МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для подготовки к семинарским занятиям
по курсу «ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
(для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат»))
Макеевка-2016
УДК 159.9
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» (для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат») / Е.Н. Рядинская. – Макеевка: МЭГИ, 2016. – 34 с.
В методических рекомендациях представлены материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Основы психкоррекции и психотерапии» для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат», которые необходимы для усвоение дисциплины. Методические рекомендации содержат: аннотацию дисциплины, тематический план, содержание курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к семинарам, список рекомендованной литературы.
Преподаватель Рядинская Е.Н..
к.психол.н., доценткафедры психологи
Рецензии Синельников В.М.
к. психол. наук, профессор
Ответственный за выпуск Чучко Е.П.,
проректор
по учебной и научной работе
Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры _психологии___
Протокол № __1__ от “_1__” ____09____ 2016 года
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии
Протокол № __1__ от “31” августа 2016 года
АННОТАЦИЯ К КУРСУ
«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «Основы психокоррекции и психотерапии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (профессиональной) части направления подготовки 37.03.01 Психология.
Изучение дисциплины базируется на курсах ««Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования» и др.
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Термин «психотерапия» до сих пор не имеет однозначного определения, разделяемого всеми школами и направлениями практической психологии. Также нет единой точки зрения на то, как психотерапия работает, что именно делает специалист при решении психотерапевтических и психокоррекционных задач, и почему то, что он делает, помогает пациенту. Все направления в психотерапии (также, как и концепции развития и структуры личности) носят концептуальный, то есть гипотетический характер. При этом, отсутствие четкой методологической идентификации является существенной проблемой подготовки помогающих специалистов в современной России, в связи с отсутствием единого стандарта дополнительного психотерапевтического образования, персонального тренинга и супервизий.
Учебный курс «Основы психокоррекции и психотерапии» отражает идею объединения теории и психологической практики, приобретения студентами живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности практического психолога. Объединение преподавания концептуальных основ с обучением через практику призвано, в первую очередь, дать студентам необходимую базу для теоретического самоопределения.
Кроме того, курс ориентирован на получение студентами общих умений и навыков, востребованных в деятельности практического психолога любого направления. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов психологических специальностей обусловлено его интегральностью.
В рамках курса освоение теоретических подходов сочетается с практическим освоением материала, связанным с опытом практического взаимодействия в моделируемых ситуациях индивидуальной и групповой работы с клиентами, а также выявлением, анализом и коррекцией собственной профессиональной позиции. В курсе используются активные методы обучения – самодиагностика, ролевые игры, элементы психологического тренинга, работа с кейсами. Особое внимание уделяется достижениям психотерапии и психокоррекциина современном этапе, основным направлениям психотерапии, возможностям практического применения полученных знаний.
Целью изучения дисциплины «Основы психокоррекции и психотерапии» является изучение теоретических основ психокоррекции и психотерапии, а также обучение студентов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи.
Достижения данной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- сформировать устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;
- помочь студентам осознать и развить профессионально значимые личностные качества необходимые для работы в области практической психологии;
- раскрыть особенности психокоррекции и психотерапии, как инструмента психологического вмешательства;
- дать возможность овладеть практическими навыками использования методов и техник психокоррекции и психотерапии в разных направлениях практической психологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины «Основы патопсихологии» студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью:
работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия (ОК-6);
обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к:
реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
· Деонтологические правила работы психолога с больными различного профиля.
· Принципы планирования и проведения клинико-психологического консультирования,психологической коррекции и психотерапии.
· Содержание работы в отношении психологического консультирования,.
· Интердисциплинарный характер психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
· Правила построения раппорта и взаимоотношений клинического психолога и клиента в психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.
· Специальные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии: консультирование связанное с развитием и личностным ростом клиента, коммуникативное, межличностное, семейное психологическое консультирование. Психотерапия в различных областях медицины: психиатрия, наркология, неврология, соматическая медицина. Возрастные аспекты психологического консультирования. Психологической коррекции и психотерапии.
· Организационные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
б) Студент должен уметь:
· Реалистично оценивать уровень своей компетентности.
· Планировать и проводить консультативную беседу.
· Формулировать и проверять консультативные гипотезы.
· Анализировать сущность явлений и проблем, связанных с личностью клиента.
· Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
Содержание учебного материала
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
180
42
78
40
140
4. Темы семинарских занятий и их содержание
Тема 1. Психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития.
План:
1. История развития психокоррекции.
2. Система подготовки практического психолога и психотерапевта в России и за рубежом.
3. Основные формы психокорекции и психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество. Основные направления психотерапии в рамках развития психологии личности (психодинамическое, когнитивно-бихевиоральное, гуманистическое и др.).
4. Современные тенденции в развитии психотерапии и психокоррекции.Обзор основной учебной литературы по курсу.
Литература для подготовки:
Печатный образовательный ресурс :
1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с.
2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.
3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.
4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.
Электронный образовательный ресурс:
1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i
2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps
3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6
4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f
5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U
6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK
7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11
8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe
9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ
10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J
11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD
12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc
13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK
14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG
15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7
16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt
17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY
18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf
19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB
20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv
Подготовка к занятию:
1. Практический психолог: особенности личности, профессионально значимые качества, мотивация к выбору профессии
2. Групповая рефлексия о профессионально значимых качествах практического психолога.
3. Групповая работа с метафорическими ассоциативными картами «Persona», тренинг с элементами сказкотерапии. Цель – увидеть и проанализировать особенности собственной личности и мотивацию профессионального выбора.
4. Тренинг с элементами сказкотерапии.
Тема 2: Понятие «психотерапия» и его основные определения. Психотерапия и психиатрия.
План:
1. Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.
2. Различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.
3. Медицинский и немедицинский подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.
4. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии.
5. Единство диагностической и коррекционной работы. Основные принципы диагностической работы.
6. Методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.
Литература для подготовки:
Печатный образовательный ресурс :
1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с.
2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.
3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.
4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.
Электронный образовательный ресурс:
1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i
2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps
3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6
4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f
5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U
6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK
7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11
8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe
9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ
10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J
11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD
12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc
13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK
14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG
15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7
16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt
17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY
18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf
19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB
20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv
Вопросы для самоподготовки:
1. Опишите соотношение психотерапии с фундаментальной, прикладной, практической психологией.
2. Найдите различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.
3. Рассмотрите и найдите отличия между медицинским и немедицинским подходом к психотерапии.
4. Сущность психотерапии заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста.
5. Составьте схему форм, методов, техник психотерапии.
6. Обоснуйте основные принципы диагностической работы.
7. Опишите методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.
Список литературы
Печатный образовательный ресурс :
1. Волженцева, И. В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности «Психология» / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Государственное издательство «Донбасс», 2011. – 348 с.
2. Гордієнко, В. Психологія особистості в біографіях, подіях, портретах: посібник / В. Гордієнко, Л. О. Савенкова. – К. : Києво-Могилянська академія, 2007. – 304 с.
3. Москалець, В. П. Психологія особистості: навчальний посібник / В. П. Москалець. – Київ: центр учбової літератури. – 2013. – 262 с.
4. Яблонко, В. Я. Психолого-педагогічні основи формування особистості: навчальний посібник / В. Я. Яблонко. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 220 с.
Электронный образовательный ресурс:
1. Азарова, Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, О. М. Пяткова. – СПб: Питер, 2008. – 304с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8m2b/vzGXHjt8i
2. Александров, А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: «Академический проект», 2016. – 335 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/14Tj/tSVtfFjps
3. Архангельский, А. Е. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский, Н. Н. Бауроа, Р. Ф. Галиев, А. М. Губин. – СПБ. : СпецЛит, 2012. – 330 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/3G6B/FtP2ZBPF6
4. Гнездилов, А. В. Психология и психотерапия потерь: пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой / А. В. Гнездилов. — СПб. : Издательство «Речь», 2012. – 162 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JhUg/guYMpba5f
5. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/F2mb/JVBeAxM4U
6. Истратова, O. Н. Справочник по групповой психокоррекции О. Н. Истратова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 443 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Bhnk/r39TAhqKK
7. Карпинский, К. В Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 139 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JN8W/KG4Ch6H11
8. Келер, В. Основные направления психологии в классических трудах. Гештальт-психология / В. Келер. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2008. – 704 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DYQD/TYJAHBtQe
9. Кулаков, С. А. Практикум по интегративной психотерапии психосоматических расстройств / С. А. Кулаков. — СПб. : Речь, 2007. – 294 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/ERas/dQnxzWyoQ
10. Кулаков, С. А. Супервизия в психотерапии: учебное пособие / С. А. Кулаков. – СПб. : Питер, 2014. – 77с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/D8jT/P1A95jF1J
11. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. – Москва: Питер, 2008. – 486 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/7VH4/k8juV2dgD
12. Мэй Р., Экзистенциальная психология: учебное пособие / Р. Мэй / Пер. с англ. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М. : Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2011. – 218 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5GKC/5TbynyDEc
13. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – Москва: СФЕРА, 2012.– 510 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Gdmp/fiSqrtdvK
14. Паттерсон, С., Уоткинс, Э. Теории психотерапии: учебное пособие / С. Паттерсон, Э. Уоткинс. – М. : Академия, 2015 – 380с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L7rM/mJbHVVvxG
15. Романова, Е. С., Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: учебное пособие / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, Издательство «Талант», 2015. – 144 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6cyo/K4myn1WF7
16. Роллс, Д. Классические случаи в психологии: учебное пособие / Д. Роллс. – СПБ: Питер; 2012. –126 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/JWPm/hKW8K6YNt
17. Рыбалка, В. В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике учебное пособие / В. В. Рыбалка. – Киев, Житомир: ЖДУ им. І.Франка, 2015. – 872 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/8isS/mCa5dJLxY
18. Самохвалов, В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий / В. П. Самохвалов. – Симферополь: СОНАТ, 2013. – 182 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/mNGz/zL1euvCJf
19. Соколов, Е. Т. Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Т. Соклов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/A7CE/yK2Esc2SB
20. Фурманов, И. А., Сизанов, А. Н., Хриптович, В. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учебное пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. – Москва: СФЕРА, 2009. – 324с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/MmWA/akaiFSTUv
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института, лаборатория экспериментальной психологии, НКПЦ.
Для обеспечения дисциплины необходимы:
1. Учебные пособия
2. Слайды, презентации лекций
3 Компьютерные демонстрации
4. Мультимедийное оборудование.
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов
· Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.
· Мультимедийное оборудование.
· Свободно-распространяемое программное обеспечение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для подготовки к семинарским занятиям
по курсу «ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
(для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат»))
Макеевка-2016
УДК 159.9
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» (для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат») / Е.Н. Рядинская. – Макеевка: МЭГИ, 2016. – 34 с.
В методических рекомендациях представлены материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Основы психкоррекции и психотерапии» для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат», которые необходимы для усвоение дисциплины. Методические рекомендации содержат: аннотацию дисциплины, тематический план, содержание курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к семинарам, список рекомендованной литературы.
Преподаватель Рядинская Е.Н..
к.психол.н., доценткафедры психологи
Рецензии Синельников В.М.
к. психол. наук, профессор
Ответственный за выпуск Чучко Е.П.,
проректор
по учебной и научной работе
Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры _психологии___
Протокол № __1__ от “_1__” ____09____ 2016 года
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии
Протокол № __1__ от “31” августа 2016 года
АННОТАЦИЯ К КУРСУ
«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «Основы психокоррекции и психотерапии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (профессиональной) части направления подготовки 37.03.01 Психология.
Изучение дисциплины базируется на курсах ««Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования» и др.
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Термин «психотерапия» до сих пор не имеет однозначного определения, разделяемого всеми школами и направлениями практической психологии. Также нет единой точки зрения на то, как психотерапия работает, что именно делает специалист при решении психотерапевтических и психокоррекционных задач, и почему то, что он делает, помогает пациенту. Все направления в психотерапии (также, как и концепции развития и структуры личности) носят концептуальный, то есть гипотетический характер. При этом, отсутствие четкой методологической идентификации является существенной проблемой подготовки помогающих специалистов в современной России, в связи с отсутствием единого стандарта дополнительного психотерапевтического образования, персонального тренинга и супервизий.
Учебный курс «Основы психокоррекции и психотерапии» отражает идею объединения теории и психологической практики, приобретения студентами живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности практического психолога. Объединение преподавания концептуальных основ с обучением через практику призвано, в первую очередь, дать студентам необходимую базу для теоретического самоопределения.
Кроме того, курс ориентирован на получение студентами общих умений и навыков, востребованных в деятельности практического психолога любого направления. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов психологических специальностей обусловлено его интегральностью.
В рамках курса освоение теоретических подходов сочетается с практическим освоением материала, связанным с опытом практического взаимодействия в моделируемых ситуациях индивидуальной и групповой работы с клиентами, а также выявлением, анализом и коррекцией собственной профессиональной позиции. В курсе используются активные методы обучения – самодиагностика, ролевые игры, элементы психологического тренинга, работа с кейсами. Особое внимание уделяется достижениям психотерапии и психокоррекциина современном этапе, основным направлениям психотерапии, возможностям практического применения полученных знаний.
Целью изучения дисциплины «Основы психокоррекции и психотерапии» является изучение теоретических основ психокоррекции и психотерапии, а также обучение студентов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи.
Достижения данной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- сформировать устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;
- помочь студентам осознать и развить профессионально значимые личностные качества необходимые для работы в области практической психологии;
- раскрыть особенности психокоррекции и психотерапии, как инструмента психологического вмешательства;
- дать возможность овладеть практическими навыками использования методов и техник психокоррекции и психотерапии в разных направлениях практической психологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины «Основы патопсихологии» студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью:
работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия (ОК-6);
обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к:
реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
· Деонтологические правила работы психолога с больными различного профиля.
· Принципы планирования и проведения клинико-психологического консультирования,психологической коррекции и психотерапии.
· Содержание работы в отношении психологического консультирования,.
· Интердисциплинарный характер психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
· Правила построения раппорта и взаимоотношений клинического психолога и клиента в психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.
· Специальные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии: консультирование связанное с развитием и личностным ростом клиента, коммуникативное, межличностное, семейное психологическое консультирование. Психотерапия в различных областях медицины: психиатрия, наркология, неврология, соматическая медицина. Возрастные аспекты психологического консультирования. Психологической коррекции и психотерапии.
· Организационные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
б) Студент должен уметь:
· Реалистично оценивать уровень своей компетентности.
· Планировать и проводить консультативную беседу.
· Формулировать и проверять консультативные гипотезы.
· Анализировать сущность явлений и проблем, связанных с личностью клиента.
· Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
Содержание учебного материала
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Тема 1. Психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития.
Понятия психокоррекции История развития психокоррекции. Связь психотерапии с другими науками и дисциплинами. Система подготовки практического психолога и психотерапевта в России и за рубежом. Основные формы психокорекции и психотерапии: индивидуальная, семейная, групповая, психотерапевтическая среда и психотерапевтическое сообщество. Основные направления психотерапии в рамках развития психологии личности (психодинамическое, когнитивно-бихевиоральное, гуманистическое и др.).Современные тенденции в развитии психотерапии и психокоррекции.Обзор основной учебной литературы по курсу.
Тема 2. Понятие «психотерапия» и его основные определения. Психотерапия и психиатрия.
Психотерапия и психология, ее соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией. Психотерапия как один из видов психологической помощи населению. Различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией. Медицинский и немедицинский подходы к психотерапии. Психотерапия заболевания (психического и соматического) и психотерапия личностного роста. Общее представление о формах, методах, техниках психотерапии.
Психотерапия и психокоррекция. Единство диагностической и коррекционной работы. Основные принципы диагностической работы.
Основные цели коррекционной работы. Основные задачи коррекции. Формы психокоррекционной работы. Групповые и внутриличностные задачи коррекционных программ. Принципы психокоррекционной работы. Основные этапы коррекционной работы.
Виды коррекционной работы. Специфика использования психотерапии при работе с различными категориями детей с отклоняющимся поведением. Коррекция невротических расстройств, детских страхов, агрессивного поведения. Проблема коррекции воспитания и обучения. Особенности программ обучения и развития детей с нарушениями темпа психического развития. Специфика коррекционной работы с детьми различных возрастов. Оценка эффективности коррекционных воздействий.
Методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.
Критерии оценки эффективности тренинговых программ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 365.