ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В стране завершился первый этап приватизации электроэнергетики, которая находилась в управлении у РАО ЕЭС. Вся генерация страны разделилась на три части. В первую попали топливные электростанции, бывшие в управлении у РАО ЕЭС. Именно они практически все приватизированы и организованы в два новых вида бизнес-структур в ТГК и ОГК. Вторая часть - ­атомная генерация в виде «Росатомэнерго», которую преобразовали в АО открытого типа, но 100% ее акций оставлено пока руках государства и, наконец, основная часть гидравлической генерации организовано в госструктуру «Росгидро». Помимо этого возник и стал быстро развиваться сектор генерации в собственности различных, в основном промышленных бизнесов.

В приватизации генерации участвовали различные финансовые структуры. Высокая степень недооцененности генерации в России сделали ее крайне привлекательной для приобретения. В результате сегодня в ней собрались несколько типов собственников, которых условно можно свести в несколько групп по интересам. В первую группу можно отнести инвесторов, которые пришли в генерацию как профессионалы-энергетики с целью развивать этот бизнес. К этому типу с определенными допущениями можно отнести компанию КЭС. Вторая группа инвесторов покупала генерацию для обеспечения электроэнергией и теплом собственного бизнеса. Это, например, РАО «Норникель». Вызывает вопросы покупка РАО РЖД ТГК-14 (Чита), которая конечно не сможет решить проблемы электроснабжения тяги по всей страны. РАО «Газпром» и СУЭК как основные поставщики энергетического топлива были крайне заинтересованы увеличить добавленную стоимость своей продукции и, в этом смысле, их покупки генерации ясны и понятны.

    Самостоятельную группу составляют западноевропейские инвесторы - Еnеl. Для них вхождение на российский рынок генерации - выгодный бизнес и политическое решение.

Можно также выделить группу тех компаний, которые купили генерацию для последующей ее перепродажи. Таким образом, вырисовывается несколько стратегий последующего развития событий в этом бизнесе. Одна из самых интересных стратегий заключается в том, что часть промышленных компаний начали активно вкладываться в собственную генерацию. Тем самым, они уходят от зависимости от будущих тарифов на энергию, которые, несмотря на многочисленные заверения авторов реформы, продолжают уверенно расти из года в год и лишают нашу экономику ранее присущего ей конкурентного преимущества.

Одновременно прошла приватизация электросетей, и сформировались компании по управлению низовыми распределительными сетями и государственная компания по управлению системообразующими линиями высшего напряжения. Начал работать оптовый рынок энергии и мощности, системный оператор рынка и все остальные структуры. Новая форма организации управления и развития электроэнергетикой страны вступила в стадию сдачи первого зимнего и самого сложного для нее экзамена на профпригодность. Ближайшее будущее покажет, насколько новые собственники способны самостоятельно и ответственно поддерживать в работоспособном состоянии и развивать отрасль жизнеобеспечения населения страны.

Один из самых острых вопросов, который встает перед новыми владельцами, - принятые ими на себя обременения по поводу развития материально-технической базы электроэнергетики. В соответствии с этим все новые владельцы приняли на себя серьезные обязательства в оговоренные сроки ввести в строй новые генерирующие мощности и сети и заменить часть устаревшего оборудования на новое. В основе инвестиционных и объемных расчетов по этому  обременению лежали прогнозные уровни возможного потребления электроэнергии и тепла, подготовленные аппаратом РАО ЕЭС к моменту начала приватизации. Конечно, тогда еще ни­кто не замечал надвигающийся мировой финансовый кризис и связанные с ним последствия в виде спада экономики.

Как были выполнены прогностические расчеты будущих уровней потребления энергии? В их основу были положены скорректированные предложения всех субъектов РФ, которые собрались аппаратами Федеральных округов. Субъекты РФ в отсутствии принятых государством и самим бизнесом прогнозов развития экономики на длительную перспективу сами определяли по только им известным принципам, какие объемы электроэнергии они смогут исполь­зовать на своей территории к 2025 г. Главная задача, которая стояла перед этим «прогнозом» ­поднять инвестиционную привлекательность электроэнергетики страны, ее цену в глазах будущих покупателей. И этот бизнес-ход в основном себя оправдал. Данные о величине инвестиционных программ и результатах проведенных в 2007-2008 гг. допэмиссий акций генерирующих компаний приведены в таблице 20.

 

Таблица 20.

Обеспеченность энергетических компаний средствами для выполнения инвестиционных программ на 1.01.2009 г.

Энергокомпания   Стратегический инвестор   Величина инвест­программы, млрд. руб. Допэмиссия, млрд. руб.   Доля стратегического инвестора, %  
ТГК-1 Газпром >140 32,00 53,47
ТГК-2 Группа «Синтез» >30 9,00 44,80
ТГК-3 Газпром 141,00 60,70 53,47
ТГК-4 ОНЭКСИМ 46,00 15,80 48,50
ТГК-5 КЭС* 22,60 11,60 49,60
ТГК-6 КЭС 22,60 14,50 <30
ТГК-7 КЭС 26,00 10,90 <30
ТГК-8 ЛУКОЙЛ 49,00 24,00 95,40
ТГК-9 КЭС 62,60 17,03 75,00
ТГК-10 FORTUМ 86,5** 46,8 92,90
ТГК-11 Группа Е 4 11,00 Не состоялась 28,50
ТГК-12 СУЭК 11,00 9,00 49,70
ТГК-13 СУЭК 11,60 6,3 >35
ТГК-14 РЖД и группа ЕСН 4,00 4,30 >32,2
ОГК–1 Собственность государства 130,00 48,00 66,00
ОГК–2 Газпром 140,00 24,00 54,00
ОГК–3 Норникель >80 83,00 60,00
ОГК-4 EON 76,00 46,50 76,00
ОГК - 5 Еnеl 75,00 12,00 55,78
ОГК - 6 Газпром 57,1 20,90 42,90
Русгидро Собственность государства 600,00 8,00 60,00
ФСК ЕЭС Собственность государства 1020,00 84,00 0,78

* Инвестпрограммы ряда энергокомпаннй, контролируемых КЭС, официально не переутверждены

      ** Объявленный объем инвеcтпрограммы составляет 2,5 млрд. евро.

 

Как известно, программу приватизации электроэнергетики весьма остроумно с точки зрения маркетинга назвали «вторым планом ГОЭЛРО». Однако нельзя забывать того, что первый план ГОЭЛРО строился совсем на другой методологической и методической базе и под совсем другие экономические и социальные задачи. В его основе лежал научно обоснованный план перспективного развития экономики страны в целом и по экономическим районам, который государство собиралось выполнять само. Для своего времени это был инновационный план подъема экономики отсталой страны, к тому же разоренной первой мировой и гражданской войнами. Он строился на основах всеобщей электрификации как способа быстрого подъема технического и экономического уровня. Сегодня этой задачи у государства и у частного бизнеса нет, а есть только рынок, который «сам все решит и определит». Поэтому к тем уровням перспективного развития электроэнергетики, которые были положены в основу принятых обременений, надо относиться с определенной долей осторожности.

При прочтении прогнозных данных можно понять, что большинство субъектов РФ заложили в них инерционный сценарий развития сырьевой экономики. Они либо не поверили в возможность перестройки экономики России в сторону инноватики, что должно потребовать меньшего относительного расхода энергии на единицу ВВП, либо просто не смогли этого учесть. И уж конечно в это время никто в стране не сумел спрогнозировать надвигающийся мировой кризис, который изменит все прогнозные параметры развития ее экономики.

Как развивалась электроэнергетика страны в период после 2000 г., когда в стране наблюдался определенный экономический подъем, показано в таблице 21.

 

Таблица 21.

Производство и потребление электроэнергии по экономическим районам России в 1990-2007 гг. (млрд. кВтч)*

Экономические районы 1990 2000 2002 2003 2005 2006 2007
Северный
производство 48,8 41,6 41,0 40,6 43,7 45,5 47,1
потребление 58,0 47,7 48,2 48,8 51,0 52,1 53,2
Северо - Западный
производство 52,8 42,6 48,9 49,3 51,3 54,1 56,5
потребление 46,7 37,9 43,2 42,6 47,6 50,1 46,2
Центральный
производство 203,2 154,9 156,6 205,9 166,1 177,9 180,4
потребление 159,6 127,2 135,3 141,7 148,6 153,7 156,2
Центрально - Черноземный              
производство 43,4 40,9 40,4 44,2 43,7 46,8 47,8
потребление 52,5 42,6 42,3 43,0 42,6 47,0 46,7
Волга - Вятский
производство 28,1 20,4 19,9 19,6 21,8 22,5 22,7
потребление 51,8 38,3 38,3 37,9 38,7 40,4 40,6
Поволжский
производство 124,6 107,0 109,5 112,3 117,0 115,1 119,0
потребление 118,6 88,8 89,1 90,6 86,7 94,8 98,7
Северокавказский
производство 58,8 40,4 47,6 48,6 48,6 50,2 50,5
потребление 63,2 45,9 47,7 48,9 50,3 55,9 57,2
Уральский
производство 185,9 132,5 131,8 110,2 142,9 151,6 155,8
потребление 187,4 140,9 145,4 149,0 151,8 157,6 169,5
Западносибирский              
производство 138,8 118,8 121,0 125,9 129,2 1140,5 145,1
потребление 152,2 124,8 128,5 133,4 148,9 161,1 165,2
Восточносибирский              
производство 150,3 139,8 135,8 138,8 144,1 150,6 149,6
потребление 134,3 121,0 121,7 123,5 127,3 127,6 131,0
Дальневосточный              
производство 46,5 38,8 38,6 38,9 40,6 41,1 40,7
потребление 47,5 41,5 38,2 38,8 39,8 40,1 39,6
Всего по России              
производство 1082,2 877,8 891,1 916,3 953,1 995,8 1015,2
потребление 1073,8 863,7 878,2 902,9 940,7 979,9 1002,5

* Расчеты выполнены на основе данных Росгосстата РФ.

       

Шесть экономических районов и страна в целом до сих пор не восстановили уровень потребления электроэнергии, достигнутый ими к 1990 г. Потребление электроэнергии в стране сместилось в сторону районов, добывающих сырье. Примерно в два раза сократился экспорт электроэнергии. В целом по стране начиная с 2000 по 2007 гг. среднегодовой рост производства электроэнергии составил примерно 1,7%. Это не соответствует темпам роста, которые были заложены в приватизационную программу реформирования РАО ЕЭС примерно на 1 пункт. Мощность электростанций, производство электроэнергии и КИУМ за 1995-2006 гг. приведены в таблице 22.

Таблица 22.

Мощность электростанций, производство электроэнергии и КИУМ (в часах за год) за 1995-2006 гг. *

ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 1995 2000 2001 2003 2004 2005 2006
Все электростанции
мощность, млн. кВт 215,0 212,8 214,8 216,0 216,6 219,2 221,4
пр-во электроэнергии, млрд.кВтч 860 878 891 916 932 956 996
КИУМ (часов в год) 4000 4130 4150 4240 4300 4361 4499
в том числе:              
Топливные
мощность, млн. кВт 149,7 146,8 147,4 148,0 148,3 149,5 151,5
пр-во электроэнергии, млрд. кВтч 583 582 578 608 609 629 664
КИУМ (часов в год) 3890 3960 3920 4110 4110 4236 4383
Гидравлические
мощность, млн. кВт 44 44,3 44,7 45,2 45,5 45,9 46,1
пр-во электроэнергии, млрд. кВтч 177 1165 176 158 178 175 175
КИУМ (часов в год) 4020 3720 3940 3500 3910 3813 3796
Атомные
мощность, млн. кВт 21,3 21,7 22,7 22,7 22,7 23,7 23,7
пр-во электроэнергии, млрд. кВтч 99,5 131 137 150 145 149 156
КИУМ (часов в год) 4670 6040 6040 6610 6390 6287 6583

* По данным Росгосстата за 2007 г.

 

За прошедшие годы, как известно, наблюдался незначительный рост генерирующих мощностей, и основные инвестиции шли на поддержание в работоспособном состоянии уже устаревшего установленного оборудования. Заметно вырос КИУМ АЭС и несколько сократился на ГЭС. Интересно, что еще недавно в условиях общего обвала потребления электроэнергии в стране РАО ЕЭС не выпускало электроэнергию от АЭС в сеть. Это приводило к недогрузке АЭС, но зато более полно загружало стареющее и менее эффективное по расходу топлива генерирующее оборудование РАО ЕЭС.

Ситуация стала меняться начиная с 1999 г. Если из общих данных по всем АЭС страны вычесть данные двух станций - Билибинской и Белоярской, то получим, что остальные станции имели КИУМ больше 7000 часов, т.е. на уровне самых высоких в мире стандартов. Таким образом, они работают не хуже самых лучших АЭС в мире. Другой вопрос - возраст установленного на них оборудования и его прогрессирующее старение. «Росатомэнерго» уже имеет и получает все новые заказы на строительство АЭС за рубежом. Между тем мощности российского машиностроение не восстанавливаются, и они недостаточны для развития атомной электроэнергетики самой страны.

 Россия, как известно, активно и уже не один год поставляет урановое топливо в США и ряд зарубежных стран и конечно на свои АЭС. Известно также, что баланс добычи урана и использования уранового топлива в стране отрицательный и это уже не один год. Все это создаст понятную неуверенность в будущем развитии атомной электроэнергетики страны, без которой нам не решить проблемы электроснабжения на ближайшие десять-двадцать лет.

Современная ситуация в стране такова, что основные функции по удовлетворению нарас­тающего спроса на электроэнергию и покрытие региональных дефицитов в ней легли на АЭС. Поэтому заметно изменились масштабы и направления потоков питательной, базисной элек­троэнергии. Ведущие позиции заняли те субъекты РФ, на территории которых есть АЭС. Кроме них частично свои позиции сохраняют субъекты, имеющие на своей территории особо крупные ГЭС и КЭС. Перечень субъектов РФ - важнейших поставщиков электроэнергии и их места в стране показано в таблице 23.

Избытки мощности генерации сложились в Ленинградской области еще в восьмидесятые годы прошлого столетия. Сверхконцентрация генерирующих мощностей на территории этого субъекта приводит к необходимости размещать часть производимой здесь электроэнергии на других рынках вплоть до Нижегородской и Кировской областей Волго-Вятского района, на встречу потокам природного газа и кузнецкого угля.

 

Таблица 23. 

Крупнейшие поставки электроэнергии в 2006 и 2007 гг. за пределы субъектов РФ (в млрд. кВтч) *

Субъект РФ 2006 2007
Ленинградская обл. 42,7 43,4
Саратовская обл. 38,9 34,4
Курская обл. 22,8 26,0
Тверская обл. 27,8 29,9
Смоленская обл. 17,8 17,9
Воронежская обл. 13,0 13,8
Красноярский край 14,6 16,2
Республика Хакассия 15,5 6,9
Костромская обл. 14,5 15,3

                                                             * По данным Росгосстата

 

Вновь созданные генерирующие компании, наделенные самыми разными по возрасту и типу генерирующими мощностями постепенно включаются в конкуренцию на рынке энергии мощности. Показатели первых двух лет работы новых генерирующих компаний, наверное, можно признать пока нерепрезентативными. Однако в них уже можно увидеть некоторые особенности, что и демонстрируют данные таблицы 24.

 

Таблица 24.

Величина показателя КИУМ по генерирующим компаниям России в 2006 и 2007 гг. *

Генерирующие компании КИУМ - 2006 КИУМ - 2007
Всего по РАО ЕЭС 4587 4630
ТГК -1 (Санкт-Петербург) 3866 4177
ТГК - 2 (Ярославль) 4603 3993
ТГК - 3 (Москва) 6113 5956
ТГК - 4 (Тамбов) 3932 3827
ТГК - 5 (Чебоксары) 4223 4467
ТГК - 6 (Нижний Новгород) 4215 3981
ТГК - 7 (Самара) 3958 3677
ТГК - 8 (Астрахань) 4483 4460
ТГК - 9 (Пермь) 4870 4962
ТГК -10 (Челябинск) 6370 6368
ТГК - 11 (Новосибирск) 4130 3996
ТГК -12 (Кемерово) 5509** 5293
ТГК -13 (Красноярск) 4222 4495
ТГК -14 (Чита) 4304 3734
ОГК -1 (Тюмень) 4957 5254
ОГК -2 (Солнечнодольск) 5530 5523
ОГК -3 (Улан-Удэ) 3603 3779
ОГК-4 (Сургут) 5913 6285
ОГК -5 (Екатеринбург) 4664 4426
ОГК 6 (Ростов-на-Дону) 3635 3763
Русгидро (Красноярск) 2877 2960
Росатомэнерго (Москва) 6654 6810

* Расчеты автора по данным Росгосстата РФ,

                                        ** - в 2006 г. - ОАО »Кузбассэнерго».

 

По итогам работы за два первые года все генерирующие компании разделились на две группы. В первой - нагрузка на оборудование растет, во второй - падает. Наиболее высока на­грузка генерирующего оборудования в следующих компаниях: Росатомэнерго, ТГК-3, ТГК-10 и ОГК-4. У всех остальных компаний нагрузка невелика и не превышает 5500 часов. Причиной этому могут быть два фактора: состояние оборудования и отсутствие спроса со стороны потре­бителей.

Величины нагрузки, превышающие 6000 часов в год, свидетельствуют о уже сложившем­ся Кризисе в части энергоснабжения вышеназванных субъектов РФ. Именно Московская и Челябинская энергосистемы - самое слабое звено в электроэнергетике страны по степени обеспеченности мощностью генерации.

Известно, что по стране в целом на конец отчетного года разрыв между мощностью гене­рации установленной (паспортной) и располагаемой составил в 2006 г 13.4 млн. кВт и в 2007 г. 12 млн. кВт. Это соответствует более чем 6% от установленной мощности всей генерации страны и, скорее всего, связано с техническим состоянием оборудования.

Поэтому можно с определенной долей осторожности утверждать, что топливная генерация в стране стагнирует и медленно, но верно разваливается. Проблема в том, что у нас в стра­не широко развито централизованное теплоснабжение и если без электроэнергии плохо, но можно какое-то время продержаться, то как быть с теплом и с теплотрассами?

Мировой кризис, который начал бушевать во многих странах мира и у нас в России, дает нам временную передышку на два-три, а может и более лет и позволяет получить некоторую отсрочку по росту потребления энергии. Если воспользоваться этим временем, успеть энергич­но заменить хотя бы часть устаревшего оборудования и одновременно нарастить мощности Но­вой генерации в критических субъектах страны, положение начнет выправляться.

На пути решения этой проблемы встают сложившиеся в стране барьеры. Это - помимо финансового кризиса, дефицит мощностей машиностроения, дефицит квалифицированных кадров машиностроителей и строителей электростанций, возможности проектных институтов вести проектирование и сопровождение строек, нехватка мощностей по производству цемента и других строительных материалов и некоторые другие. .

Генерирующие компании собрали на своих счетах достаточные стартовые суммы для начала работ (смотри таблицу 1). Теперь дело за качественным управлением этими финансовыми средствами и контролем за тем, чтобы они не ушли мимо электроэнергетики в другие сферы бизнеса.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 267.