Понятия: управление, менеджмент, маркетинг
Термин «управление» намного шире, чем термин «менеджмент», поскольку применяется:
1. В разных видов человеческой деятельности
2. К разным сферам деятельности
3. К разным органам управления
Менеджмент – это управление производственно-хозяйственной деятельностью фирм, предприятий, оптовых баз, банков и т.д. в условиях рыночной экономики, т.е. капитализма.
Маркетинг – это интегративная функция менеджмента, т.е. ведущая, направляющая, интегрирующая функция.
Маркетинг лишь часть менеджмента, но если не будут осуществляться другие функции менеджмента – он бесполезен.
Маркетинг преобразует потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (производителя).
У маркетинга две стороны - 2У:
1. Узнать нужды, потребности и желания потребителя;
2. Удовлетворить их;
Поэтому маркетинг, с одной стороны, выступает как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а, с другой стороны, как область особого производства (реклама, сервис, сбыт).
УПРАВЛЕНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТ
МАРКЕТИНГ
|
|
Рис. Схема взаимосвязи 3х понятий
Роль управления в общественно - экономической формации
Структура управленческой элиты
«Управленческий цилиндр» Ольги Крыштановской
Социальная структура разных типов стран
1. Соц. структура развитых обществ западного типа:
2. Соц. структура слаборазвитых обществ, т.е. стран третьего мира:
3. Соц. структура тоталитарных обществ:
Подходы к изучению менеджмента
Рис. Подходы к изучению менеджмента
Место курса «Менеджмент» в системе науки «Управление»
Цели менеджмента
Первой и основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы с помощью рациональной организации производственного процесса и системы управления.
Второй целью менеджмента является постоянное преодоление риска и рискованных операций не только в настоящем, но и в будущем.
Третьей целью является формирование миссии фирмы, т.е. ее предназначения, поскольку риск финансовых потерь и прибыль зависит от того, чем занимается фирма. Миссия фирмы представлена в учредительных документах и не может меняться в зависимости от сложившейся ситуации.
Четвертой целью является разработка стратегии фирмы.
Под стратегией фирмы понимается набор правил, в рамках которых осуществляется принятие управленческих решений, обеспечивающих стратегический успех фирмы.
Пятой целью является выполнение функций менеджмента.
Функцион. области
Прочие __
Финансы __
Персонал __
Сбыт __
Снабжение __
Производство __
Инновации __
Операция Проект Система
Вид объекта
__ Рабочим
__ Участок
__ Цех
__ Производство
__ Предприятие
__ Объединение предприятий
Уровень объекта
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации.
На предприятии, как правило, можно выделить три иерархических уровня менеджмента:
1. высший;
2. средний;
3. низовой.
Цикл из функций
Виды менеджмента
Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают:
1. Общий
2. Функциональный
Общий (генеральный) менеджмент заключается в управленческой деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении отдельными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.д.
В организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в организованном единстве, составляя целостные системы менеджмента, их соотношения и сочетания определяют тип формальной структуры организации.
Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают:
1. Нормативный
2. Стратегический
3. Оперативный
Нормативный менеджмент предусматривает:
1. Разработку и реализацию философии организации (миссии);
2. Разработку предпринимательской политики организации;
3. Определение позиции организации в конкурентной нише рынка;
4. Формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предусматривает:
1. Выработку набора стратегий;
2. Их распределение во времени;
3. Формирование потенциала успеха организации;
4. Обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегий.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
К новейшим видам менеджмента относятся:
1. Коммуникационный
2. Самоменеджмент (управление собой во времени и пространстве)
3. Практический менеджмент (управление фирмой)
4. Предпринимательский менеджмент (создание и управление новым бизнесом)
5. Социальный менеджмент (управление учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере и отраслях культуры)
Методы менеджмента.
Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач фирмы. Эти методы делятся на три группы:
1. методы управления функциональными подсистемами (видами производственно-хозяйственной деятельности – ПХД)
2. методы выполнения функций управления
3. методы принятия управленческих решений
Первая группа отражает особенности целей и задач функциональных подсистем и процедур их выполнения. К таким функциональным подсистемам относятся:
1. маркетинг
2. персонал
3. инновации
4. финансы и т. д.
Маркетинг – диагностика положения фирмы на рынке товаров и услуг. В этой подсистеме используются следующие методы:
1. анализ возможностей фирмы на потенциальных рынках
2. выявление потребностей в новых видах товаров и услуг
3. методы разработки стратегии поддержания конкурентно-способного преимущества
В подсистеме персонал используются следующие методы:
1. методы формирования системы управления персоналом
2. методы организации и оплаты труда
3. методы управления деловой карьерой
В подсистеме инновационной деятельности используются следующие методы:
1. диагностика рынка новшеств
2. методы выбора инновационных проектов (по индексам доходности, рентабельности, окупаемости)
3. оценка затрат и структуры инвестиций
4. методы определения коммерческого риска
В подсистеме финансы используются следующие методы:
1. методы определения платежеспособности и денежных потоков фирмы
2. финансовые показатели фирмы (по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия баланса)
3. методы разработки финансовых стратегий.
Во второй группе отражаются методы выполнения функций управления. К методам менеджмента относятся:
1. экономико-математические методы, включающие методы математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического, параметрического, стохастического)
2. статистические методы
По выполнению функции организации:
1. организационно-распорядительные (администрационные)
2. экономические методы (распределительные)
3. социально-психологические методы (моральные)
По выполнению функции мотивации:
1. методы стимулирования
2. методы социологического исследования
3. методы моделирования поведения человека
4. методы психологического тестирования человека
По выполнению функции координации:
1. методы межличностных коммуникаций
2. методы сбора, обработки и передачи информации
3. методы принятия и реализации управленческих решений
По выполнению функции контроля:
1. методы математического анализа
2. методы финансового анализа
3. методы организации учета (бухгалтерский, статистический, операционный)
К третьей группе относятся три группы методов:
1. методы постановки проблем и задач
2. методы решения проблем и задач
3. методы организации выполнения принятых решений
Методы постановки включают экономико-математические методы. В качестве постановки проблем и задач выступают:
1. характеристики
2. параметры
3. условия решения задач
4. целевая функция (критерий)
5. ограничения по ресурсам
К методам решения проблем и задач относятся:
1. экономико-математические методы (метод потенциалов, симплекс метод, метод разрешающих множителей и т.д.)
2. методы теории расписания, которые учитывают последующие работы
3. методы сетевого планирования
К методам организации выполнения принятых решений относятся:
1. методы описания процедур выполнения решений
2. методы координации реализуемых управленческих решений
3. методы сетевого планирования и управления, где также рассматривается последовательность выполнения работ.
Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести, упорядочить и обосновать эффективную организацию в функциональной подсистеме управления на предприятии.
В менеджменте используются:
1. общие методы и приемы. Например: экспертизы, оценки управленческих решений, генерирования идей, применяемые во всех сферах деятельности (на транспорте, в торговле, образовании и др.)
2. специальные методы и приемы, отражающие специфику определенных сфер менеджмента. Например: финансовый, персональный, инновационный менеджмент.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается успешное развитие организации.
К важным принципам эффективного менеджмента относятся:
1. целостности
2. иерархической упорядоченности
3. целевой направленности
4. научной обоснованности и оптимальности
5. сочетания централизации и децентрализации
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как единой социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченность определяет уровень процессов менеджмента в организации.
Целевая направленность определяет приоритет стратегического ориентирования организации и обязательность достижения целей как важнейший критерий успешного менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизация определяет необходимость использования научного подхода, широкого набора методов для обоснования наилучших управленческих решений.
Сочетание централизации и децентрализации определяет необходимость рационального разделения управленческих процедур и решений на основе делегирования прав и ответственности менеджеров.
Виды стилей руководства
Стиль руководства – это характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Стили руководства
Решетка менеджмента
Автор – Роберт Блейк и Джейн Муттон, 60-е годы 20 века, Техасский университет.
1,1 – бездарный стиль руководства. Руководитель – «пессимист». Он мало заботиться и о производстве и о людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок. Руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы.
1,9 – клубный стиль. Руководитель – либерал. Огромное внимание со стороны руководителя к подчиненным, создание дружеского коллектива, «единой семьи», постоянные чаепития в течение рабочего дня, совместное проведение праздников. Но при этом интересы организации отходят на задний план.
9,1 – жесткий стиль. Руководитель – автократ. Он уделяет максимальное внимание производству и минимальное – людям. Производственные результаты бывают достаточно высоки, но от этого удовлетворенности у сотрудников нет. Наблюдается текучесть кадров, потому что руководитель применяет тотальный контроль и жесткие наказания за любые погрешности в работе.
5,5 – манипулятивный стиль. Руководитель – демократ (манипулятор). Руководитель достаточно умело балансирует, обеспечивая средний уровень производства и удовлетворительный моральный настрой коллектива. Стиль компромиссов, договоров между руководителем и подчиненными. Руководитель использует большой арсенал методов управления, в том числе и коварные методы – шантаж, интриги.
9,9 – прогрессивный стиль. Руководитель – организатор команды. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей. Это он осуществляет на основе доверия и уважения к подчиненным. Развивается самостоятельность, ответственность, создается команда единомышленников, профессионалов.
Ситуационное лидерство – это определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы, то есть от степени квалификации и стремления к росту.
Уровень зрелости группы |
| Соответствующий стиль руководства |
1. Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться | 1. предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов) | |
2. достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться | 2. участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности) | |
3. малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации | 3. координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов) | |
4.низкоквалифицированная и нерасположенная совершенствоваться | 4. указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений) |
Лидерство и руководство
Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение остальных участников.
Лидерство – это отношения доминирования (преобладания) и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Рис. Иерархия традиционных отношений (а) и лидерских отношений (б).
Согласно этому подходу лидер – это член малой группы, который в результате взаимодействия всех членов группы выдвигается на первый план при решении конкретной задачи, принимая на себя функции организатора групповой деятельности.
Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят такие отношения, которые предполагают, что лидер будет вести, а они будут ведомыми.
Процессу лидерства свойственна противоречивость, а именно, могут не совпадать притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль.
Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной.
Лидерство – это потенциал, имеющийся у человека.
Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно, также, что лидерами становятся не сразу. Этому объективно предшествует определенный тип карьеры в организациях, помогающий развивать эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств, при этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера.
Лидер – это человек, обладающий авторитетом, и в силу этого способный влиять на людей. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности в организации, называется формальным.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Виды власти:
В психологии менеджмента существует 2 понятия:
1. Психология руководителя
2. Психология подчиненного
Психология подчиненного проявляется в том, как работник относится к выполнению своих обязанностей. Это отношение у людей очень разнообразное, а именно, халатное, безответственное, творческое, обязательное, заинтересованное и т.д. Психология подчиненного во многом определяет отношение к нему непосредственного руководителя.
Психология руководителя проявляется в характере пользования предоставленной ему власти.
Власть – это возможность оказывать влияние на людей и на удовлетворение их потребностей.
Успех и неудачи в применении власти определяются пониманием власти и умением ею пользоваться
Различают 5 видов власти:
1. экспертная
2. власть примера
3. законная власть (по должности)
4. власть, основанная на вознаграждении
5. власть, основанная на принуждении.
1. Экспертная власть – это возможность руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря уровню: образования, опыта, умений и навыков, то есть она определяется компетентностью руководителя.
2. Власть примера определяется харизмой руководителя, то есть власть основана на силе личностных качеств и стиля управления руководителя. Это приводит к тому, что подчиненные стремятся подражать руководителю во всем. Чем больше руководитель является идеалом, тем больше его уважают.
3. Законная власть – это власть, полученная руководителем в соответствии с занимаемой должностью.
4. Власть вознаграждения – один из самых древних и широко используемых видов власти в организации. Сила этой власти определяется справедливостью. Власть может быть ослаблена, если обещанное вознаграждение не последует или если поощряются работники, не выполнившие задания.
5. Власть принуждения – реализуется путем применения наказаний, штрафов, понижения в должности. В основе такой власти лежит страх. Он ограничивает инициативу, творчество, поэтому наказание должно соответствовать проступку.
Власть является испытанием для любого человека. Хотите узнать человека – дайте ему власть.
Отличие менеджера от лидера
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не всегда является эффективным лидером и наоборот.
Менеджер | Лидер |
1. Администратор | 1. Инноватор |
2. Поручает | 2. Вдохновляет |
3. Работает по целям других | 3. Работает по своим целям |
4. План - основа действий | 4. Видение - основа действий |
5. Полагается на систему | 5. Полагается на людей |
6. Использует доводы | 6. Использует эмоции |
7. Контролирует | 7. Доверяет |
8. Поддерживает движение | 8. Дает импульс движению |
9. Профессионален | 9. Энтузиаст |
10. Принимает решения | 10. Превращает решения в реальность |
11. Делает дело правильно | 11. Делает правильное дело |
12. Уважаем | 12. Обожаем |
Теория лидерских качеств
Данная теория пытается объяснить, какие качества должны отличать «великих людей» от обычных. Ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Были проведены сотни исследований.
Эта теория считает, что лидерами становятся люди, обладающие следующими качествами:
1. Ум или интеллектуальные способности
2. Уверенность в себе
3. Господство или преобладание над другими - доминирование
4. Активность и энергичность
5. Знание дела
6. Честолюбие
Честолюбие - это признание окружающими неординарных заслуг индивида перед обществом.
На основе честолюбия формируется стремление к славе. Слава - общественное признание достоинств человека.
Этика и харизма
Неэтический харизматический лидер (безнравственный лидер - харизматик) | Этический харизматический лидер (нравственный лидер – харизматик) |
1. Использует власть только в личных целях | 1. Использует власть в интересах других |
2. Продвигает только свое личное видение | 2. Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей |
3. Пресекает критику в свой адрес | 3. Считается с критикой и извлекает из нее уроки |
4. Требует беспрекословного выполнения своих решений | 4. Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам |
5. Коммутирует только в одном направлении: от себя вниз | 5. Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию |
6. Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей | 6. Обучает, развивает и поддерживает своих последователей, делит свою славу с другими |
7. Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов | 7. Полагается на внутренние моральные стандарты (совесть) для удовлетворения организационных и общественных интересов |
Типы лидерства
Понятия: управление, менеджмент, маркетинг
Термин «управление» намного шире, чем термин «менеджмент», поскольку применяется:
1. В разных видов человеческой деятельности
2. К разным сферам деятельности
3. К разным органам управления
Менеджмент – это управление производственно-хозяйственной деятельностью фирм, предприятий, оптовых баз, банков и т.д. в условиях рыночной экономики, т.е. капитализма.
Маркетинг – это интегративная функция менеджмента, т.е. ведущая, направляющая, интегрирующая функция.
Маркетинг лишь часть менеджмента, но если не будут осуществляться другие функции менеджмента – он бесполезен.
Маркетинг преобразует потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (производителя).
У маркетинга две стороны - 2У:
1. Узнать нужды, потребности и желания потребителя;
2. Удовлетворить их;
Поэтому маркетинг, с одной стороны, выступает как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а, с другой стороны, как область особого производства (реклама, сервис, сбыт).
УПРАВЛЕНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТ
МАРКЕТИНГ
|
|
Рис. Схема взаимосвязи 3х понятий
Дата: 2018-11-18, просмотров: 460.