Основные категории менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. объекты и субъекты

2. функции

3. виды

4. методы

5. принципы

Объектом менеджмента является организация, как сознательно координированное сообщество людей для достижения поставленной цели.

Характеристика объектов менеджмента

 



Функцион. области

Прочие __

Финансы __

Персонал __

Сбыт __

Снабжение __

Производство __

Инновации __

          Операция Проект  Система

                                                                  Вид объекта

        __ Рабочим

    __ Участок

__  Цех

        __ Производство

    __ Предприятие

__ Объединение предприятий

Уровень объекта

 

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации.

На предприятии, как правило, можно выделить три иерархических уровня менеджмента:

1. высший;

2. средний;

3. низовой.

Трехуровневая система управления


Типичные звания (должности) менеджеров

Уровень

менеджмента

Типы организации

Коммерческие организации Образовательные организации Правительственные организации
Высший менеджмент Председатель совета директоров, президент, исполнительный директор и их замы. Ректор, проректор. Председатель правительства, премьер-министр и его замы, руководители комитетов.
Менеджмент среднего звена Менеджеры структурных подразделений, департаментов, отделов. Деканы и их замы. Руководители департаментов, отделов.
Низовой менеджмент первичного уровня Менеджеры- координаторы,мастера, прорабы. Заведующие кафедрами Руководители программ

Субъекты менеджмента, менеджеры – это руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория менеджер распространяется на:

1. руководителей организации;

2. руководителей структурных звеньев;

3. организаторов определенных видов работ (администраторов).

Функции менеджмента:

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующийся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Цикл из функций

Классификация функций менеджмента

Различия:

1. Общие функции:

1. Формирование целей (целеполагание)

2. Планирование

3. Организация

4. Контроль

5. Учет и анализ

1. Технологические функции:

1. Координация, регулирование

2. Коммуникация

3. Управленческие решения

2. Социально- психологические функции:

1. Делегирующие полномочия (передача власти)

2. Мотивация

Виды менеджмента

Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают:

1. Общий

2. Функциональный

Общий (генеральный) менеджмент заключается в управленческой деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении отдельными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

В организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в организованном единстве, составляя целостные системы менеджмента, их соотношения и сочетания определяют тип формальной структуры организации.

Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают:

1. Нормативный

2. Стратегический

3. Оперативный

Нормативный менеджмент предусматривает:

1. Разработку и реализацию философии организации (миссии);

2. Разработку предпринимательской политики организации;

3. Определение позиции организации в конкурентной нише рынка;

4. Формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предусматривает:

1. Выработку набора стратегий;

2. Их распределение во времени;

3. Формирование потенциала успеха организации;

4. Обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегий.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

К новейшим видам менеджмента относятся:

1. Коммуникационный

2. Самоменеджмент (управление собой во времени и пространстве)

3. Практический менеджмент (управление фирмой)

4. Предпринимательский менеджмент (создание и управление новым бизнесом)

5. Социальный менеджмент (управление учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере и отраслях культуры)

Методы менеджмента.

Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач фирмы. Эти методы делятся на три группы:

1. методы управления функциональными подсистемами (видами производственно-хозяйственной деятельности – ПХД)

2. методы выполнения функций управления

3. методы принятия управленческих решений

Первая группа отражает особенности целей и задач функциональных подсистем и процедур их выполнения. К таким функциональным подсистемам относятся:

1. маркетинг

2. персонал

3. инновации

4. финансы и т. д.

Маркетинг – диагностика положения фирмы на рынке товаров и услуг. В этой подсистеме используются следующие методы:

1. анализ возможностей фирмы на потенциальных рынках

2. выявление потребностей в новых видах товаров и услуг

3. методы разработки стратегии поддержания конкурентно-способного преимущества

В подсистеме персонал используются следующие методы:

1. методы формирования системы управления персоналом

2. методы организации и оплаты труда

3. методы управления деловой карьерой

В подсистеме инновационной деятельности используются следующие методы:

1. диагностика рынка новшеств

2. методы выбора инновационных проектов (по индексам доходности, рентабельности, окупаемости)

3. оценка затрат и структуры инвестиций

4. методы определения коммерческого риска

В подсистеме финансы используются следующие методы:

1. методы определения платежеспособности и денежных потоков фирмы

2. финансовые показатели фирмы (по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия баланса)

3. методы разработки финансовых стратегий.

Во второй группе отражаются методы выполнения функций управления. К методам менеджмента относятся:

1. экономико-математические методы, включающие методы математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического, параметрического, стохастического)

2. статистические методы

По выполнению функции организации:

1. организационно-распорядительные (администрационные)

2. экономические методы (распределительные)

3. социально-психологические методы (моральные)

По выполнению функции мотивации:

1. методы стимулирования

2. методы социологического исследования

3. методы моделирования поведения человека

4. методы психологического тестирования человека

По выполнению функции координации:

1. методы межличностных коммуникаций

2. методы сбора, обработки и передачи информации

3. методы принятия и реализации управленческих решений

По выполнению функции контроля:

1. методы математического анализа

2. методы финансового анализа

3. методы организации учета (бухгалтерский, статистический, операционный)

К третьей группе относятся три группы методов:

1. методы постановки проблем и задач

2. методы решения проблем и задач

3. методы организации выполнения принятых решений

Методы постановки включают экономико-математические методы. В качестве постановки проблем и задач выступают:

1. характеристики

2. параметры

3. условия решения задач

4. целевая функция (критерий)

5. ограничения по ресурсам

К методам решения проблем и задач относятся:

1. экономико-математические методы (метод потенциалов, симплекс метод, метод разрешающих множителей и т.д.)

2. методы теории расписания, которые учитывают последующие работы

3. методы сетевого планирования

К методам организации выполнения принятых решений относятся:

1. методы описания процедур выполнения решений

2. методы координации реализуемых управленческих решений

3. методы сетевого планирования и управления, где также рассматривается последовательность выполнения работ.

Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести, упорядочить и обосновать эффективную организацию в функциональной подсистеме управления на предприятии.

В менеджменте используются:

1. общие методы и приемы. Например: экспертизы, оценки управленческих решений, генерирования идей, применяемые во всех сферах деятельности (на транспорте, в торговле, образовании и др.)

2. специальные методы и приемы, отражающие специфику определенных сфер менеджмента. Например: финансовый, персональный, инновационный менеджмент.

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается успешное развитие организации.

К важным принципам эффективного менеджмента относятся:

1. целостности

2. иерархической упорядоченности

3. целевой направленности

4. научной обоснованности и оптимальности

5. сочетания централизации и децентрализации

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как единой социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность определяет уровень процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность определяет приоритет стратегического ориентирования организации и обязательность достижения целей как важнейший критерий успешного менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация определяет необходимость использования научного подхода, широкого набора методов для обоснования наилучших управленческих решений.

Сочетание централизации и децентрализации определяет необходимость рационального разделения управленческих процедур и решений на основе делегирования прав и ответственности менеджеров.

 

Виды стилей руководства

Стиль руководства – это характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 501.