Статья 101. Воздушные перевозки

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Воздушный чартер

Отличия от морского чартера

1. может быть зафрахтовано не одно, а несколько воздушных судов;

2. на воздушном транспорте чартер может быть заключен для перевозки пассажиров, а не только грузов, как на морском;

3. на воздушном транспорте: воздушный чартер – договор аренды воздушного судна

Общее то, что при заключении договора чартера фрахтователю предоставляется вся вместимость морского или воздушного судна для размещения груза (почты) или пассажиров.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ПРАВО

 

§ Источники правового регулирования отношений, возникающих из деятельности железнодорожного транспорта

ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ» 10.01.2003 № 17-ФЗ;

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ;

ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003г. №29-ФЗ;

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монополиях» от 10.01.2003г. №16-ФЗ.

1 октября 2003 г. начало работу ОАО РЖФ – создана путем передачи имущества унитарных государственных предприятий. Сейчас в деятельности РЖФ объединены структуры транспорта и деятельность перемещения пассажиров и грузов, но в дальнейшем будет разделение на 2 элемента:

1. деятельность железнодорожного перевозчика по перемещению грузов и пассажиров;

2. оказание владельцем инфраструктуры услуг по оказанию возможности для перемещения грузов и пассажиров на основе аренды;

Оператор железнодорожных перевозок будет владеть вагонами, контейнерами – он будет новым субъектом.

Сейчас локомотивы принадлежат железной дороге, т.е. РЖД. Но РЖД сейчас неохотно дает в аренду локомотивы операторам. Сейчас 10% перевозок осуществляется независимыми операторами.

Инфраструктура – сложный технологический комплекс, состоящий из магистральных путей общего пользования и других сооружений, железнодорожных станций, энергоснабжения, связи, сигнализации, блокировки, системы управления движением и иные здания, сооружения, т.е. все, кроме подвижного состава.

 

§ Договор железнодорожной перевозки груза. Форма договора.

§ Договор об организации железнодорожной перевозки груза.

На железнодорожном транспорте существуют 2 вида договоров:

1. Договор железнодорожной перевозки груза, багажа, грузобагажа. Этот договор является реальным. Реальный договор означает, что правоотношения возникают только в момент передачи груза перевозчику (железнодорожная накладная и квитанция о приеме груза);

2. Договор железнодорожной перевозки пассажиров. Этот договор является консенсуальным – т.е. стороны заранее достигают соглашения по всем основным вопросам и пассажиру выдается билет;

Перед договором о перевозки грузов грузоотправитель составляет заявку, в которой указывается какой, сколько и куда необходимо доставить груз. Срок действия заявки – 45 дней. Заявка должна быть представлена перевозчику не позднее, чем за 10 дней до начала перевозки груза в прямом железнодорожном сообщении. Заявка должна быть представлена перевозчику не позднее, чем за 15 дней до начала перевозок в международном и смешенном сообщении или если в пункте назначения указаны порты.

Перевозчик обязан рассмотреть заявку в течение 2х дней и случае возможности перевозок отправить эту заявку владельцу инфраструктуры с отметкой о своем согласии осуществить перевозку.

Перевозчик имеет право отказать в следующих случаях:

- введение прекращения перевозок по маршруту следования груза (чрезвычайные обстоятельства);

- отказ владельца инфраструктуры в согласовании заявки

- обоснованное отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

- в иных случаях, предусмотренных уставом или другими нормативными актами;

Владелец инфраструктуры рассматривает поступившую к нему заявку:

- в течение 5 дней, если груз будет отправлен прямым железнодорожным сообщением;

- в течение 10 дней, если груз будет участвовать в международном или смешенном сообщении или если пункте назначения указаны порты;

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

- отсутствия договора по оказанию услуг по использованию объектов инфраструктуры;

- смежные виды транспорта отказали в согласовании заявки;

- в случае отказа железных дорог иностранного государства в согласовании заявки;

- в случае отказа других владельцев инфраструктуры в согласовании заявки;

- в случае отсутствия технических и технологических возможностей осуществить перевозки;

- в иных случаях, предусмотренных уставом железнодорожного транспорта;

Перечень критериев технических и технологических возможностей, отсутствие которых является условием отказа согласования заявок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (министерство транспорта).

В случае отказа, заявка возвращается перевозчику с указанием причин отказа. Если заявка успешно согласована, то она с соответствующими отметками перевозчика и владельца инфраструктуры возвращается грузоотправителю не позднее 3х дней до начала погрузки.

Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке.

Учет выполнения заявки осуществляется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее 2х часов до начала погрузки.

Заявку можно назвать офертой, согласие перевозчика – можно назвать акцептом.

 

 

§ Обязанности железнодорожного перевозчика груза и отправителя, предшествующие перевозке

Статья 18. Грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими стандартами, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, техническим условиям и иным актам.

При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

При предъявлении продовольственных и скоропортящихся грузов для перевозки грузоотправитель (отправитель) обязан представить вместе с транспортной железнодорожной накладной документ о качестве грузов (сертификат), подписанный грузоотправителем (отправителем) или экспертом по качеству и датированный днем погрузки таких грузов в вагон, контейнер, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами.

 

Статья 20. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.

Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.

Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.

Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:

вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;

контейнеров - грузоотправителями.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются и плата за пользование ими не взимается.

 

§ Сроки доставки железнодорожным перевозчиком груза, пассажира, багажа. Ответственность за нарушение таких сроков.

Статья 33. Перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

Статья 97. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.

 

§ Провозная плата за железнодорожные перевозки грузов, пассажира, багажа

Статья 82. По договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа - провоз грузобагажа.

Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями.

Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.

Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае, если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного.

 

§ Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и грузов при железнодорожной перевозке грузов

§ Ответственность перевозчика за несохранность груза при железнодорожных перевозках

Отправитель освобождается от ответственности:

1. непреодолимая сила;

2. прекращение/ограничение погрузки груза (ст. 29);

3. авария у отправителя, в результате которой запрещено выполнять операции, авария у отправителя, при которой запрещено выполнение основной деятельности;

4. неиспользование вагонов или контейнеров поданых отправителем сверх принятой заявки без предварительного уведомления отправителя;

5. выполнение в тоннах при не выполнении в вагонах

Перевозчик освобождается от ответственности:

1. непреодолимая сила;

2. прекращение/ограничение погрузки груза (ст 29 Устава);

3. неподача перевозчиком вагонов/контейнеров при не внесении отправителем платы за перевозку или иных платежей;

4. неподача вагонов/контейнеров зависящих от отправителя или организаций, с которыми отправитель связан договором;

Перевозчик обязан подать исправное транспортное средство, а отправитель – транспортабельный груз. Но отказ отправителя от поданых транспортных средств, не пригодных для перевозки, является только правом отправителя, а не обязанностью.

При технической неисправности транспортных средств за сохранность груза несет ответственность железная дорога. Есть техническая неисправность транспортных средств и есть коммерческая непригодность.

При коммерческой непригодности – ответственность несет отправитель груза, если он не докажет вину перевозчика.

Перевозчик отвечает за несохранность груза (ст. 796 ГК РФ) – ответственность за принятый груз с момента принятия до момента передачи получателю.

Период ответственности перевозчика (ст. 796). Начало – принятие груза, конец – выдача груза грузополучателю.

Виды несохранности груза:

1. утрата груза – полное невручение груза грузополучателю (утерян, похищен, конфискован, невозможность вручения) – отвечает перевозчик;

2. недостача – частичное невручение груза грузополучателю – отвечает перевозчик;

3. повреждение груза – нарушение целостности груза, его физических свойств и качеств;

4. порча – изменение химических свойств груза, ведущее к полному или частичному обесцениванию;

Основания ответственности перевозчика: если он не докажет, что порча произошла по причинам, которые он не мог предусмотреть и не мог предотвратить – ответственность по принципу вины.

Доказательство невиновности перевозчика:

1. выявить обстоятельство, послужившее причиной несохранности груза;

2. доказать наличие причинно-следственной связи между обстоятельством и результатом;

3. доказать, что он не имел отношения к возникновению причины и сделал все, чтобы предотвратить вредное обстоятельство.

Ст. 796 возлагает доказательство отсутствия вины на перевозчика.

Устав железнодорожного транспорта предусматривает 7 случаев, когда доказать должен грузополучатель:

1. если груз прибыл в исправном вагоне с исправными запорно-пломбировочными устройствами;

2. если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя отправителя;

3. если несохранность произошла в результате недостоверных сведений, предоставленных отправителем;

4. если грузобагаж прибыл в исправной таре/упаковке;

5. если перевозка осуществлялась под ответственность отправителя;

6. несохранность из-за естественных причин на открытом подвижном составе;

7. если недостача не превышает естественной убыли;

Судебно-арбитражная практика возлагает ответственность доказывания невиновности на перевозчика – предпочтение ст. 796 ГК. Эта позиция отражена в п.37 постановлении Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» 6.10.2005г. № 30 – Постановление Высшего Арбитражного суда: надлежит руководствоваться ст. 796 ГК.

В каком размере несет ответственность перевозчик за несохранность груза:

Убытки складываются из реального (положительного) ущерба (стоимость утраченного груза или сумма понижения стоимости груза) + упущенная выгода (ст.15 ГК РФ). Транспорт отвечает только за реальный ущерб и не отвечает за упущенную выгоду. Транспорт – убыточная, дотационная отрасль, поэтому не возмещает упущенную выгоду.

Законодатель сохранил обязательный претензионный порядок по требованию к перевозчику: сначала надо предъявить ему претензию с изложением: суммы, расчет суммы и прилагаемые документы, подтверждающие обоснованность. Претензия должна быть подписана руководителем организации грузовладельца. Претензия предъявляется в течение срока давности – 1 год.

В суд, если заявленная претензия отклонена полностью или частично, или перевозчик не дал ответа в течение 30 дней. Срок исковой давности (1 год) исчисляется с момента, установленного транспортными уставами.

Обязательный претензионный порядок установлен только для претензий к перевозчику, а перевозчик может сразу обращаться в суд. Обязательного претензионного порядка по перевозки пассажиров нет, он сразу может обращаться в суд.


АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРАВО

 

§ Правовые акты, регулирующие отношения лиц, участвующих в автомобильных перевозках. Лицензирование деятельности, связанной с автомобильным транспортом

Основными актами, регулирующим автоперевозки – Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от 08.11.2007г. №259-ФЗ, ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 8 ноября 2007 года № 257 – ФЗ

Конвенция о дорожном движении (Вена 8 ноября 1968 г.) (СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 г. № 5938-VIII).

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.) (вступила в силу для СССР 08.12.1982г).

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (СССР присоединился к Конвенции 02.09.1983 Указом Президиума ВС СССР от 01.08.1983 № 9763-Х).

В настоящее время на автомобильном транспорте в соответствии со ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируются только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 года № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» / СЗ РФ. - 2006. - №45. - Ст. 4711

УАТ РФ определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

 

По сравнению с предыдущим уставом 1969 года, новый УАТ РФ отошел от плановости перевозок и закрепил новый договор на автомобильном транспорте – договор фрахтования.

 

Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

 

§ Договор автомобильных перевозок грузов

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, перевозимого по договору фрахтования. 

В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя.

Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

 

Перевозчик обязан предоставить в сроки, установленные договором перевозки груза, транспортные средства, контейнеры, пригодные для перевозок соответствующего груза.

2. В случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза.

 

При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.

Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов.

В случае непредъявления грузоотправителем груза для перевозки перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф.

Грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки имеет право объявить его ценность. Прием для перевозки груза с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

 

Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них

 

Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них должны выполняться в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов.

Время подачи транспортного средства, контейнера под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки, а время подачи транспортного средства, контейнера под выгрузку - с момента предъявления водителем транспортного средства грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки.

Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в путевом листе, транспортной накладной, сопроводительной ведомости время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них.

Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве грузоотправителем и сниматься с транспортного средства грузополучателем, если иное не установлено договором перевозки груза.

Все принадлежащие грузоотправителю приспособления возвращаются перевозчиком грузоотправителю в соответствии с его указанием в транспортной накладной и за счет грузоотправителя, а при отсутствии такого указания выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения.

Погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

При предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, их масса должна быть определена и указана в соответствующих транспортных накладных.

Грузы в таре или упаковке, а также штучные грузы принимаются для перевозки с указанием в транспортных накладных массы грузов и количества грузовых мест. Масса грузов в таре или упаковке, а также масса штучных грузов определяются грузоотправителем до предъявления их для перевозки. Порядок определения массы грузов устанавливается правилами перевозок грузов.

 

По окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза.

 Пломбирование транспортных средств, контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

 Порядок пломбирования транспортных средств, контейнеров устанавливается правилами перевозок грузов.

 

Сроки доставки груза

 

Перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов.

О задержке доставки груза перевозчик обязан проинформировать грузоотправителя и грузополучателя.

Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

1) в течение десяти дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях;

2) в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

 

Выдача груза

Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принять доставленный ему груз.

Если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба.

В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его.

Переадресовка груза осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

Выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.

Выдача груза перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в следующих случаях:

1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб;

2) доставка груза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;

3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.

Выдача перевозчиком груза в таре или упаковке с проверкой массы, состояния груза осуществляется только в случае повреждения тары или упаковки. При обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке.

 

После выгрузки грузов транспортные средства, контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов, перечень которых определяется правилами перевозок грузов, транспортные средства, контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.

Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств, контейнеров.

 

Доставленный в терминал перевозчика груз хранится бесплатно в течение суток со дня направления перевозчиком извещения грузополучателю о доставленном грузе. За хранение груза более суток перевозчик взимает с грузополучателя или грузоотправителя плату, определенную договором перевозки груза.

Предельный срок хранения груза в терминале перевозчика не может превышать тридцать дней, если иное не установлено договором перевозки груза.

По истечении предельного срока хранения груза в терминале перевозчика последний запрашивает грузоотправителя по поводу указаний относительно груза.

Если грузоотправитель не даст указаний относительно груза в течение четырех суток после получения запроса, перевозчик вправе возвратить такой груз грузоотправителю за счет последнего или в установленном порядке реализовать груз по договору купли-продажи исходя из подтвержденной документами цены груза или при отсутствии таких документов исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Средства, вырученные перевозчиком за реализованный груз, за вычетом причитающихся перевозчику платежей за перевозку и хранение груза, а также затрат, связанных с реализацией груза, возвращаются грузоотправителю.

 

Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (договор фрахтования – противоречит существу договора фрахтования, заложенного в ГК РФ).

 

Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

Договор фрахтования, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) наименование груза;

3) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);

4) маршрут и место подачи транспортного средства;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок грузов.

Предоставление фрахтовщиком для перевозки груза транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства. В случае непредоставления фрахтовщиком транспортного средства фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф.

Время подачи транспортного средства к месту, предусмотренному договором фрахтования, исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 55.