Правила выполнения второй части контрольной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создание таблиц и все расчеты контрольной работы следует выполнить на компьютере в табличном процессоре MS Excel. Оформление отчета о выполнении контрольной работы необходимо произвести в текстовом процессоре MS Word в соответствии с существующим стандартом оформления документации. Отпечатанный отчет и файл с расчетами в Excel (на дискете или ином носителе) необходимо представить преподавателю к началу сессии.

Номер варианта соответствует числу, образованному двумя последними цифрами зачетной книжки. Если это число больше 30-ти, то из него следует вычесть 30, возможно, не один раз, чтобы в остатке получить число в диапазоне от 1 до 30 включительно. Например, число 76 соответствует варианту №16 (76-30-30=16). Если две последние цифры – нули, то для расчета надо взять три цифры. Например, 100 соответствует 10-му варианту (100-30-30-30=10).

Отчет по второй части контрольной работы включает в себя:

1) задание;

2) краткие пояснения к решению задачи (образец – в примере выполнения);

3) результаты счета в числовом виде без бордюра;

4) таблицу расчетов в формульном виде с бордюром (заголовки строк и столбцов);

5) графики;

6) список использованных источников.

Контрольная работа должна быть защищена. Во время защиты студент должен открыть файл в Excel и объяснить выполнение расчетов.

Указания к выполнению второй части контрольной работы

При выполнении заданий необходимо ознакомиться с работой МАСТЕРА ФУНКЦИЙ и написание формул рекомендуется выполнять с его использованием.

При выполнении задания на расчет промежуточных итогов требуется предварительная сортировка таблицы по указанному столбцу.

В этом случае надо скопировать таблицу на новый лист через буфер обмена и выполнить сначала команду Главная – Абзац - Сортировка, а затем – команду Данные – Структура – Промежуточные итоги. В диалоговом окне надо указать имя поля, при смене которого нужно выдавать итоги, выбрать итоговую функцию (сумма, максимум, среднее и т.д.) и указать поле, к которому выбранная функция будет применяться. Вариант вычислений с сортировкой и итогами рассмотрен в качестве примера в разделе 3.

В каждом варианте требуется построить две диаграммы. Для получения диаграмм следует вначале выделить нужные диапазоны данных, захватывая заголовки. Затем вызвать Мастер диаграмм кнопкой на панели инструментов или командой Вставка - Диаграмма.

При оформлении контрольной работы печать таблиц должна осуществляться ДВАЖДЫ !!! Первый раз – с цифрами, второй раз – с формулами.

Для распечатки таблицы в формульном виде необходимо нажать на кнопку Office ( ) → кнопка Параметры Excel → пункт Дополнительно → пункт Показать формулы, а не их значения.

При печати в формульном виде необходимо наличие нумерации строк и столбцов таблицы. Для этого нажать на кнопку Office ( ) → пункт Печать → пункт Предварительный просмотр → кнопка Параметры страницы → вкладка Лист → пункт Заголовки строк и столбцов.

Пример выполнения второй части контрольной работы

Задание

Имеется таблица 75 с наименованиями работ. В таблице 76 приведены данные по учету выполнения этих работ бригадами рабочих в течение некоторого периода.

Заполнение таблиц

Все таблицы разместить на разных листах.

 

Таблица 75

Таблица заполняется произвольно неповторяющимися значениями (не менее 4 записей).

Таблица 76

1 Столбец A «Код работы» заполняется повторяющимися значениями из таблицы 75 (не менее 10 записей).

2 Поле «Дата» заполнить значениями дат в порядке возрастания.

3 Столбец C заполнить числами в диапазоне от 200 до 500.

4 Столбец D заполнить произвольно целыми числами от 5 до 20, а столбец E - числами из диапазона от 5000 до 15000.

 

Таблица 75 – Наименования работ

  A B
1 Код работы Наименование работы
2 12 Погрузка

 

Таблица 76 – Учет выполнения работ

  A B C D E
1 Код Работы Дата Количество древесины, м3 Число рабочих Сумма заработной платы, руб.

Задание

Скопировать таблицу 76 на новый лист, добавить в нее столбец «Наименование работы» и выполнить задания.

1 Ввести новый столбец «Показатель 1» и заполнить его следующим образом: если число рабочих превышает 10 человек, то вывести 1, иначе – 0.

2 Ввести еще один столбец «Показатель 2» и заполнить его следующим образом: если работа имеет наименование «Погрузка» или «Сортировка», то 1, иначе – 0.

Указание. Следующие задания надо выполнять под таблицей 76, отступив одну строку.

3 Какое количество древесины переработано малочисленными бригадами в составе не более 10 человек?

4 Сколько дней на работе с кодом 12 перерабатывалось древесины от 300 до 400 м3?

5 Найти максимальную зарплату, выплаченную за работу «Обрубка сучьев».

6 Скопировать таблицу 76 на Лист 4 и выполнить следующие задания:

– отсортировать таблицу по наименованию работы;

– получить по каждой работе итоговые данные о начисленной зарплате, используя автоматическое вычисление итогов;

– скрыть записи исходного списка, оставив только итоговые данные;

– построить по итоговым данным гистограмму и круговую диаграмму.

Выполнение расчетов проведем в табличном процессоре Excel.

Пример описания выполнения задания

Заполним, прежде всего, таблицы исходными данными. На Листе 1 создадим таблицу 75 (название листа – Лист1), а на Листе 2 – таблицу 76 (название листа – Лист2). Заполненные таблицы отображены ниже.

 

Таблица 75 – Заполнение наименованиями работ

  A B
1 Код работы Наименование работы
2 12 Погрузка
3 14 Сортировка
4 15 Транспортировка
5 16 Обрубка сучьев

 

Таблица 76 – Заполнение исходными данными учета работ

 

  A B C D E
1 Код работы Дата Количество древесины, м3 Число рабочих Сумма заработной платы, руб.
2

12

12.06.05

493,06

5

6714

3

14

13.06.05

374,44

7

14020

4

15

14.06.05

487,46

10

6742

5

16

15.06.05

401,98

15

12946

6

12

16.06.05

291,59

13

14354

7

14

17.06.05

341,89

15

14688

8

16

20.06.05

252,01

19

13832

9

15

21.06.05

484,15

18

10189

10

15

22.06.05

305,79

5

9675

11

12

23.06.05

342,43

10

11612

 

Для быстрого заполнения таблицы исходными данными и для удобства тестирования желательно пользоваться функцией СЛЧИС. Столбец C заполнили по формуле =ОКРУГЛ(СЛЧИС()*(500-200)+200;2), столбец D заполнили по формуле =ЦЕЛОЕ(СЛЧИС()*(20-5)+5), а столбец E – по формуле =ЦЕЛОЕ(СЛЧИС()*(15000-5000)+5000).

Эти же столбцы можно заполнить с использованием функции СЛУЧМЕЖДУ. Для заполнения столбца С формула =СЛУЧМЕЖДУ(200;500). Для столбца D формула =СЛУЧМЕЖДУ(5;20). Для столбца E формула =СЛУЧМЕЖДУ(5000;15000).

После заполнения таблиц начнем выполнять задания.

Скопируем таблицу 76 на новый лист. Между столбцами «Код работы» и «Дата» вставим столбец «Наименование работы». Для переноса наименований работ из таблицы 75 в пустую ячейку B2 введем формулу

=ЕСЛИ(A2=Лист1!$A$2;Лист1!$B$2;ЕСЛИ(A2=Лист1!$A$2;Лист1!$B$3;ЕСЛИ(A2=Лист1!$A$4;Лист1!$B$4;ЕСЛИ(A2=Лист1!$A$5;Лист1!$B$5;"нет такого кода"))))

Скопируем ее вниз. Результат приведен в таблице 77.

ПРИМЕЧАНИЕ! Допускается так же копирование информации в соответствующие ячейки таблицы БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМУЛ !!!

 

Таблица 77 – Дополнение столбца «Наименование работы»

  A B C D E F
1 Код работы Наименование работы Дата Количество древесины, м3 Число рабочих Сумма заработной платы, руб.
2

12

Погрузка

12.06.05

493,06

5

6714

3

14

Сортировка

13.06.05

374,44

7

14020

4

15

Транспортировка

14.06.05

487,46

10

6742

5

16

Обрубка сучьев

15.06.05

401,98

15

12946

6

12

Погрузка

16.06.05

291,59

13

14354

7

14

Сортировка

17.06.05

341,89

15

14688

8

16

Обрубка сучьев

20.06.05

252,01

19

13832

9

15

Транспортировка

21.06.05

484,15

19

10189

10

15

Транспортировка

22.06.05

305,79

5

9675

11

12

Погрузка

23.06.05

342,43

10

11612

 

Вместо функции ЕСЛИ можно использовать функцию ВПР. Для этого формула следующая: =ВПР(A2;Лист1!$A$2:$B$5;2;0).

1 Новый столбец G назовем «Показатель1». В ячейку G2 введем формулу =ЕСЛИ(E2>10;1;0) и скопируем ее в нижние ячейки.

2 В ячейку H1 введем заголовок нового столбца «Показатель2». А в ячейку H2 введем формулу

 =ЕСЛИ(ИЛИ(B2="Погрузка";B2="Сортировка");1;0). Затем скопируем ее вниз. После этого столбец H будет содержать метки: единицы, если в соответствующей строке в столбце B имеется текст «Погрузка» или «Сортировка», и нули напротив других работ.

3 Ниже, под таблицей напишем «Задание 3». Рядом введем формулу =СУММЕСЛИ(E2:E11;"<=10";D2:D11). Можно это задание выполнить табличной формулой, которая вводится сочетанием клавиш Ctrl-Shift-Enter:

{=СУММ(ЕСЛИ(E2:E11<=10;D2:D11;0))}.

Результат будет один и тот же: 2003,18.

4 Для выполнения 4-го задания требуется функция СЧЁТЕСЛИ. Но эта функция допускает только простое условие в качестве второго аргумента. Поэтому наше сложное условие (работа с кодом 12, количество древесины больше одного числа, но меньше другого) сначала упростим путем введения еще одного дополнительного столбца «Показатель3». В ячейку I2 введем =ЕСЛИ(И(A2=12;D2>300;D2<400);1;0) и скопируем ее вниз. Тем самым мы пометили единицами те записи, которые нам нужны для вычислений.

Далее под таблицей напишем «Задание 4» и введем формулу, используя метки столбца I: =СЧЁТЕСЛИ(I2:I11;1).

Для выполнения этого задания так же можно использовать табличную формулу

{=СЧЁТ(ЕСЛИ(A2:A11=12;ЕСЛИ(D2:D11>300;ЕСЛИ(D2:D11<400;1;"a");"a");"a"))}.

Результат должен быть равен 1.

5 В пятом задании функция МАКС не допускает условий в качестве аргументов. Поэтому введем еще один дополнительный столбец «Показатель4». В ячейку J2 введем =ЕСЛИ(B2="Обрубка сучьев";F2;0) и скопируем ее вниз. Тем самым мы пометили единицами те записи, которые нам нужны для вычислений.

Далее под столбцом таблицы напишем «Задание 5» и введем формулу, используя метки столбца J: =МАКС(J2:J11).

При выполнении задания можно воспользоваться табличной формулой

{=МАКС(ЕСЛИ(B2:B11="Обрубка сучьев";F2:F11;0))}.

В обеих вариантах получим 13832.

6 Скопируем таблицу 77 на новый лист. На новом листе выполним сортировку скопированной таблицы по полю «Наименование работы» командой Данные-Сортировка.

Для автоматического получения итоговых значений выполним команду Данные-Итоги. В появившемся диалоговом окне укажем нужные значения (рисунок 10).

 

Рисунок 10 – Окно для получения итогов

Щелкнем по кнопке Ok. На месте отсортированной таблицы будут выведены записи, представленные таблицей 78.

Щелчком мыши на значках «-» слева от таблицы скроем исходные записи, оставив только итоговые (таблица 79).

 

Таблица 78 – Дополнение данных промежуточными итогами по зарплате

Код работы Наименование работы Дата Количество древесины, м3 Число рабочих Сумма заработной платы, руб.

16

Обрубка сучьев

15.06.05

401,98

15

12946

16

Обрубка сучьев

20.06.05

252,01

19

13832

 

Обрубка сучьев Итог

 

 

 

26778

12

Погрузка

12.06.05

493,06

5

6714

12

Погрузка

16.06.05

291,59

13

14354

12

Погрузка

23.06.05

342,43

10

11612

 

Погрузка Итог

 

 

 

32680

14

Сортировка

13.06.05

374,44

7

14020

14

Сортировка

17.06.05

341,89

15

14688

 

Сортировка Итог

 

 

 

28708

15

Транспортировка

14.06.05

487,46

10

6742

15

Транспортировка

21.06.05

484,15

19

10189

15

Транспортировка

22.06.05

305,79

5

9675

 

Транспортировка Итог

 

 

26606

 

Общий итог

 

 

 

114772

 

Таблица 79 – Сумма зарплаты по видам работ

Код работы Наименование работы Дата Количество древесины, м3 Число рабочих Сумма заработной платы, руб.

16

Обрубка сучьев Итог

 

 

 

26778

12

Погрузка Итог

 

 

 

32680

14

Сортировка Итог

 

 

 

28708

15

Транспортировка Итог

 

 

26606

 

Общий итог

 

 

 

114772

 

Выделим указателем мыши два столбца «Наименование работы» и «Сумма заработной платы», захватывая сами заголовки. Эти столбцы представляют собой несмежные участки, поэтому при выделении надо удерживать клавишу Ctrl. Общий итог захватывать не надо. Вызовем Мастер диаграмм командой Вставка-Диаграмма. Следуя инструкциям Мастера, построим гистограмму (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Гистограмма

Для построения круговой диаграммы надо опять выделить те же столбцы и вызвать Мастер диаграмм. Результат представлен на рисунке 12.

 

Рисунок 12 – Круговая диаграмма


 


Библиографический список

1 Информатика. Лабораторный практикум в пакетах Microsoft Windows, Word и Excel: учеб. пособие для студентов специальностей 0608, 0605, 2602, 2506, 1704 заочной формы обучения [Текст] / И.М. Горбаченко [и др.]. – Красноярск: Издательство СибГТУ, 2001. – 44 с.

2 Васильев, А.Н. Числовые расчеты в Excel: учебное пособие [Текст]/ А. Н. Васильев. - Санкт-Петербург: Лань, 2014. - 608 с.: ил.. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

3 Кудинов, Ю.И. Практикум по основам современной информатики [Тект]/ Ю.И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко, А. Ю. Келина. - Москва: Лань, 2011. - 352 с.: табл.

4 Васильев, А. Microsoft Office 2007. Новые возможности [Текст]/ А. Васильев. - Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород: Питер, 2007. - 160 с.

5 Информатика и информационные технологии: учеб. пособие : [по экон. специальностям] [Текст]/ И.Г. Лесничая [и др.] ; под общ. ред. Ю.Д. Романовой; Моск. междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Ин-т). - 2-е изд.. - Москва: ЭКСМО, 2007. - 542с. - (Высшее экономическое образование).

6 Пащенко, И.Г. Карманный справочник по Excel [Текст]/ И. Пащенко. - 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 125с. - (Самоучитель ПК).

7 Краинский, И. Word 2007. Популярный самоучитель [Текст] / И. Краинский. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 162с.

8 Новиковский, Е.А. Работа в MS Office 2007: Word, Excel, PowerPoint: учебное пособие [Текст] / Е.А. Новиковский. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2012. – 340с.

9 Веденеева, Е. Функции и формулы Excel 2007 [Текст] / Е. Веденеева. – Москва: Издательство «Наука и техника», 2008. - 384 стр.

10 Пташинский, В. Самоучитель Office 2013 [Текст] / В. Пташинский. - Москва: Издательство «Эксмо», 2013. – 290с.

11 Microsoft Excel 2007 [Электронный ресурс]: интерактив. курс. - Электрон. дан.. - М.: Новая шк., 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM); 12 см.: цв., зв.. - Систем. требовани: процессор Pentium II 500 МГц ; 128 Mb оперативной памяти ; операционная система Microsoft Windows 98/Me/2000/XP ; разрешение экрана 1024х768 с глубиной цвета 16 бит ; 16-скоростное устройство для чтения компакт-дисков ; звуковое устройство. - Загл. с этикетки диска.


 

Приложение А
(справочное)
Общие правила оформления текстовых документов

 

Текстовые документы должны выполняться с учетом требований соответствующих стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) .

Текст должен быть отпечатан на листах белой бумаги форматом А4(210х297) ГОСТ 2.301-68.

В соответствии с ГОСТ 7.32-81 для листов без рамки поля должны иметь следующие размеры:

левое - 30 мм;

правое - 10 мм;

верхнее - 15 мм;

нижнее - 20 мм.

Текст, выполняемый в редакторе WORD, должен быть приближен к шрифту печатной машинки, так как он наиболее полно удовлетворяет эргономическим требованиям. Текст должен быть одинаково черным по всему документу.

Сделайте следующие установки для набора обычного текста:

Стиль                  Обычный

Шрифт                 Times New Roman

Размер шрифта    14 пт.

В меню Файл – Параметры страницы укажите необходимые поля.

Задав предварительные установки, при наборе текста пользователь постоянно видит документ в отформатированном виде.

Набор текста в наборном поле начинается с первой строки, т.к. поля для печати уже учтены.

При наборе титульного листа (приложение Б) нужно установить формат печати По центру, при этом на верхней линейке указатель Отступ первой строки должен совпадать с указателем Отступ слева, набрать “шапку”, спустить курсор клавишей Enter на 12 см, ориентируясь по левой линейке, набрать тему и название документа. Информацию об исполнителях следует набирать, исходя из следующих установок:

- формат печати По левому краю;

- спустить курсор на 16 см ;

- указатель Отступ первой строки  поместить на 10,5 см.

 

Текст конструкторского документа печатается в форме абзаца. Абзацы начинают с установки указателя Отступ первой строки от 15 до 17 мм, формат печати По ширине, включить переносы, установить полуторный междустрочный интервал. Конец строки в абзаце редактор отслеживает автоматически, пользователь нажимает Enter только в конце абзаца.


Приложение Б
(обязательное)
Образец титульного листа

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет

им. академика М.Ф. Решетнева»

 

 

 

Информационные технологии

 

Контрольная работа

 

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ MICROSOFT OFFICE

 

 

Проверил

Безруких Н.С.___________

 

_______________________

(дата, оценка,  роспись)

Выполнил

студент 1 курса гр. 1502-11

Петров П.В.

___________________

  (дата сдачи, роспись)

 

 


Приложение В
(справочное)
Перечень ключевых слов

1 Microsoft Word

2 Microsoft Excel

3 Символ

4 Абзац

5 Страница

6 Колонтитул

7 Поля

8 Красная строка (у текста)

9 Интервал (межсимвольный, межстрочный)

10 Формула

11 Таблица

12 Ячейка

13 Функция

14 Форматирование

15 Рисунок

16 График

17 WordArt

18 Список

19 Оглавление

20 Стиль (символа, абзаца)

21 Сноски

22 Разрывы (страниц, разделов)

23 График, диаграмма












Содержание

 

Введение___________________________________________________ 3

1 Microsoft Word____________________________________________ 6

1.1 Основные параметры текста_____________________________ 7

1.2 Вставка математической формулы________________________ 9

1.3 Графические средства___________________________________ 9

1.4 Работа с таблицами____________________________________ 10

1.5 Создание диаграмм и графиков_________________________ 12

1.6 Работа со списками____________________________________ 14

1.7 Работа со стилями_____________________________________ 16

1.8 Создание оглавления___________________________________ 18

Контрольные вопросы____________________________________ 18

2 Microsoft Excel____________________________________________ 19

2.1 Форматирование ячеек_________________________________ 20

2.2 Формулы в Microsoft Excel______________________________ 21

2.3 Стандартные функции_________________________________ 23

2.4 Математические функции_______________________________ 24

2.5 Статистические функции_______________________________ 25

2.6 Логические функции___________________________________ 27

2.7 Промежуточные итоги_________________________________ 28

Контрольные вопросы____________________________________ 29

3 Контрольная работа______________________________________ 30

3.1 Правила выполнения контрольной работы_______________ 30

3.2 Задания для первой части контрольной работы____________ 31

3.3 Указания к выполнению первой части контрольной работы_ 35

3.4 Задания для второй части контрольной работы____________ 38

3.5 Правила выполнения второй части контрольной работы___ 99

3.6 Указания к выполнению второй части контрольной работы 100

3.7 Пример выполнения второй части контрольной работы___ 101

Библиографический список_________________________________ 110

Приложение А (справочное) Общие правила оформления текстовых документов_______________________________________________ 112

Приложение Б (обязательное) Образец титульного листа______ 114

Приложение В (справочное) Перечень ключевых слов_________ 115

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 425.