Современные методы нейропсихологической диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно подходу, принятому в США, нейропсихологическое обследование ребенка обязательно включает в себя детальное обследование каждой из нижеследующих психических функций:

• общий интеллект;

• школьная успеваемость;

• речевые процессы;

• зрительно-пространственные функции;

• сенсомоторный гнозис;

• праксис;

• внимание;

• память;

• научение;

• абстрактное мышление.

 

Фиксированные батареи тестов

Фиксированные батареи нейропсихологических тестов ориентированы на оценку функций головного мозга посредством использования инвариантного набора методик, для которого существуют валидные нормы. Используемый набор тестов не привязан ни к особенностям определенного пациента, ни к конкретной клинической гипотезе. Напротив, идея заключается в том, чтобы провести как можно больше методик с каждым отдельным пациентом. При этом, существующие стандартизированные базы данных позволяют выделить и сравнивать между собой различные нозологические группы.

Существует две версии батареи Халстед-Рейтан для детей:

• одна из них – Нейропсихологическая батарея Рейтана-Индиана для детей от 5 до 8 л.

• другая – Нейропсихологическая батарея Халстэна - для детей 9-14 л.

Для удобства, однако, обе батареи обычно называют HRNB(Нейропсихологическая батарея Халстэна-Рейтана - для детей младшего и старшего возраста соответственно. Сравнительный набор тестов, включенных в эти батареи, приведен в табл. 19.1.

Таблица 19.1

Список тестовых процедур, включенных в HRNB, для детей младшего

(5-8 лет) и старшего (9-14 лет) возраста

9-14 лет 5-8 лет

Lateral Dominance Examination (тест на функциональные асимметрии)

Aphasia Screening Test (тест на афазию)

Category Test (168 items) (тест категорий (168 единиц))

Tactual Performance Test (тест на тактильное восприятие)

Sensory-Perceptual Examination (сенсорно-перцептивный тест)

Grip Strength Test (тест исследования силы сжатия)

Finger Oscillation Test (тест пальцев)

Trial Making Test (тест на переключение внимания) Marching Test (тест на оценку скорости зрительного поиска, внимания и переключения)
Speech-Sound Perception test (тест на восприятие звуков речи) Color Form Test (тест цвета и формы) Progressive Figures Test (тест прогрессивных матриц)
Seashore Rhythm Test (тест Seashore на восприятие ритмов) Matching Pictures Test (тест сравнения рисунков)
  Target Test (тест «мишень»)
  Individual Performance Test (тест на оценку зрительно- пространственного восприятия и конструктивной деятельности)

 

Хотя результаты обследований, полученные при использовании HRNB, позволяют диагностировать наличие мозговой патологии, попытки локализовать очаг поражения с помощью этих методов не имели особого успеха. Одним из основных ограничений батареи, кроме этого, является отсутствие детального анализа речевых и мнестических процессов (Williams M. A., Boll T. J., 1997).

 

Детская версия батареи нейропсихологических тестов Лурия - Небраска (LNNB-CR) была разработана C. J. Golden (1981) для тестирования детей 8-12 лет. Батарея включает в себя 149 подтестов, распределенных по 11 шкалам (моторная, ритмическая, тактильная и зрительная шкалы, шкала восприятия речи, шкалы экспрессивной речи, письма, чтения, арифметики, памяти и интеллектуальных процессов). Три дополнительные шкалы: патогномоническая, а также левая и правая сенсомоторные позволяют дифференцировать норму и патологию, заимствованно из Луриевского подхода.

Сравнительный анализ результатов обследования при помощи обеих батарей показал их сопоставимость и согласованность в выявлении нейропсихологического дефицита. При этом надо отметить, что LNNB занимает в два раза меньше времени, чем HRNB. Однако существенным недостатком LNB является отсутствие тестов, направленных на оценку функций лобных долей (Hynd G. W., et al, 1986).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 752.