Выберите самый подходящий ответ на каждый из вопросов – описание, соответствующее вашему ребенку в большинстве случаев.
1. Мой ребенок:
а) редко плачет;
б) плачет, только если голоден, устал или перевозбудился;
в) плачет без очевидной причины;
г) плачет очень громко и, если я не подхожу к нему, срывается в исступленный крик;
д) плачет часто и помногу.
2. Когда пора спать, мой ребенок:
а) спокойно лежит в кроватке и постепенно засыпает;
б) обычно без проблем засыпает в течение 20 минут;
в) немного возится и вроде бы начинает задремывать, но тут же просыпается;
г) ведет себя очень беспокойно, его часто приходится укачивать или держать на руках;
д) много плачет и словно сопротивляется моим попыткам уложить его.
3. Просыпаясь утром, мой ребенок:
а) редко плачет – обычно играет в кроватке, пока я к нему не подойду;
б) гулит и оглядывается;
в) сразу же требует внимания, иначе начинает плакать;
г) пронзительно вопит;
д) хнычет.
4. Мой ребенок улыбается:
а) всему и всем;
б) в ответ на соответствующий стимул;
в) в ответ на соответствующий стимул, но иногда, немного поулыбавшись, начинает плакать;
г) часто и охотно, дополняя улыбку громкими бодрыми криками;
д) только при определенных обстоятельствах.
5. Когда я с ребенком выхожу из дома куда бы то ни было:
а) он не создает совершенно никаких проблем;
б) не создает проблем, если только не оказывается в слишком шумном или незнакомом месте;
в) сильно беспокоится и возится;
г) требует невероятно много внимания с моей стороны;
д) вовсе не рад, что его куда-то тащат.
6. Если дружелюбный незнакомец воркует с моим ребенком, он:
а) сразу же улыбается;
б) после минутного раздумья обычно охотно улыбается;
в) чаще всего расплачется, но успокоится, если незнакомец сумеет ему понравиться;
г) приходит в сильное возбуждение;
д) вряд ли улыбнется в ответ.
7. При громком звуке (собачий лай, хлопнувшая дверь и т. д.) мой ребенок:
а) и ухом не поведет;
б) обратит внимание на звук, но не забеспокоится;
в) заметно вздрогнет и чаще всего расплачется;
г) сам начнет шуметь;
д) заплачет.
8. При первом купании мой ребенок:
а) обрадовался воде, словно утенок;
б) был немного удивлен новыми ощущениями, но они почти сразу пришлись ему по вкусу;
в) отреагировал очень чувствительно – задрожал, выглядел напуганным;
г) рассердился, начал с силой молотить ручками и ножками по воде;
д) негодующе заплакал.
9. Обычно тело моего ребенка:
а) расслаблено, но готово к быстрой реакции на стимулы;
б) расслаблено большую часть времени;
в) напряжено и очень сильно реагирует на внешние раздражители;
г) судорожно двигается и подергивается – он беспрерывно сучит ручками и ножками;
д) зажато и малоподвижно – ручки и ножки часто кажутся негнущимися.
10. Мой ребенок издает громкие агрессивные звуки:
а) редко;
б) только если играет и заметно перевозбужден;
в) почти всегда;
г) часто;
д) когда раздражен.
11. Когда я меняю ребенку подгузник, купаю или переодеваю его, он:
а) относится к этому спокойно;
б) реагирует нормально, если я все делаю медленно и объясняю ему, что происходит;
в) часто капризничает, словно терпеть не может оставаться раздетым;
г) весь извивается и пытается все сбросить с пеленального столика;
д) страшно злится – любое переодевание превращается в сражение.
12. Если мой ребенок неожиданно оказывается при ярком свете, солнечном или от лампы, он:
а) относится к этому спокойно;
б) иногда проявляет признаки сильного испуга;
в) начинает сильно моргать или пытается отвернуться от источника света;
г) приходит в сильное возбуждение;
д) проявляет признаки раздражения.
13а. В случае искусственного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:
а) всегда хорошо сосет, сосредоточен, обычно кормление отнимает не больше 20 минут;
б) в периоды усиленного роста может вести себя не как обычно, но обычно ест хорошо;
в) весь извивается, ему нужно много времени, чтобы опустошить бутылочку;
г) жадно вцепляется в бутылочку и норовит съесть больше, чем положено;
д) часто капризничает, кормление занимает много времени.
13б. В случае грудного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:
а) сразу берет грудь – мы без проблем наладили кормление в первый же день;
б) день-два потрудился, чтобы научиться правильно брать грудь, но теперь все идет как по маслу;
в) всегда хочет сосать, но без конца берет грудь и тут же бросает, словно забыл, как сосать;
г) хорошо сосет, пока я держу его так, как ему нравится;
д) ведет себя очень раздраженно и беспокойно, словно у меня не хватает молока.
14. Наше с ребенком общение обычно выглядит так:
а) он всегда точно сообщает мне о своих потребностях;
б) чаще всего его сигналы легко понять;
в) он ставит меня в тупик, иногда даже кричит на меня;
г) он очень определенно – и, как правило, громко – сообщает, что ему нравится и что не нравится;
д) обычно он привлекает мое внимание громким раздраженным криком.
15. Если мы встречаемся с родственниками, и многие хотят подержать моего ребенка на руках, он:
а) охотно позволяет себя понянчить;
б) бывает разборчивым – не к каждому пойдет на руки;
в) легко срывается в плач, если желающих пообщаться с ним слишком много;
г) может заплакать и даже пытается вырваться, если окажется на руках у человека, который ему не понравился;
д) не желает быть на руках ни у кого, кроме родителей.
16. По возвращении домой откуда бы то ни было мой ребенок:
а) сразу же легко успокаивается;
б) привыкает к дому через несколько минут;
в) сильно нервничает и капризничает;
г) часто проявляет признаки перевозбуждения, его очень трудно успокоить;
д) судя по поведению, бывает разозлен и несчастлив.
17. Мой ребенок:
а) может подолгу занимать себя сам, разглядывая что угодно, даже перекладины кроватки;
б) может играть самостоятельно около четверти часа;
в) вряд ли развеселится в незнакомой обстановке;
г) нуждается в активном и продолжительном стимулировании, чтобы развеселиться;
д) мало чему радуется.
18. Самая заметная черта моего ребенка:
а) он ведет себя просто замечательно, с ним очень легко;
б) он развивается точно по учебнику – словно пособия для родителей с него и писали;
в) он невероятно чувствителен ко всему на свете;
г) он невероятно энергичен и настойчив;
д) это поразительно угрюмый младенец.
19. Судя по всему, мой ребенок:
а) чувствует себя в полной безопасности в собственной кроватке (колыбели);
б) чаще всего любит находиться в своей кроватке;
в) чувствует себя незащищенным в своей кроватке;
г) настойчиво рвется на волю, будто кроватка – это тюрьма;
д) сопротивляется попыткам уложить его в кроватку.
20. Лучше всего моего малыша характеризует следующая фраза:
а) золото, а не ребенок – его и не слышно;
б) с ним легко управляться, он очень предсказуем;
в) это очень ранимое существо;
г) боюсь, когда он начнет ползать, с ним вообще никакого сладу не будет!
д) он «стар душой» – кажется, что этот ребенок когда-то уже рождался на свет.
Чтобы получить результаты теста, подсчитайте, сколько раз вы выбрали каждый из вариантов. Преобладающий вариант укажет, к какому типу личности относится ваш ребенок.
Преобладают ответы (а): «Ангел».
Преобладают ответы (б): «Учебник».
Преобладают ответы (в): «Мимоза».
Преобладают ответы (г): «Вояка».
Преобладают ответы (д): «Ворчун».
Ребенок-«ангел» . Как нетрудно догадаться, именно о таком младенце мечтает всякая женщина, беременная первенцем. Золото, а не ребенок! Полин именно такая – улыбающаяся лапочка, не требующая ни лишнего внимания, ни хлопот. Язык ее тела очевиден. Ее не беспокоит незнакомая обстановка, ее можно взять куда угодно. Она охотно ест, играет и засыпает и почти никогда не плачет при пробуждении. Почти все утро Полин гулит в своей кроватке, то ли болтая с игрушечной зверюшкой, то ли просто с увлечением рассматривая полоски на стене. Ребенок-«ангел» часто умеет сам себя успокоить, и, если даже ваша крошка немного переутомится, возможно, из-за того, что ее сигналы неправильно поняли, ее достаточно прижать к себе и промурлыкать: «Вижу-вижу, ты устала». А дальше включить колыбельную, устроить в комнате умиротворяющий полумрак, и она сама преспокойно заснет.
Ребенок-«учебник» . Это предсказуемый малыш, поэтому с ним довольно легко управляться. Оливер все делает будто по писаному и редко преподносит сюрпризы. Все этапы взросления он проходит точно в указанное в пособиях время – спит всю ночь с трех месяцев, переворачивается с пяти, сидит с шести. Периоды ускоренного роста – когда у него внезапно усиливается аппетит, поскольку он делает прибавку в весе или совершает рывок в развитии – также происходят, когда положено. Уже в возрасте одной недели он может недолго – около 15 минут – развлекать себя сам, много гулит и с интересом осматривается. Если кто-то улыбнется ему, он улыбается в ответ. Время от времени у Оливера случаются капризы, но это совершенно нормально – об этом можно прочитать в любой книге для родителей, – и его нетрудно успокоить. Уложить его спать тоже довольно просто.
Ребенок-«мимоза» . Для Майкла и других гиперчувствительных детей мир – это бесконечная череда ударов по нервной системе. Он вздрагивает при звуках мотоциклетного выхлопа за окном, шумного телешоу, лая соседской собаки. При ярком свете он моргает или отворачивается. Иногда рыдает без видимой причины, даже если к нему подошла мама. В такие моменты он кричит на своем младенческом языке: «С меня довольно, мне нужна тишина и покой». Он часто нервничает после того, как несколько человек по очереди подержат его на руках, или после выходов из дома. Он может занять себя в течение нескольких минут, но только если знает, что поблизости есть кто-то, хорошо ему знакомый, – мама, папа, няня. Поскольку дети этого типа подолгу сосут, мама может ошибочно подумать, что малыш голоден, и дать ему грудь, хотя пустышка успокоила бы его ничуть не хуже. Питается он беспорядочно и неустойчиво, порой создавая впечатление, что забыл, как это делается. Майклу бывает трудно успокоиться, когда наступает время дневного и ночного сна. Подобных ему детей легко выбить из колеи, ведь их нервная система очень чувствительна. Слишком долгий дневной сон, пропущенное кормление, неожиданный посетитель, выход из дома, переход на другую молочную смесь – все это может растревожить Майкла. Чтобы успокоить «мимозу», нужно воссоздать условия, в которых он находился в матке. Крепко прижмите его к себе, прислоните к своему плечу, ритмично шепчите «ш-ш» возле его уха (воспроизводя звуки околоплодных вод) и легонько похлопывайте по спине, имитируя сердцебиение. (Кстати, этот прием поможет успокоить большинство младенцев, но «мимозам» подходит особенно.) Если ваш малыш относится к этому типу, постарайтесь как можно быстрее изучить его невербальные сигналы – и жизнь сразу станет проще. Такие дети любят упорядоченность и предсказуемость. Никакие неожиданности им не нужны!
Ребенок-«вояка» . Эта малютка, кажется, родилась, твердо зная, чего она хочет, а чего – нет. И она без колебаний даст вам об этом знать! Такие дети, как Карен, много и активно шумят и бывают очень настырными. Проснувшись утром, она обычно призывает маму и папу громким криком. Она терпеть не может лежать в грязном подгузнике и недвусмысленно выражает недовольство, словно требуя: «Снимите это немедленно!» Она много и громко лепечет. Ее невербальный язык бывает очень сложен для понимания. Чтобы Карен заснула, ее часто приходится укачивать, поскольку ее ручки и ножки находятся в непрестанном движении, отчего она то и дело просыпается. Если она начинает кричать и ее не удается вовремя переключить на что-нибудь другое, это замкнутый круг – собственный крик заставляет ее рыдать еще сильнее, доводя до исступления. С самого раннего возраста ребенок-«вояка» отчаянно вцепляется в бутылочку. Других детей Карен замечает раньше, чем они заметят ее, и как только она научится крепко хватать предметы, то начнет посягать и на их игрушки.
Ребенок-«ворчун» . У меня есть теория, что дети вроде Гэвина когда-то уже бывали на этом свете и вовсе не рады вернуться сюда. Может быть, я ошибаюсь, но какой бы ни была причина, такой ребенок – самый настоящий бука. Ничто вокруг ему не в радость, и он не намерен это скрывать. (Мой соавтор подсказала мне, что на идиш такого человека называют фарбиссинер – «нелюдим; ожесточенная, озлобленная душа».) Гэвин хнычет по утрам, редко улыбается в течение дня, а укладывание его спать превращается в ежевечернее испытание. Няни не выдерживают его нрава, и его маме все время приходится искать новых. Купание Гэвин поначалу принял в штыки. Всякий раз, когда кто-то пытается переодеть его или сменить ему подгузник, он вертится и раздражается. Мама пыталась наладить грудное вскармливание, но у нее медленно шло молоко, а Гэвину не хватало терпения. Даже после перехода на молочные смеси кормление остается проблемой из-за его капризов и раздражительности. Чтобы успокоить ребенка-«ворчуна», нужно большое терпение – эти дети часто злятся, кричат и плачут особенно громко и упорно. Мамино или папино «ш-ш» должно быть громче их крика. Они ненавидят, когда их пеленают, и в этом случае уж точно не будут молчать. Если «ворчун» совсем уж пошел вразнос, лучше ритмично приговаривать «ти-хо, ти-хо», одновременно слегка покачиваясь взад-вперед.
Совет. Укачивать ребенка любого типа надо взад-вперед, а не влево-вправо или вверх-вниз. До рождения ваша кроха покачивалась взад-вперед у вас в животе в ритме вашего шага. Для нее это привычное и успокаивающее движение.
Мечта или реальность?
Я не сомневаюсь, что в одном из описаний вы узнали своего малыша. Возможно, в нем сочетаются сразу два типа. В любом случае эти описания призваны не запугать вас, а просветить и направить в нужную сторону. И, разумеется, суть не в том, как называется психологический тип вашего ребенка, – важно знать, чего от него можно ожидать и как справляться с проблемами.
Но что я слышу? «Это же совсем не тот ребенок, о котором мы мечтали!» Его труднее успокоить, чем вам представлялось? Он слишком капризен? Раздражителен? И не любит, когда его обнимают? Вы смущены и даже чуточку раздосадованы. Может быть, жалеете, что так влипли… Вы не одиноки! За девять месяцев беременности почти каждый будущий родитель успевает создать мысленный образ ребенка своей мечты – как он выглядит, как будет расти и каким станет со временем. Особенно это касается мам и пап старшего возраста, переживших трудности с зачатием или откладывавших создание семьи до 30–40 лет. Саре 36, и у нее ребенок-«учебник». Когда Лиззи было пять недель, Сара призналась: «Поначалу только четверть времени, что я проводила с ней, доставляла мне радость. Честное слово, мне казалось, что я не люблю ее так, как должна». Нэнси, адвокату под 50, достался от суррогатной матери самый настоящий «ангел». Тем не менее ее «потрясло, как все это оказалось трудно, как часто приходила на ум мысль, что ей это не по силам». Она вспоминает, как умоляла своего четырехдневного Джулиана: «Солнышко, пожалуйста, не вгоняй нас в гроб!»
Период притирки может длиться первые несколько дней или недель, а то и дольше. Это зависит от того, как жила семья до появления новорожденного. Но сколько бы времени это ни заняло, все родители (надеюсь!) в какой-то момент принимают ребенка таким, какой он есть, и принимают жизнь с ним. (Правда, родителям-аккуратистам бывает трудно примириться с неизбежным беспорядком, очень организованные страдают из-за хаоса. О проблемах такого рода читайте в следующей главе.)
Совет. Молодой маме очень полезно бывает поговорить с кем-то, кто напомнит ей, что взлеты и падения случаются у всех и во всем. Это могут быть близкие подруги, имеющие опыт материнства, сестры или собственная мама, если у нее с дочерью хорошие отношения. Но папе вряд ли стоит заводить подобный разговор с приятелями. Я веду занятия в группах «Я – отец» и нередко слышу от их участников, что новоявленные папаши словно соревнуются друг с другом, кому из них приходится хуже, особенно в плане нехватки сна и секса.
Любовь с первого взгляда?
Вы встречаетесь с кем-то глазами – и вот она, любовь до гроба! По крайней мере так это представляют в Голливуде. Но в жизни у многих все было совсем иначе. То же самое можно сказать про мам и их малюток. Одни мамы сразу проникаются любовью к новорожденному, другим для этого нужно время. Вы измучены, потрясены, напуганы, а хуже всего то, что вы пытаетесь быть идеальной мамой. Но идеал встречается редко. Так не терзайте себя! Чтобы полюбить собственного ребенка, требуется время. Как и в отношении взрослых людей, подлинная любовь приходит, когда вы по-настоящему узнаете другого человека.
Что любопытно, почти не имеет значения, к какому типу темперамента относится младенец. Родительские ожидания настолько произвольны, что даже ребенок-«ангел» рискует обмануть их. Вспоминаю Ким и Джонатана – оба профессионально успешные и очень занятые люди. Ребенка беспроблемнее их малышки Клэр просто представить себе невозможно. Она отлично ела, сама себя развлекала, крепко спала, и если и плакала, то всегда было понятно, что ее беспокоит. Я была уверена, что очень скоро эта семья перестанет нуждаться во мне. Хотите верьте, хотите нет, Джонатана не оставляла тревога. «Вам не кажется, что она какая-то вялая? Разве нормально, что она столько спит? Такая спокойная – она явно пошла не в меня!» Подозреваю, Джонатан был даже разочарован, что ему не с чем участвовать в неофициальном всеамериканском конкурсе на самого измученного недосыпом папашу. Пришлось убеждать его, что ему следовало бы ценить такое благословение. С детишками-«ангелами» легко и приятно. Кому бы не захотелось такого ребенка?
Разумеется, потрясения гораздо чаще случаются в противоположной ситуации: родители мечтали о спокойном и дружелюбном младенце, а получили нечто прямо противоположное. В первые несколько дней жизни новорожденный еще очень сонлив, и родителям кажется, что их мечта сбылась. Но потом вдруг выясняется, что у них на попечении напористый и капризный маленький тиран. «Что мы наделали?» – это первая реакция. Затем настает черед другого вопроса: «Что мы можем с этим сделать?» И первое, что нужно сделать, – это пережить разочарование, а затем скорректировать ожидания.
Совет. Постарайтесь увидеть в своем ребенке не проблему, а захватывающее испытание, обещающее чудесную награду. В конце концов, жизнь часто преподносит нам уроки, и нам не дано знать, кто окажется учителем. В данном случае это ваш малыш.
Бывает, родители не отдают себе отчета в том, что разочарованы, или же стыдятся признаться в этом самим себе. Им тяжело признать, что они не так обожают ребенка, как им представлялось, что сам ребенок неидеален и что любви с первого взгляда у них не случилось. На моих глазах через это прошло множество пар. Возможно, вам будет полезно познакомиться с некоторыми случаями из моей практики.
Мэри и Тим . Мэри – приятная спокойная женщина, она очень изящна и всегда в прекрасном настроении. Ее муж тоже очень благожелательный, уравновешенный и основательный человек. Первые три дня после рождения их дочь Мейбл казалась ребенком-«ангелом». В первую ночь она проспала шесть часов, во вторую почти столько же. Но стоило им перебраться домой, как начала проявляться подлинная личность Мейбл. Она стала спать урывками, ее было трудно укачать, вообще начались серьезные трудности со сном. Но это еще не все. От малейшего шума она разражалась плачем. Если гости хотели взять ее на руки, она ерзала и хныкала. Часто казалось, что она рыдает и вовсе без причины.
Мэри с Тимом поверить не могли, что произвели на свет гиперчувствительного ребенка. Они без конца обсуждали деток своих друзей, которые легко засыпали днем, спокойно переносили одиночество и не делали трагедии из поездки в машине. К Мейбл это уж точно не относилось! Я помогла им увидеть, кто такая Мейбл на самом деле – ребенок-«мимоза». Ей требовалась предсказуемость и упорядоченность, поскольку ее центральная нервная система еще не успела сформироваться. Поэтому родителям следовало не суетиться, обращаться с ней тихо и очень спокойно. Чтобы девочке легче было приспособиться к новой среде обитания, от Мэри и Тима требовалось много нежности и терпения. Их малютка была ранимой личностью со своим неповторимым мировосприятием. Ее обостренные реакции были не проблемой, а скорее способом рассказать родителям, что она за человек. И, судя по характерам ее мамы и папы, девочка, в общем, пошла в родителей. Как и Мэри, Мейбл не терпит суеты и, совсем как Тим, нуждается в мире и покое.
Понимание особенностей дочери и небольшая поддержка с моей стороны помогли Мэри и Тиму принять своего ребенка и покончить с фантазиями о том, как было бы здорово, если бы Мейбл больше походила на детей их знакомых. Они стали обращаться с ней неторопливо, ограничили количество гостей, которым позволяется к ней прикасаться, и начали более тщательно изучать ее индивидуальность.
Так, Мэри и Тим выяснили, что Мэри очень ясно дает им понять, в чем нуждается. Чувствуя, что вот-вот перевозбудится, она отворачивается от любого, кто на нее смотрит, и даже от подвесной игрушки. На своем младенческом языке Мейбл говорит родителям: «Мне надо отдохнуть!» Ее мама заметила, что, если быстро отреагировать на эти сигналы, Мейбл проще уложить спать. Но стоит упустить момент, Мейбл ударяется в слезы, и ее приходится очень долго укачивать. Однажды, когда я заглянула проведать эту семью, Мэри, горя желанием поведать мне, что нового узнала о Мейбл, нечаянно проглядела такой сигнал, и малышка расплакалась. К моей огромной радости, ее мама уважительно сказала ей: «Прости, лапочка, я не обратила на тебя внимания».
Джейн и Артур . Эта любящая пара из числа моих самых дорогих клиентов ждала ребенка долгих семь лет. В роддоме Джеймс тоже казался «ангелом». Но дома началось… Он кричал, когда ему меняли подгузник, кричал, когда его купали. Кричал, кричал и кричал – буквально от всего на свете. Причем Джейн и Артур – жизнерадостные люди с прекрасным чувством юмора, но от Джеймса им не удавалось добиться даже кривой ухмылки. Он вечно выглядел несчастным. «Он очень много плачет, – жаловалась Джейн, – и ему не хватает терпения сосать грудь. Должна признать, мы с нетерпением ждем, когда он заснет».
Просто сказать это вслух было для них большим испытанием. И правда, тяжело признать, что ваш малыш словно несет на своих плечах все скорби мира. Как многие другие родители, Джейн и Артур считали, что это их вина. «Давайте-ка попробуем взглянуть на Джеймса как на личность, – предложила я. – Скажем, я вижу маленького мальчика, пытающегося сказать: “Эй, мам, нельзя ли поживее менять этот несчастный подгузник? Что, опять есть? Только не это! Как, снова лезть в ванну?” и прочее в том же духе». Стоило мне озвучить внутренний монолог их ребенка, как на помощь Джейн и Артуру подоспело чувство юмора. Я поделилась с ними своей теорией о том, что дети-«ворчуны» – «стары душой», и они рассмеялись так, словно знали, о чем я говорю. «У меня отец точно такой, – пояснил Артур. – За это мы его и любим. Просто мы видим в нем личность». И их сынишка вдруг превратился из маленького монстра, явившегося в мир с намерением отравить им жизнь, в Джеймса, маленького человека с индивидуальными особенностями и потребностями. Такого же человека, как и все прочие, заслуживающего их уважения.
Теперь, когда приходит время купаться, Джейн и Артур уже не впадают в панику, а наоборот, успокаиваются, не торопят Джеймса, чтобы он успел привыкнуть к воде, и все время говорят ему: «Знаем, дорогой, тебе все это вовсе не кажется забавным, но скоро настанет день, когда ты будешь плакать, покидая ванну, а не погружаясь в нее». Они перестали пеленать сына. Они научились предвосхищать его потребности и открыли, что, если не доводить дело до истерики, всем живется куда проще. Джеймс и в шестимесячном возрасте часто хандрит, но его родители по крайней мере принимают его таким, как есть, и знают, как не испортить ему настроение вконец. Малышу Джеймсу повезло – он обрел понимание близких в столь нежном возрасте.
Подобные случаи из жизни демонстрируют нам две самые главные составляющие искусства заклинания младенцев: уважение и здравый смысл. Как не существует универсального рецепта на все случаи жизни, так не бывает и двух одинаковых младенцев. Если сынишка вашей сестры любит, чтобы при кормлении его держали определенным образом или предпочитает засыпать спеленатым, это вовсе не значит, что вашему мальчику придется по вкусу то же самое. И если дочурка ваших близких друзей всегда в прекрасном настроении и легко привыкает к незнакомым людям, это далеко не повод ждать того же от вашей собственной малышки. Перестаньте выдавать желаемое за действительное. Научитесь жить с вашим реальным ребенком – таким, какой он есть, – и выясните, что лучше всего подходит именно ему . Обещаю, если вы будете внимательно смотреть и слушать, ваш малыш доходчиво объяснит вам, что ему нужно и как помочь ему справиться с трудностями.
В конце концов, эмпатия и понимание сделают проще жизнь вашего ребенка, ведь вы поможете ему развить сильные стороны и сгладить недостатки. И хочу вас обрадовать: все младенцы, независимо от типа темперамента, лучше себя ведут, если жизнь размеренна и предсказуема. В следующей главе я расскажу вам, как добиться упорядоченности. Поверьте, это пойдет на пользу всей семье!
Глава 2
Волшебный ПАСС
Ешь, когда хочешь есть. Пей, когда хочешь пить. Спи, когда устал.
Буддийская мудрость
Мне подумалось, что она была бы счастливее, если бы с самого начала ее жизнь пошла по заведенному распорядку. И потом я видела, как это помогает ребенку моей подруги.
Признание матери ребенка-«учебника»
Дата: 2018-09-13, просмотров: 983.