Понятия: управление, менеджмент, маркетинг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятия: управление, менеджмент, маркетинг

Термин «управление» намного шире, чем термин «менеджмент», поскольку применяется:

1. В разных видов человеческой деятельности

2. К разным сферам деятельности

3. К разным органам управления

Менеджмент – это управление производственно-хозяйственной деятельностью фирм, предприятий, оптовых баз, банков и т.д. в условиях рыночной экономики, т.е. капитализма.

Маркетинг – это интегративная функция менеджмента, т.е. ведущая, направляющая, интегрирующая функция.

Маркетинг лишь часть менеджмента, но если не будут осуществляться другие функции менеджмента – он бесполезен.

Маркетинг преобразует потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (производителя).

У маркетинга две стороны - 2У:

1. Узнать нужды, потребности и желания потребителя;

2. Удовлетворить их;

Поэтому маркетинг, с одной стороны, выступает как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а, с другой стороны, как область особого производства (реклама, сервис, сбыт).

УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

МАРКЕТИНГ

       

Структура областей маркетинга иенджмента
Структура областей менеджмента

 

Рис. Схема взаимосвязи 3х понятий

Роль управления в общественно - экономической формации

Структура управленческой элиты

«Управленческий цилиндр» Ольги Крыштановской

Социальная структура разных типов стран

1. Соц. структура развитых обществ западного типа:

2. Соц. структура слаборазвитых обществ, т.е. стран третьего мира:

3. Соц. структура тоталитарных обществ:

Подходы к изучению менеджмента

Рис. Подходы к изучению менеджмента

 

Место курса «Менеджмент» в системе науки «Управление»

Цели менеджмента

Первой и основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы с помощью рациональной организации производственного процесса и системы управления.

Второй целью менеджмента является постоянное преодоление риска и рискованных операций не только в настоящем, но и в будущем.

Третьей целью является формирование миссии фирмы, т.е. ее предназначения, поскольку риск финансовых потерь и прибыль зависит от того, чем занимается фирма. Миссия фирмы представлена в учредительных документах и не может меняться в зависимости от сложившейся ситуации.

Четвертой целью является разработка стратегии фирмы.

Под стратегией фирмы понимается набор правил, в рамках которых осуществляется принятие управленческих решений, обеспечивающих стратегический успех фирмы.

Пятой целью является выполнение функций менеджмента.

Функцион. области

Прочие __

Финансы __

Персонал __

Сбыт __

Снабжение __

Производство __

Инновации __

          Операция Проект  Система

                                                                  Вид объекта

        __ Рабочим

    __ Участок

__  Цех

        __ Производство

    __ Предприятие

__ Объединение предприятий

Уровень объекта

 

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации.

На предприятии, как правило, можно выделить три иерархических уровня менеджмента:

1. высший;

2. средний;

3. низовой.

Цикл из функций

Виды менеджмента

Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают:

1. Общий

2. Функциональный

Общий (генеральный) менеджмент заключается в управленческой деятельности организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении отдельными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.д.

В организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в организованном единстве, составляя целостные системы менеджмента, их соотношения и сочетания определяют тип формальной структуры организации.

Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают:

1. Нормативный

2. Стратегический

3. Оперативный

Нормативный менеджмент предусматривает:

1. Разработку и реализацию философии организации (миссии);

2. Разработку предпринимательской политики организации;

3. Определение позиции организации в конкурентной нише рынка;

4. Формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предусматривает:

1. Выработку набора стратегий;

2. Их распределение во времени;

3. Формирование потенциала успеха организации;

4. Обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегий.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

К новейшим видам менеджмента относятся:

1. Коммуникационный

2. Самоменеджмент (управление собой во времени и пространстве)

3. Практический менеджмент (управление фирмой)

4. Предпринимательский менеджмент (создание и управление новым бизнесом)

5. Социальный менеджмент (управление учреждениями в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере и отраслях культуры)

Методы менеджмента.

Методы менеджмента – это способы осуществления управленческой деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач фирмы. Эти методы делятся на три группы:

1. методы управления функциональными подсистемами (видами производственно-хозяйственной деятельности – ПХД)

2. методы выполнения функций управления

3. методы принятия управленческих решений

Первая группа отражает особенности целей и задач функциональных подсистем и процедур их выполнения. К таким функциональным подсистемам относятся:

1. маркетинг

2. персонал

3. инновации

4. финансы и т. д.

Маркетинг – диагностика положения фирмы на рынке товаров и услуг. В этой подсистеме используются следующие методы:

1. анализ возможностей фирмы на потенциальных рынках

2. выявление потребностей в новых видах товаров и услуг

3. методы разработки стратегии поддержания конкурентно-способного преимущества

В подсистеме персонал используются следующие методы:

1. методы формирования системы управления персоналом

2. методы организации и оплаты труда

3. методы управления деловой карьерой

В подсистеме инновационной деятельности используются следующие методы:

1. диагностика рынка новшеств

2. методы выбора инновационных проектов (по индексам доходности, рентабельности, окупаемости)

3. оценка затрат и структуры инвестиций

4. методы определения коммерческого риска

В подсистеме финансы используются следующие методы:

1. методы определения платежеспособности и денежных потоков фирмы

2. финансовые показатели фирмы (по коэффициентам ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия баланса)

3. методы разработки финансовых стратегий.

Во второй группе отражаются методы выполнения функций управления. К методам менеджмента относятся:

1. экономико-математические методы, включающие методы математического программирования (линейного, нелинейного, целочисленного, динамического, параметрического, стохастического)

2. статистические методы

По выполнению функции организации:

1. организационно-распорядительные (администрационные)

2. экономические методы (распределительные)

3. социально-психологические методы (моральные)

По выполнению функции мотивации:

1. методы стимулирования

2. методы социологического исследования

3. методы моделирования поведения человека

4. методы психологического тестирования человека

По выполнению функции координации:

1. методы межличностных коммуникаций

2. методы сбора, обработки и передачи информации

3. методы принятия и реализации управленческих решений

По выполнению функции контроля:

1. методы математического анализа

2. методы финансового анализа

3. методы организации учета (бухгалтерский, статистический, операционный)

К третьей группе относятся три группы методов:

1. методы постановки проблем и задач

2. методы решения проблем и задач

3. методы организации выполнения принятых решений

Методы постановки включают экономико-математические методы. В качестве постановки проблем и задач выступают:

1. характеристики

2. параметры

3. условия решения задач

4. целевая функция (критерий)

5. ограничения по ресурсам

К методам решения проблем и задач относятся:

1. экономико-математические методы (метод потенциалов, симплекс метод, метод разрешающих множителей и т.д.)

2. методы теории расписания, которые учитывают последующие работы

3. методы сетевого планирования

К методам организации выполнения принятых решений относятся:

1. методы описания процедур выполнения решений

2. методы координации реализуемых управленческих решений

3. методы сетевого планирования и управления, где также рассматривается последовательность выполнения работ.

Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести, упорядочить и обосновать эффективную организацию в функциональной подсистеме управления на предприятии.

В менеджменте используются:

1. общие методы и приемы. Например: экспертизы, оценки управленческих решений, генерирования идей, применяемые во всех сферах деятельности (на транспорте, в торговле, образовании и др.)

2. специальные методы и приемы, отражающие специфику определенных сфер менеджмента. Например: финансовый, персональный, инновационный менеджмент.

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается успешное развитие организации.

К важным принципам эффективного менеджмента относятся:

1. целостности

2. иерархической упорядоченности

3. целевой направленности

4. научной обоснованности и оптимальности

5. сочетания централизации и децентрализации

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как единой социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность определяет уровень процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность определяет приоритет стратегического ориентирования организации и обязательность достижения целей как важнейший критерий успешного менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация определяет необходимость использования научного подхода, широкого набора методов для обоснования наилучших управленческих решений.

Сочетание централизации и децентрализации определяет необходимость рационального разделения управленческих процедур и решений на основе делегирования прав и ответственности менеджеров.

 

Виды стилей руководства

Стиль руководства – это характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.



Стили руководства

Авторитарный (автократический) Демократический Либеральный 1 Приемы принятия решений Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указания от руководства или решения совещания 2 Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает 3 Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с делегированными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность 4 Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных 5 Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается 6 Отношение к недостаткам собственных знаний Все знает, все умеет Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает, критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных 7 Стиль общения Держит дистанцию, не общителен Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе 8 Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль Мягок, покладист 9 Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины 10 Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Использует постоянно различные виды стимулов Действует как демократ

Решетка менеджмента

Автор – Роберт Блейк и Джейн Муттон, 60-е годы 20 века, Техасский университет.

1,1бездарный стиль руководства. Руководитель – «пессимист». Он мало заботиться и о производстве и о людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок. Руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы.

1,9 – клубный стиль. Руководитель – либерал. Огромное внимание со стороны руководителя к подчиненным, создание дружеского коллектива, «единой семьи», постоянные чаепития в течение рабочего дня, совместное проведение праздников. Но при этом интересы организации отходят на задний план.

9,1 – жесткий стиль. Руководитель – автократ. Он уделяет максимальное внимание производству и минимальное – людям. Производственные результаты бывают достаточно высоки, но от этого удовлетворенности у сотрудников нет. Наблюдается текучесть кадров, потому что руководитель применяет тотальный контроль и жесткие наказания за любые погрешности в работе.

5,5 – манипулятивный стиль. Руководитель – демократ (манипулятор). Руководитель достаточно умело балансирует, обеспечивая средний уровень производства и удовлетворительный моральный настрой коллектива. Стиль компромиссов, договоров между руководителем и подчиненными. Руководитель использует большой арсенал методов управления, в том числе и коварные методы – шантаж, интриги.

9,9 – прогрессивный стиль. Руководитель – организатор команды. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей. Это он осуществляет на основе доверия и уважения к подчиненным. Развивается самостоятельность, ответственность, создается команда единомышленников, профессионалов.

Ситуационное лидерство – это определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы, то есть от степени квалификации и стремления к росту.

Уровень зрелости группы

 

Соответствующий стиль руководства
1. Полностью квалифицированная и желающая дальше совершенствоваться 1. предоставление самостоятельности (определение функций и ответственности работников, совместное обсуждение результатов)
2. достаточно квалифицированная и продолжающая совершенствоваться 2. участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
3. малоквалифицированная, но стремящаяся к повышению квалификации 3. координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
4.низкоквалифицированная и нерасположенная совершенствоваться 4. указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)

Лидерство и руководство

Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказать существенное влияние на поведение остальных участников.

Лидерство – это отношения доминирования (преобладания) и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Рис. Иерархия традиционных отношений (а) и лидерских отношений (б).

Согласно этому подходу лидер – это член малой группы, который в результате взаимодействия всех членов группы выдвигается на первый план при решении конкретной задачи, принимая на себя функции организатора групповой деятельности.

Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят такие отношения, которые предполагают, что лидер будет вести, а они будут ведомыми.

Процессу лидерства свойственна противоречивость, а именно, могут не совпадать притязания лидера и готовность других принять его ведущую роль.

Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной.

Лидерство – это потенциал, имеющийся у человека.

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно, также, что лидерами становятся не сразу. Этому объективно предшествует определенный тип карьеры в организациях, помогающий развивать эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств, при этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера.

Лидер – это человек, обладающий авторитетом, и в силу этого способный влиять на людей. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности в организации, называется формальным.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Виды власти:

В психологии менеджмента существует 2 понятия:

1. Психология руководителя

2. Психология подчиненного

Психология подчиненного проявляется в том, как работник относится к выполнению своих обязанностей. Это отношение у людей очень разнообразное, а именно, халатное, безответственное, творческое, обязательное, заинтересованное и т.д. Психология подчиненного во многом определяет отношение к нему непосредственного руководителя.

Психология руководителя проявляется в характере пользования предоставленной ему власти.

Власть – это возможность оказывать влияние на людей и на удовлетворение их потребностей.

Успех и неудачи в применении власти определяются пониманием власти и умением ею пользоваться

Различают 5 видов власти:

1. экспертная

2. власть примера

3. законная власть (по должности)

4. власть, основанная на вознаграждении

5. власть, основанная на принуждении.

1. Экспертная власть – это возможность руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря уровню: образования, опыта, умений и навыков, то есть она определяется компетентностью руководителя.

2. Власть примера определяется харизмой руководителя, то есть власть основана на силе личностных качеств и стиля управления руководителя. Это приводит к тому, что подчиненные стремятся подражать руководителю во всем. Чем больше руководитель является идеалом, тем больше его уважают.

3. Законная власть – это власть, полученная руководителем в соответствии с занимаемой должностью.

4. Власть вознаграждения – один из самых древних и широко используемых видов власти в организации. Сила этой власти определяется справедливостью. Власть может быть ослаблена, если обещанное вознаграждение не последует или если поощряются работники, не выполнившие задания.

5. Власть принуждения – реализуется путем применения наказаний, штрафов, понижения в должности. В основе такой власти лежит страх. Он ограничивает инициативу, творчество, поэтому наказание должно соответствовать проступку.

Власть является испытанием для любого человека. Хотите узнать человека – дайте ему власть.

Отличие менеджера от лидера

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не всегда является эффективным лидером и наоборот.

Менеджер Лидер
1. Администратор 1. Инноватор
2. Поручает 2. Вдохновляет
3. Работает по целям других 3. Работает по своим целям
4. План - основа действий 4. Видение - основа действий
5. Полагается на систему 5. Полагается на людей
6. Использует доводы 6. Использует эмоции
7. Контролирует 7. Доверяет
8. Поддерживает движение 8. Дает импульс движению
9. Профессионален 9. Энтузиаст
10. Принимает решения 10. Превращает решения в реальность
11. Делает дело правильно 11. Делает правильное дело
12. Уважаем 12. Обожаем

Теория лидерских качеств

Данная теория пытается объяснить, какие качества должны отличать «великих людей» от обычных. Ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Были проведены сотни исследований.

Эта теория считает, что лидерами становятся люди, обладающие следующими качествами:

1. Ум или интеллектуальные способности

2. Уверенность в себе

3. Господство или преобладание над другими - доминирование

4. Активность и энергичность

5. Знание дела

6. Честолюбие

Честолюбие - это признание окружающими неординарных заслуг индивида перед обществом.

На основе честолюбия формируется стремление к славе. Слава - общественное признание достоинств человека.

Этика и харизма

Неэтический харизматический лидер (безнравственный лидер - харизматик) Этический харизматический лидер (нравственный лидер – харизматик)
1. Использует власть только в личных целях 1. Использует власть в интересах других
2. Продвигает только свое личное видение 2. Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
3. Пресекает критику в свой адрес 3. Считается с критикой и извлекает из нее уроки
4. Требует беспрекословного выполнения своих решений 4. Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
5. Коммутирует только в одном направлении: от себя вниз 5. Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
6. Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей 6. Обучает, развивает и поддерживает своих последователей, делит свою славу с другими
7. Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов 7. Полагается на внутренние моральные стандарты (совесть) для удовлетворения организационных и общественных интересов

Типы лидерства

Понятия: управление, менеджмент, маркетинг

Термин «управление» намного шире, чем термин «менеджмент», поскольку применяется:

1. В разных видов человеческой деятельности

2. К разным сферам деятельности

3. К разным органам управления

Менеджмент – это управление производственно-хозяйственной деятельностью фирм, предприятий, оптовых баз, банков и т.д. в условиях рыночной экономики, т.е. капитализма.

Маркетинг – это интегративная функция менеджмента, т.е. ведущая, направляющая, интегрирующая функция.

Маркетинг лишь часть менеджмента, но если не будут осуществляться другие функции менеджмента – он бесполезен.

Маркетинг преобразует потребности покупателя (клиента) в доходы предприятия (производителя).

У маркетинга две стороны - 2У:

1. Узнать нужды, потребности и желания потребителя;

2. Удовлетворить их;

Поэтому маркетинг, с одной стороны, выступает как чисто управленческая функция (исследование рынка, формирование стратегий и политик), а, с другой стороны, как область особого производства (реклама, сервис, сбыт).

УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

МАРКЕТИНГ

       

Структура областей маркетинга иенджмента
Структура областей менеджмента

 

Рис. Схема взаимосвязи 3х понятий

Дата: 2018-11-18, просмотров: 396.