроверки, и только правильно найденный ответ позволяет двигаться вперёд.

 

Независимо от вида учебника, работа с ним должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий.

 

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Важно отметить сложные и не понятные места, чтобы на занятии задать вопрос преподавателю.

 

Научная литература является главным источником исследовательского труда. Она отбирается для чтения и изучения по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; по рекомендации научного руководителя или из имеющихся «под рукой» источников, например, из периодической печати.

 

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности, можно более рационально спланировать изучение источников, начав с более легких для понимания и постепенно переходя к более трудным. Как правило, теоретические тексты более сложны, менее сложны — методические, описательные. Следует познакомиться с работами своих преподавателей, сотрудников своего вуза, составить представление о развитии научных тенденций.

 

Целесообразно начать чтение научной литературы с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко. Он даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Если такой источник законспектировать, то им можно пользоваться для ориентировки в ходе всего исследования.


Система оценивания самостоятельной работы

 

Комплекс заданий самостоятельной работы включает задания раздела «Теория государства» – 18 заданий, и раздела «Теория права» – 30 заданий.

 

Виды заданий:

– определение терминов;

– изображение схем (таблиц);

 

– подготовка ответов на теоретические вопросы;

– приведение практических примеров.

 

Для ответов на задания самостоятельной работы РЕКОМЕНДУЕТСЯ использование методических рекомендаций для проведения семинарских занятий, учебного пособия «Теория государства и права: курс лекций» (авторы Павленко П.И., Грабельников В.А., Писаренко М.Г.), а также учебников, учебных пособий, монографий и научных статей по проблемным вопросам учебного курса.

 

Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория государства и права» будет оцениваться в зависимости от объема выполненной работы, а именно:

 

 





Самостоятельная работа

  Объём                                
  выполненой Количество баллов        

Критерии оценки

            работы                                        

Отличное выполнение

заданий

самостоятельной

             

работы. Термины (понятия), схемы представлены в

        80 – 100% 5 – отлично  

полном объеме без ошибок. Представлены

             

результаты

аналитической

и  

сравнительной

              работы.                                  

Самостоятельная

работа выполнена хорошо.

             

Термины (понятия) указаны правильно, без

        60 – 80% 4 – хорошо  

ошибок. Схемы оформлены надлежащим образом

             

без ошибок. Непольный объем ответов на

             

проблемные вопросы.

                         

Самостоятельнаяработаимеетнедостатки.

             

Термины

представлены

с

незначительными

       

30 – 60%

3 –  

ошибками.

Схемы

оформлены

надлежащим

       

удовлетворительно

 

образом без ошибок. Ответы на проблемные

                         

вопросы отсутствуют или даны с грубыми

             

ошибками.

                               

Самостоятельная

работа

не

соответствует

             

минимальным

критериям.

 

Терминология

       

Меньше 30%

2 –  

отсутствует

или

содержит

грубые ошибками и

       

неудовлетворительно

 

неточности.Схемыимеютошибкиили

                         

наблюдается небрежность в их оформлении.

             

Ответы на проблемные вопросы отсутствуют.

 

                                       

 



Тема № 1

 

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

 

1. Определить термины по их представленной формулировке:

____________________ – совокупность всех конкретных приемов и

 

способов познания, которые применяет теория государства и права при изучении своего предмета.

 

____________________ – государственно-правовые явления, правовые процессы, взаимные отношения, которые составляют основу юридической науки.

 

___________________ – государство и право как специфические общественные явления, общие закономерности их возникновения, назначения, функционирования и сущности.

 

____________________ – это юридическая наука, которая представляет собой систему знаний о самых общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права.

 

____________________ – задачи, которые призвана выполнять наука, в результате исследования своего предмета.

 

Восполнить пробелы графического изображения структуры юридической науки.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 364.