ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЕЛИОЭНЕРГЕТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Человечество ищет ответы на глобальные вопросы:

Ø Что делать в связи с изменением климата и глобальным потеплением?

Ø Где найти энергоресурсы, которые распределены крайне неравномерно и истощаются?

Ø Как сохранить стабильность в мире и обеспечить устойчивое развитие при наличии рисков, связанных с изменением климата и недостатком энергоресурсов?

Ø Как обеспечить энергетическую безопасность каждой страны и глобальную безопасность?

Ответы на эти глобальные вызовы могут быть получены в результате реализации новой энергетической стратегии. Основные направления будущего развития энергетики:

переход от энергетики, основанной на ископаемом топливе, к бестопливной энергетике с использованием возобновляемых источников энергии;

переход на распределенное производство энергии, совмещенное с локальными потребителями энергии;

создание глобальной солнечной энергетической системы;

замена нефтепродуктов и природного газа на жидкое и газообразное биотопливо, а ископаемого твердого топлива - на использование энергетических плантаций биомассы;

замена автомобильных двигателей внутреннего сгорания на бесконтактный высокочастотный резонансный электрический транспорт;

замена воздушных линий электропередач на подземные и подводные кабельные линии. По всем указанным направлениям во Всероссийском институте электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ РАСХН) проведены исследования, разработаны технологии и экспериментальные образцы, защищенные российскими патентами.

Новой тенденцией развития российской и мировой энергетики является увеличение доли децентрализованного производства электрической и тепловой энергии экологически чистыми электростанциями. Число крупных экологически опасных электростанций будет сокращаться. Эта тенденция объясняется, с одной стороны, изменением климата и необходимостью выполнения Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов, с другой стороны, децентрализация поставок топлива и энергии увеличивает энергетическую безопасность регионов и страны в целом. Кроме того, распределенное и бестопливное производство энергии с использованием местных энергоресурсов снижает затраты и риски стран-импортеров нефти, увеличивает экспортный потенциал стран-экспортеров топливно-энергетических ресурсов.

Либерализация рынка электроэнергии приведет к подключению к энергосистеме миллионов малых независимых производителей энергии. Управление потоками энергии при наличии миллионов производителей и потребителей возможно только с помощью инфокоммуникационых технологий и средств электронной коммерции. Нанотехнологии позволяют значительно увеличить эффективность использования бестопливной энергетики. Поэтому проблемы развития информационных технологий, нанотехнологий и технологий бестопливной энергетики тесно связаны и прогресс в каждой из этих двух областей техники будет способствовать развитию другой.

Солнечная энергетика - это самая быстрорастущая отрасль энергетики в мире с темпами роста 53% в год и объемом производства в 2008 г. 6,1 ГВт на 43 миллиардов долларов (табл. 10).

Солнечные электростанции (СЭС) с концентраторами в Калифорнии мощностью 354 МВт работают с 1980 г. и замещают ежегодно 2 миллиона баррелей нефти (1 баррель­ - 159 л).

Роль солнечной энергии в энергетике будущего определяется возможностями промышленного использования новых физических принципов, технологий, материалов и конструкций солнечных элементов, модулей и электростанций, разработанных в ВИЭСХ.

Для того, чтобы конкурировать с топливной энергетикой, солнечной энергетике необходимо выйти на следующие критерии:

1. КПД солнечных электростанций 25%;

2. срок службы солнечной электростанции должен составлять 50 лет;

3. стоимость установленного киловатта пиковой мощности солнечной электростанции не должна превышать 1000 долл. США;

4. объем производства солнечных электростанций 100 ГВт В год;

5. производство полупроводникового материала для СЭС должна превышать один млн. тонн в год при цене не более 25 долл. США/кг;

6. годовое числа часов использования мощности солнечной энергосистемы

 должно быть равно 8760 часов. Это означает, что солнечная энергетическая система должна генерировать электроэнергию 24 часа в сутки 12 месяцев в году;

     7. материалы и технологии производства солнечных элементов и модулей

должны быть экологически чистыми и безопасными.

Рассмотрим, в какой степени цели и направления развития мировой солнечной

энерге­тики отвечают вышеуказанным критериям.

 


Таблица 10.

Мировой солнечный энергетический рынок                                  

  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объём производства, ГВт 1,7 2,б 4,0 6,1 10,2 15,1 20.5
Рост производства, % 44 58 53 54 69 48 36
Средняя цена модулей долл./Вт 3,7 4,3 4,1 3,8 3,7 3,5 3,3
Средняя цена установленной мощности, долл./Вт 7,1 7,8 7,5 7,0 6,6 6,2 5,9
Годовой объем продаж, Млрд.долл. 12 20 30 43 67 94 121
Прибыль до уплаты налогов, Млрд.долл. 3 7 11 16 26 38 50
Рост прибыли, % 111 133 56 50 65 47 31

Источник: Рhоton Consulting (www.photon-consultins.com)

 

Повышение эффективности преобразования солнечной энергии­. Максимальный достигнутый в лаборатории КПД солнечных элементов (СЭ) на основе каскадных гетероструктур составляет 42%, для СЭ из кремния 24%. Практически все заводы в России и за рубежам выпускают солнечные элементы с КПД 7-14%. В ВИЭСХ созданы новые конструкции и технологии производства солнечных элементов из кремния, позволяющие производить СЭ с КПД да 25% при работе с концентраторами солнечного излучения.

В России и за рубежам разрабатывается новое поколение СЭ с предельным КПД до 93%, использующее новые физические принципы, материалы и структуры. Основные усилия направлены на более полное использование всего спектра солнечного излучения и полной энергии фотонов по принципу: каждый фотон должен поглощаться в варизонном или каскадном полупроводнике с запрещенной зоной, ширина которой соответствует энергии этого фотона. Это позволит на 47% снизить потери в СЭ. Для этого разрабатываются:

каскадные СЭ из полупроводников с различной шириной запрещенной зоны;

солнечные элементы с переменной шириной запрещенной зоны;

солнечные элементы с примесными энергетическими уровнями в запрещенной зоне.

Другие подходы к повышению КПД СЭ связаны с использованием концентрированного солнечного излучения, созданием полимерных СЭ, а также наноструктур на основе кремния и фуллеренов.

Новое направление в технологии наносистем, использующее гетерогенные оптические материалы с металлическими наночастицами, имеющими плазмонные резонансы, получило название «наноплазмоника». Наноплазмоника находит практическое применение для повышения эффективности солнечных элементов, изготовления нанолинз, обработки нанообъектов, высокочувствительных биосенсоров.

В ВИЭСХ разрабатываются новые конструкции нанокристаллических солнечных элементов, в фоточувствительный слой которых дополнительно внедрены металлические наночастицы размером 10-30 нм при концентрации указанных наночастиц в указанном слое (1-10)* 10-2 объемных долей.

Металлические наночастицы выбраны так, что частота их плазменного резонанса находится вблизи максимума спектра поглощения нанокристаллов, и диэлектрическая проницаемость среды фоточувствительного слоя наносолнечного элемента на частоте солнечного излучения существенно возрастает, что в свою очередь приводит к существенному возрастанию эффективности генерации электронно-дырочных пар. На конструкцию нанокристаллического солнечного элемента и способ его изготовления ВИЭСХ получен патент РФ.

Новые технологии и материалы позволят в ближайшие пять лет увеличить КПД СЭ на основе каскадных гетероструктур в лаборатории до 45%, в производстве до 26 - 30%, КПД СЭ из кремния в лаборатории до 30%, в промышленности до 25%.

                                               

Увеличение срока службы СЭС до 50 лет. Для увеличения срока службы модулей необходимо исключить из конструкции модуля полимерные материалы этиленвинилацетат и тедлар, которые ограничивают срок службы модулей до 20-25 лет. В новой конструкции солнечного модуля, разработанной в ВИЭСХ СЭ помещены в стеклопакет их двух листов стекла, соединенных по торцам пайкой или сваркой. Технология герметизации торцев гарантирует герметичность модуля в течение 50 лет. Для снижения температуры СЭ и оптических потерь внутренняя полость модуля заполнена кремнийорганической жидкостью.

 

Снижение стоимости СЭС. Основные пути снижения стоимости СЭС: повышение КПД до 25%, увеличение мощности технологических линий до 1 ГВт в год, снижение расхода кремния и его стоимости, создание солнечных ТЭЦ с концентраторами. Наиболее быстрый путь снижения стоимости и достижения гигаваттного уровня производства СЭС заключается в использовании концентраторов солнечного излучения.

Стоимость1 м2 площади стеклянного зеркального концентратора в 10 раз меньше стоимости 1 м2 площади солнечного модуля. В ВИЭСХ разработаны стационарные концентраторы с коэффициентом концентрации 3,5-10 с угловой апертурой 120-1800, позволяющие в пределах апертурного угла концентрировать прямую и рассеянную компоненту солнечной радиации. Использование солнечного поликремния низкой стоимости и стационарных концентраторов позволяет организовать производство СЭС стоимостью 1000 долл. США/кВт.

Комбинированные солнечные электростанции могут обеспечить производственные

 и жи­лые объекты электрической энергией, горячей водой и теплом. При этом коэффициент использования энергии Солнца составляет 75% при электрическом КПД до 25%. Использование стационарных концентраторов позволяет увеличить температуру теплоносителя до 900 и снизить стоимость СЭС до 1000 долл. США/кВт. На основе концентраторных модулей в ВИЭСХ ведут­ся проработки соединенных с энергосистемой солнечных микро-ТЭЦ для многоквартирных и односемейных домов и промышленных зданий, а также центральные стационарные солнечные электростанции для городов, поселков, сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Микро-ТЭЦ для автономного энергоснабжения имеет резервный дизельный электрогенератор с утилизацией теплоты от системы охлаждения и выхлопных газов.

 

Производство солнечного кремния. В структуре цены солнечного элемента стоимость кремния и других материалов составляет 76% (табл.11).

Методы снижения расхода кремния включают увеличение объема и размеров выращивае­мых кристаллических слитков кремния и снижение толщины солнечных элементов. В 2010 г. Масса слитка кремния, получаемого методом направленной кристаллизации, достигнет 1000 кг, а объем 0,4 м3. Толщина СЭ снизится с 400 мкм в 2000 г. До 200 мкм в 2008 г., до 100 мкм в 2010 и до 2-20 мкм в 2015 г.

 

                                          


Таблица 11.

Структура цены солнечного элемента, %

 

Кремний 60%
Другие материалы 16%
Зарплата 7%
Инвестиции 17%
Всего 100%

 

При современном объеме производства СЭС 6,1 ГВт/год солнечные модули из кремния составляют более 85% объема производства. По нашим прогнозам солнечный кремний и в дальнейшем будет доминировать в фотоэлектрической промышленности, исходя из принципа: структура потребления ресурсов в долговременной перспективе стремится к структуре их имеющихся запасов на Земле. Земная кора состоит на 29,5% из кремния, который занимает второе место по запасам после кислорода.

При объеме производства 100 ГВт в год и расходе солнечного кремния 10000 т/ГВт мировое потребление кремния составит 1 млн. тонн в год. Кроме бесхлорной химической техно­логии получения кремния разрабатываются электрофизические методы восстановления солнеч­ного кремния из особо чистых кварцитов с помощью плазматронов. Развиваются новые техноло­гии получения кремния в виде тонких листов, лент, пленок с «лазерным» раскроем и автоматизацией процесса изготовления СЭ.

 

Глобальная солнечная энергетическая система. Число часов использования установленной мощности в год составляет для тепловых электростанций в среднем 5200 ч, для ГЭС 1000 - 4800 ч, для ВЭС 2000 - 3000 ч., для 1000-2500 ч.

Стационарная солнечная электростанция с КПД 25% пиковой мощностью 1 кВт вырабатывает за год в центральной России и в Германии 2500 кВтч, в пустыне Сахара до 4300 кВтч. При слежении за Солнцем производство электроэнергии при тех же условиях возрастает в России до 3500 кВтч/кВт, в Сахаре до 6000 кВтч/кВт. Зависимость вырабатываемой энергии СЭС от времени суток и погодных условий является ахиллесовой пятой СЭС в конкуренции с электростанциями на ископаемом топливе. Поэтому до настоящего времени в крупномасштабных проектах и прогнозах развития солнечной энергетики предусматривалось аккумулирование солнечной энергии путем электролиза воды и накопления водорода.

В ВИЭСХ проведено компьютерное моделирование параметров глобальной солнечной энергетической системы, состоящей из трех СЭС, установленных в Австралии, Африке и Латинской Америке, соединенных линией электропередач с малыми потерями. При моделировании использовались данные по солнечной радиации за весь период наблюдений. КПД СЭС принимался равным 25% электрическая мощность каждой СЭС 2,5 ГВт и размеры 190х 190 км2. Глобальная солнечная энергетическая система генерирует электрическую энергию круглосуточно и равномерно в течение года в объеме, превышающем современное мировое потребление электрической энергии. Это позволит перевести все угольные, газовые и атомные станции разряд резервных электростанций.

Базовые солнечные электростанции блочно-модульного типа будут ежегодно увеличивать свою мощность на 100- 300 ГВт. Начало функционирования глобальной солнечной прогнозируется в 2050 г., выход на полную мощность в 2090 г. В результате реализации проекта доля солнечной энергетики в мировом потреблении электроэнергии составит 75-90%, а выбросы парниковых газов от тепловых электростанций и автомобильного транспорта будут снижены в 10 раз.

 

Обеспечение экоологических характеристик производства энергии. Человечеству не грозит энергетический кризис, связанный с истощением запасов нефти, газа, угля, если оно освоит технологии использования возобновляемой энергии. В этом случае будут также решены проблемы загрязнения среды обитания выбросами электростанций и транспорта, обеспечения качественными продуктами питания, получения образования, меди­цинской помощи, увеличения продолжительности и качества жизни. СЭС создают новые рабо­чие места, улучшают качество жизни и повышают энергетическую безопасность и независимость владельцев СЭС за счет бестопливного и распределенного производства энергии.

Разрабатываются технологические процессы производства компонентов СЭС, в которых экологически неприемлемые химические процессы травления и переработки заменяются на ва­куумные, плазмохимические, электронно-лучевые и лазерные процессы. Серьезное внимание уделяется утилизации отходов производства, а также переработки компонентов СЭС после окончания срока службы.При использовании СЭС органически сочетаются природные ландшафты и среда обитания с энергетическими установками. СЭС образуют пространственно-архитектурные композиции, которые являются солнечными фасадами или солнечными крышами зданий, ферм, торговых центров, складов, крытых автостоянок.В ВИЭСХ совместно с предприятиями Минпромэнерго РФ разрабатываются и другие крупномасштабные технологии возобновляемой энергетики: получение жидкого и газообразного топлива из биомассы методом быстрого пиролиза с выходом топлива более 50% от массы сырья, экологически чистые роторные ветровые электростанции без лопастей, комбинирован­ные солнечно-ветро-дизельные электростанции, транспортные средства, работающие на сол­нечной энергии и на водороде. В Связи с развитием объединенных энергосистем в Европе, Северной и Южной Америке и предложениями по созданию глобальной солнечной энергосистемы появились задачи по созда­нию устройств для передачи тераваттных трансконтинентальных потоков электрической энер­гии. В конкуренцию между системами передачи на переменном и постоянном токе может всту­пить третий метод: резонансный волноводный метод передачи электрической энергии на повы­шенной частоте, впервые предложенной Н.Тесла в 1897 г.

Н.Тесла рассматривал свою резонансную однопрoводниковую систему передачи электрической энергии как альтернативу системе передачи энергии на постоянном токе, предложенной Т.Эдисоном. Конкуренция между системами передачи электрической энергии на постоянном переменном токе продолжается до настоящего времени, однако всё это происходит в рамке классических двух-трёхпpоводных замкнутых линий электропередач. Однопроводниковые резонансные системы открывают возможности для создания сверхдальних кабельных линий электропередач и, в перспективе, замены существующих воздушных линий на кабельные однопроводниковые линии. Тем самым будет решена одна из важнейших проблем энергетики - повышение надежности электроснабжения. В табл.12. показаны результаты испытаний резонансной однопроводниковой кабельной системы передачи энергии электрической мощностью 20 кВт с длиной кабеля 1,2 км, работающей на частоте 1 кГц в ВИЭСХ.

 

Таблица 12.

Результаты испытаний резонансной системы передачи электрической мощностью 20 кВт

 

Электрическая мощность на нагрузке Ток Напряжение

20,52 кВт

54 А

380 В

Напряжение линии

6,8 кВ

Частота линии

1 кГц

Длина линии 1,2 км
Диаметр провода линии 0,08 мм 1 мм
Максимальная эффективная плотность тока на единицу площади поперечного сечения проводника линии

600 А/мм2

Максимальная удельная электрическая мощность в однопроводииковой линии

4 МВт/мм2

 

Преимущества резонансного метода передачи электрической энергии:

Ø электрическая энергия передается с помощью реактивного емкостного тока в резонансном режиме. Несанкционированное использование энергии затруднено;           

Ø содержание алюминия и меди в про водах может быть снижено в 5-10 раз;

Ø потери электроэнергии в однопроводной линии малы и электроэнергию можно передавать на большие расстояния

Ø в однопроводном кабеле невозможны короткие замыкания и однопроводный кабель может быть причиной пожара.

 

В качестве источника электрической энергии в резонансной электрической системе может быть использована не только СЭС, но и другие возобновляемые источники энергии (ГЭС, ВЭС, ГЕОТЭС и др.).

Другое глобальное применение резонансных однопроводниковых систем передач электроэнергии заключается в возможности создания бесконтактного высокочастотного электрического транспорта. Разработанная  экспериментальная модель небольшого электромобиля получает энер­гию от однопроводниковой изолированной кабельной линии, проложенной в дорожном покры­тии. Ведутся работы по увеличению мощности бесконтактного привода и разработке коммерче­ского проекта резонансной электротранспортной системы. В перспективе можно представить большой цветущий зеленый город без выхлопных газов и смога, в котором под каждым рядом движения на главных магистралях установлена кабельная линия, и каждый автомобиль в допол­нение к двигателю внутреннего сгорания имеет электрический мотор и бесконтактный троллей. Таким же образом может быть организованно движение на крупных автострадах между городам­и, в том числе с использованием автоматических электротранспортных средств, управляемых роботами и компьютерами. Использование электрического бесконтактного привода в сельской электрификации открывает перспективы большой экономии топлива и создания беспилотных, управляемых ком­пьютером со спутниковой навигацией роботов-автоматов для обработки земли, выращивания и сборки сельскохозяйственной продукции. В этом случае сельскохозяйственное производство превратится в фабрики на полях, организованное на принципах автоматизированных промыш­ленных предприятий. Таким образом, могут быть решены еще три современные проблемы электрификации - энергосбережение, снижение вредных выбросов и автоматизация сельскохозя­йственного производства.

 





Энергосбережение в зданиях.

Ø Новые технологии активной теплозащиты зданий с использованием вакуумной теплоизоляции позволяют увеличить поступление тепловой энергии в зданиях на 500 кВтч/м2 год и снизить потери энергии в зданиях на 25-30%.

Ø Пожаробезопасная резонансная система с высокоэффективными источниками света позволяет снизить затраты на освещение в помещениях на 25%.

Новая бесполимерная технология сборки солнечного модуля была использована для создания эффективной вакуумной прозрачной теплоизоляции (ВПТИ). ВПТИ состоит из двух сваренных по торцам пластин стекла с вакуумным зазором 50 мкм. При наличии инфракрасного (ИК) покрытия на внутренней поверхности стекол сопротивление теплопередачи может быть увеличено в 10 раз по сравнению с одинарным остеклением зданий. Солнечные коллекторы с вакуумным остеклением будут нагревать воду не до 600, а до 900С, т.е. из установок для горячего водоснабжения переходит в новый тип установок для отопления зданий. В теплицах и зимних садах потери энергии уменьшаются на 50%. Облицовка южных фасадов зданий плитами вакуумной прозрачной теплоизоляцией с селективным покрытием превращает здание в гигантский солнечный коллектор производительностью 500 кВтч/м2 в год, И эквивалентно увеличению толщины стен на 1 метр кирпичной кладки при толщине ВПТИ 12 мм.

Особенно эффективно использование ВПТИ в южных районах РФ и в республиках Бурятия, Якутия, где в условиях зимнего антициклона при температуре воздуха - 300С температура селективного покрытия при толщине ВПТИ 10 мм достигает 1000 С. Использование ВПТИ летние месяцы позволит на 50% снизить затраты на кондиционирование зданий. Разработанная резонансная система электрического освещения (РСЭО) предназначена для питания светильников по однопроводниковой линии. Экспериментальный образец установки РСЭО содержит источник питания, преобразователь частоты, высоковольтный резонансный трансформатор, соединенный однопроводниковой линией со светильниками с газоразрядными лампами низкого давления.

 

Резонансная электрическая система освещения зданий. Предназначена для освещения жилых и бытовых помещений с электропитанием по одному проводу в резонансном режиме. Применяется для:

освещения больших помещений, интерьеров подземных и наземных сооружений, вокзалов, выставочных павильонов;

освещения жилых, спортивных, промышленных, железнодорожных и сельскохозяйственных объектов. В таблице 13 представлены технические характеристики солнечной энергетической установки мощностью 900 Вт, разработанный в ВИЭСХ и предназначенной для освещения зданий. Дальнейшее развитие СЭУ-900 заключается в замене солнечного фотоэлектрического модуля на солнечный фотоэлектрический модуль с концентратором мощностью 900 Вт с уменьшением площади солнечных элементов в 2 раза, замене АБ на суперконденсаторы такой же емкости с удвоенным ресурсом и замене двухпроводной линии на пожаробезопасную однопроводную резонансную линию электроснабжения. Все компоненты СЭУ -900, за исключением АБ и суперконденсаторов, разработаны и производятся на экспериментальном производстве ГНУ ВИЭСХ.

 

Таблица 13.

Техническое предложение на поставку солнечной энергетической установки

СЭУ -900 для освещения зданий

Состав солнечной энергетической установки СЭУ -900 Стоимость, руб.
1. Солнечные фотоэлектрические модули общей мощностью 900 Вт 172000
2. Солнечное зарядное устройство СЭУ-1700 В А для контроля заряда аккумуляторной батареи 4200
3. Инвертор 1700-24/220 В со стабилизатором напряжения 16800
4. Аккумуляторная батарея 2 х 12 В, 200 А-ч 27000

Всего: 220000 руб. (6133 евро)

НДС (18%) 39600 руб.

Всего с НДС 259600 руб. (7211 евро)

 

 

Кавитационная нанотехнология получения биогидротоплива. 17 марта 2008 г. на Чикагской бирже зарегистрирована рекордная цена на пшеницу 442 долл./т. Рост цен на зерно и масличные растения в определенной степени обусловлен растущим спросом на использование продовольственных культур для получения биотоплива: био­этанола и биодизельного топлива. Поэтому будущие технологии получения биотоплива долж­ны использовать древесные и сельскохозяйственные отходы, а не продовольственные культу­ры.

Разрабатывается технология получения смесевого дизельного биогидротоплива с целью увеличения количества легких углеводородов, понижения температуры кристаллизации и снижения количества вредных выбросов продуктов сгорания дизельных двигателей за счет разрыва длинных полимерных цепочек ароматических углеводородов и парафинов. Применение мо­дифицированного смесевого топлива в дизельных двигателях или энергетических установках приводит к значительной экономии топлива. По данным лабораторных исследований, после обработки летнего дизельного топлива происходит не только изменение его фракционного со­става, но и снижение температуры застывания и вязкости, что значительно повышает экономичность эксплуатации дизелей в зимнее время и их моторесурс. Кроме того, обработка дизельного топлива позволяет провести эффективное обессеривание топлива. При производстве смесевого дизельного биогидротоплива его объем увеличивается на 20%, что позволяет в год получить в сельском хозяйстве РФ экономию 1 млн. т. дизельного топлива.

Смесевое дизельное биогидротопливо может использоваться в энергетических установках кораблей, дизельных электрогенераторов, автомобилей и тракторов с дизельным двигателем. На способ и устройство для получения смесевого дизельного биогидротоплива поданы три за­явки на изобретения. С использованием нанотехнологии по контракту с Минобрнаукой в ГНУ ВИЭСХ и ГНУ ВИТИН разрабатываются новые технологии этерификации биодизельного топ­лива при комнатной температуре с длительностью процесса от нескольких секунд до несколь­ких минут вместо существующих многочасовых процессов этерификации при высокой темпе­туре.

До 17 века солнечная энергия и энергия сжигания древесины, в которой солнечная энергия аккумулируется благодаря фотосинтезу, были единственными источниками энергии человека. И сейчас 20% мирового производства энергии основывается на сжигании дpeвecины, энергии рек и ветровой энергии, основой которых является солнечная энергия. Новые энергетические технологии, новые принципы преобразования возобновляемой энергии, новые технологии солнечного кремния, производства солнечных элементов, герметизации солнечных модулей, использование стационарных солнечных концентраторов и новых методов передачи электрической энергии для глобальной солнечной энергосистемы обеспечат к концу стол 60-90% долю возобновляемой энергии в мировом производстве энергии.

 


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБ­НОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ

 

Исходные предпосылки разработки российского закона о поддержке ВИЭ. Работа над первым российским законом о возобновляемых источниках энергии (далее ­ВИЭ) началась ещё в 1997 г. группой специалистов под руководством д.т.н. П.П. Безруких. Да­лее проект был принят Государственной Думой в виде закона в 1999 г., затем одобрен Советом Федерации в том же году, однако в дальнейшем он был отклонен президентом РФ. Следует отметить, что в ходе работы над проектом закона он был довольно серьёзно «выхолощен». Среди мер поддержки в нём упоминалось только обязательство выделения правительством не менее 3% от общего объёма государственных инвестиции на развитие возобновляемой энергетики в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Остальные упомина­ния о мерах поддержки в проекте закона носили, к сожалению, чисто декларативный характер.

Такое поверхностное отношение к проблеме законодательного регулирования поддержки развития возобновляемой энергетики стало результатом недооценки нашими законодателями и правительством важности этой проблемы в конце 90-х годов. Как результат в проекте первого закона среди принципов государственной поддержки использования ВИЭ (ст. 5 проекта) была провозглашена приоритетность поддержки только «экономически эффективного использовани­я нетрадиционных возобновляемых источников энергии». Получается, что если использова­ние ВИЭ экономически неэффективно (а это, при существующей системе субсидирования тради­ционной энергетики - почти все ВИЭ кроме больших ГЭС), то поддержкой они пользоваться не могyт. Зачем вообще поддерживать, если это и так «экономически эффективно»? Даже ис­пользование термина «нетрадиционные» применительно к ВИЭ свидетельствует, с нашей точки зрения, об отношении к ним, как к чему-то экспериментальному, не устоявшемуся.

Несмотря на отсутствие законодательного решения по системе поддержке ВИЭ, работа по расширению сферы использования ВИЭ велась в стране в конце 90-х, начале 2000-х, главным образом, в недрах РАО «ЕЭС России». В компании велись работы в области малой гидроэнер­гетики, приливной, геотермальной и в области ветроэнергетики. Поэтому попытки разработать новый законопроект начались в 2004 г. уже по инициативе РАО «ЕЭС России».

 2004 г. в рамках Координационного совета РАО «ЕЭС России» по ветроэнергетике был подготовлен первый вариант нового проекта федерального закона о возобновляемых источни­ках энергии, предусматривающего систему мер поддержки возобновляемой энергетики. После­довавшая за этим интенсивная работа группы специалистов закончилась принятием в ноябре 2007 г. поправок в федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», которые впервые зафиксировали основные положения системы законодательной поддержки ВИЭ в России.

Следует отметить, что отказ президента в 1999 г. принять первый закон о поддержке ВИЭ сыграл, как ни парадоксально это звучит, положительную роль в развитии возобновляем, энергетики в стране. Если бы он был принят в том первоначальном виде, то всё равно не сумел бы оказать серьёзного влияния на использование ВИЭ, но формально отвечал бы на общественный запрос о наличии такой системы поддержки и её законодательном оформлении. В то же время уже через несколько лет после первой попытки решения проблемы роль и значение ВИЭ в развитии энергетики в мире стали оценивать по-другому. Те же процессы переоценки шли, том числе, и в России. Поэтому новый проект почти сразу получил широкую поддержку во власти и в обществе страны и стал действительно серьёзным шагом вперёд в развитии поддержки энергетики на основе ВИЭ. Разработчиками был сформулирован перечень базовых принципов формирования системы поддержки развития ВИЭ:

Механизм поддержки должен быть гармонично встроен в процесс реформы электроэнергетики и его законодательное оформление, требования нормативных документов, определяющих структуру и правила электроэнергетических рынков, действующий механизм их администрирования.

Во избежание коррупции и для повышения эффективности поддержки её механизм должен включаться для генераторов не до, а после запуска проекта и должен быть при вязан к объёмам произведённой энергии на основе ВИЭ.

Стимулироваться должно не всё производство энергии ВИЭ, а только ее производство для удовлетворения общественных потребностей, т.е. энергии, проданной на рынке. Поддержку следует ограничить во времени и дифференцировать по видам генерации. Следует обеспечить поддержку традиционной энергетики при её переводе на использование ВИЭ наряду с традиционными: т.е. комбинированное производство электроэнергии на ос­нове возобновляемых и не возобновляемых источников энергии (сжигание угля и древесных пелет, природного газа и биогаза и др.)

Следует отметить, что самая первая версия проекта закона содержала оба базовых подхода к поддержке ВИЭ, составляющих основу аналогичного закона Германии: (1) обязательство покупки энергии на основе ВИЭ сетевыми организациями и (2) установление государством в законе фиксированных тарифов на покупку такой энергии у генераторов. Однако от первой идеи разработчики в дальнейшем отказались ввиду действующего по требованиям закона «0б электроэнергетике» существенного ограничения возможностей сетевых организаций в России на покупку и продажу энергии. Вторая идея трансформировалась в схему фиксированной надбавки к рыночной цене энергии.

Трансформация базовых принципов поддержки в конкретные формы и методы привела дальнейшей работе к первоначальному набору мер поддержки, которые стали основой последующих обсуждений, трансформации или отмены (исключения). В дальнейшем предлагались другие меры поддержки, часть из которых была отвергнута на том или ином этапе работы над законопроектом, а часть - осталась.

 

 Основные положения законодательной системы поддержки возобновляемой энергетики в России. В ходе работы над законопроектом перед разработчиками стояло несколько принципиальных методологических развилок.

1. Стимулирование по отдельным элементам инвестиционного процесса: снижение амор­тизации, снижение налогов, компенсация процентов по кредиту и проч., или стимулирование только по объёму произведённой энергии на основе ВИЭ. Выбор был сделан в пользу второго подхода. Стимулирование развития ВИЭ на основе подхода, который предполагает сведение

снований для поддержки только к одному элементу - произведенной и проданной на рынке

энергии, позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, система стимулирования стано­вится простой и привязанной к одному показателю, общему для всех генераторов на основе ВИЭ. Во-вторых, система избежит сложной и дробной доказательной базы справедливости поддержки по объемам и видам затрат и, одновременно, опасности коррупции в процессе тако­го их обоснования. В-третьих, такая система всегда будет стимулировать конечный результат, полученный и подтвержденный «де-факто». Это позволит избежать ситуации, когда поддержка была оказана, а производство энергии так и не началось.

   2. Выбор между двумя известными и использующимися в разных странах системами поддержки ВИЭ: система фиксированных тарифов (Feed In Tariff (FIТ)) на энергию на основе ВИЭ и система квотирования потребления энергии ВИЭ (RES Quota System). Была выбрана первая схема поддержки.

3. Использование фиксированного тарифа на энергию или фиксированной надбавки к рыночной цене. Разработчиками вопрос был решён в пользу системы фиксированных надбавок к цене на энергию, которая является разновидностью и вариантом дальнейшего развития систе­мы фиксированных тарифов.

   4. Включение числовых значений величин надбавок к цене в текст закона или принятие

их отдельным постановлением правительства. Надбавки в закон включены не были.

   В конечном итоге набор мер поддержки и основные положения системы стали выглядеть в законе следующим образом. Закон (статья 3) конституировал набор источников энергии, относящихся к возобновляемым: «возобновляемые источники энергии - энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, вклю­чающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, a также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производ­ства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках». Необходимо обратить внимание, что в выше приведённом перечне есть источники, которые уже активно используются в практике работы станций, а есть находящиеся пока на стадии экс­периментов. Не стоит считать этот перечень закрытым, он может расширяться.

Также долго обсуждалась необходимость поддержки больших и малых гидроэлектростанций (ГЭС) и характеристика производимой ими энергии. С одной стороны ГЭС, использующие энергию потоков воды должны относиться к возобновляемой энергетике. С другой, большие водохранилища, создаваемые при ГЭС, стимулируют усиление процессов гниения ор­ганических фракций под водой, особенно в жарком климате, уменьшают площадь плодородных земель, замедляют скорость водотока и др., что относится к факторам, ухудшающим условия окружающей среды.

В России с её колоссальным потенциалом гидроэнергетики и уровнем его использования, намного ниже, чем в большинстве развитых стран, ситуация должна предполагать использование разнообразных мер стимулирования развития этой отрасли энергетики - как новых и существующих станций больших мощностей, так и малых. Это не отменяет действия фактора экономии на масштабе, что означает более высокую экономическую эффективность генерации на крупных ГЭС по сравнению с малыми. Поэтому меры поддержки ГЭС в законе распространяются только на станции мощностью до 25 МВт.

Закон устанавливает (статья 21, п. 1) требование к правительству разработать основные направления государственной политики в сфере энергоэффективности и ВИЭ с установлением показателей доли энергии ВИЭ в балансах производства и потребления энергии по годам. Фактически правительство само себе установит конкретные индикаторы прогресса в развитии возобновляемой энергетики как на длительный период, например, 20 лет, так и краткосрочные - на первую пятилетку периода. Это требование закона, по нашему мнению, должно будет заставлять правительство страны не только устанавливать такие задания, но и разрабатывать меры по их выполнению. Это, в свою очередь, будет мощнейшим стимулом развития возобновляемой энергетики в стране. Поэтому логичным стало и следующее ниже положение документа, отражённое в том же пункте той же статьи, которое устанавливает требование к правительству разработать необходимые план или программы мероприятий по достижению указанных целевых показателей. Закон вводит категорию квалифицированного производителя энергии на основе ВИЭ. Требование квалификации введено законодателем, во-первых, для установления факта производства энергии генератором именно на основе ВИЭ. Во-вторых, должно быть установлено соответствие генератора требованиям, определённым законодателем в качестве обязательных для получения той или иной формы поддержки. По требованию ст. 21, п. 1 правительство «...устанавливает правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ», а саму процедуру квалификации будет проводить Совет рынка - национальный регулятор электроэнергетических рынков. В качестве критериев квалификации будут установлены следующие:

Ø соответствие целевым показателям, установленным в рамках основных направлений государственной политики в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности;

Ø соответствие мощности генератора установленным ограничениям (не более 25 МВт) для получения установленных законом мер поддержки в тех случаях, когда законодателем такие ограничения установлены;

Ø проверка правоустанавливающих документов генератора: права собственности и его субъекта, проектная документация, разрешительная документация и др.;

Ø подтверждение того, что генерирующий объект находится в эксплуатации (введен в эксплуатацию и не выведен в ремонт или из эксплуатации);     

Ø подтверждение того, что генерирующий объект в установленном порядке присоединен к электрическим сетям сетевой организации и оснащен средствами измерений, соответствующими требованиям законодательства об электроэнергетике, правил присоединения к рынку и требованиям Системного оператора.

Процедура квалификации будет носить заявительный характер и, по сути, будет представлять собой проверку представляемых документов заявителя. Предполагается возможность инспекций генерирующих объектов. Решение о квалификации генератора ведёт к его внесению в реестр и возможности выпуска сертификатов возобновляемой энергии в его пользу в объёме подтвержденной генерации. Без признания квалифицированности генератора на него не могут распространяться никакие предусмотренные законом меры поддержки.   

Закон устанавливает основные финансовые механизмы поддержки производства энергии на основе ВИЭ. Они включают в себя:

Ø введение механизма надбавок к цене энергии ВИЭ сверх цены оптового рынка;

Ø субсидирование затрат на подключение к сетям для генераторов ≤ 25 МВт мощности и возможность покрытия других расходов из федерального бюджета;

Ø возложение на сетевые организации обязательства покупки энергии ВИЭ на рынке для компенсации и в пределах своих технологических потерь;

Ø другие меры поддержки производства энергии на основе ВИЭ за счёт средств федераль­ного бюджета.

Из этих четырех положений первое относится к сфере регулирования рынка электрической энергии, а последующие три - к сфере регулирования бюджетных отношений. Первое положение - краеугольный камень всей системы финансовой поддержки развития возобновляемой энергетики. Этот вывод основан на особенностях ра­бочих процедур и степени новизны рассматриваемых мер поддержки с точки зрения сущест­вующей регулятивной среды.

Механизм сбора средств рынка и их перераспределения между квалифицированными генераторами принципиально не отличается от уже использующихся на оптовом рынке, напри­мер, он очень похож на механизм распределения небаланса при клиринге взаиморасчётов среди частников рынка. Поэтому можно говорить об условном автоматизме этой процедуры. Что касается процедур в рамках бюджетного регулирования, то следует признать, что они будут относительно новым механизмом, что потребует его методической разработки, согласования с Минфином, практической отработки и т.д. Рассмотрим упомянутые меры поддержки несколько подробнее.

 

Надбавки к цене энергии на основе ВИЭ. Эти надбавки будут выплачиваться квалифицированным генераторам сверх цены оптового рынка, такой и тогда, какая и когда она (цена) сложилась на рынке в момент продажи энер­гии. Свою энергию генераторы на основе ВИЭ - участники оптового рынка, могут продавать в разных его секторах: долгосрочные договора, рынок на сутки вперёд, балансирующий рынок. Остальные генераторы на основе ВИЭ будут продавать свою энергию на розничном рынке. Каждый из двух рынков имеет свои правила и механизм формирования цен, которые мы здесь не рассматриваем. Продажа энергии по этим ценам - один из источников выручки для генераторов. Второй источник их выручки - упомянутые надбавки к ценам рынка. Они представляют собой фиксированные величины, разные для разных видов ВИЭ, и их размер должен быть ут­верждён отдельным постановлением правительства. Для получения надбавки генератор обра­щается в Выпускающий орган, который выпускает сертификаты возобновляемой энергии («зелёные» сертификаты) и ведёт их реестр (см. § 3.3 ниже). Как уже было сказано, это возможно только для квалифицированных генераторов. Сами «зелёные» сертификаты не являются бума­гой, а представляют собой записи в электронной базе данных, так же как это делается в случае

акций. Полученные генераторами сертификаты сдаются коммерческому оператору рынка, ко­торый входит в состав Совета рынка и выполняет функцию администрирования электроэнерге­тических рынков страны. Коммерческий оператор рынка вычисляет сумму денег, которую ему надо собрать с оптового рынка и выплатить генераторам ВИЭ, «сдавшим» ему свои сертифика­ты. Вычисление производится умножением полученного оператором от генераторов общего количества сертификатов того или иного вида ВИЭ на установленную правительством надбавку.

           Например, за какой-то месяц было сдано коммерческому оператору рынка сертификатов на 200 МВтч энергии ветростанций, 150 МВтч энер­гии станций на биомассе и 1300 МВтч энергии малых ГЭС. Величина надба­вок для соответствующих видов ВИЭ составила (допущение): ветростанции- 2500 руб. за 1 МВтч; станции на биомассе - 1400 руб. за 1 МВтч; малые ГЭС - 2400 руб. за 1 МВтч. Тогда общая сумма, которую оператору рынка необходимо собрать с рынка составит:

200 МВт х 2500 руб./МВтч + 150 МВт х 1400 руб./МВтч + 1300 МВт х 2400 руб./МВтч = 3 830 000 руб.

Полученная сумма будет разделена между всеми покупателями на оп­товом рынке, пропорционально объёмам купленной ими электроэнергии за тот же период, и будет включена в их клиринговый счёт по итогам опера­ций за месяц. Далее коммерческий оператор рынка распределяет всю полу­ченную от продавцов сумму в соответствии произведенными расчётами и начисляет вышеуказанные суммы на счета каждого из генераторов ВИЭ ­участников оптового рынка.

Покупатель на оптовом рынке не может отказаться от выполнения своего обязательства по покупке части энергии ВИЭ в общем объёме своих покупок энергии на рынке. Это обязательство возлагается на него законом и будет включено в набор обязательных требовании в договор о присоединении к рынку (статья 33, п. 4), который каждый участник должен подписать, чтобы начать свои операции на оптовом рынке. Невыполнение этого обязательства будет иметь в качестве последствий санкции, предусмотренные договором, вплоть до исключения из числа участников рынка. Контроль за соблюдением этого, в частности, обязательства возлагается законом на Совет рынка (статья 33, п.3).

Субсидирование затрат генераторов ≤ 25 МВт мощности на подключение к сетям. Даже поверхностный анализ показывает, что доля стоимости технологического присоединения в общей стоимости проекта для малых генераторов выше, чем для больших. Поэтому в законе содержится (статья 21, п. 1) требование к правительству разработать критерии выделе­ния из федерального бюджета средств на выплату компенсации расходов таких генераторов на технологическое присоединение к сетям. Такое «облегчение» затрат для небольших генерато­ров существенно улучшит их экономику. Предполагается, что эта субсидия должна покрывать все затраты генератора этого типа, рассчитанные по утверждённым методикам и требованиям. Также пока не решено, кто будет непосредственным получателем средств: сам генератор или подключающая его сетевая компания.

 

Покупка энергии ВИЭ сетевыми организациями. Статья 32 п. 3 закона возлагает на сетевые организации обязательство покупки энергии ВИЭ на рынке: «Сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электриче­ских сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии». Здесь следу­ет обратить внимание на несколько важных обстоятельств. Во-первых, такие обязательства у сетевых организаций возникают только по отношению к генераторам ВИЭ, которые подключе­ны именно к ним. Во-вторых, объём покупки имеет верхнее физическое ограничение в вид абсолютной цифры объема технологических потерь сетевой организации. В-третьих, необхо­димость именно покупки энергии для компенсации своих технологических потерь в электрическ­их сетях предусматривается этим же законом и новое дополнение лишь уточняет источник такой покупки.

Такое же обязательство существует и в германском законе. Разница состоит в отсутствии ограничения по величине потерь и в наличии процедуры перевода этого обязательства на сете­вую организацию более высокого уровня в случае, если первая сетевая организация больше не может покупать эту энергию. В отличие от российского законодательства, регулирующего электроэнергетические рынки, немецкое не запрещает сетевым организациям как самостоя­тельным, так и в составе вертикально-интегрированных энергокомпаний заниматься куплей­-продажей электрической энергии.

 

Другие меры бюджетной поддержки. Закон предусматривает возможность использования других мер поддержки в рамках действующего бюджетного законодательства. И хотя они прямо в нём не упоминаются, мы допуска­ем, что речь может идти, например, о компенсации расходов на долговое финансирование проектов ВИЭ их владельцам, повышение норм амортизации на соответствующее оборудова­ние и снижение налоговой нагрузки, таким образом, и др.

Система «зелёной» сертификации энергии на основе ВИЭ в России. В основе практической реализации всех без исключения мер поддержки должна лежать

эффективная и работоспособная система учёта объёмов производства энергии на основе ВИЭ. Исходя из этой логики, было принято решение об использовании для этого специальной системы сертификатов возобновляемой энергии или «зелёных» сертификатов.

Этот термин «зелёные сертификаты» постоянно встречается в литературе и выступлениях на тему механизмов поддержки развития энергетики на основе ВИЭ. В то же время следует признать пока ещё слабую разработанность научно-методических основ этой категории процессов, в которых сертификаты принимают участие в той или иной форме. Слабая методическая проработка вопроса отчасти объяснима новизной и даже, в некотором смысле, революционностью понятия, которое появилось в обороте недавно.

Система, которая в дальнейшем получила название «зеленых» сертификатов, появилась впервые как инструмент учета и мониторинга производства и потребления электрической энергии на основе ВИЭ в Нидерландах в 1997-98 годах под названием «система зеленой маркировки» (green label system). Именно отсюда возникло название сертификатов, которое с тех пор закрепилось. Рассмотрим очень кратко, как выглядит эта система.

Как известно, электрическая энергия после её передачи с шин трансформатора электростанции-генератора потребителю становится для него обезличенной. На практике это означает, что за редким исключением потребитель не знает, энергию какого генератора он потребляет вообще и в данный конкретный момент времени. В связи с запуском специальных механизмов поддержки отдельных видов электрической энергии, в первую очередь, на основе ВИЭ, понадобилось решить две задачи: точно идентифицировать объёмы такой энергии (1) при её производстве и (2) при её потреблении. Первая задача - стандартная, решаемая, как правило, на основе известных методических и технологических подходов. Вторая задача может быть решена с использованием тех же подходов, что и первая: детальный анализ двусторонних договоров, анализ данных коммерческого учёта и данных транспортировки энергии и т.д. Однако такие результаты будут весьма неточными, либо очень дорогими. Ситуация ещё больше усложняется в схемах работы региональных энергетических пулов (где энергия «перемешивается»), при пользовании сделок «своп» по энергии и т.д.

В качестве альтернативы такому прямолинейному подходу в конце 90-х годов была предложена схема использования специальных «зелёных сертификатов» для подтверждения факта производства электрической энергии именно на основе ВИЭ. Для получения таких сертификатов генератор в России должен пройти процедуру квалификации или аккредитации, как это называют наши коллеги в Европе. После прохождения квалификации, начала производства энергии её производители получают специальные «зеленые» сертификаты, подтверждающие, они произвели и продали на рынке определенный объем возобновляемой или «зеленой» энергии.

Выпускают такие сертификаты специальные органы, получившие название «выпускающих». В каждой стране по правилам Международной ассоциации RECS (http://WWW.recs.org) может быть только один выпускающий орган. Кроме ассоциации RECS существует похожая международная ассоциация национальных выпускающих органов AlB (http://www.aib-net.org). Лучшим аналогом места и роли такого выпускающего органа в системе сертификации является положение центрального банка страны в национальной банковской системе, регулирующих выпуск и обращение денег в стране на основании правил, установленных федеральным законом.

Международная ассоциация RECS I пterпatioпal включает около 200 чле­нов из 24 (европейских) стран и ставит своей задачей формирование и разви­тие панъевропейского рынка сертификатов возобновляемой энергии. 3ареги­стрирована в марте 1999 г. в Брюсселе. Созда­ние ассоциации стало ответом на желание нескольких крупных европейских энергокомпаний, захотевших создать международную систему торговли сертификатами на либерализованных рынках ЕС.

Каждый национальный выпускающий орган должен быть членом А I В, чтобы обеспечить выпуск и обращение сертификатов на основе единых пра­вил и стандарта. Членом ассоциации сожжет быть только один выпускаю­щий орган от каждой страны. Чтобы открыть в А I В сертификационный счет для проведения операций с сертификатами, заинтересованный агент (производитель, поставщик, трейдер) должен вступить в члены RECS Iпterпatioпal.

Количество выпускаемых сертификатов привязано к объему произведенной генераторами энергии. Обычно сертификаты кратны 1 МВтч. Дальнейшая судьба сертификатов зависит от выбранной государством схемы поддержки развития возобновляемой энергетики. Хотя система сертификации, как таковая, не является системой поддержки, но она представляет собой обяза­тельный инструмент, без которого ни один из основных типов таких систем работать не смо­жет.

В схеме системы поддержки ВИЭ на основе квот сертификаты поступают на торговые площадки, где их покупают компании, которым необходимо подтвердить выполнение возло­женных на них обязательных квот потребления энергии на основе ВИЭ. При этом сертификаты гасятся, чтобы избежать двойного счёта и мошенничества.

В схемах поддержки на основе фиксированных тарифов и надбавок к ценам рынка в обязательном порядке производится только подтверждение объёмов производства такой энергии. Подтверждение потребления производится на основе принятых добровольных обязательств компаний и исходя из объёмов таких добровольных обязательств.

Поэтому движение сертификатов по правилам RECS International не привязано к движению энергии, на основании которой они выпускаются. Это дает возможность использовать сер­тификаты тем агентам, которые не производят энергию от ВИЭ, но покупают сертификаты для своих целей. Важно отметить, что они становятся предметом обращения на специальных рын­ках, получая свою рыночную цену на них.

Насколько велики масштабы рассматриваемого явления выпуска и обращения сертификатов возобновляемой энергии? Статистика приведена ниже.

Начиная с 2001 г.:

Ø Выпущено 404 млн. сертификатов;

Ø Переведено 137 млн. сертификатов;

Ø Погашено 250 млн. сертификатов.

 

В т.ч. в 2007 г. было:

Ø Выпущено 140 млн. сертификатов;

Ø Переведено 47 млн. сертификатов;

Ø Погашено 80 млн. сертификатов.

 

В 2008 г. (на середину июля) было:

Ø Выпущено 80 млн. сертификатов;

Ø Переведено 42 млн. сертификатов;

Ø Погашено 76 млн. сертификатов.

Оптовая цена сертификата на середину июля текущего года составляла в среднем 0,21 евро по всем видам энергии на основе ВИЭ. Таким образом, оценка величины рынка сертификатов в 2008 г. - около 33 млн. евро. Однако уже сейчас понятно, что в ближайшие 2-3 года он вырастет в несколько раз. Например, цены фьючерсных контрактов на сертификаты энергии ГЭС на 2009 г. стоят 0,29 евро (2007 г. - 0,18), а на 2010 г. фьючерсы стоят уже 0,375 евро и 0,44 евро на 2011 г. Цены на сертификаты энергии ветростанций на 2008 г. - 1,24 евро. Розничные цены обычно выше в разы. Крупнейшими экспортерами сертификатов являются: Швеция, Норвегия, Финляндия, крупнейшими импортерами: Нидерланды, Австрия, Бельгия (Фландрия), которые стремительно догоняют Германия и Франция. Таким образом, «зеленый» сертификат представляет собой новый инструмент регулирования электроэнергетических рынков в России и может использоваться для различных целей, имеющих отношение, главным образом, к производству и потреблению энергии на основе ВИЭ:

Ø сертификат документирует и экологическую, и соответствующую экономическую ценность энергии от ВИЭ, признанную и подтверждённую государством;

Ø даёт право на получение генераторами надбавки за проданную энергию ВИЭ;

Ø служит инструментом статистического учета объёмов производства энергии на основе ВИЭ с учётом разных технологий генерации и обеспечивает оценку степени достижения национальных целей в этой сфере;

Ø обеспечивает контроль исполнения принимаемых добровольных обязательств по потреблению энергии ВИЭ.

Закон возлагает ответственность за «ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования BИЭ на Совет рынка (статья 33, п. 3). Разработка и «утверждение порядка ведения реестра выдачи погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» должна быть осуществлена правительством (статья 21, п. 2).

Российская система «зелёной» сертификации имеет некоторые отличия от международной. Правило погашения сертификатов сразу после получения поддержки, действует, например, в Германии и не действует в России. В российских сертификатах будет производиться только отметка о получении какой-либо формы поддержки, чтобы исключить возможность повторного обращения владельца сертификата именно за ней. Российские «зеленые» сертификаты будут гаситься только при подтверждении потребления или по истечению срока их действия. В отличие от международных правил в российской системе купли-продажи электроэнергии сертификат будет «связан» и будет сопровождать движение энергии в процессе купли-продажи и поэтому, в конце концов, окажется у покупателя энергии, если покупатель выра­зит такое желание. В дальнейшем эти российские сертификаты могут использоваться также для подтверждения принятых компаниями добровольных обязательств по потреблению энергии на основе ВИЭ. Общая схема использования сертификатов в системе электроэнергетических рын­ков приведена на рисунке 2. Пунктиром на рисунке показаны процессы и элементы системы продажи сертификатов для подтверждения добровольных обязательств юридических лиц, ко­торая пока не имеет адекватного законодательного или регламентирующего оформления.

Система подзаконных актов, необходимых для практического запуска системы поддержки ВИЭ в России. На основании и во исполнение принятого в ноябре 2007 г. закона требуется разработка специальных подзаконных актов, детализирующих положения им требования закона. Эти подзаконные акты должны установить и сформулировать конкретный механизм поддержки возоб­новляемой энергетики по всем элементам, введенным в оборот принятым законом.

1) Распоряжение Правительства РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии».

2) Распоряжение Правительства РФ о плане (программе) мероприятий по достижению заявленных в Основных направлениях целевых показателей.

(Конечно, названия документов в данном списке необходимых подзаконных актов - примерные, исходя из их предполагаемого основного содержания).

3) Установление правил, критериев и порядка квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ (принято: Постановление Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»).

4) Постановление Правительства РФ о «Порядке первоочередного приобретения элетросетевыми организациями электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, с целью компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях».

5) Дополнения в правила электроэнергетических рынков в части:

Ø подготовки предложений по установлению прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки для определения на период 2008-2010 гг. цены электрической энергии на оптовом рынке, произведенной на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах, а также порядок применения и изменения Правительством РФ указанной надбавки;

Ø подготовки предложений о внесении изменений и дополнений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, описывающие порядок расчета надбавки к равновесной цене в ценовой зоне;

Ø подготовки предложений о внесении изменений и дополнений в порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ в части тарифообразования в неценовых зонах и изолированных районах;

Ø разработки предложений по установлению обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке на период 2008-2010 гг. объема приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования ВИЭ, с учетом требования к корректировке указанного объема в сторону его снижения с установленной решением Правительства Российской Федерации с периодичностью;

Ø Постановление Правительства РФ о внесении изменений в:

1) Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 №109 о ценообразовании в отношении электрической энергии

2) Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 №643 о правилах оптового рынка

3) Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 №530 о правилах розничных рынка

6) Постановление Правительства РФ «Порядок ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах».           

7) Постановление Правительства РФ о «Критериях и порядке предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения квалифицированных генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт».

8) Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о включении в проект федерального закона «О Федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» положений в части обоснования необходимых средств для определения объемов и источников финансирования в 2009 г. за счет средств федерального бюджета предусмотренных законодательными актами и решениями Правительства Российской Федерации мер экономического стимулирования и поддержки развития использования ВИЭ.

В настоящее время Президентом России подписан указ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», предусматривающий необходимость «при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий» (пункт 1, подпункт «г»). То есть это положение указа переводит норму закона о бюджетной поддержке возобновляемой энергетики в плоскость его поручений правительству. Остальные документы из приведенного списка находятся в разной степени готовности к утверждению и подписанию по соответствующей проце­дуре. Но все они готовы как проекты таких документов.

После завершения разработки вышеуказанных подзаконных актов можно будет считать задачу создания национальной системы поддержки развития возобновляемой энергетики выполненной. Далее речь будет уже идти о ее практическом запуске и совершенствовании.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 242.