Понятие и критерии педагогических технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает более широкое распространение в теории обучения.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогическая технология определяется как:

· целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;

· целенаправленное структурирование и представление педагогической информации и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе;

· система управления познавательной деятельности обучающихся;

· конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач;

· планирование процесса обучения и воспитания;

· комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;

· технология проектирования педагогических систем;

· методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов.

Понятие «педагогическая технология» употребляется на трех уровнях.

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении; здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).

2) Частно-методический (предметный) уровень: здесь педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, группы, преподавателя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы педагога, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: на нем рассматриваются технологии отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология занятия, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Чешский мыслитель, гуманист, педагог Я.А. Коменский (1592-1670гг.) еще в XVII веке утверждал, что можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием. Его выдающийся труд «Великая дидактика» содержит комплекс технологических решений «краткого», «приятного», «основательного» обучения детей. Сюда относятся урок как форма побуждающего примерами общения, правильное распределение времени, приоритетное развитие умственных способностей и т.д.

Термин «технология» используется в педагогической литературе достаточно давно и получил множество (более трехсот) формулировок. Вот несколько примеров определения:

· Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

· Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

· Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

· Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

· Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям, так называемым критериям технологичности. Приведем их краткую характеристику [38]:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

К основным компонентам технологии обучении как системной категории В.С. Кукушкин относит [26]:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- обучающаяся, педагог;

- результаты деятельности.

Итак, технология обучения в высшей школе – системная совокупность и порядок функционирования способов взаимодействия педагога и студента, реализация которых обеспечивает решение диагностично поставленной и гарантированно достигаемой дидактической цели.

 

1. 2. Классификация педагогических технологий

Технологии обучения можно рассматривать на нескольких уровнях: общепедагогическом (или методологическом); частно-педагогическом (или стратегическом) и локально-педагогическом (или тактическом) [4].

 

1. I. На общепедагогическом уровне технология задает парадигмальную установку для постановки целей обучения, определяет некую общую схему реализации педагогического процесса с характеристикой его необходимых элементов. К технологиям обучения такого уровня можно отнести, например, проблемное обучение (Д. Дьюи, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В. Оконь, М.Н. Скаткин), контекстное обучение (А.А. Вербицкий), проективное обучение (Г.Л. Ильин, В.С. Леднев); модульное (модульно-рейтинговое) обучение(Дж. Рассел, Б.М. Гольдшмид, П.А. Юцявичене, К.Я. Вазина, М.А. Чошанов); активное обучение (Н.В. Борисова, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, Ж. Брюнетьер, И. Асса и др.) и другие.

1. II. К основным частно-педагогическим (стратегическим) образовательным технологиям целесообразно отнести: лекционные технологии обучения; семинарские технологии обучения, практику (лабораторные работы, стажировка, учебно-профессиональная деятельность); процедуры активизации творческой деятельности; игровые процедуры (разыгрывание ролей, игры различного типа); исследовательские работы (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, исследовательская работа, подготовка письменных аналитических работ); тренинговые технологии (тренинги разного типа); дискуссионные процедуры; процедуры самоуправления(индивидуальная и групповая самостоятельная работа).

Стратегическая образовательная технология – это организационный процесс, характеризующийся определенным типом деятельности ее участников, функцией в образовательном процессе и ориентированный на достижение стратегических целей образования. Другими словами, стратегические технологии обучения осуществляются в рамках различных форм организации обучения и меняются в зависимости от изменения форм.

При этом критериями выбора конкретных стратегических технологий являются:

доминирующий тип развития, выступающий в качестве цели образования (духовное, интеллектуальное, личностное, поведенческое, деятельностное, коммуникативное, физическое, эмоциональное)

ступени и стадии реализации образовательного процесса внутри уровней образования

тип образовательного заведения

психолого-педагогические закономерности и медицинские показатели обучающихся.

1. III. Локально-педагогическая (тактическая) образовательная технология – конкретная разновидность реализации организационного процесса в рамках одной стратегической технологии, направленная на достижение тактических целей образования и отличающаяся стилем, продолжительностью, типом коммуникации и другими параметрами.

По сути, на данном уровне, речь идет о технологическом подходе к методам обучения, т.е. к детальному и относительно алгоритмизированному описанию непосредственного взаимодействия педагога и студента.

В зависимости от выбранной стратегической технологии (связанной с имеющимися возможностями по выбору форм организации обучения) и на основе перечня компетенций, которые необходимо формировать в процессе обучения у студентов, преподаватель выбирает тактическую образовательную технологию. Так, на уровне стратегической лекционной технологии можно предложить выбор из следующих тактических технологий: проблемная лекция, лекция-провокация, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия и др. А среди процедур активизации обучения и игровых процедур: «мозговую атаку», блиц-игру, дидактическую игру, кейс-стади, деловую игру и др.

1. 3. Технологический подход к формам организации обучения

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят [11]:

· лекции,

· семинары, просеминары, спецсеминары,

· коллоквиумы,

· лабораторные работы,

· практикумы и спецпрактикумы,

· самостоятельную работу,

· научно-исследовательскую работу студентов,

· производственную,

· педагогическую;

· дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).

ü Лекция. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой

Лекция выполняет следующие функции:

· информационную (излагает необходимые сведения),

· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

· воспитывающую,

· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).

· ориентирующую (в проблеме, в литературе),

· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),

· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.

Можно выделить следующие виды лекций.

1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

2. По научному уровню: академические и популярные.

3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции [11]/

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. Мнение «противников» лекций, как основной формы обучения в вузе:

· Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

· Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

· Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

· Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 579.