Основные положения когнитивной психотерапии. Истоки возникновения когнитивной психотерапии.
Когнитивно-бихевиористическая терапия. Представление о промежуточных переменных в становлении когнитивной психотерапии.
Дж. Келли и учение о личностных конструктах. Перестройка системы конструктов как задача терапии. Терапия фиксированной роли. Коррекция отдельных постулатов личностных конструктов.
Когнитивно-бихевиористическая терапия Д.Мичебаума.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Теории каузальной атрибуции Ф. Хайдера, Л. Росса.
Когнитивно-эмоциональная терапии А. Бэка и А. Эллиса. Модификация дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации. Работа с «автоматическими мыслями». Изменение паттернов мышления:
Возможные ограничения и трудности использования когнитивно-эмоциональной терапии.
3. Содержание дисциплины
Тематический план изучения дисциплины
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | ||||||||||||||||||||||
Очная форма | Заочная (углубл.)форма | ||||||||||||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||||||||||||||||
л | п | лаб | инд | с. р. | л | п | лаб | инд | С.р. | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||||||||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
18
4
6
18
14
18
4
6
18
14
18
4
6
18
14
18
4
6
18
14
72
16
24
72
56
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
18
4
6
18
4
14
18
4
6
18
4
14
18
4
6
18
4
14
18
4
6
18
4
14
18
4
6
18
4
14
18
6
6
18
24
14
108
26
36
108
24
84
180
42
78
40
140
4. Темы семинарских занятий и их содержание
Тема 1. Психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития.
План:
1. История развития психокоррекции.
2. Система подготовки практического психолога и психотерапевта в России и за рубежом.
3. Основные формы психокорекции и психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество. Основные направления психотерапии в рамках развития психологии личности (психодинамическое, когнитивно-бихевиоральное, гуманистическое и др.).
4. Современные тенденции в развитии психотерапии и психокоррекции.Обзор основной учебной литературы по курсу.
Литература для подготовки:
Печатный образовательный ресурс :
1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с.
2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.
3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.
4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.
Электронный образовательный ресурс:
1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i
2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps
3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6
4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f
5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U
6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK
7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11
8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe
9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ
10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J
11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD
12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc
13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK
14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG
15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7
16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt
17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY
18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf
19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB
20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv
Подготовка к занятию:
1. Практический психолог: особенности личности, профессионально значимые качества, мотивация к выбору профессии
2. Групповая рефлексия о профессионально значимых качествах практического психолога.
3. Групповая работа с метафорическими ассоциативными картами «Persona», тренинг с элементами сказкотерапии. Цель – увидеть и проанализировать особенности собственной личности и мотивацию профессионального выбора.
4. Тренинг с элементами сказкотерапии.
Тема 2: Понятие «психотерапия» и его основные определения. Психотерапия и психиатрия.
План:
1. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.
2. Различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.
3. Медицинский и немедицинский подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.
4. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии.
5. Единство диагностической и коррекционной работы. Основные принципы диагностической работы.
6. Методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.
Литература для подготовки:
Печатный образовательный ресурс :
1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с.
2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.
3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.
4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.
Электронный образовательный ресурс:
1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i
2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps
3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6
4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f
5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U
6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK
7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11
8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe
9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ
10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J
11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD
12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc
13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK
14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG
15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7
16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt
17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY
18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf
19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB
20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv
Вопросы для самоподготовки:
1. Опишите соотношение психотерапии с фундаментальной, прикладной, практической психологией.
2. Найдите различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.
3. Рассмотрите и найдите отличия между медицинским и немедицинским подходом к психотерапии.
4. Сущность психотерапии заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.
5. Составьте схему форм, методов, техник психотерапии.
6. Обоснуйте основные принципы диагностической работы.
7. Опишите методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 301.