ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

очной и очно-заочной формы обучения

 

 

Макеевка, 2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

очной и очно-заочной формы обучения

 

Макеевка, 2017 г.

 

УДК 159

 

 

Синельников, В.М. Методические рекомендации к организации самостяотельной работы по дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» (для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня бакалавриат для очной и заочной формы обучения) / В.М. Синельников. – Макеевка: ДОНАГРА, 2017. – 25 с.

 

 

В методических рекомендациях представлены материалы по организации и планированию самостоятельной работы по дисциплине «Основы психокоррекции и психотерапии» для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат», которые необходимы для усвоение дисциплины. Методические рекомендации содержат: аннотацию дисциплины, тематический план, содержание курса, план самостоятельной работы, тематику рефератов, вопросы к зачету и экзамену, варианты самостоятельной работы, тестовые задания по курсу, список рекомендованной литературы.

 

 

Рецензенты:

 

Ткач М.М., канд. психол.н., доцент кафедры психологии

 

Ковальчишина С.В., канд. психол.н., доцент кафедры психологии

 

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры психологии

Протокол № 2 от “04” октября 2017 года

 

Утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол № 2 от “07” октября 2017 года

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Решением Учебно-методического совета ДОНАГРА

Протокол № 5 от “15” октября 2017 года

© ДОНАГРА, 2017 



АННОТАЦИЯ К КУРСУ

«ОСНОВЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ»

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Основы психокоррекции и психотерапии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (профессиональной) части направления подготовки 37.03.01 Психология.

Изучение дисциплины базируется на курсах ««Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования» и др.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Термин «психотерапия» до сих пор не имеет однозначного определения, разделяемого всеми школами и направлениями практической психологии. Также нет единой точки зрения на то, как психотерапия работает, что именно делает специалист при решении психотерапевтических и психокоррекционных задач, и почему то, что он делает, помогает пациенту. Все направления в психотерапии (также, как и концепции развития и структуры личности) носят концептуальный, то есть гипотетический характер. При этом, отсутствие четкой методологической идентификации является существенной проблемой подготовки помогающих специалистов в современной России, в связи с отсутствием единого стандарта дополнительного психотерапевтического образования, персонального тренинга и супервизий.

Учебный курс «Основы психокоррекции и психотерапии» отражает идею объединения теории и психологической практики, приобретения студентами живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности практического психолога. Объединение преподавания концептуальных основ с обучением через практику призвано, в первую очередь, дать студентам необходимую базу для теоретического самоопределения.

Кроме того, курс ориентирован на получение студентами общих умений и навыков, востребованных в деятельности практического психолога любого направления. Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов психологических специальностей обусловлено его интегральностью.

В рамках курса освоение теоретических подходов сочетается с практическим освоением материала, связанным с опытом практического взаимодействия в моделируемых ситуациях индивидуальной и групповой работы с клиентами, а также выявлением, анализом и коррекцией собственной профессиональной позиции. В курсе используются активные методы обучения – самодиагностика, ролевые игры, элементы психологического тренинга, работа с кейсами. Особое внимание уделяется достижениям психотерапии и психокоррекциина современном этапе, основным направлениям психотерапии, возможностям практического применения полученных знаний.

Целью изучения дисциплины «Основы психокоррекции и психотерапии» является изучение теоретических основ психокоррекции и психотерапии, а также обучение студентов практическим навыкам оказания профессиональной психологической помощи.  

Достижения данной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

- сформировать устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;

- помочь студентам осознать и развить профессионально значимые личностные качества необходимые для работы в области практической психологии; 

- раскрыть особенности психокоррекции и психотерапии, как инструмента психологического вмешательства;

- дать возможность овладеть практическими навыками использования методов и техник психокоррекции и психотерапии в разных направлениях практической психологии.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Основы патопсихологии» студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью:

работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, профессиональные и культурные различия (ОК-6);

обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

в практической деятельности:

способностью и готовностью к: 

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); 

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

 выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к: 

постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью к:

реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

· Деонтологические правила работы психолога с больными различного профиля.

· Принципы планирования и проведения клинико-психологического консультирования,психологической коррекции и психотерапии.

· Содержание работы в отношении психологического консультирования,.

· Интердисциплинарный характер психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

· Правила построения раппорта и взаимоотношений клинического психолога и клиента в психологическом консультировании, психокоррекции и психотерапии.

·  Специальные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии: консультирование связанное с развитием и личностным ростом клиента, коммуникативное, межличностное, семейное психологическое консультирование. Психотерапия в различных областях медицины: психиатрия, наркология, неврология, соматическая медицина. Возрастные аспекты психологического консультирования. Психологической коррекции и психотерапии.

· Организационные вопросы психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

б) Студент должен уметь:

· Реалистично оценивать уровень своей компетентности.

·  Планировать и проводить консультативную беседу.

· Формулировать и проверять консультативные гипотезы.

· Анализировать сущность явлений и проблем, связанных с личностью клиента.

· Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

Содержание учебного материала

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

180

36

84

60 180

40

140

                                               

4. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Основы психокоррекции и психотерапии» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графика консультаций, утвержденного кафедрой.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

- изучение и анализ литературных источников, конспектирование,

- реферирование научной литературы,

- составление психологических словарей по вопросам изучаемой темы,

- апробация под руководством супервизора коррекционных, тренинговых программ.

Наименование темы Содержание самостоятельной работы Вид контроля ДО ЗО
1 Психокоррекция и психотерапия: основные понятия, история развития Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Реферат, доклад 6 14
2 Понятие «психотерапия» и его основные определения. Психотерапия и психиатрия. Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Реферат, представление докладов. 6 14
3 Основные типы психотерапии. Субъект и объект психотерапии. Этические аспекты психотерапии Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Собеседование Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью. 6 14
4 Основные направления психотерапии: краткая характеристика Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Собеседование Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью. 6 14
5 . Суггестивные методы в психотерапии Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Доклады, обсуждение 6 14
6 Психоанализ и психоаналитические ориентированная терапия Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Собеседование, представление рефератов. 6 14
7 Поведенческая терапия Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Собеседование Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью. 6 14
8 Гештальт-психология и гештальт-психотерапия Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Доклады, обсуждение 6  
8 Экзистенциально-гуманистическая психотерапия Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Собеседование, представление рефератов. 6 14
10 Когнитивная психотерапия Работа с литературой. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий. Подготовка к контрольной работе. Собеседование Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью. 6 14

ВСЕГО

60 140

 

Тематика рефератов

  1. Анализ роли и позиция психотерапевта в различных психотерапевтических традициях.
  2. Требования к личности психотерапевта.
  3. Этические проблемы психотерапевтической деятельности.
  4. Исторический очерк развития психотерапии.
  5. Эклектические направления психотерапии.
  6. Групповая и индивидуальная психотерапия: сравнительный анализ.
  7. Критерии психического здоровья в различные периоды развития общества.
  8. Основные критерии психического здоровья в связи с представлениями о личности в различных традициях психотерапии.
  9. Основные аутосуггестивные методы.
  10. Директивный и недирективный гипноз и особенности их применения.
  11. Классический и неклассический психоанализ: сравнение.
  12. Основные идеи и техники психосинтеза.
  13. Представления о неврозе и принципах терапии в концепции К.Хорни.
  14. Основные направления бихевиоризма и обоснование возможности и техник психотерапии.
  15. Основные техники поведенческой психотерапии.
  16. Экзистенциальная психология, неопсихоанализ и гуманистическая психология в сравнении.
  17. Психодрама и гештальтпсихология: сравнительный анализ.
  18. Вегетотерапия В.Райха.
  19. Рольфинг.
  20. Биоэнергетический анализ А. Лоуэна.
  21. Холотропная психотерапия
  22. Метод Фильденкрайза.
  23. Истоки трансперсональной психотерапии.
  24. Теория отношений В.Н.Мясищева как теоретическая основа патогенетической психотерапии.
  25. Основы интегральной патогенетической психотерапии.

Вопросы к зачёту по дисциплине «Основы психокррекции и психотерапии»

1. Понятие «психотерапия».

2. Психотерапия и её соотношение с фундаментальной, прикладной, практической психологией.

3. Психиатрия как один из видов психологической помощи населению.

4. Различие и сходство между психотерапией, психоконсультированием и психокоррекцией.

5. Основные цели и задачи коррекционной работы.

6. Формы психокоррекционной работы. 

7. Виды коррекционной работы.

8. Специфика использования психотерапии при работе с различными категориями детей с отклоняющимся поведением.

9. Коррекция невротических расстройств, детских страхов, агрессивного поведения.

10. Особенности программ обучения и развития детей с нарушениями темпа психического развития.

11. Специфика коррекционной работы с детьми различных возрастов.

12. Оценка эффективности коррекционных воздействий.

13. Методы психокоррекционной работы: проблемные игры, притчи, метафоры настраивания, групповые дискуссии, групповые записи, игры разминочного типа.

14. Медицинская и немедицинская психотерапия.

15. Директивная и недирективная психотерапия.

16. Симптоматическая психотерапия и психотерапия, ориентированная на анализ причин возникновения проблемы.

17. Индивидуальная и групповая психотерапия, их специфика.

18. Субъект и объект психотерапии.

19. Трансперсональная психотерапия: истоки развития, основные представители, психотерапевтические техники. 

20. Райхианская терапия: истоки развития, психотерапевтические техники.

21. Психодрама: истоки развития, основные представители, психотерапевтические техники.

22. Эриксонианский гипноз: истоки развития, психотерапевтические техники.

23. Нейролингвистическое программирование.

24. Патогенетическая психотерапия В.Н.Мясищева.

25. Краткий анализ ключевых направлений психотерапии.

Вопросы к экзамену

1. Представление о гипнозе, внушении, убеждении.

2. История изучения гипноза и внушения.

3. Гипнотическая психотерапия и её роль в становлении психоанализа.

4. Гипноз в психотерапевтической практике В.М.Бехтерева.

5. Основы эриксонианского гипноза.

6. Истоки психоанализа.

7. Основные положения классического психоанализа З.Фрейда.

8. Представления о сущности отклонения.  

9. Базовые принципы психоаналитической терапии.

10. Формальные, организационные и содержательные стороны психотерапевтического  процесса.

11. Основные психотерапевтические техники.

12. Роль психоаналитика.           

13. Ограниченность применения психоанализа как и любого отдельно взятого направления психотерапии.

14. Краткий очерк возникновения в развития поведенческой терапии;

15. Цели и принципы поведенческой терапии.

16. Основные методы поведенческой терапии.

17. Виды тренингов.

18. Возможные ограничения и трудности использования идей бихевиористской терапии.

19. Основные принципы гештальттерапии.

20. Представление о гештальте.

21. Принцип сосредоточенности на настоящем, принцип законченности гештальта: невротическая тенденция как дисфункция контактной границы.

22. Принцип расширения осознания. Принцип работы с противоположностями.

23. Защитная реакция в гештальтерапии:

24. Зрелость как состояние психического здоровья

25. Анализ и использование техник гештальттерапии

26. Основные положения гуманистической психологии, роль психотерапевта

27. Истоки возникновения гуманистической психологии, основные представители.

28. Недирективная психотерапия К.Роджерса.  

29. Основные принципы клиентоцентрированной терапии

30. Особенности клиенцентрированной психотерапии.

31. Возможные ограничения и трудности применения идей гуманистической психологии в практике работы с подростками и взрослыми людьми

32. Истоки когнитивной психотерапии.   

33. Когнитивно-бихевиористическая терапия

34. Когнитивно-эмоциональная терапии А. Бэка и А. Эллиса.

35. Возможные ограничения и трудности использования когнитивно-эмоциональной терапии. 

Тестовые задания

1. Для научных знаний (и, следовательно, для научной психотерапии) характерно все указанное, кроме:

1) связи с научным экспериментом;

2) зависимости от методологических норм;

3) оценки посредством бытового знания;

4) следования логике эксперимента.

2. Для научно не обоснованной психотерапии характерно следующее, кроме:

1) недостаточной ясности цели психотерапии;

2) опоры на личный опыт;

3) учета современных теоретико-методологических знаний;

4) отсутствие точных показаний к психотерапии.

3. В рамках какой теоретической ориентации дано следующее определение психотерапии: «Психотерапия — это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?

1) Динамической.

2) Гуманистической.

3) Когнитивной.

4) Поведенческой.

4. В наименьшей степени сущность психотерапии раскрывает следующее понятие:

1) клинико-психологическое вмешательство;

2) психологическая коррекция;

3) внушение;

4) психологическая интервенция.

5. Если невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на:

1) переучивание;

2) осознание;

3) приобретение нового опыта;

4) переработку иррациональных установок.

6. Укажите психотерапевтический метод, который не соответствует принципу данной классификации:

1) симптомо-ориентированная психотерапия;

2) проблемно-ориентированная психотерапия;

3) социо-ориентированная психотерапия;

4) личностно-ориентированная психотерапия.

7. Терапия творческим самовыражением особенно показана при:

1) неврозах;

2) органических заболеваниях головного мозга;

3) психопатиях с дефензивными проявлениями;

4) психосоматических заболеваниях.

8. Психофизиологический эксперимент особенно адекватен для изучения следующих патогенетических механизмов:

1) социальных;

2) психологических;

3) психосоматических;

4) физиологических.

9. Основным инструментом лечебного воздействия при индивидуальной психотерапии выступает:

1) психотерапевтическая группа;

2) окружающая пациента среда;

3) метод психотерапии;

4) психотерапевт.

10. Ведущим показателем научной обоснованности методов индивидуальной психотерапии является:

1) оценка психотерапевта с учетом его опыта;

2) оценка коллег и пациентов;

3) доказательство их эффективности и обоснование современными научными данными;

4) сравнение их эффективности с современными психотропными средствами.

11. Ведущим инструментом психологического влияния на пациента при проведении индивидуальной психотерапии служит:

1) психотерапевтический контакт;

2) психотерапевтический контракт;

3) директивность психотерапевта;

4) эмоционально-нейтральное отношение психотерапевта.

12. Групповая психотерапия - это:

1) самостоятельное психотерапевтическое направление;

2) метод, использующий в лечебных целях групповую динамику;

3) метод, ориентированный исключительно на процесс «здесь и сейчас»;

4) метод, направленный на переработку межличностных конфликтов.

13. Групповая психотерапия - это:

1) использование любого психотерапевтического метода в группе больных;

2) ролевая игра;

3) использование взаимоотношений и взаимодействий в группе как психотерапевтических факторов;

4) групповая беседа.

14. Наименее конструктивной является следующая роль группового психотерапевта:

1) комментатор;

2) технический эксперт;

3) активный лидер;

4) опекун.

15. Для психотерапевта динамического направления наиболее характерна следующая роль:

1) фасилитатор;

2) инструктор;

3) интерпретатор;

4) эксперт.

16. Для какого из типов терапевтического сообщества характерны: демократизация; принцип партнерства; участие пациентов в терапевтическом процессе; формирование новых социальных ролей у медперсонала?

1) Интегративного;

2) с позиций теории научения;

3) социотерапевтического;

4) психоаналитического / психотерапевтического.

17. В развитие терапевтического сообщества, построенного с позиций теории научения, внес вклад:

1) Джонс;

2) Кабанов;

3) Аммон;

       4) Айллон

18. Термин «гипноз» ввел в медицинскую практику:

1) Льебо;

2) Месмер;

3) Брэд;

4) Шарко.

19. Методику самовнушения впервые предложил:

1) Тарханов;

2) Бернгейм;

3) Бехтерев;

4) Куэ.

20. Автором «патогенетической психотерапии» является:

1) Консторум;

2) Бирман;

3) Мясищев;

4) Рожнов.

21. Основоположником гуманистического направления в психологии является:

1) Айзенк;

2) Маслоу;

3) Лазарус;

4) Адлер.

22. Для традиционной российской психотерапии характерно все указанное, кроме:

1) психотерапевт работает глубинно-психологически, обычно в индивидуальной форме;

2) психотерапевт «ведет» пациента в основном «суггестивно-директивно»;

3) преобладает суппортивный характер психотерапии (поддерживающая психотерапия);

4) психотерапевт чаще использует методы краткосрочной («комплексной») психотерапии.

23. Для традиционной российской психотерапии характерно все указанное, кроме:

1) психотерапевт подвергается давлению со стороны руководителей, которые требуют от него успешного лечения многих пациентов, не будучи осведомленным в возможностях и границах психотерапии;

2) пациент также требует от психотерапевта быстрого успешного лечения, нередко при этом он наделяется почти сверхестественными способностями;

3) психотерапия воспринимается как длительный лечебный процесс, который не всегда может быть успешным;

4) психотерапевт должен учитывать, что в обществе существует немало наивных пациентов, которые верят альтернативным целителям, поэтому должен иметь в своем репертуаре магические элементы или экспресс-техники.

24. Для западной психотерапии более характерно все указанное, кроме:

1) психотерапевт идентифицируется с одним методом (институтом) и работает только в этом направлении;

2) акцент на индивидуальной психотерапии;

3) сертификат психотерапевта можно получить только в каком-либо одном институте после 3-4-летней специальной подготовки в нем;

4) лечение разностороннее и целостно в смысле «комплексной» (интегративной) психотерапии.

25. Для западной психотерапии характерно все указанное, кроме:

1) вопрос оплаты открыто обсуждается психотерапевтом уже в самом начале психотерапии;

2) характер психотерапии должен соответствовать финансовым критериям (подбор метода психотерапии в соответствии с финансовыми возможностями пациента);

3) психотерапевт в большой степени проявляет сочувствие и сострадание к пациентам, большинство психотерапевтов не отказали бы в помощи пациентам лишенным средств;

4) категорически не рекомендуется лечить пациента бесплатно или принимать оплату ниже установленной психотерапевтом границы.

26. К суггестивным психотерапевтическим воздействиям относится:

1) арттерапия;

2) гештальт-терапия;

3) гипнотерапия;

4) когнитивная терапия.

2. Способом наведения гипнотического транса по Эриксону является:

1) метод императивного шокового воздействия;

2) фасцинация;

3) метод множественной диссоциации;

4) фракционный метод.

27. Методика, при которой пациент сознательно регулирует свои физиологические функции, получая информацию о их состоянии, называется:

1) аутогенная тренировка;

2) систематическая десенсибилизация;

3) биологическая обратная связь;

4) психогимнастика.

28. Метод наркопсихотерапии разработан:

1) Рожновым;

2) Консторумом;

3) Телешевской;

4) Лебединским.

29. В теории личности Фрейда значимым аспектом является:

1) стремление к превосходству;

2) чувство неполноценности;

3) бессознательное;

4) самоактуализация.

30. Ассоциативный эксперимент как методика психотерапии и диагностики личности разработана:

1) Фрейдом;

2) Юнгом;

3) Брейером;

4) Бернгеймом.

31. Представителем «культурного психоанализа» не является:

1) Салливан;

2) Хорни;

3) Фромм;

4) Райх.

32 Какую позицию занимает ортодоксальный психоаналитик по отношению к своему пациенту?

1) директивную и принимающую;

2) недирективную и принимающую;

3) принимающую и поддерживающую;

4) директивную и дистанцированную.

33. На приеме у динамического психотерапевта пациентка намеками демонстрирует симпатию к психотерапевту; последнему следует выбрать конструктивную тактику:

1) не замечать такого поведения, поскольку переживания пациентки — это ее личное дело;

2) во время занятия не обращать внимания на такое поведение пациентки, а после окончания занятия вне основного времени обсудить с ней ее поведение;

3) напрямую поговорить о поведении пациентки в начале занятия, чтобы можно было без помех продолжать работу;

4) сделать обнаружившийся факт симпатии пациентки к себе содержанием занятия.

34. Архетипы по Юнгу представляют собой «изначальные первообразы», имеющиеся в каждом человеке, и составляют содержание:

1) низшего бессознательного;

2) индивидуального бессознательного;

3) коллективного бессознательного;

4) личного бессознательного.

33. Согласно Адлеру, существенной характеристикой личности является:

1) чувство общности;

2) ориентация интересов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир;

3) организмический процесс оценки;

4) защитный панцирь.

35. Основной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии на начальном этапе является:

1) выработка и закрепление желаемых форм поведения;

2) установление контакта и определение дезадаптивных стереотипов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности;

3) устранение симптома;

4) бессознательные психические процессы должны быть как можно более глубоко раскрыты и представлены сознанию;

36. К приемам личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии при неврозах относятся:

1) диалог между частями собственной личности;

2) моделирование;

3) советы относительно способов решения трудной жизненной ситуации;

4) осознание психологических механизмов невроза (причинно-следственных связей между конфликтами, дезадаптивными стереотипами системы отношений и симптоматикой).

37. Термин «опыт» имеет наибольшее значение для:

1) психотерапии, основанной на теориях научения;

2) динамически-ориентированной психотерапии;

3) гуманистической психотерапии;

4) психотерапии, основанной на когнитивных подходах.

38. Термин «научение» имеет наибольшее значение для:

1) психоанализа;

2) гештальт-терапии;

3) психодрамы;

4) когнитивной психотерапии.

39. Метод систематической десенсибилизации основан на:

1) оперантном обусловливании;

2) классическом обусловливании;

3) научении по моделям;

      4) внушении

40. Создателем метода классического обусловливания был:

1) Скиннер;

2) Вольпе;

3) Павлов;

4) Бехтерев.

41. Поведенческая психотерапия в своей теории опирается прежде всего на понятие:

1) вытеснения;

2) сопротивления;

3) научения;

4) фигуры и фона.

42. Поведенческая психотерапия, направленная на желательное изменение поведения пациента с помощью поощрения или наказания, называется методикой:

1) оперантного обусловливания;

2) парадоксальной интенции;

3) имплозии;

4) систематической десенсибилизации.

43. Чаще всего в основе иррациональных установок лежат:

1) установки долженствования;

2) установки на максимально возможный результат в любой сфере деятельности;

3) установки на обязательное избегание неприятностей;

4) установки на обязательный успех во всех сферах деятельности одновременно.

44. Понятие и теория поведенческого направления в психотерапии связаны со следующими именами, кроме:

1) Павлова;

2) Вольпе;

3) Перлса;

4) Скиннера.

45. Интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман показана прежде всего пациентам с:

1) соматическими заболеваниями;

2) шизотипическими расстройствами;

3) депрессией;

4) алкоголизмом.

46. К какому направлению психотерапии относится клиент-центрированная психотерапия Роджерса?

1) Психодинамическому.

2) Бихевиористскому.

3) Экзистенциально-гуманистическому.

4) Позитивному.

47. В концепции клиент-центрированной психотерапии Роджерса основным аспектом учения о личности является следующая гипотеза:

1) индивид обладает врожденной тенденцией к актуализации;

2) индивид стремится найти и реализовать смысл жизни;

3) развитие личности определяется наличием постоянного конфликта между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению;

4) индивид обладает врожденной способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

48. В клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса психотерапевт в контакте с пациентом проявляет следующее качество:

1) манипулирует процессом взаимодействия;

2) безусловно положительно принимает пациента;

3) комментирует поведение больного;

4) интерпретирует скрытый смысл в поведении больного.

49. К понятиям гештальт-терапии не относится:

1) вытеснение;

2) фигура и фон;

3) незавершенный гештальт;

4) осознание.

50. Кто является основоположником ориентированной на тело психотерапии?

1) Перлс;

2) Лоуэн;

3) Райх;

4) Роджерс.

51. В биоэнергетике Лоуэна разработаны следующие понятия, кроме:

1) биоэнергии;

2) заземления;

3) фигуры и фона;

4) мышечной брони

52. Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к следующим направлениям психотерапии:

1) когнитивной;

2) позитивной;

3) психодинамической;

4) гуманистической.

53. В «триаду Роджерса» входят все элементы, кроме:

1) аутентичности;

2) директивности;

3) безусловной положительной оценки (принятия) пациента;

4) эмпатии.

54. Вид эмпатии, являющийся возможной причиной быстрого развития «синдрома эмоционального сгорания»:

1) предикативный;

2) эмоциональный;

3) когнитивный;

4) все перечисленные.

55. Оценка эффективности психотерапии осуществляется с учетом следующих плоскостей терапевтической динамики:

1) социальной;

2) соматической;

3) психологической;

4) всех указанных выше.

56. Наименьшее значение в качестве надежной оценки эффективности и устойчивости личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии при неврозах имеет:

1) степень восстановления полноценности социального функционирования больного;

2) осознание психологических механизмов невроза;

3) перестройка нарушенных отношений личности, послуживших причиной невротического расстройства;

4) симптоматическое улучшение

57. В обязанности врача-психотерапевта входит:

1) проведение консультативно-диагностических мероприятий, направление пациента к психиатру для консультации, проведение психотерапии, проведение реабилитационных и профилактических мероприятий;

2) проведение консультативно-диагностических мероприятий, проведение психотерапии, проведение поддерживающей психотерапии на реабилитационном этапе ведения пациента;

3) проведение консультативно-диагностических мероприятий, направление пациента к психиатру для консультации, а также принятие решения о принудительной госпитализации в психиатрическую больницу, проведение психотерапии, проведение реабилитационных и профилактических мероприятий;

4) проведение различных вариантов психотерапии по направлению врача-психиатра.

58. Врач-психотерапевт должен владеть:

1) симптомо-ориентированным методом психотерапии, личностно-ориентированным методом;

2) симптомо-ориентированным, личностно-ориентированным, социо-ориентированным методами психотерапии;

3) качественно каким-либо одним методом психотерапии, чтобы иметь возможность оказывать помощь обратившимся пациентам;

4) гипнотерапией, гештальт-терапией, когнитивно-поведенческой психотерапией, семейно-супружеской психотерапией.

По шкале ECTS

По государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета A 90-100 «Отлично» (5)

зачтено

отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей B 80-89

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) C 75-79 хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) D 70-74

«Удовлетворитель­но»

(3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков E 60-69 достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии FX 35-59 «Неудовлетвори­тельно» (2) не зачтено с возможностью повторной сдачи неудовлетворительно – с возможностью повторной аттестации F 0-34 «Неудовлетвори­тельно» не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины неудовлетворительно – с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией)

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института, лаборатория экспериментальной психологии, НКПЦ.

Для обеспечения дисциплины необходимы:

1. Учебные пособия

2. Слайды, презентации лекций

3 Компьютерные демонстрации

4. Мультимедийное оборудование.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов

  • Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Свободно-распространяемое программное обеспечение.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 380.