Цикл мероприятий: «Мыслями и делом»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цикл мероприятий: «Мыслями и делом»

«Осуществление добра, милосердия для других есть важнейшее условие вступления человека на путь духовно-нравственного совершенствования личности».

В.С. Соловьев

Раздел «Мыслями и делом» содержит сценарные разработки, игры и легенды для трудовых, экологических и благотворительных акций. Мы привыкли, что под названием какой-либо акции скрывается обычная уборка территории, помещения, посадка цветов и деревьев. Для того чтобы разнообразить и сделать более интересным подобное мероприятие, стоит задуматься об организации игры с соответствующей тематикой. Экологические игры помогают моделировать ситуации ответственного поведения по отношению к окружающей среде, трудовые – способствуют созданию положительного образа любого труда, благотворительные – показывают, что помощь нуждающимся – это не просто оказание материальной поддержки, это искреннее желание подарить свое время, труд и творчество. При организации данной деятельности самое главное – «веление сердца» воспитанников, их желание принять деятельное участие в акции. Поэтому прежде чем приступить к разработке плана мероприятия, в первую очередь узнайте, кому и как хотели бы помочь сами воспитанники.

Волонтеру-вожатому на заметку!

· Организация акций требует серьезной подготовки, кроме определения целевой группы (объектов заботы), вам необходимо решить ряд вопросов: придумать игровую основу мероприятия, где оно будет проходить, что понадобится (возможно, инвентарь, например для трудовой/экологической акции) и где все это взять?

· Если вы с детьми решили провести благотворительную акцию по сбору игрушек, одежды и прочего для какой-либо организации, необходимо созвониться с руководством и узнать, нужна ли эта помощь, и какие требования необходимо соблюсти, чтобы собранные вещи были приняты.

v Составьте список добрых дел, которые вы хотели бы сделать с детьми на досуговой площадке? Заполните таблицу.

Объект заботы (кому помочь?) Доброе дело (что сделать?) Что для доброго дела понадобится? В форме, какой игры можно провести?
1.
2.
3.
4.

Составители: Ивашова Дарья, Рискова Наталья,

                                                         студентки СГПИ филиала ПГНИУ

 

Экологический день на досуговой площадке

Цель: обратить внимание воспитанников на важность ответственного отношения к окружающей среде.

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, пластиковые бутылки, нитки, пшено.

Продолжительность: 1 час.

 

Ход мероприятия

 

Ведущий 1: Здравствуйте, друзья. Сегодня наш день будет посвящен Экологии.

Ведущий 2: Мы с вами поговорим о стремительном изменении экосистемы планеты, о загрязнении воздуха, о том, как приостановить разрушение окружающей среды, обсудим вопрос ответственного отношения к природе.

Ведущий 2: Я думаю, здесь собрались те люди, которым не безразлична судьба нашей Планеты и будущих поколений. Только подумайте, от того, как мы с вами будем относиться к природе, зависит дальнейшая жизнь, не побоюсь этого слова, всего человечества.

Ведущий 1: Итак, с какими проблемами столкнулось люди, в результате бездумного потребления ресурсов.

Города – это не только место проживания людей, но и промышленные центры. В них размещаются крупнейшие фабрики и заводы. По городу проходят железные и шоссейные дороги, по которым поезда и автомобили, автобусы, троллейбусы перевозят различные грузы и людей. Всё это приводит к загрязнению окружающей среды.

Ведущий 2: Интенсивное загрязнение воздуха началось в 19 веке в связи с бурным развитием промышленности, которая стала использовать каменный уголь как основной вид топлива, и быстрым ростом городов. О роли угля в загрязнении атмосферы в Европе было известно давно. Однако в 19 веке он был самым дешевым и доступным видом топлива в Западной Европе, в том числе и Великобритании.

Есть на чем работать промышленности, производство дает прибыль, да и продажа угля бытового отопления приносит неплохой доход - скажите, пожалуйста, при чем здесь разговоры о каком-то там воздухе.

Задание: Загадки об окружающем мире

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночью (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

Ведущий 1: Усиленно идёт «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущие существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Не стоит забывать, что срубить дерево можно за минуту, а чтобы вырастить понадобятся многие годы.

Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Ведущий 2:

Почва – это та экологическая среда, которая дает человеку растительную пищу. С каждым годом из-за загрязнения, эрозии и других причин, количество гектаров распахиваемой земли во всем мире уменьшается. Почву загрязняют бытовыми и промышленными отходами, заливают ядовитыми веществами, способствуя сокращению плодородных земель на планете. Канцерогены, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, химикаты, продукты радиоактивного распада и прочие промышленные отходы уничтожают почву, делая ее безжизненной, непригодной для выращивания растений.

Ведущий 1: Окружающая среда и здоровье человека напрямую связаны. Но больше всего вызывает беспокойство то, что большая часть человечества вроде бы и не больна, но и назвать ее здоровой тоже сложно. Сейчас очень распространен синдром хронической усталости.

Ведущий 2: Негативное влияние загрязненной окружающей среды на здоровье человека в последнее время стало настолько сильно, что быстрыми темпами стали расти онкологические, аллергические, кожные, сердечнососудистые заболевания, а это приводит к неуклонному снижению продолжительности жизни человека.

Главным условием здоровой окружающей среды является чистый воздух, не загрязненный окисью углерода, азота, серы, метана, свинца, углекислым газом и др.

Экологическая викторина

 

1.Какое растение дает лучший мед? (Липа.)

2. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
3. Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотел)
4. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
5. Какая самая мелкая птица? (Колибри)
6. Самое быстрое животное суши? (Гепард.
7. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук серебрянка)
8. Назовите хищные растения. (Росянка пузырчатая)
9. Самое быстрое морское животное? (Дельфин, касатка)
10. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
11. Какая змея самая большая? (Анаконда)
12. Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр)
13. Какая змея плюется? (Кобра)
14. Какого цвета хамелеон? (Разного)
15. Какая самая высокая трава? (Бамбук)
16. Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло)
17. Сколько ног у паука? (Восемь)
18. Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз)
19. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)
20. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
21. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин)
22. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
23. Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви-киви)
24. У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
25. Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
26. В пруду купался, а сух остался? (Гусь, утка)
27. Какой страшный зверь падок на малину? (Медведь)
28. Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)
29. Листья каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена)
30. Сколько крыльев у жука? (Две пары крыльев)
31. Какая самая маленькая птица в России? (Королек)
32. Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга)

Ведущий 1: Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Поэтому загрязнение окружающей среды - причина многих болезней, которые могут привести к смерти; к истощению и вымиранию животных, растений.

 

Задание: "Узнай растение по описанию"

 

1. Сегодня полянка золотисто-желтая от этих цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают белые пушинки. (Одуванчик).

2. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ягода. Не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш).

3. Это растение появляется ранней весной, только на проталинах сойдет снег. Первыми появляются цветы - ярко-желтые, похожие на одуванчики. Позже проклевываются листья- широкие, плотные, темно-зеленого цвета. Очень необычные эти листья. Верх гладкий, блестящий, холодный, а низ листа мягкий, покрытый пушком, теплый. Отсюда и название этого растения. А вы догадались, как оно называется? (Мать-и-мачеха)

4. Это растение с широкими листочками с жилками. Листик почти круглой формы. Летом это растение цветет: выбрасывает длинные, жесткие "стрелы" с мелкими, невзрачными цветочками. Это растение любит расти вдоль дороги, за что и получило свое название. А нам оно помогает лечить раны, останавливать кровь. Догадались, что это? (Подорожник).

5. Цветы этого дерева обладают целебными свойствами. Не случайно их пыльцу очень любят пчелы. Цветет дерево в конце июня. Цветочки бледно-желтого цвета собраны в соцветия- кисточки и очень сильно и приятно пахнет. Их собирают, сушат и заваривают зимой вместо чая от простуды и кашля. А мёд с цветов этого дерева считают самым душистым и лечебным. (Липа)

6. А в этом растении в ход идет все: и "вершки", и "корешки". Выращивают его на грядке. Белые дольки-"зубчики" сидят в земле. А над землей видны зеленые стрелы. Их можно добавлять в салат. У растения горький вкус и резкий запах, которые убивают вредных болезнетворных микробов. Особенно полезно есть "зубчики" зимой, чтобы защитить себя от гриппа. В них также много витаминов. Узнали, что это? (Чеснок)

Ведущий 2: Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. Ежегодно человечество нашей страны производит около 26 млрд. тонн отходов.

Ведущий 1: Каких отходов образуется больше всего? Это упаковочные материалы, изготовленные из плохо разлагающихся веществ; бытовая техника, автомобили, батарейки, пластмасс и многое другое.

Современные очистные сооружения перерабатывают около 20 %, остальные поступают без очистки в водоёмы и свалки.

 Ведущий 2: Вопрос «Куда деть мусор?» становится все актуальней, и мы попробуем сегодня ответить на него.

1. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз или сдать в магазин.

2. Одежду, которую вы уже не носите, можно отдать нуждающимся.

3. Не выбрасывайте старые игрушки и книги: они могут кому-то понадобиться.

4. Узнайте, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и сдайте туда ненужную бумагу.

5. Почините и исправьте вещь вместо того, чтобы её выбрасывать.

6. Старайтесь не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается.

7. Попробуйте аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно сдать.

Ведущий 1: Сложные правила? Мы можем им следовать? Если каждый возьмет себе за правило хотя бы несколько пунктов из этого списка, планета получит возможность прожить чуть дольше, наши с вами дети и внуки смогут еще насладиться красотой природы.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Помните, Земля – величайшее чудо!

Ведущий 2: А теперь вопрос, что мы можем сделать полезного для природы здесь и сейчас?

Дети: Убрать мусор.

Ведущий 1: Хорошо, еще один вопрос, вы каждый день кушаете? А вот птицы не всегда находят себе пищу. Летом, конечно, это сделать проще, но когда наступает поздняя осень, а потом зима. Некоторые птицы улетают в теплые края, а другие остаются здесь. Осень уже совсем близко, да и зима, как вы знаете, у нас ранняя. Предлагаю уже сейчас позаботиться о пернатых братьях наших меньших и сделать для них кормушки. Нам понадобятся пластиковые бутылки, крепкая нитка, веревка или проволока и пшенная крупа.

Изготовление кормушек.

Установка кормушек на деревьях.

 































Приложение 1

Раздаточный материал

 

 

Методические указания.

Игру можно проводить как по станциям, так и как игру по командам.

Возраст участников игры: 1-4 классы. Участвуют до 7 команд, по 5-8 человек. Каждая команда идет по своему маршруту, который задан на маршрутных листах. На выполнение задание дается время 6 минут.

В начале игры, ведущий рассказывает правила игры. Легенда игры такова: участники команд отправляются в путешествие по «лесу», чтобы помочь лесным жителям вернуть чистоту, распределить всё по своим местам после нападения на лес «Хулиганов», которые не знают о правилах поведения в лесу. Каждой команде выдается маршрутный лист по станциям. На каждом станции команда выполняет задание, зарабатывая баллы. В ходе игры участники получают интересную информацию об окружающем мире. Побеждает та команда, которая в конце путешествия привезет большее кол-во баллов.

Ведущий: Дорогие друзья!

Наверняка вы все любите ходить в лес, играть там, но всегда ли в лесу так приятно, как хочется? Всегда ли там так чисто? В нашем лесу появились хулиганы, за ними нужно всё привести в порядок и устранить этих хулиганов.

Сегодня вам предоставляется такая возможность. Всей командой вы отправляетесь, в познавательное путешествие. Выполняя задания, вы зарабатываете всей командой баллы. Победителем считается та команда, которая набрала большее количество баллов. Перед вашим путешествием капитаны команды получат маршрутные листы, где указаны задания. На выполнения задания дается 5-7 минут.

1. Станция «Поляна животных-рекордсменов».

2. Станция «Лужок вегетарианцев».

3. Станция «Поляна вопросов и ответов».

4. Станция «Поляна великих спортсменов».

5. Станция «Поляна удивительных превращений».

6. Станция «Лужайка эрудитов и самых внимательных».

7. Станция «Поляна Знаек»

 

· Станция «Поляна животных-рекордсменов».

На этой станции вам предстоит ответить на вопросы, за каждый правильный ответ, команда получает один балл. Есть такая книга-книга рекордов Гиннеса, в которую вписываются все рекордсмены. И вам предстоит ответить на вопросы о рекордсменах.

1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Масса его тела достигает 150 т. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).

2. Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Обитает в Африке. Длина ее тела может достигать 40 см, а ширина - 24 см. Масса - 3,5 кг).

3. Какое животное является самым "горластым" (самая большая пасть) из всех? (Крокодил. На втором месте - бегемот, а вот лев, царь зверей, занимает лишь третью позицию).

4. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
(Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).

5. Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет)

6. Как называются самые большие ящерицы на Земле?
(Камодский варан. Они вырастают до 3 метров в длину, и имеют массу тела в 200 кг)

7. Какая змея является самой большой? (Анаконда, или южноамериканский водяной удав. Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг)

8. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда. Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке)

9. Какое животное из млекопитающих, живущих сейчас на Земле, считается самым высоким? (Жираф. Высота его достигает 4,8-5,8 м. А во время кормежки он достает молодые побеги у деревьев на высоте 7 м. Даже новорожденный жирафенок имеет рост 2 м)

10. Какая обезьяна является самой крупной? (Горилла. Масса тела ее составляет 420 кг, а рост 2м 18 см.)

11. Какая рыба считается самой большой в мире? (Китовая акула и гигантская акула. Они являются самыми большими существами после синего кита, но они - рыбы. Длина их тела может достигать от 15 м до 18 м.)

 

· Станция «Лужок вегетарианцев»

На этом острове вам предстоит ответить на вопросы о растениях. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Это дерево широко распространено в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Отличается очень плотной и тяжелой древесиной, которая легко тонет в воде. Назовите его. (Саксаул)

2. Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)

3. Что такое паприка? (Красный перец)

4. Есть ли у кактусов листья? (Да. Это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания животными)

5. Что такое камедь? (Это смолистое выделение растений или иначе "гумми". В зависимости от того, из какого растения получена камедь, она идет на изготовление разных вещей и препаратов. Чаще всего камедь используется в производстве жевательной резинки, медикаментов, чернил, тканей и бумаги)

6. Какое дерево самое высокое в мире? (Гигантская секвойя. Произрастает в Калифорнии. Имеет возраст более 4000 лет и высоту более 110 м)

7. Что такое торф? (Это коричневая смешанная масса растительности, находящаяся в стадии разложения. Используется в качестве топлива)

8. Где появились первые арбузы? (Арбуз был известен людям более чем 4000 лет назад. Впервые он появился в тропической Африке, а оттуда распространился повсюду, где климат и почва подходили для него)

9. Плоды, какого растения считаются всемирно принятым символом братства? (Гранат)

10. Что такое микология? (Это наука о грибах)

11. Говорят, что растения "худеют" и "поправляются". Что это значит? (В жаркий период времени, обычно днем, в результате недостатка влаги, древесные сосуды ствола утончаются, толщина становится меньше. Это значит что дерево "худеет". Ночью обычно недостаток воды в сосудах ствола восполняется и ствол дерева "поправляется")

12. Что такое "планктон"? (Это слово происходит от греческого слова, которое обозначает "блуждающий", "плывущий по течению". Планктон - это плавающая живая масса, состоящая из миллиарда крошечных организмов. Самые малые из них - это одноклеточные растения и микроскопические водоросли)

 

· Станция «Поляна вопросов и ответов»



Ход беседы

Ведущий 1: Издавна на Руси люди придавали огромное значение труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве, именно так устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Ведущий 2: Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, кто ничему не научился.

Ведущий 1: Знаете ли вы, что на Руси детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
Есть такое выражение «работать спустя рукава». Как вы понимаете его?

Дети: Плохо работать.

Ведущий 2: Это выражение зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами. (Показать картинки). У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее (см. Приложение 1). Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает « засучив рукава».

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю

начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Ведущий читает пословицы, дети хором отвечают.

Терпенье и труд…(все перетрут)

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)

Не спеши языком-…(спеши делом)

Любишь кататься- …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)

Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)

Ведущий 1: Хорошо, пословицы вы знаете, а какой бывает труд?

Дети: физический, умственных, тяжелый, полезный.

Ведущий 2: Верно, сегодня мы с вами тоже будем трудиться. Посмотрите на двор нашей площадки. Чего здесь не хватает?

Выслушать варианты ответов детей

Ведущий 1: В нашем дворе не хватает порядка и красоты! Может, вы скажете: « А почему именно мы должны наводить порядок во дворе, другие ведь не выходят убирать мусор!?» Да, это так. Предлагаю показать положительный пример вашим соседям. Вы согласны?

Ведущий 2: Итак, отряд, мы с вами выполняем сегодня важную миссию. Для того, чтобы все прошло успешно, распределим обязанности! Первая бригада – мальчики, вы подметаете двор и собираете в мешки мусор. Вторая бригада – девочки, облагораживаем клумбы во дворе, чистим от сорняков, высаживаем цветы.

После того, как закончится работа, встаньте вместе с детьми в центре двора и оглянитесь вокруг.

Ведущий 1: Ну что ребята, посмотрите, во дворе стало лучше? Это все результат вашего труда. Скажите, что вы чувствуете? Сегодня мы с вами потрудились на славу. Молодцы!

 

Приложение 1

Иллюстрации к беседе «Что дает труд человеку?»

 


Цикл мероприятий: «Мыслями и делом»

«Осуществление добра, милосердия для других есть важнейшее условие вступления человека на путь духовно-нравственного совершенствования личности».

В.С. Соловьев

Раздел «Мыслями и делом» содержит сценарные разработки, игры и легенды для трудовых, экологических и благотворительных акций. Мы привыкли, что под названием какой-либо акции скрывается обычная уборка территории, помещения, посадка цветов и деревьев. Для того чтобы разнообразить и сделать более интересным подобное мероприятие, стоит задуматься об организации игры с соответствующей тематикой. Экологические игры помогают моделировать ситуации ответственного поведения по отношению к окружающей среде, трудовые – способствуют созданию положительного образа любого труда, благотворительные – показывают, что помощь нуждающимся – это не просто оказание материальной поддержки, это искреннее желание подарить свое время, труд и творчество. При организации данной деятельности самое главное – «веление сердца» воспитанников, их желание принять деятельное участие в акции. Поэтому прежде чем приступить к разработке плана мероприятия, в первую очередь узнайте, кому и как хотели бы помочь сами воспитанники.

Волонтеру-вожатому на заметку!

· Организация акций требует серьезной подготовки, кроме определения целевой группы (объектов заботы), вам необходимо решить ряд вопросов: придумать игровую основу мероприятия, где оно будет проходить, что понадобится (возможно, инвентарь, например для трудовой/экологической акции) и где все это взять?

· Если вы с детьми решили провести благотворительную акцию по сбору игрушек, одежды и прочего для какой-либо организации, необходимо созвониться с руководством и узнать, нужна ли эта помощь, и какие требования необходимо соблюсти, чтобы собранные вещи были приняты.

v Составьте список добрых дел, которые вы хотели бы сделать с детьми на досуговой площадке? Заполните таблицу.

Объект заботы (кому помочь?) Доброе дело (что сделать?) Что для доброго дела понадобится? В форме, какой игры можно провести?
1.
2.
3.
4.

Составители: Ивашова Дарья, Рискова Наталья,

                                                         студентки СГПИ филиала ПГНИУ

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 351.