1. объекты и субъекты
2. функции
3. виды
4. методы
5. принципы
Объектом менеджмента является организация, как сознательно координированное сообщество людей для достижения поставленной цели.
Характеристика объектов менеджмента
Функцион. области
Прочие __
Финансы __
Персонал __
Сбыт __
Снабжение __
Производство __
Инновации __
Операция Проект Система
Вид объекта
__ Рабочим
__ Участок
__ Цех
__ Производство
__ Предприятие
__ Объединение предприятий
Уровень объекта
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации.
На предприятии, как правило, можно выделить три иерархических уровня менеджмента:
1. высший;
2. средний;
3. низовой.
Трехуровневая система управления
Типичные звания (должности) менеджеров
Уровень менеджмента | Типы организации | ||
Коммерческие организации | Образовательные организации | Правительственные организации | |
Высший менеджмент | Председатель совета директоров, президент, исполнительный директор и их замы. | Ректор, проректор. | Председатель правительства, премьер-министр и его замы, руководители комитетов. |
Менеджмент среднего звена | Менеджеры структурных подразделений, департаментов, отделов. | Деканы и их замы. | Руководители департаментов, отделов. |
Низовой менеджмент первичного уровня | Менеджеры- координаторы,мастера, прорабы. | Заведующие кафедрами | Руководители программ |
Субъекты менеджмента, менеджеры – это руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория менеджер распространяется на:
1. руководителей организации;
2. руководителей структурных звеньев;
3. организаторов определенных видов работ (администраторов).
Функции менеджмента:
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующийся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Цикл из функций
Классификация функций менеджмента
Различия:
1. Общие функции:
1. Формирование целей (целеполагание)
2. Планирование
3. Организация
4. Контроль
5. Учет и анализ
1. Технологические функции:
1. Координация, регулирование
2. Коммуникация
3. Управленческие решения
2. Социально- психологические функции:
1. Делегирующие полномочия (передача власти)
2. Мотивация
Виды менеджмента
Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают:
1. Общий
2. Функциональный
Общий (генеральный) менеджмент заключается в управленческой деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении отдельными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.д.
В организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в организованном единстве, составляя целостные системы менеджмента, их соотношения и сочетания определяют тип формальной структуры организации.
Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают:
1. Нормативный
2. Стратегический
3. Оперативный
Нормативный менеджмент предусматривает:
1. Разработку и реализацию философии организации (миссии);
2. Разработку предпринимательской политики организации;
3. Определение позиции организации в конкурентной нише рынка;
4. Формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предусматривает:
1. Выработку набора стратегий;
2. Их распределение во времени;
3. Формирование потенциала успеха организации;
4. Обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегий.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
К новейшим видам менеджмента относятся:
1. Коммуникационный
2. Самоменеджмент (управление собой во времени и пространстве)
3. Практический менеджмент (управление фирмой)
4. Предпринимательский менеджмент (создание и управление новым бизнесом)
5. Социальный менеджмент (управление учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере и отраслях культуры)
Методы менеджмента.
Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач фирмы. Эти методы делятся на три группы:
1. методы управления функциональными подсистемами (видами производственно-хозяйственной деятельности – ПХД)
2. методы выполнения функций управления
3. методы принятия управленческих решений
Первая группа отражает особенности целей и задач функциональных подсистем и процедур их выполнения. К таким функциональным подсистемам относятся:
1. маркетинг
2. персонал
3. инновации
4. финансы и т. д.
Маркетинг – диагностика положения фирмы на рынке товаров и услуг. В этой подсистеме используются следующие методы:
1. анализ возможностей фирмы на потенциальных рынках
2. выявление потребностей в новых видах товаров и услуг
3. методы разработки стратегии поддержания конкурентно-способного преимущества
В подсистеме персонал используются следующие методы:
1. методы формирования системы управления персоналом
2. методы организации и оплаты труда
3. методы управления деловой карьерой
В подсистеме инновационной деятельности используются следующие методы:
1. диагностика рынка новшеств
2. методы выбора инновационных проектов (по индексам доходности, рентабельности, окупаемости)
3. оценка затрат и структуры инвестиций
4. методы определения коммерческого риска
В подсистеме финансы используются следующие методы:
1. методы определения платежеспособности и денежных потоков фирмы
2. финансовые показатели фирмы (по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия баланса)
3. методы разработки финансовых стратегий.
Во второй группе отражаются методы выполнения функций управления. К методам менеджмента относятся:
1. экономико-математические методы, включающие методы математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического, параметрического, стохастического)
2. статистические методы
По выполнению функции организации:
1. организационно-распорядительные (администрационные)
2. экономические методы (распределительные)
3. социально-психологические методы (моральные)
По выполнению функции мотивации:
1. методы стимулирования
2. методы социологического исследования
3. методы моделирования поведения человека
4. методы психологического тестирования человека
По выполнению функции координации:
1. методы межличностных коммуникаций
2. методы сбора, обработки и передачи информации
3. методы принятия и реализации управленческих решений
По выполнению функции контроля:
1. методы математического анализа
2. методы финансового анализа
3. методы организации учета (бухгалтерский, статистический, операционный)
К третьей группе относятся три группы методов:
1. методы постановки проблем и задач
2. методы решения проблем и задач
3. методы организации выполнения принятых решений
Методы постановки включают экономико-математические методы. В качестве постановки проблем и задач выступают:
1. характеристики
2. параметры
3. условия решения задач
4. целевая функция (критерий)
5. ограничения по ресурсам
К методам решения проблем и задач относятся:
1. экономико-математические методы (метод потенциалов, симплекс метод, метод разрешающих множителей и т.д.)
2. методы теории расписания, которые учитывают последующие работы
3. методы сетевого планирования
К методам организации выполнения принятых решений относятся:
1. методы описания процедур выполнения решений
2. методы координации реализуемых управленческих решений
3. методы сетевого планирования и управления, где также рассматривается последовательность выполнения работ.
Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести, упорядочить и обосновать эффективную организацию в функциональной подсистеме управления на предприятии.
В менеджменте используются:
1. общие методы и приемы. Например: экспертизы, оценки управленческих решений, генерирования идей, применяемые во всех сферах деятельности (на транспорте, в торговле, образовании и др.)
2. специальные методы и приемы, отражающие специфику определенных сфер менеджмента. Например: финансовый, персональный, инновационный менеджмент.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается успешное развитие организации.
К важным принципам эффективного менеджмента относятся:
1. целостности
2. иерархической упорядоченности
3. целевой направленности
4. научной обоснованности и оптимальности
5. сочетания централизации и децентрализации
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как единой социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченность определяет уровень процессов менеджмента в организации.
Целевая направленность определяет приоритет стратегического ориентирования организации и обязательность достижения целей как важнейший критерий успешного менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизация определяет необходимость использования научного подхода, широкого набора методов для обоснования наилучших управленческих решений.
Сочетание централизации и децентрализации определяет необходимость рационального разделения управленческих процедур и решений на основе делегирования прав и ответственности менеджеров.
Виды стилей руководства
Стиль руководства – это характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 501.