Название стиля | Природа стиля | Сильные стороны | Слабые стороны | Психологический климат | Условия применения |
Авторитар-ный | Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя. Потоки информации преимущественно сверху, обратная связь работает слабо | Возможность предсказания результатов. Основное внимание порядку, результату | Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов | Заискивание, подхалимаж, лесть вплоть до холуйства по отношению к руководителю. В коллективе отношения типа «дедовщины», выяснение отношений, творческий застой | Грамотный руководитель, критическая ситуация |
Демократический | Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя. Принятие решения раздельно по уровням на основе участия. Потоки информации идут активно в двух направлениях | Возможность предсказания результатов. Основное внимание порядку, результату | Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов | Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер | Грамотный руководитель и обученные подчиненные |
Попуститель-ский | Снятие руководителем с себя ответственности в пользу группы (организации). | Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера. Подразумевается высокая степень самостоятельности и квалификации подчиненных | Группа может потерять контроль и снизить скорость решения проблем без лидерского вмешательства. | Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер. | По отношению к отдельным квалифицированным специалистам |
Таким образом, формы делового общения, его виды, принципы и правила создают единую картину целостного взаимодействия, в котором и проявляются индивидуальности людей.
Процесс делового общения определяет его виды:
1) вербальный – используются устную речь. Специалистами по деловым коммуникациям (А.П. Панфиловой, В.Н. Лабунской, В.Н. Кунициной и др.) подсчитано, что современный деловой человек за день произносит пример 30 тысяч слов, или более 3 тысяч в час; невербальный предполагает учет мимики, позы и жестов оппонента;
2) прямой – собеседники взаимодействуют в одно время и в одном месте, т.е. происходит непосредственное устное общение с использованием невербальных сигналов; непрямой часто происходит в письменном виде, люди передают информацию в разное время, находясь в разных местах. Этот вид общения является менее успешным, т.к. тратится время, при котором можно обо всем передумать;
3) письменный – общение происходит через письменные сообщения; телефонный – используется устная речь, но невозможно повлиять на ход разговора при помощи невербальных знаков.
Как и в любом виде коммуникации, самым эффективным остается прямой контакт, когда можно установить зрительную связь, услышать другого человека, почувствовать его эмоциональный настрой и т.д.
Деловое общение в той или иной степени предполагает целенаправленное взаимодействие в рамках коллективной работы с целью получения определенного результата. Традиционно принято выделять несколько форм делового общения.
· Деловая переписка. Этот вид общения относится к так называемому заочному взаимодействию, когда информация доносится до собеседника при помощи письма. Составить деловое письмо не так просто, как может показаться на первый взгляд. Нужно учитывать некоторые моменты, такие как: оформление электронного послания, сроки, в рамках которых ответ будет оставаться актуальным, лаконичность изложения необходимой информации. В результате деловой переписки люди могут прийти к определенным заключениям и выводам.
· Деловая беседа. Она является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.
Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.
Деловая беседа – это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно, ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивы, речевые характеристики друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.
В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.
К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа, мнений и высказываний сотрудников.
Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.
Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.
Существуют следующие запрещенные приемы во время деловой беседы.
Ни в коем случае не следует:
· перебивать партнера;
· негативно оценивать его личность;
· подчеркивать разницу между собой и партнером;
· резко убыстрять темп беседы;
· избегать пространственной близости и не смотреть на партнера;
· пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден;
· не понимать или не желать понять его психологическое состояние.
· Деловое совещание. Это деятельность, связанная с принятием решений группой заинтересованных лиц, соответственно, такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление, оказывают серьёзное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты. В теории управления деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Это своеобразный форум по выработке ключевых решений и способ координации активности людей и подразделений. Необходимо помнить, что совещание – не более чем средство управления и, как любое средство, оно должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы достичь желаемого результата.
Успех совещания зависит не только от поставленной цели, но и от того, как участники приходят к пониманию задачи. Тщательное планирование таких элементов, как цели, состав участников, повестка дня и место проведения, – ключ к продуктивному совещанию.
· Публичное выступление. Деловое общение призвано обеспечить установление деловых связей между сотрудниками. Публичное выступление используется в тех случаях, когда важно донести какую-то информацию, имеющую ознакомительный и презентационный характер до слушателей. Тот, кто выступает перед аудиторией, должен обладать всеми необходимыми знаниями по предмету своего доклада, а также рядом личностных характеристик, позволяющих ему свободно и легко воспроизводить эту информацию. Основные требования к выступающему: грамотная речь, уверенность в себе, четкость и последовательность изложения материала. Структура публичного выступления чаще всего представляет собой традиционную трехчастную композицию: вступление, основная часть, заключение.
· Деловые переговоры. Являются неотъемлемым элементом делового общения. С помощью переговоров можно быстро решить важную проблему, определиться с ближайшими целями и задачами развития фирмы, услышать мнение и намерения оппонента. Деловые переговоры чаще всего проводятся между руководителями разных организаций с целью обозначить свои позиции и прийти к единому решению.
Переговоры, как и медаль, имеют две стороны: внешнюю (протокольную) и внутреннюю (содержательную). Что касается первой, то на протяжении многолетней практики выработаны определенные правила ведения переговоров, пренебрегать которыми ни в деловом мире, ни в дипломатии не принято.
1. О дне и часе переговоров договариваются заранее.
2. Рассаживаются за столом переговоров только после того, как свое место займет хозяин дома.
3. Инициатива ведения беседы всегда принадлежит главе принимающей стороны.
4. Инициатива окончания любой беседы всегда остается за гостем.
5. По возвращении с переговоров не следует забывать коротко поблагодарить принимавшую сторону за гостеприимство.
В общем виде план переговоров должен содержать:
- место, дату и время встречи;
- состав участников;
- вопросы для обсуждения;
- альтернативы на случай контрпредложений;
- ответственного за подготовку справочных материалов (образцов товаров, каталогов, рекламы);
- ответственного за встречу и проводы представителя другой стороны;
- ответственного за организацию угощения в ходе переговоров;
- ответственного за организацию и проведение приема после переговоров.
При подготовке переговоров важнейшее значение имеет правильный выбор языка общения. Если деловые переговоры проводятся партнерами, свободно владеющими одним и тем же языком, то проблемы выбора языка для ведения переговоров не возникает. Если языковая среда различна, то, как правило, переговоры ведутся на языке принимающей стороны с участием переводчика, хорошо владеющего необходимой терминологией. Следует иметь в виду, что профессионалы обычно стремятся работать с квалифицированным переводчиком даже тогда, когда достаточно хорошо знают язык партнера. Это дает возможность следить за высказываниями партнеров, не предполагающими, что другая сторона их понимает. Неосторожная фраза или реплика могут дать полезную информацию и повлиять на принятие решений. Многие намеренно скрывают свои знания иностранного языка именно по этой причине.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 302.