Тема 10. Когнитивная психотерапия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Основные положения когнитивной психотерапии. Истоки возникновения когнитивной психотерапии.     

     Когнитивно-бихевиористическая терапия. Представление о промежуточных переменных в становлении когнитивной психотерапии.

    Дж. Келли и учение о личностных конструктах. Перестройка системы конструктов как задача терапии. Терапия фиксированной роли. Коррекция отдельных постулатов личностных конструктов.

    Когнитивно-бихевиористическая терапия Д.Мичебаума.

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

    Теории каузальной атрибуции Ф. Хайдера, Л. Росса.

    Когнитивно-эмоциональная терапии А. Бэка и А. Эллиса. Модификация дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации. Работа с «автоматическими мыслями». Изменение паттернов мышления: 

    Возможные ограничения и трудности использования когнитивно-эмоциональной терапии. 


3. Содержание дисциплины

Тематический план изучения дисциплины

Названия содержательных модулей и тем

Количество часов

 

Очная форма

Заочная (углубл.)форма

 

всего

в том числе

всего

в том числе

 
л п

лаб

инд

с. р.

л

п

лаб

инд

С.р.

 

1

2

3 4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

  Тема 1. Психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 2: Понятие «психотерапия» и его основные определения. Психотерапия и психиатрия.

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 3. Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 4. Основные направления психотерапии: краткая характеристика

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Итого по модулю 1

72

16

32

 

 

24

72

16

 

 

 

56

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

  Тема 5. Суггестивные методы в психотерапии

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 6. Психоанализ и психоаналитические ориентированная терапия

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 7. Поведенческая терапия

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 8. Гештальт-психология и гештальт-психотерапия

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 9. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

18

4

8

 

 

6

18

4

 

 

 

14

  Тема 10. Когнитивная психотерапия

18

6

6

 

 

6

18

24

 

 

 

14

  Итого по модулю 2

108

26

46

 

 

36

108

24

 

 

 

84

  ВСЕГО

180

42

78

60 180

40

140

                                               

4. Темы семинарских занятий и их содержание

Тема 1. Психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития.

План:

1. История развития психокоррекции.

2. Система подготовки практического психолога и психотерапевта в России и за рубежом.

3. Основные формы психокорекции и психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество. Основные направления психотерапии в рамках развития психологии личности (психодинамическое, когнитивно-бихевиоральное, гуманистическое и др.).

4. Современные тенденции в развитии психотерапии и психокоррекции.Обзор основной учебной литературы по курсу.

Литература для подготовки:

Печатный образовательный ресурс :

1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с. 

2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.

3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.

4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.

Электронный образовательный ресурс:

1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i

2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps

3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6

4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f

5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U

6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK

7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11

8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe

9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ

10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J

11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD

12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc

13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK

14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG

15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7

16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt

17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY

18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf

19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB

20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv

Подготовка к занятию:

1. Практический психолог: особенности личности, профессионально значимые качества, мотивация к выбору профессии

2. Групповая рефлексия о профессионально значимых качествах практического психолога.

3.  Групповая работа с метафорическими ассоциативными картами «Persona», тренинг с элементами сказкотерапии. Цель – увидеть и проанализировать особенности собственной личности и мотивацию профессионального выбора.

4. Тренинг с элементами сказкотерапии.

Тема 2: Понятие «психотерапия» и его основные определения. Психотерапия и психиатрия.

План:

1. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.

2. Различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.

3. Медицинский и немедицинский подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.

4. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии.

5. Единство диагностической и коррекционной работы. Основные принципы диагностической работы.

6. Методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.

Литература для подготовки:

Печатный образовательный ресурс :

1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с. 

2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.

3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.

4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.

Электронный образовательный ресурс:

1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i

2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps

3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6

4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f

5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U

6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK

7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11

8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe

9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ

10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J

11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD

12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc

13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK

14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG

15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7

16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt

17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY

18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf

19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB

20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv

Вопросы для самоподготовки:

1. Опишите соотношение психотерапии с фундаментальной, прикладной, практической психологией.

2. Найдите различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.

3. Рассмотрите и найдите отличия между медицинским и немедицинским подходом к психотерапии.

4. Сущность психотерапии заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.

5. Составьте схему форм, методов, техник психотерапии.

6. Обоснуйте основные принципы диагностической работы.

7. Опишите методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 301.