В стране завершился первый этап приватизации электроэнергетики, которая находилась в управлении у РАО ЕЭС. Вся генерация страны разделилась на три части. В первую попали топливные электростанции, бывшие в управлении у РАО ЕЭС. Именно они практически все приватизированы и организованы в два новых вида бизнес-структур в ТГК и ОГК. Вторая часть - атомная генерация в виде «Росатомэнерго», которую преобразовали в АО открытого типа, но 100% ее акций оставлено пока руках государства и, наконец, основная часть гидравлической генерации организовано в госструктуру «Росгидро». Помимо этого возник и стал быстро развиваться сектор генерации в собственности различных, в основном промышленных бизнесов.
В приватизации генерации участвовали различные финансовые структуры. Высокая степень недооцененности генерации в России сделали ее крайне привлекательной для приобретения. В результате сегодня в ней собрались несколько типов собственников, которых условно можно свести в несколько групп по интересам. В первую группу можно отнести инвесторов, которые пришли в генерацию как профессионалы-энергетики с целью развивать этот бизнес. К этому типу с определенными допущениями можно отнести компанию КЭС. Вторая группа инвесторов покупала генерацию для обеспечения электроэнергией и теплом собственного бизнеса. Это, например, РАО «Норникель». Вызывает вопросы покупка РАО РЖД ТГК-14 (Чита), которая конечно не сможет решить проблемы электроснабжения тяги по всей страны. РАО «Газпром» и СУЭК как основные поставщики энергетического топлива были крайне заинтересованы увеличить добавленную стоимость своей продукции и, в этом смысле, их покупки генерации ясны и понятны.
Самостоятельную группу составляют западноевропейские инвесторы - Еnеl. Для них вхождение на российский рынок генерации - выгодный бизнес и политическое решение.
Можно также выделить группу тех компаний, которые купили генерацию для последующей ее перепродажи. Таким образом, вырисовывается несколько стратегий последующего развития событий в этом бизнесе. Одна из самых интересных стратегий заключается в том, что часть промышленных компаний начали активно вкладываться в собственную генерацию. Тем самым, они уходят от зависимости от будущих тарифов на энергию, которые, несмотря на многочисленные заверения авторов реформы, продолжают уверенно расти из года в год и лишают нашу экономику ранее присущего ей конкурентного преимущества.
Одновременно прошла приватизация электросетей, и сформировались компании по управлению низовыми распределительными сетями и государственная компания по управлению системообразующими линиями высшего напряжения. Начал работать оптовый рынок энергии и мощности, системный оператор рынка и все остальные структуры. Новая форма организации управления и развития электроэнергетикой страны вступила в стадию сдачи первого зимнего и самого сложного для нее экзамена на профпригодность. Ближайшее будущее покажет, насколько новые собственники способны самостоятельно и ответственно поддерживать в работоспособном состоянии и развивать отрасль жизнеобеспечения населения страны.
Один из самых острых вопросов, который встает перед новыми владельцами, - принятые ими на себя обременения по поводу развития материально-технической базы электроэнергетики. В соответствии с этим все новые владельцы приняли на себя серьезные обязательства в оговоренные сроки ввести в строй новые генерирующие мощности и сети и заменить часть устаревшего оборудования на новое. В основе инвестиционных и объемных расчетов по этому обременению лежали прогнозные уровни возможного потребления электроэнергии и тепла, подготовленные аппаратом РАО ЕЭС к моменту начала приватизации. Конечно, тогда еще никто не замечал надвигающийся мировой финансовый кризис и связанные с ним последствия в виде спада экономики.
Как были выполнены прогностические расчеты будущих уровней потребления энергии? В их основу были положены скорректированные предложения всех субъектов РФ, которые собрались аппаратами Федеральных округов. Субъекты РФ в отсутствии принятых государством и самим бизнесом прогнозов развития экономики на длительную перспективу сами определяли по только им известным принципам, какие объемы электроэнергии они смогут использовать на своей территории к 2025 г. Главная задача, которая стояла перед этим «прогнозом» поднять инвестиционную привлекательность электроэнергетики страны, ее цену в глазах будущих покупателей. И этот бизнес-ход в основном себя оправдал. Данные о величине инвестиционных программ и результатах проведенных в 2007-2008 гг. допэмиссий акций генерирующих компаний приведены в таблице 20.
Таблица 20.
Обеспеченность энергетических компаний средствами для выполнения инвестиционных программ на 1.01.2009 г.
Энергокомпания | Стратегический инвестор | Величина инвестпрограммы, млрд. руб. | Допэмиссия, млрд. руб. | Доля стратегического инвестора, % |
ТГК-1 | Газпром | >140 | 32,00 | 53,47 |
ТГК-2 | Группа «Синтез» | >30 | 9,00 | 44,80 |
ТГК-3 | Газпром | 141,00 | 60,70 | 53,47 |
ТГК-4 | ОНЭКСИМ | 46,00 | 15,80 | 48,50 |
ТГК-5 | КЭС* | 22,60 | 11,60 | 49,60 |
ТГК-6 | КЭС | 22,60 | 14,50 | <30 |
ТГК-7 | КЭС | 26,00 | 10,90 | <30 |
ТГК-8 | ЛУКОЙЛ | 49,00 | 24,00 | 95,40 |
ТГК-9 | КЭС | 62,60 | 17,03 | 75,00 |
ТГК-10 | FORTUМ | 86,5** | 46,8 | 92,90 |
ТГК-11 | Группа Е 4 | 11,00 | Не состоялась | 28,50 |
ТГК-12 | СУЭК | 11,00 | 9,00 | 49,70 |
ТГК-13 | СУЭК | 11,60 | 6,3 | >35 |
ТГК-14 | РЖД и группа ЕСН | 4,00 | 4,30 | >32,2 |
ОГК–1 | Собственность государства | 130,00 | 48,00 | 66,00 |
ОГК–2 | Газпром | 140,00 | 24,00 | 54,00 |
ОГК–3 | Норникель | >80 | 83,00 | 60,00 |
ОГК-4 | EON | 76,00 | 46,50 | 76,00 |
ОГК - 5 | Еnеl | 75,00 | 12,00 | 55,78 |
ОГК - 6 | Газпром | 57,1 | 20,90 | 42,90 |
Русгидро | Собственность государства | 600,00 | 8,00 | 60,00 |
ФСК ЕЭС | Собственность государства | 1020,00 | 84,00 | 0,78 |
* Инвестпрограммы ряда энергокомпаннй, контролируемых КЭС, официально не переутверждены
** Объявленный объем инвеcтпрограммы составляет 2,5 млрд. евро.
Как известно, программу приватизации электроэнергетики весьма остроумно с точки зрения маркетинга назвали «вторым планом ГОЭЛРО». Однако нельзя забывать того, что первый план ГОЭЛРО строился совсем на другой методологической и методической базе и под совсем другие экономические и социальные задачи. В его основе лежал научно обоснованный план перспективного развития экономики страны в целом и по экономическим районам, который государство собиралось выполнять само. Для своего времени это был инновационный план подъема экономики отсталой страны, к тому же разоренной первой мировой и гражданской войнами. Он строился на основах всеобщей электрификации как способа быстрого подъема технического и экономического уровня. Сегодня этой задачи у государства и у частного бизнеса нет, а есть только рынок, который «сам все решит и определит». Поэтому к тем уровням перспективного развития электроэнергетики, которые были положены в основу принятых обременений, надо относиться с определенной долей осторожности.
При прочтении прогнозных данных можно понять, что большинство субъектов РФ заложили в них инерционный сценарий развития сырьевой экономики. Они либо не поверили в возможность перестройки экономики России в сторону инноватики, что должно потребовать меньшего относительного расхода энергии на единицу ВВП, либо просто не смогли этого учесть. И уж конечно в это время никто в стране не сумел спрогнозировать надвигающийся мировой кризис, который изменит все прогнозные параметры развития ее экономики.
Как развивалась электроэнергетика страны в период после 2000 г., когда в стране наблюдался определенный экономический подъем, показано в таблице 21.
Таблица 21.
Производство и потребление электроэнергии по экономическим районам России в 1990-2007 гг. (млрд. кВтч)*
Экономические районы | 1990 | 2000 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 |
Северный | |||||||
производство | 48,8 | 41,6 | 41,0 | 40,6 | 43,7 | 45,5 | 47,1 |
потребление | 58,0 | 47,7 | 48,2 | 48,8 | 51,0 | 52,1 | 53,2 |
Северо - Западный | |||||||
производство | 52,8 | 42,6 | 48,9 | 49,3 | 51,3 | 54,1 | 56,5 |
потребление | 46,7 | 37,9 | 43,2 | 42,6 | 47,6 | 50,1 | 46,2 |
Центральный | |||||||
производство | 203,2 | 154,9 | 156,6 | 205,9 | 166,1 | 177,9 | 180,4 |
потребление | 159,6 | 127,2 | 135,3 | 141,7 | 148,6 | 153,7 | 156,2 |
Центрально - Черноземный | |||||||
производство | 43,4 | 40,9 | 40,4 | 44,2 | 43,7 | 46,8 | 47,8 |
потребление | 52,5 | 42,6 | 42,3 | 43,0 | 42,6 | 47,0 | 46,7 |
Волга - Вятский | |||||||
производство | 28,1 | 20,4 | 19,9 | 19,6 | 21,8 | 22,5 | 22,7 |
потребление | 51,8 | 38,3 | 38,3 | 37,9 | 38,7 | 40,4 | 40,6 |
Поволжский | |||||||
производство | 124,6 | 107,0 | 109,5 | 112,3 | 117,0 | 115,1 | 119,0 |
потребление | 118,6 | 88,8 | 89,1 | 90,6 | 86,7 | 94,8 | 98,7 |
Северокавказский | |||||||
производство | 58,8 | 40,4 | 47,6 | 48,6 | 48,6 | 50,2 | 50,5 |
потребление | 63,2 | 45,9 | 47,7 | 48,9 | 50,3 | 55,9 | 57,2 |
Уральский | |||||||
производство | 185,9 | 132,5 | 131,8 | 110,2 | 142,9 | 151,6 | 155,8 |
потребление | 187,4 | 140,9 | 145,4 | 149,0 | 151,8 | 157,6 | 169,5 |
Западносибирский | |||||||
производство | 138,8 | 118,8 | 121,0 | 125,9 | 129,2 | 1140,5 | 145,1 |
потребление | 152,2 | 124,8 | 128,5 | 133,4 | 148,9 | 161,1 | 165,2 |
Восточносибирский | |||||||
производство | 150,3 | 139,8 | 135,8 | 138,8 | 144,1 | 150,6 | 149,6 |
потребление | 134,3 | 121,0 | 121,7 | 123,5 | 127,3 | 127,6 | 131,0 |
Дальневосточный | |||||||
производство | 46,5 | 38,8 | 38,6 | 38,9 | 40,6 | 41,1 | 40,7 |
потребление | 47,5 | 41,5 | 38,2 | 38,8 | 39,8 | 40,1 | 39,6 |
Всего по России | |||||||
производство | 1082,2 | 877,8 | 891,1 | 916,3 | 953,1 | 995,8 | 1015,2 |
потребление | 1073,8 | 863,7 | 878,2 | 902,9 | 940,7 | 979,9 | 1002,5 |
* Расчеты выполнены на основе данных Росгосстата РФ.
Шесть экономических районов и страна в целом до сих пор не восстановили уровень потребления электроэнергии, достигнутый ими к 1990 г. Потребление электроэнергии в стране сместилось в сторону районов, добывающих сырье. Примерно в два раза сократился экспорт электроэнергии. В целом по стране начиная с 2000 по 2007 гг. среднегодовой рост производства электроэнергии составил примерно 1,7%. Это не соответствует темпам роста, которые были заложены в приватизационную программу реформирования РАО ЕЭС примерно на 1 пункт. Мощность электростанций, производство электроэнергии и КИУМ за 1995-2006 гг. приведены в таблице 22.
Таблица 22.
Мощность электростанций, производство электроэнергии и КИУМ (в часах за год) за 1995-2006 гг. *
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ | 1995 | 2000 | 2001 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Все электростанции | |||||||
мощность, млн. кВт | 215,0 | 212,8 | 214,8 | 216,0 | 216,6 | 219,2 | 221,4 |
пр-во электроэнергии, млрд.кВтч | 860 | 878 | 891 | 916 | 932 | 956 | 996 |
КИУМ (часов в год) | 4000 | 4130 | 4150 | 4240 | 4300 | 4361 | 4499 |
в том числе: | |||||||
Топливные | |||||||
мощность, млн. кВт | 149,7 | 146,8 | 147,4 | 148,0 | 148,3 | 149,5 | 151,5 |
пр-во электроэнергии, млрд. кВтч | 583 | 582 | 578 | 608 | 609 | 629 | 664 |
КИУМ (часов в год) | 3890 | 3960 | 3920 | 4110 | 4110 | 4236 | 4383 |
Гидравлические | |||||||
мощность, млн. кВт | 44 | 44,3 | 44,7 | 45,2 | 45,5 | 45,9 | 46,1 |
пр-во электроэнергии, млрд. кВтч | 177 | 1165 | 176 | 158 | 178 | 175 | 175 |
КИУМ (часов в год) | 4020 | 3720 | 3940 | 3500 | 3910 | 3813 | 3796 |
Атомные | |||||||
мощность, млн. кВт | 21,3 | 21,7 | 22,7 | 22,7 | 22,7 | 23,7 | 23,7 |
пр-во электроэнергии, млрд. кВтч | 99,5 | 131 | 137 | 150 | 145 | 149 | 156 |
КИУМ (часов в год) | 4670 | 6040 | 6040 | 6610 | 6390 | 6287 | 6583 |
* По данным Росгосстата за 2007 г.
За прошедшие годы, как известно, наблюдался незначительный рост генерирующих мощностей, и основные инвестиции шли на поддержание в работоспособном состоянии уже устаревшего установленного оборудования. Заметно вырос КИУМ АЭС и несколько сократился на ГЭС. Интересно, что еще недавно в условиях общего обвала потребления электроэнергии в стране РАО ЕЭС не выпускало электроэнергию от АЭС в сеть. Это приводило к недогрузке АЭС, но зато более полно загружало стареющее и менее эффективное по расходу топлива генерирующее оборудование РАО ЕЭС.
Ситуация стала меняться начиная с 1999 г. Если из общих данных по всем АЭС страны вычесть данные двух станций - Билибинской и Белоярской, то получим, что остальные станции имели КИУМ больше 7000 часов, т.е. на уровне самых высоких в мире стандартов. Таким образом, они работают не хуже самых лучших АЭС в мире. Другой вопрос - возраст установленного на них оборудования и его прогрессирующее старение. «Росатомэнерго» уже имеет и получает все новые заказы на строительство АЭС за рубежом. Между тем мощности российского машиностроение не восстанавливаются, и они недостаточны для развития атомной электроэнергетики самой страны.
Россия, как известно, активно и уже не один год поставляет урановое топливо в США и ряд зарубежных стран и конечно на свои АЭС. Известно также, что баланс добычи урана и использования уранового топлива в стране отрицательный и это уже не один год. Все это создаст понятную неуверенность в будущем развитии атомной электроэнергетики страны, без которой нам не решить проблемы электроснабжения на ближайшие десять-двадцать лет.
Современная ситуация в стране такова, что основные функции по удовлетворению нарастающего спроса на электроэнергию и покрытие региональных дефицитов в ней легли на АЭС. Поэтому заметно изменились масштабы и направления потоков питательной, базисной электроэнергии. Ведущие позиции заняли те субъекты РФ, на территории которых есть АЭС. Кроме них частично свои позиции сохраняют субъекты, имеющие на своей территории особо крупные ГЭС и КЭС. Перечень субъектов РФ - важнейших поставщиков электроэнергии и их места в стране показано в таблице 23.
Избытки мощности генерации сложились в Ленинградской области еще в восьмидесятые годы прошлого столетия. Сверхконцентрация генерирующих мощностей на территории этого субъекта приводит к необходимости размещать часть производимой здесь электроэнергии на других рынках вплоть до Нижегородской и Кировской областей Волго-Вятского района, на встречу потокам природного газа и кузнецкого угля.
Таблица 23.
Крупнейшие поставки электроэнергии в 2006 и 2007 гг. за пределы субъектов РФ (в млрд. кВтч) *
Субъект РФ | 2006 | 2007 |
Ленинградская обл. | 42,7 | 43,4 |
Саратовская обл. | 38,9 | 34,4 |
Курская обл. | 22,8 | 26,0 |
Тверская обл. | 27,8 | 29,9 |
Смоленская обл. | 17,8 | 17,9 |
Воронежская обл. | 13,0 | 13,8 |
Красноярский край | 14,6 | 16,2 |
Республика Хакассия | 15,5 | 6,9 |
Костромская обл. | 14,5 | 15,3 |
* По данным Росгосстата
Вновь созданные генерирующие компании, наделенные самыми разными по возрасту и типу генерирующими мощностями постепенно включаются в конкуренцию на рынке энергии мощности. Показатели первых двух лет работы новых генерирующих компаний, наверное, можно признать пока нерепрезентативными. Однако в них уже можно увидеть некоторые особенности, что и демонстрируют данные таблицы 24.
Таблица 24.
Величина показателя КИУМ по генерирующим компаниям России в 2006 и 2007 гг. *
Генерирующие компании | КИУМ - 2006 | КИУМ - 2007 |
Всего по РАО ЕЭС | 4587 | 4630 |
ТГК -1 (Санкт-Петербург) | 3866 | 4177 |
ТГК - 2 (Ярославль) | 4603 | 3993 |
ТГК - 3 (Москва) | 6113 | 5956 |
ТГК - 4 (Тамбов) | 3932 | 3827 |
ТГК - 5 (Чебоксары) | 4223 | 4467 |
ТГК - 6 (Нижний Новгород) | 4215 | 3981 |
ТГК - 7 (Самара) | 3958 | 3677 |
ТГК - 8 (Астрахань) | 4483 | 4460 |
ТГК - 9 (Пермь) | 4870 | 4962 |
ТГК -10 (Челябинск) | 6370 | 6368 |
ТГК - 11 (Новосибирск) | 4130 | 3996 |
ТГК -12 (Кемерово) | 5509** | 5293 |
ТГК -13 (Красноярск) | 4222 | 4495 |
ТГК -14 (Чита) | 4304 | 3734 |
ОГК -1 (Тюмень) | 4957 | 5254 |
ОГК -2 (Солнечнодольск) | 5530 | 5523 |
ОГК -3 (Улан-Удэ) | 3603 | 3779 |
ОГК-4 (Сургут) | 5913 | 6285 |
ОГК -5 (Екатеринбург) | 4664 | 4426 |
ОГК 6 (Ростов-на-Дону) | 3635 | 3763 |
Русгидро (Красноярск) | 2877 | 2960 |
Росатомэнерго (Москва) | 6654 | 6810 |
* Расчеты автора по данным Росгосстата РФ,
** - в 2006 г. - ОАО »Кузбассэнерго».
По итогам работы за два первые года все генерирующие компании разделились на две группы. В первой - нагрузка на оборудование растет, во второй - падает. Наиболее высока нагрузка генерирующего оборудования в следующих компаниях: Росатомэнерго, ТГК-3, ТГК-10 и ОГК-4. У всех остальных компаний нагрузка невелика и не превышает 5500 часов. Причиной этому могут быть два фактора: состояние оборудования и отсутствие спроса со стороны потребителей.
Величины нагрузки, превышающие 6000 часов в год, свидетельствуют о уже сложившемся Кризисе в части энергоснабжения вышеназванных субъектов РФ. Именно Московская и Челябинская энергосистемы - самое слабое звено в электроэнергетике страны по степени обеспеченности мощностью генерации.
Известно, что по стране в целом на конец отчетного года разрыв между мощностью генерации установленной (паспортной) и располагаемой составил в 2006 г 13.4 млн. кВт и в 2007 г. 12 млн. кВт. Это соответствует более чем 6% от установленной мощности всей генерации страны и, скорее всего, связано с техническим состоянием оборудования.
Поэтому можно с определенной долей осторожности утверждать, что топливная генерация в стране стагнирует и медленно, но верно разваливается. Проблема в том, что у нас в стране широко развито централизованное теплоснабжение и если без электроэнергии плохо, но можно какое-то время продержаться, то как быть с теплом и с теплотрассами?
Мировой кризис, который начал бушевать во многих странах мира и у нас в России, дает нам временную передышку на два-три, а может и более лет и позволяет получить некоторую отсрочку по росту потребления энергии. Если воспользоваться этим временем, успеть энергично заменить хотя бы часть устаревшего оборудования и одновременно нарастить мощности Новой генерации в критических субъектах страны, положение начнет выправляться.
На пути решения этой проблемы встают сложившиеся в стране барьеры. Это - помимо финансового кризиса, дефицит мощностей машиностроения, дефицит квалифицированных кадров машиностроителей и строителей электростанций, возможности проектных институтов вести проектирование и сопровождение строек, нехватка мощностей по производству цемента и других строительных материалов и некоторые другие. .
Генерирующие компании собрали на своих счетах достаточные стартовые суммы для начала работ (смотри таблицу 1). Теперь дело за качественным управлением этими финансовыми средствами и контролем за тем, чтобы они не ушли мимо электроэнергетики в другие сферы бизнеса.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 267.