ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология
образовательного уровня бакалавриат
очной и очно-заочной формы обучения
Макеевка, 2017 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология
образовательного уровня бакалавриат
очной и очно-заочной формы обучения
Макеевка, 2017 г.
УДК 159
Синельников, В.М. Методические рекомендации к организации самостяотельной работы по дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» (для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня бакалавриат для очной и заочной формы обучения) / В.М. Синельников. – Макеевка: ДОНАГРА, 2017. – 25 с.
В методических рекомендациях представлены материалы по организации и планированию самостоятельной работы по дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат», которые необходимы для усвоение дисциплины. Методические рекомендации содержат: аннотацию дисциплины, тематический план, содержание курса, план самостоятельной работы, тематику рефератов, вопросы к зачету и экзамену, варианты самостоятельной работы, тестовые задания по курсу, список рекомендованной литературы.
Рецензенты:
Ткач М.М., канд. психол.н., доцент кафедры психологии
Ковальчишина С.В., канд. психол.н., доцент кафедры психологии
Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры психологии
Протокол № 2 от “04” октября 2017 года
Утверждено на заседании кафедры психологии
Протокол № 2 от “07” октября 2017 года
Рекомендовано к использованию в учебном процессе Решением Учебно-методического совета ДОНАГРА
Протокол № 5 от “15” октября 2017 года
© ДОНАГРА, 2017
АННОТАЦИЯ К КУРСУ
«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «Основы психокоррекции и психотерапии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (профессиональной) части направления подготовки 37.03.01 Психология.
Изучение дисциплины базируется на курсах ««Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования» и др.
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Термин «психотерапия» до сих пор не имеет однозначного определения, разделяемого всеми школами и направлениями практической психологии. Также нет единой точки зрения на то, как психотерапия работает, что именно делает специалист при решении психотерапевтических и психокоррекционных задач, и почему то, что он делает, помогает пациенту. Все направления в психотерапии (также, как и концепции развития и структуры личности) носят концептуальный, то есть гипотетический характер. При этом, отсутствие четкой методологической идентификации является существенной проблемой подготовки помогающих специалистов в современной России, в связи с отсутствием единого стандарта дополнительного психотерапевтического образования, персонального тренинга и супервизий.
Учебный курс «Основы психокоррекции и психотерапии» отражает идею объединения теории и психологической практики, приобретения студентами живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности практического психолога. Объединение преподавания концептуальных основ с обучением через практику призвано, в первую очередь, дать студентам необходимую базу для теоретического самоопределения.
Кроме того, курс ориентирован на получение студентами общих умений и навыков, востребованных в деятельности практического психолога любого направления. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов психологических специальностей обусловлено его интегральностью.
В рамках курса освоение теоретических подходов сочетается с практическим освоением материала, связанным с опытом практического взаимодействия в моделируемых ситуациях индивидуальной и групповой работы с клиентами, а также выявлением, анализом и коррекцией собственной профессиональной позиции. В курсе используются активные методы обучения – самодиагностика, ролевые игры, элементы психологического тренинга, работа с кейсами. Особое внимание уделяется достижениям психотерапии и психокоррекциина современном этапе, основным направлениям психотерапии, возможностям практического применения полученных знаний.
Целью изучения дисциплины «Основы психокоррекции и психотерапии» является изучение теоретических основ психокоррекции и психотерапии, а также обучение студентов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи.
Достижения данной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- сформировать устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;
- помочь студентам осознать и развить профессионально значимые личностные качества необходимые для работы в области практической психологии;
- раскрыть особенности психокоррекции и психотерапии, как инструмента психологического вмешательства;
- дать возможность овладеть практическими навыками использования методов и техник психокоррекции и психотерапии в разных направлениях практической психологии.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины «Основы патопсихологии» студент должен обладать следующими компетенциями:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью:
работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия (ОК-6);
обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к:
реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
· Деонтологические правила работы психолога с больными различного профиля.
· Принципы планирования и проведения клинико-психологического консультирования,психологической коррекции и психотерапии.
· Содержание работы в отношении психологического консультирования,.
· Интердисциплинарный характер психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
· Правила построения раппорта и взаимоотношений клинического психолога и клиента в психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.
· Специальные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии: консультирование связанное с развитием и личностным ростом клиента, коммуникативное, межличностное, семейное психологическое консультирование. Психотерапия в различных областях медицины: психиатрия, наркология, неврология, соматическая медицина. Возрастные аспекты психологического консультирования. Психологической коррекции и психотерапии.
· Организационные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.
б) Студент должен уметь:
· Реалистично оценивать уровень своей компетентности.
· Планировать и проводить консультативную беседу.
· Формулировать и проверять консультативные гипотезы.
· Анализировать сущность явлений и проблем, связанных с личностью клиента.
· Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
Содержание учебного материала
Дата: 2018-11-18, просмотров: 283.