Исходя из определения, видно, что современная педагогика исходит из того, что понятие воспитание отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Эти взаимодействия и обусловленные ими коммуникативные связи обозначаются понятием воспитательные отношения.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.
Для воспитания характерны следующие особенности:
1. 1. Целенаправленность и планомерность процесса воспитания.
2. 2. Двусторонность.
3. 3. Целостность.
4. 4. Противоречивость.
5. 5. Скачкообразность.
6. 6. Многофакторность.
7. 7. Длительность.
8. 8. Связь индивидуализации и социализации личности.
9. 9. Системность.
Аналогично, как в теории обучения, анализ закономерностей воспитания, выявление описываемых в них связей между различными компонентами воспитательного процесса, позволяет формулировать ключевые принципы, необходимые для практической организации воспитания.
Принципы воспитания по своей сути - основные положения и нормативные требования, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания.
Принципы воспитания – исходные положения о способах достижения воспитательных целей с учетом законов воспитательного процесса.
Принцип воспитания, по сути, – вывод, который основан на выявленной, подтверждённой и объяснённой закономерности, которая, в свою очередь, обосновывается выявленными противоречиями, присущими процессу воспитания (например, между нравственно-этическим идеалом общества и реальным уровнем и поведением воспитанника, или между признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактически преимущественно словесным характером воспитания).
К основным принципам воспитания относят:
1. Принцип общественной направленности воспитания, заключающийся в соответствии воспитания социальным потребностям, интересам народа, страны, традициям, нормам.
2. Принцип субъектности, заключающийся в развитии способности воспитанника сознавать своё «Я», оценивать себя, отстаивать свою позицию, сопротивляться негативному влиянию среды, проявлять личные качества и способности.
3. Принцип взаимодействия воспитания с общественными процессами.
4. Принцип целостности воспитательного процесса.
5. Принцип непрерывности воспитания.
6. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, формирование жизненного оптимизма.
7. Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника.
8. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.
9. Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников.
10. Принцип активизации нравственно-волевых сил воспитанников с возбуждением непосредственного интереса к делу и профессиональному росту.
Педагог должен всегда помнить, что принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного, полного, комплексного, одновременного и фронтального воплощения в практику. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных – они важны одинаково и все. Кроме того, принципы воспитания – не рецепты, они не заменят знаний, опыта и мастерства педагога.
В процессе осуществления процесса воспитания особую важность приобретает то, чем наполнено взаимодействие педагога с воспитанниками и воспитанников с окружающим миром. Очерчивая ту совокупность ценностных отношений, которая относительно полно исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, мы обращаемся к ещё одной составляющей процесса воспитания – содержанию воспитания.
Содержание воспитания – основные ценностные отношения, которые формируются в процессе воспитания.
Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям (человек, жизнь, общество и т.д.), а так же совокупность общепринятых, выработанных культурой, отношений (свобода, совесть, справедливость, равенство).
Ценностные отношения носят обобщающий характер и включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.
Рассмотрим составляющие основных ценностных отношений:
· Ценностное отношение к природе – интегрирует в себе наслаждение флорой и фауной; заботу о животных и растениях; беспокойство по поводу гибели природы; стремление к общению с природой и т.д.
· Ценностное отношение к человеку – интегрирует в себе умение обнаруживать присутствие другого человека в окружающей среде; умение учитывать автономию и интересы другого человека; умение помогать человеку по мере сил; умение понимать человека во всех его проявлениях, объясняя то, что кажется странным; содействовать благу человека на Земле и т.д.
· Ценностное отношение к жизни – интегрирует в себе признание права на жизнь каждого человека; бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; образ жизни, достойный человека; осмысленную жизненную позицию и т.д.
· Ценностное отношение к обществу – интегрирует в себе знакомство с общепринятыми нормативами; знание правовых основ и политического устройства; патриотизм и любовь к Родине и т.д.
Основные методы воспитания
Мы уже знаем, что категории цели, содержания раскрывают сущность воспитательного процесса, объясняя, к чему он стремится, чем наполнен и на что направлен. Но есть ещё одна очень важная категория, связанная с вопросом – как воспитывать? Это категория метода воспитания.
Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, направленной на развитие и формирование сознания, воли, чувств, поведения воспитанников; выработку у них заданных целью воспитания качеств.
Метод воспитания – это тот путь, по которому осуществляется «переход» воспитанника с более низкого уровня на более высокий (что, собственно и есть воспитание). Целей воспитания можно достичь разными путями и их большое количество, практически столько, сколько может найти воспитатель. Одни пути могут привести к цели быстрее, другие медленнее. Практика воспитания использует в первую очередь те пути (методы), которые были разработаны, апробированы и показали свою эффективность у предшествующих поколений педагогов. Эти методы называют общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед педагогом всегда стоит задача найти новые, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с наименьшими усилиями добиваться намеченного результата.
Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (литература, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и др.)
В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и их версий накоплено достаточно, и разобраться в них позволяет их упорядочивание, выстраивание по определённому признаку системы методов, их классификации.
Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое, и, тем самым, способствовать осознанному выбору и эффективному применению, так как педагог понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
Рассмотрим одну из часто встречающихся в современной педагогике классификаций методов воспитания, основанную на комплексном подходе к самому процессу воспитания и заключающемся в единстве стимулирования, формирования сознания и поведения и коррекции в воспитательном процессе (Таблица 2). Подробное описание сущности каждого метода воспитания, условий их применения и различных вариантов использования – см учебное пособие «Психология и педагогика» [].
Таб.2. Методы воспитания.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ | |||
основные | вспомогательные | ||
Методы формирования сознания | Методы формирования поведения | Методы педагогического стимулирования | Методы педагогической коррекции |
- убеждение; - внушение; - метод проблемных ситуаций | - инструктаж; - упражнение; - метод примера | - перспектива; - поощрение; - требование | - замены интереса (доминанты); - критика; - наказание |
Процесс воспитания в вузе
Студенческий возраст – период активного формирования личности, осознания себя и сложившейся личностью, и гражданином страны, и компетентным специалистом. Поэтому так важно не упустить это время, осуществляя в высшем учебном заведении поддержку в развитии и формировании личности каждого студента. И, в первую очередь, этому может способствовать грамотно выстроенный процесс воспитания студентов. В этом случае вуз становится центром создания воспитательной среды, обеспечивает полноценные условия для творческого, научного, физического и др. развития личности как альтернативы проявлению асоциального и антисоциального поведения.
Цели воспитания в вузе:
1. Гуманизация образования – воспитание как процесс формирования ценностей, утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей.
2. Самовоспитание студентов через создаваемую систему взаимоотношений.
3. Становление демократических основ жизнедеятельности вуза.
4. Социокультурное сотрудничество личности студента и вузовского сообщества.
5. Интеграция контингента студентов, корпоративность общности студентов, преподавателей и всех структурных подразделений.
6. Психолого-педагогическая поддержка; грамотное и системное оказание помощи студенту в освоении им жизненно необходимых взглядов и навыков.
7. Расширение мировоззрения будущих специалистов.
8. Приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, овладение коммуникативными основами.
Опираясь на вышеперечисленные цели процесса воспитания в вузе можно выделить некоторые направления деятельности вуза по достижению этих целей:
- комплекс мероприятий по морально-нравственному и этическому воспитанию студентов;
- обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;
- обеспечение при проведении учебных занятий акцента на воспитание у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества и т.д.
В «Концепции воспитания в непрерывном образовании» утверждается, что в основе воспитания должны быть диалектичность миропонимания, гуманистические подходы, сформулированные в мировой и отечественной педагогике, положения гуманистической психологии XX в., теория деятельности А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна и др.
Эффективность воспитательной системы в немалой степени зависит от того, насколько гуманистичны отношения в образовательном учреждении. Для формирования гуманистических отношений в учебном заведении большое значение приобретают возможности для положительного самоутверждения и студентов, и сотрудников. Широкое поле для самореализации предоставляют художественное и техническое творчество, исследовательская работа, лидерство.
Список рекомендуемой литературы:
основная литература
1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/ под ред. Е.С.Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.
3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002.
4. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общество России, 1999.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 2002
6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. пособие для пед. вузов / М.М. Левина; Межд. акад. наук пед. образов. – М.: Академия, 2001.
дополнительная литература
1. Завада Г.В. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Г.В. Завада, О.В. Бушмина. – Казань: КГЭУ, 2008. – 160 с.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие / И.Ф. Исаев. – М.:2004. – 208с.
3. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие / А.А. Лобанов. – 2-е изд., стер. – М.:Академия,2004. – 192с.
4. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебник / под ред. С.А. Смирнова. – 5-е изд., стер. – М.:Академия,2004. – 512с
5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с..
6. Ханафина Э.М. Методические указания к лабораторной работе по выбору индивидуальной траектории преподавателем вуза. / Э.М. Ханафина. – Казань: КГЭУ, 2004.
7. Абрамова Г.А., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – С.30-106.
8. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическому занятию с использованием кейс-метода./ www.marketing.spb.ru
9. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.47-48, С.56-66..
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 127-130.
11. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод. / www.hr-training.net
12. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2000. – 501 с.
13. Антипова В.М. Уровни проблемности в вузовской лекции / Научно-методические основы проблемного обучения. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.58-64.
14. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 114-117.
15. Шантуров А.Г. Вузовская лекция. – Иркутск, 1994. – С. 166-184, 116-130
16. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Пед. общ-во России, 1999. – С. 235-241, С. 253-256.
17. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003.
18. Косогова А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-мта, 2003. – С.49-63.
19. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 117- 125.
20. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
21. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
22. Логунов А.П., Саенко Г.Ф. Построение семинарских занятий на проблемной основе и их роль в приобщении студентов к интеллектуальному сотрудничеству/ Научно-методические основы проблемного обучения в вузе. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988. – С.104-109.
23. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М: Академия, 2001. – 272 с.
24. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – С.224-233.
25. Стефановская Т. А. Технология обучения педагогике в вузах: Метод. пособие / Стефановская Т. А. – М.: Совершенство, 2000. – 271 с.
26. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
27. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Центр тестирования, 2002.
28. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Изд-во «Народное образование», 2000.
29. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с.
30. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – С.123-135.
31. Хубаев Г.О. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Высшее образование в России, 1996, № 1. – С.122.
32. Селевко К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие – М.: народное образование, 1998. – 256 с.
33. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999. – 180 с.
34. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. – М., 1981.
35. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению: Учеб. пособие / М.Г. Голубчикова. – Изд.3-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. – С 26-42.
36. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 1998.
37. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 303 с.
38. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М.: Аспект Пресс, 1995.
39. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.
40. Шестак Н. В. Высшая школа: технология обучения: [Словарь] / Шестак Н. В. – М.: Вузовская книга, 2000. – 77 с.
41. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пел. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1999. – 523 с.
42. Тряпицына А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.
43. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов сред. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
44. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Совершенство, 1998. –362 с.
45. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие. – М.: Academia, 1998. – 170 с.
46. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
47. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Пед. общество России, 1999. – 320 с.
48. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский псих.-социальный институт: Флинта, 1998. – 368 с.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Методы обучения – это …
2. Исходные положения о способе достижения дидактической цели – это … обучения.
3. Андрогогический принцип совместной деятельности включает следующее правило … .
4. Суть проблемной лекции заключается в ...
5. Назовите не менее 2 требований к проведению лабораторных занятий.
6. Правила – оптимизировать работу студента (объем); комментировать домашнее задание соответствуют принципу:
а) научности
б) связи теории с практикой
в) системности и последовательности
г) прочности знаний
д) сознательности и активности
е) доступности и посильности
ж) наглядности
з) профессиональной направленности
7. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
1) совместной деятельности | А) полнота понимания вопросов, проблемы |
2) индивидуальности | Б) относительная свобода выбора целей, содержания и методов обучения преподавателями |
3) опоры на опыт обучающегося | В) содержание обучения ориентируется на решение конкретных профессиональных задач |
4) контекстности | |
5) осознанности | |
6) элективности |
8. В широком смысле под системой знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру понимается … образования.
9. Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие виды относятся к группе лекций:
а) по общим целям
б) по научному уровню
в) по дидактическим задачам
г) по способу изложения материала
10. Принцип научности включает следующее правила …
11. Обучение – это …
12. Андрогогический принцип индивидуальности включает следующее правило … .
13. Установите соответствие лекций и их описание
1) лекция с использованием опорного конспекта | А) преподаватель отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по разделам или всему курсу |
2) бинарная лекция | Б) чтение лекции сразу двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика) |
3) лекция с заранее запланированными ошибками | В) рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации |
4) лекция-консультация | |
5) проблемная лекция | |
6) лекция-конференция |
14. Разновидностью чтения лекции сразу двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента), называется ... лекция.
15. К эпизодическим ФОО относятся …
16. Правила – обучать приемам умственной работы; излагать материал эмоционально соответствуют принципу:
а) научности
б) связи теории с практикой
в) системности и последовательности
г) прочности знаний
д) сознательности и активности
е) доступности и посильности
ж) наглядности
з) профессиональной направленности
17. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
1) совместной деятельности | А) для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальная программа |
2) индивидуальности | Б) полнота понимания вопросов, проблемы |
3) опоры на опыт обучающегося | В) обучающиеся сами самостоятельно разрабатывают план обучения, оценивают и корректируют обучение |
4) контекстности | |
5) осознанности | |
6) элективности |
18. Наука о динамике и развитии человеческого потенциала (с греч., вершина творческого роста) называется … .
19. Влияние на формирование личностных качеств во время лекции заключается в функции:
а) ориентирующей
б) развивающей
в) воспитывающей
г) убеждающей
д) стимулирующей
20. Раздел ГОС, в котором определены виды и задачи профессиональной деятельности выпускника:
а) общая характеристика направления подготовки специалиста
б) требования к уровню подготовки абитуриента
в) общие требования к основной образовательной программе
г) требования к обязательному минимуму содержания
21. Образование – это …
22. Принцип наглядности включает следующее правило … .
23. Андрогогический принцип опоры на опыт обучающегося включает следующее правило … .
24. Одно из требований, предъявляемых к проведению бинарной лекции, заключается в ...
25. Установите соответствие видов и целей самостоятельной работы студентов:
1) Тренировочные | А) самостоятельный выбор средств и методов решения (выполнение учебно-исследовательских заданий, курсовых и дипломных проектов) |
2) Реконструктивные | Б) узнавание, осмысление, запоминание, закрепление знаний, формирование умений, навыков |
3) Творческие | В) перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, подготовка рефератов |
26. Стимулирование познавательной активности студентов и их самостоятельности относятся к правилам следующего принципа:
а) научности
б) связи теории с практикой
в) системности и последовательности
г) прочности знаний
д) сознательности и активности
е) доступности и посильности
ж) наглядности
з) профессиональной направленности
27. Требование к содержанию современного высшего образования указывающее на приоритет общечеловеческих ценностей, проникновение гуманитарного знания в негуманитарные дисциплины, является принципом …
28. Академические и популярные виды относятся к группе лекций:
а) по общим целям
б) по научному уровню
в) по дидактическим задачам
г) по способу изложения материала
29. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
1) совместной деятельности | А) сами обучающиеся оценивают и корректируют обучение |
2) индивидуальности | Б) содержание обучения ориентируется на решение конкретных профессиональных задач |
3) опоры на опыт обучающегося | В) учет потребностей, уровня подготовки, психических и когнитивных особенностей |
4) контекстности | |
5) осознанности | |
6) элективности |
30. Собственно семинар может проводиться в 2 формах – в виде:
а) развернутой беседы по заранее известному плану
б) выполнения лабораторной работы
в) изложения нового учебного материала
г) небольших докладов студентов
д) проведение научных исследований
31 Формы организации обучения – это ….
32. Принцип природосообразности включает следующее правило …
33. Андрогогический принцип контекстности включает следующее правило …
34. Лекция, рассчитанная на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической), называется лекцией ...
35. Установите соответствие видов самостоятельной работы студентов.
1) Тренировочные | А) требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации |
2) Реконструктивные | Б) выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем |
3) Творческие | В) происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование |
36. Правило – устанавливать межпредметные связи для лучшей ориентации студента в профессии соответствует принципу:
а) научности
б) связи теории с практикой
в) системности и последовательности
г) прочности знаний
д) сознательности и активности
е) доступности и посильности
ж) наглядности
з) профессиональной направленности
37. Выберите два принципа андрогогического обучения:
а) совместной деятельности
б) систематичности и последовательности
в) наглядности
г) доступности и посильности
д) опоры на опыт обучающегося
38. Требование к содержанию современного высшего образования, указывающее на ориентацию на профессионализм, саморазвитие, стабильность высоких результатов, является:
а) фундаментальность
б) синергетический подход
в) акмеологический подход
г) гуманизация
39. Лекция, суть которой заключается в систематизации научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей за исключением детализации и конкретизации, называется …
40. Нормативная база, которая устанавливает содержание образования определенного уровня и направления, составляется учеными, методистами и утверждается органами управления образования или УМО, называется …
41. Средства обучения – это …
42. Принцип профессиональной направленности включает следующее правило … .
43. Раздел педагогики, который изучает вопросы обучения и воспитания взрослого человека, называется …
44. К задачам лекции с заранее запланированными ошибками относятся ... .
45. Формой организации обучения, которая интегрирует теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера, является …
46. Формирование профессионально значимых качеств у студентов относится к правилам следующего принципа:
а) научности
б) связи теории с практикой
в) системности и последовательности
г) прочности знаний
д) сознательности и активности
е) доступности и посильности
ж) наглядности
з) профессиональной направленности
47. Специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человека, необходимого для успешной профессиональной деятельности в какой-либо сфере, называется … образования.
48. Установите соответствие принципов и правил андрогогического обучения
1) совместной деятельности | А) относительная свобода выбора целей, содержания и методов обучения преподавателями |
2) индивидуальности | Б) полнота понимания вопросов, проблемы |
3) опоры на опыт обучающегося | В) для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальная программа |
4) контекстности | |
5) осознанности | |
6) элективности |
49. На лекции акцент на системе доказательств проявляется в … функции
а) систематизирующей
б) развивающей
в) воспитывающей
г) убеждающей
50. Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности) виды относятся к группе лекций:
а) по общим целям
б) по научному уровню
в) по дидактическим задачам
г) по способу изложения материала
51. Использование разнообразных средств, методов, технологий обучения для придания свойств профессиональной направленности относятся к правилам следующего принципа:
а) научности
б) связи теории с практикой
в) системности и последовательности
г) прочности знаний
д) сознательности и активности
е) доступности и посильности
ж) наглядности
з) профессиональной направленности
52. Требование к содержанию современного высшего образования, указывающее на возрастающую роль межпредметных связей, формирование у студентов целостного представления о научной системе (теории), ее структуре и ее отдельных элементах, соответствует … подходу.
53. Монологические, бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции относятся к группе лекций:
а) по общим целям
б) по научному уровню
в) по дидактическим задачам
г) по способу изложения материала
Учебное издание
Педагогика высшей школы
Часть 1.
Конспект лекций
Кафедра педагогики и психологии
профессионального образования КГЭУ
Редактор издательского отдела
Компьютерная верстка
Подписано в печать
Формат 60х84/16. Бумага «Business». Гарнитура «Times». Вид печати РОМ. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л. . Тираж 100 экз. Заказ
Издательский отдел КГЭУ, 420066, Казань, Красносельская, 51
Типография КГЭУ, 420066, Казань, Красносельская, 51
Дата: 2018-11-18, просмотров: 796.